Научная статья на тему 'Синтез сложно-структурируемой экономической информации в отношении закупочных операций для оценивания криминальности отношений между госорганами и коммерческими структурами '

Синтез сложно-структурируемой экономической информации в отношении закупочных операций для оценивания криминальности отношений между госорганами и коммерческими структурами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / закупочные операции / управление / экономическая безопасность / информационная система / economics / procurement operations / management / economic security / information system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимир Иванович Абрамов, Евгений Леонидович Логинов

Рассматриваются проблемы синтеза сложно-структурируемой экономической информации в отношении закупочных операций для оценивания криминальности отношений между госорганами и коммерческими структурами. Предлагается внедрение оптимизирующих управленческих алгоритмов в деятельности органов госуправления, фискальных и правоохранительных органов и осуществление на основе оборота сетецентрической информации для согласованного распределенного взаимодействия участников мониторинга закупочных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Владимир Иванович Абрамов, Евгений Леонидович Логинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synthesis of complexly structured economic information regarding procurement operations to assess the criminality of relations between government agencies and commercial structures

The problems of synthesis of complexly structured economic information in relation to procurement operations for assessing the criminality of relations between government agencies and commercial structures are considered. It is proposed to introduce automated generation of optimizing management algorithms in the activities of state administration bodies, fiscal and law enforcement agencies and to implement, on the basis of the turnover of network-centric information, coordinated distributed interaction of participants in monitoring procurement operations.

Текст научной работы на тему «Синтез сложно-структурируемой экономической информации в отношении закупочных операций для оценивания криминальности отношений между госорганами и коммерческими структурами »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 126—129. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):126—129.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья

УДК 33 NIION: 2007-0062-1/22-030

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-126-129 MOSURED: 77/27-004-2022-01-230

Синтез сложноструктурируемой экономической информации в отношении закупочных операций для оценивания криминальности отношений между госорганами и коммерческими структурами

Владимир Иванович Абрамов1, Евгений Леонидович Логинов2

1 Институт управления образованием Российской академии образования, Москва, Россия, wladimir.abramow@gmail.com

2 Институт экономических стратегий, Москва, Россия, evgenloginov@gmail.com

Аннотация. Рассматриваются проблемы синтеза сложноструктурируемой экономической информации в отношении закупочных операций для оценивания криминальности отношений между госорганами и коммерческими структурами. Предлагается внедрение оптимизирующих управленческих алгоритмов в деятельности органов госуправления, фискальных и правоохранительных органов и осуществление на основе оборота сетецентрической информации для согласованного распределенного взаимодействия участников мониторинга закупочных операций.

Ключевые слова: экономика, закупочные операции, управление, экономическая безопасность, информационная система

Благодарности: статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-010-00351 А).

Для цитирования: Абрамов В.И., Логинов Е.Л. Синтез сложноструктурируемой экономической информации в отношении закупочных операций для оценивания криминальности отношений между госорганами и коммерческими структурами // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 126—129. doi: 10.2441 1/2073-3305-2022-1-126-129.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Synthesis of complexly structured economic information regarding procurement operations to assess the criminality of relations between government agencies and commercial structures

Vladimir I. Abramov1, Evgeny L. Loginov2

1 Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, wladimir.abramow@gmail.com

2 Institute for Economic Strategies, Moscow, Russia, evgenloginov@gmail.com

Abstract. The problems of synthesis of complexly structured economic information in relation to procurement operations for assessing the criminality of relations between government agencies and commercial structures are considered. It is proposed to introduce automated generation of optimizing management algorithms in the activities of state administration bodies, fiscal and law enforcement agencies and to implement, on the basis of the turnover of network-centric information, coordinated distributed interaction of participants in monitoring procurement operations.

Keywords: economics, procurement operations, management, economic security, information system

Acknowledgments: this article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 20-010-00351 A).

For citation: Abramov V.I., Loginov E.L. Synthesis of complexly structured economic information regarding procurement operations to assess the criminality of relations between government agencies and commercial structures // Obra-zovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):126—129. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-126-129.

© Абрамов В.И., Логинов Е.Л., 2022

Возникновение интегрированного сетецент-рического управления на основе функциональной интеграции совокупных информационных и вычислительных ресурсов госорганов, входящих в антикриминальной и антикоррупционной кластер, связано с прогрессом информационных технологий, который позволяет проводить мониторинг закупочных операций и анализ деятельности в режиме онлайн.

Интегрированное сетецентрическое управление необходимо реализовать с возможностью использования унифицированных программных компонентов в рамках элементов мониторинга закупочных операций в соответствии с функциональными задачами бюджетных структур.

Тем самым, создается возможность синтеза сложноструктурируемой экономической информации с выявлением связей между бизнес-агентами, оцениванием криминальности отношений между госорганами и коммерческими структурами, для прогнозирования, обнаружения и идентификации криминально-детерминированных известных и неизвестных свойств финансово-хозяйственных операций [2].

Такие мероприятия предлагается реализовать путем интеграции системных архитектур различных программных сред в единое универсальное решение для эффективного использования в многокомпонентных коммуникационных системах различных бюджетных структур, участвующих в обеспечении экономической безопасности за счет сбора данных от имеющихся информационных систем госорганов и коммерческих структур (в том числе в условиях территориально разнесенных структур) [4]. Эти структуры необходимо связывать между собой по общим параметрам. Полученные данные необходимо интерпретировать и распределять с учетом функциональных задач антикриминального и антикоррупционного кластера госорганов с выделением сопровождения хозяйственной активности бизнес-агентов [5].

Цифровой основой обеспечения координации процессов формирования, концентрации и перераспределения финансовых и материальных ресурсов (активов) государственного и негосударственного характера является развитие электронных информационных систем органов госуправления на всех уровнях.

Функциональная интеграция вычислительных ресурсов различных ведомственных информационных сетей посредством технологий распределенных вычислений позволяет реализовать адаптивные межведомственные подходы к оптимизации различных видов закупочных операций

в условиях цифровой трансформации оргструктур и механизмов управления [3].

Система должна позволять проводить сбор, анализ, идентификацию отдельных закупочных операций и их цепочек во взаимосвязи с выделением агрегированных групп хозяйствующих субъектов и контроль концентрации активов. Необходима оптимизация организационных конфигураций на основе ведомственных и межведомственных центров облачных сервисов, соединенных в единую межрегиональную сеть как сетецентрической среды и одновременно узловых точек концентрации знаний и компетенций для антикриминальной и антикоррупционной деятельности с возможностью перенастройки, перепроектирования и адаптации (по приоритетам противодействия криминально-коррупционным операциям финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов) управленческих процессов.

В рамках предлагаемых механизмов реализацию сформулированных мер целесообразно осуществить с качественным повышением порога анализируемой информации за счет сбора экономических данных из всех возможных источников с обнаружением кластеров криминальных и легитимных экономических событий в многокомпонентных пространственно-временных последовательностях финансово-хозяйственных операций. Эти операции имеют подвижные границы с изменяющейся топологией формализиро-ванных и неформализированных криминальных сообществ (с идентификацией участвующих госорганов и коммерческих структур и персонифицированных криминальных руководителей).

Такие меры являются основой для внедрения новых форм контроля для решения наиболее сложных задач в российской экономике в системе взаимосвязанных ресурсных и финансовых циклов в рамках госкорпораций и компаний с госучастием на федерально-отраслевом, регионально-территориальном и корпоративно-холдинговом уровнях в условиях необходимости антикриминальных и антикоррупционных преобразований экономики страны [1].

Предлагаемые меры можно осуществить с выделением и контролем «биэлементов экономического пространства» — универсальных массивов контролируемых в финансово-хозяйственном обороте квазиидентифицируемых единиц, объединяющих материальные характеристики объектов и их финансовые характеристики как квазиединое целое путем системной организации процесса формирования и реализации интеллектуального механизма управления экономикой.

2022 / № 1 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

127

Такая стратегия реализуется через комплек-сирование разнородных по техническим, территориальным или стоимостным параметрам информационно-вычислительных сетей как сегментов складывающейся межведомственной системы управления (интегрированной с системами Электронного правительства) деятельностью антикриминального и антикоррупционного кластера госорганов с использованием интеллектуальных технологий и идентификацией криминальной сущности финансово-хозяйственных операций конкретных хозяйствующих субъектов.

В этих условиях складывается возможность автоматизированной выработки оптимизирующих управленческих алгоритмов в деятельности органов госуправления, фискальных и правоохранительных органов и осуществление на основе оборота сетецентрической информации согласованного распределенного взаимодействия участников мониторинга закупочных операций. Здесь требуется переход к новому качеству управления и контроля экономики с опорой на новые информационные технологии для выявления комплексного состояния взаимосвязанных объектов управления (оргструктур), необходимых для обеспечения корректности принимаемых оперативных и стратегических решений.

Процессы внедрения интеллектуальных информационно-вычислительных сетей в корпоративных структурах должны учитывать госприоритеты достижения приемлемой с точки зрения экономической безопасности управляемости экономики России на основе достижения нового организационного уровня противодействия развитию криминально-коррупционной составляющей. На этой основе обеспечивается повышение эффективности взаимодействия путем создания единой для всех органов госуправления, фискальных и правоохранительных органов информационно-вычислительной системы (сети) с облачными центрами предоставления информационно-вычислительных услуг и сервисов.

В рамках реализации мероприятий необходимо предусмотреть:

■ создание единой (отраслевой) информационной системы, осуществляющей оперативный сбор детализированных данных на основе оперативной комплексной обработки больших потоков разнородных данных в сочетании с новыми инструментами междисциплинарного анализа для решения поставленных перед ней задач. Такая инфраструктура служит основой эффективного взаимодействия органов госуправления, фискальных и правоохранительных

органов для реализации мер совершенствования управления в виде последовательностей взаимосвязанных управленческих транзакций в целях достижения намеченных показателей развития экономики;

■ развитие, интеграцию и обеспечение доступности отраслевых баз данных на основании собранной информации и внедрения интеллектуальных информационно-вычислительных сетей как цифровой основы достижения качественно нового уровня интег-рированности структурных подразделений бюджетных структур, входящих в антикриминальный и антикоррупционный кластер госорганов и сетецентрических сегментов общероссийской экономической системы;

■ определение условий, общих принципов, методик регулирования процессов создания сегмента автоматизированной системы путем комплексирования различных информационных и вычислительных платформ, используемых бюджетных структурами и коммерческими структурами, в частности, как основы реализации комплексных функций мониторинга закупочных операций, опирающегося на расширенное использование цифровых технологий, осуществляемых кластером правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб Российской Федерации;

■ внедрение интегрированной цифровой платформы для создания сетецентрической информационной системы координированного управления антикриминальной и антикоррупционной деятельностью кластера правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб. Предлагаемая инфраструктура является базой для расширения мониторинга закупочных операций, опирающегося на расширенное использование цифровых технологий, позволяет аналитически конструировать криминогенные профили риска, которые (сейчас или в перспективе) могут спрогнозировать значение количественных признаков и качественных криминально-коррупционных деформаций в экономической и политической системе Российского государства;

■ внедрение механизмов обратной связи между органами госуправления, фискальными и правоохранительными органами на основе осуществления принципиального перехода от сложившейся практики выявления линейно организованной криминальной финансово-хозяйственной деятельно-

сти к системе выявления латентно (в том числе офшорно) связанных элементов такой деятельности (трудно выявляемой традиционными методами) и соответствующих организационных изменений методов госуправления.

Рассматриваемые цели можно достичь на новых принципах построения мониторинга закупочных операций хозяйствующих субъектов, а также процессов контроля формирования, концентрации и перераспределения финансовых и материальных ресурсов (активов) государственного и негосударственного характера как инструмента антикриминального программирования направлений развития агрегированных предпринимательских структур и государственных ведомств в российской экономике с учетом сетевого оборота информации. Это необходимо делать с выделением и контролем «биэлементов экономического пространства» на основе анализа финансово-хозяйственных взаимодействий в распределенной корпоративной среде, а также выявления сборки из многих бизнес-агентов (в том числе фирм-однодневок) моделей более крупных функциональных областей «отмывания» денег и уклонения от уплаты налогов. Итоговая задача — вытеснение хозяйствующих субъектов в устойчиво контролируемый государством сектор прозрачности закупочных операций, объединяющий материальные характеристики объектов и их финансовые характеристики как квазиединое целое.

Список источников

1. Абрамов В.И. Агент-ориентированное и имитационное моделирование: перспективы в области информационных технологий / / Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 11 (97). С. 386—397.

2. Абрамов В.И. Роль государственных закупок в системе государственного управления в России // Вестник ЦЭМИ. 2018. № 1. С. 37.

3. Абрамов В., Евдокимов Д. Разработка комплекса агент-ориентированных моделей системы государственных закупок стран Евразийского континента / / Проблемы теории и практики управления. 2019. № 1. С. 15—23.

4. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016.

5. Шкута АА. Выявление участников трансграничных организационных сетей, осуществляющих операции по выводу финансовых и имущественных активов из контура государственного контроля // Вестник экономической безопасности. 2017. № 4. С. 318—323.

References

1. Abramov V.I. Agent-oriented and simulation modeling: prospects in the field of information technology / / Regional problems of transformation of the economy. 2018. No. 11 (97). pp. 386—397.

2. Abramov V.I. The role of public procurement in the system of public administration in Russia // Bulletin of CEMI. 2018. No. 1. P. 37.

3. Abramov V., Evdokimov D. Development of a complex of agent-based models of the public procurement system of the countries of the Eurasian continent // Problems of theory and practice of management. 2019. No. 1. P. 15—23.

4. Ageev A.I., Loginov E.L. Russia in the new economic reality. M.: Institute of Economic Strategies, Association "Analytics", 2016.

5. Shkuta AA. Identification of participants in cross-border organizational networks that carry out operations to withdraw financial and property assets from the contour of state control // Bulletin of economic security. 2017. No. 4. P. 318—323.

Информация об авторах

В.И. Абрамов — кандидат экономических наук, исполняющий обязанности директора Института управления образованием Российской академии образования;

Е.Л. Логинов — доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, заместитель директора Института экономических стратегий.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors V.I. Abramov — candidate of economic sciences, acting director of the Institute of Education Management of the Russian Academy of Education;

E.L. Loginov — doctor of economics, professor of the Russian Academy of Sciences, twice laureate of the RF Government

Prize in the field of science and technology, deputy director of the Institute for Economic Strategies.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.12.2021; одобрена после рецензирования 10.01.2022; принята к публикации 10.02.2022.

The article was submitted 1 0.1 2.2021 ; approved after reviewing 1 0.01.2022; accepted for publication 1 0.02.2022.

2022 / № 1 Education. Science. Scientific personnel

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.