Научная статья на тему 'Контуры антикриминальной и антикоррупционной модели обеспечения экономической безопасности на основе цифровых технологий сопровождения хозяйственной активности бизнес-агентов'

Контуры антикриминальной и антикоррупционной модели обеспечения экономической безопасности на основе цифровых технологий сопровождения хозяйственной активности бизнес-агентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / закупочные операции / управление / экономическая безопасность / информационная система / economics / procurement operations / management / economic security / information system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимир Иванович Абрамов

Рассматриваются проблемы формирования антикриминальной и антикоррупционной модели обеспечения экономической безопасности на основе цифровых технологий сопровождения (мониторинга) хозяйственной активности бизнес-агентов. Обоснована необходимость качественного повышения порога анализируемой информации за счет синтеза сложноструктурируемой экономической информации, получаемой от мониторинга закупочных операций хозяйственной активности бизнес-агентов, где криминальные маркеры весьма четко сопрягаются и связывают между собой основные массивы финансовых и имущественных активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Владимир Иванович Абрамов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outlines of an anti-criminal and anti-corruption model of ensuring economic security based on digital technologies for supporting the economic activity of business agents

The problems of the formation of an anti-criminal and anti-corruption model of ensuring economic security based on digital technologies for supporting the economic activity of business agents are considered. The necessity of a qualitative increase in the threshold of the analyzed information due to the synthesis of complexly structured economic information from financial monitoring — support of the economic activity of business agents, where criminal markers are very clearly coupled and connect the main arrays of financial and property assets, has been substantiated.

Текст научной работы на тему «Контуры антикриминальной и антикоррупционной модели обеспечения экономической безопасности на основе цифровых технологий сопровождения хозяйственной активности бизнес-агентов»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-320-323 NIION: 2003-0059-6/21-124 MOSURED: 77/27-003-2021-06-323

Контуры антикриминальной и антикоррупционной модели обеспечения экономической безопасности на основе цифровых технологий сопровождения хозяйственной активности бизнес-агентов

Владимир Иванович Абрамов

Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, Россия,

wladimir.abramow@gmail.com

Аннотация. Рассматриваются проблемы формирования антикриминальной и антикоррупционной модели обеспечения экономической безопасности на основе цифровых технологий сопровождения (мониторинга) хозяйственной активности бизнес-агентов. Обоснована необходимость качественного повышения порога анализируемой информации за счет синтеза сложноструктурируемой экономической информации, получаемой от мониторинга закупочных операций хозяйственной активности бизнес-агентов, где криминальные маркеры весьма четко сопрягаются и связывают между собой основные массивы финансовых и имущественных активов.

Ключевые слова: экономика, закупочные операции, управление, экономическая безопасность, информационная система

Благодарности: Статья выполнена в рамках государственного задания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный академический университет гуманитарных наук».

Для цитирования: Абрамов В. И. Контуры антикриминальной и антикоррупционной модели обеспечения экономической безопасности на основе цифровых технологий сопровождения хозяйственной активности бизнес-агентов // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 320-323. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-320-323.

Original article

Outlines of an anti-criminal and anti-corruption model of ensuring economic security based on digital technologies for supporting the economic activity

of business agents

Vladimir I. Abramov

State Academic University for the Humanities, Moscow, Russia, wladimir.abramow@gmail.com

Abstract. The problems of the formation of an anti-criminal and anti-corruption model of ensuring economic security based on digital technologies for supporting the economic activity of business agents are considered. The necessity of a qualitative increase in the threshold of the analyzed information due to the synthesis of complexly structured economic information from financial monitoring — support of the economic activity of business agents, where criminal markers are very clearly coupled and connect the main arrays of financial and property assets, has been substantiated.

Keywords: economics, procurement operations, management, economic security, information system

Acknowledgments: The article was carried out within the framework of the state task of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "State Academic University for the Humanities".

For citation: Abramov V. I. Outlines of an anti-criminal and anti-corruption model of ensuring economic security based on digital technologies for supporting the economic activity of business agents. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):320-323. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-320-323.

© Абрамов В. И., 2021

ECONOMIC SCIENCE

В сложившихся условиях можно сформулировать стратегический императив кластера правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб Российской Федерации: мониторинг закупочных операций является важным инструментом, обеспечивающим эффективность регулирования процессов соотношения использования в интересах государства и выводимых из-под его управления и контроля массива финансовых и имущественных ресурсов. Эти ресурсы в ряде случаев используются для попыток перехвата власти, что создает угрозы конституционному строю и безопасности государства.

Это является основой обеспечения экономической безопасности как основы устойчивости политического режима и конституционного порядка, определяющих векторы развития нашей страны на основе снижения криминально-коррупционной составляющей, в т. ч. гарантии устойчивости законной власти и национального суверенитета России [2]. При этом на базе данных мониторинга закупочных операций, опирающегося на расширенное использование цифровых технологий, осуществляемого кластером правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб Российской Федерации, происходит выявление, своего рода, «реперных точек» функционирования механизмов криминальной финансовой коммуникации в экономике. Эти «реперные точки» являются ключом к созданию (или блокированию государством) финансовых основ определенных политических сил, стремящихся на основе использования криминально-коррупционных механизмов обеспечить себе финансовую базу для последующего перехвата политической власти в нашей стране. В результате фокусируется стратегический концепт кластера правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб Российской Федерации — переход из статуса органов оперативно-финансового контроля в статус органа проектирования социально-экономического действия как базовой детерминанты благоприятного будущего нашей страны (характер лояльности бизнес-элиты России к политическому режиму).

Рассмотренные подходы к повышению эффективности механизмов обеспечения экономической безопасности как основы устойчивости политического режима и конституционного порядка, определяющих векторы развития экономики России в условиях необходимости оздоровления экономики (с учетом обостряющихся внешних и внутренних угроз) позволяют сформулировать контуры антикриминальной и антикоррупционной модели на основе цифровых техноло-

гий. Мониторинг закупочных операций становится базовым инструментом для обеспечения экономической безопасности как основы устойчивости политического режима и конституционного порядка, определяющим векторы развития экономики России на основе противодействия системным экономическим механизмам выведения финансовых и материальных ресурсов из сферы государственного контроля.

Необходимо формирование линейки бизнес-моделей мониторинга закупочных операций в процессах развития интегрированной цифровой платформы для создания сетецентрической информационной системы координированного управления антикриминальной и антикоррупционной деятельностью кластера правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб. Такая инфраструктура служит основой эффективного взаимодействия органов госуправления, фискальных и правоохранительных органов, которые явятся основой мониторинговых систем разного уровня на двухсторонних и многосторонних началах на основе внедрения информационно-аналитического модуля мониторинга закупочных операций.

Сформулированные мероприятия необходимо осуществить с качественным повышением порога анализируемой информации за счет синтеза сложнострук-турируемой экономической информации, получаемой от мониторинга закупочных операций — сопровождения хозяйственной активности бизнес-агентов, где криминальные маркеры весьма четко сопрягаются и связывают между собой основные массивы финансовых и имущественных активов как в статике, так и в явной и латентной динамике [4].

Необходима разработка и внедрение моделей управления процессами оптимизации деятельности органов госуправления, фискальных и правоохранительных органов в системе взаимосвязанных функциональных стратегий антикриминальной и антикоррупционной направленности [3].

Необходимо объединить различные цифровые информационные системы в квази-интегрированное единое информационное пространство, позволяющее осуществлять мониторинг:

• введения в систему, движения в ней и выхода за пределы системы каждого рубля, актива или товарного объекта с элементами smart-контрактов (основанного на присвоении каждой безналичной денежной единице индивидуального номера (smart-рубля) с элементами smart-контракта;

• присвоении каждой единице финансового ак-

№ 6/2021

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

321

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

тива [включая векселя с RFГО-метками| индивидуального номера ^тай-контракта);

• включение в каждую купюру — наличную денежную единицу RFID-метки и присвоении ей индивидуального номера с элементами smart-контракта;

• включение в каждую товарную единицу RFID-метки и присвоении ей индивидуального номера с элементами smart-контракта), для полной прозрачности этих процессов.

Рассматриваемые цели можно достичь на новых принципах построения мониторинга закупочных операций деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе процессов контроля формирования, концентрации и перераспределения финансовых и материальных ресурсов (активов) государственного и негосударственного характера для антикриминального и антикоррупционного программирования направлений развития агрегированных предпринимательских структур и государственных ведомств [5].

Здесь необходимо создание организационной сети центров облачных информационно-вычислительных сервисов, функционирующую на основе современных интеллектуальных информационно-вычислительных сетей, позволяющих обеспечить эффективное взаимодействие органов госуправления, фискальных и правоохранительных органов [6].

Такая сеть должна позволять осуществлять поведенческий анализ закупочных операций, с выявлением криминализированных ядер финансово-хозяйственных «сцепок», формирующихся на основе кланово-родственных и дружеских связей. Другой вектор этой сети — это динамическое отслеживание (сопровождение) состояния финансовой системы России в сложных условиях (кризис, санкции и пр.), затрудняющих применение традиционных методов анализа, динамику оффшорных операций и с адаптацией к динамическому характеру множественных изменений конфигураций криминальных экономических и коррупционных политических связей. Такая инфраструктура может быть сформирована путем региональной, межрегиональной и национальной интеграции корпоративных информационно-коммуникационных сетей, а также приложения интеллектуального анализа данных к комплексному финансовому мониторингу структуры и движения финансовых и имущественных активов на основе сегментов анализа закупочных операций как основы антикриминального финансово-мониторингового сопровождения хозяйственной активности бизнес-агентов.

Поведенческий анализ закупочных операций является основой (на базе данных мониторинга закупочных операций, опирающегося на расширенное использование цифровых технологий, осуществляемого кластером правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб Российской Федерации) выявления, своего рода, «реперных точек» функционирования механизмов криминальной финансовой коммуникации в экономике.

Захват ресурсов является императивом формирования бизнес-основ определенных политических сил, пытающихся перехватить каналы движения финансовых средств и рычаги политической власти в нашей стране [1].

Информационная инфраструктура, формируемая посредством внедрения объединенных интеллектуальным образом информационно-вычислительных сетей необходима для формирования межведомственной системы управления (интегрированной с системами Электронного правительства) деятельностью антикриминального и антикоррупционного кластера госорганов с использованием интеллектуальных технологий и различной конфигурацией нейро-статисти-ческой обработки консолидированных мультиисточ-никовых информационных полей.

Список источников

1. Абрамов, В. И. Применение агент-ориентированного подхода для оценки эффективности институциональных преобразований (на примере системы государственных закупок) // Математические методы и модели в исследовании государственных и корпоративных финансов и финансовых рынков. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М. : ЦЭМИ РАН, 2015. С. 3-6.

2. Агеев, А. И., Логинов, Е. Л. Россия в новой экономической реальности. М. : Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016. 460 с.

3. Акинфеева, Е., Абрамов, В. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 6. С. 127-135.

4. Логинов, Е. Л., Логинов, А. Е. Критические потребительские ресурсы как инструмент глобального управления // Финансы и кредит. 2010. № 17 (401). С. 12-20.

5. Мищенко, В. А. Методы анализа электронных транзакций в глобальных информационных сетях // Инженерная физика. 2005. № 4. С. 72-78.

6. Пинчук, В. Н. Обеспечение международной конкурентоспособности российских компаний в си-

ECONOMIC SCIENCE

стеме мирохозяйственных связей / РГБ // https://dlib.rsl. ru/01005095893.

References

1. Abramov, V. I. Application of an agent-oriented approach to assess the effectiveness of institutional transformations (on the example of the public procurement system) // Mathematical methods and models in the study of public and corporate finance and financial markets. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Moscow : CEMI RAS, 2015. P. 3-6.

2. Ageev, A. I., Loginov, E. L. Russia in the new economic reality. Moscow : Institute of Economic Strategies, Association "Analytics", 2016. 460 p.

3. Akinfeeva, E., Abramov, V. Features of participation of small business entities in public procurement // Problems of theory and practice of management. 2017. No. 6. P. 127-135.

4. Loginov, E. L., Loginov, A. E. Critical consumer resources as a tool of global management // Finance and credit. 2010. No. 17 (401). P. 12-20.

5. Mishchenko, V. A. Methods of analysis of electronic transactions in global information networks // Engineering physics. 2005. No. 4. P. 72-78.

6. Pinchuk, V. N. Ensuring the international competitiveness of Russian companies in the system of world economic relations / RSE // https://dlib.rsl. ru/01005095893.

Информация об авторе

В. И. Абрамов - доцент Государственного академического университета гуманитарных наук, кандидат экономических наук.

Information about the author V. I. Abramov - Associate Professor of the State Academic University for the Humanities, Candidate of Economic Sciences.

Статья поступила в редакцию 14.09.2021; одобрена после рецензирования 25.10.2021; принята к публикации 15.11.2021.

The article was submitted 14.09.2021; approved after reviewing 25.10.2021; accepted for publication 15.11.2021.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

УЧЕБНИК ТРЕТЬЕ ИЗДАНИЕ

Бухгалтерский учет. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Ю.А. Бабаева, В.И. Бобошко, А.Ф. Дятловой. 611 с. Гриф МО РФ. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник».

Представлена современная комплексная российская национальная система бухгалтерского учета, отчетности и анализа. Рассмотрены основы теории и организации бухгалтерского учета, содержание единой системы бухгалтерского финансового и управленческого учета.

Дана характеристика бухгалтерской (финансовой) отчетности, изложены основные методы анализа финансового состояния и финансовых результатов деятельности экономического субъекта. Приведена характеристика всех объектов бухгалтерского учета, их первичного, аналитического и синтетического учета, система бухгалтерских записей на взаимосвязанных синтетических счетах.

Материал изложен в полном соответствии с действующими российскими законодательными и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, с учетом международных стандартов финансовой отчетности.

Для студентов (бакалавров, магистров) вузов, обучающихся по экономическим специальностям, преподавателей и практических работников.

№ 6I2021

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

323

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.