Научная статья на тему 'Выявление участников трансграничных организационных сетей, осуществляющих операции по выводу финансовых и имущественных активов из контура государственного контроля'

Выявление участников трансграничных организационных сетей, осуществляющих операции по выводу финансовых и имущественных активов из контура государственного контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовые и имущественные активы / мониторинг / информационная система / транзакции / отмывание денег / анализ семантики связей / сложные сети / financial and property assets / monitoring / information system / transactions / money laundering / analysis of link semantics / complex networks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евгений Леонидович Логинов, Александр Анатольевич Шкута, Виталия Юрьевна Борталевич, Валерия Евгеньевна Логинова

Рассматриваются проблемы выявления компаний — участников трансграничных организационных сетей, осуществляющих операции по выводу финансовых и имущественных активов из контура государственного контроля. Обоснована необходимость проведения финансового мониторинга с использованием безбарьерной информационно-вычислительной среды группы уполномоченных государственных ведомств для сопоставления ретроспективных, оперативных и прогнозных индивидуальных данных деятельности компаний, участвующих в международных транзакциях с финансовыми активами через электронные платежные системы. Осуществляется анализ динамики движения финансовых средств для выяснения семантики анализируемых связей, позволяющей идентифицировать цепочку участников выведения активов за рубеж и их ролевые функции. Предлагается семантическая интерпретация анализируемых связей для обнаружения взаимосвязей корпоративных структур, акторов (агентов), событий и их различных явных и неявных корреляций в отношении упорядоченных цепочек движения активов, идущих за рубеж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евгений Леонидович Логинов, Александр Анатольевич Шкута, Виталия Юрьевна Борталевич, Валерия Евгеньевна Логинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF PARTICIPANTS IN CROSS-BORDER ORGANIZATIONAL NETWORKS CARRYING OUT OPERATIONS TO WITHDRAW FINANCIAL AND PROPERTY ASSETS FROM THE STATE CONTROL LOOP

The problems of identifying companies participating in cross-border organizational networks that carry out operations for the withdrawal of financial and property assets from the state control loop are considered. The need for financial monitoring using a barrier-free information and computing environment for a group of authorized government departments is justified to compare the retrospective, operational and forecast individual business data of companies participating in international transactions with financial assets through electronic payment systems. The analysis of the dynamics of the movement of financial resources is carried out to clarify the semantics of the analyzed relationships, which makes it possible to identify the chain of participants in the withdrawal of assets abroad and their role functions. A semantic interpretation of the analyzed relationships is proposed to reveal the interrelationships of corporate structures, actors (agents), events and their various explicit and implicit correlations with respect to ordered chains of movement of assets going abroad.

Текст научной работы на тему «Выявление участников трансграничных организационных сетей, осуществляющих операции по выводу финансовых и имущественных активов из контура государственного контроля»

УДК 338 ББК 65

ВЫЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СЕТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ ПО ВЫВОДУ ФИНАНСОВЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ АКТИВОВ ИЗ КОНТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ1

Евгений Леонидович Логинов,

заместитель директора по научной работе Института проблем рынка РАН, доктор экономических наук, профессор РАН,

дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

E-mail: [email protected]; Александр Анатольевич Шкута, профессор департамента «Мировой экономики и мировых финансов» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук

E-mail: [email protected]; Виталия Юрьевна Борталевич, стажер Национального института энергетической безопасности

E-mail: [email protected]; Валерия Евгеньевна Логинова, младший научный сотрудник Института проблем рынка РАН E-mail: [email protected] Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемы выявления компаний — участников трансграничных организационных сетей, осуществляющих операции по выводу финансовых и имущественных активов из контура государственного контроля. Обоснована необходимость проведения финансового мониторинга с использованием безбарьерной информационно-вычислительной среды группы уполномоченных государственных ведомств для сопоставления ретроспективных, оперативных и прогнозных индивидуальных данных деятельности компаний, участвующих в международных транзакциях с финансовыми активами через электронные платежные системы. Осуществляется анализ динамики движения финансовых средств для выяснения семантики анализируемых связей, позволяющей идентифицировать цепочку участников выведения активов за рубеж и их ролевые функции. Предлагается семантическая интерпретация анализируемых связей для обнаружения взаимосвязей корпоративных структур, акторов (агентов), событий и их различных явных и неявных корреляций в отношении упорядоченных цепочек движения активов, идущих за рубеж.

Ключевые слова: финансовые и имущественные активы, мониторинг, информационная система, транзакции, отмывание денег, анализ семантики связей, сложные сети.

IDENTIFICATION OF PARTICIPANTS IN CROSS-BORDER ORGANIZATIONAL NETWORKS CARRYING OUT OPERATIONS TO WITHDRAW FINANCIAL AND PROPERTY ASSETS FROM THE STATE CONTROL LOOP

Eugene L. Loginov,

Deputy Director for Research, Institute for Market Problems, Russian Academy of Sciences, doctor of economic sciences, professor of the Russian Academy of Sciences, twice winner of the RF Government prize in the field of science and technology;

Alexander A. Shkuta,

Professor of the Department of World Economy and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics;

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 16-06-00444 «Связь товарно-сырьевых и валютно-финансовых рынков. Биметаллизм и его динамика: от ретроспективного анализа к моделированию кризисов»).

Vitalia Yu. Bortalevich,

Trainee National Institute of Energy Security;

Valeria E. Loginova,

Junior Researcher Institute for Market Problems Russian Academy of Sciences Abstract. The problems of identifying companies participating in cross-border organizational networks that carry out operations for the withdrawal of financial and property assets from the state control loop are considered. The need for financial monitoring using a barrier-free information and computing environment for a group of authorized government departments is justified to compare the retrospective, operational and forecast individual business data of companies participating in international transactions with financial assets through electronic payment systems. The analysis of the dynamics of the movement of financial resources is carried out to clarify the semantics of the analyzed relationships, which makes it possible to identify the chain of participants in the withdrawal of assets abroad and their role functions. A semantic interpretation of the analyzed relationships is proposed to reveal the interrelationships of corporate structures, actors (agents), events and their various explicit and implicit correlations with respect to ordered chains of movement of assets going abroad.

Keywords: financial and property assets, monitoring, information system, transactions, money laundering, analysis of link semantics, complex networks.

В российской и мировой экономике активно действуют трансграничные организационные сети, осуществляющие операции по выводу финансовых и имущественных активов из контура государственного контроля [15].

Так, например, в результате проведенной совместной работы Росфинмониторингом с Банком России в 2015 г. пресечена преступная деятельность банковской группы, находящейся под контролем Мотылева А. (ОАО «Банк Российский кредит», ПАО «АМБ Банк», ЗАО «М Банк», ряд пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг), отозваны лицензии у ОАО КБ «Азимут», ЗАО «Таурус Банк», АКБ «Город» и ряда других кредитных организаций. Также в 2015 году выявлена схема обналичивания денежных средств, в качестве участников которой, наряду с банковскими платежными агентами, были привлечены факторинговые компании, общий объем которой составил 5,6 млрд рублей [18].

В этих условиях необходима выработка мер по повышению эффективности систем мониторинга и контроля финансовых операций (контрольно-мониторинговых, информационно-аналитических, экспертно-аналитических и пр. сервисов и пр.) для предотвращения вероятного ущерба от вывода за рубеж значительных объемов финансовых активов или прав собственности на российские имущественные активы, возникшей в одном из сегментов этих трансграничных организационных сетей, осуществляющих операции с финансовыми и имущественными активами.

То есть, требуется конструирование систем мониторинга и управления, а также возможности выявления компаний — источников создания финансовых и имущественных активов, операционных посредников и конечных бенефициаров операций по выводу активов из контура государственного управления в зависимости от структуры и моделей функционирования трансграничных организационных сетей [7; 16]. Необходимо проведение мониторинга отдельных компаний, корпоративных цепочек и всей системы с сопоставлением индивидуальных данных деятельности компаний, участвующих в международных транзакциях с финансовыми активами через электронные платежные системы [4; 22]. Выяснение семантики анализируемых связей, позволяет идентифицировать цепочку участников выведения активов за рубеж [2; 12].

В последние два десятилетия для исследования проблем функционирования сложных систем развивается новый эффективный инструмент — теория сложных сетей [8; 10]. Узлы сетей рассматриваются как элементы этих сложных сетевых систем, а связи между этими узлами — как взаимодействие между элементами [9].

В нашем случае, трансграничные организационные сети, осуществляющие операции по выводу финансовых и имущественных активов из контура государственного контроля образуют организационно-функциональный каркас соответствующих сложных сетевых систем [13; 20].

К информационным системам мониторинга и контроля финансовых операций как части некой ин-

формационной суперсистемы правоохранительных, фискальных и контролирующих ведомств может быть применена модель внутренней и внешней интеграции информационных ресурсов [11; 14].

При этом, мониторинг и контроль финансовых операций, не может быть сведен к анализу поведения отдельной компании, а требует учета взаимодействия большого количества организационных агентов с использованием для анализа контрольно-мониторинговых, информационно-аналитических, экспертно-аналитических и пр. сервисов правоохранительных, фискальных и контролирующих ведомств [23].

С учетом значительной вероятности высокой динамики процессов вывода активов из России за рубеж, авторы предлагают опираться на управляемую фрагментацию всего массива российских компаний на основе семантической интерпретации анализируемых связей в отношении выделенных кластеров компаний (организационных агентов) — участников выведения активов за рубеж, выявляемых по признаку прямого или опосредованного участия в выводе активов за рубеж.

Для концентрации оборота управленческой информации с качественным повышением порога анализируемой информации за счет синтеза слож-ноструктурируемых данных, имеющихся в распоряжении различных госведомств (объемы активов, платежи, компании — контрагенты по операциям, собственники компаний и их менеджеры, банки-посредники и т.п.) необходима организация информационного обмена правоохранительных, фискальных и контролирующих ведомств таким образом, чтобы можно было выделить структуру взаимосвязей в кластере явных и латентных организационных агентов и их характеристики (хронотип, ключевые лица, ролевая структура и т.п.).

Предполагается разработать предметно-адаптированную конфигурацию базовых характеристик комплекса систем мониторинга и управления для выявления компаний — источников создания финансовых и имущественных активов, операционных посредников и конечных бенефициаров операций по выводу активов из контура государственного управления в рамках инфраструктуры правоохранительных, фискальных и контролирующих ведомств. Необходима идентификация источников создания финансовых и имущественных активов, операцион-

ных посредников и конечных бенефициаров операций с ними в информационных базах правоохранительных, фискальных и контролирующих ведомств, сформированных по результатам мониторинга изучаемого объекта (сегмента трансграничных организационных сетей, осуществляющих операции с финансовыми и имущественными активами).

Результаты мониторинга должны обеспечить возможность повышения прозрачности вывода за рубеж значительных объемов финансовых активов или прав собственности на российские имущественные активы, через сегменты этой трансграничных организационных сетей, осуществляющих операции с финансовыми и имущественными активами (например, выявление скрытой аффиляции различных юридических лиц, участвующих в осуществлении операций, выводящих активы за рубеж, с выявлением пересекающихся массивов собственников или топ-менеджеров).

Государственная стратегия ПОД/ФТ2 при этом должна быть ориентирована на развитие информационной инфраструктуры правоохранительных, фискальных и контролирующих ведомств, позволяющей обеспечить возможность информационной поддержки механизмов и процедур мониторинга и контроля финансовых операций в условиях высокой волатильности мировых финансовых и фондовых рынков, стимулирующей отток активов из России за рубеж.

Для анализа семантики взаимосвязей необходима концентрация оборота информации с качественным повышением порога анализируемой информации за счет синтеза сложноструктурируемых данных, имеющихся в распоряжении различных госведомств, об операциях внутри выявленного кластера компаний (организационных агентов) — участников выведения активов за рубеж. Семантика взаимосвязей позволяет выделить структуру взаимосвязей в кластере явных и латентных организационных агентов и их характеристики (хронотип, ключевые лица, ролевая структура и т.п.) в системе выведения активов за рубеж.

Мониторинг позволяет идентифицировать компании — источники создания финансовых и имуще-

2 ПОД/ФТ — противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

ственных активов, операционных посредников и конечных бенефициаров операций по выводу активов из контура государственного управления, а также структуру трансграничных организационных сетей путем проведения мониторинга отдельных компаний, корпоративных цепочек и всей системы с сопоставлением индивидуальных данных деятельности компаний, участвующих в международных транзакциях с финансовыми активами через электронные платежные системы с динамикой транзакций и движения финансовых средств в ретроспективе.

Пакет методов мониторинга и контроля финансовых операций в отношении кластера компаний (организационных агентов) — участников выведения активов за рубеж с использованием трансграничных организационных сетей должен выявлять механизмы реализации финансовых транзакций по всей трансграничной цепочке, в том числе, через оффшорные зоны, для выяснения взаимосвязи корпоративных структур, акторов (агентов), событий и их различных явных и неявных корреляций в отношении упорядоченных цепочек движения активов, идущих за рубеж [19; 3].

Мониторинговые сервисы должны позволять с помощью прикладных программных пакетов осуществлять выявление и движение корпоративных ядер концентрации финансовых и имущественных активов (прав собственности) с минимально возможными объемами имеющейся информации в рамках информационного оборота правоохранительных, фискальных и контролирующих ведомств [5; 6].

В рассматриваемой системе для анализа и принятия решения могут быть использованы контрольно-мониторинговые, информационно-аналитические, экспертно-аналитические и пр. сервисы, для чего может быть реализовано формирование безбарьерной информационно-вычислительной среды группы уполномоченных государственных ведомств [1; 21].

Моделирование деятельности компаний, участвующих в международных транзакциях с финансовыми активами через электронные платежные системы должно реализовываться с использованием средств имитации сетевых процессов в качестве базового уровня среды моделирования.

Это позволяет дать оценку стратегии действий корпоративных команд, прогнозировать процессы выполнения командами компаний (агентов) сво-

их функций, эволюции их поведения и изменения структуры трансграничных организационных сетей и выявления различных явных и неявных корреляций в отношении упорядоченных цепочек движения активов, идущих за рубеж [17].

Новизна заявленного подхода состоит в разработке методологии динамического анализа разнородных сегментов оперативного пространства движения активов, идущих за рубеж на основе информационного обмена правоохранительных, фискальных и контролирующих ведомств и комбинированного адаптивного применения различных механизмов идентификации участников выведения активов за рубеж с использованием трансграничных организационных сетей, осуществляющих операции с финансовыми и имущественными активами.

«Закольцовка» оборота управленческой информации внутри информационного обмена группы правоохранительных, фискальных и контролирующих ведомств таким образом, чтобы можно было выделить структуру взаимосвязей в кластере явных и латентных организационных агентов и их характеристики (хронотип, ключевые лица, ролевая структура и т.п.) в системе мониторинга и контроля финансовых операций обеспечивает идентификацию моделей сценарного общекомандного, группового и индивидуального поведения агентов и их криминальный характер.

В результате обеспечивается комплексное решение вопросов структурно-функциональной организации процессов использования безбарьерной информационно-вычислительной среды группы уполномоченных государственных ведомств на основе информационной инфраструктуры правоохранительных, фискальных и контролирующих ведомств на базе формируемой Росфинмонито-рингом Единой информационной системы, а также Единого интегрированного транспортного сервиса, для выявления скоординированной деятельности компаний (организационных агентов) по некоторому сценарию в рамках участия в устойчивых сетях (цепочках) выведения активов за рубеж.

Литература

1. Агапова Т.Н., Иванов А.В. Приоритетные направления работы Росфинмониторинга на пути борьбы с отмыванием доходов, полученных пре-

ступным путем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 32 (317). С. 46—52.

2. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Райков А.Н. Интеллектуальные технологии организации финансового мониторинга и контроля при реализации госзакупок // Экономические стратегии. 2016. Т. 18. № 1 (135). С. 16—27.

3. Архангельский И.Ю. Трасты США и проблемы международного налогообложения // США и Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 11. С. 109—126.

4. Бобрышева Г.В. Финансовый мониторинг как элемент государственного контроля. // Государственная служба. 2014. № 1 (87). С. 37—39.

5. Бойко П.А., Чиналиев В.У., Шкута А.А. Управление реализацией инфраструктурных проектов: координация выполнения заказов и поставок при осуществлении государственных и муниципальных закупок. М.: Финуниверситет, 2017. 76 с.

6. Борталевич В.Ю. Корпоративное управление в условиях выхода из кризиса // Евразийская экономическая интеграция как фактор повышения стабильного и поступательного развития национальных хозяйственных систем / Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 29—30 сентября 2016 г. / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2016. С. 35—36.

7. Гудкова О.Ю. Роль государственного контроля за операциями с денежными средствами в целях обеспечения экономической безопасности страны // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 3 (83). С. 27—31.

8. Евин И.А. Введение в теорию сложных сетей // Компьютерные исследования и моделирование, 2010, Т. 2. № 2. С. 121—141.

9. Евин И.А. Сложные сети как модели сложных систем // http://social-orthodox.info/pages/6_2_ slozhnie_seti_kak_modeli_slozhnih_sistem.htm

10. Затуливетер Ю. С., Фищенко Е. А. Графо-динамические системы с сетецентрическим управлением в математически однородном поле компьютерной информации // Управление большими системами, Выпуск 30.1 «Сетевые модели в управлении», 2010. С. 567—604.

11. Зоидов З.К. Пути формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и регулирования

322

производства и товарооборота в рамках ЕАЭС. М.: ИПР РАН, 2015. 141 с.

12. Коргин Н., Новиков Д., Райков А. Технологии сетевой экспертизы // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 3. С. 61—69.

13. Логинов Е.Л., Борталевич С.И., Шкута А.А. Развитие интеллектуальных сервисов в автоматизированных информационных системах управления энергетической инфраструктуры. М.: ИПР РАН, 2017. 95 с.

14. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в ЕЭС России // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6. С. 19—23.

15. Логинов Е.Л. Противодействие терроризму: новые аспекты в деятельности финансовых разведок, которые осуществляют мониторинг финансовых коммуникаций // Финансовая безопасность. 2016. № 12. С. 30—33.

16. Логинов Е.Л., Эриашвили Н.Д., Борталевич С.И., Михайлов А.В. Мониторинг сетевых связей идентифицирующих скрытых бенефициаров операций с финансовыми и имущественными активами // Государственная служба и кадры. 2016. № 2. С. 188—192.

17. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д., Васенин В.А., Борисов В.А., Роганов В.А. Агент-ориентированные модели: мировой опыт и технические возможности реализации на суперкомпьютерах // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86. № 3. С. 252.

18. Публичный отчет о деятельности федеральной службы по финансовому мониторингу — 2015 // http://www.fedsfm.ru/content/files/activity/ annualreports/otchet_verstka_3.pdf

19. Сараджева О.В., Эриашвили Н.Д., Карасе-ва М.В. Основные направления борьбы с коррупцией в России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12. С. 258—268.

20. Солдатов А.И., Ким О.Х. Технические и алгоритмические проблемы коммутации современной электроники // Известия высших учебных заведений. Физика. 2010. Т. 53. № 9—3. С. 308—310.

21. Солдатов А.И., Солдатов А.А. Формирование и управление в ЕАЭС интегрированной системой топливно-энергетической инфраструктуры //

№ 4/2017

Вестник экономической безопасности

25 лет СНГ: основные итоги, проблемы, перспективы развития / Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. М.: ИПР РАН, 2016. С. 110—111.

22. Сорокин Д.Д.Организационно-экономи-ческие механизмы обеспечения экономической

безопасности в ТЭК России. М.: ИПР РАН, 2017. 57 с.

23. Эриашвили Н.Д. Присвоение и растрата чужого имущества в системе хищений чужого имущества в уголовном законодательстве Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 4. С. 62—72.

УДК 338 ББК 65

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Борис Павлович Михайлов,

профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации;

Лев Львович Тузов,

профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент; Алексей Викторович Таиров,

старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Сиайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности органами внутренних дел. Дается сравнительный анализ состояния экономической преступности, определяются оперативно-служебные задачи подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по основным и стратегическим направлениям оперативно-разыскной деятельности. Особое внимание уделяется противодействию организованной преступности и ее сращиванию с коррупцией. Предлагаются меры по обеспечению экономической безопасности.

Ключевые слова: стратегия, экономическая безопасность, экономическая преступность, коррупция, отмывание денежных средств полученных преступным путем, оффшоры, конфискация, профилактика.

ACTUAL PROBLEMS MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY BY LAW-ENFORCEMENT BODIES

Boris P. Mikhailov,

professor of the department of operational-search activity and special equipment Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikotya, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation;

Lev L. Tuzov,

professor of the department of operational-search activity and special equipment Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikotya,

Doctor of Law, Associate Professor;

Aleksey V. Tairov,

senior lecturer of the department of operational-search activity and special equipment Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikotya, Candidate ofLegal Sciences

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.