Научная статья на тему 'Меры по предупреждению легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем'

Меры по предупреждению легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1795
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронова Елена Викторовна

В статье рассматриваются виды ответственности, которой подлежат лица за совершение преступлений в сфере легализации (отмывания) преступных доходов и имущества. Вместе с тем исследуются основные направления и меры предупреждения отмывания денежных средств и финансирования терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воронова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры по предупреждению легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем»

МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ легализации (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Воронова Е.В.

Воронова Елена Викторовна - магистрант, юридический факультет, Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова (филиал) Российской таможенной академии, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются виды ответственности, которой подлежат лица за совершение преступлений в сфере легализации (отмывания) преступных доходов и имущества. Вместе с тем исследуются основные направления и меры предупреждения отмывания денежных средств и финансирования терроризма.

Ключевые слова: уголовная ответственность, преступность, преступления в сфере экономической деятельности, легализация (отмывание) преступных доходов, предупреждение преступлений.

Противодействие преступлениям в сфере легализации доходов, добытых преступным путем, вызывает особую тревогу в связи с возникающими противозаконными действиями, создающими угрозу теневой экономики, причиняющими вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства.

В результате совершения преступлений у лиц, занимающихся незаконной деятельностью, накапливаются денежные средства или иное имущество, легальное использование которых способствует криминализации экономических отношений, а также росту коррупции.

Учитывая то, что легализация денежных средств или иного дохода неразрывно связана с движением капиталов, это затрудняет раскрытие и расследование преступлений, позволяя тем самым преступным группам (организациям) финансировать и осуществлять свою противоправную, в том числе террористическую деятельность [1, 157].

Правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленный на защиту прав и законных интересов граждан и организаций, закреплен в Федеральном законе от 7 августа 2001 года № 115 -ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», нарушение которого влечет наложение различных видов ответственности.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 115 -ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, совершающие финансовые операции, за нарушение правовых норм, установленных настоящим Федеральным законом, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прежде всего, за совершение законодательства о противодействии легализации преступных доходов или иного имущества, предусмотрены меры административной ответственности, установленные ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Уголовная ответственность регулируется ст. 174 и ст. 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), когда за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенным другими лицами преступным путем (за исключением преступлений,

предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, лицо или организация наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

То же деяние, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

С учетом накопившихся вопросов, возникающих у судов при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 174, 174.1 УК РФ, в отношении установления цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенных преступным путем, а также при решении вопросов, касающихся определения размера совершенного преступления, в целях формирования единообразной судебной практики Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 07.07.2015 года № 32 дает необходимые разъяснения по вопросам привлечения к ответственности за нарушение законодательства о легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем.

На общесоциальном уровне в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, предупреждение преступлений осуществляется различными субъектами, в частности государственными и негосударственными органами, специализированными и неспециализированными организациями посредством реализации мер по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 года [2, 208].

К основным мерам, установленным законом, относятся:

- организация и осуществление внутреннего контроля;

- обязательный контроль;

- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах предупреждения отмывания денег и финансирования терроризма, за исключением информирования клиентов о приостановлении операций, об отказе в выполнении распоряжений клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- иные меры, предпринимаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательные операции внутреннего контроля, утверждаемые Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации, направлены на выявление операций, совершаемых физическими и юридическими лицами, с целью отмывания криминальных доходов и финансирования терроризма. Цель внутреннего контроля фиксирование и дальнейшее хранение полной информации в отношении проведенной операции на предмет даты, суммы, основания, а также сведений о ее участниках.

Обязательный контроль, как мера по предупреждению легализации преступных доходов, заключается в принятии уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представленной организациями, осуществляющими

данные операции, а также по проверке информации в соответствии с законодательством Российской Федерации [4, 69].

Основным субъектом, реализующим правовую политику предупреждения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг). Главная задача данного органа исполнительной власти -координация деятельности в сфере отмывания преступных доходов иных федеральных органов исполнительной власти [3, 34].

Росфинмониторинг реализует свои полномочия по осуществлению контроля посредством организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, где организации предоставляют информацию в виде инициативных сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и о подозрительных операциях, выявляемых в процессе внутреннего контроля, а также в виде ответов на информационные запросы службы мониторинга.

Таким образом, в целях предупреждения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, необходимо разрабатывать и реализовывать общесоциальные и специально-криминологические меры, направленные на предупреждение экономической преступности. В частности, к таким мерам относятся, во-первых, снижение риска ведения предпринимательской деятельности за счет защиты права собственности, а также установление конкурентоспособного поля государственного и частного сектора экономики, позволяющего уменьшить административные барьеры и вести активную пропаганду борьбы с коррупционной деятельностью органов власти. Во-вторых, изменение социальных норм и правил поведения в обществе, а также характера взаимоотношений между государством и обществом, позволяющего сформировать партнерские, лояльные отношения физических и юридических лиц при участии последних в сфере экономической деятельности.

Список литературы

1. Алиев В.М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем: Монография // Уголовно-правовое и криминологическое исследование. М., 2001. 238 с.

2. Журбин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2011. 339 с.

3. Карпович О.Г. Роль Росфинмониторинга в противожействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Российский следователь, 2008. № 21.

4. Кобец П.Н. Основы предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. М.: НУ ОАОУ, 2010. 105 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.