ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №3(14)
УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
© Г.Р.Хамидуллина
Рассматриваются наиболее распространенные схемы незаконной минимизации налогов, анализируются последствия их применения и предлагаются направления повышения эффективности налогового контроля в РФ.
Налоги и налоговая политика выступают как мощный инструмент воздействия на экономику, находящийся в руках государства, а также как показатель зависимости государства от налогоплательщиков, поэтому они включены в систему экономической безопасности государства. Большая часть показателей и критериев экономической безопасности в существенной мере касается состояния государственного бюджета, формируемого на основе налоговых поступлений; налоговый механизм является средством обеспечения безопасности и одновременно моментом возникновения угроз и рисков для государства.
Переход к рыночной экономике повлек за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества, в том числе и в сфере налоговой политики государства. Однако этот процесс проходит сложно и противоречиво. Система налогообложения, на наш взгляд, не лишена недостатков, существует много правовых пробелов, нерешенных проблем, что вызывает справедливые нарекания не только со стороны налогоплательщиков, но и самих контролирующих органов. Правовые пробелы создают благоприятные условия не только для разночтения нормативных документов, но и для различных схем минимизации и уклонения от налогов. При этом коррупционная составляющая в налоговой сфере постоянно повышается. Неэффективная налоговая политика несет в себе угрозу экономической безопасности страны, ослабляет финансовую устойчивость экономики, разобщает территории, противопоставляет государство и налогоплательщиков. В результате этого может пострадать доходная база бюджета, являющегося институтом финансового обеспечения функций государства, включая обеспечение его безопасности и обороны, защиты прав и свобод граждан, борьбы с преступлениями, развития всей экономики.
Анализ реализации Бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ показывает, что в последние годы были четко определены основные проблемы налогово-бюджетной политики государства,
требующие решения, а именно: несоответствие бюджетного законодательства современным требованиям; низкая экономическая эффективность государственного сектора экономики; несовершенство применяемых механизмов закупки товаров и услуг для государственных нужд; недостаток эффективных механизмов налогового администрирования .
И в то же время практика применения действующего налогового законодательства свидетельствует об отсутствии ясности и однозначности при применении ряда его норм и не позволяет в отдельных случаях четко разграничить правомерную практику налоговой оптимизации и случаи криминального уклонения от уплаты налогов. По-прежнему много проблем остается в сфере налогового администрирования. К сожалению, не во всех случаях нормы законодательства о налоговом администрировании выполняются точно и аккуратно. Много претензий возникает в отношении приостановления операций по счетам налогоплательщиков и соблюдения сроков, в течение которых проводятся те или иные процессуальные действия. Сотрудников налоговых органов нередко обвиняют в безответственности, некомпетентности и коррумпированности (и зачастую - небезосновательно). Налоговая дисциплина и мораль в России находятся на низком уровне. Кроме того, в общественном сознании россиян прочно закрепилось мнение о том, что отечественной налоговой системе свойственно стремление изъять у предпринимателей весь доход и, как реакция на это, - стремление хозяйственных субъектов по возможности налоги не платить.
Желание любой ценой снизить свои налоговые обязательства нередко вынуждает налогоплательщиков прибегать к самым разнообразным методам минимизации налогообложения, как правило, незаконным. Причем нередко добросовестные налогоплательщики попадаются на уловки мошенников, уверяющих в законности и эффективности предлагаемых ими способов уменьшения налогов, и даже не подозревают, что
предлагаемый им "вариант минимизации налогов" является противозаконным.
Уклонение от уплаты налогов (или незаконная минимизация) влечет негативные последствия как для государства в целом, так и для его экономики, в частности. При этом государственный бюджет недополучает запланированные налоговые доходы, что может привести к приостановке реализации некоторых государственных программ, задержке заработной платы работникам бюджетных организаций и к другим негативным последствиям. Кроме того, уклонение от уплаты налогов может иметь серьезные экономические последствия в виде нарушения конкуренции. Два одинаковых предприятия, занимающихся, например, производством определенных товаров, будут находиться в неравных условиях в случае уклонения одного из них от уплаты налогов. Соответственно действия незаконных "оптимизаторов" способствуют развитию теневой экономики, которая приводит к серьезным последствиям для государства, причем не только на национальном, но и на международном уровне, поскольку снижает инвестиционную привлекательность для потенциальных иностранных инвесторов.
В настоящий момент пресечение попыток нелегальной минимизации налогов возведено в ранг государственной налоговой политики и является одним из основных направлений деятельности государственных контролирующих органов, а также главной целью текущего налогового законотворчества. После принятия Налогового кодекса РФ количество разнообразных способов незаконной минимизации налогов значительно снизилось, однако до сих пор обнаруживаются различные недоработки норм российского налогового законодательства. Заполнение пробелов в законодательстве сводится к тому, что законодатель регулярно принимает соответствующие поправки к налоговым законам, закрывая различные "лазейки", дающие возможность уменьшать размеры налоговых отчислений и уклоняться от уплаты налогов. Такие поправки в основном принимаются по результатам практической деятельности налоговых органов и на основе вносимых ими предложений в связи с выявлением случаев легального уклонения от уплаты налогов, совершаемого из-за нечеткости и недорабо-танности законов.
Несмотря на наметившуюся тенденцию снижения задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой РФ, в настоящее время сохраняется высокий уровень недоимок по платежам в федеральный бюджет, что свидетельствует о недостаточности мер по повышению эффек-
тивности налогового администрирования. Многие организации из года в год не соблюдают налоговое законодательство, скрывают доходы, уклоняются от налогового учета, уплаты налогов и сборов, минимизируют налоговые платежи, используя при этом имеющиеся недостатки в налоговом законодательстве. В целом масштабы сокрытия доходов и неуплаты налогов в настоящее время таковы, что представляют реальную угрозу экономической безопасности государства.
Это связано прежде всего с тем, что наметились неблагополучные тенденции в структуре и динамике правонарушений, совершаемых в налоговой сфере, повысилась общественная опасность таких деяний. Дела названной категории в большинстве случаев являются многоэпизодны-ми, с разветвленной сетью не только на территории РФ, но и за рубежом, часто применяются изощренные финансовые схемы с использованием новейших электронных технологий и разработок. Отсюда и сложность не только проведения налогового контроля, но и расследования налоговых преступлений. Все это приводит к тому, что контролирующим и правоохранительным органам приходится сталкиваться с большими трудностями в ходе проведения налоговых и документальных проверок налогоплательщиков [4].
Серьезной проблемой для доходной части федерального бюджета является злоупотребление возможностью возмещения налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, используемым при производстве экспортной продукции. Рост налоговых вычетов по НДС уже опережает рост поступлений этого налога в бюджет. Под видом возмещения налога на добавленную стоимость экспортерами незаконно изымаются значительные суммы из федерального бюджета. Для этого, в частности, создаются подставные фирмы-"однодневки", которые, получив от экспортера предъявленную к возмещению сумму налога, ликвидируются, не уплатив в бюджет причитающуюся сумму налога, в то время как экспортеры в соответствии с установленным порядком предъявляют в налоговые органы суммы уплаченного налога к возмещению из бюджета.
Широкое распространение получили также "игрушечные" и "страховые" схемы по уклонению от уплаты и незаконному возмещению НДС. Речь идет о схемах, основанных на передаче давальческого сырья для производства игрушек ("выигрыш" незаконного оптимизатора равен разнице между обычной ставкой НДС - 18% - и льготной - 10%), а также о схемах с участием страховых компаний и медицинских учреждений, когда под видом льготируемых гражданам оказываются совершенно иные медицинские услуги.
ЭКОНОМИКА
Большинство "страховых схем" направлено на уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального налога. Прежде всего это схемы с использованием договоров страхования жизни, когда под видом страховых премий организации на самом деле перечисляют компаниям зарплату своих работников. При этом работники получают заработную плату как часть возвращаемых страховых взносов, ранее уплаченных по договору страхования. Очень часто происходит уклонение от налога на прибыль. Самая распространенная схема - "перестрахование" рисков, когда страховщики заключают несколько договоров перестрахования одного и того же риска.
Для выявления подобных незаконных схем минимизации налогов или уклонения от их уплаты налоговым органам при проверке страховых компаний следует изучать документы страхова-телей-юридических лиц, а также проводить встречные проверки. Для выявления "зарплатных" схем необходим комплексный подход. Прежде всего надо проверять организации, использующие услуги страховых компаний. Необходимо сопоставлять данные бухгалтерского учета об изменении объемов выплат по заработной плате и факты выплат страхового обеспечения по страхованию жизни сотрудников таких организаций. При проведении камеральных налоговых проверок страховых организаций целесообразно выявлять факты увеличения у последних объемов страховых взносов по долгосрочному страхованию жизни, а также факты нарушения ими порядка формирования резервов.
Для выявления "игрушечных" схем по незаконному возмещению НДС налоговым органам следует использовать метод сопоставления сведений, представленных проверяемыми организациями, и показателей предприятий с солидной репутацией, производящих товары для детей. В частности, сравнивать такие показатели, как ква-лификацияю работников, занятых на производстве продукции; потребление и расходование электроэнергии при производстве; производственную мощность и т.д.
Значительные средства не поступают в федеральный бюджет в результате того, что налоговое законодательство позволяет нефтяным и металлургическим компаниям минимизировать налоговые платежи путем применения внутрикорпоративных цен в расчетах между зависимыми структурами. Механизм трансфертного ценообразования применяется при реализации на экспорт нефти и металлопродукции указанными компаниями своим дочерним структурам, зарегистрированным в международных зонах льготного налогообложения, по заниженным ценам.
Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ дает право налоговым органам проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок и при отклонении цены более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиками по идентичным товарам (работам, услугам). Однако при этом НК РФ не содержит норм, устанавливающих обязанность налоговых органов контролировать ценовые параметры. Соответственно в ближайшее время следует ожидать принятия новых правил, касающихся трансфертного ценообразования и консолидации. Это очень непростые инструменты, и очень многое зависит от того, как они будут применяться на практике, в том числе и налоговыми органами. Естественно, понадобятся подготовленные кадры, которые смогут воспользоваться довольно сложным инструментарием.
Государство также уделяет большое внимание вопросам, связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Это связано прежде всего с той огромной ролью, которую играют таможенные платежи в доходах федерального бюджета. В условиях дальнейшей интеграции России в мировой рынок возрастает влияние внешней торговли на развитие экономики страны. Поэтому в системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) особая роль отводится Федеральной таможенной службе. Одной из основных проблем в работе таможенных органов РФ является недополучение таможенных платежей. Анализ выявленных таможенными органами правонарушений показывает, что значительное их количество связано с незаконным возмещением экспортного НДС, недекларированием либо с недостоверным декларированием товаров (занижением веса или стоимости товара при декларировании, декларированием товара не под своей товарной позицией номенклатуры внешнеэкономической деятельности).
В настоящее время в целях минимизации фискальных таможенных рисков применяются новые подходы, новые технологии. На смену тотальному контролю таможенного оформления товаров приходит система управления рисками. Ее цель - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях
работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ. Основной смысл нового подхода заключается в том, что таможенный контроль осуществляется за товарами, которые при пересечении границы России представляют опасность для экономической безопасности РФ [4].
Рассматривая налоговые риски государства, связанные с деятельностью хозяйствующих субъектов, нельзя не оставить без внимания риски, связанные с офшорами. Это значительные и существенные риски, связанные с незаконным вывозом капитала и уклонением от уплаты налогов. В то же время необходимо отметить, что наиболее часто офшорные фирмы создаются хозяйствующими субъектами для оптимизации налоговой нагрузки. Причем если минимизация налогов с помощью открытия фирм-однодневок является нарушением закона, то использование офшорных фирм позволяет компаниям снижать налоговое бремя на абсолютно законных основаниях. Часто для налогового планирования используется так называемое трансфертное ценообразование с участием офшорных фирм. В этом случае основная производственная компания базируется в стране с высоким уровнем налогообложения и продает свою продукцию по заниженной цене офшорной фирме, которая перепродает ее конечным покупателям по реальной цене. Таким образом, вся прибыль аккумулируется в офшорной зоне и облагается налогом по минимальной ставке. Использование офшорных фирм позволяет без труда скрывать истинных владельцев бизнеса.
Таким образом, в настоящее время существует большое количество разнообразных схем незаконной минимизации налогов или уклонения от их уплаты, которые способствуют развитию теневой экономики и тем самым угрожают экономической безопасности государства. С учетом серьезности и опасности действий незаконных "оптимизаторов" налоговым и иным контролирующим органам необходимо объединить свои усилия для выявления фактов нарушения налогового законодательства, а самое главное - для предотвращения распространения уже существующих и возникновения новых схем уклонения от уплаты налогов.
1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая // Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (по состоянию на 1 января 2008 года).
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году".
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М.,
2007.
4. Пименов Н.А. Фискальные (налоговые) риски и пути их минимизации // Библиотечка "Российской газеты". 2008. №17.
5. Тишина Е. Налоговое администрирование: итоги и перспективы // Российский налоговый курьер.
2008. №7.
TAX EVASION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE SHADOW ECONOMY AND ITS THREAT TO NATIONAL ECONOMIC SECURITY
G.R.Khamidullina
The most widespread schemes for tax evasion are examined, the consequences of their application are analyzed and directions for increasing the effectiveness of fiscal control in the Russian Federation are suggested.