Научная статья на тему 'Концентрация организационно-управленческих ресурсов контролирующих ведомств в рамках цифрового мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности'

Концентрация организационно-управленческих ресурсов контролирующих ведомств в рамках цифрового мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономика / закупочные операции / управление / экономическая безопасность / информационная система / economics / procurement operations / management / economic security / information system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимир Иванович Абрамов, Евгений Леонидович Логинов

В статье рассматриваются проблемы концентрации организационно-управленческих ресурсов контролирующих ведомств в рамках цифрового мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности. Обеспечение ситуационной осведомленности позволяет оптимизировать организацию процесса управления в целом, ускорить решение задач комплексного противодействия криминально-коррупционным операциям и коллаборативного решения мультицелевых, динамично изменяемых, сложных, связанных задач реализации антикриминальной и антикоррупционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Владимир Иванович Абрамов, Евгений Леонидович Логинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concentration of organizational and managerial resources of regulatory agencies within the framework of digital monitoring of procurement operations to ensure economic security

The article discusses the problems of concentration of organizational and managerial resources of regulatory agencies in the framework of digital monitoring of procurement operations to ensure economic security. Providing situational awareness allows you to optimize the organization of the management process as a whole, to accelerate the solution of problems of comprehensive counteraction to criminal-corruption operations and collaborative solution of multi-purpose, dynamically changing, complex, tightly coupled tasks of implementing anti-criminal and anti-corruption activities.

Текст научной работы на тему «Концентрация организационно-управленческих ресурсов контролирующих ведомств в рамках цифрового мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности»

Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 92 — 96. Audit journal. 2022;(1): 92 — 96.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Научная статья УДК 33

doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-92-96 NIION: 2017-0074-1/22-015 MOSURED: 77/27-021-2022-01-215

Концентрация организационно-управленческих ресурсов контролирующих ведомств в рамках цифрового мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности

Владимир Иванович Абрамов1, Евгений Леонидович Логинов2

1 Институт управления образованием Российской академии образования, Москва, Россия, wladimir.abramow@gmail.com

2 Институт экономических стратегий, Москва, Россия, evgenloginov@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы концентрации организационно-управленческих ресурсов контролирующих ведомств в рамках цифрового мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности. Обеспечение ситуационной осведомленности позволяет оптимизировать организацию процесса управления в целом, ускорить решение задач комплексного противодействия криминально-коррупционным операциям и коллаборативного решения мультицелевых, динамично изменяемых, сложных, связанных задач реализации антикриминальной и антикоррупционной деятельности.

Ключевые слова: экономика, закупочные операции, управление, экономическая безопасность, информационная система

Благодарности: статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-010-00351 А).

Для цитирования: Абрамов В.И., Логинов Е.Л. Концентрация организационно-управленческих ресурсов контролирующих ведомств в рамках цифрового мониторинга закупочных операций для обеспечения экономической безопасности // Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 92—96. doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-92-96.

ECONOMIC SECURITY

Original article

Concentration of organizational and managerial resources of regulatory agencies within the framework of digital monitoring of procurement operations to ensure economic security

Vladimir I. Abramov1, Evgeny L. Loginov2

1 Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, wladimir.abramow@gmail.com

2 Institute for Economic Strategies, Moscow, Russia, evgenloginov@gmail.com

Abstract. The article discusses the problems of concentration of organizational and managerial resources of regulatory agencies in the framework of digital monitoring of procurement operations to ensure economic security. Providing situational awareness allows you to optimize the organization of the management process as a whole, to accelerate the solution of problems of comprehensive counteraction to criminal-corruption operations and collaborative solution of multi-purpose, dynamically changing, complex, tightly coupled tasks of implementing anti-criminal and anti-corruption activities.

Keywords: economics, procurement operations, management, economic security, information system

© Абрамов В.И., Логинов Е.Л., 2022

Acknowledgments: this article was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 20-010-00351 A).

For citation: Abramov V.I., Loginov E.L. Concentration of organizational and managerial resources of regulatory agencies within the framework of digital monitoring of procurement operations to ensure economic security // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2022;(1): 92-96. (In Russ.). doi: 10.24411/1727-80582022-1-92-96.

Одной из основ концентрации организационно-управленческих ресурсов контролирующих ведомств является развитие информационно-вычислительной инфраструктуры как базы для интегрированной межведомственной системы управления деятельностью антикриминального и антикоррупционного кластера государственных органов с использованием интеллектуальных технологий и различной конфигурацией применения нейронечетких, предикторных и аналитических моделей к анализу информационных полей, формируемых различными государственными органами и коммерческими структурами [3]. При этом создается возможность автоматизированной выработки оптимизирующих управленческих алгоритмов в деятельности органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов России для расширения мониторинга закупочных операций, опирающегося на расширенное использование цифровых технологий, а также межведомственной координации российских органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов [8].

Изучение данного вопроса показывает необходимость развития мониторинга закупочных операций на основе максимальной автоматизации процессов и процедур мониторинга. Результаты мониторинга должны позволять автоматически определять признаки активностей хозяйствующих субъектов, связанных с незаконными финансово-хозяйственными операциями (ПОД / ФТ / ФРОМУ) [4].

Такие мероприятия предлагается реализовать с возможностью поддержания различных режимов работы в зависимости от функций государственного органа (мониторинга закупочных операций), а также создания подсистемы планирования и оптимизации реализуемых мер в зависимости от социально-экономической обстановки и задач противодействия криминально-коррупционным операциям экономики.

За счет сбора различного рода экономической статистики предлагается обеспечить обнаружение кластеров криминальных и легитимных экономических событий в много-

компонентных пространственно-временных последовательностях финансово-хозяйственных операций с подвижными границами и с изменяющейся топологией формализирован-ных и неформализированных криминальных сообществ (с идентификацией участвующих государственных органов и коммерческих структур и персонифицированных криминальных руководителей). Это создает возможности согласованного распределенного контроля в отношении бюджетных структур, а также афилированных с ними госкорпораций и компаний с госучастием (наиболее крупных налогоплательщиков, экспортеров и импортеров, естественных монополий, поставщиков социально значимых работ или услуг) [9]. Здесь требуется переход на новые управленческие и контрольные технологии для выявления комплексного состояния взаимосвязанных объектов управления (оргструктур) с воздействием на криминально-идентифицированные бизнес-структуры, но и любых других бизнес-агентов [2].

При этом обеспечение информационной интероперабельности для формирования глобальных организационно-управленческих сфер управления базируется на использовании новых аппаратных средств для мониторинга закупочных операций деятельности хозяйствующих субъектов. При этом планируется применение интерактивных систем управления и информационных технологий в сочетании с осуществлением в автоматизированном режиме координации оперативных задач и планов правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также их координирования, оперативного управления на основе поступления информации в рамках обратной связи различной территориально-ведомственной подчиненности.

Мониторинг закупочных операций хозяйствующих субъектов становится важным инструментом процессов контроля формирования, концентрации и перераспределения финансовых и материальных ресурсов (активов) государственного и негосударственного характера. Это актуализирует формирование соответствующей инфраструктуры сетецен-трического управления как отраслевого, так и территориального характера [7].

В этих условиях обеспечение ситуационной осведомленности позволяет оптимизировать организацию процесса управления в целом, ускорить решение задач комплексного противодействия криминально-коррупционным операциям и коллаборативного решения мульти-целевых, динамично изменяемых, сложных, сильносвязанных задач реализации антикриминальной и антикоррупционной деятельности для устойчивого развития всех хозяйствующих субъектов [5].

Интероперабельность создает возможность сквозной интеграции организационно -го управления антикриминальной и антикоррупционной деятельностью кластера правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также спецслужб через динамическое формирование органов управления по функциональному признаку (динамических функциональных структур государственных органов с опорой на сетецентриче-скую информационную систему управления) путем адаптивной оптимизации цепочек управленческих транзакций органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов.

Сложность криминальных связей формирует необходимость межведомственной интеграции и координации, для чего обостряется потребность в формировании приложения интеллектуального анализа данных (Data Mining) к комплексному финансовому мониторингу для выяснения структуры и движения финансовых и имущественных активов. С учетом динамики развития экономики России системный потенциал развития требует легитимной стратификации органов государственного управления, фискальных и правоохранительных органов различной ведомственной подчиненности путем интеллектуализации анализа интегрированных в корпоративные электронные бухгалтерии элементов контроля закупочных операций с достижением мирового уровня легитимности закупочных операций хозяйствующих субъектов.

При формировании антикриминальных и антикоррупционных управленческих компетенций государственного управления требуется теоретическое системное обобщение указанных компонентов коллаборативного решения мультицелевых задач антикриминальной и антикоррупционной деятельности, с выявлением криминализированных ядер финансово-хозяйственных «сцепок», формирующихся на основе кланово-родственных и дружеских связей, с динамическим отслеживанием (сопровождением) состояния финан-

совой системы России в сложных условиях (кризис, санкции и пр.), затрудняющих применение традиционных методов анализа, динамику офшорных операций и с адаптацией к динамическому характеру множественных изменений конфигураций криминальных экономических и коррупционных политических связей.

Эти механизмы призваны существенно расширить возможности практического применения математических методов к анализу закупочных операций. В рамках предлагаемых механизмов реализацию сформулированных мер целесообразно реализовать возможность использования унифицированных программных компонентов в рамках элементов мониторинга закупочных операций в соответствии с функциональными задачами бюджетных структур за счет расширения функциональных характеристик сбора структурированных данных от активизированных источников и сбора и анализа слабоструктурированных данных из любых доступных источников. В результате создается возможность определения связи криминально-коррупционных результатов закупочных операций с ее исходным организационным денотатом, где криминальное поведение бизнес-агента (криминальный маркер) позволяет выделить организационную стратегию группы явных и латентных бизнес-агентов и характеристики их финансовых и имущественных активов при их обороте в России и за рубежом.

Участники экономической системы нашей страны, развивающие свою деятельность по повышению эффективности противодействия криминально-коррупционным операциям хозяйствующих субъектов как фактора, определяющего коллаборативного решения мультицелевых, динамично изменяемых, сложных, сильносвязанных задач реализации антикриминальной и антикоррупционной деятельности, формируют гарантии устойчивости политического режима и конституционного порядка. Оздоровление закупочных операций определяет векторы развития агрегированных предпринимательских структур и государственных ведомств в российской экономике на основе снижения доли криминально-коррупционной составляющей с учетом исторически обусловленных экономических особенностей экономки России. Механизмы Электронного правительства должны использоваться для создания среды быстрого распространения коллаборативного решения мультицелевых задач антикриминальной и антикоррупционной деятельности с возможностью интерпре-

таций нелегитимных поведенческих моделей хозяйствующих субъектов.

Рассматриваемые действия целесообразно реализовать с конвергенцией аналитики за счет получения разноплановых экономических данных от максимально большого количества всевозможных информационных источников с выявлением связей между бизнес -агентами, оцениванием криминальности отношений между государственными органами и коммерческими структурами для прогнозирования, обнаружения и идентификации криминально-детерминированных известных и неизвестных свойств финансово-хозяйственных операций [1].

В серьезной мере развитие коллаборатив-ного решения мультицелевых задач антикриминальной и антикоррупционной деятельно -сти определяет эффективность мониторинга закупочных операций. Требуется интеграция сегментов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с масштабированием для анализа больших и сверхбольших сетей бизнес-агентов (в том числе с выделением коллаборативного решения мультицелевых, динамично изменяемых, сложных, сильносвязанных задач реализации антикриминальной и антикоррупционной деятельности в деятельности корпоративных и квазикорпоративных групп, действующих как в России, так и за рубежом).

Именно поэтому важна функциональная интеграция совокупных информационных и вычислительных ресурсов государственных органов, входящих в антикриминальной и антикоррупционной кластер, ориентирующая процесс развития антикриминальной и антикоррупционной составляющей организационно-информационных механизмов государственных органов в нашей стране.

Необходима интеграция ведомственных и межведомственных центров облачных сервисов, соединенных в единую межрегиональную сеть как сетецентрической среды и одновременно узловых точек концентрации знаний и компетенций для антикриминальной и антикоррупционной деятельности как структуры, обеспечивающей надежность и эффективность связи первичного инвестирования, сети и потребителя [6].

Требуют дополнения управленческие механизмы, использующиеся для регулирования экономических процессов, в том числе использования новых аппаратных средств мониторинга закупочных операций, включая процессы контроля формирования, концентрации и перераспределения финансовых и

материальных ресурсов (активов), применения систем управления и информационных технологий.

Управленческие механизмы необходимо развивать с ориентацией на осуществление в автоматизированном режиме координации планов оперативной деятельности правоохранительных, фискальных и контролирующих органов, а также их координирования, оперативного управления на основе поступления информации в рамках обратной связи различной территориально-ведомственной подчиненности и синхронизации их действий.

Список источников

1. Абрамов В.И., Евдокимов Д. С. Анализ актуального состояния и проблем развития бюджетной системы Российской Федерации // Проблемы рыночной экономики. 2020. № 4. С. 23-33.

2. Агеев А.И. Борьба с терроризмом: решение аналитических и оперативных задач управления в условиях критической нестабильности // Экономические стратегии. 2015. Т. 17. № 9 (134). С. 6-21.

3. Агеев А.И, Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016.

4. Иванов С.Н. Методы мониторинга и анализа транзакций для оптимизации показателей покупок и продаж товарной продукции в системе контуров обращения криптовалюты или смарт-контрактов // Вестник экономической безопасности. 2018. № 1. С. 319—323.

5. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Критические потребительские ресурсы как инструмент глобального управления // Финансы и кредит. 2010. № 17 (401). С. 12—20.

6. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д, Абрамов В.И. Компьютерное ситуационное моделирование в управлении экономикой // Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. № 3-4. С. 31—40.

7. Матвеев А.Г. Информационно-коммуникационные приоритеты обеспечения эффективности антикриминальных действий государственных ведомств в экономике России // Экономические науки. 2010. № 70. С. 17—21.

8. Райков А.Н. Интеллектуальные технологии организации финансового мониторинга и контроля при реализации госзакупок // Экономические стратегии. 2016. Т. 18. № 1 (135). С. 16—27.

9. Эриашвили Н.Д. Борьба с преступлениями в таможенной сфере: формирование комплексной системы информационно-аналитического мониторинга таможенных опе-

раций в рамках ЕАЭС // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. С. 224-230.

References

1. Abramov V.I, Evdokimov D.S. Analysis of the current state and problems of development of the budgetary system of the Russian Federation // Problems of the market economy. 2020. No. 4. Р. 23-33.

2. Ageev A.I. Fight against terrorism: solution of analytical and operational tasks of management in conditions of critical instability // Economic strategies. 2015. V. 17. No. 9 (134). pp. 6-21.

3. Ageev A.I., Loginov E.L. Russia in the new economic reality. M.: Institute of Economic Strategies, Association "Analytics", 2016.

4. Ivanov S.N. Methods of monitoring and analysis of transactions for optimizing the indicators of purchases and sales of commercial products in the system of circuits of circulation of cryptocurrency or smart contracts. Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti. 2018. No. 1. P. 319-323.

5. Loginov E.L., Loginov A.E. Critical Consumer Resources as a Tool for Global Management // Finance and Credit. 2010. No. 17 (401). pp. 12-20.

6. Makarov V.L, Bakhtizin A.R., Sushko E.D, Abramov V.I. Computer situational modeling in economic management // State audit. Right. Economy. 2017. No. 3-4. pp. 31—40.

7. Matveev A.G. Information and communication priorities for ensuring the effectiveness of anti-criminal actions of state departments in the Russian economy // Economic Sciences. 2010. No. 70. P. 17—21.

8. Raykov A.N. Intellectual technologies for organizing financial monitoring and control in the implementation of public procurement // Economic strategies. 2016. V. 18. No. 1 (135). pp. 16—27.

9. Eriashvili N.D. Combating crimes in the customs sphere: the formation of an integrated system of information and analytical monitoring of customs operations within the framework of the EAEU // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 3. P. 224—230.

Информация об авторах

В.И. Абрамов — кандидат экономических наук, исполняющий обязанности директора Института управления образованием Российской академии образования;

Е.Л. Логинов — доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, заместитель директора Института экономических стратегий. Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors

V.I. Abramov — candidate of economic sciences, acting director of the Institute of Education Management of the Russian Academy of Education;

E.L. Loginov — doctor of economics, professor of the Russian Academy of Sciences, twice laureate of the RF Government Prize in the field of science and technology, deputy director of the Institute for Economic Strategies. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.12.2021; одобрена после рецензирования 10.01.2022; принята к публикации 10.02.2022. The article was submitted 10.12.2021; approved after reviewing 10.01.2022; accepted for publication 10.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.