Научная статья на тему 'Антикриминальная функция налогов как инструментарий в борьбе с теневой экономикой'

Антикриминальная функция налогов как инструментарий в борьбе с теневой экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВОЙ СЕКТОР / АЛКОГОЛЬНЫЙ РЫНОК / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / АНТИКРИМИНАЛЬНАЯ ПОДФУНКЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / АКЦИЗНАЯ СИСТЕМА / SHADOW ANGLE / ALCOHOL MARKET / TAX SYSTEM / ANTI-CRIMINAL SUB FUNCTION / TAX IMPACT / EXCISE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вазарханов Ислам Салаудинович

В условиях экономического кризиса актуально исследование функций налогов, отражающих свойства налоговой системы. К традиционно сложившейся классификации функций налогов с полным правом можно отнести антикриминальную подфункцию. Причина ее выделения существование в рыночной экономике теневого сектора, выступающего основой коррупционных отношений. Становление развитой и современной нормативно-правовой базы работы налоговых органов является важнейшим направлением предотвращения развития теневой экономики. Антикриминальная налоговая деятельность представлена системой наблюдения, сопоставления, проверки и анализа экономических криминальных проявлений с целью обоснованности эффективных решений по легитимности хозяйственной деятельности, выявлению уровня развития теневого сектора. Полигоном отработки новых механизмов борьбы с организованной преступностью в экономической сфере стал теневой алкогольный рынок. Ключевым налоговым инструментом регулирования алкогольной сферы является акцизная система. Антикриминальные налоговые воздействия это комплекс мер налоговых органов, основывающихся на их правовой компетенции и специфических налоговых инструментах, направленных на изменение механизмов и норм осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the conditions of crisis it is topical to research tax functions, which reflect the behavior of the tax system. The anti-criminal function is traditionally referred to the tax function classification. This function is singled out due to the fact that there is shadow angle in the market economy which is the basis of corruption relations. The anti-criminal tax activity is represented by the observation system, comparison, verifying, and analysis of economic criminal manifestations to prove affective solutions for economic legitimacy and to reveal the level of the shadow angle development. The shadow alcohol market has become the ground for the labour-rent of the new mechanisms to straggle with organized crime in the economy. The key tax tool to regulate alcohol sphere is an excise system. Anti-criminal tax impact is a set of measures taken by the tax agencies based on their legal competence and specific tax tools aimed at changing of mechanisms and norms to fulfill economic activity.

Текст научной работы на тему «Антикриминальная функция налогов как инструментарий в борьбе с теневой экономикой»

И. С. Вазарханов

АНТИКРИМИНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ В БОРЬБЕ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ Аннотация

В условиях экономического кризиса актуально исследование функций налогов, отражающих свойства налоговой системы. К традиционно сложившейся классификации функций налогов с полным правом можно отнести антикриминальную подфункцию. Причина ее выделения - существование в рыночной экономике теневого сектора, выступающего основой коррупционных отношений. Становление развитой и современной нормативно-правовой базы работы налоговых органов является важнейшим направлением предотвращения развития теневой экономики.

Антикриминальная налоговая деятельность представлена системой наблюдения, сопоставления, проверки и анализа экономических криминальных проявлений с целью обоснованности эффективных решений по легитимности хозяйственной деятельности, выявлению уровня развития теневого сектора.

Полигоном отработки новых механизмов борьбы с организованной преступностью в экономической сфере стал теневой алкогольный рынок. Ключевым налоговым инструментом регулирования алкогольной сферы является акцизная система.

Антикриминальные налоговые воздействия - это комплекс мер налоговых органов, основывающихся на их правовой компетенции и специфических налоговых инструментах, направленных на изменение механизмов и норм осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Annotation

In the conditions of crisis it is topical to research tax functions, which reflect the behavior of the tax system. The anti-criminal function is traditionally referred to the tax function classification. This function is singled out due to the fact that there is shadow angle in the market economy which is the basis of corruption relations.

The anti-criminal tax activity is represented by the observation system, comparison, verifying, and analysis of economic criminal manifestations to prove affective solutions for economic legitimacy and to reveal the level of the shadow angle development. The shadow alcohol market has become the ground for the labour-rent of the new mechanisms to straggle with organized crime in the economy. The key tax tool to regulate alcohol sphere is an excise system.

Anti-criminal tax impact is a set of measures taken by the tax agencies based on their legal competence and specific tax tools aimed at changing of mechanisms and norms to fulfill economic activity.

Ключевые слова

Теневой сектор; алкогольный рынок; налоговая система; антикриминальная подфункция; налоговые воздействия; акцизная система.

Key Words

Shadow angle, alcohol market, tax system, anti-criminal sub function, tax impact, excise system

Обострившаяся экономическая ситуация в начальной стадии мирового кризиса предъявила жесткие требования к методам работы российской налоговой службы. С целью

недопущения неадекватного снижения налоговых поступлений в бюджет применяются новые методы работы в ФНС. Финансовое обеспечение

расходных обязательств, реализация социальной политики зависят от

точности прогноза поступлений

доходов. Качество прогнозирования напрямую зависит от организации аналитической работы ФНС. В результате мониторинга экономической ситуации определено влияние неблагоприятных факторов, в числе которых значительное снижение экспортных цен по целому ряду товаров (нефти, продукции цветной и черной металлургии); снижение финансовых показателей сырьевого сектора, в

торговле, строительстве; резкое снижение ликвидности в связи с

оттоком иностранного капитала и

необходимостью обслуживания

большого объема кредитов западных банков и др.

Последствия указанных

факторов проявляются в снижении

рентабельности организаций, взаимных неплатежах, сокращении производства, и как следствие в сокращении налогооблагаемой базы и уменьшении налоговых платежей. В связи с этим усиливается работа с конкретными налогоплательщиками, особенно с теми, кто обеспечивает наибольшие

поступления в бюджетную систему. В налоговых органах должна

накапливаться и постоянно обновляться информация о каждом

налогоплательщике в целях снижения риска неисполнения налоговых обязательств.

В этих условиях актуально исследование функций налогов, являющихся способом реализации свойств налоговой системы. Функции налогов являются проявлением их социально-экономической сущности в действии, способом выражения его свойств. Функции показывают, каким образом реализуется общественное

назначение данной экономической категории как инструмента воздействия на процессы и явления хозяйственной жизни. Традиционным является

выделение крупных макроэкономических функций налогов:

• обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;

• государственное регулирование

экономики - регулирующая функция;

• поддержание социального

равновесия путем изменения

соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними -социальная функция (например, путем прогрессивного налогообложения

доходов, которое, как указывает Л. Ходов, обеспечивает: «Поддержание

социального равновесия путем

изменения соотношения между

доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними» [16, с. 209]);

• прочие функции в трактовке различных авторов - контрольная, идеологическая, природоохранная и т.д..

Уточнение реализации данных функций проводится исследователями с различных позиций с учетом кризисных реалий [3], [6], [13].

Указанное разграничение

функций налогов в виде фискальной, регулирующей, социальной и прочих носит относительно условный характер,

так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Проблематика уточнения и дополнения функций налогов постоянно

рассматривается в научной литературе [4], [11].

Детализация функций,

выделение подфункций представляются рациональными и оправданными, поскольку позволяют уточнить и

расширить существующую систему взглядов на механизмы действия налогов. С этих позиций может быть предложено расширение состава подфункций с учетом воздействия налогов на организацию хозяйственной жизни, которое уже содержится в основных функциях: фискальной,

распределительной, контрольной и др.. Так, в статье «О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике» [11] указывается поощрительная функция налогов, выделяемая Е. Покачаловой [8, с. 224.]: порядок налогообложения

может отражать признание

государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой

Отечественной войны, Героям СССР и России и т.д.). Авторы считают, что данная функция представляет собой простое приспособление налоговых

механизмов в целях реализации социальной политики государства и

является, скорее, сопутствующей, чем ведущей.

Уточняя традиционно выделяя-емый спектр функций налогов, можно указать на такие важные воздействия, осуществляемые с помощью налогов, как формирование легитимной и законной среды хозяйственной деятельности.

Налоги являются одним из важнейших экономических механизмов общества, и их влияние достаточно сильно на все социальные процессы, в

том числе и обеспечение законного порядка ведения хозяйственной жизни. Понятность, четкость системы налогообложения являются стимулирующими факторами к легитимной хозяйственной деятельности. И наоборот, сложность начисления и высокое налоговое бремя, осложняющиеся нестабильной экономической ситуацией, провоцируют на уклонение от уплаты налогов, использование приемов и методов теневого хозяйствования. Эта взаимосвязь четкости и эффективности налоговой системы и законности хозяйственной деятельности может быть рассмотрена в виде антикриминальной подфункции, которая реализуется в процессе

функционирования налоговой системы.

В качестве функции,

сопоставимой по значимости с фискальной или регулирующей, антикриминальные эффекты

функционирования налоговой системы рассматриваться не могут. Однако очевидная системная зависимость

между качеством функционирования налоговой системы и существующими условиями ведения предприни-

мательской деятельности позволяют рассматривать ее в качестве постоянного эффекта налоговых действий, воздействующих если и не напрямую, то косвенно, но вполне результативно.

Поэтому антикриминальное влияние налогов на экономику может рассматриваться как функция второго порядка (или подфункция)

относительно ключевых функций налогов.

В рамках данной статьи используемое обозначение

антикриминального воздействия как функции подразумевает это

иерархическое позиционирование в качестве составляющей ведущих функций налогов.

Причины выделения антикрими-

нальной функции - существование в современной экономике (как отечественной, так и зарубежной) теневого сектора и налоговых преступлений. Эти две сферы тесно переплетены: основу теневой

экономики составляют разные схемы сокрытия доходов и соответственно неуплата налогов [14]. Следует

отметить, что налоговые органы уделяют значительное внимание борьбе с теневой экономикой и налоговыми правонарушениями [5], [17].

Исследуется эта проблематика и в научной литературе [7], [9], причем в публикации «Метод измерения размера теневой экономики, образованной в результате введения налогов и субсидий: применение концепции

излишков» [7] даже предпринимается попытка количественной оценки

влияния изменения налоговой системы на состояние теневой экономики.

В отечественной экономике теневой сектор существовал даже в советский период жестко регулируемой хозяйственной деятельности. Как отмечает научный руководитель Государственного университета

«Высшая школа экономики» Е.Г. Ясин: «Корни теневой экономики в России тянутся еще из плановой экономики» [18]. В рыночных условиях свободного хозяйствования этот сектор получил значительно более широкую базу для развития. Кроме того, развитие отечественного теневого сектора экономики во многом связано со сложными и болезненными процессами рыночных реформ. Свобода рыночной деятельности предполагает качественно новую систему контроля экономической деятельности, формирующуюся на основе зарубежного опыта, но с учетом реальностей социально-политических аспектов развития российской экономики. Данная система контроля должна стать одним их элементов цивилизованной рыночной

инфраструктуры, в которой теневая экономика не способна будет оказать заметного влияния на экономические процессы.

Теневая экономика представляет собой не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг. Это та экономическая деятельность, которая не учитывается налоговыми органами. К ней относится как легальное производство товаров и услуг, не отражаемое достоверно, так и нелегальное: запрещенные виды

деятельности, которые выведены из-под официального учета и тем самым являются скрытыми, теневыми. Находясь за пределами налогового контроля, теневая экономика представляет собой сектор не регулируемых обществом производства, распределения, обмена и потребления товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые социальноэкономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию различных видов ресурсов в корыстных личных или групповых интересах. В научной литературе строгого определения понятия теневой экономики нет и она с различных исследовательских позиций (правовых, учетно-финансовых,

макроэкономических) может

рассматриваться по-разному:

1) С позиции правового подхода теневая экономика непосредственно связана с криминальной -экономической преступностью в виде хищений, должностных и

хозяйственных преступлений, а также с организациией различных видов подпольного бизнеса. Сфера правового понимания теневой экономики как криминальной может распространяться до общеуголовной преступности -грабежа, разбоя, краж, рэкета. Такие различные виды противозаконных и

уголовных действий тесно

взаимосвязаны.

2) С учетно-финансовых позиций выделяется фиктивная экономика,

которая представляет собой

хозяйствование в сфере легальной экономики с декларированием фиктивных результатов в виде отражения в системе учета и отчетности недостоверных данных для

действительных финансовых

результатов.

3) С макроэкономических

исследовательских позиций и с точки зрения институционального понимания экономических процессов выделяется неофициальная экономика. Это

легальные виды экономической деятельности, не обязательно

сопровождающиеся сокрытием

источников и результатов

хозяйственной деятельности, но основывающиеся на системе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

неформальных взаимодействий между экономическими субъектами (личных отношениях) и непосредственных контактах между ними, дополняющие или заменяющие официально

установленный порядок организации и реализации экономических связей (например, неформальная занятость или ведение домохозяйств).

Неофициальная экономика

может выступать основой

коррупционных отношений, когда

формально обоснованные решения принимаются в интересах отдельных лиц. Все виды теневой экономики оказывают разрушающее воздействие на хозяйственную систему,

препятствуют развитию эффективных рыночных отношений. При этом формируется самовоспроизводящаяся цепная реакция: теневая экономика сама является следствием разрушения

нормального хозяйственного процесса, усиливает это разрушение и порождает новые. Поэтому сложной

методологической проблемой изучения

теневой экономики является

определение механизмов ее

образования, выделение тех процессов, которые являются следствием разрушения нормальных экономических отношений, и какие механизмы обеспечивают воспроизводство

нелегальной хозяйственной деятельности независимо от внешних условий.

С наибольшей очевидностью к механизмам относятся криминальные действия в хозяйственной сфере -подобные деяния, как и преступность в целом, всегда присутствовали в жизни общества. Существование не явно криминально ориентированных видов теневой экономики в значительно большей степени определено действующими условиями

хозяйствования. Поэтому различаются и способы воздействия на разные механизмы функционирования теневой экономики: если активность

криминальной экономики должна пресекаться как незаконная и преимущественно действиями правоохранительных органов, то фиктивная и неофициальная экономика должны легализовываться, прежде всего, путем нормализации и модернизации экономических процессов, в том числе и под влиянием налоговой системы.

С этой точки зрения, новую подфункцию налогов можно определить не как «антикриминальную», а как «антитеневую», потому что налоговая сфера в большей степени связана с преобразованием институциональных отношений, а не с деятельностью, входящей в компетенцию

правоохранительных органов. Однако формально теневая экономика проявляется, прежде всего, как нарушение действующего законно-дательства, в том числе и в налоговой сфере. И направленность влияния налоговой системы на теневую экономику ориентируется именно на формирование таких условий

хозяйствования, в которых осуществление криминальных хозяйственных процессов становится невыгодно. Имеется в виду не деятельность в запрещенных сферах (торговля оружием, наркотиками и т. д.), а условия, когда нормальный

хозяйственный оборот начинает уходить в теневую сферу: именно этот переход и необходимо сделать экономически нерациональным.

Негативные последствия роста теневой экономики многообразны:

- уменьшение доходной базы бюджетов всех уровней;

- ограничение инвестиционного потенциала экономики;

- деформация хозяйственной и налоговой культуры;

- криминализация экономики.

Прежде всего, в результате

теневого хозяйствования происходит уход от уплаты налогов, что приводит к финансовому обескровливанию

государственного и местных бюджетов, влечет за собой снижение доходов. В связи с этим государство, региональные и местные власти оказываются не в состоянии выполнять необходимые управленческие и социальноэкономические функции.

Поскольку расширение теневого сектора экономики происходит в основном за счет изъятия средств из официальной экономики, а также за счет расширенного воспроизводства в самой теневой экономике, то снижается инвестиционный потенциал экономики

- долгосрочные вложения средств требуют открытой и устойчивой в правовом отношении деловой среды. В то же время деньги, заработанные вне официальной экономики и укрытые от налогообложения, как правило, идут на потребление, стимулируемое нестабильностью и господством психологии краткосрочной хозяйственной

активности, выражаемое в

приобретении дорогостоящей недви-

жимости и предметов роскоши. Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к появлению и росту диспропорций в структуре экономики, сдерживает ее полноценное развитие.

Влияние теневой экономики

только экономическими аспектами воздействий не ограничивается. Она формирует собственные институты,

которые противодействуют официальным по порядку функционирования и по привносимой идеологии. Так, неофициальные договоренности

оказывают негативное морально-

этическое воздействие на субъекты хозяйствования, деформирующее

цивилизованное понимание цивилизованного предпринимательства,

противостоящие налоговой культуре.

В качестве наиболее важных причин развития теневой экономики, состояние которой в значительной степени зависит от конкретно

исторических условий хозяйствования, выделяем следующие:

• кризисное состояние экономики

- ухудшение экономического состояния провоцирует усиление стремления быстрого обогащения даже за счет нарушений налогового законодательства;

• увеличение налоговой нагрузки и несовершенство налогового законодательства - сложность начисления и уплаты налогов, невозврат НДС экспортерам, избыточная налоговая отчетность;

• неэффективное регулирование

рынка и несовершенство

организационно-правовых условий для предпринимательства - существование административных барьеров ведения предпринимательской деятельности, избыточные проверки, трудности легального входа на рынок и т.д..

Фискальная функция налогов всегда будет порождать стремление уклониться от обязательных платежей и увеличить таким образом собственный

доход. Однако с усилением налогового бремени это стремление возрастает. Подобная зависимость характерна для всех экономических систем, но существующие экономические

институты, нормы поведения, деловой этики, налоговой культуры значительно влияют на указанную зависимость.

Определение оптимального уровня налогообложения - одна из ключевых задач формирования эффективной налоговой системы, и решение этой задачи будет оказывать непосредственное антикриминальное влияние на всю экономическую систему.

Налоговое влияние на изменение состояния теневой экономики может быть оказано только в условиях стабильной или стабилизирующейся экономики. В состоянии кризиса теневой сектор увеличивается и обладает даже определенными преимуществами: правила его

функционирования, даже не

оформленные никакими законами, оказываются более стабильными, понятными, устойчивыми, когда нет громоздких бюрократических процедур и более четко определена ответственность субъектов теневой экономики. Общие экономические проблемы - невыплаты заработной платы, рост безработицы,

существование потоков беженцев в результате различных стихийных бедствий, межнациональных

конфликтов и других серьезных социальных катаклизмов и т. д. - все эти процессы являются источниками роста теневой экономики. В данном случае теневая экономика выполняет даже определенную компенсационную функцию, позволяя обеспечить, хотя и не совсем легальными методами, временную занятость населения и предотвратить социальные конфликты в обществе. Кризисное состояние экономики вынуждает

предпринимателей искать более

привлекательные ниши для своей деятельности, которые зачастую находятся в секторе теневой экономики. В периоды социально-экономической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, а официальная, наоборот, замедляется,

что обусловлено как переходом

субъектов хозяйствования в теневой сектор хозяйствования, так и в результате слабой хозяйственной активности официальных

экономических институтов.

В связи с этим кризисное

состояние экономики является значимой причиной появления ее теневого сектора, и налоговые

инструменты, используемые в период кризиса, должны совмещать

воздействия на кризисную ситуацию и на состояние теневого сектора, чтобы предпринимаемые меры позволили достичь долгосрочных значимых

результатов, не сводились к

преодолению отдельных негативных

явлений. Кроме того, тяжелые социально-экономические условия формируют эгоистичную психологию временщика, которая противоречит становлению высокой налоговой

культуры ведения хозяйственной деятельности.

Отмеченные факторы роста

теневой экономики в условиях непрозрачных хозяйственных

отношений свидетельствуют об отсутствии эффективных официальных регуляторов экономических связей. Так, проблемы с обеспечением занятости населения являются следствием слаборазвитости инфраструктуры рынка труда, неэффективности официального трудоустройства. Высвобождающиеся трудовые ресурсы включаются в теневой оборот, основывающийся на самых невыгодных условиях - устных договоренностях с работодателями и с полным отсутствием всех форм

социального страхования и пенсионного обеспечения. Для работодателей такие отношения выгодны, так как обладают полной властью над трудом работников, они не производят необходимых платежей, но и работники оказываются заинтересованными в том, чтобы не потерять работу и теневой бизнес работодателя оставался таковым. Формирование эффективных и масштабных механизмов регулирования рынка, его открытости, обеспечение свободного доступа и щадящего налогового режима должны позволить преодолеть подобные факторы развития теневого сектора, сделать работу в нем более обременительной и менее стабильной, чем в официальной экономике.

Налоговое противодействие росту теневой экономики может быть реализовано только в составе комплекса мер государственного регулирования экономики.

В этой связи становление развитой и современной нормативноправовой базы работы как налоговых органов, так и всей системы государственного регулирования

является одним из важнейших направлений предотвращения развития теневого сектора экономики.

Общие направления

противодействия теневой экономике нами представлены следующим образом.

Налоговые меры государства должны реализовываться в системе мер государственного воздействия. Так, наряду с устранением причин развития теневой экономики (рационализация налогообложения, формирование

развитых институтов гос.

регулирования) и легализации сфер деятельности теневой экономики, государство одновременно должно активизировать свои усилия по созданию системы мер, направленных в перспективе на ужесточение борьбы с

неофициальными экономическими отношениями. Важным элементом снижения криминального влияния на

хозяйственную деятельность является усиление институтов защиты прав собственности, повышение ответственности за соблюдение договорной дисциплины, преобладание судебных способов разрешения хозяйственных

споров. Для достижения этих результатов необходимы настойчивые и постоянные усилия всех институтов власти, в том числе и налоговых. Становление институтов государственной защиты предпринимательства и обеспечение экономической безопасности возможны в условиях создания информационной системы,

позволяющей:

- обобщать статистическую информацию, дающую представление о формах и методах теневой экономики, используемых при этом силах и средствах;

- оценивать эффективность государственных мероприятий по защите товарных рынков;

- выявлять наиболее опасные угрозы в отношении осуществления предпринимательской активности;

- адаптировать организацию и

управление защитой экономической

безопасности к изменяющимся условиям деятельности и

экономической ситуации;

- разрабатывать методические материалы по защите бизнеса;

- обосновывать решения по

наиболее сложным и важным

проблемам в сфере защиты предпринимательства.

Чтобы налоговая система была способна решать задачи

противодействия теневой экономике, должен быть разработан

соответствующий теоретический и методический аппарат обоснования и реализации соответствующих мер. Для этого необходимо четко определить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

содержание антикриминальной подфункции налоговой деятельности, рассмотреть ее состав и структуру.

С учетом отмеченного выше

места антикриминального влияния налогов в иерархии функций на уровне вторичной функции или подфункции данные воздействия могут

рассматриваться как составляющая контрольной функции налогов, которая позволяет вести не только количественное наблюдение за поступлением финансовых средств, но и за состоянием налоговой среды.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины.

Четкая и ясная система

налогообложения, щадящие ставки

налогов, позволяющие развивать существующий бизнес, корректный и рациональный контрольный механизм, не создающий препятствия для ведения легальной деятельности и эффективно выявляющий факты незаконного

предпринимательства, способствуют расширению легального сектора

экономики.

Именно на раскрытие этого

социально-экономического эффекта воздействия налоговой системы

направлено обоснование антикри-минальной подфункции налогов.

Антикриминальные налоговые воздействия - это комплекс мер налоговых органов, основывающийся на их правовой компетенции и специфических налоговых инструментах, направленных на изменение механизмов и норм осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Антикриминальная налоговая деятельность в системе государственного регулирования является

одной из стадий управленческого цикла, представляет собой систему

наблюдения, сопоставления, проверки и анализа экономических криминальных проявлений с целью оценки

обоснованности и эффективности разрабатываемых и принятых управленческих решений по

обеспечению легитимности хозяйственной деятельности, выявлению уровня развития теневого сектора. В функциональном плане система антикриминальных налоговых

воздействий основывается на комплексе постоянных наблюдений и проверок соответствия существующих

хозяйственных процессов нормам и правилам хозяйственной деятельности, а также выработке субъектами государственной власти и налоговыми органами мер, корректирующих влияние на хозяйственную ситуацию.

Рассматриваемое содержание антикриминального воздействия уже реализуется в деятельности налоговых органов, при этом следует отметить, что антикриминальные налоговые воздействия могут быть реализованы на основе развития сервисного подхода. Так, Федеральная налоговая служба с 2007 года предлагает предпринимателям новую услугу, которая должна помочь сократить количество рейдерских захватов предприятий [2]. В режиме апробации налогоплательщикам предоставляется информационный

сервис по отслеживанию несанкционированных внесений изменений в учредительные документы, а также в другие сведения реестра юридических лиц, связанные со сменой состава участников, адреса или руководителя фирмы. Таким образом, снижаются возможности рейдерства и захвата предприятий.

Несмотря на уже существующие

элементы антикриминальной деятельности налоговых органов, как

самостоятельная составляющая их функционирования в научной

литературе практически не выделяется. В то же время в истории становления современной налоговой системы России был этап, когда антикриминальная подфункция фактически была полностью выделена самостоятельной функцией налоговой системы - именно эту направленность имела работа

налоговой полиции. Несмотря на то, что данная структура была расформирована, ее появление не представляется как случайное или ошибочное, наоборот, является вполне закономерным

действием государства для обеспечения законного порядка хозяйственной

деятельности.

Кроме периода существования специальной структуры по обеспечению антикриминальной подфункции налогов в повседневной налоговой деятельности реализуется комплекс мер,

непосредственно связанных с противодействием теневой экономике. Прежде всего, это относится к отдельным секторам экономики, например, к рынку алкогольной

продукции.

Общая экономическая ситуация в сфере оборота алкогольной продукции, степень ее криминализации, наиболее характерные способы ухода от налогов, региональная специфика, соотношение легального производства и реального потребления товаров - эти и многие другие параметры служат исходным материалом при разработке

комплексных мероприятий противодействия теневой экономике. Полигоном отработки новых механизмов борьбы с организованной преступностью в экономической сфере стал теневой алкогольный рынок. Операция «Поток» была всероссийской акцией, по итогам которой удалось получить уникальную «алкогольную»

карту страны: где и в каких объемах выпускают этиловый, гидролизный спирты, где - крупные объемы ликероводочной продукции, где

пролегают основные маршруты транспортировки нелегальной

продукции, где выпускают неучтенную тару и т.д. Именно благодаря системному подходу за сравнительно короткий срок ликвидированы сотни нелегальных производств,

перевалочных баз, каналов поставок неучтенной продукции.

Несмотря на пройденные этапы становления системы регулирования алкогольного рынка, определенная его часть еще находится в теневом секторе и налоговые воздействия на него недостаточно эффективны. Основы системного подхода к оценке ситуации на алкогольном рынке со стороны различных федеральных ведомств проявляются в следующем.

1. Преобладание у федеральных

министерств и ведомств фискальных интересов в регулировании

производства и оборота алкогольной продукции без учета реально складывающейся социально-

экономической ситуации.

2. Несогласованность действий, а

зачастую дублирование функций Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов, Федеральной налоговой службы ГТК по вопросам государственного

регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Следствием этого стало создание худших правовых условий для работы легальных отечественных производителей перед импортерами алкоголя и теневым рынком.

3. Неисполнение федеральными

и региональными органами власти положений Федерального закона «О государственном регулировании

производства и оборота этилового

спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции», предусматривающего создание механизма контроля качества алкогольной продукции, объемов ее производства и оборота, стимулирование безотходных технологий, защиту отечественного производителя данной продукции.

В научной литературе по налоговой деятельности отмечается значимость разработки и реализации специализированных воздействий на рынок алкогольной продукции. В статье «Нелегальная алкогольная продукция: причины существования и методы борьбы» [1] отмечается, что

нелегальный оборот водки, к примеру, делится на две составляющие: свыше 90% — это качественная, но неучтенная водка, произведенная действующими ЛВЗ, и около 10% — некачественная водка, произведенная нелегально. Анализируются причины появления и методы борьбы с теневой продукцией легальных производителей.

Конкретные меры,

предпринимаемые государством,

вытекают из Указа Президента РФ от 31 декабря 2008 года № 1883. Согласно Указу образована Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. На нее возложены функции по выработке и реализации

государственной политики и

нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта,

алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере [15].

Ключевым налоговым

инструментом регулирования алкогольной сферы является акцизная система, которая должна реализовывать не только фискальную и контрольную функцию, но и антикриминальную

подфункцию.

Усиление и развитие этой подфункции налогов, распространение ее на другие секторы экономики требуют дальнейшей специальной разработки теоретического и методического аппарата.

Библиографический список

1. Блинов М.В. Нелегальная

алкогольная продукция: причины

существования и методы борьбы // Налоговая политика и практика, 2006, №11.

2. Гладунов О. ФНС поможет защитить от рейдеров // Российская газета, №4329, 30 марта 2007 г.

3. Гончаренко Л. И. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит, № 2(338), 2009.

4. Горский И. Сколько функций у налога? // Налоговый вестник, 2002, №3.

- С. 161-163.

5. Золотарева И.В. Налоговые службы стран ЕврАзЭС против теневой экономики// Российский налоговый курьер, 2007, №13-14.

6. Кашин В. А. , Абрамов М. Д. О путях совершенствования налоговой системы // Налоговая политика и практика, №9, 2008.

7. Морозова Н.О. Метод измерения

размера теневой экономики,

образованной в результате введения налогов и субсидий: применение

концепции излишков // Экономический вестник РГУ, 2009, Т. 7, №1.

8. Налоги, их понятие и роль. в кн. Финансовое право. - М.: Издательство БЕК, 1995 г. - 226 с.

9. Нестерова, Н.В. Теневая экономика и

уклонение от уплаты налогов // Управление экономическими

системами: электрон. науч. журн. -

Киров: Международный центр научноисследовательских проектов, 2008. - №

1 (13).

10. О федеральных органах налоговой полиции - Закон РФ от 24 июня 1993 г.

№ 523 8-I № // Российская газета,

15.07.93.

11. О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике. Материалы группы компаний «Налоги и финансовое право» // Налоги, №1, 2000 г. - с. 26 - 33.

12. Пепеляев С. Г. Правовое положение органов Государственной налоговой службы Российской Федерации - М.: Инвест Фонд, 1995. - 125 с.

13. Садков В.Г., Аронов Д.В., Мельников С.А., Федякова Н.И. Мифы о чрезмерной налоговой нагрузке на бизнес и ключевые направления модернизации налоговой системы России, устраняющие ее реальные недостатки // Финансы и кредит, №13(349), 2009.

14. Староверова О. В. Налоговая преступность в системе теневой экономики //Современное право. -2006.

- № 7. - С. 12 - 14.

15. Указ Президента РФ от 31.12.2008

№ 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию

алкогольного рынка» // Российская

газета, 31.12.08.

16. Ходов Л. Функции налогов. В кн. «Экономика» / Под ред. А. Булатова -М.: Издательство БЕК, 1994 г. - 309 с.

17. Шевцова Т.В. Результаты работы по легализации налоговой базы// Российский налоговый курьер, 2007, № 22.

18. Ясин Е.Г. Теневая реакция бизнеса //Российская газета, №4305, 1 марта 2007 г.

Bibliographic list

1.Blinov M.V. Illegal alcohol production: causes and methods of fighting // Tax policy and practices, 2006, # 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Gladunov O. Tax Services will assist to protect from raiders // Rossiskay Gazeta, # 4329, March 30, 2007.

3.Goncharenko L.I. Tax Risks: theory and practice of management // Finance and Credit, # 2 (338), 2009.

4.Gorsky I. How many functions does a tax have? // Nalogovy Vestnik, 2002, # 3 - p. 161-163.

5.Zolotareve V. I. Tax Agencies in Europe and Asia against shadow economy // Rossisky Nalogovy Kurjer // 2007, # 1314.

6.Kashin V.A., Abramov M/D/ How to perfect the tax system // Tax policy and practices, # 9, 2008.

7.Morozova N.O. Method of measuring the

shadow economy resulted from tax and subsidies: application of the surplus

concept // Economic Vestnik, 2007, # 1314.

8.Taxes, Definition and their Role from the book Financial Law. - M.: BEK, 1995. -226.

9.NesterovaN.V. Shadow Economy and Tax Evasion // Economic System Management: electronic journal. - Kirov: International Centre Scientific Researches, 2008. - # 1 (13).

10.On Federal Agencies of Tax Police -Law of the Russian Federation from 24 June, 1993, # 5238-I # // Rossiskay Gazeta,

15.07.93.

11.On Taxation Functions and Regulatory Significance in the Economy. Information of Tax and Financial Law Group // Taxes, #1, 2000. - p. 26-33.

12.Pepeljaev S.G. State Tax Agency of the Russian Federation Regukations. - M.: Invest Fund, 1995. - p.125.

13.Sadkov V.G., Aronov D.V., Melnikov

S.A., Fedjakova N. I. Myths about extreme tax burden on business and key guidelines for modernization of the tax system of Russia, eliminating its real defects // Finance and Credit, #13 (349), 2009.

14. Star over ova O.V. Tax crime in the system of shadow economy // Modern Law. - 2006. - #7. - p. 12-14.

15.Russian president’s Decree from 31.12.2008 # 1883 “On Establishing the federal Service for Alcohol Market Regulation” // Rossiskay Gazeta, 31.12.2008.

16.Hodov L. Tax Functions from the book “Economy” // Under the editorship of Bulatov A. - V., “BEK”, 1994, - p.309. 17.Shevtcova T.V. Results received from legalization of taxation // Rossisky Nalogovy Kurjer, 2007, # 22.

18.Jasin E.G. Shadow reaction of business // Rossiskay Gazeta, # 4305, 1 March, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.