ЭКОНОМИЧЕСКИМ УЩЕРБ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДСТАВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
К. А. ЗАХАРОВ, кандидат экономических наук
Цели и задачи деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности государства в условиях рыночной экономики развитых индустриальных стран и современной России радикально отличаются. Это связано с тем, что ускоренный и непоследовательный переход от жестко регламентированной и низкоэффективной экономики советского государства, основанной на экстенсивных методах экономического роста, в условиях сложившихся диспропорций и социальной структуры общества привел к тому, что многие механизмы и инструменты хозяйственного механизма, успешно применяемые в развитых рыночных экономиках, в условиях России приняли уродливые, а порой криминальные формы.
Механизмы регулирования кредитно-финансовой и бюджетной системы, перераспределения национального дохода и ВВП, собственности, межрегиональные пропорции и пропорции между различными отраслями и сферами экономики к настоящему времени находятся, к сожалению, в крайне разбалансированном состоянии. А социальная структура общества и расслоение по уровню доходов не могут в полной мере отвечать долгосрочным национальным интересам развития страны, в том числе формированию групп населения с устойчивым и стабильным уровнем доходов, привязанным к трудовому вкладу каждого человека.
Основной задачей государственной политики на современном этапе является запуск механизмов ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса, социальной адаптации населения страны к рыночным реформам, ограничение криминальных тенденций, в том числе коррупции, способных полностью извратить и приспособить
под собственные потребности, не связанные с интересами общества и государства, любые реформы хозяйственного механизма.
Как известно, государство от теневой экономики налогов не получает. Вследствие этого налоговое бремя возлагается на субъекты легальной хозяйственной деятельности и граждан. Теневая экономика латентна. Она опирается на неформальные механизмы, обеспечивающие выполнение контрактов, и структуры организованной преступности. В теневой экономике денежный оборот в основном осуществляется в долларах, что ведет к ослаблению влияния национальных институтов денежно-кредитной политики.
Поэтому нередко стереотипы поведения российских налогоплательщиков превращаются из субъективных факторов в объективные, когда некоторые криминальные тенденции приобретают общегосударственные масштабы. За последнее десятилетие криминализовались сфера принудительных банкротств, захвата собственности и целых предприятий (рейдерство), возврат НДС из федерального бюджета по лжеэкспорту, сфера по обналичиванию денежных средств, вывоз российских капиталов за рубеж, в том числе в оффшорные зоны по фиктивным контрактам.
Многофакторные исследования проблем бюджетной сферы, проведенные специалистами, выделяют предпосылки, которые перманентно усиливают криминальную нагрузку на налоговую систему страны. Исходя из приоритетов, имеющихся сил и средств, специалисты признают, что одним из основных факторов, губительно действующих на налоговую и бюджетную систему страны в целом, является огромное число подстав-
ных фирм — анонимных коммерческих структур, фирм-прокладок.
Их роль в совершении налоговых преступлений высока. Можно утверждать, что без использования подставных фирм в различных схемах, пусть даже примитивных, направленных на сокрытие объектов налогообложения, прибыли, НДС, иных налоговых преступлений, в сфере нецелевого расходования бюджетных средств криминальный элемент обходиться не может. Формы использования подставных фирм в различных схемах, в том числе и финансовых, крайне разнообразны. Характерной же их общей особенностью является то, что на подобных фирмах обрываются цепочки хозяйственных и финансовых отношений между реально действующими предприятиями, банками, страховыми фирмами, экспортерами и импортерами, торгующими предприятиями, даже при взаиморасчетах за товары с индивидуальными предпринимателями.
Анализ оперативной обстановки, информации, полученной в ходе оперативно-розыскных мероприятий, иных сведений, которыми располагают правоохранительные и налоговые органы, свидетельствует о том, что в настоящее время более половины коммерческих организаций в стране зарегистрированы на подставных лиц. В Москве эта цифра достигла 75—80 %. Из почти 1,2 млн зарегистрированных в городе организаций не отчитываются либо предоставляют нулевую отчетность около 860тыс. Данные фирмы используются в различных схемах не только для уклонения от уплаты налогов, в теневых финансовых схемах, но и в сделках с недвижимостью, в различных мошеннических схемах. Все более широкое распространение получает использование анонимных структур в сфере потребительского рынка, строительстве, отраслях ТЭК, в сфере оборота эмиссионных и иных ценных бумаг.
Одна из схем ухода от налогообложения по НДС состоит в том, что в соответствии с законом, товары, отправляемые на экспорт, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Суммы налога, уплаченные предприятием при их приобретении, подлежат возмещению из бюджета. Эти правовые нормы способствуют возникновению одного из распространенных способов совершения налоговых преступлений — лжеэкспорта. В данной схеме предприятие декларирует товар как экспортный, представляет в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт пересечения границы, и просит возместить ему сумму НДС, якобы уплаченную поставщиком в бюджетную систему. На самом деле, товар может и не покидать
пределов России или быть временно отправлен в ближайшее сопредельное государство, а его поставщик, так называемая прокладка, не платит никаких налогов.
Несмотря на то, что использование этой схемы неоднократно приводило к возбуждению уголовных дел по статьям «мошенничество» и «уклонение от уплаты налогов», соблазн сделать большие деньги из воздуха слишком велик. Методы борьбы с необоснованным предъявлением НДС к возмещению предлагаются разные, начиная от возмещения налога только экспортерам-производителям продукции и заканчивая таким радикальным предложением, как отмена НДС и замена его другим налогом. Однако эти предложения уже много лет не могут реализоваться из-за противодействия мощного лобби. В государственных органах рассматриваются еще два способа борьбы с незаконным возвратом НДС: контроль за движением товаров путем сбора и анализа реестров счетов-фактур либо контроль расчетов путем выделения оборота по НДС на специальные счета и ограничения режима использования средств на этих счетах.
Подавляющее большинство проверок, проводимых налоговыми органами и подразделениями МВД России по налоговым преступлениям, носят затяжной характер. Не удается установить контрагентов проверяемых организаций, зарегистрированных по фиктивным адресам, и лиц, ответственных за их финансово-хозяйственную деятельность, особенно когда за такими фирмами-прокладками стоят выходцы из зарубежных стран, Средней Азии и Закавказья. В подразделениях по экономическим и налоговым преступлениям ГУВД по г. Москве за год в среднем отрабатываются поручения на установление более 25 ООО коммерческих организаций по запросам налоговых и правоохранительных органов из других регионов страны. В 80 % случаев запросы не были исполнены в связи с тем, что фирмы в заявленных адресах не располагаются или имеют подставных лиц в качестве учредителей и руководителей. В этих условиях возмещение причиненного государству ущерба становится практически невозможным.
По данным специалистов, достоверно оценить невозмещенный ущерб по уголовным делам, возбужденным в других регионах страны по налоговым составам, в том числе в связи с неисполнением по указанным выше причинам запросов, достоверно нельзя. Однако известно, что в некоторых случаях ущерб составляет десятки миллионов долларов США, с учетом того факта, что все уголовные дела данной категории возбуждаются за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах.
По этой же причине невозможно оценить точную сумму ущерба для бюджета Москвы. Ряд специалистов высказывает мнение, что бюджетные потери в данной сфере могут составлять от полутора до двух бюджетов Москвы. Таким образом, огромное количество сделок и оборота денежных средств находится вне контроля налоговых органов. При проведении оперативно-розыскных мероприятий «левые» печати изымаются коробками. Выявляются факты подачи на регистрацию фирм с поддельными платежными документами по уплате государственной пошлины. Из Банка России поступает оперативная информация о том, что даже коммерческие банки формируют уставные капиталы с использованием счетов подставных фирм, что создает реальные предпосылки очередного банковского кризиса и широкомасштабных мошеннических акций с вкладами. Крах банков «Кредиттраст», «Павелецкий», «Диалог-Оптим» в 2004 г. был обусловлен именно этими причинами. Влияние мирового финансового кризиса может вновь подтолкнуть данный процесс.
Чтобы более наглядно представить остроту проблемы, следует отметить, что ежедневно в Москве регистрируется порядка 500—600 новых коммерческих организаций, из них более половины имеют те или иные признаки анонимности или фиктивности. В неделю регистрируется 2—3 тыс. таких фирм, в месяц — около 8—12тыс. Ясно, что силами оперативного состава подразделений по налоговым преступлениям проверить их все невозможно. Нужны более действенные и радикальные меры, в том числе по ужесточению регистрационного законодательства.
В связи с тем, что противодействие регистрации коммерческих организаций на подставных лиц и пресечение их деятельности признаны одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов, ГУВД г. Москвы организовало тесное взаимодействие с УФНС России по г. Москве. Это взаимодействие организовано наиболее эффективно. Обмен информацией по всем фактам подозрительных регистраций происходит в оперативном режиме. Именно поэтому с 2004 г. удается предотвращать незаконную регистрацию в столице более 8—10 тыс. подставных коммерческих организаций в год. Ведется целенаправленная отработка причастности подставных фирм к финансированию экстремистской и террористической деятельности.
В ходе работы по выяснению обстоятельств попытки зарегистрировать ООО «Аль-Кайда» по несуществующему адресу в Москве установлено, что лица, причастные к этому, используют методы глу-
бокой конспирации, систему передачи документов через почтовые ящики и другие методы. В последнее время в Москве на регистрацию пошло много фирм, где учредителями и директорами являются иногородние граждане (Екатеринбург, Магадан, Пермь и т.д.), лица без определенного места жительства (с новыми паспортами), студенты, молодежь.
Отработка получаемой из МИФНС РФ № 46 информации в отношении массовой регистрации коммерческих организаций позволяет сделать вывод, что данный вид деятельности превратился в самостоятельный вид бизнеса, материальной основой которого является спрос на подставные фирмы. Проверочными мероприятиями установлено, что около 25 % подставных фирм используется в сфере строительства для оформления фиктивных строительных договоров подряда и отраслях ТЭК, около половины создается по заказу коммерческих банков для обналичивания денежных средств, корректировки финансовых результатов, теневых вексельных и дисконтных схем и действует в кредитно-финансовой сфере. Около 7—10% подставных фирм используется в сфере внешнеэкономической деятельности для оформления лжеэкспортных операций и незаконного возврата НДС. Остальные фирмы регистрируются под конкретные хозяйственные сделки с целью сокрытия объектов налогообложения по обороту товаров и услуг.
Проверяется также информация об использовании подставных фирм в схемах по нецелевому использованию бюджетных средств. Отработка только одной такой информации в отношении «Фонда поддержки детского и юношеского спорта», зарегистрированного по украденному паспорту, привела к тому, что была установлена схема ухода от налогообложения в сумме более 200 млн руб. В эту схему были вовлечены несколько московских банков и крупных промышленных предприятий (КБ «Третий Рим», КБ «Федеральный Промышленный Банк», ЗАО «Аэромар» — дочернее предприятие Аэрофлота, ОАО «Полимербыт» и ряд других). Деятельность подставных фирм наносит огромный ущерб финансовой системе страны, развращает сознание налогоплательщиков, дискредитирует деятельность налоговых и правоохранительных органов.
В настоящее время существует ряд объективных причин, создающих дополнительные трудности в расследовании налоговых и экономических преступлений, совершаемых с использованием подставных фирм. В большинстве случаев предприятие изначально регистрируется так, чтобы потом исчезнуть, не оставив следов: по утерянным паспортам либо на имя граждан, предоставившим
мошенникам в пользование свои паспорта за символическую плату, либо с указанием несуществующих адресов.
Негативную роль сыграла и новая редакция Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которой, организацию можно зарегистрировать по упрощенной схеме в течение пяти дней, просто направив необходимые документы по почте.
Позиция автора статьи заключается в следующем. Налоговая система, которая должна выполнять комплексно следующие функции: фискальную (пополнение доходной части бюджета), контрольную (позволяющую оценивать реальную ситуацию на отдельном предприятии, в регионе, отрасли и в народном хозяйстве с целью принятия грамотных и адекватных управленческих решений), регулирующую (народнохозяйственные пропорции в интересах развития национальной экономики, в том числе пропорции между регионами, отраслями и сферами экономики), стимулирующую (снижение затрат, рост качественных показателей экономики: энергоемкости, трудоемкости, прежде всего в отраслях, генерирующих развитие научно-технического прогресса), в настоящее время не в состоянии выполнять ни одну из них.
Главным негативным фактором, не позволяющим эффективно реализовать на практике основные принципы налоговой системы, является огромное количество подставных фирм, при расчетах с которыми списывается прибыль, искусственно увеличиваются затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), завышаются суммы НДС, уплачиваемого на подставные фирмы. Данные действия превращаются в стереотипы поведения российских налогоплательщиков, что является объективным фактором, препятствующим переводу экономики в целом на путь интенсивного развития, отличающего развитые рыночные экономики индустриально развитых стран.
Отличительной особенностью данного типа развития на современном этапе научно-технического прогресса должны являться повышение качественных показателей экономического роста, снижение затрат и оптимизация пропорций между отраслями экономики в пользу отраслей электроники, связи, био- и нанотехнологий, охраны окружающей среды, медицины и т. п. В условиях нашей страны функционирование подставных фирм создает материальные предпосылки для завышения затрат с целью уклонения от налогообложения прибыли и добавленной стоимости, то есть превратилось в тормоз дальнейшего развития
экономики. Необходимы глубокие научные проработки и рекомендации по постепенному переводу налоговой системы на обложение затрат и расходов, то есть на лишение материальной основы подставных фирм.
В этих условиях необходимо кардинально пересматривать всю систему контроля налоговых органов за регистрацией и отчетностью налогоплательщиков. Этаработа является важной, но она не даст кардинального результата, если не будет изменена вся система налогообложения предприятий и населения, если она не будет приведена в соответствие с потребностями сегодняшней ситуации в экономике, если не будет сориентирована на решение долгосрочных задач развития и совершенствования социально-экономических отношений в России, на реализацию задачи поиска оптимального сочетания экономических интересов государства, производителей и потребителей, различных социальных групп общества и хозяйственных укладов.
Налог на добавленную стоимость как один из основных косвенных налогов, включаемых в цену, которую платит конечный потребитель продукции, приводит к удорожанию конечного продукта для населения и предприятий, что в свою очередь приводит к сокращению платежеспособного спроса населения, повышению цен, инфляции и сокращению капитальных затрат предприятий по реконструкции и обновлению основных фондов.
Оптимальным с точки зрения повышения эффективности налоговой системы, реализующей одновременно все свои функции, было бы введение такой системы налогов, платежей и сборов, при которой предприятие платило бы один единственный налог. Причем базой по нему служили бы не доходы предприятия, которые сейчас всячески скрываются, искусственно занижаются путем отнесения на себестоимость расходов, не связанных с производством и реализацией продукции, или же переводятся за рубеж, а его реальные расходы, которые невозможно скрыть. При этом за снятие наличных средств в банках удерживался бы тот же самый налог, что полностью лишило бы материальной основы деятельность фирм по так называемой «обналичке» и незаконному обороту денежных средств.
Это позволило бы предприятиям не занижать, как сейчас, свою прибыль, которая налогообложению не подлежала бы, а направлять средства на выплату заработной платы (стимулирование диверсифицированного платежеспособного спроса населения и увеличение доли подоходного налога в общей сумме фискальных поступлений), а также на
инвестиции в производство и научные исследования. В целом, это бы означало снижение расходов при производстве и реализации продукции, то есть повышение уровня ВВП и эффективности его использования. Скрывать в этих условиях объект налогообложения было бы нецелесообразно. А главное, при совершении налоговых правонарушений и преступлений — они легко раскрываемы и доказуемы с точки зрения наличия умысла. Эта проблема в настоящий момент является чуть ли не основной для оперативных и следственных служб, поскольку уже за установленное и задокументированное нарушение налогового законодательства не всегда удается привлечь руководителей предприятий к уголовной ответственности, отрицающих свою причастность к деятельности подставных фирм. Налоговые органы, не имеющие полномочий проводить оперативно-розыскную деятельность, не в состоянии доказать умысел на совершение налогового правонарушения.
В предлагаемой же новой системе налогообложения целесообразным было бы изменение самой структуры органов исполнительной власти, отвечающих за формирование и расходование федерального и местных бюджетов, а также по контролю за соблюдением налогового законодательства в целом. Таким образом, были бы повышены роль и ответственность налоговых органов за соблюдение налоговой дисциплины и за целевое использование бюджетных средств, так как в связи с упрощением системы и ее исключительной прозрачностью отпадет необходимость в функционировании целых подразделений налоговых и правоохранительных органов. Высвободившиеся специалисты служб налоговых проверок могли бы заняться реализацией регулирующей функции налоговой системы непосредственно на подведомственной территории и эффективным контролем за расходованием средств федерального и местных бюджетов, государственных целевых программ, где также в массовом количестве, в латентной форме, осуществляются различные преступления, связанные с хищением государственных средств.
Уровень налогообложения (фискальная нагрузка на предприятия) по оценкам автора статьи должен быть порядка 20 % от суммы затрат предприятия. В этих условиях будут обеспечены текущая рентабельность предприятия и накопление на уровне 10—18% в год в целом по народному хозяйству, что гораздо выше нынешних темпов экономического роста. Причем явный эффект при введении данного налога (налоговый мультипликатор) будет ощущаться уже через 2—3 мес. после его введения.
Вторым важнейшим элементом предлагаемой новой структуры системы налогообложения является налогообложение физических лиц — граждан. Население должно платить налог на доходы, распределяемый во внебюджетные фонды, в том числе и пенсионный. Причем этот налог должен взиматься у всякого источника выплаты дохода. Подобная система проста и понятна всем, независимо от рода деятельности человека, его образования и уровня доходов.
Третий элемент — система платежей и сборов — таможенных, дорожных, акцизных и в основном — за пользование недрами существовала бы параллельно. Его фискальная нагрузка на предприятия и граждан определялась бы при утверждении очередного бюджета на новый финансовый год исходя из сложившейся экономической ситуации и реальных потребностей страны, а также в силу изменений конъюнктуры на мировом рынке, что обеспечит своевременную координацию регулирующей роли государства с теми тенденциями, которые складываются в системе мирового хозяйства.
Налог на расходы также легко учитывается при разработке и планировании конкретных экономических проектов. Очередной же пересмотр методологии расчетов по основным действующим налогам, усиление нагрузки на налоговые органы и подразделения МВД России по налоговым преступлениям по контролю за собираемостью налогов в существующих условиях огромного теневого оборота могут привести только к перекладыванию основного бремени кризиса на население страны, около половины которого, по самым различным оценкам, балансирует на грани социально-приемлемого уровня, а треть имеет доходы ниже этого уровня, то есть бедное. Это в свою очередь будет приводить к обострению социальных противоречий, росту экономической преступности и коррупции, экстремизма, особенно в молодежной среде.
На основании этого краткого изложения основных положений по реформированию налоговой системы и системы контроля за соблюдением налогового законодательства можно сформулировать основные теоретические и практические выводы.
1. В условиях сложившихся диспропорций в народном хозяйстве не представляется возможным в рамках существующей налоговой и финансовой системы качественно изменить ситуацию с пополнением доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов, с механизмом распределения национального дохода страны не только для реализации долгосрочных общегосударственных программ в интересах подъема национальной экономики, но и для финансирования неотложных
мероприятий, связанных с решением проблем бедности населения, коррупции и борьбы с экономической преступностью. Усиление или ослабление в сложившейся системе фискальной нагрузки (массовость контрольных мероприятий, механическое перераспределение контрольных функций государственных органов исполнительной власти, изменение ставок налогов без изменения объекта налогообложения и т.д.) в обозримой перспективе не способны решить кардинально задачу, так как при этом не могут быть комплексно учтены:
а) мировой опыт создания и развития налоговых систем;
б) основополагающие идеи устройства хозяйственной системы, понятные большинству граждан;
в) интересы тех социальных групп, которые неминуемо будут при этом затронуты (в чьих интересах проводится реформа, должно быть ясно изначально).
2. Радикальное решение задачи видится на пути кардинального изменения всей системы налогообложения и методологии определения налогооблагаемой базы по основным бюджетообразующим налогам, для того чтобы были одновременно и комплексно реализованы все функции (принципы) налоговой системы.
3. Оптимальным и самым безболезненным из всех представляемых вариантов реформы налоговой системы явилось бы введение такой системы налогов, платежей и сборов, при которой предприятия платили бы один единственный налог. Самое главное — во всей цепочке воспроизводства найти и правильно выбрать базу по такому налогу, чтобы невыгодно было скрывать доходы, используемые на выплату заработной платы и развитие производства. Базой по этому налогу должна служить не добавленная стоимость и не прибыль предприятий, которую сейчас всяческими способами скрывают от налогообложения, переводят за рубеж, обналичивают, а расходы, которые фактически скрывать невозможно.
Функционирование реального сектора экономики будет направлено на их занижение, что автоматически означает повышение эффективности производства, снижение цен, устранение многочисленных посредников на пути товаров и услуг от производителя до потребителя, так как все эти посредники вынуждены будут уплачивать аналогичный налог. Схема уплаты налога может быть избрана предприятием самостоятельно, исходя из специфики деятельности — по факту осуществления затрат (например, для банков — при уплате процентов за депозиты налог должен
перечисляться в бюджет, для торгующих организаций — при закупках товаров для реализации, для импортеров — при уплате таможенных пошлин и т.д.) или на конец определенного отчетного периода — для промышленных предприятий с длительным циклом производства продукции (например, судостроение и т. п.).
Более того, нужно предусмотреть норму, согласно которой налог, уплачиваемый немедленно при осуществлении расходов, рассчитывается по более низкой ставке — это обеспечит бесперебойное финансирование бюджета в отличие от сегодняшней поквартально-авральной системы пополнения и расходования средств государственного бюджета. То есть предлагаемая схема настолько проста изначально, что вполне перенесет некоторые усложнения, она способна к адаптации в конкретных экономических условиях, в которых функционирует каждое отдельное предприятие.
4. Введение подобной системы налогообложения полностью лишило бы материальной основы деятельность подставных фирм, задействованных в схемах по неучтенному обороту денежных средств, так как эти денежные средства в условиях, когда отпадет сама необходимость скрывать свои доходы у реально работающих предприятий (доходы облагаться налогом не будут), будут легализованы через розничную торговлю и не вернутся туда обратно, поскольку это станет экономически невыгодно и нецелесообразно. По оценкам автора статьи, до 75 % «черного нала» (основной инфляционный фактор) вернется в легальный оборот. В теневом обороте, конечно, останутся те деньги, которые и сейчас обслуживают криминальный бизнес — торговля наркотиками, оружием и т.п. Решать эти проблемы будут правоохранительные органы.
5. Подобная система, не стимулирующая занижение и сокрытие доходов, позволит предприятиям направлять их на выплату заработной платы (стимулирование платежеспособного спроса населения, а следовательно, на развитие отраслей легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства), на инвестиции в отечественную экономику, научные исследования.
6. Сам по себе налог на расходы предприятий является мощнейшим антиинфляционным фактором. Он лишает экономической целесообразности вывод в теневой оборот (обналичивание) денежных средств, перечисляемых на счета подставных фирм по фиктивным договорам и контрактам, получение неучтенной «налички» для выплаты зарплат сотрудникам в конвертах с целью уклонения от уплаты ЕСН, базой по которому является фонд начисленной заработной платы.
7. Простота и прозрачность предлагаемой схемы позволит довольно быстро и безболезненно перестроить государственный финансовый, бюджетный и кредитно-денежный механизмы для решения вопросов, отвечающих долгосрочным национальным интересам России.
Более серьезным и требующим тщательной разработки будет следующий этап финансовой реформы, связанной с распределением собранных государством фискальных средств. Здесь в полной мере должны быть применены все новейшие достижения мировой экономической науки, практики государственного регулирования. Речь идет о планировании, которое было отвергнуто в последние годы, хотя советский опыт планирования, многие идеи, рожденные в эти годы, приняли универсальное, общецивилизационное значение и успешно применяются во многих индустриально развитых странах. Они сумели правильно использовать национальную специфику, смогли не только
приспособить свои преимущественно рыночные, конкурентные хозяйства к ускоряющемуся темпу научно-технического прогресса (НТП), но и значительно упрочить свои позиции в системе международного разделения труда. Поэтому основной упор при создании новой финансовой системы страны должен быть сделан на ее регулирующую функцию. Предлагаемый вариант налоговой реформы способен оказать положительное влияние на динамику макроэкономических показателей, так как регулирует только затратную часть.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ.