Научная статья на тему 'Экономический ущерб от деятельности подставных организаций и предложения по реформированию налоговой системы'

Экономический ущерб от деятельности подставных организаций и предложения по реформированию налоговой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ECONOMIC DAMAGE / ПОДСТАВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / FRONT ORGANIZATIONS / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX SYSTEM REFORM / РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров К. А.

В данной статье раскрывается исследуется экономический ущерб от деятельности подставных организаций и предложения по реформированию налоговой системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic damage from the activities of front organizations and proposals to reform the tax system

In this article the study the economic impact of the activities of front organizations and proposals to reform the tax system

Текст научной работы на тему «Экономический ущерб от деятельности подставных организаций и предложения по реформированию налоговой системы»

Комплексный критерий выявления полизма на охранном рынке в отчетном

монополизма на рынке охранных услуг периоде к величине данного критерия в

КМ рекомендуется анализировать перио- периоде, предшествующем отчетному, по-

дически, например, ежеквартально. Сле- казывает, динамику изменения ситуации

дует отметить, что отношение величины на рынке в части создания конкурентной

комплексного критерия выявления моно- рыночной среды.

Литература и примечания

1. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ [Электронный ресурс]: www.mvd.ru.

2. Официальный сайт «Секьюрити.ру» [Электронный ресурс]: http://daily.sec.ru/dailypblshow.cfm?rid=18&pid=10671&pos=1&stp=50

3. Просолов В. Состояние рынка охранных услуг сегодня. 2006. Статья. Медиапортал по безопасности «ХРАНИТЕЛЬ» // Internet resource: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=2443.

4. Там же.

5. Садков В.Г., Подмастерьева А.К. Конкуренция на финансовых рынках: состояние, проблемы, методы регулирования // Финансы и кредит. 2008. № 6 февраль (294). С.3-11.

6. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), дата введения 2003-01-01.

7. Авдашева В.А., Аронин И.К., Ахполов С.Б. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов / под ред. А.Г. Цыганова.- М.: Логос, 1999. С.65.

8. Там же. С.66.

9. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. С.66.

10. Садков В.Г., Подмастерьева А.К. Указ. ранее.

Экономический ущерб от деятельности

подставных организаций и предложения по реформированию налоговой системы

Захаров К.А.

The article analyses current economic situation in Russia concentrating on the objectives of countering negative consequences of dummy companies activity and of reforming tax system.

Управление по налоговым преступлениям при ГУВД по г. Москве постоянно занимается изучением и анализом причин кризисных явлений в российской экономике и связанных с ними криминогенных тенденций.

Цели и задачи деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности государства в условиях рыночной экономики развитых индустриальных стран и современной России радикально отличаются тем, что ускоренный и во многом непоследовательный переход от жестко регламентированной и низкоэффективной экономики советского государства, основанной на экстенсивных методах экономического роста, в условиях сложившихся диспропорций и социальной структуры общества привел к тому, что многие инструменты хозяйственного механизма, успешно применяемые в развитых рыночных экономиках, в условиях России приняли

уродливые, а порой и чисто криминальные формы.

Механизмы регулирования кредитно-финансовой и бюджетной системы, механизм перераспределения национального дохода и ВВП, собственности, межрегиональные пропорции и пропорции между различными отраслями и сферами экономики к настоящему времени находятся, к сожалению, в крайне разбалансирован-ном состоянии, а социальная структура общества и расслоение по уровню доходов не могут в полной мере отвечать долгосрочным национальным интересам развития страны, в том числе формированию групп населения с устойчивым и стабильным уровнем доходов, четко привязанным к трудовому вкладу каждого человека. Основной задачей государственной политики на современном этапе является запуск механизмов ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса, социальной адаптации населе-

Начальник 1 отдела УНП ГУВД по г. Москве, кандидат экономических наук.

ния страны к рыночным реформам, ограничение криминальных тенденций, в том числе коррупции, способных полностью извратить и приспособить под собственные потребности, ни в коем случае не связанные с интересами общества и государства, любые реформы хозяйственного механизма.

От теневой экономики государство налогов не получает, вследствие чего налоговое бремя возлагается на субъекты легальной хозяйственной деятельности и граждан. Теневая экономика латентна, находится вне сферы действия правоохранительной и судебной системы, она опирается на «неформальные» механизмы, обеспечивающие выполнение контрактов, и структуры организованной преступности. В теневой экономике денежный оборот в огромной массе совершается в долларах, что ведет к ослаблению влияния национальных институтов денежно-кредитной политики.

Управление по налоговым преступлениям ГУВД г. Москвы работает в одной из важнейших систем управления государством, организует оперативно-розыскную деятельность в бюджетной сфере — сфере, наиболее адекватно реагирующей на любые экономические реформы, сфере, где перераспределяются наиболее значительные финансовые ресурсы. Стереотипы поведения российских налогоплательщиков превращаются из субъективных факторов в объективные, когда некоторые криминальные тенденции приобретают общегосударственные масштабы. За последнее десятилетие криминализовалась сфера принудительных банкротств, захвата собственности и целых предприятий (рейдерство), возврат НДС из федерального бюджета по «лжеэкспорту», сфера по «обналичиванию» денежных средств, вывоз российских капиталов за рубеж, в том числе, в оффшорные зоны по фиктивным контрактам.

Проведенными многофакторными исследованиями проблем бюджетной сферы специалисты УНП ГУВД г. Москвы выделяют те предпосылки, которые перманентно усиливают криминальную нагрузку на налоговую систему страны. Исходя из приоритетов, имеющихся сил и средств, находящихся в нашем распоряжении, мы вынуждены признать, что одним из основных факторов, губительно действую -щих на налоговую и бюджетную систему страны в целом, является существование огромного количества подставных фирм.

Будем называть их анонимными коммерческими структурами, фирмами-прокладками. Их роль в совершении налоговых преступлений исключительно высока. А точнее, можно утверждать, что без использования в различных схемах, пусть даже примитивных, направленных на сокрытие объектов налогообложения, прибыли, НДС, иных налоговых преступлений, и в сфере нецелевого расходования бюджетных средств — без подставных фирм криминальный элемент обходиться не может. Формы использования подставных фирм в различных схемах, в том числе и финансовых, крайне разнообразны. Характерной же их общей особенностью является то, что на подобных фирмах обрываются цепочки хозяйственных и финансовых отношений между реально действующими предприятиями, банками, страховыми фирмами, экспортерами и импортерами, торгующими предприятиями, даже при взаиморасчетах за товары с индивидуальными предпринимателями.

Анализ оперативной обстановки, информации, полученной в ходе проводимых оперативно-розыскных мероприятий, иных сведений, которыми располагают правоохранительные и налоговые органы, свидетельствует о том, что в настоящее время более половины коммерческих организаций в стране зарегистрированы на подставных лиц, в г. Москве эта цифра достигла 75-80 процентов. Из почти 1,2 млн зарегистрированных в городе организаций вообще не отчитываются, предоставляют полностью нулевую отчетность около 860 тысяч. Данные фирмы используются в различных схемах не только для уклонения от уплаты налогов в теневых финансовых схемах, но и в сделках с недвижимостью, в различных мошеннических схемах. Все более широкое распространение получает использование анонимных структур в сфере потребительского рынка, строительстве, отраслях ТЭК, сфере оборота эмиссионных и иных ценных бумаг.

Схема ухода от налогообложения по НДС состоит в том, что в соответствии с законом товары, отправляемые на экспорт, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Суммы налога, уплаченные предприятием при их приобретении, подлежат возмещению из бюджета. Эти правовые нормы способствуют возникновению одного из распространенных способов совершения налоговых преступлений — лжеэкспорта. В данной

со

О!

О) О

о сч

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

CO

Ol

z

0) о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

схеме предприятие декларирует товар как экспортный, представляет в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт пересечения границы и про-сит возместить ему сумму НДС, якобы уплаченную поставщиком в бюджетную систему. На самом деле, товар может и не покидать пределов России или быть временно отправлен в ближайшее сопредельное государство, а его поставщик — «прокладка», которая не собирается платить никаких налогов. Несмотря на то, что использование этой схемы неоднократно приводило к возбуждению уголовных дел по статьям «мошенничество» и «уклонение от уплаты налогов», соблазн сделать большие деньги из воздуха слишком велик. Методы борьбы с необоснованным предъявлением НДС к возмещению контролирующие и правоохранительные органы предлагают разные, начиная от возмещения налога только экспортерам—производителям продукции и заканчивая таким радикальным предложением, как отмена НДС и замена его другим налогом. Однако эти предложения уже много лет не могут реализоваться за счет противодействия мощного лобби, которое делает на этих операциях огромные деньги, сопоставимые с половиной или четвертой частью собранного НДС. В государственных органах рассматриваются также ещё два способа борьбы с незаконным возвратом НДС: либо контролировать движение товаров путем сбора и анализа реестров счетов-фактур, либо контролировать расчеты путем выделения оборота по НДС на специальные счета и ограничения режима использования средств на этих счетах.

Подавляющее большинство проверок, проводимых налоговыми органами и подразделениями МВД РФ по налоговым преступлениям, носят затяжной характер из-за того, что не удается установить контрагентов проверяемых организаций, зарегистрированных по фиктивным адресам, и лиц, ответственных за их финансово-хозяйственную деятельность, особенно, когда за такими фирмами-прокладками стоят выходцы из зарубежных стран, Средней Азии и Закавказья. Возмещение причиненного государству ущерба становится практически невозможным. В подразделениях по экономическим и налоговым преступлениям ГУВД по г. Москве за год в среднем отрабатываются поручения на установление более 25 000 коммерческих организаций по запросам налоговых и правоохранительных органов из других

регионов страны. В 80 % случаев запросы не были исполнены в связи с тем, что фирмы в заявленных адресах не располагаются или имеют подставных лиц в качестве учредителей и руководителей. По данным наших специалистов, достоверно оценить невозмещенный ущерб по уголовным делам, возбужденным в других регионах страны по налоговым составам, в том числе в связи с неисполнением по указанным выше причинам запросов, достоверно нельзя, однако в некоторых случаях ущерб составляет десятки миллионов долларов США с учетом того факта, что все уголовные дела данной категории возбуждаются за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах. По этой же причине невозможно оценить точную сумму ущерба для бюджета города, однако ряд специалистов, в том числе в открытой прессе, высказывают мнение, что бюджетные потери в данной сфере могут составлять от полутора до двух бюджетов г. Москвы. Таким образом, огромное количество сделок и оборота денежных средств находится вне контроля налоговых органов. При проведении ОРМ «левые» печати изымаются коробками. Выявляются факты подачи на регистрацию фирм с поддельными платежными документами по уплате государственной пошлины. Мы также получаем оперативную информацию и сведения из ЦБ РФ, что даже коммерческие банки уставные капиталы формируют с использованием счетов подставных фирм, что создает реальные предпосылки очередного банковского кризиса и широкомасштабных мошеннических акций со вкладами. Крах банков «Кредиттраст», «Павелецкий», «Диалог-Оптим» в 2004 г. был обусловлен именно этими причинами. Влияние мирового финансового кризиса может вновь подтолкнуть данный процесс.

Чтобы более наглядно представить остроту проблемы, следует отметить, что ежедневно в г. Москве регистрируется порядка 500-600 новых коммерческих организаций, из них более половины имеют те или иные признаки анонимности или фиктивности. В неделю это уже 2-3 тысяч таких фирм, в месяц около 8-12 тысяч и так далее, по каждой из них будут какие-либо действия, связанные с теневым оборотом и уходом от налогообложения. Ясно, что силами оперативного состава подразделений по налоговым преступлениям отработать их все невозможно в

принципе. Нужны более действенные и радикальные меры, в том числе, по ужесточению регистрационного законодательства.

В связи с тем, что противодействие регистрации коммерческих организаций на подставных лиц и пресечение их деятельности признано одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов, ГУВД г. Москвы организовало тесное взаимодействие с УФНС РФ по г. Москве. Можно сказать, что взаимодействие с налоговыми органами города по данной линии организовано наиболее эффективно, обмен информацией по всем фактам «подозрительных» регистраций происходит в режиме онлайн. Именно поэтому с 2004 г. удаётся предотвращать незаконную регистрацию в городе более 8-10 тысяч подставных коммерческих организаций в год. Ведется целенаправленная отработка причастности подставных фирм к финансированию экстремистской и террористической деятельности. В ходе работы по выяснению обстоятельств попытки зарегистрировать ООО «Аль-Кайда» по несуществующему адресу в Москве установлено, что лица, причастные к этому, используют методы глубокой конспирации, систему передачи документов через почтовые ящики и другие методы. В последнее время в Москве на регистрацию пошел вал фирм, где учредителями и директорами являются иногородние граждане (Екатеринбург, Магадан, Пермь и им подобные), лица без определенного места жительства (с новыми паспортами), студенты и прочая «несознательная» молодежь. Отработка получаемой из МИФНС РФ № 46, где собственно и происходит регистрация всех коммерческих фирм в г. Москве, информации в отношении массовой регистрации коммерческих организаций позволяет сделать вывод, что данный вид деятельности превратился в самостоятельный вид бизнеса, материальной основой которого является спрос на подставные фирмы. Проведенными проверочными мероприятиями установлено, что около 25 % подставных фирм используются в сфере строительства для оформления фиктивных строительных договоров подряда и отраслях ТЭК, около половины создаются по заказу коммерческих банков для обналичивания денежных средств, корректировки финансовых результатов, теневых вексельных и дисконтных схем и действуют в кредитно-финан-

совой сфере, около 7-10 % используются в сфере внешнеэкономической деятельности для оформления лжеэкспортных операций и незаконного возврата НДС. Остальные фирмы регистрируются под конкретные хозяйственные сделки с целью сокрытия объектов налогообложения по обороту товаров и услуг.

В настоящее время проверяется информация об использовании подставных фирм в схемах по нецелевому использованию бюджетных средств. Только отработка одной такой информации в отношении «Фонда поддержки детского и юношеского спорта», зарегистрированного по украденному паспорту, привела к тому, что была установлена схема ухода от налогообложения в сумме более 200 млн рублей. В схему были вовлечены несколько московских банков и крупных промышленных предприятий ( КБ «Третий Рим», КБ «Федеральный Промышленный Банк», ЗАО «Аэромар» - дочернее предприятие Аэрофлота, ОАО «Полимер-быт» и ряд других). Деятельность подставных фирм наносит огромный ущерб финансовой системе страны, развращает сознание налогоплательщиков, дискредитирует деятельность налоговых и правоохранительных органов.

В настоящее время существует ряд объективных причин, создающих дополнительные трудности в расследовании налоговых и экономических преступлений, совершаемых с использованием подставных фирм. В большинстве случаев предприятие уже изначально регистрируется так, чтобы потом исчезнуть, не оставив следов: либо по утерянным паспортам, либо на имя граждан, предоставившим мошенникам в пользование свои паспорта за символическую плату, либо с указанием несуществующих адресов. Негативную роль сыграла и новая редакция Закона «О государственной регистрации юридических лиц», в соответствии с которым организацию можно зарегистрировать по упрощённой схеме в течение 5 дней, просто направив необходимые документы по почте.

Общий вывод из сказанного выше таков: существование и деятельность такого количества подставных фирм наносит огромный ущерб финансовой системе страны, развращает сознание налогоплательщиков, дискредитирует деятельность налоговых и правоохранительных органов.

Позиция УНП ГУВД по г. Москве заключается в следующем. Налоговая систе-

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

CO

Ol

z

0) о о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

ма, выполняющая комплексно следующие функции: фискальную (пополнение доходной части бюджета), контрольную (позволяющую оценивать реальную ситуацию на отдельном предприятии, в регионе, отрасли и в народном хозяйстве с целью принятия грамотных и адекватных управленческих решений), регулирующую (народнохозяйственные пропорции в интересах развития национальной экономики, в том числе пропорции между регионами, отраслями и сферами экономики), стимулирующую (снижение затрат, рост качественных показателей экономики: энергоемкости, трудоемкости, и прежде всего в отраслях, генерирующих развитие научно-технического прогресса), - в настоящее время не в состоянии выполнять ни одну из них.

Главным негативным фактором, не позволяющим эффективно реализовать на практике основные принципы налоговой системы, является огромное количество подставных фирм, при расчетах с которыми списывается прибыль, искусственно увеличиваются затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), завышаются суммы НДС, уплачиваемого на подставные фирмы. Данные действия превращаются в стереотипы поведения российских налогоплательщиков, что уже является объективным фактором, препятствующим переводу экономики в целом на путь интенсивного развития, отличающего развитые рыночные экономики индустриально развитых стран. Отличительной особенностью данного типа развития на современном этапе научно-технического прогресса должно являться повышение качественных показателей экономического роста, снижение затрат и оптимизация пропорций между отраслями экономики в пользу отраслей электроники, связи, био- и нанотехноло-гии, охраны окружающей среды, медицины и т.п. В условиях нашей страны функционирование подставных фирм создает материальные предпосылки для завышения затрат с целью уклонения от налогообложения прибыли и добавленной стоимости, то есть превратилось в тормоз дальнейшего развития экономики. Необходимы глубокие научные проработки и рекомендации по постепенному переводу налоговой системы на обложение затрат и расходов, направленные на лишение материальной основы такого уродливого явления как подставные фирмы.

В этих условиях необходимо кардинально пересматривать всю систему кон-

троля налоговых органов за регистрацией и отчетностью налогоплательщиков. Эта работа является важной, но это все равно не даст кардинального результата, если не будет изменена вся система налогообложения предприятий и населения, если она не будет приведена в соответствие с потребностями не только сегодняшней ситуации в экономике, но и не будет сориентирована на решение долгосрочных задач развития и совершенствования социально-экономических отношений в России, на реализацию задачи поиска оптимального сочетания экономических интересов государства, производителей и потребителей, различных социальных групп общества и хозяйственных укладов.

Налог на добавленную стоимость как один из основных косвенных налогов, включаемых в цену, которую платит конечный потребитель продукции, приводит к удорожанию конечного продукта для населения и предприятий, что в свою очередь приводит к сокращению платежеспособного спроса населения, повышению цен, инфляции и сокращению капитальных затрат предприятий по реконструкции и обновлению основных фондов.

Оптимальным с точки зрения повышения эффективности налоговой системы, реализующей одновременно все свои функции, было бы введение такой системы налогов, платежей и сборов, при которой предприятие платило бы один единственный налог, причем базой по нему служили бы не доходы предприятия, которые сейчас всячески скрываются, искусственно занижаются путем отнесения на себестоимость расходов, не связанных с производством и реализацией продукции или же переводом за рубеж, а его реальные расходы, которые невозможно скрыть. При этом за снятие наличных средств в банках удерживался бы тот же самый налог, что полностью лишало бы материальной основы деятельность фирм по так называемой «обналичке» и незаконному обороту денежных средств.

Это позволило бы предприятиям не занижать, как сейчас, свою прибыль, которая не подлежала бы налогообложению, а направлять средства на выплату заработной платы (стимулирование диверсифицированного платежеспособного спроса населения и увеличение доли подоходного налога в общей сумме фискальных поступлений), а также на инвестиции в производство и научные исследо-

вания. В целом это означало бы снижение расходов при производстве и реализации продукции, то есть повышение уровня ВВП и эффективности его использования. Скрывать в этих условиях объект налогообложения было бы нецелесообразно, а главное, с точки зрения налоговых и правоохранительных органов, - легко раскрываемо и доказуемо при наличии умысла в совершении налоговых правонарушений и преступлений. Эта проблема в настоящий момент является чуть ли не основной для оперативных и следственных служб, т.к. за уже установленное и задокументированное нарушение налогового законодательства не всегда удается привлечь руководителей предприятий к уголовной ответственности, отрицающих свою причастность к деятельности подставных фирм. Налоговые органы, не имеющие полномочий проводить оперативно-розыскную деятельность, вообще не в состоянии доказать умысел в совершении налогового правонарушения.

В предлагаемой же новой системе налогообложения целесообразным было бы и изменение самой структуры органов исполнительной власти, отвечающих за формирование и расходование федерального и местных бюджетов, а также по контролю за соблюдением налогового законодательства в целом, - таким образом была бы повышена роль и ответственность налоговых органов за соблюдение налоговой дисциплины и целевое использование бюджетных средств, так как в связи с упрощением системы и ее исключительной прозрачностью отпала бы необходимость в функционировании целых подразделений налоговых и правоохранительных органов. Высвободившиеся специалисты служб налоговых проверок могли бы заняться реализацией функции регулирования налоговой системы непосредственно на подведомственной территории и эффективным контролем за расходованием средств федерального и местных бюджетов, государственных целевых программ, где также в массовых количествах в латентной форме осуществляются различные преступления, связанные с хищением государственных средств.

Уровень налогообложения (фискальная нагрузка на предприятия) по нашим оценкам должен быть порядка 20 % от суммы затрат предприятия. В этих условиях будет обеспечена текущая рентабельность предприятия и накопление на уровне 10-18 % в год в целом по народно-

му хозяйству, что гораздо выше нынешних темпов экономического роста. Причем явный эффект при введении данного налога (налоговый мультипликатор) будет ощущаться уже в течение 2-3 месяцев после его введения.

Вторым важнейшим элементом предлагаемой новой структуры системы налогообложения является налогообложение физических лиц - граждан. Население должно платить налог на доходы, распределяемые во внебюджетные фонды, в том числе и пенсионный. Причем этот налог должен взиматься у всякого источника выплаты дохода. Подобная система проста и понятна всем, независимо от рода деятельности человека, его образования и уровня доходов.

Система платежей и сборов — таможенных, дорожных, акцизных, и в основном за пользование недрами (третий элемент) - существовала бы параллельно, и её фискальная нагрузка на предприятия и граждан определялась бы при утверждении очередного бюджета на новый финансовый год, исходя из сложившейся экономической ситуации и реальных потребностей страны, а также и силы изменений конъюнктуры на мировом рынке, что обеспечивало бы своевременную координацию регулирующей роли государства с теми тенденциями, которые складываются в системе мирового хозяйства.

Видно, что подобная система проста и прозрачна, она будет понятна населению страны и бухгалтерским службам предприятий. Налог на расходы также легко учитывается при разработке и планировании конкретных экономических проектов. Очередной же пересмотр методологии расчетов по основным действующим налогам приведет к усилению нагрузки на налоговые органы и подразделения МВД России по налоговым преступлениям и контролю за собираемостью налогов. В условиях же существующего огромного теневого оборота произойдет перекладывание основного бремени кризиса на население страны, около половины которого по самым различным оценкам, балансирует на грани социально-приемлемого уровня, а треть имеет доходы ниже этого уровня, то есть неплатежеспособна. Это, в свою очередь, будет приводить к обострению социальных противоречий, росту экономической преступности и коррупции, экстремизма, особенно в молодежной среде.

На основании этого краткого изложения основных положений по реформиро-

со

О!

О)

о о сч

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

CO

Ol

z

0) о о сч

о о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

ванию налоговой системы и системы контроля за соблюдением налогового законодательства можно сформулировать основные теоретические и практические выводы:

1. В условиях сложившихся диспропорций в народном хозяйстве не представляется возможным в рамках существующей налоговой и финансовой системы качественно изменить ситуацию с пополнением доходной части государственного бюджета и внебюджетных фондов, с механизмом распределения национального дохода страны не только для реализации долгосрочных общегосударственных программ в интересах подъема национальной экономики, но и для финансирования неотложных мероприятий, связанных с решением проблем бедности населения, коррупции и борьбы с экономической преступностью. Усиление или ослабление в сложившейся системе фискальной нагрузки (массовость контрольных мероприятий, механическое перераспределение контрольных функций государственных органов исполнительной власти, изменение ставок налогов без изменения объекта налогообложения и т.д.) в обозримой перспективе неспособно решить кардинально задачу, так как при этом не могут быть комплексно учтены:

а) мировой опыт создания и развития налоговых систем;

б) основополагающие идеи устройства хозяйственной системы, понятные большинству граждан;

в) интересы тех социальных групп, которые неминуемо будут при этом затронуты (в чьих интересах проводится реформа? - это должно быть ясно изначально).

2. Радикальное решение задачи на пути кардинального изменения всей системы налогообложения и методологии определения налогооблагаемой базы по основным бюджетообразующим налогам видится в одновременной и комплексной реализации всех функций (принципов) налоговой системы.

3. Оптимальным и самым безболезненным из всех представляемых вариантов реформы налоговой системы явилось бы введение такой системы налогов, платежей и сборов, при которой предприятия платили бы один единственный налог. Самое главное - во всей цепочке воспроизводства найти и правильно выбрать базу по такому налогу, чтобы невыгодно было скрывать доходы, используемые на выплату заработной платы и развитие

производства. Базой по этому налогу должна служить не добавленная стоимость и не прибыль предприятий, которую сейчас всяческими способами скрывают от налогообложения, переводят за рубеж, обналичивают, а расходы, которые фактически скрывать невозможно. Функционирование же реального сектора экономики будет направлено на их снижение, что автоматически означает повышение эффективности производства, снижение цен, устранение многочисленных посредников на пути товаров и услуг от производителя до потребителя, так как все эти посредники будут вынуждены уплачивать аналогичный налог. Схема уплаты налога может быть избрана предприятием самостоятельно, исходя из специфики деятельности - по факту осуществления затрат (например, для банков - при уплате процентов за депозиты налог должен перечисляться в бюджет, для торгующих организаций - при закупках товаров для реализации, для импортеров - при уплате таможенных пошлин и т.д. или же, на конец определенного отчетного периода (например, для промышленных предприятий с длительным циклом производства продукции - судостроение и т.п.). Более того, нужно предусмотреть норму, согласно которой налог, уплачиваемый немедленно при осуществлении расходов, рассчитывается по более низкой ставке - это обеспечит бесперебойное финансирование бюджета, в отличие от сегодняшней поквартально-авральной системы пополнения и расходования средств государственного бюджета. То есть, предлагаемая схема настолько проста изначально, что вполне перенесет некоторые усложнения, она способна к адаптации в конкретных экономических условиях, в которых функционирует каждое отдельное предприятие.

4. Введение подобной системы налогообложения полностью лишило бы материальной основы подставные фирмы, задействованные в схемах по неучтенному обороту денежных средств, так как эти денежные средства в условиях отсутствия необходимости скрывать свои доходы у реально работающих предприятий (доходы облагаться налогом не будут), будут легализованы через розничную торговлю и не вернутся туда обратно, так как это станет экономически невыгодно и нецелесообразно. По нашим оценкам до 75 % «черного нала» (основной инфляционный фактор) вернется в легальный обо-

рот. В теневом обороте, конечно же, останутся те деньги, которые и сейчас обслуживают криминальный бизнес - торговлю наркотиками, оружием и т.п., но решать эти проблемы должны правоохранительные органы.

5. Подобная система, не стимулирующая занижение и сокрытие доходов, позволит предприятиям направлять их на выплату заработной платы (стимулирование платежеспособного спроса населения, а, следовательно, развитие отраслей легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства), на инвестиции в отечественную экономику, научные исследования.

6. Простота и прозрачность предлагаемой схемы позволит довольно быстро и безболезненно перестроить государственный финансовый, бюджетный и кредитно-денежный механизмы для решения вопросов, отвечающих долгосрочным национальным интересам России.

Более серьезным и требующим тщательной разработки будет уже следующий этап финансовой реформы, связанный с распределением собранных государством фискальных средств. Здесь в полной мере должны быть применены все новейшие достижения мировой экономической науки, практики государственного регулирования. Речь идет о планировании, которое было напрочь отвергнуто в последние годы, хотя советский опыт планирования, многие идеи, рожденные в эти годы, приняли универсальное, общецивилизацион-ное значение и успешно применяются во многих странах, в первую очередь, в индустриально развитых. Эти страны сумели правильно использовать национальную специфику, смогли не только приспособить свои преимущественно рыночные, конкурентные хозяйства к ускоряющему темпы НТП, но и значительно упрочить свои позиции в системе международного разделения труда.

Поэтому основной упор при создании новой финансовой системы страны должен быть сделан на ее регулирующую функцию. Как регулировать пропорции в народном хозяйстве, чтобы предприятия не просто находились в равных условиях конкурентной рыночной среды, но и сло-

жились бы тенденции снижения доли добывающих отраслей, и не просто повышение доли отраслей обрабатывающей промышленности, а особенно бурно и эффективно начали развиваться отрасли, генерирующие НТП: электроника и средства связи, биотехнология, нанотех-нологии и производство новых материалов, медицина, производство средств охраны окружающей среды.

Предлагаемый вариант налоговой реформы способен оказать положительное влияние на динамику макроэкономических показателей, так как регулирует только затратную часть (для предприятия все платежи и сборы и сейчас являются факторами, утяжеляющими реальную себестоимость - арбитражные суды завалены исками налогоплательщиков к налоговым органам, а решения о применении финансовых санкций по результатам проверок принимаются порой в течение нескольких месяцев и даже лет), а также государство дает возможность предприятию не только «безнаказанно» максимизировать свой доход и распоряжаться им по своему усмотрению, но и использовать для целей долгосрочного планирования амортизационную политику, которую оно будет выбирать само. Для целей налогообложения это не будет иметь принципиального значения, но будет важно при принятии определенных перспективных хозяйственных решений.

В данных предложениях сконцентрирован практический опыт работы Управления по налоговым преступлениям ГУВД по г. Москве, где работают высокопрофессиональные специалисты в области налогообложения. Они важны именно в настоящий момент начала кризиса и перестройки мировой финансовой системы, падения цен на энергоносители, когда органы государственной власти и управления не без оснований обвиняются в отсутствии каких-либо реальных теоретически и практически значимых предложений по выводу страны на качественно более высокий уровень развития, соответствующий проблемам третьего тысячелетия и того места, которое должна в нем занимать Россия.

п

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.