УДК 801
СИНТАГМАТИКА СЛОВ-РЕПРЕЗЕНТАНТОВ КОНЦЕПТА «ДУША» В ЛИРИКЕ А.А. ФЕТА
© 2009 С. К. Константинова
канд. филол. наук, доц. каф. русского языка e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье рассмотрены синтагматические связи слов-репрезентантов концепта «душа» в лирике А.А. Фета, определено место концепта «душа» в языковой картине мира поэта, выявлены доминантные характеристики образа души в стихотворениях А.А. Фета.
Ключевые слова: концепт, лексема, слово-репрезентант, синтагматические связи, поэтический контекст, поэтическая семантика.
Концепт «душа» занимает важное место в поэтической картине мира А.А. Фета. Образ души у Фета антиномичен, как и многие другие образы поэта. «Душа» Фета любит и радуется, сомневается и страдает, полна смирения, но готова мириться с жизнью земной лишь в определенные мгновения. Чаще всего А.А. Фет показывает лирический образ души в небесной вечности, в мире гармонии.
Концепт «душа» в стихотворениях А.А. Фета вербализуется пятью именными лексемами, представленными в различных значениях. Самым частотным репрезентантом безусловно является лексема душа (158 словоупотреблений), которая употребляется в следующих значениях [СОШ: 184]:
1. ‘Духовная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека (иногда животных, растений), покидающая его во время смерти, сна и вновь проявляющаяся после смерти в иной материальной оболочке’:
И тайной сладостной душа моя мятется,
Когда ж окончится земное бытие,
Мне ангел кротости и грусти отзовется
На имя нежное твое («В благоговейный день...», 251-252).
2. ‘Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива; дух’: Изнемогающий больной,
Души ты не утратил силу,
И жизни мутною волной
Ты чистым унесен в могилу (На смерть А.В. Дружинина, 183).
3. ‘Внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений’:
Ты душою младенческой все поняла,
Что мне высказать тайная сила дала... (Alter ego, 54).
4. ‘Совокупность характерных свойств, черт, присущих личности’:
И вот, исполнен обаянья
Перед тобою, здесь в глуши,
Я понял, светлое созданье,
Всю чистоту твоей души. (Графине С.А. Толстой, 192).
Наиболее поэтично третье значение лексемы душа - ‘ внутренний мир человека, мир его чувств, переживаний, настроений’. Именно в этом значении слово душа доминирует, например, в поэзии М. Лермонтова и Е. Баратынского.
Актуальными для поэзии А.А. Фета являются различные словообразовательные модели с корнем -душ-: душевный, задушевный, бездушный.
Лексема душевный представлена в творчестве Фета в основном значении: ‘связанный с внутренним миром человека, его психическим состоянием’[СОШ: 184]:
Но с зарей потухнул жар напевный,
И душа затихнула до дна.
В озаренной глубине душевной
Лишь улыбка уст твоих видна (Романс, 135).
Слово бездушный употребляется в значении ‘без сочувственного, живого отношения к кому-чему-нибудь, равнодушный к людям, бессердечный’[СОШ: 40]: Законность измерял ты силою великой -Что ж сиротливо так безмолвствуешь теперь?
Ты сам, бездушный Рим, пал жертвой силы дикой,
Как устаревший хищный зверь (На развалинах цезарских палат, 50).
Слово задушевный используется в прямом значении ‘глубоко искренний, сердечный, сокровенный’[СОШ: 204]:
Горя огнем стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кров (Старые письма, 51).
В качестве репрезентанта концепта «душа» мы рассматриваем лексему дух (19 словоупотреблений) в значении ‘внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива; дух’[СОШ: 183]:
Мой дух, о ночь, как падший серафим,
Признал родство с нетленной жизнью звездной И, окрылен дыханием твоим,
Готов лететь над этой тайной бездной («Как нежишь ты...», 246).
В стихотворениях А.А. Фета эта лексема встречается и в значении ‘бесплотное сверхъестественное существо’[СОШ: 183]:
Полуночные образы веют,
Как духов испугавшийся пес;
То нахлынут, то бездну откроют,
Как волна обнажает утес («Полуночные образы веют.», 119).
Проанализировав сочетаемость слова душа с другими частями речи, отмечаем, что данная лексема входит в состав как именных, так и глагольных конструкций.
Наиболее яркими среди именных конструкций являются атрибутивные сочетания, в которых слово душа выполняет роль опорного компонента. Под атрибутивными характеристиками понимаем связи опорного слова с прилагательными и причастиями или соответствующими оборотами. По мнению Л.Л. Шестаковой, к ним относятся и конструкции, в которых характеризующую функцию выполняют краткие прилагательные и причастия [Шестакова 1999: 54].
Атрибутивные связи показывают, каким представляет автор определяемый объект, какие его черты он стремится выделить. Здесь важен не только весь спектр определений, но и повторяемость, устойчивость образов.
Мы уже отмечали, что образ души в поэзии А.А. Фета очень противоречив. Сопоставив набор определений к слову душа, можно выстроить оппозитивные синонимические ряды. С одной стороны, душа обиженная, скорбящая, покорная, молящая, больная. С другой - черствая, подкупленная, суровая.
Фет использует много пейоративных определений, отражающих страдательность образа души: грустная, истерзанная, измученная:
Спасибо жизни! Пусть по воле рока Истерзана, обижена глубоко,
Душа порою в сон погружена... (Сонет, 464).
В то же время, лирический герой верит в освобождение от оков, в то, что настанут лучшие времена и его душа снова воспрянет:
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша,
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа («Учись у них - у дуба, у березы...», 63).
Душа, по Фету, не мирится с жизненными обстоятельствами, она полна стремления, готова верить и любить, готова вспыхнуть вновь и служить:
Душа дрожит, готова вспыхнуть чище,
Хотя давно угас весенний день... («Еще одно забывчивое слово.», 64). Некоторые атрибутивные характеристики лексемы душа могут быть антонимичными по семантике: благородная - подкупленная; нежная - суровая; полна стремления - покорна; чуткая - черствая. Например:
Там ждет меня друзей лелеющий союз,
С сердцами чистыми, как месяц полуночи,
С душою чуткою, как песни вещих муз
(«О нет, не стану звать утраченную радость.», 52); Ты расточительна на милые слова,
А в сердце мне не шлешь отрадного привета И втайне думаешь: причудлива, черства
Душа суровая поэта («Ты расточительна на милые слова.», 219).
Характеристики души в поэзии А.А. Фета отражают главным образом различные эмоциональные состояния лирического субъекта, по большей части позитивные. Во многих случаях душа предстает как ясный и гармоничный образ: тихая, светлая, молодая, безгрешная, мечтательная, благородная:
Театр во мгле затих. Агата В объятьях нежного стрелка.
Еще напевами объята,
Душа светла - и жизнь легка. (Ревель, 226).
Платон, исходя из аналогии между устройством государства и души, развивает учение о трех началах души: вожделеющем, пылком и разумном. У А.А. Фета, как и у Платона, душа также включает в себя три начала. Она может быть мгновенная, полная стремления, что соответствует «вожделеющему» началу у Платона:
Как нежно содрогнулась грудь Над этой тенью золотой!
Как к этим призракам прильнуть
Хочу мгновенною душой! («Тихонько движется мой конь.», 240).
И в то же время она готова вспыхнуть, мир объять, т.е. проявить свое «пылкое» начало:
Где ж это все? Еще душа пылает,
По-прежнему готова мир объять,
Напрасный жар! Никто не отвечает,
Воскреснут звуки - и замрут опять (А.Л. Брежской, 189-190).
Однако, несмотря на свою «пылкость», душа послушна, покорна, смиренная, что соответствует «разумному» началу:
Ты мне близка... Покорною душою Молюсь за ту, кем жизнь моя ясна.
Дай ей цвести, будь счастлива она С другим ли избранным, одна - или со мною
(«Владычица Сиона, пред тобою.», 206). При этом душа, по Платону, обладает свободой воли и сама может выбирать свой жребий: только по совершении акта выбора она попадает в сферу необходимости, испытывая результат своей осмотрительности или неразумия. У Фета тоже отмечается тенденция к самостоятельности, независимости души: среди атрибутивных
характеристик мы наблюдаем такие, как вольная и свободная:
Оторвись же от тусклой свечи ты душою свободной!
(«Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури.», 131-132). Традиционно в поэзии душа ведет себя как живой организм - она молодая, младенческая, больная, недужная, измученная, живая:
Пускай с души больной, борьбою утомленной,
Без грохота спадет тоскливой жизни цепь...
(«О нет, не стану звать утраченную радость.», 52);
И вот теперь ты, куколка моя,
Живой души движения скрываешь И, красоту застенчиво тая,
Взглянуть на свет украдкой замышляешь (Возвращение, 465).
Еще один аспект атрибутивных синтагматических связей - принадлежность души, выраженная с помощью притяжательных (мой, твой, ее) и определительных (весь, каждый) местоимений. В большинстве случаев поэт говорит о своей душе (моя -17) и значительно реже характеризует чью-то душу (твоя - 7, ее - 1, вся - 2, каждая -1).
Нет! Нет! Не ослепишь души моей тревожной!
Пускай я не дерзну сказать: «Ты не велик»,
Но, Рим, я радуюсь, что грустный и ничтожный
Ты здесь у ног моих приник! (На развалинах цезарских палат, 50).
К атрибутивным характеристикам относятся также распространенные и нераспространенные приложения и несогласованные определения, выраженные генитивными конструкциями. Последних сочетаний с лексемой душа в поэзии Фета мало, но они частотны. Так, 4 раза употребляется генитивная конструкция душа поэта: Над небом Франции, среди столицы света,
Где так изменчива народная волна,
Не знаю, отчего грустна душа поэта И тайной скорбию мечта его полна.
(«Под небом Франции, среди столицы света.», 47).
Душой может обладать не только поэт, художник, человек, но и созданные им произведения, инструменты. В генитивной конструкции душа замирающих скрипок лексема душа употребляется в переносном значении и представляет собой пример генитивного олицетворения:
Вдали огонек одинокий Трепещет под сумраком липок;
Исполнена тайны жестокой
Душа замирающих скрипок. («Весеннее небо глядится.», 115).
Поэт наделяет душой скрипку, музыка которой, как кажется лирическому герою, несет в себе тайну, пробуждает в нем воспоминания минувших дней, отсылает к прошлому, которое оставило неизгладимый след в душе поэта.
Однако чаще всего в генитивных сочетаниях душа выступает в роли атрибута: бред души, мир души, истома души, красота души, чистота души, мука души. В
таком грамматически зависимом положении слово душа сочетается, как правило, с существительными, которые обозначают ‘состояние, настроение, чувство, испытываемое душой, свойство души’. Например:
Тебе в молчании я простираю руку И детских укоризн в грядущем не страшусь.
Ты втайне поняла души смешную муку,
Усталых прихотей ты разгадала скуку;
Мы вместе - и судьбе я молча предаюсь
(«Тебе в молчании я простираю руку.», 45). Большую роль в уточнении семантики концепта «душа» в лирике А.А. Фета играют глагольные синтагматические связи слов-репрезентантов. Выделим две группы глаголов, сочетающихся с лексемой душа в именительном падеже и в косвенных падежах - соответственно субъектные и объектные глаголы.
Рассмотрим первую группу глаголов, в сочетании с которыми душа выступает в качестве субъекта действия. На основе анализа сочетаемости лексемы душа с субъектными глаголами мы выделили 10 тематических групп, по которым распределяются данные глагольные характеристики:
1. Полет души (лететь, вылетать, парить, прилететь, учиться переселяться): Но вот заря! Бледнеет тень,
Туман волнуется и тает,-И встретить очевидный день
Душа с восторгом вылетает («Весна и ночь покрыли дол...», 403).
2. Дрожь, трепет души (дрожать, дрогнуть, трепетать):
Вдруг звуки стройно, как орган,
Запели в отдаленьи;
Невольно дрогнула душа
При этом стройном пеньи («Был чудный майский день.», 231).
3. Жар души (кипеть, пылать, загореться):
За рубежом вседневного удела
Хотя на миг отрадно и светло;
Пока душа кипит в горниле тела,
Она летит, куда несет крыло («Все, все мое, что есть.», 69).
4. Стремление души к движению (рваться, бежать, уноситься, переноситься): Жизнь пронеслась без явного следа.
Душа рвалась - кто скажет мне куда? («Жизнь пронеслась. », 61).
5. Возрождение души (помолодеть, переболеть):
А все надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край («Какая грусть! Конец аллеи.», 108).
6. Желания, томления души (алкать, мястись):
Там наконец я все, чего душа алкала,
Ждала, надеялась, на склоне лет найду И с лона тихого земного идеала
На лоно вечности с улыбкой перейду («О нет, не стану звать.», 52).
7. Зрение души (смотреть, увидеть):
В страданьи блаженства стою пред тобою,
И смотрит мне в очи душа молодая («В страданьи блаженства. »,241).
8. Обман души (лгать):
Встает ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль. (У камина, 229).
9. Смирение души (стихать, затихнуть, мириться):
Но с зарей потухнул жар напевный
И душа затихнула до дна.
В озаренной глубине душевной
Лишь улыбка уст твоих видна (Романс, 135).
10. Торжество, праздник души (праздновать, охмелеть):
Еще колеблясь и дыша
Над дорогими мертвецами,
Стремлюсь куда-то, вдаль спеша,
Но встречу с тихими гробами
Смиренно празднует душа («Не первый год у этих мест...», 53).
Классифицируем по семантике и группу объектных глаголов, которые управляют падежной формой существительного душа. Число выделенных нами групп субъектных и объектных глаголов совпадает - 10 тематических групп.
1.Стремление к движению в душе (стремиться, нестись, проноситься):
Мечтам покорствуя отважным,
Несусь душой навстречу к ним,
И вашим ласточкам бумажным
Не меньше рад я, чем живым. (М.Ф. Ванлярской, 199).
2.Желание в душе (желать умереть, хотеть прильнуть, хотеть разгадать, лелеять):
Вот здесь, не ведая ни бурь, ни грозных туч Душой, привычною к утратам,
Желал бы умереть, как утром лунный луч
Или как солнечный - с закатом. (Тургеневу, 469).
3.Молитва в душе (помолиться, молиться):
Как ангел неба безмятежный,
В сияньи тихого огня Ты помолись душою нежной
И за себя и за меня («Как ангел неба безмятежный . », 85).
4.Общение, разговор с душой (веять, навеять, говорить, вести разговор, напоминать, припоминать):
Поделись живыми снами Говори душе моей;
Что не выскажешь словами -
Звуком на душу навей («Поделись живыми снами.», 457).
5.Горение в душе (гореть):
Горел напрасно я душой,
Не озаряя ночи черной:
Я лишь вознесся пред тобой
Стезею шумной и проворной (Ракета, 267).
6.Рассвет, сияние в душе (рассветать, начинать светить, просиять):
Как лик усопшего светить Душою лучшей начинает!
Не то, чем был он, проступает,
А только то, чем мог он быть (На пятидесятилетие музы, 204).
7.Поиски в душе (искать, сыскать):
Как отрок зарею
Лукавые сны вспоминает,
Я звука душою
Ищу, что в душе обитает («Как отрок зарею.», 456).
8. Стремление в душу (проситься):
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны («Уж верба вся пушистая.», 86).
9.Предчувствия в душе (отгадать, предузнавать, разгадать):
Постигнув чудную гармонию твою -
И нежной слабости и силы сочетанье,
Я что-то грустное душой предузнаю,
И жалко мне тебя, прекрасное созданье!
(«Следить твои шаги, молиться и любить.», 458).
10.Надежда, благодать в душе (верить, проникнуть благодатью):
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать (Ave Maria, 207).
Как видим, семантика субъектных и объектных глаголов, сочетающихся с лексемой «душа», во многом схожа. Душа, по Фету, способна летать, гореть, желать, чувствовать, трепетать, возрождаться; она все время стремится к движению; она ищет, молится и торжествует; в ней рождается надежда и разливается благодать; она источник света и вдохновения для поэта, с ней он ведет задушевный, бессловесный разговор. Проведенный нами синтагматический анализ показал, что А. А. Фет в два раза чаще использует лексему «душа» в сочетании с объектными глаголами (74 контекста), чем с субъектными (34 контекста).
Рассматривая синтагматические связи лексемы дух, отмечаем прежде всего их незначительную частотность.
Среди именных конструкций выделяются согласованные атрибутивные сочетания с прилагательными и причастиями: тлетворный, мощный, бесплотный, ночной, окрыленный. Например:
О, если ночь унесет тебя в мир этот странный,
Мощному духу отдайся, о друг мой желанный!
(«В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты.», 217). Представление о том, чей дух изображает поэт, дают сочетания с местоимениями мой и какой-то:
В ваших чертогах мой дух окрылился,
Правду провидит он с высей творенья. (Поэтам, 72).
Поэт использует субстантивные сочетания, в которых слово дух может быть как главным, так и зависимым: дух злобы, господство духа, сомненье духа:
Вот наш патент на благородство, -Его вручает наш поэт,
Здесь духа мощного господство,
Здесь утонченной жизни свет (На книжке стихотворений Тютчева,204)
Лексема дух чаще сочетается с субъектными глаголами, которые характеризуют дух как деятеля: покидать, веять, признать родство, окрылиться, владеть, лететь. Например:
Мой дух, о ночь, как падший серафим,
Признал родство с нетленной жизнью звездной
И, окрылен дыханием твоим,
Готов лететь над этой тайной бездной
(«Как нежишь ты, серебряная ночь», 246).
Иногда дух противопоставляется душе в одном поэтическом контексте, при этом именно дух наделяется отрицательными характеристиками:
Находят дни, - с самим собою.
Бороться сердцу тяжело,
И духа злобы над душою
Я слышу тяжкое крыло («В пору любви, мечты, свободы.», 223).
Слова-репрезентанты концепта «душа», выраженные прилагательными, не являются частотными и встречаются в единичных контекстах: Бездушные и праздные умы; бездушный Рим; Весь этот тлен, бездушный и унылый; В глубине душевной; душевная жажда; Язык душевной непогоды; в час душевных мук; улыбка задушевная; зов задушевный; И задушевных слов поблекшие узоры. Но и в этих контекстах можно заметить свойственное поэту антиномичное восприятие жизни: не имеет души (является бездушным) ум, Рим (как символ цивилизации), весь этот земной тлен, а задушевными, т.е. от души идущими, у Фета могут быть улыбка, слово, зов; свойственны поэту душевная жажда, глубина души, а также душевные муки и переживания (непогода).
Таким образом, анализ синтагматики слов-репрезентантов концепта «душа» в лирике А. А. Фета позволил выявить основные характеристики концепта в картине мира поэта. Фета волнует прежде всего душа поэта (или лирического героя), которая «измучена годами», но способна к возрождению: Миг еще - и нет волшебной сказки, И душа опять полна возможным (Фантазия, 121).
Список источников
Фет, А.А. Сочинения: В 2-х т. Т.1. Стихотворения; Поэмы; Переводы / А.А. Фет.
- М. : Худож. лит., 1982. - 575с.
Список использованныгх словарей
СОШ - Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное.
- М. : «А ТЕМП», 2004. - 944 с.
Библиографический список
Шестакова, Л.Л. Слово-образ душа в поэзии Евгения Баратынского / Л. Л. Шестакова // Русский язык в школе. - 1999. - № 4. - С. 52-59.