Научная статья на тему 'Конструирование сетецентрического «каркаса» мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности функционирования бюджетных структур'

Конструирование сетецентрического «каркаса» мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности функционирования бюджетных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / закупочные операции / управление / экономическая безопасность / информационная система / economics / procurement operations / management / economic security / information system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимир Иванович Абрамов, Евгений Леонидович Логинов

Рассматриваются проблемы конструирования сетецентрического «каркаса» мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности функционирования бюджетных структур. Предлагается оперативная комплексная обработка больших потоков разнородных данных в сочетании с новыми инструментами междисциплинарного анализа и созданием сетецентрической информационной системы координированного управления антикриминальной и антикоррупционной деятельностью кластера правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Владимир Иванович Абрамов, Евгений Леонидович Логинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing a network-centric “framework” for monitoring procurement operations to ensure the economic security of the functioning of budgetary structures

The problems of designing a network-centric “framework” for monitoring procurement operations to ensure the economic security of the functioning of budgetary structures are considered. It proposes operational complex processing of large flows of heterogeneous data in combination with new tools for interdisciplinary analysis and the creation of a network-centric information system for coordinated management of anti-criminal and anti-corruption activities of a cluster of law enforcement, fiscal and regulatory bodies, as well as special services.

Текст научной работы на тему «Конструирование сетецентрического «каркаса» мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности функционирования бюджетных структур»

Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 200 — 203. Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):200 — 203.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 378

ББК 65 NIION: 2007-0062-4/21-047

doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-200-203 MOSURED: 77/27-004-2021-04-247

Конструирование сетецентрического «каркаса» мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности функционирования бюджетных структур

Владимир Иванович Абрамов1, Евгений Леонидович Логинов2

1 Институт управления образованием Российской академии образования, Москва, Россия, wladimir.abramow@gmail.com

2 Институт экономических стратегий, Москва, Россия, evgenloginov@gmail.com

Аннотация. Рассматриваются проблемы конструирования сетецентрического «каркаса» мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности функционирования бюджетных структур. Предлагается оперативная комплексная обработка больших потоков разнородных данных в сочетании с новыми инструментами междисциплинарного анализа и созданием сетецентрической информационной системы координированного управления антикриминальной и антикоррупционной деятельностью кластера правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб.

Ключевые слова: экономика, закупочные операции, управление, экономическая безопасность, информационная система

Благодарности: статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-010-00351 А).

Для цитирования: Абрамов В.И., Логинов Е.Л. Конструирование сетецентрического «каркаса» мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности функционирования бюджетных структур // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 200 — 203. doi: 10.24411/2073-3305-2021-4-200-203.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Designing a network-centric "framework" for monitoring procurement operations to ensure the economic security of the functioning of budgetary structures

Vladimir I. Abramov1, Evgeny L. Loginov2

1 Institute of Education Management of the Russian Academy of Education,

Moscow, Russia, wladimir.abramow@gmail.com

2 Institute for Economic Strategies, Moscow, Russia, evgenloginov@gmail.com

Abstract. The problems of designing a network-centric "framework" for monitoring procurement operations to ensure the economic security of the functioning of budgetary structures are considered. It proposes operational complex processing of large flows of heterogeneous data in combination with new tools for interdisciplinary analysis and the creation of a network-centric information system for coordinated management of anti-criminal and anti-corruption activities of a cluster of law enforcement, fiscal and regulatory bodies, as well as special services.

Keywords: economics, procurement operations, management, economic security, information system

Acknowledgments: this article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 20-010-00351 A).

For citation: Abramov V.I., Loginov E.L. Designing a network-centric "framework" for monitoring procurement operations to ensure the economic security of the functioning of budgetary structures // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2021;(4):200-203. (In Russ.). doi: 10.2441 1/2073-3305-2021-4-200-203.

© Абрамов В.И., Логинов Е.Л., 2021.

Поддержка внедрения системы поведенческого анализа финансового трафика (ПАФТ) для выявления (криминализированных собственников) явных и скрытых форм контроля групп компаний, нацеленных на концентрацию финансовых ресурсов с установлением контроля над СМИ и созданием собственных политических организаций, оппозиционных законно избранной политической власти, позволяет реализовать адаптивные межведомственные подходы к планированию различных видов закупочных операций.

Поддержание системной целостности функционирования «каркаса» информационных систем в сфере обеспечения экономической безопасности нашей страны (наиболее крупных налогоплательщиков, экспортеров и импортеров, естественных монополий, поставщиков социально значимых работ или услуг) требует кооперации и взаимодействия сетевых структур и форм управления процессами оптимизации деятельности российских органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов в системе противодействия криминально-коррупционным операциям [5].

Модернизация информационных систем государственных органов путем формирования оперативной комплексной обработки больших потоков разнородных данных в сочетании с новыми инструментами междисциплинарного анализа позволяет справляться с недостающими данными для решения поставленных задач противодействия криминально-коррупционным операциям [3]. Такая инфраструктура служит основой эффективного взаимодействия органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов и обеспечит поиск и сопоставление разнообразных типов слабоструктурированной информации, включая интернет, для выявления криминальных финансово-хозяйственных операций как основы антикриминального финансово-мониторингового сопровождения хозяйственной активности бизнес-агентов [7]. Тем самым будет обеспечена возможность оптимизации динамического взаимодействия множества органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов различной ведомственной подчиненности при конструировании сетецентрического «каркаса» информационных систем в сфере обеспечения экономической безопасности в деятельности государственных органов России как в обычных, так и, что особенно важно, кризисных условиях [4].

Одной из центральных проблем управления является оперативная комплексная обработка

больших потоков разнородных данных в сочетании с новыми инструментами междисциплинарного анализа и созданием сетецентрической информационной системы координированного управления антикриминальной и антикоррупционной деятельностью кластера правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб. Такая инфраструктура является базой упорядоченного взаимодействия органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов и во многом определяет адекватность и быстроту принимаемых государственными органами управленческих решений. Такие мероприятия предлагается реализовать с возможностью различных режимов работы в зависимости от функций государственного органа (мониторинга закупочных операций), а также созданием подсистемы планирования и оптимизации реализуемых мер в зависимости от социально-экономической обстановки и задач противодействия криминально-коррупционным операциям экономики.

Необходимо учесть особенности получения разноплановых экономических данных от максимально большого количества всевозможных информационных источников с выявлением связей между бизнес-агентами, определением наиболее коррупционных схем госзакупок для прогнозирования, обнаружения и идентификации криминально-детерминированных известных и неизвестных свойств финансово-хозяйственных операций [6].

В современных условиях наиболее существенным фактором эффективности использования интегрированной цифровой платформы является создание возможности выявления базовых корпоративных структур (ядер), которые представляют собой явные или скрытые центры управления финансово-хозяйственными операциями и их зависимые структуры — совокупность агрегированных бизнес-агентов, отражающих реализацию отдельных криминальных векторов финансово-хозяйственной деятельности с выстраиванием сети хозяйственного и политического влияния. То есть требуется формирование организационного механизма, сочетающего аспекты информационно-вычислительных сервисов с динамическим наблюдением и адаптацией распределенных вычислительных систем к изменениям требований мониторинга закупочных операций.

В рамках предлагаемых механизмов реализацию сформулированных мер целесообразно реализовать путем использования унифицированных программных компонентов в рамках элемен-

2021 / № 4 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

201

тов мониторинга закупочных операций в соответствии с функциональными задачами бюджетных структур за счет синтеза сложноструктури-руемой экономической информации с анализом событийного поля в соответствии с предустановленными и пользовательскими правилами корреляции. Это необходимо для выявления и идентификации криминальных инцидентов, что может основываться как на отдельном событии (результате финансово-хозяйственной операции), так и на агрегации и сопоставлении разнородных экономических событий и сетевых потоков таких операций, где выявление отдельного действия (криминального маркера) в рамках интерпретации коммуникативно-финансового поведения бизнес-агента позволяет структурировать модель системной криминальной экономической деятельности с более высоким порогом события финансовых и имущественных активов при их обороте как в экономике России, так и за рубежом (особенно в офшорных зонах).

Необходимо приведение механизмов развития экономики России к единой мультисервис-ной структуре информационно-вычислительных систем как организационной платформе управления. Такие меры являются основой для внедрения новых форм контроля и управления процессами социально-экономического развития на основе мониторинга закупочных операций в отношении финансово-хозяйственной деятельности в российской экономике в системе взаимосвязанных ресурсных и финансовых циклов в рамках госкорпораций и компаний с государственным участием [1].

Необходимо внедрение интеллектуальных технологий обнаружения финансовых преступлений (AML, KYC, Fraud, Case Management, Sanctions, Governance, Enterprise Risk) применительно к комплексному финансовому мониторингу структуры и движения финансовых и имущественных активов.

Требуется создание, а затем интегрирование сегментов автоматизированной системы путем комплексирования различных информационных и вычислительных платформ, используемых бюджетными и коммерческими структурами, в частности, с возможностью интерпретаций нелегитимных поведенческих моделей хозяйствующих субъектов — формата развития экономики России с учетом перспективных задач ее организационно-управленческого развития, формирующего выстраивание стабильных оперативно-коммуникационных связей государственных органов с общей цифровой платформой [2].

Рассматриваемые действия целесообразно реализовать путем интеграции системных архитектур различных программных сред в единое универсальное решение для эффективного использования в многокомпонентных коммуникационных системах различных бюджетных структур, участвующих в обеспечении экономической безопасности в деятельности за счет сбора данных от имеющихся информационных систем пространственно разнесенных структурных подразделений государственных органов и коммерческих организаций. Накопленную информацию необходимо интерпретировать и распределять с учетом функциональных задач антикриминального и антикоррупционного кластера государственных органов с интегрированием, выделением ключевых финансово-хозяйственных паттернов по отраслям, профилям финансово-хозяйственной деятельности, регионам, бизнес-единицам и т.д. для легитимной стратификации хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

При этом создается возможность автоматизированного выделения структурно-функциональных единиц криминальных корпоративных сообществ, контролирующих развитие определенного профиля хозяйственной деятельности, свойства, процедуры или экспрессию других бизнес-агентов для повышения эффективности деятельности российских органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов. Здесь необходим учет приоритета обеспечения единства механизмов управления в рамках межведомственной системы управления (интегрированной с системами Электронного правительства) деятельностью антикриминального и антикоррупционного кластера государственных органов с использованием интеллектуальных технологий и различной конфигурацией нейро-статистической обработки консолидированных мультиисточниковых информационных полей.

Для процессов достижения приемлемой с точки зрения экономической безопасности управляемости экономики России необходимы достижение нового организационного уровня противодействия развитию криминально-коррупционной составляющей и формирования сетецентри-ческого базиса мониторинга, а также координация процессов формирования, концентрации и перераспределения финансовых и материальных ресурсов (активов).

Список источников

1. Абрамов В.И. Агент-ориентированное и имитационное моделирование: перспективы в области информационных технологий / / Регио-

нальные проблемы преобразования экономики. 2018. № 11 (97). С. 386—397.

2. Абрамов В., Евдокимов Д. Разработка комплекса агент-ориентированных моделей системы государственных закупок стран Евразийского континента / / Проблемы теории и практики управления. 2019. № 1. С. 15—23.

3. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016.

4. Апканеев А.В. Стратегические направления совершенствования системы управления предприятиями атомной отрасли / / Вестник экономической интеграции. 2010. № 7. С. 47—52.

5. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Интеллектуальная электроэнергетика: новый формат интегрированного управления в единой энергетической системе России / / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. Т. 8. № 29 (170). С. 28—32.

6. Пинчук В.Н. Проблемы формирования трансграничной информационной среды управления экономикой на основе конвергентно-ин-формационных факторов / / Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 44 (86). С. 7—13.

7. Шкрабляк А.С. Тенденции развития электронных финансовых транзакций и методов их контроля в глобальных телекоммуникационных сетях / / Инженерная физика. 2009. № 9. С. 47—53.

References

1. Abramov V.I. Agent-based and simulation modeling: perspectives in the field of information technologies / / Regional problems of economic transformation. 2018. No. 11 (97). P. 386—397.

2. Abramov V., Evdokimov D. Development of a complex of agent-based models of the public procurement system of the countries of the Eurasian continent / / Problems of theory and practice of management. 2019. No. 1. P. 15—23.

3. Ageev A.I., Loginov E.L. Russia in a new economic reality. Moscow: Institute for Economic Strategies, Analytica Association, 2016.

4. Apkaneev A.V. Strategic directions for improving the management system of enterprises in the nuclear industry / / Bulletin of economic integration. 2010. No. 7. P. 47—52.

5. Loginov E.L., Loginov A.E. Intelligent power industry: a new format of integrated management in the unified energy system of Russia // National interests: priorities and security. 2012. T. 8. No. 29 (170). P. 28—32.

6. Pinchuk V.N. Problems of forming a cross-border information environment for economic management based on convergent information factors // Financial analytics: problems and solutions. 2011. No. 44 (86). P. 7—13.

7. Shkrablyak A.S. Trends in the development of electronic financial transactions and methods of their control in global telecommunication networks // Engineering Physics. 2009. No. 9. P. 47—53.

В.И. Абрамов — кандидат экономических наук; Информация об авторах

Е.Л. Логинов — доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors V.I. Abramov — candidate of economic sciences;

E.L. Loginov — doctor of economics, professor of the Russian Academy of Sciences, twice laureate of the RF Government Prize in the field of science and technology.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.08.2021; одобрена после рецензирования 10.09.2021; принята к публикации 16.10.2021.

The article was submitted 10.08.2021; approved after reviewing 10.09.2021; accepted for publication 16.10.2021.

2021 / № 4 Education. Science. Scientific personnel

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.