ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ФИКТИВНЫХ ФИРМ
УДК 336.2
Михаил Владимирович Тимощенко,
аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита Волгоградского государственного университета Эл. почта: [email protected]
Автор статьи рассматривает проблему уклонения от налогов в Российской Федерации. Особое внимание уделяется борьбе государства с деятельностью фирм -однодневок. В статье приведены основные признаки и особенности таких организаций. Автором выдвинуты предложения по совершенствованию налогового законодательства для противодействия деятельности фиктивных фирм.
Кпючевые слова: налоговая оптимизация, налоговые преступления, налоговый контроль, уклонение от уплаты налогов, фирма - однодневка.
Mikhail Vladimirovich Timoshchenko,
Postgraduate Department of Finance, monetary, Volgograd State University E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF TAXATION RELATED TO THE OPERATION OF FICTITIOUS FIRMS
The author of article contemplates a problem of evasion from taxes in the Russian Federation. The special attention is given to struggle of the state against activity of firms -a something ephemeral. In article the basic signs and features of such organizations are resulted. The author brings offers on perfection of tax laws for counteraction of activity of fictitious firms.
Keywords: tax optimization, tax crimes, tax control, evasion from payment of taxes, firm -a something ephemeral.
1. Введение
Современное налоговое законодательство Российской Федерации состоит из целого комплекса нормативно-правовых актов федерального уровня, подзаконных актов, таких, например, как письма, приказы и т.д. Казалось бы, такое количество правовых материалов может контролировать полностью все аспекты коммерческой деятельности, но это, к сожалению, не так. Одними из самых актуальных понятий для нынешних налоговых служб являются «фирмы однодневки» и «взаимозависимые лица». Актуальность данных понятий состоит в том, что в налоговом законодательстве Российской Федерации эти области регламентируются достаточно размыто, поэтому нет возможности полного налогового контроля над открытием и функционированием фирм однодневок, а также над взаимозависимыми лицами. Сейчас налоговые службы усиленно занимаются разработкой эффективных схем борьбы с уклонением от уплаты налогов, которые, в основном, направлены на разоблачение фирм однодневок и недобросовестных взаимозависимых лиц в коммерческой среде. Множество руководителей компаний, желающих снизить налоговые расходы, поступают нечестно и, заключая партнерство с фирмой однодневкой, уходят от уплаты налогов.
Ущерб, связанный с преступлениями в налоговой сфере, по своему размаху, а именно по причиняемому бюджету ущербу превосходит все остальные виды преступлений.
Одним из основных факторов, губительно действующих на налоговую и бюджетную систему страны в целом, является существование огромного количества подставных фирм. Их роль в совершении налоговых преступлений исключительно высока, можно утверждать, что без использования в различных схемах, пусть даже примитивных, направленных на сокрытие объектов налогообложения, прибыли, НДС и иных налоговых преступлений, да и в сфере нецелевого расходования бюджетных средств - без подставных фирм криминальный элемент не обходится. Формы использования подставных фирм в различных схемах, в том числе и финансовых, крайне разнообразны. Характерной их особенностью является тот факт, что на подобных фирмах обрываются цепочки хозяйственных и финансовых отношений между реально действующими предприятиями, банками, страховыми фирмами, экспортерами и импортерами, торгующими предприятиями, а также при взаиморасчетах за товары с индивидуальными предпринимателями.
Несложный анализ информационных источников, официальных изданий и иных сведений, которыми располагают правоохранительные, налоговые органы, консалтинговые организации, службы экономической безопасности крупных предприятий, позволяет сделать выводы о том, что в настоящее время около половины коммерческих организаций в стране зарегистрированы на подставных лиц, в г. Москве эта цифра достигла 70-80-ти процентов. Из почти 1200 тысяч зарегистрированных в городе организаций вообще не отчитываются около 800 тысяч, либо предоставляют полностью нулевую отчетность.
2. Основные характеристики и особенности фирм однодневок
Организация, главной целью создания которой является не ведение реальной
экономической деятельности, а получение необоснованной налоговой выгоды, то есть уклонение от уплаты налоговых сборов, называется фирмой однодневкой. Можно выразиться несколько иначе: контрагенты, обозначенные только «на бумаге», не обладающие реальными признаками юридического лица, позволяющие налогоплательщику и взаимозависимым с ним лицам снизить налогооблагаемую базу, это и есть фирмы однодневки.
Такие организации, как правило, в большинстве случаев являются поставщиками всевозможных услуг: консалтинговых, маркетинговых, бухгалтерских, информационных и т.д. Выгода партнерства с такими организациями как фирмы-однодневки состоит, во-первых, в том, что заключая договор на пользование услугами такой организации, налогоплательщик и взаимозависимые лица, работающие на общей системе налогообложения, имеют право уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на производственные расходы (расходы на оплату услуг фирмы однодневки) и, во-вторых, налогоплательщик и взаимозависимые лица, которые пользуются услугами сторонней компании, имеют право получе-
ния налогового вычета по НДС.
Фактически эти услуги фирмы однодневки не оказывают, при этом денежные средства перечисляются на счет этой организации, а далее их успешно снимает организатор схемы. Таким образом, налогоплательщик и взаимозависимые лица с помощью фирмы однодневки экономят на налогах.
Раньше выяснить, кто действительно стоит за этой организацией, было практически невозможно, но уже сейчас налоговые службы приобрели достаточно большой опыт вычисления фирм однодневок, и вести борьбу с ними стало значительно легче. Учредителями таких организаций формально может быть кто угодно, например:
- при создании и оформление однодневок в учредители часто записывают людей, которых нет в реальности (регистрируют по утерянным паспортам, документам умерших);
- руководитель компании, которая уклоняется от уплаты налогов, может самостоятельно выступать в качестве учредителя нелегальной фирмы;
- налогоплательщик и контрагент могут носить статус «взаимозависимые лица» (в этом случае раскрыть подвох бывает особенно сложно).
Что касается последнего рассмотренного варианта, то он является, пожалуй, наиболее сложным. Доказать, что налогоплательщик, являющийся взаимозависимым лицом с учредителем однодневки, уклоняется от налогов, весьма тяжело. Это связано с тем, что определить, какое вознаграждение за предоставление услуг получают от налогоплательщика взаимозависимые с ним лица, в частности учредители однодневок, практически невозможно. Все это издержки налогового законодательства, которое, бесспорно, все еще не совершенно и требует существенной доработки.
Данные фирмы используются в различных схемах не только для уклонения от уплаты налогов, теневых финансовых схемах по незаконному возврату НДС по «лжеэкспорту», вывозу российских капиталов за рубеж, но и в сделках с недвижимостью, в различных мошеннических схемах. Все более широкое распространение получило использование анонимных структур в схемах по «недружественному» поглощению и захвату предприятий.
Схема ухода от налогообложения по НДС состоит в том, что в соответствии
с законом, товары, отправляемые на экспорт, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0%. Суммы налога, уплаченные предприятием при их приобретении, подлежат возмещению из бюджета. Эти правовые нормы способствуют возникновению одного из распространенных способов совершения налоговых преступлений -лжеэкспорта. В данной схеме предприятие декларирует товар как экспортный, представляет в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт пересечения границы, и просит возместить ему сумму НДС, якобы уплаченную поставщиком в бюджетную систему. На самом деле, товар может и не покидать пределов России или быть временно отправлен в ближайшее сопредельное государство, а его поставщик - "прокладка", которая не собирается платить никаких налогов. Несмотря на то, что использование этой схемы неоднократно приводило к возбуждению уголовных дел по статьям "мошенничество" и "уклонение от уплаты налогов", соблазн сделать большие деньги из воздуха слишком велик. Методы борьбы с необоснованным предъявлением НДС к возмещению контролирующие и правоохранительные органы предлагают разные, начиная от возмещения налога только экспортерам-производителям продукции и заканчивая таким радикальным предложением, как отмена НДС и замена его другим налогом. В государственных органах рассматриваются также ещё два способа борьбы с незаконным возвратом НДС: либо контролировать движение товаров путем сбора и анализа реестров счетов-фактур, либо контролировать расчеты путем выделения оборота по НДС на специальные счета и ограничения режима использования средств на этих счетах.
3. Меры по борьбе с деятельностью фиктивных организаций
Подавляющее большинство проверок, проводимых налоговыми органами и подразделениями МВД РФ по налоговым преступлениям, носят затяжной характер из-за того, что не удается установить контрагентов проверяемых организаций, зарегистрированных по фиктивным адресам, и лиц, ответственных за их финансово-хозяйственную деятельность, особенно когда за такими фирмами-прокладками стоят выходцы из зарубежных стран, Средней Азии и Закавказья. Возмещение причиненного государству ущерба становится не-
возможным. По этой же причине невозможно оценить точную сумму ущерба для бюджета города, однако, ряд специалистов, в том числе в открытой прессе высказывают мнение, что бюджетные потери в данной сфере могут составлять от полутора до двух бюджетов Москвы за соответствующие периоды.
Чтобы более наглядно представить остроту проблемы, следует отметить, что ежедневно в г.Москве регистрируется порядка 700-800 новых коммерческих организаций, из них более половины имеют те или иные признаки анонимности или фиктивности. В неделю это 2000 таких фирм, в месяц около 8-10 тысяч и так далее, по каждой из них будут какие - либо действия, связанные с теневым оборотом и уходом от налогообложения. Ясно, что силами налоговых и правоохранительных органов отработать их все невозможно в принципе. Нужны более действенные и радикальные меры, в том числе по более жесткому регламентированию регистрационного законодательства.
В последнее время в городе Москве пошел вал фирм, где учредителями и директорами являются иногородние граждане (Екатеринбург, Магадан, Пермь и им подобные), лица без определенного места жительства (с новыми паспортами), студенты, несовершеннолетние, только-только получившие паспорта, и процессуальные действия с которыми проводить крайне трудно.
Анализ сведений прессы и рекламных изданий в отношении регистрации коммерческих организаций позволяет сделать вывод, что данный вид деятельности превратился в самостоятельный вид бизнеса, материальной основой которого является спрос на подставные фирмы.
В настоящее время существует ряд объективных причин, создающих дополнительные трудности в расследовании налоговых и экономических преступлений, совершаемых с использованием подставных фирм. В большинстве случаев предприятие уже изначально регистрируется так, чтобы потом исчезнуть, не оставив следов: либо по утерянным паспортам, либо на имя граждан, предоставившим мошенникам в пользование свои паспорта за символическую плату, либо с указанием несуществующих адресов. Негативную роль сыграла и новая редакция Закона "О государственной регистрации юридических лиц", в соответствии с кото-
№2, 2011
130
рым организацию можно зарегистрировать по упрощённой схеме в течение 5 дней, просто направив необходимые документы по почте.
Общий вывод из сказанного выше таков: существование и деятельность такого количества подставных фирм наносит огромный ущерб финансовой системе страны, развращает сознание налогоплательщиков, дискредитирует деятельность налоговых и правоохранительных органов.
Позиция Правительства РФ, в том числе законодателей должна заключатся в четком соблюдении принципов и сущности понятия налоговой системы, сформулированной еще классиками экономической теории. В частности налоговая система, должна выполнять комплексно следующие функции: фискальную (пополнение доходной части бюджета), контрольную (позволяющую оценивать реальную ситуацию на отдельном предприятии, в регионе, отрасли и в народном хозяйстве с целью принятия грамотных и адекватных управленческих решений), регулирующую (народнохозяйственные пропорции в интересах развития национальной экономики, в том числе пропорции между регионами, отраслями и сферами экономики), стимулирующую (снижение затрат, рост качественных показателей экономики: энергоемкости, трудоемкости, и прежде всего в отраслях, генерирующих развитие научно-технического прогресса (что в свете законодательных инициатив Правительства и Президента РФ, ежегодного послания парламенту РФ наиболее актуально)), - в настоящее время не в состоянии выполнять ни одну из них. Главным негативным фактором, не позволяющим эффективно реализовать на практике основные принципы налоговой системы, является огромное количество подставных фирм, при расчетах с которыми списывается прибыль, искусственно увеличиваются затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), завышаются суммы НДС, уплачиваемого на подставные фирмы. Данные действия превращаются в стереотипы поведения российских налогоплательщиков, что уже является объективным фактором, препятствующим переводу экономики в целом на путь интенсивного развития, отличающего развитые рыночные экономики индустриально развитых стран. Отличительной особенностью данного типа развития на современном этапе научно-технического
прогресса должно являться повышение качественных показателей экономического роста, снижение затрат и оптимизация пропорций между отраслями экономики в пользу отраслей, стимулирующих НТП. В условиях нашей страны, функционирование подставных фирм создает материальные предпосылки для завышения затрат с целью уклонения от налогообложения прибыли и добавленной стоимости, то есть превратилось в тормоз дальнейшего развития экономики. Так, анализируя открытые источники печати, а также вступившие в законную силу приговоры по уголовным делам в отношении налогоплательщиков и ряда должностных лиц государственных органов можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации сформировалась уникальная экономическая модель в которой минимизация затрат на воспроизводство валового национального продукта является злом, т.к. согласно логики данной системы - зачем покупать сырьё, (работы, услуги) за 1 цену, когда можно купить за 2-е, а то и того более цен, а при условии наличия подходов к власть имущим, еще попросить дотации, субсидии или попытаться возместить НДС, дополнительно создав нагрузку на экономику РФ.
В итоге на современном этапе построения налоговой системы Российской Федерации мы имеем налоговую систему, несмотря на административно-законодательные инициативы Правительства, стимулирующую дальнейшее существование и эволюционирование теневой экономики.
Высокий процент теневой экономики свидетельствует о низкой достоверности заявляемых налогоплательщиками объектов налогообложения и о существовании двойной бухгалтерии: "белой" и "черной". К тому же в российских условиях уверенности в достоверности нет и после проведения налоговыми органами выездной проверки, поскольку и на территории самого налогоплательщика налоговым инспекторам представляются документы только по ведению "белой" бухгалтерии;
Также в данной связи следует отметить возникновение стереотипа налогоплательщика - "оппортуниста", что кроме всего прочего, свидетельствует и о недостатках в формулировании цели налогового контроля, а также не соблюдении важнейших принципов налогообложения в отношении непосредственных налогоплательщиков как доступ-
ность и понятность налога. В этом плане весьма полезным может оказаться опыт работы датских налоговиков, которые еще в 1993 году предупреждали о том, что если общественность получит впечатление, что относительно многие обманывают (государство) в самооценке (налоговых платежей) или занижают самооценку, то исчезнет мотивация у тех, кто в принципе желал быть законопослушным, в результате чего они тоже могут склоняться к обходу требований закона. Проблема заключается в том, что этот эффект имеет тенденцию лавинообразного развития, то есть с постоянной скоростью и широтой. И если лавина придет в движение, то будет сложно, как остановить ее, так и вернуться в первоначальное состояние. В настоящее время в Российской Федерации в условиях массового использования предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности фиктивных фирм мы имеем именно такую лавину налогового нигилизма, которая деструктивно влияет на мотивацию поведения предпринимателей, а также на институты государственного контроля в сфере налогообложения, делая их более примитивными. Так подавляющая часть проводимых мероприятий налогового контроля сводится к поиску (за частую выборочным методом) в контрагентах проверяемой организации фиктивных фирм, доказательству их фиктивности с последующим подсчетом сумм неуплаченных налогов и сборов, сложившихся при взаимоотношении с данными организациям. На более детальные проверки, с углубленным изучение особенностей деятельности предприятия, а также выявление, связанных с этими особенностями иных схем уклонения от уплаты налогов, кроме как через «однодневки» не остается ни времени, ни желания.
4. Заключение
Для кардинального изменения складывающейся ситуации необходимо вносить изменения в налоговое законодательство РФ с целью, с одной стороны, упрощения процедуры налогообложения, а с другой стороны, стимулирования воспроизводственного процесса экономических субъектов и лишения материальной основы целесообразности использования фиктивных фирм и как следствие сведение к минимуму доли теневой экономики. И вообще создание таких условий, что платить налоги в целом выгод-нее, чем уклоняться от них.
В этой связи следует обратить внимание на необходимость разработки новой, более эффективной идеологии налогового контроля, адекватной реальным российским условиям, с возможным повышением роли расчетно-анали-тических методик. Так же, следует обратить внимание на то, что в российской практике из орбиты налогового контроля практически полностью выпадают физические лица, хотя в западной практике основная тяжесть налогового бремени лежит именно на них. Так как именно физическое лицо является конечным получателем дохода и конечным потребителем.
Перспективными же методами борьбы с занижением налоговой базы и самим фактом существования и использования фиктивных фирм могут стать следующие направления.
1. Отказ законодателя от попыток проконтролировать реальное наличие и величину налоговой базы по таким объектам налогообложения, как выручка, прибыль и т.д., и переход на обложение по системе внешних признаков, для
всех мелких предприятий и предприятий со значительным оборотом наличных денежных средств. Примером является единый налог на вмененный доход.
3. Применение условных методов определения налоговой базы их законодательное и методологическое закрепление. Применение косвенных методов расчета налоговой базы не только налогу на прибыль и НДС но и в других налогах.
4. Усиление контроля над деятельностью налогоплательщиков по статистическим показателям, развитие фискального аппарата и средств доказывания,
5. Внесение процессуальное законодательство поправок касающихся порядка применения косвенных методов определения налоговых обязательств, касаемо их признания как доказательств.
Литература
1. Брызгалин А.В., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация недобросовестных контрагентов. - "Налоги и финансовое право", "Омега-Л", 2010 г.
2. Дубоносов Е.С., Павлова Н.В Фир-
мы-"однодневки" для уклонения от уплаты налогов. - "Налоговый вестник", N 12, декабрь 2009 г.
3. Шубин Д.А., Гренова М.Г. Борьба государства с фирмами-" однодневками" нарушает права добросовестных налогоплательщиков - "Ваш налоговый адвокат", N 5, май 2009 г.
4. Чугунова А.Н. Фирмы-однодневки вне бизнеса. "Российский налоговый курьер", N 20, октябрь 2008 г.
References
1. Bryzgalin A.V., Golovkin A.N. Tax optimization of unfair counterparts. - "Taxes and the financial right", "Omega-l", 2010
2. Dubonosov E.C., Pavlova Н.В Firm - of "something ephemeral" for evasion from payment of taxes. - "The tax bulletin", N 12, December, 2009
3. Shubin D.A., Grenova M.G. State struggle with firms - "something ephemeral" breaks the rights of diligent tax bearers - "your tax lawyef', N 5, May, 2009
4. Chugunova A.N.firm out of business. "The Russian tax courier", N 20, October, 2008
№2, 2011