ПРОФИЛ<КТИК< ПР<ВОН<РУгЕНИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО АНАЛИТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ФИСКАЛЬНОЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.Л.ЛОГИНОВ,
доктор экономических наук
Российское экономическое и политическое развитие в связи с объективной необходимостью и закономерностями государственного функционирования пришло в настоящее время к необходимости возвращения к жесткому государственному управлению важнейшими экономическими сферами.
Одной из главных характеристик и общей чертой существующих государственных, полугосударственных и чисто коммерческих структур, является глобальная (но хорошо замаскированная) коррупция и злоупотребления с финансовыми средствами и материальными ресурсами, патронируемые чиновниками или политиками. Именно накопление тем или иным путем «откачанных» за пределы сферы государственного управления и контроля финансовых средств будет лежать в основе могущества определенных политических групп и конкретных политических лидеров, которые при нахождении у власти будут активно содействовать этим структурам в их деятельности по откачиванию финансовых ресурсов в ущерб осуществлению важных экономических процессов, активно снижая темпы роста ВВП. В связи со значительностью размеров этих уже «откачанных» финансовых ресурсов, а также попадаемых туда новых капиталов (в активах различной формы) и возникает зависимость в развитии экономическом и политическом. Возможности обеспечения выполнения поставленной Президентом РФ Путиным В.В. задача удвоения ВВП напрямую находится в зависимости от возможности государственных органов обеспечить нужную степень контроля происходящих экономических процессов и деятельности экономических структур.
В настоящий период серьезной проблемой экономической стабилизации РФ является низкая эффективность степени управленческого, фискального и правоохранительного контроля функ-
ционирования экономических структур из-за отсутствия прозрачности экономических процессов и связи их результатов и деятельности конкретных юридических и физических лиц.
Указанная российская ситуация неоднократно рассматривалась за рубежом как в ряде публикаций специализированных изданий, так и в отдельных научных исследованиях и практических разработках (например, РЭНД Корпорэйшн, Института национальных стратегических исследований Национального университета обороны США и т.п.).
В числе выводов в этих публикациях прямо указывается: в сложившейся ситуации коррупционные структуры, которые укоренились в российской экономике и системе государственного управления, не могут быть выявлены и ликвидированы усилиями правоохранительных и фискальных органов; что возможности операций российских правоохранительных и фискальных органов не выходят за пределы низших ступеней криминальной иерархии бизнесменов и чиновников; что привлечение к операциям против организованной преступности интегрированной со структурами власти и бизнеса дополнительного количества работников правоохранительных органов не решает проблемы; что российские фискальные и правоохранительные органы практически утратили контроль над миллиардным капиталами, выведенными за рубеж и т.д.
В настоящий момент наибольшую угрозу представляют криминальные аспекты деятельности наиболее крупных российских корпоративных структур (многофилиальных коммерческих банков, межрегиональных производственных и торговых компаний и т.п.) как с участием иностранного капитала, так и без него. Деятельность многих из названных структур носит организованный преступный характер, закамуфлированный глобальным характером криминальных механизмов вкупе с системой
- 65
коррумпированных связей в среде политических организаций и государственных органов.
В особенности низки результаты по раскрытию присвоения и растрат вверенного имущества и денежных средств по отношению к структурам связанным с осуществлением бюджетных программ федерального и регионального уровней. Формирование и функци-он ирование возле разл ичн ых бюджетов упорядочен -ных структурных образований сети коммерческих фирм, с помощью администрации подгребших под себя бюджетные фи нансовые и материальн ые потоки, находится практически вне контроля фискальных и правоохранительных органов. Это позволяет группам региональных политических лидеров и чиновников администраций различного уровня использовать в личных интересах громадные ресурсы, сопоставимые с региональными бюджетными расходами на важнейшие социальные и производственные цели.
Реальная оперативно-розыскная и фискальная деятельность часто подменяется формально-бюрократическими мероприятиями, не включающими эффективных мер по отношению к наиболее значимым предпринимательским структурам, в особенности поддерживаемых чиновниками разных уровней. Наиболее крупные и масштабные финансово-хозяйственные операции и текущие финансовые операции, затрагивающие повседневные глобальные хозяйственные процессы на предмет системных коррупционных взаимосвязей практически не изучаются. В связи с этим вывод в теневую сферу значительных сумм фйнансовых ресурсов в виде денежных средств и ценных бумаг, других форм финансовых и материальных активов, продолжает осуществляется бесконтрольно в рамках устоявшихся корпоративных механизмов при посредстве определенного круга финансовых (банковских) и коммерческих структур.
При этом в коррупционных делах, в особенности связанных с деятельностью администраций и бюджетов различного уровня, повсеместно искусственно сужается круг участников. Разработка фигурантов производится по усеченной схеме, выявляются в основном рядовые исполнители, а не организаторы.
Вследствие этого подлинные масштабы криминального оборота финансовых и материальных ресурсов, в том числе в рамках крупных финансо-во-промышленных групп, неизвестны, имеющиеся возможности мониторинга и анализа для органов управления, фискальных и правоохранительных органов не позволяют составить полное представление о реальном характере криминализированных финансово-хозяйственных операций, противоре-
66-
чащих интересам бюджета. Оперативно-розыскные и фискальные мероприятия «на упреждение» не проводятся, в связи с этим целые сектора экономики и масштабные операции финансово-промышленных групп надолго выпадают из-под правоохранительного контроля. Реальная работа по ним начинается с запаздыванием, когда активы уже выведены, а организаторы и участники криминальных операций смогли предпринять необходимые меры по скрытию своего участия в них.
Фактически нет управленческого, фискального и правоохранительного пофакторного анализа деятельности ряда крупнейших предприятий и связи отдельных юридических и физических лиц с негативными экономическими проблемами, противоречащими интересам государства.
Результаты розыска и обнаружения преступно нажитых денежных средств и материальных ценностей крайне незначительны, во многих случаях, в особенности в широкомасштабной криминализированной деятельности крупных коммерческих структур. Выяснение комплекса коррупционных связей и роли отдельных юридических и физических лиц, не связанных напрямую с ущербом государственным интересам, не производится вообще.
Таким образом, в сферу реального контроля управленческих, фискальных и правоохранительных органов попадает только незначительное число экономических преступлений, ярковыраженного криминального характера, как правило, не носяших действительно организованный характер. При этом оборот криминальным образом полученных в прошлые годы финансовых и материальных ресурсов, а также процессы криминального «отдаивания» бюджетов различных уровней и связи этих проявлений с нерешенностью проблем, стоящих перед государством остаются вне деятельности управленческих, фискальных и правоохранительных органов.
По вышеописанным причинам, прежде всего в связи с недостаточными возможностями мониторинга и анализа, в настоящий момент управленческие, фискальные и правоохранительные и фискальные органы часто не способны эффективно влиять на характера происходящих экономических процессов, включая передел собственности важнейших объектов, использование ресурсов бюджетов всех уровней в коммерческих и политических целях, криминальность оборота и направления финансовых и материальных потоков, в том числе за рубеж и из-за рубежа.
Фактический объем относительно прозрачных финансово-хозяйственных операций находящихся в сфере реального контроля правоохранительных и
фискальных органов не превышает 25 — 30% обращающихся финансовых и материальных ресурсов.
Полностью отсутствуют методы выявления и оценки системной деятельности так называемых «сетевых сруктур». В том числе распределенных физических и юридических лиц, служащих экономической базой — источником финансирования террористических формирований.
Крайне ограничен механизм контроля (со стороны ЦБ РФ и КФМ РФ) электронных финансовых транзакций в рамках сложной системы корреспондентских счетов между многофилиальными системами крупных коммерческих банков, тем более при наличии у них филиалов за рубежом и дружественных (подконтрольных) юридических лиц (резидентов и нерезидентов), могущих предоставить свои расчетные счета для расчетов или группирования финансовых ресурсов, а также для механизма взаимозачетов между юридическими лицами (в том числе разных государств) или вексельных расчетов, минуя банковские расчеты.
Практически не существует контроля электронных финансовых транзакций в Интернете между финансовыми структурами, не являющимися банками и использующими так называемые интернет-деньги (подругому называется: виртуальные деньги, электронные деньги), существующие исключительно в виде электронных записей в компьютерных серверах таких структур, причем сами компьютерные (телекоммуникационные) серверы, как правило, физически находятся за границей в оффшорных юрисдикциях. Степень сложности таких систем такова, что она с позиций действующих механизмов контроля становится принципиально «закрытой» для отслеживания реального перемещения ресурсов и для субъекта внешнего контроля воспринимается как своего рода «черный ящик», причем с выходом или входом за пределами зоны контроля отечественных госорганов (за рубежом, в т.ч. в оффшорных зонах). Контроль таких финансовых механизмов может быть осуществлен только с использованием нейромоделей и только через единственное уязвимое звено, без которого они не могут обойтись, доступное для контроля российских госорганов - через мониторинговый анализ частоты обмена информационными сообщениями с учетом конкретных электронных адресов (номеров) по линиям связи (Интернет, спутниковая и сотовая связь, выделенные каналы, телефонные, телексные, иные каналы и линии связи).
Отсутствует механизм контроля финансовых спекуляций между распределенными участниками (на неорганизованном рынке), который опять-таки
является «сетевой структурой». Отсутствует удобный и эффективный механизм анализа сопряженности событий и системных действий (выявление узкокорпоративной нацеленности) ограниченного круга наиболее значимых корпоративных структур и финансовых институтов (центральные банки зарубежных государств, операции на биржах крупнейших корпораций или наиболее крупных брокеров, операции МВФ, МБ и других аналогичных операторов финансовых или товарных рынков, инвестиционной сферы), часто сращенных между собой незаметным для российского наблюдателя образом.
Необходимо выяснение связи конкретных операций (динамики транзакций капитала) с конкретным субъектом (физическим или юридическим лицом, выделение его из группы распределенных лиц), втом числе с привязкой по пространственно-временным параметрам на поле финансовых и материальных активов экономики России. С учетом того, что, например, финансовые ресурсы и акции могут менять своего хозяина очень быстро в рамках электронных транзакций, а также реальной сложности отображения (прослеживания) всех связей в системе перетекания активов и размытостью современной системы учета прав собственности (например, реестродержателей). Реальный контроль динамики этих операций на базе имеющихся организационных вариантов и информационно-аналитических методик малоэффективен. При этом опосредованные финансовые и производственные связи для внешнего контроля часто становятся невозможны к выявлению, но возможен и целесообразен только контроль процессов передачи информационных сообщений в телекоммуникационных сетях с учетом адресной и временной динамики, характеризующей перетекание этих активов.
Таким образом, обеспечение устойчивого развития экономики России, ставится в тесную зависимость от следующих факторов:
1) насколько прозрачны будут общие и частные экономические процессы для органов управления, фискальных и правоохранительных органов, для получения представления о реальных причинах и виновниках (юридических и физических лиц) происходящих в экономике процессов;
2) насколько достоверно можно будет оценить деятельность наиболее важных субъектов в российской экономике, их роли в положительных и негативных событиях, тенденциях экономического (и связанного с ним политического, социального, криминального) развития;
- 67
3) насколько успешно можно будет выявить разного рода участников экономических, политических и иных групп и их причастность к определенным негативным событиям и связь между собой.
Надо подчеркнуть, что на сегодня не существует механизма (организационного, аппаратного, программного и т.п.), хоть как-то эффективно решающего вышеперечисленные проблемы в рамках имеющихся информационно-аналитических моделей в России. В связи с этим возникает несколько общих задач:
1) получение достоверной информации о деятельности крупных российских финансовых (финансово-промышленных) структур и их реальном влиянии на результаты экономического развития на разных уровнях российской экономической системы (федеральном, региональном, корпоративном);
2) получение достоверной информации о конкретной роли отдельного юридического, физического лица в происходящих, прежде всего негативных, процессах и их связи с особо негативными проявлениями;
3) выявление скрытых событий и неявных факторов во всех процессах, которые могут заинтересовать российские федеральные структуры. Сложность такого контроля обусловлена не
просто многообразием информации и ее подвижности, но и крайней сложностью с позиций традиционных методов контроля переплетения и динамики изменения этих прав взаимного торгово-финансового оборота и имущественного владения. Последнее связано не только с коммерческой тайной, проблемами программно-аппаратного физического контроля со стороны конкретного госоргана, но и с развитием неформальных связей, многообразностью форм взаимной передачи финансовых и имущественных активов, а также с доступом к инсайдеровской информации вследствие коррупции госчиновников разного уровня в интересах конкретных корпораций, большой изобретательностью корпоративных структур по введению в заблуждение контролирующих органов с помощью служб безопасности этих корпораций и «консультантов» из действующих работников правоохранительных и фискальных органов.
Пока остается нерешенной проблема установления, в том числе на уровне субъектов РФ:
действительных собственников активов, замаскированных цепочкой подставных, в том числе оффшорных фирм; действительный уровень концентрации капитала в одних руках или под единым контролем (скрытое аффилирование);
68-
возможность извлечения сверхприбыли (уведенной от налогообложения) за счет скрытого монополистического положения корпораций, не являющихся естественными монополиями; возможность влияния на параметры рынка (цены, объемы закупок/реализации, направления инвестиций или привлечения фин. ресурсов и т.п.) на основе тайного монополистического сговора или принятия решения государственными органами управления в интересах конкретных корпораций; выявление неофициальных договорных отношений, втом числе между чиновниками и корпорациями и т.п.
Таким образом, крайне острой является проблема создания адекватных моделей объектов информационно-аналитической работы, особенно прогностического характера, адаптации и разработки методов и средств решения аналитических задач. Одной из попыток создания такой методики в нашей стране являлась разработка идеологии построения информационной системы федеральных органов налоговой полиции (ИСИНПОЛ) как основного средства информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Разработка и внедрение ИСИНПОЛ предусматривала комплекс мер организационного, научно-технического, кадрового, материального и финансового характера, направленных на решение проблем информационного обеспечения деятельности федеральных органов налоговой полиции как правоохранительного органа и составной части сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
За рубежом совместными усилиями полицейских органов и ряда международных специализированных структур в последние годы были разработаны весьма эффективные методики отслеживания финансовых операций по легализации незаконных доходов. Основаны они на широкомасштабном использовании электронно-вычислительной техники. Суть их заключается втом, что, кроме обязательных уведомлений о подозрительных операциях, компетентные административные органы ориентируются на систематический сбор и анализ информации по движению капиталов. Такая система эффективно действует в США, ФРГ, Франции, Великобритании, Австралии, в ряде других стран мира. В основе ее - отчеты кредитно-финансовых институтов об операциях на крупную (выше «пороговой») сумму (устанавливаемую уполномоченными государственными органами) и о подозрительных операциях, а также электронное сопоставление и первичный анализ документов, по результатам которых
конкретные лица или фирмы могут быть взяты в активную оперативно-финансовую разработку. С помощью компьютерной техники следователям удается связать воедино отдельные фрагменты информации, на первый взгляд, не имеющие друг к другу никакого отношения. Благодаря этому появляются важнее улики и убедительная доказательная база. Самое сложное в данном процессе - найти ту единственно правильную путеводную нить», которая должна идентифицировать и связать воедино фрагменты информации, относящейся к конкретному делу. Роль этой «нити» выполняет специальное программное обеспечение.
Пакеты таких программ созданы и активно используются соответствующими службами США и ряда западноевропейских стран. Программное обеспечение реализует на практике метод так называемой «свободной выборка текста» (free text retrieval), позволяющий осуществлять ввод или вывод данных практически в любом формате. Компьютер сам ищет связь между отдельными фактами (событиями, конкретными лицами и пр.) и выводит подборку этих материалов на компьютер финансиста-аналитика.
Однако это не единственный метод поиска разрозненных и «спрятанных» в различных банковских и полицейских файлах данных и проведения анализа на базе отобранной из файлов информации. Английская компания ICL разработала оригинальный, основанный на контент-анализе метод, получивший название CAPS (Contents Addressable File Store).
Как сообщает компания, в закрытой компьютерной сети использованы специализированные процессоры двух видов: процессоры селекции, которые «просматривают» значительные массивы данных в целях обнаружения «области перекрытия», и так называемые «кворум-процессоры», выполняющие прямые запросы заинтересованных госструктур. Считывание данных с дисковых накопителей и их предварительный анализ осуществляются практически в режиме реального времени.
Значительное распространение среди служб финансового контроля получили в последние годы современные полицейские методики выявления подозрительных лиц и получения на их основе обширных данных. В частности, достаточно популярными стали такие разработанные немецкими специалистами методы (и соответствующее программное обеспечение), как «розыскная корреляция (Fahn-dungsabgleich) и «сетевое выявление» или «растровый поиск» (ErmiUlungsraster).
Метод «розыскной корреляции» заключается в исследовании значительных массивов данных, накопленных различными государственными и частными структурами, в целях определения личности подозреваемого на основании информации
0 фактах противозаконных действий неустановленных лиц.
Метод «сетевого выявления», наиболее активно применяемый в последние годы, ставит своей целью выход на интересующих лиц путем тщательного просеивания больших массивов персональной информации. Этот метод позволяет достаточно эффективно использовать многочисленные банки данных государственных и частных организаций и учреждений для выявления (на основании прямых и косвенных признаков) конкретных лиц, являющихся носителями характерных признаков, дающих правоохранительным органам основания для организации целенаправленных поисковых мероприятий с использованием специальных методов и оперативных средств.
Например, по данным западных источников, Агентство национальной безопасности США организовало около 2 ООО пунктов перехвата по всему миру, которые способны одновременно контролировать до 34 тыс. каналов связи. Широко обсуждалось в прессе и функционирование центра перехвата компьютерной информации «Эшелон».
Для проведения глобальных исследований разработаны сложные программные комплексы, среди которых наиболее известны французские процессоры «Taiga», «Noemic», их американские аналоги «Topic», «InfoTracer». Процессоры обработки данных сканируют и анализируют по определенным алгоритмам с применением средств лингвистического, семантического и статистического анализа все доступные в Интернете информационные архивы в поисках необходимых сведений. Процессор «Noemic» обрабатывает информацию со скоростью
1 млрд знаков в секунду. При этом необязательно, чтобы сведения находились в базе данных. Достаточно, чтобы входная информация подавалась в виде связного текста на любом языке.
Отдельные, сугубо узкоспециализированные криминально-функциональные элементы аналогичного анализа пытаются создать в рамках одной из структур Интерпола (Подразделения криминальной аналитической разведки (ACIU), чем занимается рабочая группа по криминальному анализу (CAWG)).