Научная статья на тему 'Правовые и криминалистические аспекты противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов'

Правовые и криминалистические аспекты противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1224
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / СПОСОБ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / LEGALIZATION (LAUNDERING) OF CRIMINAL PROCEEDS / WAY OF CRIME ACTIVITY / INTERACTION / SUPERVISING AUTHORITIES / SPECIAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапиро Людмила Геннадьевна

В статье рассматриваются актуальные способы легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем; роль Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу в их выявлении и проблемы ее взаимодействия с иными контролирующими и правоохранительными органами; значение специальных знаний при производстве предварительной проверки первичной информации о фактах легализации преступных доходов, расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел. Обращается внимание на проблемы, с которыми сопряжено противодействие легализации преступных доходов, предлагаются возможные варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND CRIMINALISTICS ASPECTS OF COUNTERACTION TO LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS OF CRIME

The article is devoted to actual ways of legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means; role of Federal Service for Financial Monitoring in their detection and problems its interaction with other supervising and law enforcement authorities; the value of special knowledge during first checking of primary information about the money laundering facts, investigation and trial of criminal cases. The author accents attention to the problems of combating money laundering, offers possible ways of their solutions.

Текст научной работы на тему «Правовые и криминалистические аспекты противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов»

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. КРИМИНАЛИСТИКА

Л.Г. Шапиро

ПРАВОВЫЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

В статье рассматриваются актуальные способы легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем; роль Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу в их выявлении и проблемы ее взаимодействия с иными контролирующими и правоохранительными органами; значение специальных знаний при производстве предварительной проверки первичной информации о фактах легализации преступных доходов, расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел. Обращается внимание на проблемы, с которыми сопряжено противодействие легализации преступных доходов, предлагаются возможные варианты их решения.

Ключевые слова: легализация (отмывание) преступных доходов, способ совершения преступления, взаимодействие, контролирующие органы, специальные знания.

L.G. Shapiro

LEGAL AND CRIMINALISTICS ASPECTS OF COUNTERACTION TO LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS OF CRIME

The article is devoted to actual ways of legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means; role of Federal Service for Financial Monitoring in their detection and problems its interaction with other supervising and law enforcement authorities; the value of special knowledge during first checking of primary information about the money laundering facts, investigation and trial of criminal cases. The author accents attention to the problems of combating money laundering, offers possible ways of their solutions.

Keywords: legalization (laundering) of criminal proceeds, way of crime activity, interaction, supervising authorities, special knowledge.

Мировой финансовый кризис активизировал экономическую преступность, обострил проблему легализации (отмывания незаконно полученных денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем. По данным заместителя министра внутренних дел РФ А. Новикова, в Российской Федерации каждый год отмывается 250-300 млрд руб., добытых незаконным путем1; преступные доходы все больше проникают в правомерную финансово-экономическую деятельность2.

Из числа банков, у которых в 2013-2014 гг. были отозваны лицензии, более 80 неоднократно нарушали законодательство, направленное на противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов, и были вовлечены в проведение

© Шапиро Людмила Геннадьевна, 2016

Доктор юридических наук, директор Института магистратуры, заведующая кафедрой криминалистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 209

сомнительных операций в крупных масштабах3. По данным Банка России за 2008-2014 гг. чистый отток частного капитала за пределы Евразийского экономического союза достиг 418 млрд долл. В 2015 г. он увеличился еще в 2,5 раза — с 61 до 151,5 млрд долл.4

В связи с этим противодействие отмыванию преступных доходов, возрастающие масштабы которого, помимо подрыва стабильности финансово-экономической системы России, стали напрямую угрожать ее национальной безопасности, вошло в число приоритетных задач, учитывающихся при формировании ее антикриминальной политики.

Эффективное выявление, расследование и предупреждение легализации (отмывания) полученных преступным путем доходов, так же как и других преступлений, обеспечивается путем тщательного изучения способов их совершения. Установление способа совершения преступления составляет одну из важных задач процесса доказывания. Как справедливо отмечал Р.С. Белкин, способ совершения и сокрытия преступления, точнее — знание о нем, определяет путь познания истины по делу, т.е. метод раскрытия и расследования5.

Информация о способе преступной деятельности содержит значительный объем сведений о совершенном преступлении и его субъектах, позволяет выдвинуть криминалистические версии и определить эффективные методы его расследования; установление способа совершения преступления дает возможность следователю сформировать модель механизма преступного события6.

Реализация того или иного способа легализации денежных средств во многом обусловливается особенностями законодательства, регулирующего осущест-з вление государственного контроля за денежным обращением. Среди наиболее ? распространенных способов хотелось бы отметить следующие: з перевод денежных сумм из безналичной формы в наличную по сделкам,

| которые не имеют явного экономического смысла и очевидной законной цели, I осуществляемый через банковскую систему и через нефинансовые организации,

1 связанные с игорным бизнесом, риэлторской, адвокатской, благотворительной

го

| и иной деятельностью;

| открытие большого количества расчетных счетов в различных кредит-

| ных учреждениях с целью обналичивания значительных денежных средств

2 «фирмами-однодневками» (обычно такие предприятия не находятся по указан° ным в учредительных документах адресам, зарегистрированы по подложным « документам или паспортам умерших лиц);

| безналичные переводы денежных средств за границу (часто этой деятельности

е активно способствуют банковские работники);

° использование поддельных или похищенных паспортов транспортного сред-

0

° ства в целях легализации контрабандных автомобилей;

го

3 фактическое перемещение товарно-материальных ценностей во исполнение

1 международных торговых контрактов с последующей фальсификацией их ре-| альной стоимости;

вложение незаконно полученных денежных средств и (или) иного имущества в правомерно осуществляемую предпринимательскую деятельность (по оценкам некоторых экспертов, около 70% полученных незаконным путем доходов вкладывается в предпринимательскую деятельность и только около 15% расходуется на приобретение недвижимости и иного имущества)7. Так, гражданин С. мо-210 шенническим путём похитил денежные средства в размере свыше 12 млн руб.,

которые принадлежали ЗАО «Сибнефтепродукт», а затем легализовал их путем вложения в коммерческую организацию, учредителем которой он являлся8;

приобретение физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг, недвижимости и иного имущества на незаконно полученные денежные средства, что может быть проиллюстрировано следующим примером: в Республике Саха (Якутия) возбуждено уголовное дело в отношении руководителя одного из обществ с ограниченной ответственностью, который в течение четырех лет систематически приобретал у водителей республиканского горнодобывающего предприятия дизельное топливо. Затем на незаконно приобретенное дизельное топливо он оформлял фиктивные документы и перепродавал. На денежные средства, полученные от его реализации, приобретались векселя Сбербанка РФ. Ущерб от его преступной деятельности составил более 4 млн руб.9;

существенное завышение стоимости работ или услуг (например, получение необоснованно высокого гонорара за юридические, консультационные или маркетинговые услуги, издание книги и т.п.);

реинвестирование преступных доходов, ранее вывезенных за границу, в российскую экономику путем скупки акций прибыльных предприятий и т.п.;

использование оффшорных фирм и кредитно-финансовых организаций, формально не являющихся аффилированными, в целях совершения сделок или банковских проводок. Такие операции отличают заключенные договоры на поставку программного обеспечения, лома цветных металлов, многопозиционных и иных станков, полиграфической пленки или нефтепродуктов с организациями, зарегистрированными в оффшорных зонах других государств. В механизме преступной деятельности, как правило, есть несколько началь- е ных звеньев, состоящих из функционирующих организаций, а последующие и оформлены на утерявших паспорт или умерших лиц. Характерной чертой ис- а пользования такой схемы легализации криминальных капиталов является о фиктивный (виртуальный) перевод денежных средств в виде займа и оплаты К за товар на корреспондентские счета одного оффшорного банка-нерезидента и о

с

дальнейшее их перечисление через сеть российских фирм в другой оффшорный | банк-нерезидент с последующим возвратом на исходные корреспондентские и в

е

расчетные счета в рамках одного российского банка в течение банковского дня. о Смысл таких операций заключается в имитации поступления валютной выруч- р ки при отсутствии денежных средств, достаточных для проведения требуемых | финансовых операций. Преступные доходы конвентируются и перечисляются К на счет иностранной фирмы как возврат займа10. а По данным Росфинмониторинга в последнее время изменились способы сбыта | наркотиков на «бесконтактные», при которых координация деятельности участ- и ников наркогруппировок, в т.ч. связанной с легализацией преступных доходов, № а также с управлением финансовых потоков от незаконного оборота наркотиков, 1 осуществляется дистанционно посредством Интернет-технологий11. ) Механизм легализации преступных доходов довольно сложен, т.к. включает б систему многочисленных финансовых и иных операций, целью которых является сокрытие первоначального источника получения денежных средств. Для этого часто используются денежные переводы как внутри страны, так и за ее пределами с помощью фиктивных контрактов. Поскольку каждое последующее перемещение денежных средств удаляет их от первоначального преступного источника приобретения, выявление легализуемых преступных доходов, 211

которые сливаются на завершающем этапе с законно полученной прибылью, крайне затруднительно12. Как отметил начальник департамента экономической безопасности МВД России Ю.Шалаков, деятельность по легализации доходов, полученных преступным путем, становится все изощреннее: в последнее время возросла активность организованных преступных группировок по реализации современных высоких технологий в области связи и телекоммуникаций. Особая роль принадлежит быстро развивающимся системам внебанковских денежных переводов через сеть Интернет, что дает возможность перемещать крупные денежные суммы, в т.ч. и такие, происхождение которых не установлено13.

Противодействие преступлениям, предусмотренным ст. 174 и 174.1 УК РФ, сопряжено с рядом проблем, обусловленных, прежде всего, их высокой латент-ностью; международным характером; отсутствием четкого законодательного регулирования многих сфер жизни общества, коррумпированностью органов власти и управления, правоохранительных органов; недостаточно эффективной деятельностью многочисленных контролирующих органов, взаимодействие которых с правоохранительными органами и между собой зачастую должным образом не налажено; высоким образовательным уровнем субъектов легализации, недостаточным профессионализмом следователей, тактически неграмотным использованием ими специальных знаний и т.д.

Одним из основных органов по сбору, обработке и анализу информации и выявлению фактов легализации (отмывания) доходов, приобретенных преступным путем, и финансирования терроризма, а также координатором общенациональной системы противодействия отмыванию доходов является Федеральная з служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)14, которая активно ? осуществляет проверки поднадзорных организаций: лизинговых компаний, я ломбардов, организаций игорного бизнеса, операторов по приему платежей, | организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сде-I лок купли-продажи недвижимого имущества; организаций, осуществляющих

1 заключение договоров финансирования под уступку денежного требования в

го

| качестве финансовых агентов.

| В 2014 г. Росфинмониторингом было получено почти 10 млн сообщений об

| операциях сомнительного характера с денежными средствами или иным иму-

2 ществом, вследствие чего выявлено и ликвидировано 15 «теневых» площадок ° незаконных финансовых операций на сумму около 90 млрд руб.; проведено более ж 40 тыс. финансовых расследований, в результате которых возбуждено около | 1,5 тыс. уголовных дел, 300 из которых переданы в суды15.

0 В борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов велика роль четко

1 налаженного взаимодействия Росфинмониторинга, Росстрахнадзора, Федераль-

0

° ной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и других контроли-

го

3 рующих органов с правоохранительными органами и между собой. Особое место

1 в этой деятельности занимает Центральный банк РФ, а также все банковское | сообщество. Согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О

противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 30 декабря 2015 г.)16 банки обязаны информировать Росфинмониторинг об операциях своих клиентов с денежными средствами или иным имуществом на сумму 600 тыс. рублей и выше, а также о любых подозрительных операциях (ст. 6, 7). Данный Закон указывает

212

только общие основания, по которым можно считать банковскую операцию

сомнительной (запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом, и т.д.).

Проблема заключается в том, что при отсутствии четких законодательных критериев отнесения операций (сделок) к подозрительным службы внутреннего контроля банков информируют Росфинмониторинг по своему усмотрению, относя к ним каждую пятую операцию. При этом зачастую незаконными являются те операции, по которым банки сведений не представляют.

Учитывая высокую степень сложности выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст. 174, 174.1 УК РФ, следует отметить необходимость активного и своевременного использования следователем специальных знаний в различных областях человеческой деятельности. Конкретная область необходимых знаний определяется с учетом способа совершения преступления и обстоятельств, подлежащих установлению. При осуществлении расследования легализации преступных доходов актуальными являются знания в области современных компьютерных технологий, бухгалтерского и налогового учета, экономики.

Качественное расследование легализации преступных доходов, своевременная и грамотная оценка заключений и показаний экспертов и специалистов, актов проверок, иной криминалистически значимой информации по делу во многом обусловливается наличием у следователей, специализирующихся на этой деятельности, глубоких знаний в области экономики и бухгалтерии. Речь идет о непроцессуальной форме использования следователем собственных знаний, т поскольку он относится к стороне обвинения, в связи с чем не может совмещать | функции специалиста или эксперта в процессуальном смысле. Такие знания р

а

могут быть получены, например, в рамках дополнительного профессионального в

п

образования, специализированной подготовки, различных форм повышения | квалификации. у

В заключение хотелось бы отметить, что проблема противодействия легализа- п ции (отмыванию) преступных доходов имеет комплексный характер и включает е правовые, криминалистические, экономические, политические и иные аспекты. й

5

тз

1 URL: http://www.psdp.ru/rus/news/in country/document1144.shtml (дата обращения: 11.12.2015). д

2 URL: http://www.rg.ru/2006/10/26/korrupciya.html (дата обращения: 10.11.2015). е

3 URL: http://kommersant.ru/doc/272 0 074 (дата обращения: 20.12.2015). S

4 URL: http://fedsfm.ru/press/media-review/1555 (дата обращения: 21.01.2016). *<

5 См.: Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории — к практике. М., а 1988. С. 258. М

6 См.: Кустов А.М. Криминалистика и механизм преступления: цикл лекций. М., 2002. С. 117-118. и

7 См.: Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей / под общ. ред.

И.Н. Кожевникова. М., 2001. С. 158. 4

8 URL: http://www.mvd.ru (дата обращения: 15.12.2015). р

9 URL: http://www.fedsfm.ru (дата обращения: 15.12.2015). Р

10 См.: Зимин О.В., Болотский Б.С., Винокурова Н.С. Организация и тактика выявления, пресечения и 2 раскрытия преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ (методические рекомендации) // р Совершенствование борьбы с преступностью в сфере экономики: сборник аналитических и методических m материалов. М., 2006. С. 59.

11 URL: http://fedsfm.ru/content/files/activity/annualreports„%D0%B5%D1%82%202014.pdf (дата обращения: 15.12.2015).

12 Трудности выявления преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174-1 УК РФ, и низкую эффективность «противолегализационной» правоприменительной практики отмечают также и другие авторы. См., например: Захаров Г.С. Криминологическая обусловленность легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и предупреждение преступлений, составляющих

ее источник: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3. 213

13 URL: http://www.svpressa.ru (дата обращения: 08.11.2015)

14 См.: Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 // Российская газета. 2004. 29 июня.

15 См.: По данным главы Росфинмониторинга Ю. Чиханчина. URL: http:// www.svpressa.ru; http:// fedsfm.ru/press/media-review/1555 (дата обращения: 18.12.2015).

16 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33, ч. I, ст. 3418; URL: http://base. garant. ru/12123862 (дата обращения: 30.01.2016).

С.Н. Веснина, А.В. Неустроева ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ

КАК ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НЕПРАВОМЕРНОГО ОБОРОТА СРЕДСТВ ПЛАТЕЖЕЙ

В статье анализируется один из предметов преступного посягательства неправомерного оборота средств платежей — пластиковые платежные карты с учетом современного состояния развития этого института кредитно-финансовой системы, наиболее распространенные на территории Российской Федерации, а также современные средства защиты данных объектов от подделки.

Ключевые слова: банковская пластиковая карта, банк-эмитент, платежная система, магнитная полоса, микропроцессор, элемент защиты, эмбоссирование.

S.N. Vesnina, A.V. Neustroeva

PLASTIC CARDS AS SUBJECT OF CRIMINAL ENCROACHMENT OF THE ILLEGAL TURN OF MEANS OF PAYMENTS

The article analyzes one of the subjects of a criminal assault charges of illegal turnover means - payment cards, taking into account the current state of development of the institute of credit and financial system, the most widespread in the Russian Federation, as well as modern means of protection against forgery of these objects.

Keywords: bank plastic card, issuing bank, payment service provider, magnetic strip, microprocessor, protection element, embossirovaniye.

Стремительное развитие информационных технологий, компьютерной техники и кибернетической науки проникло во все сферы деятельности человека, и банковская сфера не является исключением. При этом простота и быстрота использования компьютерных технологий, их доступность достаточно широкому кругу населения способствуют не только развитию данного направления банковской деятельности, но и порождают появление новых преступлений, что в свою очередь требует законодательного регулирования. В 2015 г. появляется новая редакция ст. 187 УК РФ, предусматривающая ответственность за неправомерный оборот средств платежей, диспозиция которой предусматривает наказание за «изготовление, приобретение, хранение, транспортировку

© Веснина Снежана Николаевна, 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики и специальной техники (Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России); е-1г^к [email protected]

© Неустроева Александра Викторовна, 2016

Кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики и специальной техники (Владивосток-214 ский филиал Дальневосточного юридического института МВД России); е-1гшП.ш: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.