Научная статья на тему 'Общесоциальные меры предупреждения операций по легализации доходов, приобретенных преступных путем, в российских корпорациях'

Общесоциальные меры предупреждения операций по легализации доходов, приобретенных преступных путем, в российских корпорациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / МОНИТОРИНГ / СИСТЕМНОСТЬ МЕР / MONEY LAUNDERING / MONITORING AND SYSTEMATIC MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисов Иван Константинович

В статье предлагаются основные направления развития государственного и общественного устройства Российской Федерации по созданию мер, необходимых для предупреждения операций по легализации доходов, приобретенных преступных путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General social measures to prevent transactions on legalization of proceeds derived from criminal activity in Russian corporations

The article proposes the basis of directions of the state and social system of the Russian Federation to establish the measures necessary to prevent the legalization of property proceeds acquired by criminal means.

Текст научной работы на тему «Общесоциальные меры предупреждения операций по легализации доходов, приобретенных преступных путем, в российских корпорациях»

ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ПУТЕМ, В РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЯХ

И.К. Денисов

Кафедра уголовного права и процесса Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье предлагаются основные направления развития государственного и общественного устройства Российской Федерации по созданию мер, необходимых для предупреждения операций по легализации доходов, приобретенных преступных путем.

Ключевые слова: легализация преступных доходов, отмывание денежных средств, мониторинг, системность мер.

Проблема борьбы с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам.

По мнению Ю.В. Чуфаровского, общесоциальный уровень предупреждения охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики. Меры общесоциального предупреждения имеют крайне широкий диапазон, они воздействуют почти на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. При этом сильной стороной общесоциального предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер (экономических, социальных, культурно-воспитательных, правовых и др.), а также способность на основе взаимного дополнения не просто суммировать эффект антикриминального воздействия, а придавать ему новое, более высокое в смысле результативности качество [8. С 54].

Принятые государством в предыдущие годы меры позволили значительно усилить антикоррупционную направленность законодательства, определить основные направления и формы предупреждения легализации доходов, приобретенных преступным путем.

Вместе с тем, внедряясь в различные сферы экономики и общества, приобретая новые криминологические характеристики, легализация доходов, приобретенных преступным путем, продолжает оказывать деструктивное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие государства и поэтому остается серьезной угрозой его национальной безопасности.

Поэтому борьба с получением и легализацией доходов, полученных преступным путем, является стратегической задачей для обеспечения национальной безопасности России [5. С. 87-93].

Получение и легализация доходов, приобретенных преступным путем, как вид организованной преступности межрегионального и транснационального масштаба, все более становится не только криминальным, но и политическим явлением [7. С. 4].

В сфере борьбы с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, имеют место следующие нерешенные проблемы.

Во-первых, наличие и даже обострение (в кризисный период) социально-экономических проблем стимулирует девиантные формы ведения бизнеса и поведения государственных и корпоративных менеджеров. Требуется дальнейшее решение социально-экономических проблем как основы социальной и экономической стабилизации.

Во-вторых, в связи с интеграцией в мировую экономику обостряется противоречие между российской и международной средой ведения бизнеса. Необходимо дальнейшее приведение законодательства, а также общеупотребляемых формальных и неформальных норм ведения бизнеса в соответствие с международными стандартами.

В-третьих, имеет место недостаточная эффективность в управлении человеческими ресурсами. Анализ судебной практики коррупционных и «отмывоч-ных» правонарушений показывает, что основная масса виновных является руководителями или ответственными менеджерами. Это предполагает необходимость введения комплекса мер, позволяющих установить высокие профессиональные требования к топ-менеджерам, ставящим их дальнейшую карьеру в зависимости от легитимности их деятельности.

В-четвертых, отсутствует мониторинг процессов развития легализации доходов, полученных преступным путем. (КФМ мониторит только сами финансовые операции.) Необходимость — с учетом латентности криминальных операций — отслеживания факторов и механизмов развития правовых, экономических, социальных, технических и т.п. процессов легализации доходов, полученных преступным путем, оценка их уровня и структуры, анализ эффективности противодействия требуют повышения эффективности и системности такого комплексного социально детерминированного мониторинга.

В-пятых, практика последних лет показывает отсутствие необходимого уровня активности и информированности гражданского общества в вопросах противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В этой связи требуется создание механизмов участия институтов гражданского общества в реализации такого противодействия. Не менее важно введение общедоступных и эффективных процедур информирования общественности о ходе борьбы с «отмыванием» денег и др.

В-шестых, недостаточен уровень международного сотрудничества в области борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем. В этой связи необходимы расширение форм международного сотрудничества правоохранительных органов и активизация работы по формированию именно междуна-

родных механизмов в сфере противодействия легализации денежных средств, полученных противозаконным путем.

Борьба с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, должна носить системный, комплексный характер, охватывая все сегменты общественной жизни, в первую очередь — систему государственного управления и экономику. Она не может быть ограничена лишь мерами уголовно-правового характера, поскольку проявления легализации доходов, приобретенных преступным путем, характеризуются не только преступными деяниями.

Реальное противодействие легализации доходов, приобретенных преступным путем, возможно только в случае, если она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Поэтому помимо уголовно-правовых мер важную роль в борьбе с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, должны сыграть меры профилактического характера, заключающиеся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных криминогенным рискам.

Сокращение операций по получению и легализации доходов, полученных преступным путем, должно обеспечиваться прежде всего эффективностью самой экономики [4. С. 156].

Создание действенной системы государственного регулирования экономики формирует необходимые предпосылки для решения широкого круга проблем развития экономики, обеспечения экономической безопасности страны [2. С. 172].

В рамках общесоциальных мер предупреждения операций по легализации доходов, полученных преступным путем, можно предложить следующие:

а) в политической сфере:

- включение вопросов по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, в приоритетные вопросы для докладов Президенту РФ и Председателю Правительства РФ;

- радикальное усиление внимания органов государственного управления к противодействию легализации доходов, полученных преступным путем;

- создание механизмов, обеспечивающих максимальную прозрачность финансирования политических партий и избирательных кампаний;

б) в правоохранительной сфере:

- ужесточение наказаний за легализацию доходов, полученных преступным путем, широкое применение конфискации незаконно нажитого имущества;

- введение уголовной ответственности юридических лиц за легализацию доходов, полученных преступным путем;

- сокращение до минимума категорий должностных лиц, на которые распространяется специальная процедура привлечения к административной и уголовной ответственности;

в) в судебной системе:

- радикальное упрощение и повышение прозрачности судебных процедур и делопроизводства в судах, усиление контроля над судебными решениями в отношении уголовных дел по легализации доходов, полученных преступным путем;

- введение в квалификационные коллегии судов наиболее активных и принципиальных представителей общественности, пользующихся авторитетом в обществе;

г) в сфере госуправления:

- анализ соответствия расходов доходам для работников органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;

- анализ консолидированного имущественного комплекса членов семей работников органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;

- введение административных регламентов для чиновников всех уровней;

- расширение понятия «конфликт интересов» за счет расширения перечня ограничений, при которых чиновник не имеет права выступать в роли куратора заключаемых контрактов;

- проверка компаний, претендующих на заключение госконтрактов на предмет участия в легализации доходов, полученных преступным путем;

- введение системы оценки эффективности работы органов государственного управления в отношении мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;

- создание условий для выявления операций по легализации доходов, полученных преступным путем, на предприятиях с государственным участием;

д) в корпоративной сфере:

- развитие механизмов корпоративного контроля операций по легализации доходов, полученных преступным путем, и обмена эффективными видами практики их предупреждения;

- сокращение размеров операций по легализации доходов, полученных преступным путем, на основе совершенствования практики налогообложения, упрощение налоговой отчетности;

- ликвидация дочерних и зависимых структур с непрозрачной финансово-экономической деятельностью в российских компаниях с государственным участием;

- совершенствование нормативных правил совершения операций с весельными и иными финансовыми обязательствами для повышения их прозрачности;

- внедрение организационно-административных мер по сокращению наличного оборота денежных средств в результате перехода к системе электронных расчетов за товары и услуги с применением банковских платежных карточек;

- обеспечение эффективности принимаемых мер по выявлению и пресечению незаконного вывоза капитала, легализации денежных средств и иного имущества, добытых незаконным путем, в том числе в международных операциях российских компаний;

е) в информационной сфере:

- широкое освещение в СМИ результатов мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем;

- повышение эффективности пропаганды легитимного образа ведения бизнеса, недопустимости операций по легализации доходов, полученных преступным путем;

- стимулирование участия средств массовой информации в формировании «антиотмывочного» мировоззрения у населения и активизации деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, в государственных органах и общественных институтах;

ж) в сфере взаимодействия со структурами гражданского общества:

- создание условий для привлечения широких слоев населения к противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, через их участие в деятельности общественных организаций или СМИ;

- создание условий для выявления и поддержки мер общественных организаций и объединений по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Обеспечение защиты общественных организаций от давления со стороны компаний, подозреваемых в легализации доходов, полученных преступным путем;

- стимулирование участия объединений предпринимателей в проведении политики по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем;

- привлечение институтов гражданского общества к общественному — антикоррупционному — контролю работы правоохранительных органов по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем;

з) в сфере образования:

- создание условий для выявления и продвижения наиболее передовых образовательных программ в отношении формирования знаний и мировоззрения недопустимости легализации доходов, полученных преступным путем.

Основные направления развития правового обеспечения деятельности государства по борьбе с получением и легализацией доходов, полученных преступным путем.

1. В сфере борьбы с организованными формами легализации доходов, приобретенных преступным путем, необходимо научно-методологическое обеспечение законодательных основ такой борьбы, которое включает более четкую детерминацию субъектов преступной деятельности. Это позволит жестко разграничить понятия «организованная группа» и «преступное сообщество» и в полной мере выполнять задачу по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и, в том числе, с получением и легализацией доходов, полученных преступным путем, совершаемым преступными сообществами корпоративных менеджеров. В связи с этим в ст. 210 УК РФ необходимо определить, что к объективным признакам, позволяющим разграничить преступное сообщество от организованной группы корпоративных менеджеров, относятся наличие: а) корпоративных коррупционных связей, б) формирование криминальных экономических механизмов как основы бизнес-деятельности в отдельных корпорациях, в) деятельность по легализации доходов, полученных преступным путем, осуществляемая в международном масштабе.

2. В области профилактики деятельности по легализации доходов, приобретенных преступным путем, необходимо реализовать ряд дополнительных мер по повышению эффективности деятельности правоохранительных, контрольных, надзорных, фискальных и иных органов по следующим направлениям: совершенствование организационного, правового, кадрового, научно-методического и информационного обеспечения [1. С. 23]. Профилактика легализации доходов, приобретенных преступным путем, как на федеральном, так и на уровне региона, муниципального образования носит недостаточно комплексный, системный характер.

3. В рамках международного сотрудничества развитие взаимодействия государств — участников СНГ в области борьбы с получением и легализацией доходов, полученных преступным путем, требует унификации их национальных законодательств [6. С. 196].

В современных условиях имеются неопределенности в решении задач координирования противодействия операциям по легализации доходов, приобретенных преступным путем, между органами, имеющими общие задачи защиты экономических интересов государства.

Поэтому, в условиях экономического кризиса и роста количества экономических преступлений в современных условиях, возникает необходимость изучения проблемы организации и взаимодействия органов, осуществляющих противодействие операциями по легализации доходов, приобретенных преступным путем.

Содержание противодействия операциями по легализации доходов, приобретенных преступным путем, включает в себя не только контроль соблюдения законодательства, но и выявление экономических объектов, фальсифицирующих информацию о своей деятельности, оценку степени достоверности этой информации, получение достоверной информации на основе косвенных (рас-четно-аналитических) методов анализа деятельности корпоративных структур [3. С. 265].

Одним из важнейших общих принципов противодействия операциям по легализации доходов, приобретенных преступным путем, является принцип эффективности (экономичности). Понятие эффективности деятельности в общем плане определяется отношением результатов к величине затрат, имевших место при достижении результатов.

Отличительным криминологическим свойством системных операций по легализации доходов, приобретенных преступным путем, является необходимость осуществления мер уголовно-правовой борьбы и предупреждения легализации доходов, приобретенных преступным путем, в межрегиональном и международном масштабе. Уголовное законодательство в условиях системных операций по легализации доходов, приобретенных преступным путем, является основным антикриминальным ресурсом. Как правило, в условиях системных операций по легализации доходов, приобретенных преступным путем, основной проблемой в осуществлении и реализации эффективных мер уголовно-правовой борьбы и предупреждения таких операций является недостаток зако-

нодательных и методических основ, необходимых правоохранительным органам для действий с наибольшим эффектом.

Создание новых концепций в области уголовно-правовой борьбы и предупреждения легализации доходов, приобретенных преступным путем, в условиях эскалации корпоративной коррупции и транснационализации криминальных механизмов тесно связано с идущим переходом от дезинтегрированных к интегрированным системным криминальным финансовым операциям как характерной черты современного крупного российского негосударственного бизнеса.

С учетом потенциала криминализированной структуры ряда российских корпораций (например, ранее «ЮКОС») формирование механизма противодействия осуществлению финансово-хозяйственных операций по легализации доходов, приобретенных преступным путем, в российской и международной экономической инфраструктуре может дать весомый антикриминальный эффект.

Поэтому политика формирования механизма уголовно-правовой борьбы и предупреждения легализации доходов, приобретенных преступным путем, в транснациональных корпорациях российского происхождения представляется важным шагом в условиях эскалации корпоративной коррупции и транснационализации криминальной деятельности.

Современной особенностью эскалации корпоративной коррупции мирового хозяйства, проявившемся в том числе в развитии феномена легализации преступных доходов через секъюритизацию активов, является переход к новой — транснациональной — фазе эволюции механизмов по легализации доходов, приобретенных преступным путем, в структурах российских корпораций в России и за рубежом.

Стратегия подготовки эффективных методик и практических рекомендаций по противодействию экономических преступлений должна гармонично вписываться в общую тенденцию повышения эффективности правоохранительной деятельности, она должна исключить дублирование и перераспределение функций на всех уровнях деятельности правоохранительных, контрольных, надзорных, фискальных и иных органов, а также перейти к формированию государственного архива электронных корпоративных баз бухгалтерской отчетности и документации для системообразующих юридических лиц и системе электронного мониторинга финансовых операций.

Успешное решение вышеуказанных проблем не может быть осуществлено в рамках простой корректировки имеющейся практики борьбы с организованной преступностью и коррупцией на основе локальных разработок. Здесь необходим переход к новой концепции мер уголовно-правовой борьбы и предупреждения легализации доходов, приобретенных преступным путем.

Таким образом, для эффективного противодействия операциям по получению и легализации доходов, полученных преступным путем, необходимы меры формирования экономической, уголовно-правовой и криминологической политики, в том числе разработка соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Давыдов В.С., Гилинский Я.И. Легализация (отмывание) преступных доходов — особенности применительно к организованной преступности, терроризму и коррупции // Следователь. — 2008. — № 3.

[2] Захаров Г.С. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и предупреждение преступлений, составляющих ее источник. Монография. — М.: БФ МосУ МВД России, 2007.

[3] Ларичев В.Д. Преступность в сфере экономики (теоретические вопросы экономической преступности): Монография. — М.: ВНИИ МВД, 2003.

[4] Куровская Л.Н. Противодействие легализации преступных доходов уголовно-правовыми мерами. — М.: Юрлитинформ, 2006.

[5] Потапова С.А. Вопросы организации взаимодействия органов внутренних дел и других правоохранительных органов в области борьбы с экономической преступностью // Организация управленческой деятельности в аппарате МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации: Материалы вузовской научно-практической конференции. — М.: Компания Спутник+, 2008.

[6] Смитиенко С.Б. Сотрудничество стран СНГ в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Интеграционные процессы в странах СНГ: тенденции, проблемы и перспективы: Монография / Под ред. Б.М. Смитиенко. — М.: Финакадемия, 2008.

[7] Чайка Ю.Я. Выступление на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации «О состоянии работы и первоочередных мерах по усилению борьбы с коррупцией в свете реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31.07.2008 Президентом Российской Федерации». URL: http://www.genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-487

[8] Чуфаровский Ю.В. Криминология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

GENERAL SOCIAL MEASURES TO PREVENT TRANSACTIONS ON LEGALIZATION OF PROCEEDS DERIVED FROM CRIMINAL ACTIVITY IN RUSSIAN CORPORATIONS

I.K. Denisov

The Department of Criminal Law and Procedure Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The article proposes the basis of directions of the state and social system of the Russian Federation to establish the measures necessary to prevent the legalization of property proceeds acquired by criminal means.

Key words: money laundering, monitoring and systematic measures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.