УДК 341.4
СЮЙ КАЙ, кандидат юридических наук, доцент
Хэйлунцзянский университет Китайской Народной Республики
E-mail: [email protected]
КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА
Легализация доходов, полученных преступным путем, называется "отмыванием денег", и оно уже стало международным социальным недугом. Отсутствие опыта сотрудничества между РФ и КНР в борьбе с отмыванием доходов от преступной деятельности является актуальной проблемой, требующей решения.
В условиях глобализации и тесной интернационализации национальных экономик и других сторон общественной жизни стала исключительно актуальной потребность в противодействии на международном уровне торговле наркотиками и оружием, коррупции, терроризму и организованной преступности. Необходима большая координация усилий отдельных государств и международного сообщества в целом для решения этой острой, имеющей мировые масштабы проблемы.
Легализация доходов, полученных преступным путем, называется "отмыванием денег", и это - международный социальный недуг. По данным Международного валютного фонда (МВФ), каждый год общая сумма полученных преступным путем денег эквивалентна в среднем от 2 до 5% Всемирного экономического итога [1]. По официальной оценке ЦБ КНР, каждый год в стране суммы легализованных денег достигают 25-38 млрд долларов, они эквивалентны в среднем 2% валового национального продукта КНР, что вполне равноценно ежегодному внешнеторговому активному балансу. В 2004 г. Китайским народным банком и Бюро государственного валютного контроля вместе с Органом общественной безопасности было раскрыто 50 преступлений, связанных с отмыванием денег [2]. Раскрытие этих
преступлений сопровождалось сильнейшим противодействием.
Все активнее в борьбу с легализацией преступных доходов включается Китай, где еще недавно этой проблемы не было, однако в условиях экономического роста, увеличения инвестиционной активности появилась угроза организации в стране незаконной деятельности по отмыванию "грязных" денег [3]. В связи с увеличением масштабов легализации доходов мафии в КНР создана межведомственная система борьбы с этим явлением. Уже с 2004 г. действует Китайский центр по мониторингу и противодействию легализации денег. Министерство общественной безопасности (МОБ) по расследованию преступлений, связанных с отмыванием денег, отвечает за выработку конкретных мер, международное сотрудничество, координацию, руководство и планирование работы местных подразделений министерства. Создана специализированная компьютерная сеть, позволяющая 24 часа в сутки контролировать потоки денежных средств и операций с ними.
Так, в 2002 г. чиновники Банка Китая из провинции Гуандун на юге страны нелегально перевели на зарубежные счета более 700 млн долларов. Вскоре после увольнения главы Банка Китая началось расследование [4]. Для про-
ведения тотальных операций были задействованы подразделения финансового контроля.
Исследования показывают, что в КНР транснациональное отмывание денег в основном осуществляется тремя способами:
1. Прохождение значительных сумм через подпольные китайские банки, обеспечивающие хранение, расчет и международные переводы денег.
2. Контрабанда наличности. Большие объемы незаконной наличности в руках китайцев на территории России являются основой совершения контрабанды денег [5].
3. Использование легальных финансовых учреждений для отмывания денег.
Только в 2005 г. в КНР пресечена деятельность 47 нелегальных банковских контор, через которые перекачано 10 млрд юаней, заморожено более 2 тыс. банковских счетов [6]. По оценкам китайских экспертов, ежегодно отмывается около 200 млрд юаней (24,7 млрд долларов).
Начальник МОБ КНР отметил, что в последние годы случаи отмывания денег происходят все чаще и имеют следующие особенности: во-первых, на всех уровнях системы государства преобладает коррупция властно-управленческих органов и должностных лиц, что вкупе с отмыванием денег становится целой криминальной цепью; во-вторых, сохранение, перевод и сокрытие большого количества наличных денег является главной формой отмывания денег в КНР; в-третьих, отмывание денег все чаще и чаще встречается при участии банковского рас-четно-кредитного механизма [7].
Рассматривая легализацию как составляющую часть совершения многих тяжких преступлений, в том числе организованной преступности и коррупции, следует учитывать, что отмывание денег имеет свои особенности среди этих преступлений. В настоящее время в китайской науке уголовного права легализация преступных доходов неразрывно связывается с явлением организованной преступности и коррупции.
По своей природе организованная преступность представляет собой экономическое явление, ведь в ее основе лежит единственная цель -получение прибыли и сверхприбыли [8]. Орга-
низованным преступным группам особенно важна стабильность доходов, их защита от правовых последствий признания доходов преступными, поскольку это угрожает их существованию, а значит, и получению сверхприбылей ее членами. Современная ситуация объективно такова, что организованная преступность вынуждена прибегать к легализации своих преступных доходов.
Для борьбы с организованной преступностью традиционные методы правоохранительных органов представляются недостаточными, требуются комплексные решения. Противодействие отмыванию денег можно считать одним из направлений такого комплексного воздействия на организованную преступность, следовательно, противодействие отмыванию денег - это способ выявления организованных преступных групп и лишения их преступных активов1.
По экспертным оценкам, в России 2/3 легализуемых средств, полученных преступным путем, вкладывались в развитие криминального предпринимательства, 1/5 расходовалась на приобретение недвижимости [9].
Закон "О противодействии отмыванию денег" в КНР является эффективным инструментом для реализации правоохранительных мер по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Таким образом, анализ феномена наиболее опасных криминальных проявлений, таких как организованная преступность и коррупция, доказывает, что отмывание незаконно полученных доходов - это часть действий преступников в этих сферах противоправной деятельности. Препятствие отмыванию и выявление преступных активов на международном и государственном уровнях - это основа противодействия организованной преступности и коррупции вообще.
Коррупция и отмывание денег - взаимосвязанные явления. Хотя очевидно, что не все полученные взятки непременно должны отмываться: часть полученной наличности может использоваться на дополнительные расходные плате-
1 См., например, преамбулу Страсбургской Конвенции Совета Европы "Об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" от 8 ноября 1990 г. // С3 РФ. - 2003. - С. 203.
жи, связанные с проводимой операцией, или может быть потрачена в личных целях. Учитывая сложность, связанную с процедурой отмывания, коррумпированные должностные лица и служащие корпораций часто привлекают посредников для отмывания денег, полагая, что те проявят надлежащее благоразумие и предосторожность при переводе денежных сумм и будут действовать независимо от ситуации, когда начнется уголовное расследование. По данным международной организации Transparency International за 2006 г., среди 163 коррумпированных стран Китай занял 70-е место, Сянган (Гонконг) -15-е, Тайвань - 34-е. Россия также входит в число наиболее коррумпированных стран мира наряду с некоторыми государствами бывшего СССР, Чадом, Бангладешем, Туркменией, Бирмой и Гаити [10].
Организованные преступные группировки из России все активнее выходят на территории соседних стран. Они активно действуют на территории Японии, Республики Корея и КНР. В свою очередь, на российской территории мощную инфраструктуру имеет китайская организованная преступность. Так, 61,3% опрошенных считают, что значительное влияние на состояние преступности на российском Дальнем Востоке за последние 10 лет оказывают лишь представители организованной преступности КНР [11].
Доходы, полученные китайскими организованными преступными группами путем преступной деятельности на территории России, обязательно передаются в КНР. Особое распространение среди китайцев получила нелегальная банковская система, учрежденная и поддерживаемая их соотечественниками для вывоза капиталов (заработанных средств) с территории РФ. Это так называемая система "летающих денег", опробованная веками и ставшая народной традицией. В этом случае в фирму, являющуюся фактически подпольным банком, сдаются рубли или доллары, а партнер вкладчика в Китае получает эквивалентную сумму в юанях [12].
Основываясь на том, что отмывание денег является проблемой международного масштаба и оказывает негативное влияние на большинство стран мира, транснациональное отмывание де-
нег, то есть перемещение через границу наличных денег и финансовыгх инструментов, в настоящее время имеет место быть. В сущности, это один из высших уровней криминальной эволюции. Современные банковские системы электронных расчетов дают возможность осуществлять международные преступные сделки, связанные в первую очередь с отмышанием денег, а также с иными финансовыми махинациями.
Сложился ряд специальных принципов, которые, на взгляд профессора Э.А. Иванова, являются системообразующими. К ним относятся: принцип криминализации отмывания денег, то есть установления в национальном законодательстве в соответствии с нормами международного права уголовной ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем; принцип сотрудничества уполномоченных государственных органов и финансовых учреждений; принцип ограничения банковской тайны в интересах борьбы с легализацией преступных доходов; принцип недопустимости немотивированного отказа в правовой помощи по делам об отмывании денег, являющийся проявлением общего принципа сотрудничества. Данные принципы четко прослеживаются в международно-правовыгх актах, регулирующих сотрудничество в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем [13].
Двадцать девятого сентября 2003 г. официально вступила в силу "Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г." ("Палермская Конвенция"), подписанная государственным председателем КНР Ху Цзинтао. С целью претворения в жизнь положений п. 1 ст. 34, международной Палермской Конвенции относительно того, что "все страны-участники договора должны, согласно основным принципам собственной правовой системы, принять соответствующие меры, включая законодательные и административные, с тем, чтобы добросовестно исполнять обязанности по данному договору", все подписавшие договор страны должны в своем внутреннем законодательстве ясно определить, что легализация доходов, полученных преступным путем, является преступлением, предусмотренным конвенцией.
Закон КНР включает в себя следующие главы: "Общие положения" (гл. 1), "Контроль и надзор в сфере борьбы с отмыванием денег" (гл. 2), "Обязанности финансовых учреждений в сфере борьбы с отмыванием денег" (гл. 3), "Расследование в сфере борьбы с отмыванием денег" (гл. 4), "Международное сотрудничество в сфере борьбы с отмыванием денег" (гл. 5), "Юридические ответственности" (гл. 6), "Заключительные положения" (гл. 7). Глава 1 ст. 1 Закона посвящена предупреждению и препятствию отмыванию денег, защите финансового порядка. В ст. 2 гл. 1 Закона определено: "противодействие отмыванию денег - деяние, предусмотренное настоящим Законом в целях предупреждения сокрытия или утаивания подлинного характера и источника доходов, полученных преступным путем, в том числе торговля наркотиками, создание мафиозных организаций, терроризм, контрабанда, получение взятки, казнокрадство, нарушение финансового порядка, финансовое мошенничество...".
Китайская национальная система правового регулирования борьбы с отмыванием денег основывается на следующих нормах:
- установление уголовной ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов (ст. 33);
- нормы, регулирующие обеспечение правоохранительных органов информацией о действиях и лицах, связанных с отмыванием денег, получаемой от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в соответствии со специальным законом, а также в рамках оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов (ст. ст. 8, 10, 11, 13);
- нормы, регулирующие деятельность подразделения финансовой разведки (ст. ст. 16, 18, 19, 20);
- конфискация преступных доходов (специальная конфискация) (ст. 26);
- введение специальных превентивных мер, осложняющих отмывание денег (ст. ст. 12, 14, 15, 18, 19);
- положения национального законодательства, регулирующие вопросы участия в между-
народном сотрудничестве в борьбе с отмыванием денег (ст. ст. 27, 28, 29).
Китайские ученые считают, что система международно-правовых норм в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, состоит из следующих основных элементов:
- нормы, регулирующие создание и сотрудничество подразделений финансовой разведки;
- нормы, направленные на сближение национального законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за отмывание денег;
- нормы, регулирующие оказание правовой помощи при проведении расследований и судебных разбирательств;
- нормы, регулирующие обмен информацией и сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности;
- нормы, определяющие роль и обязанности в сфере борьбы с отмыванием денег финансовых институтов;
- нормы, направленные на сближение национальных превентивных мер, осложняющих возможное отмывание денег [14].
Необходимо обеспечить финансовые организации соответствующими правилами и руководствами для сообщения о подозрительных сделках в компетентные уполномоченные органы сбора финансовой информации и для оказания всесторонней поддержки правоохранительным органам при подозрении в отмывании денег.
Между КНР и РФ уже подписано несколько двусторонних договоров, например Договор о выдаче, Договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, Договор о передаче осужденных; несколько двусторонних соглашений, например Соглашение между МВД РФ и МОБ КНР о сотрудничестве органов внутренних дел и органов общественной безопасности приграничных регионов обоих государств, Соглашение о сотрудничестве между МВД РФ и МОБ КНР и т.д.
Необходимо наладить сотрудничество между РФ и КНР в борьбе с легализацией преступных доходов. Для этого мы предлагаем следующее.
1. Организация курсов повышения квалификации для персонала уполномоченные и право-
охранительных органов обоих государств с целью выгработки эффективного механизма международного сотрудничества.
При подготовке кадров правоохранительных органов особое внимание должно быгть обращено на получение и обмен специальными знаниями по следующим вопросам: выявление и наблюдение за перемещением доходов от преступлений, реализации имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, за методами передачи, сокрыгтия или утаивания таких доходов, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений; сбор доказательств; способы контроля в зонах свободной торговли и свободны« портах; современное оборудование и методы, используемые в работе правоохранительных органов, включая электронное наблюдение, контролируемые поставки и агентурные операции; методы, используемые в борьбе с транснациональными организованными преступлениями, совершаемыми с использованием компьютеров, телекоммуникационных сетей и других видов современны« технологий.
2. Укрепление взаимного доверия между уполномоченныгми и правоохранительныгми органами обоих государств.
Степень сотрудничества между уполномоченными и правоохранительными органами обоих государств определяется степенью взаимного доверия между этими государствами, без которого сотрудничество в рамках законов и систем будет оставаться поверхностныш.
Но в вышеуказанных органах обоих государств присутствует серьезная коррупция, это, естественно, сдерживает международное сотрудничество. Коррупция подрывает доверие граждан к власти, она превратилась в проблему всей государственной системы.
В РФ и КНР в соответствии с международными договорами признаются и исполняются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) о конфискации находящихся на территории обоих государств доходов, полученных преступным путем, или эквивалентного им имущества. Конфискованные доходы, полученные преступным путем, или эквивалентное им имущество
могут быгть переданы полностью или частично иностранному государству, судом которого вынесено решение о конфискации, на основании соответствующего международного договора.
Органы государственной власти РФ и КНР, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмышанию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии с международными договорами сотрудничают с ком-петентныши органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений. Уполномоченный орган и иные органы государственной власти РФ и КНР, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предоставляют соответствующую информацию компе-тентныш органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами.
Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изыятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос.
3. Финансовые инструментыг поддержки сотрудничества между КНР и РФ.
Для международного сотрудничества на основании соответствующего международного договора необходима финансовая поддержка. По ст. 5 Договора о правовой помощи по гражданским и уголовным делам между КНР и РФ "договаривающиеся Стороны оказышают правовую помощь бесплатно. Расходы на проезд, питание и проживание свидетеля или эксперта, явившегося по вызову на территорию запрашивающей Договаривающейся Стороны, несет запрашивающая Договаривающаяся Сторона. Эксперт, кроме того, имеет право на вознаграждение за
проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие выплаты вправе получить упомянутые лица. По их требованию компетентные учреждения запрашивающей Договаривающейся Стороны выплачивают аванс на покрытие указанных расходов". Кроме того, траснацио-нальное отмывание денег очень сложно за счет секретности. Поэтому при условии затрудненного государственного финансового положения обязательно обеспечение финансовых инструментов поддержки международного сотрудничества в транснациональном противодействии отмыванию денег.
4. Усиление и поддержка международного сотрудничества ученых обоих государств в области научного исследования.
Международное сотрудничество ученых в области исследования противодействия отмыванию денег имеет большое значение. Поэтому правительствам различных стран необходимо поддерживать сотрудничество, организовывать конференции, совместно решать проблемы, появляющиеся в правоохранительной практике. Однако у ученых обоих государств еще не так много возможностей для взаимодействия в силу различных причин.
Изложенное, на наш взгляд, дает основания сделать вывод, что противодействие отмыванию денег - комплекс, касающийся всего общества, требующий тесного сотрудничества разных учреждений и органов. Необходимо уделять большое внимание строгому исполнению законов. Усиление международного сотрудничества между РФ и КНР, обмен информацией и правовая помощь в сфере борьбы с отмыванием денег сыграют важную роль в ликвидации транснациональной преступной деятельности, особенно транснациональной организованной преступности и коррупции. Нашим государствам необходимо создать и совершенствовать механизм международного сотрудничества в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем.
Список литературы
1. Чан Лян. Закон "о противодействии отмыванию денег" : конец грязных денег // Рынок ценных бумаг. - 2006. -13 декабря (на кит. яз.).
2. Рост грязных денег вызвал закон о борьбе с отмыванием денег // Экономический совет. - 2005. - 18 июля (на кит. яз.).
3. Иванина В.А. Борьба с отмыванием преступных доходов в странах азиатско-тихоокеанского региона // Вопросы сотрудничества государств Азиатско-Тихоокеанского региона по противодействию преступности: сб. науч. тр. - Хабаровск, 2006. - С. 29.
4. Овчинский В.С. Мафия XXI века: сделано в Китае. -М.: Изд-во НОРМА, 2006. - С. 168.
5. Шабалина Ю.В. Опыт международного сотрудничества России и КНР в сфере пройводействия транснациональной организованной преступности на дальнем востоке // Вопросы сотрудничества государств Азиатско-Тихоокеанского региона по противодействию преступности: сб. науч. тр. - Хабаровск, 2006. - С. 25.
6. В настоящее время новые особености отмывания денег и меры борьбы с ним в Китае. - URL: http:// finance.sina.com.cn (на кит. яз.)
7. Гао Ифэй. Специальный обзор ряда вопросов по организованной преступной деятельности. - Пекин, 1999. - С. 26.
8. Организованная преступность. Тенденции, перспективы борьбы. - Владивосток, 1999. - С. 195.
9. Болотский Б.С. Проблемы противодействия легализации (отмыванию) доходов от нелегальной экономической деятельности // Теневая экономика: экономические, социальные и правовые аспекты: мат-лы науч. конф., 9 июля 1996 г. - С. 41-42.
10. Чжань Цзян. Расследование коррупции с помощью международной организации. - URL: http:// news.bbc.co.uk (на кит. яз.)
11. Номоконов В.А. Проблемы безопасности и транснациональные криминальные угрозы на Дальнем Востоке России: сб. междунар. конф. по организованной преступности и организованным преступным сообществам. - Цзи-нань, 2007. - С. 88-92.
12. Вэй Яфэй, Сюй Сяочжэнь. Совершенство законодательства о борьбе с отмыванием денег // Вестник Института Ибин. - 2006. - № 2. - С. 35 (на кит. яз.).
13. Иванов Э.А. Система международно-правовых норм в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем // Государство и право. - 2005. - № 2. - С. 44-49.
14. Ли Вэньянь. Исследование политики предупреждения преступности мафиозного характера. - Пекин, 2006. - С. 293-297.
В редакцию материал поступил 27.10.09.
Ключевые слова: международное сотрудничество, противодействие отмыванию денег.