Научная статья на тему 'Выявление и мониторинг органами внутренних дел Краснодарского края факторов роста теневой экономики как угрозы экономической безопасности региона'

Выявление и мониторинг органами внутренних дел Краснодарского края факторов роста теневой экономики как угрозы экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ФАКТОРЫ РОСТА / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терещенко Алексей Петрович

В статье рассматриваются проблемы обеспечения экономической безопасности Краснодарского края органами внутренних дел, дается анализ уровня теневой экономки в регионе, представляющей собой одну из угроз его экономической безопасности. Предложен ряд основных направлений мониторинга факторов роста теневой экономики, определены их объект, предмет, цель, задачи, методы, субъекты взаимодействия и индикаторы, проведен кластерный анализ экономической преступности в Краснодарском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление и мониторинг органами внутренних дел Краснодарского края факторов роста теневой экономики как угрозы экономической безопасности региона»

УДК 332

Терещенко Алексей Петрович

преподаватель кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита Краснодарского университета МВД России milena.555@mail .ru Alexey P. Tereshchenko

teacher of department of economy, accounting and audit

of the Ministry of Internal Affairs Krasnodar university of Russia

milena .555@mail.ru

Выявление и мониторинг органами внутренних дел Краснодарского края факторов роста теневой экономики как угрозы экономической безопасности региона

Identification and monitoring by law-enforcement bodies of Krasnodar Krai of factors of growth of shadow economy as threats of economic security of the region

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обеспечения экономической безопасности Краснодарского края органами внутренних дел, дается анализ уровня теневой экономки в регионе, представляющей собой одну из угроз его экономической безопасности. Предложен ряд основных направлений мониторинга факторов роста теневой экономики, определены их объект, предмет, цель, задачи, методы, субъекты взаимодействия и индикаторы, проведен кластерный анализ экономической преступности в Краснодарском крае.

Ключевые слова: экономическая безопасность, мониторинг, теневая экономика, факторы роста, кластерный анализ, экономическая преступность.

Annotation. In the article the problems of economic security of the Krasnodar region authorities of internal Affairs, gives an analysis of the level of shadow economy in the region, representing one of the threats to its economic security. Proposed a number of key areas of monitoring growth factors of the shadow economy, defined their object, object, goal, objectives, methods, subjects interaction and indicators, cluster analysis of economic crime in the Krasnodar region.

Key words: Economic security, monitoring, shadow economy, growth factors, cluster analysis, economic crime.

За годы, прошедшие с момента принятия Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [1], стало очевидным, что для построения в нашей стране эффективной системы национальной экономической безопасности требуется решение ряда проблем. Первая и главная из них состоит в том, что продекларированная в России система обеспечения экономической безопасности пока не работает.

Вторая проблема - низкая практическая ценность принятой нормативной правовой базы. К сожалению, принятые документы являются во многом декларативными. А в государственных документах социально-экономического развития России нет мер по обеспечению экономической безопасности [2].

Предлагаемая российскими исследователями классификация угроз экономической безопасности (внешние и внутренние, в зависимости от сферы их возникновения) ставит перед органами внутренних дел ответственную задачу по их нейтрализации, выполнение которой обеспечит экономически безопасное функционирование и государства и бизнеса в условиях российской системы хозяйствования [3]. Кроме того сегодня необходимо принятие срочных мер экономического, правового, организационного характера, заключающихся: в совершенствовании правил ведения экономической деятельности; обеспечении неотвратимости наказания за совершение теневых (фиктивных) действий, нарушающих экономические связи хозяйственной системы страны; повышении уровня общественного знания о деятельности выявляемых субъектов теневой экономики [4].

Требует разрешения противоречие между необходимостью научного анализа, в том числе формализации коррупционного поведения, и отсутствием проработанных технологий и апробированных моделей, адекватно описывающих коррупцию как сложное социально-экономическое явление [5], существенно подрывающее экономическую и в целом национальную безопасность страны.

Учитывая наличие указанных проблем, стремление органов внутренних дел выработать долгосрочную стратегию и тактику противодействия таким угрозам экономической безопасности государства, как теневая экономика и экономическая преступность, сталкивается с множеством трудностей. Важной проблемой продолжает оставаться отсутствие эффективных и научно обоснованных методов оценки масштабов теневой экономики, ее системного мониторинга.

Имеющиеся подходы к мониторингу теневой экономической деятельности свидетельствуют о том, что выявлению и исследованию факторов ее роста уделяется недостаточно внимания. Уровень теневой экономики определяется в основном только с использованием данных региональных органов внутренних дел и их территориальных подразделений. Существующие в настоящее время методы мониторинга теневой экономики сводятся к расследованию учету и анализу количества экономических преступлений, ориентированы на устранение последствий, но не на причины. Непосредственными причинами теневой экономики являются факторы ее роста, возникающие в результате конфликта интересов хозяйствующих субъектов, что создает угрозы экономической безопасности региона. Для нейтрализации данных угроз нами разработаны пять основных направлений мониторинга факторов роста теневой экономики, определены их объект, предмет, цель, задачи, методы, субъекты взаимодействия и индикаторы (Таблица 1).

Таблица 1

Области мониторинга ^ теневой экономики как угрозы экономической безопасности региона и государства

Области мониторинга Элемент системы мониторинга Налоговая нагрузка Факторы занятости населения Уровень доходов населения Государственное регулирование Уровень законности

Объект Деятельность коммерческих организаций

Государственный сектор занятости

Предмет Экономические отношения по исполнению налоговых обязательств Трудовые отношения в формате неформальной занятости Деятельность государства по социальному обеспечению населения и снижению безработицы Правовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами по регулированию рыночной экономики Правовые отношения между правоохранительными органами и хозяйствующими субъектами возникающие в процессе регулирования экономических отношений

Цель Сбор, обработка, анализ и оценка информации в целях принятия управленческих решений

Противодействие теневых явлений в сфере налогообложения Стимулирование официального трудоустройства и противодействие неформальной занятости Повышение уровня жизни населения и обеспечение социальных гарантий Обеспечение баланса возможностей ведения бизнеса и интересов государства Оптимизация нормативно-правовой базы и соблюдения законности

Задачи Оценка состояния налоговой сферы Оценка состояния рынка труда Оценка уровня жизни населения и его социального обеспечения Оценка качества государственного регулирования Оценка качества исполнения законодательства, его эффективности и правой культуры населения

Субъект взаимодействия с ОВД ФНС, ФСС Федеральная служба по труду и занятости Федеральная служба по труду и занятости, ФСС, Комитеты по социальной политике и защите населения Органы судебной власти, органы прокуратуры, ФСБ

Метод мониторинга Прямые методы (опросы, открытые проверки, специальные методы экономико-правового анализа, экспертный метод и др.

Монетарные методы Итальянский метод Методы статистических расхождений Ресурсный метод Метод оценки по показателю преступности

Индикаторы Налог на доходы физических лиц Уровень безработицы Размеры получаемого на душу населения дохода Уровень коррупции Эффективность государственных органов

Налог на прибыль организаций Продолжительность рабочего времени Расслоение населения Масштабы государственного сектора Несовершенство законодательства

Масштабы развития теневой экономики в Краснодарском крае и в Российской Федерации в целом, динамика и структура свидетельствуют о системном их характере. Выявление факторов роста теневых экономических отношений и исключение возможности получения экономической выгоды от участия в данных отношениях - важные элементы механизма противодействия теневой экономике как угрозе экономической безопасности.

Такой подход к мониторингу факторов роста теневой экономики позволяет определить уязвимые экономико-правовые отношения между хозяйствующими субъектами, выработать управленческие решения по противодействию и определить направления дальнейшего развития экономической политики страны по оптимизации экономико-правового поля функционирования хозяйствующих субъектов.

Система мониторинга теневой экономики, включающая направления в соответствии с группами факторов ее роста, позволит оптимизировать деятельность субъектов, противодействующих распространению теневых явлений в экономике, организовать необходимое взаимодействие с выделением центров наблюдения, ответственности и контроля.

Теневая экономика - явление многогранное, сложное, с большим количеством видимых и невидимых связей со всеми сферами жизнедеятельности человека, наиболее подверженное всем изменениям, происходящим в обществе. Один из ведущих специалистов в данной сфере Э. де Сото определил "теневую" экономику как реакцию граждан на систему, которая ставит их в положение своеобразных жертв правового и экономического беспредела. Таким образом, именно экономико-правовые отношения, которые становятся предметом реакции граждан, и являются факторами роста теневой экономики, т.е. ее причиной.

В Российской Федерации экономико-правовая конъюнктура очень динамична, но крайне не эффективна, о чем свидетельствуют показатели экономической безопасности. Низкие значения соответствующих индикаторов информируют о росте теневой экономики.

Оценку тенденций развития теневых явлений в рассматриваемых сферах мониторинга можно проводить с помощью анализа временных рядов статистических данных. Нами исследованы данные о состоянии экономической преступности в Краснодарском крае за 2007-2013 гг., в том числе налоговых преступлений и преступлений коррупционной направленности. Для доказательства существования тенденций в исследуемых временных рядах применен метод наименьших квадратов.

Таблица 2

Анализ параметров уравнений тренда экономической преступности

Преступления Уравнение тренда Эмпирическое корреляционное отношение Коэффициент детерминации Критерий Фишера

Налоговые У =-110.82Н + 887.571 П = 0.88 R2 = 0.77 F > Fkp

Коррупционной направленности у = -11.036t + 628.571 П = 0.29 R2 = 0.0839 F < Fkp

Экономические, у = -675.32 t + 8189 П = 0.9 R2 = 0.81 F > Fkp

всего

Анализ параметров уравнения тренда (Таблица 2) подтверждает гипотезу о наличии тенденции снижения количества зарегистрированных налоговых преступлений и экономических преступлений в целом.

Полученные данные, возможно, могут говорить о качественном изменении методологических подходов субъектов, противодействующих теневой экономике, в части обнаружения экономических, в том числе налоговых преступлений.

Отсутствие тенденций к снижению количества регистрируемых преступлений коррупционной направленности подтверждает гипотезу о неэффективности государственного регулирования при противодействии коррупции.

Для оценки тенденций в сфере занятости и доходов населения нами проведен корреляционно - регрессионный анализ влияния факторов роста теневой экономики на количество зарегистрированных экономических преступлений (Таблица 3).

Таблица 3

Анализ параметров уравнений регрессии

Показатель Уравнение регрессии Коэффициент корреляции Коэффициент детерминации Критерий Фишера

Средняя заработная плата У =-2.5361Х + 30859.2576 гху = -0.87 R2 = 0.7489 — > -табл

Уровень безработицы, % у = 6.5Е-5 x + 5.7259 гху = 0.13 R2= 0.01688 Р < Р — — табл

Проверка гипотезы о влиянии уровня безработицы на количество экономических преступлений не подтвердилась. Полученные результаты, возможно, могут свидетельствовать о неэффективности существующих подходов к оценкам реальной безработицы. Но здесь отмечается сильная обратная связь между уровнем доходов населения (средняя заработная плата) и количеством зарегистрированных преступлений.

Учет влияния факторов роста теневой экономики, тенденций снижения (роста) соответствующих теневых явлений, зависимостей между факторами роста теневой преступности и уровнем экономической преступности являются важными элементами системы мониторинга теневой экономики как угрозы экономической безопасности региона и являются основой для прогнозирования теневых явлений и формирования механизма противодействия теневой экономике региона.

Согласно методологии Системы национальных счетов (СНС- 93), введено три понятия или вида "теневой экономики", которые различаются по ряду охватываемых ими направлений:

скрытая - законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур;

неформальная - законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур;

нелегальная - законодательно запрещенная деятельность (криминальная и иная противоправная).

На основе исследования деятельности органов внутренних дел по противодействию нелегальной деятельности, оценку данной составляющей теневой экономики целесообразно проводить на основе разработанной и предлагаемой нами методики, включающей в себя десять основных этапов.

1. Группировка преступлений в соответствии со статьями УК РФ при градации теневой экономики по методологии СНС-93.

При этом эмпирической базой будет служить статистика зарегистрированных и расследованных уголовных дел, с выделением преступлений, относящихся к нелегальной экономике.

2. Анализ уровня завершенности уголовных дел на этапе расследования в области нелегальной экономики.

п

X Пр, + Пр2 +... + Пп Кр = -х100% (1)

X П + П2 + ... + Пп

1=1

где, Кр - Коэффициент завершенности уголовных дел на этапе

расследования в области нелегальной экономики;

Пр - завершенные уголовные дела на этапе расследования;

П - зарегистрированные преступления с учетом переходящего остатка.

3. Оценка временных затрат на расследование уголовных дел за определенный период с учетом переходящих остатков.

X ч + г 2 +... + 1п

К - (2)

X Пр1 + Пр2 +... + Прп

1=1

где, К - коэффициент временных затрат на расследование дела; t - время, затраченное на расследование одного дела, с момента его регистрации до окончания расследования.

4. Оценка ущерба по каждому виду преступлений в сфере нелегальной экономики на основании статистических данных, экспертных оценок, данных прошлых лет.

5. Оценка возмещенного ущерба ОВД по всем видам преступлений в сфере нелегальной экономики.

2у + У 2 +... + У я

КУ = 1Т=--(3)

2 Прх + Пр2 +... + Прп

1=1

где, Ку - Коэффициент возмещенного ущерба на 1 расследованное

дело;

У - ущерб, возмещенные по результатам расследования дела.

6. Определение нижней границы нелегальной экономики государства (региона) на основании возмещенного ущерба подразделениями ОВД по расследованным преступлениям в сфере нелегальной экономики.

п

Ку * К, * (2Прх + Пр2 +...+Пп)

КЭ =-^--(4)

365,25 v '

7. Определение границы регистрируемой (условно средней границы) нелегальной экономики государства (региона) на основании регистрируемой преступности в сфере нелегальной экономики.

п

Ку * К, * (2П + П2 +... + Пп)

КЭ =-^--(5)

365,25

8. Определение реальных масштабов (верхней границы) нелегальной экономики государства (региона) на основании экспертных оценок о количестве незарегистрированных преступлений (по каждому виду) в сфере нелегальной экономики.

9. Оценка результативности деятельности ОВД при противодействии нелегальной экономике в соответствии с уровнем достижения целевых индикаторов.

II = ^ х 100% (6)

К10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где, И - Уровень достижения целевого индикатора;

К - фактическое значение целевого индикатора;

Кг0 - плановое значение целевого индикатора.

10. Итоговым показателем, характеризующим результативность деятельности ОВД при противодействии нелегальной экономике, будет выступать соотношение нижней, условно средней границы и верхней границы нелегальной экономики.

КЭн / КЭс / КЭв

(7)

где КЭн- нижняя граница нелегальной экономики; КЭс - условно средняя граница нелегальной экономики; КЭв - верхняя граница нелегальной экономики.

С учетом статистики зарегистрированных и расследованных преступлений экономической направленности в Краснодарском крае за 20092013 гг. (Таблица 4) пороговым значением на первые пять лет наблюдения целесообразно установить соотношение 1 / 2 / 4.

Таблица 4

Количество зарегистрированных и расследованных преступлений экономической направленности подразделениями ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю за 2009-2013 гг.

Преступления 2009 2010 2011 2012 2013

Зарегистрировано, кол-во 7400 4670 4594 4291 3397

Расследовано, кол-во 4629 2551 2475 2060 1676

Расследовано, % 63 55 54 48 49

Таким образом, регистрация 50 и более процентов экономических преступлений позволит «вывести из тени» экономические отношения объемом до 15% ВВП страны, раскрытие 50 и более процентов экономических преступлений позволит приостановить нанесение ущерба либо частично его возместить на сумму до 7,5% ВВП страны.

В целях формализации экономико-правовых отношений и минимизации последствий теневой экономики как угрозы экономической безопасности нами предлагается механизм взаимодействия ОВД с другими субъектами, противодействующими теневой экономике (Рис. 1). Кроме основных элементов, таких как цели, предмет, объект, субъекты, меры противодействия, механизм включает также в себя систему мониторинга экономической преступности и факторов роста теневой экономики. Основой механизма противодействия теневой экономике является смещение акцента с расследования экономических преступлений силами ОВД и взаимодействующих субъектов на устранение причин «теневизации» экономики, т.е. факторов ее роста. Рост факторов теневой экономики вызван конфликтом интересов хозяйствующих субъектов и субъектов, формирующих экономико-правовое поле региона.

Комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию экономико-правового поля функционирования хозяйствующих субъектов, основан на анализе факторов роста каждой составляющей теневой экономики в соответствии с ее градацией в СНС-93.

Противодействие теневой экономике на уровне субъекта РФ следует осуществлять при взаимодействии правоохранительных органов (МВД, ФСБ, прокуратуры и др.) с региональными органами государственной власти

(Администрация Краснодарского края, профильные департаменты, управления и министерства), контролирующими органами (УФАС, Росфинмониторинг, ФНС, Роспотребнадзор и др.), общественными организациями и гражданами. На основе анализа влияния отдельных факторов роста теневой экономики на ее общий уровень в механизм противодействия теневой экономике в системе мер обеспечения экономической безопасности субъекта РФ необходимо включить основные направления мониторинга факторов роста теневой экономики.

Взаимодействие ОВД с другими субъектами, противодействующими теневой экономике, является одним из ключевых элементов механизма обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации. Результатом такого взаимодействия является разработка, анализ и оптимизация управленческих решений, направленных на пресечение и раскрытие теневых явлений в экономике. Показатели результативности деятельности ОВД должны определяться, прежде всего, уровнем раскрываемости экономических преступлений, средним временем расследования и средним уровнем возмещенного ущерба на 1 преступление.

Цель: обеспечение экономической безопасности субъекта РФ за счет противодействия теневой экономике Объект: экономическая система субъекта Российской Федерации Предмет: экономические отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в ходе производства, распределения, обмена и потребления благ

Теневая экономика - угроза экономической безопасности субъекта Российской Федерации

Факторы роста теневой экономики

Неформальная экономика Скрытая экономика Криминальная экономика

домашние хозяйства

физические лица

юридические лица

субъекты нелегальной экономики

Оптимизация мер противодействия теневой экономике

Теневые доходы Защищаемые объекты

от неформальной занятости общественные интересы

от неофициальной деятельности секторальный контроль экономики

доход в форме неоплаченных налогов и сборов

соблюдение законности

от нелегальных видов деятельности государственные интересы

конфликт интересов

Мониторинг теневой экономики

Факторов роста теневой экономики Экономической преступности

граждане

общественные институты

контролирующие органы

правоохранительные органы

органы государственной власти

Меры противодействия теневой экономике

Рис. 1. Противодействие теневой экономике в системе мер по обеспечению экономической безопасности субъекта

РФ

Для оценки эффективности действующих мер и выработки необходимых управленческих решений проведен кластерный анализ экономической преступности в Краснодарском крае (Рис. 2). Объектами исследования выступили экономические преступления. Для каждого объекта выделены два признака: количество зарегистрированных преступлений, раскрываемость преступлений.

Анализ влияния факторов роста теневой экономики на ее общий уровень

Мониторинг теневой экономики

Факторов роста теневой экономики Экономической преступности

Факторы занятости населения

Налоговая нагрузка

Уровень доходов населения

Государственное регулирование

Качество законодательства

Кластерный анализ экономической преступности

Противодействие факторам роста теневой экономики

Кластер 1

Противодействие факторам роста теневой экономики

Повышение эффективности ОВД

Кластер 2

Кластер 3

Повышение эффективности ОВД

Кластер 4

1 ♦

Взаимодействующие субъекты Правоохранительные органы

Меры противодействия теневой экономике

Обеспечение экономической безопасности субъекта Российской Федерации

Рис.2.Формирование мер противодействия теневой экономике на

уровне ОВД субъекта РФ

На основе кластерного анализа экономической преступности выделены четыре основных кластера (Нерегистрируемые и редко регистрируемые преступления; значительное и среднее количество преступлений, низкая и средняя раскрываемость; среднее - значительное количество преступлений, высокая раскрываемость; не значительное количество преступлений низкая и средняя раскрываемость) на основе которых уточнены методы взаимодействия ОВД и других субъектов в системе противодействия теневой экономике. Дальнейшее развитие методики кластерного анализа экономической преступности в механизме противодействия теневой экономике возможно за счет включения еще двух признаков - средний срок расследования на 1 дело, средний возмещенный ущерб на 1 дело.

Таким образом, применение предлагаемых разработок послужит дополнительным вкладом в развитие инструментария региональной и государственной политики противодействия теневой экономике как фактору угроз экономической безопасности региона и государства.

Литература:

1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Указ Президента РФ № 537 от 12.05.2009 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. 18 мая. № 20. Ст. 2444.

2. Литвиненко А. Н. Экономическая и национальная безопасность: проблема соотнесения понятий // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Вып. № 3(173), 2013. С. 9 - С.16.

3. Литвиненко А. Н., Ковтунова С. Ю. Типовое акционерное общество в условиях российской системы хозяйствования // Вестник СПБ университета МВД России №2 (50). 2011. - С. 148-154.

4. Батурина Е. В., Литвиненко А. Н. Методология экономико-правового анализа фиктивного предпринимательства // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. №5 (83). 2013. - С. 65-73.

5. Большакова Л. В., Литвиненко А. Н. Типологический анализ моделей коррупционного поведения // Вестник СПБ университета МВД России № 1 (57). 2013. - С.91, 99.

Literature:

1. About strategy of national security of the Russian Federation till 2020 [Text]: Decree of the Russian President No. 537 of 12.05.2009//Collection of the legislation of the Russian Federation. 2009. May 18. No. 20. Art. 2444.

2. Litvinenko A. N. Economic and national security: problem of correlation of concepts//Scientific and technical sheets СПбГПУ. Vyp. No. 3(173), 2013. Page 9 -Page 16.

3. Litvinenko A. N., Kovtunov S. Yu. Standard joint-stock company in the conditions of the Russian system of managing//the SPB Bulletin of Ministry of Internal Affairs university of Russia No. 2 (50). 2011. - Page 148-154.

4. Baturina E. V., Litvinenko of A. N. Metodologiya of the economical and legal analysis offictitious business/News of St. Petersburg University of Economics and Finance. No. 5 (83). 2013. - Page 65-73.

5. Bolshakova L. V., Litvinenko A. N. Tipologichesky analysis of models of corruption behavior//Messenger of SPB of Ministry of Internal Affairs university of Russia No. 1 (57). 2013. - Page 91, 99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.