Научная статья на тему 'Влияние теневизации экономики на обеспечение экономической безопасности организаций'

Влияние теневизации экономики на обеспечение экономической безопасности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
546
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВИЗАЦИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SHADOW ECONOMY / ECONOMIC SECURITY / TOOLS FOR ENSURING FINANCIAL STABILITY / ECONOMIC INTERESTS / TAX REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нейгум Елизавета Андреевна, Шеховцова Анна Викторовна, Лелявина Татьяна Анатольевна

Данная статья посвящена исследованию влияния теневизации экономикина обеспечение экономической безопасности организаций. Необходимостьрассмотрения экономической безопасности предприятий обусловлена нетолько потребностью в обеспечении стабильности и устойчивости экономических процессов, поддержания способности экономических субъектов кпостоянному обновлению и совершенствованию, но и в связи с нарастанием,распространением субъектов, явлений и процессов в экономике, определяемых как нелегальных или теневых. В статье представлены результатыисследования причинно-следственных связей между экономическим ростом, предпринимательской активностью и препятствиями к развитию здоровых экономических отношений, возникающими в результате расширения теневого экономического сектора. Авторами проведено исследование цифровизации теневой экономики, выделены ее сегменты, обозначены тенденции развития теневого сектора, проявляющиеся посредством кримина- лизации. Исследованы ключевые элементы системы теневой экономики. Предложены к рассмотрению варианты действий, препятствующие сбою в обеспечении экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW ECONOMY INFLUENCE ON ENSURING ECONOMIC SECURITY

This article is devoted to the study of the shadow economy impact on the economicsecurity of the organization. The need to consider the economic security of anenterprise is due not only to the need to ensure the stability and stability of economicprocesses, to maintain the ability of economic entities to constantly update andimprove, but also in connection with the growth and spread of subjects, phenomenaand processes in the economy that are defined as illegal or shadow. The articlepresents the results of the study of the cause-and-effect relationships betweeneconomic growth, entrepreneurial activity and obstacles to the development ofhealthy economic relations that arise as a result of the expansion of the shadoweconomic sector. The authors have studied the digitalization of the shadow economy,highlighted its segments, and identified trends in the development of the shadowsector manifested through criminalization, as well as the key elements of the shadoweconomy system. The article considers options for actions that prevent a failure inensuring economic security.

Текст научной работы на тему «Влияние теневизации экономики на обеспечение экономической безопасности организаций»

ВЛИЯНИЕ

ТЕНЕВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

SHADOW ECONOMY INFLUENCE ON ENSURING ECONOMIC SECURITY

УДК 658.512 DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10019

НЕЙГУМ Елизавета Андреевна

специалист по экономической безопасности ООО «СервисМонтаж-СПб», neygumliza@ rambler.ru

NEYGUM, Elizaveta Andreevna

Specialist in Economic Security of the ServisMontazh-SPb, LLC, neygumliza@rambler.ru

ШЕХОВЦОВА Анна Викторовна

доцент кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, кандидат экономических наук, an-ale@ya.ru

SHEKHOVTCOVA, Anna Victorovna

Аssociate Professor at the Department of Еconomic Security, Saint Petersburg University of Аrchitecture and Civil Engineering, Сandidate of Еconomic Sciences, an-ale@ya.ru

W

ЛЕЛЯВИНА Татьяна Анатольевна

доцент кафедры экономической безопасности Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, кандидат экономических наук, tatle@bk.ru

LELYAVINA, Tatyana Anatoluevna

Аssociate Professor at the Department of Еconomic Security, Saint Petersburg University of Аrchitecture and Civil Engineering, Сandidate of Еconomic Sciences, tatle@bk.ru

Аннотация.

Данная статья посвящена исследованию влияния теневизации экономики на обеспечение экономической безопасности организаций. Необходимость рассмотрения экономической безопасности предприятий обусловлена не только потребностью в обеспечении стабильности и устойчивости экономических процессов, поддержания способности экономических субъектов к постоянному обновлению и совершенствованию, но и в связи с нарастанием, распространением субъектов, явлений и процессов в экономике, определяемых как нелегальных или теневых. В статье представлены результаты

© Нейгум Е. А., Шеховцова А. В., Лелявина Т. А., 2020.

исследования причинно-следственных связей между экономическим ростом, предпринимательской активностью и препятствиями к развитию здоровых экономических отношений, возникающими в результате расширения теневого экономического сектора. Авторами проведено исследование циф-ровизации теневой экономики, выделены ее сегменты, обозначены тенденции развития теневого сектора, проявляющиеся посредством криминализации. Исследованы ключевые элементы системы теневой экономики. Предложены к рассмотрению варианты действий, препятствующие сбою в обеспечении экономической безопасности.

Ключевые слова: теневизация, теневая экономика, экономическая безопасность, инструменты обеспечения финансовой стабильности, экономические интересы, налоговое регулирование.

Abstract.

This article is devoted to the study of the shadow economy impact on the economic security of the organization. The need to consider the economic security of an enterprise is due not only to the need to ensure the stability and stability of economic processes, to maintain the ability of economic entities to constantly update and improve, but also in connection with the growth and spread of subjects, phenomena and processes in the economy that are defined as illegal or shadow. The article presents the results of the study of the cause-and-effect relationships between economic growth, entrepreneurial activity and obstacles to the development of healthy economic relations that arise as a result of the expansion of the shadow economic sector. The authors have studied the digitalization of the shadow economy, highlighted its segments, and identified trends in the development of the shadow sector manifested through criminalization, as well as the key elements of the shadow economy system. The article considers options for actions that prevent a failure in ensuring economic security.

Key words: shadow economy, shadow economy, economic security, tools for ensuring financial stability, economic interests, tax regulation.

На протяжении длительного времени и до настоящего момента в нашей стране, равно как и во многих других странах, все активней проявляют себя теневые экономические процессы. Об этом много говорят и пишут в средствах массовой информации, проводят дискуссии среди представителей научного мира и реального сектора экономики, внутри страны и на межгосударственном уровне. Теневые процессы в экономике определяются как факторы влияния на бизнес в целом и на обеспечение экономической безопасности организаций в частности. Их все более заметное и всевозрастающее воздействие приводит к необходимо-

сти рассмотрения экономических, социальных и правовых аспектов криминализации реального сектора экономики. А экономическая безопасность аккумулирует основные инструменты обеспечения развития финансовой и социально-политической стабильности, а также экономических интересов субъектов рынка.

Экономическая безопасность трактуется авторами с двух позиций: как область научного знания и как комплекс средств для воплощения реальных задач устойчивого развития экономики и социально-экономической стабильности общества, независимо от наличия и действия внешних факторов.

Необходимость рассмотрения экономической безопасности обусловлена не только потребностью в обеспечении стабильности и устойчивости экономических процессов, поддержания способности экономических субъектов к постоянному обновлению и совершенствованию, но и в связи с нарастанием, распространением субъектов, явлений и процессов, определяемых как нелегальных или теневых.

Теневые отношения или теневая экономика - это прежде всего деятельность экономических субъектов, скрываемая от общества и государства, т. е. находящаяся вне общественного и государственного контроля и учета.

Важно обозначить, что субъекты легальной и теневой экономики могут быть тесно переплетены и также могут одновременно выступать в качестве представителей легального и теневого сектора. К субъектам экономики относят: неорганизованные индивиды, государство в лице чиновников и органов государственной власти, хозяйствующие субъекты, организованные теневые хозяйственные группы, различные международные организации. А в роли ключевых объектов экономической деятельности выступают операции и паттерны, направленные на получение экономической выгоды и сокрытие значимых показателей экономической деятельности.

Авторы рассматривают теневую экономику как сложную многоступенчатую систему, структурированную по типу пирамидальной. В основании пирамиды находятся криминальные элементы, осуществляющие незаконную экономическую деятельность; средний слой пирамиды представляют предприниматели, финансисты, коммерсанты, сознательно уклоняющиеся от официального учета, а на верхнем уровне находятся должностные лица, уполномоченные на осуществление государственных функций, т. е. работники так называемой «бело-воротничковой» экономики.

В этом и заключается причина, привлекающая внимание к рассмотрению экономических процессов, скрываемых от официальной статистики. По данным Росстата на 2020 г.,

масштабы и доля теневой экономики в России незначительно, но все же сокращается с 28,3% до 20%. Динамика отношения размера теневой экономики к размеру ВВП в трлн рублей составляет 28,2, 28,3, 20,5 и 20% в 2015, 2016, 2017 и 2018-м гг. соответственно. По прогнозам российских аналитиков Росфинмониторинга, для усиления промышленности и улучшения жизни граждан страны в разных сферах необходимо вывести из тени большую часть экономики. В развитых странах ситуация с теневой экономикой существенно лучше, чем в РФ, которая занимает 49-ю позицию в рейтинге государств по размеру доли теневой экономики в составе ВВП, так как показатели доли теневой экономики от ВВП от 5 до 10 раз меньше. Наиболее благополучными странами называют Швейцарию, Японию, США. Нидерланды и Сингапур. По содержанию доли теневой экономики в составе ВВП лидерство принадлежит следующим странам (таблица) [1].

Понимание термина «теневая экономика» неоднозначно. Двойственность ее восприятия позволяет рассматривать вопросы, связанные с оценкой теневых явлений и процессов с разных точек зрения. С одной стороны, тене-визация позволяет увеличить эффективность производства, доходы населения и инвестиции в экономику за счет наличия экономических процессов, идущих вразрез с правовыми нормами. Но при этом государство не владеет всей полнотой информации о функционировании этих хозяйствующих субъектов, не имеет возможности осуществлять контроль над этой деятельностью, несет целый комплекс потерь и убытков.

Независимо от подходов к рассмотрению вопросов теневой экономики, ее структура остается трехкомпонентной. Ее можно представить в виде трех основных секторов (рисунок 1) [2].

Между представленными секторами существует множество горизонтальных и вертикальных связей. Так, например, криминальные элементы используют контакты с легальными экономическими субъектами

Таблица

Распределение по уровню доли теневой экономики в составе ВВП, %

Позиция Название государства Доля теневой экономики от ВВП

1 Грузия 64,87

2 Боливия 62,28

3 Зимбабве 60,64

4 Нигерия 56,67

5 Гватемала 54,74

6 Бенин 53,66

7 Гаити 53,28

8 Габон 52,43

46 Уганда 38,74

47 Мали 38,7

48 Малави 38,51

49 Россия 38,42

50 Буркина-Фасо 38,39

Рисунок 1

Иерархия теневого сектора экономики

для создания видимости дохода, полученного на правовой основе, при этом, на самом деле, добытого преступным путем. Предпринимательская практика, обобщенная статистическими данными, показывает, что целый ряд операций проводится с нарушением

правовых норм. Одним из самых распространенных способов является обналичивание денежных средств посредством покупки ценных бумаг за безналичный расчет, а затем вывод денежных средств в оффшоры. Осуществляются и различные манипуляции в

области обналичивания денежных средств с компаниями, не связанными с деятельностью предприятия, желающего «вывести» денежные средства.

Поскольку в последние годы во все сферы деятельности активно внедряются цифровые технологии и часть экономической деятельности переходит в цифровой формат, то в рамках национальных задач, планов и стратегий развития цифровых технологий в экономике была создана автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», являющаяся платформой, объединяющей в себе механизмы развития цифровой экономики в России. Цифровизация экономики, по прогнозам исследователей, позволит повысить производительность труда и конкурентоспособность предприятий, упрощая и мобилизуя бизнес-процессы, повысить цифровую грамотность населения, выявить отраслевые противоречия цифровой трансформации. Положительные последствия и есть сама цель цифровой модернизации бизнеса и социальной сферы, но побочные эффекты роста возможностей для коммуникаций, взаимосвязей и упрощения обмена данными между субъектами экономических отношений дают почву для формирования нового витка теневой экономики, представляющей собой цифровую теневую экономику, использующую в своей системе новые способы развития посредством кибер-преступности.

Механизм исследования цифровой теневой экономики на данный момент полностью не сформирован, и поэтому, по мнению авторов, предлагается рассмотреть локальные составляющие цифровых экономических действий, вызванных правовым нигилизмом в экономике (рисунок 2).

Цифровая теневая экономика характеризуется финансовым мошенничеством, цифровым пиратством, кражей аккаунтов, продажей и покупкой персональных данных, оборотом товаров, запрещенных законом. При этом вызывает интерес система функционирования цифровых экономических процессов, идущих вразрез с правовыми нормами - механизм действия которых представляет собой не хаотичные экономические внеправовые действия, а своего рода систематизацию «по направлениям», использующую отдельные информационные платформы:

• торговля запрещенными товарами и услугами;

• оборот «мошеннических данных».

Подтверждением этому является имеющаяся информация о раскрытии в 2020 году сети фальшивомонетчиков, организовавших производство фальшивых купюр на 1 млрд руб., используя как платформу для сбыта интернет-ресурс Hydra (Российская торговая площадка в теневой части интернета) [3].

При рассмотрении теневизации экономики через призму криминологического подхода

Криминальные киберпре ступления

Электронное мошенничество

Рисунок 2

Сегменты цифровой теневой экономики

используется критерий деструктивности, другими словами, разрушительности экономики, общественной вредности или опасности, представляющей собой противоправную деятельность, причиняющую или способную причинить определенный ущерб. Как правило, при таком подходе к теневой экономике относят уголовные преступления.

Авторы обращают внимание на точку зрения одного из ведущих специалистов данной области Е. Б. Голованова, который в своем научном труде высказывает мнение о том, что ключевой тенденцией развития теневого сектора экономики является ее криминализация, что, в свою очередь, вызывает необходимость выделить отдельную часть экономических отношений - сектор криминальной экономики [4, с. 11]. Криминальная экономика представляет собой часть теневой экономической деятельности, включающей в себя криминальные процессы экономики, т. е. деятельности по присвоению доходов или их увеличению преступным путем. При слабом институциональном развитии экономики появляется больше причин появления еще одной разновидности теневой экономики, имеющей схожие черты и источники во всех странах и получившей название «черной» экономики.

Наибольшая опасность теневизации состоит в том, что с разрастанием теневых явлений и процессов, активное участие в которых принимает организованная преступность, экономика страны становится зависимой не от легальных, а от нелегальных видов экономической деятельности. Так в системе теневой экономики становится востребованной организованная преступность как социально-организованное явление, распространенное в сфере теневого хозяйствования. В теневых экономических процессах преступность изначально заложена как модель поведения со всеми существующими и возможными в ней организационно-структурными элементами. Наибольшая активность организованной преступности проявляется в условиях получения сверхприбылей и высокой латентности преступлений. Криминальная экономическая

деятельность имеет наиболее обособленный характер по отношению к легальным экономическим процессам, но все же организованная преступность не обходится без контакта с субъектами экономики, действующими в рамках правового поля. Примерами служат налаженные каналы - легализация преступных капиталов.

Ряд специалистов, изучающих теневые явления в экономике, выделяют еще одну разновидность нелегальной экономики, получившей название «подпольной» экономики. «Подпольная» экономика представляет собой своеобразный гибрид «криминальной» и «фиктивной» экономик, подрывающий основы добросовестной конкуренции за счет использования монопольного преимущества в оперировании неучтенными ресурсами теневой экономики. В этом случае организованная преступность обретает своеобразную «рыночную власть» в общественной экономике и использует ее в целях получения сверхприбылей, в том числе путем диктата экономических условий и устранения конкурентов.

Исследовав влияния теневых процессов как явления, оказывающего благоприятное воздействие на социально-экономическое развитие и экономическую безопасность страны, швейцарский экономист Дитер Кассел, выделил следующее позитивное влияние теневой экономики в рыночном хозяйстве [5]:

• «экономическая смазка» - сглаживание скачков или перепадов в сложившейся экономической ситуации при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой;

• «социальный амортизатор» - смягчение или сглаживание нежелательных социальных противоречий;

• «встроенный стабилизатор» - теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную.

Особое внимание, по мнению авторов, стоит уделить и масштабам экономической преступности, использующей в своих интересах различные коррупционные схемы, основанные, как правило, на злоупотребле-

нии должностных полномочий [6]. Как ранее указывали авторы, коррупция и теневая экономика не могут существовать сами по себе, так как обладают множеством переплетенных связей, говорящих об их взаимозависимости. Теневая экономика дает толчок для развития коррупции, а она, в свою очередь, создает почву для развития теневой экономики. Это объясняется тем, что теневая экономика может активно расширять свои границы только в условиях распространения коррупционных сетей на всех уровнях государственной власти, при этом коррупция создает базис для создания новых областей и видов теневой экономики [7].

Отрицательный, деструктивный характер теневой экономической деятельности, подрывающий основы социально-экономического благополучия населения, описывается результатами исследований многих российских и зарубежных авторов. В них высказывается единодушное мнение о негативном влиянии теневых процессов на вытеснение официальных механизмов налогообложения, создании питательной среды для возникновения и развития организованной преступности, формировании коррупционных процессов, лоббировании и финансировании корыстных политических интересов. Авторы статьи поддерживают эту позицию и считают, что рассмотрение теневой экономической деятельности лишь как явления, несущего за собой институциональные дисфункции, является ошибочным. В реалиях современной экономики субъекты, занимающиеся теневой деятельностью, располагают ресурсами для отстаивания своих интересов, многократно превышающими ресурсы не вовлеченных в теневую экономику субъектов. Теневой сектор, выступая в роли регулятивного или стабилизирующего фактора, позволяет наиболее эффективно использовать средства при помощи различных способов минимизации налоговых платежей, тем самым увеличивая чистую прибыль предприятия в несколько раз, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособность производимой продукции или услуг.

Большое внимание привлекает проблема малой эффективности некоторых элементов налоговой системы. Многочисленные аппараты налоговых инспекций и действия отдела управления внутренних дел по разрешению проблем с экономическими преступлениями не дают четких результатов. Вследствие некачественной подготовки кадров, которые следят за правильностью и своевременностью уплаты налогов, и неспособности грамотно осуществить ревизию, многие фирмы с легкостью уходят от уплаты налогов. В России высокий процент операций проводится незаконно. Это способствует расширению теневой экономики. От того, как решаются данные проблемы, зависит результативность формирования доходов бюджетов на всех уровнях, рост деятельности предпринимательства, развитие производства и улучшение экономического состояния страны, и обеспечение ее экономической безопасности.

Для решения этих проблем важно пересмотреть действие налоговых механизмов, которые смогут изменить подход к формированию нынешней налоговой системы. Из всех существующих путей развития системы налога авторы выделяют [8]:

• снижение налоговых изъятий за счет сокращения числа налогов и снижения налоговых ставок;

• формирование налоговой системы менее взыскательной к налогоплательщикам, которые находятся в разных экономических условиях, но с учетом единого экономического пространства для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения;

• снижение уровня издержек исполнения налогового норматива как для государства, так и для плательщиков налога.

Перспективным и актуальным в современных условиях цифровизации, развития системы информационных технологий и попыток внедрения искусственного интеллекта в экономику является создание информационных платформ налогового и таможенного администрирования. Проект основных направ-

лений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. является оптимальным рычагом контроля, который раскрывает направления налогового регулирования, как одной из составляющих снижения теневых процессов [9].

Налоговое регулирование планируется реа-лизовывать посредством дальнейшей цифро-визации налогового контроля и базирования всех источников информационных потоков в едином информационном пространстве, с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий. С одной стороны, цифровизация должна стать одним из наиболее эффективных инструментов пресечения теневых процессов, а с другой стороны, позволит существенно упростить и облегчить взаимодействие между государством и добросовестными налогоплательщиками. В том числе указанные меры будут содействовать решению задачи по оптимизации форм налоговой отчетности [10].

Онлайн-передача данных о розничных продажах как механизм в системе антитеневой политики уже действует и довольно успешно, о чем свидетельствуют результаты: постепенная легализация сферы потребления и снижение контрольной нагрузки.

Разбирая более детально направления политики налогового и таможенного регулирования, акцентируем внимание на реализацию налоговой политики посредством разработки единого информационного блока таможенных и налоговых органов, включающего в себя единый сквозной мониторинг всех этапов процесса импортирования товаров, подлежащих прослеживаемости. Разработанный механизм мониторинга в информационном пространстве может полностью базироваться на электронном документообороте счетов-фактур и универсальном передаточном документе между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию, внедрению и сопровождению национальной системы мониторинга и налогоплательщиками, в том числе применяющими специальные

режимы налогообложения при продаже импортных товаров.

Информационные технологии в системе налогового контроля и координации мер по снижению теневого сектора экономики направлены на повышение собираемости налогов с зарплат в «конвертах». Посредством формирования реестра на базе справок о доходах физических лиц контролирующие органы смогут минимизировать количество предприятий и фирм, совершающих финансовые нарушения, путем занижения налоговой базы.

Результатом деофшоризации как меры налогового администрирования в борьбе с теневыми капиталами может стать отмена льготного налогообложения, что позволит увеличить наполняемость бюджета. Кроме того, дальнейшая реализация плана по противодействию размывания налоговой базы, выводу прибыли из-под налогообложения (Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting - далее План BEPS) и обеспечению перехода к автоматическому обмену налоговой информацией является не менее эффективной мерой снижения и контроля теневых процессов в экономике. Реализация Плана BEPS направлена на повышение прозрачности и открытости деятельности налогоплательщиков и на обеспечение конкурентоспособности российской налоговой системы. Реализация BEPS позволит минимизировать новые вызовы, связанные с размыванием налогооблагаемой базы или уклонением от уплаты налогов.

Коррупция была и остается серьезным препятствием для стабильного социально-экономического и политического развития, а также обеспечения экономической безопасности на всех уровнях экономики страны. В условиях распространения коррупционных сетей повышается уровень криминализации общества, ухудшается материальное положение, складывается проблемная обстановка для ведения бизнеса, и, как следствие, снижается уровень доверия граждан к государству. Но существует и другая причина негативного воздействия коррупционных схем и процессов -распространение и укоренение коррупци-

Рисунок 3

Блоки национального плана Российской Федерации противодействия коррупции на 2018-2020 гг.

онного сознания населения. Таким образом, складывается феномен бытовой коррупции, который становится нормой и к которому охотно прибегает социум.

Борьба с коррупцией является необходимой составляющей в общей системе борьбы и снижения экономики, действующей вне правового поля. Наиболее эффективной мерой является Указ президента «Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы», который состоит из восьми блоков (рисунок 3) [11].

В первую очередь, борьба с коррупцией в государственной системе требует комплексного подхода, т. е. применения всей совокупности правовых средств, среди которых ключевую роль играет нормативно-правовая база, в

частности, административное регулирование и контроль, так как именно административно-правовые нормы регламентируют предоставления различных услуг как физическим, так и юридическим лицам, регулируют порядок контрольно-надзорных функций и т. д. [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, по мнению авторов, основные административно-правовые направления снижения количества коррупционных преступлений можно сгруппировать в несколько блоков (рисунок 4).

Система отбора кадров является базовой составляющей, являющейся отправной точкой в системе противодействия коррупции, и включает в себя следующие административные меры:

Соблюдение порядка трудовой деятельности

Мониторинг

Негативные санкции

Поощрение

Система отбора кадров

Блоки противодействия коррупции

Привилегии

Рисунок 4

Основные административно-правовые средства противодействия коррупции

• аттестация;

• испытание при поступлении;

• квалификационный экзамен;

• ротация кадров в системе государственной службы;

• конкурсное замещение должности;

• обязательное использование кадрового резерва.

Следующий блок представляет собой мониторинг кадрового состава в целях обеспечения антикоррупционной политики и включает в себя ряд направлений администрирования:

• административный контроль за служебной деятельностью;

• контроль за имущественным положением служащего и членов его семьи;

• определение статуса должности, связанной с коррупционными угрозами;

• определение примерных этапов карьерного роста.

Соблюдение порядка трудовой деятельности является не менее важным направлением в системе противодействия коррупции, включая в себя регуляторы, направленные на развитие и укоренение антикоррупционных норм и ценностей у государственных служащих и, как

следствие, общества в целом. Основными рычагами должны послужить режим служебной дисциплины и четко определенный должностной регламент.

Следующие два блока, состоящие в ведении ограничений и негативных санкций, можно интегрировать и рассматривать в совокупности. Механизм реализации данных направлений административно-правовых регуляторов планируется реализовывать посредством запретов, связанных с режимом государственной службы, дисциплинарной и административной ответственностью, а также отстранением от занимаемой должности в случаях возникновения конфликта интересов.

Поощрения и привилегии - заключающие блоки противодействия коррупционных действий и взглядов в изложенной модели. Эффективность этих элементов заключается в воздействии на экономическую заинтересованность в совершении коррупционных правонарушений посредством социального контроля.

Система противодействия коррупции требует принятия определенных мер, направленных на модифицирование самого механизма регулирования и контроля. Та-

кими мерами служат дополнения и изменения административного законодательства. В частности, дополнение правовыми нормами антикоррупционной направленности законодательных актов. Немаловажным вопросом в этой сфере является идентификация случаев несоблюдения антикоррупционных запретов, которые при определенных обстоятельствах не будут являться правонарушением. В этом случае возможно законодательно закрепить смягчающие или отягчающие обстоятельства, влекущие ответственность за нарушение антикоррупционных ограничений и требований.

Не менее важным аспектом снижения коррупционных действий является регулирование и разработка новых форм взаимодействия государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией и различных институтов гражданского общества. Социальный аспект противодействия коррупции реализуется с помощью просветительской и исследовательской деятельности и поддерживается посредством грантов тех организаций и компаний, которые осуществляют информирование граждан о положительных чертах антикоррупционной политики, популяризации антикоррупционных ценностей. Средства противодействия коррупции являются одной из составляющих системы контроля и снижения коррупционных процессов, а также и барьером, направленным на минимизацию возможности перерастания коррупционного правонарушения в общественно опасное деяние, влекущее за собой наказание, предусмотренное УК РФ.

В правовом механизме противодействия коррупции в системе государственной службы лишь комплексное использование правовых средств может привести к определенным успехам в обеспечении экономической безопасности экономики страны на всех уровнях, а следовательно, это позволит добиться финансовой стабильности предприятий, их конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и, как следствие, значительно повысить доходы населения.

Экономическая система в современном обществе наполнена теневыми процессами, что отражается на стабильности хозяйственной деятельности и результативности национальной экономики.

Авторами совершена попытка исследовать и критически осмыслить теневую экономику, в итоге сформулированы некоторые ключевые выводы:

• понятийный аппарат не имеет четких границ, что позволяет авторам рассматривать теневые процессы в экономике с разных точек зрения;

• неоднозначность теневых процессов дает возможность рассматривать теневой сектор в разрезе положительного влияния на экономику страны;

• для детальной и комплексной оценки теневых процессов необходимо использовать совокупность методов или отбор и объединение нескольких подходов в единый механизм;

• теневая экономика может активно расширять свои границы только в условиях распространения коррупционных сетей на всех уровнях государственной власти;

• необходим пересмотр некоторых уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за экономическую преступную деятельность.

Таким образом, теневые процессы в экономике, в условиях активного внедрения информационных технологий и развития искусственного интеллекта, имеют широкие возможности для распространения своего влияния, укореняя теневую систему, циф-ровизация которой позволяет обеспечивать анонимность участников теневого рынка, тем самым затрудняя работу государственных органов в механизме антитеневой политики.

Поэтому наиболее эффективным механизмом в борьбе с экономическими процессами, идущими вразрез с правовыми нормами, по мнению авторов, является комплекс рычагов (правовых, экономических, социальных, политических), направленных на причины и мотивы ухода в теневой сектор. Наиболее значимыми из которых являются внедрение информационно-коммуникационных систем и технологий в комплексе с проектом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также сбалансированные меры, направленные на снижение неформальной занятости населения и уровня коррупции.

Список литературы

1. Росстат, раздел Экономика: официальный сайт. URL: https://rosinfostat.ru/tenevaya-ekonomika/#i (дата обращения: 05.04.20).

2. Ульянова Ю. С. Коррупция в России: история и современность. Новосибирск: СибАК, 2016. № 3-4(55). С. 65-75.

3. «Проект»: российская «Гидра» стала крупнейшей в мире торговой площадкой по продаже наркотиков в даркнете // Российская еженедельная газета Новая газета. URL: https://novayagazeta.ru/news/2019/07-/25/153666-proekt-rossiyskaya-gidra-stala-krupneyshey-v-mire-torgovoyploschadk-oy-po-prodazhe-narkotikov-v-darknete. (дата обращения: 08.04.2020).

4. Кулик Ю. П. Характеристика состояния и тенденции развития теневой экономики России на современном этапе // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 1. С. 38-44.

5. Голованов Е. Б. Теневая экономика: конспект лекций. Челябинск: ЮУрГУ 2015. 61 с.

6. Кузнецова Е. И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2018. 294 с.

7. Купрещенко Н. П., Филатова И. В. Взаимосвязь теневой экономики и коррупции в современной России / Н. П. Купрещенко, И. В. Филатова // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 1. С. 21-25.

8. Шульга А. В. Сущность и значение теневой экономики в современной России. Новосибирск: СибАК, 2018. № 6 (41). С. 457-460.

9. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики / Информационный портал Минфин России. URL: https://www.minfin.ru/ru/statistics/ docs/budpol_taxpol. (дата обращения: 15.13.2018).

10. Проект основных направлений бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов / Информационный портал Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin. ru/ru/statistics/docs/budpol_taxpol/?id_39=123-006proekt_osnovnykh_napravlenii_ byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhennotari-fnoi_politiki_na_2019_god_i_na_planovyi_ period_2020_i_2021_godov. (дата обращения: 15.03.2019).

11. Путин подписал национальный план по борьбе с коррупцией // Российское новостное интернет-издание Лента.га. URL: https://lenta.ru/news/2018/06/30/corruption. (дата обращения: 11.10.2018).

12. О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: Указ Президента РФ № 378 от 29 июня 2018 г. / Российский Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694 (дата обращения 25.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.