Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / закупочные операции / управление / экономическая безопасность / информационная система / economics / procurement operations / management / economic security / information system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимир Иванович Абрамов

Рассматриваются проблемы формирования цифровых механизмов обеспечения экономической безопасности в сфере закупочной деятельности. Предлагается применение специальных алгоритмов аппроксимации информационных матриц большой размерности, используемых для работы в режиме реального времени со сверхбольшими объемами слабоструктурированных данных из любых возможных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Владимир Иванович Абрамов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE FORMATION OF DIGITAL MECHANISMS FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE FIELD OF PROCUREMENT

The problems of the formation of digital mechanisms for ensuring economic security in the field of procurement are considered. The application of special algorithms for the approximation of information matrices of large dimension used for real-time operation with super-large volumes of semi-structured data from any possible sources is proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24412/2414-3995-2021-4-232-235

NIION: 2015-0066-4/21-045 MOSURED: 77/27-011-2021-04-244

© Абрамов В.И., 2021

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

Владимир Иванович Абрамов,

исполняющий обязанности директора, кандидат экономических наук

Институт управления образованием Российской академии образования (101000, Москва, ул. Жуковского, д. 16)

E-mail: wladimir.abramow@gmail.com

Аннотация. Рассматриваются проблемы формирования цифровых механизмов обеспечения экономической безопасности в сфере закупочной деятельности. Предлагается применение специальных алгоритмов аппроксимации информационных матриц большой размерности, используемых для работы в режиме реального времени со сверхбольшими объемами слабоструктурированных данных из любых возможных источников.

Ключевые слова: экономика, закупочные операции, управление, экономическая безопасность, информационная система

PROBLEMS OF THE FORMATION OF DIGITAL MECHANISMS FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE FIELD OF PROCUREMENT

Vladimir I. Abramov,

Acting Director of the Institute of Education Management, Candidate of Economic Sciences Russian Academy of Education (101000, Moscow, ul. Zhukovsky, d. 16)

Abstract. The problems of the formation of digital mechanisms for ensuring economic security in the field of procurement are considered. The application of special algorithms for the approximation of information matrices of large dimension used for real-time operation with super-large volumes of semi-structured data from any possible sources is proposed.

Keywords: economics, procurement operations, management, economic security, information system

Для цитирования: Абрамов В.И. Проблемы формирования цифровых механизмов обеспечения экономической безопасности в сфере закупочной деятельности. Вестник экономической безопасности. 2021;(4):232-5.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-01000351 А).

Эффективность механизмов государственного управления, а также фискально-контрольных и правоохранительных мер для снижения криминально-коррупционной составляющей в деятельности бюджетных структур, а также аффилированных с ними госкорпораций и компаний с госучастием в российской экономике с учетом идущей либерализации хозяйственного законодательства, отмены большинства ограничений на международные торгово-финансовые операции и т.д., имеет в современных условиях крайне важное значение. Интерес к рассматриваемой проблеме достаточно велик - об этом свидетельствуют многочисленные исследования, посвященные рассмотрению проблем, связанных с

совершенствованием механизмов обеспечения экономической безопасности при развитии отраслей, комплексов, предприятий на основе снижения доли криминально-коррупционной составляющей в экономике России.

Таким образом, необходимо специальное научное исследование проблем совершенствования цифровых механизмов обеспечения экономической безопасности в отношении бюджетных структур, а также аффилированных с ними госкорпораций и компаний с госучастием с целью снижения доли криминально-коррупционной составляющей, в условиях либерализации законодательства и глобализации при интеграции российских хозяйствующих

субъектов в мировую экономику, чему и посвящена настоящая работа.

Накопив экономические ресурсы, структуры сконцентрировавшие управление теневым капиталом рвутся к политической власти, которую - вследствие своей уязвимости к силовым мерам воздействия со стороны зарубежных правоохранительных и иных структур - вынуждены трансформировать в выгодном западному сообществу формате означающем утрату реальной суверенности российского государства [1].

Решением проблемы адекватного ответа на вышеописанные вызовы и угрозы теневого экономического доминирования является возможность и необходимость создания в России конвергент-но-интегрированной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры обеспечения экономической безопасности в форме, соответствующей интегрированной цифровой платформы как, своего рода, сетецентрической информационной решетки [2].

Цифровая интегрированная программно-аппаратная платформа - это качественно новая совокупность организационных, информационных, телекоммуникационных и т.п. систем и компетенций, обслуживающих государственное управление, фискальный менеджмент, правоохранительную деятельность. В рамках такой платформы формируются возможности для перехода к распараллеливанию вычислений и применению специальных алгоритмов аппроксимации информационных матриц большой размерности, используемых для работы в режиме реального времени со сверхбольшими объемами слабоструктурированных данных из любых возможных источников.

На этой основе реализуется осуществление автоматизированных процессов прогнозирования, выявления, идентификации, пресечения и предотвращения криминальных финансово-хозяйственных операций явного и латентного характера, объединенных на основе сетецентрических подходов к функционированию и взаимодействию всех элементов, что создает возможность обеспечить:

- интеграцию всех видов информационных систем, включая информационные системы обслуживающие обычное управление, фискальный менеджмент, оперативно-разыскную и следственную

деятельность по обеспечению антикриминальных и антикоррупционных аспектов экономической безопасности;

- расширение антикриминальных и антикоррупционных возможностей оздоровления процессов социально-экономического развития путем достижения нового уровня организационного взаимодействия всех госорганов - участников обеспечения экономической безопасности в деятельности в России на основе новых информационно-вычислительных сервисов путем взаимного оказания широкого спектра взаимосвязанных управленческих итераций;

- комплексирование управленческих, фискально-контрольных и правоохранительных мер для создания универсальной системы поддержки антикриминальных и антикоррупционных аспектов обеспечения экономической безопасности с полномасштабным информационным обеспечением на основе узловых точек концентрации знаний и компетенций для антикриминальной и антикоррупционной деятельности.

Такая инфраструктура создаст базу для наращивания антикриминальной активности всех структур госорганов в экономике России.

Важным элементом стратегии обеспечения благополучия социально-экономического развития России является цепочка инициации макротрендов: «снижение криминально-коррупционной составляющей» ^ «оздоровление закупочных операций» ^ «повышение экономической безопасности», включая формирование организационного механизма антикриминальных и антикоррупционных трансформаций в экономике:

1) формирование системы антикриминального и антикоррупционного анализа и мониторинга закупочных операций на основе цифровых технологий с использованием результатов для организации целенаправленных мероприятий по выявлению криминальных закупочных операций с использованием информационно-аналитических технологий и оперативных средств управленческого, фискального и правоохранительного характера, включая все госорганы;

2) интеграция всех госорганов - участников обеспечения экономической безопасности с помощью создания центров облачных сервисов как сете-

центрической среды и одновременно узловых точек концентрации знаний и компетенций для антикриминальной и антикоррупционной деятельности госорганов;

3) новые информационные модели и системы, предназначенные для поддержки антикриминальных и антикоррупционных мер мониторинга закупочных операций, а также контроля на основе цифровых технологий и их использование для оздоровления закупочных операций хозяйствующих субъектов.

С учетом перечисленных условий, рассматриваемые приоритетные подходы к совершенствованию механизмов позитивных [антикриминальных] преобразований, в первую очередь, в отношении бюджетных структур, а также афилированных с ними госкорпораций и компаний с госучастием на основе формирования и внедрения антикриминальных и антикоррупционных мер мониторинга закупочных операций, а также контроля на основе цифровых технологий и государственного воздействия должны реализовываться в рамках антикри-минально ориентированной модели обеспечения повышения управляемости экономики России. Предлагается последующая концентрация в рамках государственного управленческого контура добавленной стоимости генерируемой российскими производителями и монетизируемой при экспортных поставках. Эти меры необходимо дополнить мерами координации деятельности государственных управленческих, фискальных и правоохранительных структур в виде последовательностей трансляции выработанных организационных решений по использованию антикриминальных и антикоррупционных мер мониторинга закупочных операций, а также контроля на основе цифровых технологий на другие отрасли и виды предметной деятельности.

Анализ условий повышения управляемости экономики России показывает, что существуют неиспользованные возможности повысить степень контроля важнейших отраслей, использования ресурсов бюджетов всех уровней, эффективность противодействия криминальности оборота и направления финансовых и материальных потоков, на основе чего увеличить темпы социально-экономического развития [3; 4; 5].

В настоящее время проекты по развитию антикриминальных и антикоррупционных механизмов в отношении бюджетной деятельности столкнулись со следующими проблемами:

- импульс мер борьбы с теневой экономикой, отмыванием денег, уклонением от уплаты налогов, коррупцией и пр. (в том числе выявления реальных управляющих акторов (собственников) финансовых и имущественных активов, закамуфлированных цепочкой подставных, в том числе зарубежных компаний), задаваемый мерами по обеспечению экономической безопасности нуждается в создании новых информационно-вычислительных сервисов;

- сохраняются проблемы в сфере обеспечения функциональной совместимости антикриминальных и антикоррупционных мер мониторинга закупочных операций, а также контроля на основе цифровых технологий и государственного воздействия различных ведомств;

- множество проектов по внедрению стратегических антикриминальных методов повышения управляемости экономики России столкнулись с необходимостью выявления реальных управляющих акторов (собственников) финансовых и имущественных активов для повышения легитимности/ снижения криминальности бюджетной деятельности [6; 7; 8].

Литература

1. Абрамов В.И., Логинов Е.Л. Агентно-ори-ентированные подходы к анализу и прогнозу политических настроений в обществе и построению механизмов корректировки положительных и отрицательных реакций на социально-политические ситуации // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Материалы Седьмого Международного форума. М.: ИПР РАН, 2018. С. 373-376.

2. Логинов Е.Л. Противодействие терроризму: новые аспекты в деятельности финансовых разведок, которые осуществляют мониторинг финансовых коммуникаций / /Финансовая безопасность. 2016. № 12. С. 30-33.

3. Бобырев В.В. Нефтегазовая промышленность: масштабы и структура криминально-коррупционной составляющей, факторы противо-

действия // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. № 2. С. 33-47.

4. Краюшкин А.А. Понятие финансовой операции как вида деятельности, образующей легализацию преступных доходов // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 10. С. 113-115.

5. Моденов А.К. Формирование механизма противодействия явлениям криминализации в российской экономике // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2019. № 3. С. 211-217.

6. Абрамов В.И. Система государственных закупок и ее структурно-функциональный ана-

лиз // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-4 (77). С. 497-504.

7. Логинов Е.Л., Эриашвили Н.Д., Бортале-вич С.И., Михайлов А.В. Мониторинг сетевых связей идентифицирующих скрытых бенефициаров операций с финансовыми и имущественными активами // Государственная служба и кадры. 2016. № 2. С. 188-192.

8. Эриашвили Н.Д. Борьба с преступлениями в таможенной сфере: формирование комплексной системы информационно-аналитического мониторинга таможенных операций в рамках ЕАЭС / /Государственная служба и кадры. 2016. № 2. С. 159-164.

Угрозы экономической безопасности и их предупреждение

2-е издание

Угрозы экономической безопасности и их предупреждение.

2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Под. ред. В.В. Криворото-ва, Н.Д. Эриашвили. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены теоретические и методологические подходы к формированию понятия и основ исследования региональной экономической безопасности.

Определены и проанализированы основные угрозы региональной экономической безопасности России; обоснованы проявления угроз экономике регионов на различных этапах реформирования российской экономики, а также в современный период ее развития. Рассмотрены научные подходы к формированию индикаторов региональной экономической безопасности и их интерпретации; представлена комплексная методика оценки состояния угроз региональной экономической безопасности и приведены результаты диагностики экономической безопасности регионов Российской Федерации.

Для студентов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» (специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»), а также другим специальностям экономики и управления. Может быть рекомендовано специалистам органов государственной власти, регионального и местного управления, решающим вопросы управления экономикой и проблемы экономического развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.