Научная статья на тему 'Административное регулирование налоговой дисциплины: современное состояние, особенности и направления развития'

Административное регулирование налоговой дисциплины: современное состояние, особенности и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TAX / TAX POLICIES HAVE / TAX CRIMES / ADMINISTRATIVE REGULATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилов А.А.

Статья рассматривает современное состояние налоговой сферы России через классификацию способов снижения налоговых платежей и особенности административного регулирования за соблюдением налоговой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE REGULATION OF TAX COMPLIANCE: CURRENT STATUS, CHARACTERISTICS AND DEVELOPMENT TRENDS

Article reviews the current state of the tax sphere Russia through classification methods to reduce tax payments and especially administrative regulation compliance fiscal discipline.

Текст научной работы на тему «Административное регулирование налоговой дисциплины: современное состояние, особенности и направления развития»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Данилов А.А., ВГНА Минфина РФ

Статья рассматривает современное состояние налоговой сферы России через классификацию способов снижения налоговых платежей и особенности административного регулирования за соблюдением налоговой дисциплины.

Ключевые слова: налог, налоговая полтика, налоговые преступления, административное регулирование.

ADMINISTRATIVE REGULATION OF TAX COMPLIANCE: CURRENT STATUS, CHARACTERISTICS AND DEVELOPMENT TRENDS

Danilov A., VGNA, Minfin RF

Article reviews the current state of the tax sphere Russia through classification methods to reduce tax payments and especially administrative regulation compliance fiscal discipline.

Keywords: tax, tax policies have, tax crimes, administrative regulations.

В настоящее время политика государства в области налогообложения требует значительных изменений, так как не направлена на стимулирование выхода налогоплательщиков из теневой экономики. Современная налоговая стратегия направлена на максимальное получение государственных доходов, несмотря на затруднение экономических условий налогоплательщиков. При этом, имеется и положительный опыт реформирования налоговой политики, например в части формирования ЕСН в 2005 г. Несмотря на снижение общей ставки налога, реформирование способствовало увеличению доходов в бюджет и внебюджетные фонды за счет налоговых поступлений, исчисляемых от заработной платы. По мнению представителей ФНС России, приток поступлений в казну был обеспечен не столько ростом доходов населения, сколько отказом работодателей от начисления «серых» заработных плат ввиду отсутствия экономической эффективности сокрытия доходов, а также широкой социальной пропагандой, связанной с пенсионными накоплениями и кредитованием населения. Таким образом, налоговая политика может оказать существенное влияние на оценку налогового потенциала1.

Все больше ученых и практиков высказывают мнение о необходимости формирования таких условий функционирования хозяйствующих субъектов, при которых налогоплательщику будет выгодней работать «по-белому». В настоящее время существует множество способов уменьшения налоговых платежей (рисунок 1). Как показывает практика, основной целью лоббистов в налогово-бюджетной сфере является получение налоговых льгот. Налоговые льго-

ты - элемент налога, определяющий частичное или полное освобождение физических или юридических лиц от уплаты налогов. В зависимости от типа государства, его социально-экономического развития и финансовой политики могут существовать различные виды налоговых льгот: не облагаемый налогом минимум доходов; налоговые скидки; полное освобождение от уплаты некоторых налогов; выделение некоторых форм доходов, не подлежащих налогообложению, и т.д2. Налоговые льготы могут использоваться государством для стимулирования научно-технического прогресса, форсированного развития перспективных отраслей производства; для облегчения предприятию финансового бремени, обусловленного необходимостью соблюдения экологических требований; для социальной поддержки малоимущих слоев общества; для проведения определенной демографической политики3.

Как отмечают Л.В. Перекрестова и Г.Я. Чухнина в своей книге «Реформирование систем налогового контроля в РФ»: «В тех случаях, когда в государстве устойчивы тенденции лоббирования расходов при определении направлений экономической политики, налогоплательщик считает своим долгом позаботиться о своих личных интересах и интересах своих работников, оставшихся без защиты лоббистов. Если при проведении государственной политики интересы отдельных групп начинают преобладать без экономических на то причин, то налогоплательщики, считающие себя обойденными, изыскивают самые различные варианты уменьшения налоговых выплат вплоть до прямого укрывательства налогооблагаемых доходов и объектов»5.

Разработка приказа об

учетной налоговой

Оптимизация через

договор

Специаль-

налоговои оптимиза-

Применение

льгот и освобожде-пряыо предусмотренных

f * I ♦

Рис. 1. Способы уменьшения налоговых платежей4

1 Суглобов А.Е., Слободчиков Д.Н. Экономическое содержание налогового потенциала в современных моделях экономического развития // Налоги и налогообложение, 2009 - №7.

2 Филин М.В., Цешковский А.М. Правовое регулирование налоговых льгот и меры государства по борьбе с уклонением от уплаты налогов // Налоги (журнал), 2009. - №6

3 См.: Письмо Минфина России от 28 февраля 2008 г. N 03-05-04-01/09 «О применении налоговых льгот по налогу на имущество организаций резидентами особой экономической зоны» // Текст Письма официально опубликован не был.

4 Схема разработана Брызгалиным А.В. «Практическая бухгалтерия»; СПС-Гарант

5 Перекрестова Л.В., Чухнина Г.Я. Реформирование систем налогового контроля в РФ. Волгоград: изд-во ВолГУ, 2005. С. 35 - 36.

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 1G7

Можно сделать вывод, что одной из главных проблем в сфере налогообложения является отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации налоговых льгот. Современная ситуация в России характеризуется постоянными изменениями, идет процесс передела собственности и власти, социального расслоения людей. Противоречивость и нестабильность нашей жизни и, соответственно, правовой системы не могут не оказать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены, не согласованы6.

Многофакторные исследования проблем бюджетной сферы, проведенные специалистами, выделяют предпосылки, которые перманентно усиливают криминальную нагрузку на налоговую систему страны. Исходя из приоритетов, имеющихся сил и средств, специалисты признают, что одним из основных факторов, губительно действующих на налоговую и бюджетную систему страны в целом, является огромное число подставных фирм - анонимных коммерческих структур, фирм-прокладок. Их роль в совершении налоговых преступлений высока. Можно утверждать, что без использования подставных фирм в различных схемах, пусть даже примитивных, направленных на сокрытие объектов налогообложения, прибыли, НДС, иных налоговых преступлений, в сфере нецелевого расходования бюджетных средств криминальный элемент обходиться не может. Формы использования подставных фирм в различных схемах, в том числе и финансовых, крайне разнообразны. Характерной же их общей особенностью является то, что на подобных фирмах обрываются цепочки хозяйственных и финансовых отношений между реально действующими предприятиями, банками, страховыми фирмами, экспортерами и импортерами, торгующими предприятиями, даже при взаиморасчетах за товары с индивидуальными предпринимателями7.

Все налоговые преступления попадают под определенные статьи законодательных документов (рисунок 2). Основы налоговой системы России закреплены в Конституции РФ. В Конституции РФ установлено, что система налогов, взимаемая в федеральный бюджет, может устанавливаться только федеральным законодательством. При этом основное место в системе налогового законодательства принадлежит Налоговому кодексу РФ.

Административное регулирование за соблюдением налогового законодательства лежит в основном на Федеральной налоговой службы, а также МВД РФ. Результативность налоговых проверок в настоящее время оставляет желать лучшего, что во многом связано с возникновением новых схем отмывания денег, особенно через подставные фирмы-однодневки (рисунок 3).

По нашему мнению, в настоящее время назрела необходимость формирования методологического аппарата выявления налоговых преступлений, который будет способствовать реализации оперативных мер по пресечению и недопущению теневых операций, даст возможность налоговым органам еще на стадии анализа контрагентов выявить теневые предприятия и принять верные управленческие решения. Первые шаги к этому уже предприняты. Так, ФНС России в 2007 г. разработаны 109 типичных признаков недобросовестного налогоплательщика и создана специальная федеральная электронная база, где содержится информация о всех «подозрительных» компаниях. Чем больше таких признаков у налогоплательщика или его контрагентов будет выявлено, чем выше рейтинг «подозрительности», тем больше вероятность внеплановой налоговой проверки. Все признаки неблагонадежности разделены на три группы:

1) признаки, выявляемые на этапе регистрации компании (28);

2) признаки, выявляемые на этапе постановки на налоговый учет (4);

3) признаки, выявляемые в ходе деятельности компании (77).

Основной набор признаков выявляется и анализируется в ходе

камеральных проверок с использованием оперативно-разыскной информации, поступающей из разных источников. Выявление любого из 109 перечисленных ниже признаков означает внесение компании в Список юридических лиц, контролируемых в первую очередь, одновременно в него заносятся все учредители.

Реализация данного метода административной проверки наряду с формированием комплекса мер по стимулированию легализации бизнеса на общегосударственном уровне и снижению коррупции в стране, позволит не только определить нарушителей налоговой дисциплины, но снизить объемы теневой экономики России.

I ст. 198 ч.2 УК РФ □ ст. 198 ч. 1 УК РФ ^до/ * Иные документы Рис. 2. Законодательная основа при квалификации налоговых преступлений 8

И результативные (правонарушения) Рис. 3. Результативность налоговых проверок9

6 Филин М.В., Цешковский А.М. Правовое регулирование налоговых льгот и меры государства по борьбе с уклонением от уплаты налогов // Налоги (журнал), 2009. - №6

7 Захаров К.А. Экономический ущерб от деятельности подставных организаций. Предложения по реформированию налоговой системы. // «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2010. - №2

8 Данные книги «Налоговое расследование», 2002 год

9 Составлено автором на основе аналитических расчетов и экспертных оценок

108 TRANSPORT BUSINESS TN RUSSTA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.