Научная статья на тему 'Мир эмоций в поэзии А. А. Фета'

Мир эмоций в поэзии А. А. Фета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1607
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ЭМОЦИИ / КОНЦЕПТ / СТРУКТУРА КОНЦЕПТА / А.А. ФЕТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скляр Елена Станиславовна

В статье уделено внимание изучению лексики, номинирующей первичные и вторичные эмоции в поэзии А.А. Фета, рассмотрена структура концепта, выявлены концепты, наиболее значимые для творчества лирика. Проведен анализ стихотворных текстов поэта, на основе которых автор осуществляет классификацию эмоций с учетом разных семантических признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мир эмоций в поэзии А. А. Фета»

УДК 811.161.1

Е.С. Скляр

МИР ЭМОЦИЙ В ПОЭЗИИ А.А. ФЕТА

В статье уделено внимание изучению лексики, номинирующей первичные и вторичные эмоции в поэзии А.А. Фета, рассмотрена структура концепта, выявлены концепты, наиболее значимые для творчества лирика. Проведен анализ стихотворных текстов поэта, на основе которых автор осуществляет классификацию эмоций с учетом разных семантических признаков.

Ключевые слова: эмоции, первичные и вторичные эмоции, концепт, структура концепта, А.А. Фет

Эмоциональные состояния издавна привлекали к себе внимание ученых, однако психология эмоций является одной из областей науки, в которой существуют серьезные терминологические трудности. В современной психологии эмоций предлагается множество самых разнообразных определений понятия «эмоция». Единственное положение, в котором сходятся почти все теоретики, состоит в том, что этот термин не имеет никакого общепринятого определения [4, с. 50]. Как отмечает К. Изард, психология сравнительно недавно обратилась к серьезному исследованию проблемы эмоций, в отношении которых существуют самые разные мнения. Некоторые исследователи утверждают, что эмоции никак не связаны с поведением, но есть и противоположный подход, на основе которого считается, что эмоции составляют первичную мо-тивационную систему человека [3, с. 38-39].

Ключом к изучению человеческих эмоций, по мнению В.И. Шаховского, является язык, который «номинирует эмоции, выражает их, описывает, имитирует, категоризует, классифицирует, структурирует, комментирует, изобретает искренние и неискренние средства для их экспликации / импликации, для манифестации и сокрытия, предлагает средства для языкового манипулирования и моделирования соответствующих эмоций. Именно язык формирует эмоциональную картину мира представителей той или иной лингвокультуры. Эмоции мотивируют когницию; эмоции порождаются особыми ситуациями, но и сами порождают определенные ситуации. Они неотрывны от языка, их можно и нужно изучать с помощью языка, и именно язык является и объектом, и инструментом изучения эмоций» [7, с. 3-4].

В данной статье делается попытка описать оязыковленные первичные и вторичные эмоции, объективированные в поэтическом наследии А.А. Фета [6]. Интерес к поэтическим текстам вызван тем, что, как считает И.В. Быдина, для по-

этического слова характерно увеличение «удельного веса» эмотивной доли, под которой автор понимает часть лексического значения, которая «отвечает» за языковую манифестацию или вызывание эмоций и эмоционального отношения. При восприятии подобного слова главным оказывается его эмотивное содержание, поскольку поэт стремится эмоционально воздействовать на читателя [2, с. 224-225].

В своем исследовании мы основываемся на работе М.Л. Бутовской [1], которая вслед за Дар-вином и другими учеными выделяет первичные и вторичные эмоции. К первичным, или базовым, эмоциям ученый относит те, которые появляются уже в первые месяцы жизни и которые присутствуют в репертуаре всех без исключения человеческих культур (положительные - радость / счастье, интерес / удивление, отрицательные -гнев, грусть, страх и отвращение). Вторичные эмоции появляются позднее и связаны с формированием самосознания и усвоением культурных правил и стандартов поведения. В современной литературе к вторичным эмоциям относят эмпа-тию, смущение, зависть, стыд, гордость, чувство вины и любовь [1, с. 177-178, 189].

В целом концептосфера «Эмоциональный опыт человека» включает в себя 13 концептов: «вина», «гнев», «гордость», «грусть», «зависть», «интерес», «любовь», «отвращение», «радость», «страх», «смущение», «стыд» и «сочувствие».

Структура любого концепта может быть представлена концептуальным маркером - языковой единицей, используемой при необходимости назвать концепт, ядерной части, окружающей маркер, и периферии [5, с. 5]. На роль маркера концепта подходят слова, соответствующие прямым номинациям эмоций (напр., гнев, грусть, любовь, радость, страх, стыд). Синонимы концептуального маркера образуют ядерную зону парадигмы, например, ядро концепта «гнев» составляют синонимы досада, злоба, негодованье. Перифе-

122

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© Е.С. Скляр, 2009

Мир эмоций в поэзии А.А. Фета

рию концептов образуют группы производных и непроизводных лексем разных частей речи, имеющих словообразовательные связи с прямыми и синонимичными наименованиями эмоций (запуганность, стыдливость, счастливец; веселый, грустный, завидный; блаженствовать, восхищать, гневить; отрадно, радостно, страшно); многозначные слова разных частей речи, имеющие производные переносные значения, передающие эмоциональные состояния (золотой 'счастливый', сладкий 'доставляющий удовольствие'; праздник 'радость', сладость 'наслаждение'; вздыхать 'грустить'); сложные лексемы, одна из частей которых связана словообразовательными отношениями с прямыми или синонимичными номинациями эмоций (безумно-счастливый, грустно-небрежный, бешено-игривый, блаженно-равнодушный).

Всего в стихотворениях А.А. Фета нами было выявлено 195 слов, вербализующих первичные и вторичные эмоции. Наибольшим лексемным разнообразием отличаются концепты «радость» (42 лексемы), «любовь» (33 лексемы) и «грусть» (31 лексема). Менее важным для творчества поэта является концепт «зависть», объективированный тремя словами, а концепт «отвращение» представлен только одним единичным именем прилагательным противный.

Отметим, что к высокочастотной лексике относятся 14 лексем, или 7,2% от общего числа анализируемых слов. Представим их в порядке убывания частотности: любить (82 словоупотребления), любовь (72 с/у), счастье (64 с/у), радость (25 с/у), нежный (23 с/у), страсть (21 с/у), восторг (20 с/у), рад (20 с/у), тоска (19 с/у), бояться (19 с/у), блаженный (17 с/у), сладко (17 с/у), печаль (17 с/у) и сладкий (15 с/у). Слой частотной лексики составляют 40 лексем, или 20,5%; низкочастотная лексика включает 141 слово, или 72,3%. В целом в поэзии Фета больше лексем, называющих положительные эмоции, и значительно выше суммарная частотность таких слов.

Анализ поэтических текстов позволяет нам классифицировать эмоции по разным семантическим признакам. С одной стороны, эмоции безграничны: я понял те слезы, я понял те муки <...> где внемлешь, что радость не знает предела, где веришь, что счастью не будет конца (с. 136); и душою подкупленной веришь, что, как мир, бесконечна любовь (с. 89), с другой, - чувства конечны: отзвучала последняя нежная лас-

ка (с. 225); и за тебя, звезда и роза, закат любви благословлять (с. 89).

Эмоции в лирике автора приобретают временную протяженность (от самого маленького промежутка до отрезка длиной в несколько лет): я жду, нельзя ли превозмочь твоей холодности, подметить миг участья (с. 219); это все я, поэт-чародей, расточу за мгновение ласки (с. 262); годы страсти, годы спора пронеслися вдруг (с. 161); в пору любви, мечты, свободы, в мерцаньирозо-вого дня язык душевной непогоды был непонятен для меня (с. 223). Нередко чувства относятся к прошлому: встает ласкательно и дружно былое счастье и печаль (с. 228); ожившая память несется к прошедшей тоске и веселью (с. 115); прежнего счастья, конечно, уже не видать (с. 71).

Эмоциональные состояния имеют температурную характеристику: на сердце жар любви, и трепет, и печаль (с. 44); в нем слышен жар любви, в нем жажда идеала (с. 187); дохнет тепло любви (с. 44); тепло участия пропало и на душе ее зима (с. 271).

Чувства могут иметь разные способы вербализации: у любви есть слова, те слова не умрут (с. 54); младенческой ласки доступен мне лепет (с. 116); я помню, вспоминаю язык любви, цветов, ночных страстей (с. 54); страстей твоих так звонок родной язык (с. 210).

Часто в поэзии А.А. Фета эмоции олицетворяются: бывалое горе уснуло в груди (с. 213); окна в решетках и сумрачны лица, злоба глядит ненавистно на брата (с. 53); живет восторг на блекнущих устах (с. 74); молчит стыдливая печаль (с. 62); к себе зазывала любовь и блеском и страстью пахучей (с. 260). Чувства приобретают мимическое и физиологическое проявление: в этих звуках на жаркие слезы твои кротко светит улыбка любви (с. 127); твои агатовые глазки с улыбкой радости и ласки порою смотрят на меня (с. 236); улыбка томительной скуки средь общей веселия жажды (с. 120); дыша порывисто, один, никем не зримый, досады и стыда румянами палимый (с. 41). Нередко эмоциональные состояния сопровождаются слезами: поведает заря, что минул день ненастья, - былинки не найдешь и не найдешь листа, чтобы не плакал он и не сиял от счастья (с. 67); и во сне только любит и любит, и от счастия плачет и спит (с. 82); так тихо, будто ночь сама подслушать хочет рыдания любви (с. 232). Подобно птицам, чувства имеют крылья: и духа злобы над

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

123

душой я слышу тяжкое крыло (с. 223); но, если на крышах гордыни, познать дерзаешь ты, как бог, не заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог (с. 58).

Эмоцией можно проникнуться, она овладевает человеком, заполняет его, приводит к состоянию душевного подъема: позволь мне моей нераздельной любовью, забыв все на свете, дышать (с. 139); в дальний путь душа лететь готова, не трепетом, а радостью объята (с. 229); кругом гудят леса, грохочет гром, и в блеске огней гляжу я снизу, когда, испугом обуян, на скалы мечет океан твою серебряную ризу (с. 66); округленный восторгом, не лгу (с. 277). При этом эмоции могут иметь разную степень проявления и не всегда бывают явными: радость сияла, чиста безупречно (с. 53); но перед ним туда навек закрыта дверь, где радость теплится страданья (с. 258); так теплится счастье далеко, так холоден ближний, родимый приют (с. 278); лишь тайная тоска в душе осиротелой (с. 64).

Чувства входят в определенный круг психических явлений: необъятный, непонятный, благовонный, благодатный мир любви передо мной (с. 248); стремлюсь душою в блаженный мир любви, добра и красоты (с. 251). Они могут служить объектом для достижения, поиска, в связи с чем переходят в разряд ценных явлений: счастья ищем мы земного не у людей (с. 131); скажи, не я ль на первые воззванья страстей в ответ искал блаженств (с. 210); со взором сладострастья, в тебе последнего участья искать, страдалец обречен (с. 47); ступенями к томительному счастью не меньше я, чем счастьем, дорожу (с. 276); своей тоской, как счастьем, дорожу (с. 128).

Эмоции оказывают не только положительное, но и негативное влияние на жизнь человека: судьба тебя тоской непраздной истерзала (с. 187); пропаду я от тоски и лени (с. 88); со страстей рехнуся я (с. 111); пусть умру я, распевая, от восторгов и усилья (с. 273); ах, любовь только губит нас, девушек! (с. 168). Порой благородные

чувства сопровождаются обманом: иль эта страсть больная солгала (с. 223); ты восторгов опасных старался обуздывать ложь (с. 185). Однако подобные примеры в лирике поэта встречаются редко.

Таким образом, мир эмоций ярко представлен в поэзии А.А. Фета, где эмоциональные состояния часто смешиваются: странное чувство какое-то в несколько дней овладело телом моим и душой, целым моим существом: радость и светлая грусть (с. 43); заря, и счастье, и обман, - как сладки вы душе моей (с. 240); в лице божественном и горе и испуг (с. 169); на душе и стыд, и горе: как осмелиться богине рассказать свою кручину (с. 172). Разнообразные, порой противоречивые чувства выступают в целых комплексах, что говорит о наличии «сложных» переживаний, испытываемых лирическими героями и о своеобразии поэтической манеры А.А. Фета.

Библиографический список

1. БутовскаяМ.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные коммуникации человека). - М.: Научный мир, 2004. - 440 с.

2. Быдина И.В. Поэтический текст как эмотив-ный тип текста // Язык и эмоции: сб. науч. тр. / ВГПУ - Волгоград: Перемена, 1995. - С. 220-232.

3. Изард К. Психология эмоций / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 1999, - 464 с.: ил.

4. Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций // Вопросы психологии. - 1999. -№2. - С. 50-61.

5. Савенкова Л.Б. Типология языковых единиц и концептуальная парадигма // Славянские языки и культура. Материалы Международной научной конференции. (Тула, 17-19 мая 2007 г.). -Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2007. - С. 3-6.

6. Фет А.А. Сочинения. Стихотворения. Поэмы. Переводы // Сочинения: В 2 т. - М.: Художественная литература, 1982. - Т. 1. - С. 41-278.

7. Шаховский В.И. Лингвистика эмоций // Филологические науки. - 2007. - №5. - С. 3-13.

124

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.