Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ ЗАКУПОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ С ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ТОПОЛОГИЕЙ ФИНАНСОВОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ'

АНАЛИЗ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ ЗАКУПОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ С ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ТОПОЛОГИЕЙ ФИНАНСОВОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЗАКУПОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Владимир Иванович, Логинов Евгений Леонидович

Рассматриваются проблемы анализа многокомпонентных пространственно-временных последовательностей закупочных операций с изменяющейся топологией финансово-хозяйственных связей. Обоснована необходимость перехода к ориентации управления экономикой на упреждение будущих криминальных ситуаций за счет расширения анализируемых массивов детализированных экономических данных при мониторинге закупочных операций с выявлением их действительного криминального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамов Владимир Иванович, Логинов Евгений Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MULTICOMPONENT SPATIO-TEMPORAL SEQUENCES OF PROCUREMENT OPERATIONS WITH A CHANGING TOPOLOGY OF FINANCIAL AND ECONOMIC RELATIONS

Problems of analysis of multicomponent spatio-temporal sequences of purchasing operations with a changing topology of financial and economic relations are considered. The necessity of the transition to the orientation of economic management towards anticipating predicted criminal situations by expanding the analyzed arrays of detailed economic data when monitoring procurement transactions with the identification of their actual criminal nature has been substantiated.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ ЗАКУПОЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ С ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ТОПОЛОГИЕЙ ФИНАНСОВОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ»

Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 145 — 149. Audit journal. 2021;(4): 145 — 149.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 33

doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-145-149 NIION: 2017-0074-4/21-027 MOSURED: 77/27-021-2021-04-227

Анализ многокомпонентных пространственно-временных последовательностей закупочных операций с изменяющейся топологией финансово-хозяйственных связей

Владимир Иванович Абрамов1, Евгений Леонидович Логинов2

1 Институт управления образованием Российской академии образования, Москва, Россия, wladimir.abramow@gmail.com

2 Институт экономических стратегий, Москва, Россия, evgenloginov@gmail.com

Аннотация. Рассматриваются проблемы анализа многокомпонентных пространственно-временных последовательностей закупочных операций с изменяющейся топологией финансово-хозяйственных связей. Обоснована необходимость перехода к ориентации управления экономикой на упреждение будущих криминальных ситуаций за счет расширения анализируемых массивов детализированных экономических данных при мониторинге закупочных операций с выявлением их действительного криминального характера.

Ключевые слова: экономика, закупочные операции, управление, экономическая безопасность, информационная система

Благодарности: статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-010-00351 А).

Для цитирования: Абрамов В.И., Логинов Е.Л. Анализ многокомпонентных пространственно-временных последовательностей закупочных операций с изменяющейся топологией финансово-хозяйственных связей // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 145—149. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-145-149.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

Analysis of multicomponent spatio-temporal sequences of procurement operations with a changing topology of financial and economic relations

Vladimir I. Abramov1, Evgeny L. Loginov2

1 Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, wladimir.abramow@gmail.com

2 Institute for Economic Strategies, Moscow, Russia, evgenloginov@gmail.com

Abstract. Problems of analysis of multicomponent spatio-temporal sequences of purchasing operations with a changing topology of financial and economic relations are considered. The necessity of the transition to the orientation of economic management towards anticipating predicted criminal situations by expanding the analyzed arrays of detailed economic data when monitoring procurement transactions with the identification of their actual criminal nature has been substantiated.

Keywords: economics, procurement operations, management, economic security, information system Acknowledgments: this article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 20-010-00351 A).

For citation: Abramov V.I., Loginov E.L. Analysis of multicomponent spatio-temporal sequences of procurement operations with a changing topology of financial and economic relations // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2021;(4):145-149. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-145-149 (In Russ.).

© Абрамов В.И., Логинов Е.Л., 2021

В экономике России все более важное значение начинают играть интеллектуальные методы анализа, в том числе поведенческий анализ финансового трафика (ПАФТ) с возможностью интерпретаций нелегитимных поведенческих моделей хозяйствующих субъектов. Такой анализ является основой повышения эффективности деятельно -сти органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов, где ключевой компетенцией становится способность развивать и поддерживать мониторинговые сервисы с выявлением [криминализированных собственников] явных и скрытых форм контроля групп компаний, нацеленных на концентрацию финансовых ресурсов и установление контроля над СМИ.

Криминализированные олигархи переходят при этом к созданию собственных политических организаций, оппозиционных законно избранной политической власти России. Поэтому мониторинговые технологии важны для легитимной стратификации органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов различной ведомственной подчиненности в условиях развития глобализационных процессов производственного и экономического характера [2].

ПАФТ с выявлением количественных характеристик и структуры взаимосвязей анализируемых бизнес-агентов позволяет структурировать мультифакторную матрицу межагентских связей, которая описывает взаимосвязи в некотором пространстве состояний экономики России [и ЕАЭС]. Это пространство характеризует объемы контролируемых кластером правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб Российской Федерации финансовых и материальных ресурсов как основу формирования организационного базиса на основе цифровых технологий для противодействия развитию криминально-коррупционной составляющей в экономике России. Особенно эффективным инструментом здесь является мониторинг закупочных операций, опирающийся на расширенное использование цифровых технологий для контроля, т.е. для государственного воздействия, в том числе для обеспечения гарантии устойчивости существующих политических и экономических систем [1].

На этой основе можно обеспечить повышение эффективности процессов достижения приемлемой (с точки зрения экономической безопасности) управляемости экономики России на основе достижения нового организационного уровня противодействия развитию

криминально-коррупционной составляющей и на этой основе осуществления легитимного преобразования всего хозяйственного комплекса страны [9; 10].

Здесь требуется стратегическая межведомственная сегментация процессов мониторинга закупочных операций хозяйствующих субъектов, а также процессов контроля формирования, концентрации и перераспределения финансовых и материальных ресурсов (активов), которая создает предпосылки перехода к оздоровлению экономики.

Необходимо качественное повышение прозрачности финансовых и материальных потоков для выявления комплексного состояния взаимосвязанных объектов управления (организационных структур бизнес-агентов) с воздействием на криминально идентифицированные бизнес-структуры с территориальной дифференциаций мер воздействия в зависимости от различных характеристик полномочий и месторасположения органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов и выбора вариантов мер воздействия [3; 13].

В рамках мониторинга предполагается переход к распараллеливанию вычислений и применению специальных алгоритмов аппроксимации информационных матриц большой размерности, используемых для работы со сверхбольшими объемами слабоструктурированных данных, для автоматизации процессов прогнозирования, выявления, идентификации, пресечения и предотвращения криминальных финансово-хозяйственных операций явного и латентного характера. Тем самым, формируется основа повышения эффективности деятельности различных групп органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов для противодействия криминально-коррупционным операциям хозяйствующих субъектов [4; 5].

Чем эффективнее новые технологии мониторинга закупочных операций и координации процессов формирования, концентрации и перераспределения финансовых и материальных ресурсов (активов) государственного и негосударственного характера экономикой, тем сильнее импульс, задаваемый антитеневыми новациями [6].

В этом плане необходимо наладить процесс повышения эффективности организационного взаимодействия государственных органов на основе создания единой для всех органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов информационно-вычислительной системы (сети) с облачными

центрами предоставления информационно -вычислительных услуг и сервисов [7].

Необходим переход к ориентации управления экономикой на упреждение прогнозируемых криминальных ситуаций за счет расширения анализируемых массивов детализированных экономических данных, быстроты и качества принимаемых государственными органами управленческих решений на основе мониторинга закупочных операций с выявлением действительного криминального характера финансово-хозяйственных операций, где целями финансовой коммуникации бизнес-агентов оказывается получение доходов незаконным путем.

Рассматриваемая последовательность мер развития мониторинга закупочных операций важна для противодействия криминально -коррупционным операциям системообразующей структуры корпоративных групп российских компаний, а также для оптимизации деятельности российских органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов в системе противодействия криминально-коррупционным операциям. Данные меры необходимо реализовывать с учетом наличия крупномасштабных теневых операций, имеющих административное «прикрытие» на основе их поддержки коррумпированными чиновниками как регионального, так и межрегионального масштаба и, в особенности, международного характера.

Преобразование информационной инфраструктуры управленческих, фискальных и правоохранительных ведомств через переход к суперкомпьютерным технологиям в экономике России позволяет ускорить антитеневые преобразования российских органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов в рамках их сложившейся функциональной стратификации [12].

В связи с этим в современной российской экономике необходимо осуществление кооперационных действий государственных органов и служб экономической безопасности российских компаний, являющихся основой экономической безопасности нашей страны (наиболее крупных налогоплательщиков, экспортеров и импортеров, естественных монополий, поставщиков социально значимых работ или услуг) [11]. Такие мероприятия предлагается реализовать с конвергенцией аналитики за счет сбора данных от имеющихся информационных систем государственных органов и коммерческих структур (в том числе в условиях территориально разнесенных структур) [8].

Их необходимо связывать между собой по общим параметрам.

Полученные данные необходимо интерпретировать и распределять с учетом функциональных задач антикриминального и антикоррупционного кластера государственных органов с выявлением связей между бизнес-агентами, оцениванием криминальности отношений между государственными органами и коммерческими структурами, для прогнозирования, обнаружения и идентификации криминально детерминированных известных и неизвестных свойств финансово-хозяйственных операций.

При этом эффективность модели перехода как экономики России, так и экономик других стран — участниц ЕАЭС на интегрированные информационные комплексы государственных органов играет важнейшую роль в повышении эффективности их взаимодействия на основе создания единой для всех органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов информационно-вычислительной системы (сети) с облачными центрами предоставления информационно-вычислительных услуг и сервисов. Последняя необходима для оперативной комплексной обработки больших потоков разно -родных данных в сочетании с новыми инструментами междисциплинарного анализа и создания сетецентрической информационной системы координированного управления антикриминальной и антикоррупционной деятельностью кластера правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб. Такая система (сеть) является базой для расширения мониторинга закупочных операций, опирающегося на расширенное использование цифровых технологий, позволяет аналитически конструировать криминогенные профили риска, которые (сейчас или в перспективе) могут спрогнозировать значение количественных признаков и качественных криминально-коррупционных деформаций в экономической и политической системе Российского государства.

Реализация возможностей мониторинга закупочных операций как основы антикриминального финансово-мониторингового сопровождения хозяйственной активности бизнес -агентов обеспечит возможность реализации методов оптимизации динамического взаимодействия органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов различной ведомственной подчиненности. Необходимо комплексирование разнородных информационно-вычислительных сетей для обеспечения согласованного распределенного взаимодейст-

вия организационных структур органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов как в России, так и в перспективе в других странах — участницах ЕАЭС.

Список источников

1. Абрамов В.И. Применение агент-ориентированного подхода для оценки эффективности институциональных преобразований (на примере системы государственных закупок) // Математические методы и модели в исследовании государственных и корпоративных финансов и финансовых рынков: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. М.: ЦЭМИ РАН,

2015. С. 3—6.

2. Абрамов В.И. Система государственных закупок и ее структурно-функциональный анализ // Экономика и предпринимательство.

2016. № 12—4 (77). С. 497—504.

3. Абрамов В.И. Применение агент-ориентированного подхода и суперкомпьютерных технологий для моделирования сценариев предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в регионах и крупных городских агломерациях России // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. № 5 (64). С. 91—93.

4. Абрамов В.И., Евдокимов Д. С. Анализ актуального состояния и проблем развития бюджетной системы Российской Федерации // Проблемы рыночной экономики. 2020. № 4. С. 23—33.

5. Агеев А.И. Борьба с терроризмом: решение аналитических и оперативных задач управления в условиях критической нестабильности // Экономические стратегии. 2015. Т. 17. № 9 (134). С. 6—21.

6. Агеев А.И, Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016.

7. Агеев А.И, Логинов Е.Л., Райков А.Н. Интеллектуальные технологии организации финансового мониторинга и контроля при реализации госзакупок // Экономические стратегии. 2016. Т. 18. № 1 (135). С. 16—27.

8. Булгаков О.В. Иностранные инвестиции в российской экономике: проблемы регионального управления. Краснодар: Издательский Дом — Юг, 2000.

9. Грабчак Е.П. Формирование в рамках ЕАЭС цифровой модели повышения прозрачности и успешности обеспечения контроля движения активов между участниками товарных, финансовых и имущественных сделок // Микроэкономика. 2020. № 2. С. 5—12.

10. Гайворонский В.Л.Сущность и способы легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем // Актуальные исследования. 2021. № 23 (50). С. 74-76.

11. Логинов Е.Л. Нооэкономика: генезис конструирования новой социально-экономической реальности // Финансы и кредит. 2011. № 39 (471). С. 15-18.

12. Махутов Н.А, Яковец Ю.В. Анализ динамической организации взаимосвязей в ходе операционного взаимодействия трансгранично распределенных финансовых агентов, участвующих в операциях с валютно-финансо-выми ресурсами // Финансовые механизмы ациклического регулирования структурных диспропорций в экономике России и других стран СНГ: материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: ИПР РАН, 2017. С. 22-25.

13. Радина В.А. Методика цифровой экономики в части управления и контрольной деятельности в реальном секторе экономики // Экономические стратегии. 2019. Т. 21. № 3 (161). С. 44-56.

References

1. Abramov V.I. Application of the agent-based approach to assess the effectiveness of institutional transformations (on the example of the public procurement system) // Mathematical methods and models in the study of public and corporate finance and financial markets: collection of articles. materials Vseros. scientific-practical conf. Moscow: TsEMI RAN, 2015. P. 3-6.

2. Abramov V.I. The system of public procure -ment and its structural and functional analysis // Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 12-4 (77). Р. 497-504.

3. Abramov V.I. Application of the agent-based approach and supercomputer technologies for modeling scenarios for the prevention and elimination of emergency situations in the regions and large urban agglomerations of Russia // Competitiveness in the global world: economics, science, technologies. 2018. No. 5 (64). Р. 91-93.

4. Abramov V.I, Evdokimov D.S. Analysis of the current state and problems of development of the budgetary system of the Russian Federation // Problems of the market economy. 2020. No. 4. P. 23-33.

5. Ageev A.I. Fighting terrorism: solving analytical and operational management tasks in conditions of critical instability // Economic strategies. 2015. Vol. 17. No. 9 (134). Р. 6-21.

6. Ageev A.I, Loginov E.L. Russia in a new economic reality. Moscow: Institute for Economic Strategies, Analytica Association, 2016.

7. Ageev A.I, Loginov E.L., Raikov A.N. Intelligent technologies for organizing financial monitoring and control in the implementation of public procurement // Economic strategies. 2016. T. 18.No. 1 (135). Р. 16-27.

8. Bulgakov O.V. Foreign investments in the Russian economy: problems of regional management. Krasnodar: Publishing House — South, 2000.

9. Grabchak E.P. Formation within the EAEU of a digital model for increasing transparency and the success of ensuring control of the movement of assets between participants in commodity, financial and property transactions // Microeconomics. 2020. No. 2. P. 5—12.

10. Gaivoronsky V.L. The essence and methods of legalization (laundering) of funds or other property acquired by criminal means // Actual research. 2021. No. 23 (50). Р. 74—76.

11. Loginov E.L. Nooeconomics: the genesis of the construction of a new socio-economic reality // Finance and Credit. 2011. No. 39 (471). Р. 15—18.

12. Makhutov N.A., Yakovets Yu.V. Analysis of the dynamic organization of relationships in the course of operational interaction of cross-border distributed financial agents involved in transactions with monetary and financial resources // Financial mechanisms of acyclic regulation of structural imbalances in the economy of Russia and other CIS countries: materials of the international. scientific-practical conf. Moscow: IPR RAS, 2017. P. 22—25.

13. Radina V.A. Methodology of the digital economy in terms of management and control activities in the real sector of the economy // Economic strategies. 2019.Vol. 21.No. 3 (161). Р. 44—56.

Информация об авторах В.И. Абрамов — кандидат экономических наук;

Е.Л. Логинов — доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors V.I. Abramov — candidate of economic sciences;

E.L. Loginov — doctor of economics, professor of the Russian Academy of Sciences, twice laureate of the RF Government Prize in the field of science and technology.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.08.2021; одобрена после рецензирования 10.09.2021; принята к публикации 16.10.2021. The article was submitted 10.08.2021; approved after reviewing 10.09.2021; accepted for publication 16.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.