Научная статья на тему 'Синтагматика слов-репрезентантов концепта «Душа» в лирике А. А. Фета'

Синтагматика слов-репрезентантов концепта «Душа» в лирике А. А. Фета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
546
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЛЕКСЕМА / СЛОВО-РЕПРЕЗЕНТАНТ / СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ПОЭТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / ПОЭТИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА / CONCEPT / A LEXEME / SYNTAGMATIC CONNECTIONS / WORDS-REPRESENTERS / POETIC CONTEXT / POETIC SEMANTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Константинова С. К.

В статье рассмотрены синтагматические связи слов-репрезентантов концепта «душа» в лирике А.А. Фета, определено место концепта «душа» в языковой картине мира поэта, выявлены доминантные характеристики образа души в стихотворениях А.А. Фета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNTAGMATICS OF WORDS-REPRESENTERS OF CONCEPT “SOUL” IN THE POETRY BY A.A. FET

In the article syntagmatic connections of words-representers of the concept “soul” in lyric poetry by A.A. Fet are considered. The role of the concept “soul” has been defined in the language picture of the world. Dominating characteristics of soul image have been reveald in the poems by A.A. Fet.

Текст научной работы на тему «Синтагматика слов-репрезентантов концепта «Душа» в лирике А. А. Фета»

УДК 801

СИНТАГМАТИКА СЛОВ-РЕПРЕЗЕНТАНТОВ КОНЦЕПТА «ДУША» В ЛИРИКЕ А.А. ФЕТА

© 2009 С. К. Константинова

канд. филол. наук, доц. каф. русского языка e-mail: skimovna@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрены синтагматические связи слов-репрезентантов концепта «душа» в лирике А.А. Фета, определено место концепта «душа» в языковой картине мира поэта, выявлены доминантные характеристики образа души в стихотворениях А.А. Фета.

Ключевые слова: концепт, лексема, слово-репрезентант, синтагматические связи, поэтический контекст, поэтическая семантика.

Концепт «душа» занимает важное место в поэтической картине мира А.А. Фета. Образ души у Фета антиномичен, как и многие другие образы поэта. «Душа» Фета любит и радуется, сомневается и страдает, полна смирения, но готова мириться с жизнью земной лишь в определенные мгновения. Чаще всего А.А. Фет показывает лирический образ души в небесной вечности, в мире гармонии.

Концепт «душа» в стихотворениях А.А. Фета вербализуется пятью именными лексемами, представленными в различных значениях. Самым частотным репрезентантом безусловно является лексема душа (158 словоупотреблений), которая употребляется в следующих значениях [СОШ: 184]:

1. ‘Духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека (иногда животных, растений), покидающая его во время смерти, сна и вновь проявляющаяся после смерти в иной материальной оболочке’:

И тайной сладостной душа моя мятется,

Когда ж окончится земное бытие,

Мне ангел кротости и грусти отзовется

На имя нежное твое («В благоговейный день...», 251-252).

2. ‘Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива; дух’: Изнемогающий больной,

Души ты не утратил силу,

И жизни мутною волной

Ты чистым унесен в могилу (На смерть А.В. Дружинина, 183).

3. ‘Внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений’:

Ты душою младенческой все поняла,

Что мне высказать тайная сила дала... (Alter ego, 54).

4. ‘Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности’:

И вот, исполнен обаянья

Перед тобою, здесь в глуши,

Я понял, светлое созданье,

Всю чистоту твоей души. (Графине С.А. Толстой, 192).

Наиболее поэтично третье значение лексемы душа - ‘ внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений’. Именно в этом значении слово душа доминирует, например, в поэзии М. Лермонтова и Е. Баратынского.

Актуальными для поэзии А.А. Фета являются различные словообразовательные модели с корнем -душ-: душевный, задушевный, бездушный.

Лексема душевный представлена в творчестве Фета в основном значении: ‘связанный с внутренним миром человека, его психическим состоянием’[СОШ: 184]:

Но с зарей потухнул жар напевный,

И душа затихнула до дна.

В озаренной глубине душевной

Лишь улыбка уст твоих видна (Романс, 135).

Слово бездушный употребляется в значении ‘без сочувственного, живого отношения к кому-чему-нибудь, равнодушный к людям, бессердечный’[СОШ: 40]: Законность измерял ты силою великой -Что ж сиротливо так безмолвствуешь теперь?

Ты сам, бездушный Рим, пал жертвой силы дикой,

Как устаревший хищный зверь (На развалинах цезарских палат, 50).

Слово задушевный используется в прямом значении ‘глубоко искренний, сердечный, сокровенный’[СОШ: 204]:

Горя огнем стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь,

И задушевных слов поблекшие узоры

От сердца моего к ланитам гонят кров (Старые письма, 51).

В качестве репрезентанта концепта «душа» мы рассматриваем лексему дух (19 словоупотреблений) в значении ‘внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива; дух’[СОШ: 183]:

Мой дух, о ночь, как падший серафим,

Признал родство с нетленной жизнью звездной И, окрылен дыханием твоим,

Готов лететь над этой тайной бездной («Как нежишь ты...», 246).

В стихотворениях А.А. Фета эта лексема встречается и в значении ‘бесплотное сверхъестественное существо’[СОШ: 183]:

Полуночные образы веют,

Как духов испугавшийся пес;

То нахлынут, то бездну откроют,

Как волна обнажает утес («Полуночные образы веют.», 119).

Проанализировав сочетаемость слова душа с другими частями речи, отмечаем, что данная лексема входит в состав как именных, так и глагольных конструкций.

Наиболее яркими среди именных конструкций являются атрибутивные сочетания, в которых слово душа выполняет роль опорного компонента. Под атрибутивными характеристиками понимаем связи опорного слова с прилагательными и причастиями или соответствующими оборотами. По мнению Л.Л. Шестаковой, к ним относятся и конструкции, в которых характеризующую функцию выполняют краткие прилагательные и причастия [Шестакова 1999: 54].

Атрибутивные связи показывают, каким представляет автор определяемый объект, какие его черты он стремится выделить. Здесь важен не только весь спектр определений, но и повторяемость, устойчивость образов.

Мы уже отмечали, что образ души в поэзии А.А. Фета очень противоречив. Сопоставив набор определений к слову душа, можно выстроить оппозитивные синонимические ряды. С одной стороны, душа обиженная, скорбящая, покорная, молящая, больная. С другой - черствая, подкупленная, суровая.

Фет использует много пейоративных определений, отражающих страдательность образа души: грустная, истерзанная, измученная:

Спасибо жизни! Пусть по воле рока Истерзана, обижена глубоко,

Душа порою в сон погружена... (Сонет, 464).

В то же время, лирический герой верит в освобождение от оков, в то, что настанут лучшие времена и его душа снова воспрянет:

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша,

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа («Учись у них - у дуба, у березы...», 63).

Душа, по Фету, не мирится с жизненными обстоятельствами, она полна стремления, готова верить и любить, готова вспыхнуть вновь и служить:

Душа дрожит, готова вспыхнуть чище,

Хотя давно угас весенний день... («Еще одно забывчивое слово.», 64). Некоторые атрибутивные характеристики лексемы душа могут быть антонимичными по семантике: благородная - подкупленная; нежная - суровая; полна стремления - покорна; чуткая - черствая. Например:

Там ждет меня друзей лелеющий союз,

С сердцами чистыми, как месяц полуночи,

С душою чуткою, как песни вещих муз

(«О нет, не стану звать утраченную радость.», 52); Ты расточительна на милые слова,

А в сердце мне не шлешь отрадного привета И втайне думаешь: причудлива, черства

Душа суровая поэта («Ты расточительна на милые слова.», 219).

Характеристики души в поэзии А.А. Фета отражают главным образом различные эмоциональные состояния лирического субъекта, по большей части позитивные. Во многих случаях душа предстает как ясный и гармоничный образ: тихая, светлая, молодая, безгрешная, мечтательная, благородная:

Театр во мгле затих. Агата В объятьях нежного стрелка.

Еще напевами объята,

Душа светла - и жизнь легка. (Ревель, 226).

Платон, исходя из аналогии между устройством государства и души, развивает учение о трех началах души: вожделеющем, пылком и разумном. У А.А. Фета, как и у Платона, душа также включает в себя три начала. Она может быть мгновенная, полная стремления, что соответствует «вожделеющему» началу у Платона:

Как нежно содрогнулась грудь Над этой тенью золотой!

Как к этим призракам прильнуть

Хочу мгновенною душой! («Тихонько движется мой конь.», 240).

И в то же время она готова вспыхнуть, мир объять, т.е. проявить свое «пылкое» начало:

Где ж это все? Еще душа пылает,

По-прежнему готова мир объять,

Напрасный жар! Никто не отвечает,

Воскреснут звуки - и замрут опять (А.Л. Брежской, 189-190).

Однако, несмотря на свою «пылкость», душа послушна, покорна, смиренная, что соответствует «разумному» началу:

Ты мне близка... Покорною душою Молюсь за ту, кем жизнь моя ясна.

Дай ей цвести, будь счастлива она С другим ли избранным, одна - или со мною

(«Владычица Сиона, пред тобою.», 206). При этом душа, по Платону, обладает свободой воли и сама может выбирать свой жребий: только по совершении акта выбора она попадает в сферу необходимости, испытывая результат своей осмотрительности или неразумия. У Фета тоже отмечается тенденция к самостоятельности, независимости души: среди атрибутивных

характеристик мы наблюдаем такие, как вольная и свободная:

Оторвись же от тусклой свечи ты душою свободной!

(«Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури.», 131-132). Традиционно в поэзии душа ведет себя как живой организм - она молодая, младенческая, больная, недужная, измученная, живая:

Пускай с души больной, борьбою утомленной,

Без грохота спадет тоскливой жизни цепь...

(«О нет, не стану звать утраченную радость.», 52);

И вот теперь ты, куколка моя,

Живой души движения скрываешь И, красоту застенчиво тая,

Взглянуть на свет украдкой замышляешь (Возвращение, 465).

Еще один аспект атрибутивных синтагматических связей - принадлежность души, выраженная с помощью притяжательных (мой, твой, ее) и определительных (весь, каждый) местоимений. В большинстве случаев поэт говорит о своей душе (моя -17) и значительно реже характеризует чью-то душу (твоя - 7, ее - 1, вся - 2, каждая -1).

Нет! Нет! Не ослепишь души моей тревожной!

Пускай я не дерзну сказать: «Ты не велик»,

Но, Рим, я радуюсь, что грустный и ничтожный

Ты здесь у ног моих приник! (На развалинах цезарских палат, 50).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К атрибутивным характеристикам относятся также распространенные и нераспространенные приложения и несогласованные определения, выраженные генитивными конструкциями. Последних сочетаний с лексемой душа в поэзии Фета мало, но они частотны. Так, 4 раза употребляется генитивная конструкция душа поэта: Над небом Франции, среди столицы света,

Где так изменчива народная волна,

Не знаю, отчего грустна душа поэта И тайной скорбию мечта его полна.

(«Под небом Франции, среди столицы света.», 47).

Душой может обладать не только поэт, художник, человек, но и созданные им произведения, инструменты. В генитивной конструкции душа замирающих скрипок лексема душа употребляется в переносном значении и представляет собой пример генитивного олицетворения:

Вдали огонек одинокий Трепещет под сумраком липок;

Исполнена тайны жестокой

Душа замирающих скрипок. («Весеннее небо глядится.», 115).

Поэт наделяет душой скрипку, музыка которой, как кажется лирическому герою, несет в себе тайну, пробуждает в нем воспоминания минувших дней, отсылает к прошлому, которое оставило неизгладимый след в душе поэта.

Однако чаще всего в генитивных сочетаниях душа выступает в роли атрибута: бред души, мир души, истома души, красота души, чистота души, мука души. В

таком грамматически зависимом положении слово душа сочетается, как правило, с существительными, которые обозначают ‘состояние, настроение, чувство, испытываемое душой, свойство души’. Например:

Тебе в молчании я простираю руку И детских укоризн в грядущем не страшусь.

Ты втайне поняла души смешную муку,

Усталых прихотей ты разгадала скуку;

Мы вместе - и судьбе я молча предаюсь

(«Тебе в молчании я простираю руку.», 45). Большую роль в уточнении семантики концепта «душа» в лирике А.А. Фета играют глагольные синтагматические связи слов-репрезентантов. Выделим две группы глаголов, сочетающихся с лексемой душа в именительном падеже и в косвенных падежах - соответственно субъектные и объектные глаголы.

Рассмотрим первую группу глаголов, в сочетании с которыми душа выступает в качестве субъекта действия. На основе анализа сочетаемости лексемы душа с субъектными глаголами мы выделили 10 тематических групп, по которым распределяются данные глагольные характеристики:

1. Полет души (лететь, вылетать, парить, прилететь, учиться переселяться): Но вот заря! Бледнеет тень,

Туман волнуется и тает,-И встретить очевидный день

Душа с восторгом вылетает («Весна и ночь покрыли дол...», 403).

2. Дрожь, трепет души (дрожать, дрогнуть, трепетать):

Вдруг звуки стройно, как орган,

Запели в отдаленьи;

Невольно дрогнула душа

При этом стройном пеньи («Был чудный майский день.», 231).

3. Жар души (кипеть, пылать, загореться):

За рубежом вседневного удела

Хотя на миг отрадно и светло;

Пока душа кипит в горниле тела,

Она летит, куда несет крыло («Все, все мое, что есть.», 69).

4. Стремление души к движению (рваться, бежать, уноситься, переноситься): Жизнь пронеслась без явного следа.

Душа рвалась - кто скажет мне куда? («Жизнь пронеслась. », 61).

5. Возрождение души (помолодеть, переболеть):

А все надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край («Какая грусть! Конец аллеи.», 108).

6. Желания, томления души (алкать, мястись):

Там наконец я все, чего душа алкала,

Ждала, надеялась, на склоне лет найду И с лона тихого земного идеала

На лоно вечности с улыбкой перейду («О нет, не стану звать.», 52).

7. Зрение души (смотреть, увидеть):

В страданьи блаженства стою пред тобою,

И смотрит мне в очи душа молодая («В страданьи блаженства. »,241).

8. Обман души (лгать):

Встает ласкательно и дружно

Былое счастье и печаль,

И лжет душа, что ей не нужно

Всего, чего глубоко жаль. (У камина, 229).

9. Смирение души (стихать, затихнуть, мириться):

Но с зарей потухнул жар напевный

И душа затихнула до дна.

В озаренной глубине душевной

Лишь улыбка уст твоих видна (Романс, 135).

10. Торжество, праздник души (праздновать, охмелеть):

Еще колеблясь и дыша

Над дорогими мертвецами,

Стремлюсь куда-то, вдаль спеша,

Но встречу с тихими гробами

Смиренно празднует душа («Не первый год у этих мест...», 53).

Классифицируем по семантике и группу объектных глаголов, которые управляют падежной формой существительного душа. Число выделенных нами групп субъектных и объектных глаголов совпадает - 10 тематических групп.

1.Стремление к движению в душе (стремиться, нестись, проноситься):

Мечтам покорствуя отважным,

Несусь душой навстречу к ним,

И вашим ласточкам бумажным

Не меньше рад я, чем живым. (М.Ф. Ванлярской, 199).

2.Желание в душе (желать умереть, хотеть прильнуть, хотеть разгадать, лелеять):

Вот здесь, не ведая ни бурь, ни грозных туч Душой, привычною к утратам,

Желал бы умереть, как утром лунный луч

Или как солнечный - с закатом. (Тургеневу, 469).

3.Молитва в душе (помолиться, молиться):

Как ангел неба безмятежный,

В сияньи тихого огня Ты помолись душою нежной

И за себя и за меня («Как ангел неба безмятежный . », 85).

4.Общение, разговор с душой (веять, навеять, говорить, вести разговор, напоминать, припоминать):

Поделись живыми снами Говори душе моей;

Что не выскажешь словами -

Звуком на душу навей («Поделись живыми снами.», 457).

5.Горение в душе (гореть):

Горел напрасно я душой,

Не озаряя ночи черной:

Я лишь вознесся пред тобой

Стезею шумной и проворной (Ракета, 267).

6.Рассвет, сияние в душе (рассветать, начинать светить, просиять):

Как лик усопшего светить Душою лучшей начинает!

Не то, чем был он, проступает,

А только то, чем мог он быть (На пятидесятилетие музы, 204).

7.Поиски в душе (искать, сыскать):

Как отрок зарею

Лукавые сны вспоминает,

Я звука душою

Ищу, что в душе обитает («Как отрок зарею.», 456).

8. Стремление в душу (проситься):

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны («Уж верба вся пушистая.», 86).

9.Предчувствия в душе (отгадать, предузнавать, разгадать):

Постигнув чудную гармонию твою -

И нежной слабости и силы сочетанье,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я что-то грустное душой предузнаю,

И жалко мне тебя, прекрасное созданье!

(«Следить твои шаги, молиться и любить.», 458).

10.Надежда, благодать в душе (верить, проникнуть благодатью):

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать (Ave Maria, 207).

Как видим, семантика субъектных и объектных глаголов, сочетающихся с лексемой «душа», во многом схожа. Душа, по Фету, способна летать, гореть, желать, чувствовать, трепетать, возрождаться; она все время стремится к движению; она ищет, молится и торжествует; в ней рождается надежда и разливается благодать; она источник света и вдохновения для поэта, с ней он ведет задушевный, бессловесный разговор. Проведенный нами синтагматический анализ показал, что А. А. Фет в два раза чаще использует лексему «душа» в сочетании с объектными глаголами (74 контекста), чем с субъектными (34 контекста).

Рассматривая синтагматические связи лексемы дух, отмечаем прежде всего их незначительную частотность.

Среди именных конструкций выделяются согласованные атрибутивные сочетания с прилагательными и причастиями: тлетворный, мощный, бесплотный, ночной, окрыленный. Например:

О, если ночь унесет тебя в мир этот странный,

Мощному духу отдайся, о друг мой желанный!

(«В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты.», 217). Представление о том, чей дух изображает поэт, дают сочетания с местоимениями мой и какой-то:

В ваших чертогах мой дух окрылился,

Правду провидит он с высей творенья. (Поэтам, 72).

Поэт использует субстантивные сочетания, в которых слово дух может быть как главным, так и зависимым: дух злобы, господство духа, сомненье духа:

Вот наш патент на благородство, -Его вручает наш поэт,

Здесь духа мощного господство,

Здесь утонченной жизни свет (На книжке стихотворений Тютчева,204)

Лексема дух чаще сочетается с субъектными глаголами, которые характеризуют дух как деятеля: покидать, веять, признать родство, окрылиться, владеть, лететь. Например:

Мой дух, о ночь, как падший серафим,

Признал родство с нетленной жизнью звездной

И, окрылен дыханием твоим,

Готов лететь над этой тайной бездной

(«Как нежишь ты, серебряная ночь», 246).

Иногда дух противопоставляется душе в одном поэтическом контексте, при этом именно дух наделяется отрицательными характеристиками:

Находят дни, - с самим собою.

Бороться сердцу тяжело,

И духа злобы над душою

Я слышу тяжкое крыло («В пору любви, мечты, свободы.», 223).

Слова-репрезентанты концепта «душа», выраженные прилагательными, не являются частотными и встречаются в единичных контекстах: Бездушные и праздные умы; бездушный Рим; Весь этот тлен, бездушный и унылый; В глубине душевной; душевная жажда; Язык душевной непогоды; в час душевных мук; улыбка задушевная; зов задушевный; И задушевных слов поблекшие узоры. Но и в этих контекстах можно заметить свойственное поэту антиномичное восприятие жизни: не имеет души (является бездушным) ум, Рим (как символ цивилизации), весь этот земной тлен, а задушевными, т.е. от души идущими, у Фета могут быть улыбка, слово, зов; свойственны поэту душевная жажда, глубина души, а также душевные муки и переживания (непогода).

Таким образом, анализ синтагматики слов-репрезентантов концепта «душа» в лирике А. А. Фета позволил выявить основные характеристики концепта в картине мира поэта. Фета волнует прежде всего душа поэта (или лирического героя), которая «измучена годами», но способна к возрождению: Миг еще - и нет волшебной сказки, И душа опять полна возможным (Фантазия, 121).

Список источников

Фет, А.А. Сочинения: В 2-х т. Т.1. Стихотворения; Поэмы; Переводы / А.А. Фет.

- М. : Худож. лит., 1982. - 575с.

Список использованныгх словарей

СОШ - Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное.

- М. : «А ТЕМП», 2004. - 944 с.

Библиографический список

Шестакова, Л.Л. Слово-образ душа в поэзии Евгения Баратынского / Л. Л. Шестакова // Русский язык в школе. - 1999. - № 4. - С. 52-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.