Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ МОНИТОРИНГА ЗАКУПОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ОСНОВЕ ЕДИНЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ С ОБЩЕЙ ЦИФРОВОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ'

РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ МОНИТОРИНГА ЗАКУПОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ОСНОВЕ ЕДИНЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ С ОБЩЕЙ ЦИФРОВОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / закупочные операции / управление / экономическая безопасность / информационная система / economics / procurement operations / management / economic security / information system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимир Иванович Абрамов

Рассматриваются проблемы организации адаптивного взаимодействия информационно-вычислительных сервисов мониторинга закупочных операций на основе единых принципов управления с общей цифровой концепцией. Цифровые технологии позволяют определить наиболее важные и уязвимые для криминальных посягательств точки управления (потоки финансовых и материальных ресурсов), обеспечение экономической безопасности которых имеет приоритет в рамках императивов стратегии «цифровой переупаковки» организационно-информационных механизмов обеспечения экономической безопасности в деятельности государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Владимир Иванович Абрамов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ADAPTIVE INTERACTION OF ALL INFORMATION AND COMPUTING SERVICES FOR MONITORING PROCUREMENT OPERATIONS BASED ON UNIFORM MANAGEMENT PRINCIPLES WITH A COMMON DIGITAL CONCEPT

The problems of organizing adaptive interaction of all information and computing services for monitoring procurement operations based on common management principles with a common digital concept are considered. Digital technologies make it possible to identify the most important and vulnerable for criminal impact control points (flows of financial and material resources), the provision of economic security of which has a priority within the imperatives of the strategy of “digital repackaging" of organizational and information mechanisms for ensuring economic security in the activities of government agencies.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ МОНИТОРИНГА ЗАКУПОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ОСНОВЕ ЕДИНЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ С ОБЩЕЙ ЦИФРОВОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-186-189

РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕРВИСОВ МОНИТОРИНГА ЗАКУПОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ОСНОВЕ ЕДИНЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ

WW W

С ОБЩЕЙ ЦИФРОВОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ

Владимир Иванович АБРАМОВ,

кандидат экономических наук, исполняющий обязанности директора Института управления образованием Российской академии образования

E-mail: wladimir.abramow@gmail.com

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-010-00351 А).

Аннотация. Рассматриваются проблемы организации адаптивного взаимодействия информационно-вычислительных сервисов мониторинга закупочных операций на основе единых принципов управления с общей цифровой концепцией. Цифровые технологии позволяют определить наиболее важные и уязвимые для криминальных посягательств точки управления (потоки финансовых и материальных ресурсов), обеспечение экономической безопасности которых имеет приоритет в рамках императивов стратегии «цифровой переупаковки» организационно-информационных механизмов обеспечения экономической безопасности в деятельности государственных органов.

Ключевые слова: экономика; закупочные операции; управление; экономическая безопасность; информационная система.

IMPLEMENTATION OF ADAPTIVE INTERACTION OF ALL INFORMATION AND COMPUTING SERVICES FOR MONITORING PROCUREMENT OPERATIONS BASED ON UNIFORM MANAGEMENT PRINCIPLES WITH A COMMON DIGITAL CONCEPT

Vladimir Ivanovich ABRAMOV,

candidate of economic sciences, acting director of the Institute of Education Management of the Russian Academy of Education

E-mail: wladimir.abramow@gmail.com

Abstract. The problems of organizing adaptive interaction of all information and computing services for monitoring procurement operations based on common management principles with a common digital concept are considered. Digital technologies make it possible to identify the most important and vulnerable for criminal impact control points (flows of financial and material resources), the provision of economic security of which has a priority within the imperatives of the strategy of "digital repackaging" of organizational and information mechanisms for ensuring economic security in the activities of government agencies.

Key words: economics; procurement operations; management; economic security; information system.

На современном этапе функции формирования распределенных информационно-вычислительных сетей в структурных подразделениях российских органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов требуют развития кооперационных действий в рамках ситуационно-ориентированной модели мониторинга закупочных операций.

Необходимо обеспечить межведомственное взаимодействие с опорой на новую роль кластера правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб Российской Федерации — становление его как важнейшего организационного инструмента стабильности общества: гаранта государственно значимой справедливости распределения доходов (устранения возможности получения скрытых от государства финансовых преимуществ «монетизиру-емых» в политическое влияние) с обеспечением упреждающего цивилизованного характера лояльности национальной бизнес-элиты России к политическому режиму [3].

Анализ указанных особенностей внедрения системы мониторинга закупочных операций с выявлением действительного криминального характера финансово-хозяйственных операций, где целями финансовой коммуникации бизнес-агентов оказывается получение доходов незаконным путем, позволил выявить приоритет организации сетевого информационного взаимодействия органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов [1].

Предлагаемые меры необходимо осуществить для повышения эффективности и согласованности коллективных действий государственных органов за счет сбора экономических данных из всех возможных источников с определением связи криминально-коррупционных результатов финансово-хозяйственной деятельности с ее исходным организационным денотатом. Здесь криминальное поведение бизнес-агента (криминальный маркер) позволяет выделить организационную стратегию группы явных и латентных бизнес-агентов и характеристики их финансовых и имущественных активов как в статике, так и в явной и латентной динамике [2].

Усложнение ситуации в различных секторах экономки России требуют сейчас выявления криминализированных ядер финансово-хозяйственных «сцепок» с динамическим отслеживанием (сопровождением) состояния финансовой системы России в сложных условиях (кризис, санкции и пр.), затрудняющих применение традиционных методов анализа.

Мониторинг должен быть адаптирован к динамическому характеру множественных изменений конфигураций криминальных экономических и коррупционных политических связей в экономике России для оптимизации обеспечения экономической безопасности в деятельности органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов [5].

Именно мониторинг закупочных операций с выявлением количественных характеристик и структуры взаимосвязей анализируемых бизнес-агентов позволяет структурировать мультифак-торную матрицу межагентских связей, которая описывает взаимосвязи в некотором пространстве состояний экономики России (и ЕАЭС).

Выявление таких взаимосвязей позволяет определить наиболее важные и уязвимые для криминальных посягательств точки управления (потоки финансовых и материальных ресурсов), обеспечение экономической безопасности которых имеет приоритет в рамках императивов стратегии «цифровой переупаковки» организационно-информационных механизмов обеспечения экономической безопасности в деятельности государственных органов.

Развитие мониторинга закупочных операций во многом способствует совершенствованию процессов прогнозирования, выявления, идентификации, пресечения и предотвращения криминальных финансово-хозяйственных операций явного и латентного характера [7].

Цифровизация экономики России выступила катализатором развития мониторинга закупочных операций, а также процессов контроля формирования, концентрации и перераспределения финансовых и материальных ресурсов (активов).

Развитие мониторинга закупочных операций базируется на внедрении информационно-вычислительных систем управления и информационных технологий, что создает возможности осуществления в автоматизированном режиме координации планов оперативной деятельности правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также их координирования, оперативного управления на основе поступления информации в рамках обратной связи [4].

В рамках данного подхода предложенные меры можно осуществить с выделением и контролем «биэлементов экономического пространства» на основе анализа финансово-хозяйственных взаимодействий в распределенной корпоративной среде, а также выявления сборки из многих бизнес-агентов (в том числе фирм-однодневок) моделей более крупных функциональных

областей «отмывания» денег и уклонения от уплаты налогов.

На этой основе может быть реализовано вытеснение хозяйствующих субъектов в устойчиво контролируемый государством сектор бюджетной деятельности в зависимости от условий прозрачности закупочных операций, объединяющих материальные характеристики объектов и их финансовые характеристики как квазиединое целое [8].

Это необходимо делать с выделением и контролем «биэлементов экономического пространства» на основе анализа структуры движения финансовых средств в произвольной области неявной финансовой трансграничной сети с расчетом объемов финансового транзита по разным направлениям, объемов контроля финансовых и имущественных активов с разных направлений [6].

При этом необходимо повышение интеропе-рабельности деятельности российских органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов в системе противодействия криминально-коррупционным операциям. Данные меры необходимо реализовывать через работу единой оперативной комплексной обработки больших потоков разнородных данных в сочетании с новыми инструментами междисциплинарного анализа и создания сетецентри-ческой информационной системы координированного управления антикриминальной и антикоррупционной деятельностью кластера правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб. Предлагаемая инфраструктура является базой для расширения мониторинга закупочных операций, опирающегося на расширенное использование цифровых технологий, позволяет аналитически конструировать криминогенные профили риска, которые (сейчас или в перспективе) могут спрогнозировать значение количественных признаков и качественных криминально-коррупционных деформаций в экономической и политической системе Российского государства.

Организацию информационно-вычислительной поддержки принятия и реализации антикриминальных и антикоррупционных управленческих решений необходимо встроить в процессы функционирования интегрированной цифровой платформы через создание сетецентрической информационной системы координированного управления антикриминальной и антикоррупционной деятельностью кластера правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб. Такая инфраструктура слу-

жит основой эффективного взаимодействия органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов, требующего поэтапного решения проблем.

Наука и практика управления все более ориентируются на целую систему мер реализации комплексных функций мониторинга закупочных операций, опирающуюся на расширенное использование цифровых технологий, осуществляемых кластером правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб Российской Федерации, на основе осуществления принципиального перехода от сложившейся практики выявления линейно организованной криминальной финансово-хозяйственной деятельности к системе выявления латентно (в том числе офшорно) связанных элементов такой деятельности.

Основой антикриминального финансово-мониторингового сопровождения хозяйственной активности бизнес-агентов как основы обеспечения качественно нового уровня интегрированно-сти структурных подразделений органов, входящих в антикриминальной и антикоррупционной кластер государственных органов, является внедрение сетецентрических сегментов в рамках интегрированной межведомственной системы управления. Деятельность антикриминального и антикоррупционного кластера государственных органов должна быть реализована с использованием интеллектуальных технологий и различной конфигурацией нейро-статистической обработки консолидированных мультиисточниковых информационных полей. При этом создается возможность автоматизированного формирования информационного «портрета» любого хозяйствующего субъекта в деятельности органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов, для чего необходима реализация адаптивного взаимодействия всех информационно-вычислительных сервисов на основе единых принципов управления с общей цифровой концепцией.

На этой основе можно обеспечить повышение эффективности процессов достижения приемлемой с точки зрения экономической безопасности управляемости экономики России на основе достижения нового организационного уровня противодействия развитию криминально-коррупционной составляющей.

Намеченные мероприятия можно осуществить с выделением и контролем «биэлементов экономического пространства» на основе анализа финансово-хозяйственных взаимодействий в распределенной корпоративной среде, обнаруже-

ния офшорных корпоративных каскадов, предназначенных для выведения криминальных руководителей и собственников активов из полей контроля со стороны различных фискальных медиаторов с уменьшением влияния вариабельности степени криминальной опасности конкретной операции в зависимости от условий прозрачности финансовых транзакций.

Данные меры необходимо реализовывать с учетом наличия устойчивых, криминально «спаянных» групп чиновников и руководителей (собственников) коммерческих структур, устойчивых криминальных механизмов в рамках системы госпроектов и госзакупок, имеющих административное «прикрытие» на основе их поддержки коррумпированными чиновниками на федерально-отраслевом, регионально-территориальном и корпоративно-холдинговом уровнях.

Новые антитеневые функциональные свойства в экономке России формируются путем установления легитимных форматов управления участников процессов деятельности в отношении бюджетных структур, а также аффилированных с ними госкорпораций и компаний с государственным участием (наиболее крупных налогоплательщиков, экспортеров и импортеров, естественных монополий, поставщиков социально-значимых работ или услуг).

Необходимо обеспечение рефлексии комплексного состояния взаимосвязанных объектов управления (организационных структур государственных органов) на криминально-идентифицированные экономические события и усиление возможности корпоративного, отраслевого и территориального контроля. Это необходимо делать с выделением и контролем «биэлементов экономического пространства» — универсальных массивов контролируемых в финансово-хозяйственном обороте квазиидентифицируемых единиц, — объединяющих материальные характеристики объектов и их финансовые характеристики как квазиединое целое по всей технологической цепочке (от первичного инвестирования до потреб-

ления) в хозяйственных отношениях наиболее значимых хозяйствующих субъектов.

Список литературы

1. Абрамов В.И. Система государственных закупок и ее структурно-функциональный анализ // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-4 (77). С. 497—504.

2. Абрамов В.И. Роль государственных закупок в системе государственного управления в России // Вестник ЦЭМИ. 2018. № 1. С. 37.

3. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016.

4. Барикаев Е.Н. Новые информационные технологии мониторинга, идентификации и прогнозирования противоправных проявлений: выход на новое качество управления // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 2. С. 226—230.

5. Григорьев В.В. Развитие новых интеллектуальных информационно-аналитических сервисов с использованием факторного анализа и кластеризации для выявления операций, имеющих признаки участия в финансировании терроризма // Вестник ЦЭМИ. 2019. № 2. С. 16.

6. Ионичев В.Н. Проблемы обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием. М.: Институт проблем рынка РАН, 2017.

7. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д., Абрамов В.И. Компьютерное ситуационное моделирование в управлении экономикой / / Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. № 3-4. С. 31—40.

8. Матвеев А.Г. Проблемы выявления и идентификации участников организационных сетей, осуществляющих скрытое оперирование финансовыми и имущественными активами / / Борьба с коррупцией как ключевой элемент усиления мировой системы ПОД/ФТ: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. М.: МУМЦФМ, 2015. С. 44—50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.