Научная статья на тему 'Виды теневой экономики и их влияние на экономическую безопасность регионов Российской Федерации'

Виды теневой экономики и их влияние на экономическую безопасность регионов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2525
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЛЕГАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / НЕЛЕГАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / СКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / SHADOW ECONOMY / ECONOMIC SAFETY / ECONOMIC CRIME / LEGAL SECTOR OF ECONOMY / ILLEGAL SECTOR OF THE ECONOMY / HIDDEN ECONOMY / SHADOW ECONOMIC RELATIONS / ECONOMIC SAFETY OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фалинский И.Ю.

В статье освещаются угрозы экономической безопасности регионов Российской Федерации. Основной акцент сделан на обоснование угроз социально-экономическому развитию регионов России со стороны теневой экономики, раскрытию содержания легальной, скрытой и теневой экономики, факторов криминальной экономики, мер по противодействию влияния теневой экономики на экономическую безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фалинский И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of shadow economy and their influence on the economic safety of the Russian Federation regions

In the article threats of the economic safety of the Russian Federation regions are shined. The main emphasis is placed on reasons for threats to social and economic development of the regions of Russia from the shadow economy, to disclosure of content of the legal, hidden and shadow economy, factors of criminal economy, measures for counteraction of influence of the shadow economy on economic safety.

Текст научной работы на тему «Виды теневой экономики и их влияние на экономическую безопасность регионов Российской Федерации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

виды теневой экономики

и их влияние на экономическую безопасность регионов российской федерации

И.Ю. Фалинский,

кандидат экономических наук, докторант факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Санкт-Петербургского университета МВД России Научный консультант: начальник учебно-научного комплекса экономической безопасности Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор экономических наук, профессор Литвиненко А.Н.

E-mail: ilfalinskiy@mail.ru

Аннотация. В статье освещаются угрозы экономической безопасности регионов Российской Федерации. Основной акцент сделан на обоснование угроз социально-экономическому развитию регионов России со стороны теневой экономики, раскрытию содержания легальной, скрытой и теневой экономики, факторов криминальной экономики, мер по противодействию влияния теневой экономики на экономическую безопасность.

Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, экономическая преступность, легальный сектор экономики, нелегальный сектор экономики, скрытая экономика, теневые экономические отношения, экономическая безопасность региона.

TYPES OF SHADOW ECONOMY AND THEIR INFLUENCE ON THE ECONOMIC SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION REGIONS.

I.Yu. Falinskiy

candidate of economic Sciences, doctoral student of the Department of training of scientific-pedagogical and scientific personnel of Saint-Petersburg University of MIA of Russia

Annotation. In the article threats of the economic safety of the Russian Federation regions are shined. The main emphasis is placed on reasons for threats to social and economic development of the regions of Russia from the shadow economy, to disclosure of content of the legal, hidden and shadow economy, factors of criminal economy, measures for counteraction of influence of the shadow economy on economic safety.

Keywords: shadow economy, economic safety, economic crime, legal sector of economy, illegal sector of the economy, hidden economy, shadow economic relations, economic safety of the region.

В статье освещаются угрозы экономической безопасности регионов Российской Федерации. Основной акцент сделан на обоснование угроз социально-экономическому развитию регионов России со стороны теневой экономики, раскрытию содержания легальной, скрытой и теневой экономики, факторов криминальной экономики, мер по противодействию влияния теневой экономики на экономическую безопасность.

В настоящее время при существующей необходимости мониторинга экономической безопасности субъектов Российской Федерации, социальным и экономическим развитием и рисками в региональном развитии снова актуальна оценка региональной экономической безопасности, включая оценку федеральных округов. При этом, если на макроэкономическом уровне (оценка и анализ государственной безопасности экономической сферы) теоретическая

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

основа является довольно разработанной, то для регионального уровня аналогичный инструментарий представлен в недостаточной мере.

Известно, что на субъекты страны, оказывается сильное воздействие общероссийской экономики, в то же время имеются свои проблемы безопасности, определяемые региональными особенностями: географическим положением, природно-климатическими и демографическими условиями, ресурсно-сырьевыми запасами, структурой экономических отраслей, культурными и историческими традициями их поведения и др. [2, с. 48]

Сущность безопасности региональной экономики заключается в возможностях и способностях их экономического улучшения уровня жизни населения, противодействовать внутренним и внешним угрозам, обеспечении стабильного социально-экономического и общественно-политического уровня регионов. Региональная деятельность по обеспечению безопасности экономики включает следующие мероприятия:

• выявление, классификация факторов, которые влияют на состояние безопасности экономики, и контроль над ними. Следует отметить, что оперативное вмешательство в развитие данных факторов должно предотвращать кризисные ситуации, что является самым благоприятным исходом. При потере контроля над фактором — возникновение угрозы экономической безопасности, следует стремиться свести к минимуму экономический ущерб;

• идентификация угроз, если потерян контроль над фактором;

• разработка и осуществление мероприятий по преодолению угроз, в том числе посредством взаимодействия бизнеса и власти [ 10, с.35].

Контролируя экономическую безопасность, следует определить все возможные и существующие угрозы безопасности экономики.

Теневой сектор экономики существует в самых разных общественных системах. Однако в различных обществах теневые отношения имеют значительные отличия между собой. Проведение анализа данных различий важный этап к пониманию причин функционирования неформальной экономики в ряде государств, для определения возможностей его деятельности в каких-либо конкретных политико-экономических системах, а также для понимания его воздействия на общество и на всю экономику в целом. Специфика неформального сектора экономики в Российской Федерации заключается:

• в тесной взаимосвязи государства и хозяйственной негосударственной теневой деятельности;

• в сложности определения форм и объемов деятельности теневого сектора экономики;

• в неофициальности, слабо связанной с криминальностью, тесная связь официального

и неофициального секторов экономики;

• в использовании в неформальной деятельности ресурсов государственного социального обеспечения и государственных субсидий [7, с. 88].

Неформальный сектор экономики — это хозяйственные отношения, не отражаемые в финансовых и других отчетах. В нее входит две части: первая «на свету» — охватывающая сегменты, вписывающиеся или не противоречащие действующим законам; вторая часть — теневая экономика, отражаемая в финансовых и других отчетах, но противоречат законодательству. Главной чертой неформального сектора экономики является сокрытие от закона лишь небольшой части доходов, основная отражается в отчетности по действующему законодательству.

Скрытый сектор экономики, он же теневой, не находит отражения в финансовых и других отчетах и является в некоторой мере преступной деятельностью, но, в большинстве случаев законом предусмотрены довольно лояльные меры наказания. Бессмысленно привлекать к ответственности одного за всех, в силу того, что теневая экономика, если разбираться тщательно, есть во всех областях деятельности [12, с. 117].

Преступная экономика в общем механизме экономических отношений выделена в самостоятельный сектор в силу увеличения воздействия на экономику криминализации, коррупции, организованной преступности, ослабление ее общественной безопасности. При этом концепция преступной экономики направлена, главным образом, на изучение причин, механизмов экономических общественно-опасных проявлений, а также предупреждение и предотвращение общественно-опасной деятельности.

По иерархии движущие силы неформальной экономики располагаются следующим образом:

• надстройщики теневого сектора экономики — криминогенные элементы: распространители наркотических веществ, оружия, угонщики транспортных средств, наемные убийцы и им подобные. К данной категории следует отнести и представителей органов власти и управления, если ими берутся и даются взятки или незаконно используются служебные полномочия;

• на среднем уровне находятся теневики-хозяйственники. К ним относятся предприниматели, коммерсанты, финансисты, промышленники, мелкие и средние бизнесмены, включая и «челноков». Эти люди являются «мотором» экономической деятельности, и не только незаконной;

• наемный труд (как физический, так и интеллектуальный). К ним можно отнести коррумпированных государственных служащих, доходы которых (по некоторым данным) до 60% состоят из взяток [2, с. 56].

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Несомненно, это деление в определенной мере является условным и небесспорным, но в него входит порядка 30 млн. активных граждан России. Общим интересом для каждого слоя пирамиды является получение дополнительной прибыли вне пределов правового поля. С данной позиции криминогенный сектор экономики содержит в себе экономические отношения, экономическую деятельность, которая отличается общественной вредностью (опасностью).

В криминальную экономику входят следующие экономические общественно-опасные деяния:

• криминализованные — влекущие к уголовной ответственности на основании действующего уголовного законодательства;

• некриминализованные — влекущие правовую ответственность на основании норм иных отраслей права;

• некриминализованные — не приводящие к юридической ответственности (несовершенство законодательства).

Анализ сущности теневого сектора экономики показал, что его можно определить с различных позиций. Так же существует множество иных подходов к определению понятия «теневой сектор экономики», но всех их объединяет его основной признак — это скрытый характер.

Теневым сектором экономики в обществе выполняются две главные функции, являющиеся противоположностями: регулятивная (стабилизирующая) и дестабилизирующая [2, с. 66].

Преодолев стадию институционализации, теневой сектор экономики перешел на стадию качественных изменений: из хаотичных и случайных, формально не зарегистрированных взаимодействий субъектов экономики, деятельность которых не ограничена какими-либо рамками, он превращается в структурированный и самовоспроизводящийся социальный механизм, который не только скрыт от прямого контроля и наблюдения со стороны государства, но и имеет внутреннюю организацию [12, с. 133].

В сфере неформального взаимодействия можно выделить следующие стабильные характеристики:

Во-первых, тех или иные экономические роли, привычные для субъектов и носящие теневой характер (к примеру, «рэкет»).

Во-вторых, сложившиеся нормы «теневого поведения» (к примеру, такой нормы, как обналичивание денежных средств под недействительные сделки).

В-третьих, устойчивые виды теневых экономических связей между определенными субъектами (к примеру, «прикрытие бизнеса» предпринимателей сотрудниками силовых ведомств).

Теневой сектор экономики не укрепляет экономическую безопасность, что доказывается следующими факторами:

• у основания теневого сектора экономики заложены несбалансированные интересы лич-

ности, общества и государства;

• бесконтрольное увеличение объемов теневого сектора экономики приводит к тому, что большинство экономических отношений не укладываются в законодательные рамки, что приводит к институциональному кризису и сбоям всего механизма рыночного производства;

• сложность оценки объемов теневого сектора экономики порождает большие ошибки при определении главных экономических и социальных показателей общественного развития, что осложняет разработку правильных управленческих решений на всех уровнях;

• теневой сектор экономики приводит к уходу капиталов за пределы страны;

• теневым сектором экономики притягивается нелегальная миграция, чем обостряются социально-экономические проблемы государства;

• социальная незащищенность теневого общества;

• теневой сектор экономики провоцирует имущественное расслоение и рост конфронтации в обществе;

• теневой сектор экономики тормозит развитие экономики, подрывает социальную стабильность и конкурентоспособность;

• тесная взаимосвязь теневого сектора экономики с коррупцией (теневые отношения являются живительной средой для коррупции), экономической преступностью.

• бесконтрольные крупные финансовые ресурсы дают возможность воздействовать на политику государства, средства массовой информации и избирательные кампании различных уровней, что также порождают коррупцию [15, с. 169].

Главными признаками экономической преступности, кроме корыстных целей, можно назвать:

• совершение экономических преступлений в профессиональной деятельности;

• использование обязательственных отношений;

• коллективность потерпевших;

• существенные материальные убытки;

• неочевидность фактов совершения преступлений;

• ненасильственный длящийся и системный характер;

• перераспределение материальных благ;

• высокий процент латентности (по заключениям экспертов-криминологов, в общей сложности раскрывается только 15-20% преступлений подобного рода) [2, с. 73].

Баланс между легальной и теневой экономикой отсутствует, в результате чего одной из первостепенных задач стоящих перед государством при разработке организационных экономических меро-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

приятий, которые направлены на легализацию теневой деятельности, является определение причин, появления теневой экономики, среди которых: экономические (высокие налоги; кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом; несовершенство процесса приватизации; деятельность незарегистрированных экономических структур); социальные (низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности; высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом; неравномерное распределение валового внутреннего продукта; правовые (несовершенство законодательства; недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности; несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью [10, с. 121].

Причинами, которые способствуют развитию теневого сектора экономики, также можно назвать:

• неспособность государства вынудить организации исполнять обязательства, возложенные на них законодательством. Это можно объяснить низким уровнем квалификации чиновников и плохим уровнем организации ведомств государства, маленькими штрафами за нарушение законов, неэффективностью судебной системы.

• слишком высокий уровень издержек, связанных с функционированием в пределах формального экономического сектора. Длительность, большая налоговая нагрузка, высокие затраты на соблюдение стандартов качества и норм охраны труда, — все это толкает организации уходить в тень.

• существующие социальные нормы.

Главными задачами государства в борьбе с неформальным сектором теневой экономики являются: выявление ее главных привлекательных особенностей; их легализация (по возможности); минимизация негативных процессов, происходящих в экономике, и не дающих возможность хозяйствующим субъектам заниматься законной деятельностью.

Если государством примутся в учет интересы личности, направится при помощи комплексных мероприятий, неформальная экономика в нужном для себя направлении, то это будет возвращением неформальной экономики в легальное русло [1, с. 98].

Литература

1. Анищенко В.Н., Илюхина Р.В. «Мониторинг состояния экономической безопасности» — монография, М.: АЭБ МВД России,2009 — 12 п.л.

2. Бекряшев А.К. Электронный учебник «Теневая экономика и экономическая преступность» http://newasp.omskreg.ru/bekryash/authors.htm

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, про-

цента и денег. — М.: Экономика, 1993.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

5. Купрещенко Н.П. Влияние коррупции на экономические отношения в Российской Федерации // Налоги, специальный выпуск, 2008.- 0,7 п.л.

6. Купрещенко Н.П., Илюхина Р.В., Зуева А.С. Методология и методы экономической и правовой оценки теневой экономики (монография, М.: Научные школы, 2013 — 21 п.л.

7. Купрещенко Н.П. «Теневая экономика», М. МУ МВД России, 2012, 11 п.л.

8. Купрещенко Н.П. Экономическая безопасность: Учебное пособие. — М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. — С. 37.

9. «Национальный план противодействия коррупции» (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568) // Российская газета, № 164, 05.08.2008.

10. Литвиненко А. Н. Взаимодействие бизнеса и органов внутренних дел: проблема противодействия теневой экономике // Вопросы экономики и права. Научно-информационный журнал. №12. 2011. С. 187-189.

11. Лунеев В. Теневая экономика: криминологический аспект // Общество и экономика. 2004. № 2. — С. 100-106.

12. http: // www.rian.ru / company / 20090623 / 175219804. html

13. Олейников Е.А. Экономическая безопасность (теория и практика). — М.: М-МЕГА, 2000. — С. 233.

14. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

15. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) / Институт экономики РАН. — М.: ЗАО Финстатинформ, 2002. — С. 58.

16.Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. — М.: Catallaxy, 1995.

17. Судебно-бухгалтерская экспертиза как метод предупреждения экономической преступности. Учебное пособие / Нафиев С.Х., Хамидуллина Г.Р. — М.: Экзамен, 2003. — 192 с.

18. Фалинский И.Ю. Теневая экономика как угроза экономической безопасности региона (на примере Южного федерального округа Российской Федерации) — диссертация к.э.н., 2009 г., М., Академия экономической безопасности МВД России.

19. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 266, 30.12.2008.

20. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: Дело, 2005. — С. 72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.