Научная статья на тему 'Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов)'

Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
845
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пименоеа М.В.

Статья посвящена анализу эмотивных концептов, которые относятся к сфере внутреннего мира. Существуют некоторые типологические признаки, которые характеризуют все или почти все концепты внутреннего мира. Основная цель статьи описание таких признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of structural elements of inner world concepts (emotional concepts)

The article is devoted to the analysis of the emotive concepts. The emotive concepts are included in the sphere of inner world. There are some typological features which characterize all or majority of concepts of inner world. The description of such features is the main goal of this article.

Текст научной работы на тему «Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов)»

М.В. Пименоеа

ТИПОЛОГИЯ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНЦЕПТОВ ВНУТРЕННЕГО МИРА

(на примере эмоциональных концептов)

Статья посвящена анализу эмотивных концептов, которые относятся к сфере внутреннего мира. Существуют некоторые типологические признаки, которые характеризуют все или почти все концепты внутреннего мира. Основная цель статьи - описание таких признаков.

При анализе того или иного концепта исследователь ставит перед собой разнообразные задачи. В данной статье предлагается рассмотрение вопроса о типовых (присущих большинству структур) элементах концептуальных структур, свойственных для описания метафизических составляющих человека - эмоций, традиционно относящихся к сфере внутреннего мира [Пиме-нова 1999].

Концепты реализуются в языке различными способами. Так, у одного и того же концепта может быть несколько способов обозначения. Например, концепт грусть в русском языке может реализоваться посредством лексем (грусть, грустить, грустный, грустно), композитов* (грусть-печаль), а также словосочетаний (грусть охватила, прогнать грусть, вытеснить грусть) и т.д. Описание концепта может происходить в виде определения максимального набора признаков, свойственных исследуемому концепту. Такие признаки формируют структуру концепта. Под структурой концепта понимается совокупность всех признаков, свойственных тому или иному концепту. Выявление структуры концепта возможно через наблюдение за сочетаемостью соответствующих языковых знаков. По словам Е.В. Рахилиной, «все те свойства, которые определяют сочетаемость, не являются собственными свойствами объектов как таковых, потому что они не описывают реальный мир. Они соотносятся лишь с отражением реального мира в языке, т.е. с тем, что принято называть языковой картиной мира» [Рахилина 2000: 338].

Концепты внутреннего мира обычно представлены в языке посредством метафор. Как отметил А.П. Чудинов, «каждая из ... метафор

- это только мелкая деталь, .малозаметное стёклышко в огромной мозаике, но подобные образы

- это реализация действительно существующих в общественном сознании моделей... Важно подчеркнуть, что метафорическое зеркало отражает

Композиты - случаи промежуточного состояния между словосочетанием и сложным словом [Хроленко 1985: 167].

не реальное положение дел..., а его восприятие в национальном сознании» [Чудинов 2003: 211]. Метафора привычна в описании любых реалий, «наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорична по своей сути... Наша понятийная система играет, таким образом, центральную роль в определении повседневной реальности ..., наша понятийная система носит преимущественно метафорический характер, ... наше мышление, повседневный опыт и поведение в значительной степени обусловливаются метафорой» [Лакофф, Джонсон 1990: 387]. Метафора концептуальная не равнозначна понятию «языковая метафора». По словам А. Ченки, «в когнитивных исследованиях принято отличать метафору как термин от метафорического выражения. Под метафорой подразумевается концептуальная метафора (conceptual metaphor) - способ думать об одной области через призму другой, например «ЛЮБОВЬ - ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ». Метафорические выражения - это отражения метафор в языке (например, Our relationship has hit a dead-end street 'Наши отношения зашли в тупик'). Важно заметить, что, согласно данной теории, метафоры могут быть выражены разными способами - не только языком, но и жестами, и культурными обычаями. Изучение метафор поэтому может пролить свет на более широкую тему: связи между языком и культурой» [Ченки 1997: 351-352]. Жестами могут быть выражены разнообразные концептуальные метафоры. Так, носители русского языка жестом, который обозначается как «повертеть пальцем у виска», передают концептуальную метафору 'ГОЛОВА - МЕХАНИЗМ'. Такие концептуальные метафоры могут соотноситься с языковыми выражениями таких метафор (ср.: одного винтика не хватает). Носители английского языка используют другую концептуальную метафору, употребляя жест «костяшками пальцев, согнутыми в кулак, постучать по чужой голове», который сопровождается словами Is anybody home? 'Есть кто-нибудь дома?' (по-русски мы говорим: не все дома, сопровождающий жест

при этом несколько другой - стучат согнутым указательным пальцем в области выше виска). Здесь речь идёт о концептуальной метафоре 'ГОЛОВА-ДОМ'. Концептуальные метафоры могут трансформироваться (ср., например, метафору 'ГОЛОВА - ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ ДОМА': чердак; крыша поехала; У него из голубятни все голуби улетели; У него изба без верху, одного стропильца нету. Даль).

Метафору обозначают как перенос из области-источника в область-мишень. Область-источник (которую ещё называют донорской зоной) - это та основа, признаки, свойства и значимые характеристики которой переносятся на другую область описания (реципиентную зону). Человеку не нужно придумывать слова; он пользуется теми ресурсами, которые есть в его языке. Внутренний мир человека - область абстракции; составляющие этой области - явления метафизические, ирреальные. Для того чтобы передать эти ирреальные сущности, язык предоставляет возможности использования знаков, закрепивших за собой уже существующий физический опыт.

В основе концептуальных метафор находятся когнитивные модели. Под когнитивной моделью понимается некоторый стереотипный образ, с помощью которого организуется опыт, знания о мире. Такая модель определяет концептуальную организацию нашего опыта, наше к нему отношение, а также то, что мы желаем выразить. Иными словами, значение слова может быть представлено в виде когнитивной модели - структуры представления знания - связанной схематизации опыта, в которой фиксируются прототипические знания о действительности, содержится основная (типовая) информация о том или ином концепте. Когнитивные модели, так или иначе реализованные в языковых знаках, обнаруживают относительную простоту структурных типов и представляют собой последовательную систему, построенную на универсальных законах. Концептуальные метафоры и соответствующие когнитивные модели, используемые для описания внутреннего мира человека, можно свести в виде универсальной типовой структуры концептов. В качестве иллюстраций используются словосочетания с лексемами, обозначающими эмоции, при помощи которых в русском языке репрезентируются эмотивные концепты.

В качестве области-источника выступают знания о живой и неживой природе. Неживая

природа представлена признаками стихий, вещества и предметов, живая природа - признаками растений и живых существ.

Схема 1

- стихия

- вещество

КОНЦЕПТ - растение

- живое существо

- предмет

Как видно из схемы 1, эмотивным концептам свойственно выражение в языке через признаки мира внешнего. Чтобы описать невидимое, метафизическое, человек не изобретает новые знаки, а пользуется уже существующими. Описывая явления внутреннего мира, носитель языка соотносит их с тем, что другим носителям (и ему самому) уже известно. Так возникает уподобление эмоций стихиям, веществу, растениям, живым существам, предметам. Существующие знания о мире принадлежат к фонду общей для всех носителей языка информации. Таким образом, концепты внутреннего мира соотносятся с концептами мира физического на основе уподобления (сравнения/ аналогии) первых вторым. Характеристика, на которой основывается такое уподобление (сравнение/ аналогия), позволяет утверждать сходство между известным и неизвестным. Такое сходство квалифицируется как признак концепта. Признак концепта - это то общее основание, по которому сравниваются некоторые несхожие явления. Как отметил В.В. Ко-лесов, «признак - всегда образ, история каждого древнего слова и есть сгущение образов - исходных представлений - в законченное понятие о предмете» [Колесов 2000: 11]. Реконструкция структуры концепта осуществляется путём выявления всех возможных признаков, которые могут быть объединены по общей для них видовой или родовой ассоциативной характеристике.

Признаки стихий реализуются через характеристики огня, воды, воздуха и земли.

Огонь - огонь любви; пламя страсти (ср.: Любовь была пламенная, иссушающая беднягино сердце. (Булгаков «Вьюга»); Нудные, затасканные слова, какими он говорил, не были в состоянии погасить радость. (Сергеев «Семейский сруб»). Признаки огня используются для выражения тех эмоций,

которые традиционно относят к сильным, проявления которых требуют сил, энергии.

Вода - излить свой гнев/ свои чувства; выплеснуть страсти (ср.: И в излиянъе чувств народных, Как божья чистая роса, Племен признательно-свободных На них затеплится слеза! (Тютчев «По прочтении депеш императорского кабинета, напечатанных в «Journal de St.-Petersbourg»); Из переполненной господним гневом чаши Кровь льется чрез край, И Запад тонет в ней. Кровь хлынет и на нас, друзья и братья наши! (Тютчев «Два единства»); Чей дух ленивый дремлет вечно, В том мысль и чувствие сердечно, Как в луже мутная вода. (Нахимов «Песнь луже»); Нахлынувшая радость потускнела. (Полевой «Повесть о настоящем человеке»). Согласно народным представлениям кровь выступает носителем чувств. Признаки воды у концептов эмоций - это, вероятно, проявление метонимического переноса.

Воздух - повеяло тоской/ грустью/ печалью; буря чувств (ср.: О, дай болящей исцеленье, Отрадой в душу ей повей, Чтобы в Христово воскресенье Всецело жизнь воскресла в пей... (Тютчев «День православного Востока...»); Повернувшись, она уходит, овеяв всех своей печалью. (Полевой «Повесть о настоящем человеке»). Признаки воздуха обычно свойственны тем концептам эмоций, которые относятся к слабым, тихим.

Земля - вырасти в любви (ср.: Я победить жестокость не умел. Но я ношу отказ и месть с собою; Но я в любви моей закоренел. (Лермонтов «К другу»). Земля - это символ постоянности, устойчивости. Эмоции же подвижны, изменчивы. Редкие эмотивные концепты имеют в своих структурах признаки земли.

Некоторые признаки концепта выражаются косвенно, для их выявления необходимо использовать интерпретативные процедуры или искать аналогии (выражения остудить пыл страстей, остудить гнев означают, что страсти, гнев могут быть горячими, ср.: страсть горит в глазах, гнев пылает; температурные метафоры используются для описания как стихийных, так и вещественных признаков концептов). Признаки стихий могут контаминироваться (ср. примеры, где совмещаются признаки 'огня' и 'воды': Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном, пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам... (Тютчев «Поэзия»); В сердце его накипала тоска. (Полевой «Повесть о настоящем человеке»); ср. также: огненный поток страсти/ гнева/ чувства).

Схема 2

- огонь

СТИХИЯ - вода

- земля

- воздух

Один и тот же признак может выражаться в языке разнообразными языковыми способами. Так, признак 'огонь' у концепта 'душа' в языке реализуется при помощи (1) отдельных слов - разными частями речи: глаголами и производными (любовь горит/ угасла; угасающая любовь), именами существительными и прилагательными (пламенная/ горячая/ жаркая/ жгучая/ пылкая любовь; пламя/ огонь/ пыл/ жар любви), (2) сочетаниями слов - свободными и устойчивыми сочетаниями (сгорать в пламени любви).

Признаки вещества у концептов внутреннего мира вариативны. Чаще вещество представлено признаками 'металла', 'жидкости', 'газа', 'кристалла', 'растворимого вещества', 'смеси' (жидкость - возмущение кипит; чувства кипят; ср.: кипятиться разг. «сердиться; гневаться»; кристалл - кристальная любовь; грани любви; растворимое вещество - злость растворилась; Пока я стоял на углу, возникшее чувство умиления растворилось бесследно. (Сергеев «Залито асфальтом»); смесь - смесь чувств; смешанные чувства; мешанина чувств; ...Мечик испытывал тогда смесь страха и сознания своего неоплатного долга перед этим человеком. (Фадеев «Разгром»), Многие эмоции отождествляются с ядом, отравой (яд любви; злости яд; Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд её мрачит... (Лермонтов «Монолог»); Тогда я понял, Что такое Русь. Я понял, что такое слава. И потому мне В душу грусть Вошла, как горькая отрава. (Есенин «Мой путь»). Концепты отличаются друг от друга своими структурами или фрагментами структур. Некоторые признаки могут включаться в структуры концептов в виде окказиональных. Так, признак 'свинец' у концепта тоска - окказиональный {Лежала в сердце, как свинец, Тоска любви без упованья.

(Пушкин «Кавказский пленник»). Признак 'газ/ дым' часто встречается в структурах эмотивных концептов, таких, как, например, злость, ненависть, радость (злость и ненависть испарились/ улетучились; С каждым его шагом чувство виновности в Мечике росло, а радость улетучивалась... (Фадеев «Разгром»), гнев (задохнуться от гнева), надежда, тоска (надежды развеялись, как дым; надежда улетучилась; Я быстро умчался в Питер Развеять тоску и сон. (Есенин «Анна Онегина»), грусть (грусть рассеялась; Чем же грусть мою рассею, Сердце успокою чем? Не хочу и не умею В сердце быть властна моем. (Нелединский-Мелецкий «Выйду я на реченьку...»).

Схема 3

- газ

- жидкость

ВЕЩЕСТВО - металл

- кристалл

- яд

Стихии и вещества относятся к неживой природе. Живую природу представляют растения, живые существа (люди, животные, птицы, насекомые).

Растения могут быть описаны через разные группы признаков. Вегетативный (растительный, фитонимический, фитоморфный) код является одним из универсальных способов описания мира и его фрагментов, который обычно используется в системах различных классификаций (нежность растёт; возбуждение возрастает; Казалось даже, что я говорил ему это, но он всё уходил от меня и я плохо его видел, а моя нежность к Зине возрастала... (Бунин «Без роду-племени»); Наше возбуждение нарастаю, хотя нам ещё не объявши, для чего строят. (Сергеев «Залито асфальтом»).

Первую группу формируют морфологические признаки растения: 'корни', 'ветви', 'листья', 'стебли/ стволы', 'цветы', 'плоды' (корни - любовь пустила свои корни в душе; ветви/ ствол - прививать любовь к кому/ чему; листья - буйная радость; тоска зелёная; плоды - горечь; горькая печаль; терпкая/ сладкая мука; сладость счастья/ радости/ любви).

Схема 4

- корни

- стебли

МОРФОЛОГИЯ - ветви

стволы

РАСТЕНИЯ

- крона

- листья

Вторую группу образуют признаки видов растений: цветы, злаки, деревья, трава (цвет/ цветение - радости/ счастья цветы; злаки - зреет паника/ гнев/ любовь/ тревога; ср.: -Панику сеешь, - сказал хладнокровно Карась. (Булгаков «Белая гвардия»); трава - любовь/ радость завяла/ пожухла).

Схема 5

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МАССИВ - лес

- сад

- нива

Третью группу образуют признаки растительного массива: лес, бор, сад, нива (лес - непроходимая злоба; чахлая любовь; нива - пожинать плоды любви; пожинать страдание/ муку; сад - сады любви/ счастья).

Схема 6

- цветы

- плоды

ВИДЫ РАСТЕНИЙ - злаки

- цветы

- деревья

- трава

Самые обширные по количеству выделяемых групп признаков представляют собой признаки живого существа. Такие признаки называются витальными (или биоморфными). К ним относятся общие для живых существ особенности: 'жизнь/ смерть', 'наличие дыхания', 'способность спать/ просыпаться', 'необходимость питания', 'движение/ отсутствие движения', 'физическое состояние' и т.д. К этому разряду признаков возводят те свойства и качества, которые являются общими для всего живого мира. К витальным относятся признаки рождение (рождение любви; О Истина! Мой дух живится, Паря в селении твои; За чувством чувство вновь родится, Пылают мысли веемой. (Пнин «Человек»), голос (голос любви/ печали/ грусти; И звук высоких ощущений Он давит голосом страстей, И муза кротких вдохновений Страшится неземных очей. (Лермонтов «Демон»), питание (питать нежность; Кто в сердце огнь возжег священный, Сей пламень чистый, драгоценный, Которым гражданин живёт; Его что душу составляет, Любовь к

Отечеству питает, И твёрдость духа подаёт? (Пнин «Человек»), сон (пробудить в ком гнев/ печаль/ радость/ тоску; Светлый призрак дней минувших, Для чего ты Пробудил страстей уснувших И заботы? (Лермонтов «Песня»), возраст (детские страхи; старая любовь; -Я почувствовала, что мы с тобой совсем, совсе.м одни тут, и на меня напал чисто детский страх... (Бунин «Новый Год»), сила (сила любви; бессильное раздражение), физическое состояние (усталость чувств; На деву, молча, смотрит он И мыслит: это лживый сон, Усталых чувств игра пустая. (Пушкин «Кавказский пленник»).

Витальные признаки членятся на два вида - относящиеся ко всем живым существам и относящиеся к человеку. Первый вид формируют зооморфные признаки, второй - антропоморфные.

Схема 7

ЖИВОЕ СУЩЕСТВО - зооморфные признаки

- антропоморфные признаки

Народные представления о явлениях внутреннего мира отражают архаические языческие воззрения на природу человека и его место в мире. Во многом эти взгляды носят символический характер и могут интерпретироваться только сквозь призму древних религиозных верований и мифологических представлений. Большая часть витальных признаков актуализирует характеристики живых существ, отдельные свойства которых непосредственно или опосредованно указывают на зооморфную природу некоторых метафизических составляющих человека.

Признаки животных, птиц и насекомых составляют зооморфный код, используемый для репрезентации концептов внутреннего мира человека.

Схема 8

ЖИВОЕ СУЩЕСТВО (нечеловек) - животное

- птица

- насекомое

В представлениях носителей языка закреплены основные обобщённые характеристики животных, такие, как свирепость, дикость, неожиданность появления, непредсказуемость действий и т.п. Эти признаки отмечены у эмо-тивных концептов (чувства взыграли; одичалые чувства; свирепость/ буйство чувств; в сердце

заполз страх; в глазах змеится страх; ср.: И из страстей свирепых счастье Ты можешь только созидать. (Державин «Фелица»); Мои неясные мечты Я выразить хотел стихами. Чтобы, прочтя сии листы, Меня бы примирила ты С людьми и с буйными страстями. (Лермонтов «Н.Ф.И... вой»); Но мне другое чувство Сердце глож ет, Другие думы Давят череп мне. (Есенин «Стансы»); [Рассветов:] И громом гремела в чащах Ружей одичалая злость. (Есенин «Страна негодяев»); ср. также: звереть, озвереть «приходить в бешенство, ярость»; После Гринька рассказывал, как Пашка пытался спасти меня из рук озверевшего конторщика... (Сергеев «Конный двор»). Для эмотивных концептов свойственны признаки конкретных животных: змеи (Тоска обвивалась вокруг моего сердца. (Булгаков «Полотенце с петухом»); Будто из маленького серого пакетика, что держал Сташинский в сухих руках, выползла, шипя, смутная Левин-сонова тревога и с каждой травины, с каждого душевного донышка вспугнула уютно застоявшуюся тишь. (Фадеев «Разгром»), волка (волчья тоска), зайца (заячья тревога), собаки (собачья радость разг.). Зооморфный код позволяет описать характер человека, его поступки, определяя их как стереотипы, закреплённые в народной культуре. В русской культуре волк - дикий зверь, подверженный, согласно народным поверьям, приступам тоски (волк на луну воет - тоскует), заяц - символ чуткости, собаке приписывают человеческие качества - способность радоваться, приветствовать хозяина (вилять хвостом).

Орнитологические признаки эмоций чаще представляются предикатами движения по воз-духу (радость летит/ парит уносится/ отлетает/ улетает), признаком 'крылья' (крылья счастья; счастье окрылило) и 'гнездование' (в сердце угнездился страх/ угнездилась печаль/ тоска). Косвенным орнитологическим признаком эмотивных концептов выступает 'трепет' (радость трепещет; ср.: птица трепещет).

Третью группу зооморфного кода представляют энтомологические признаки. Эмоции могут отождествляться или сравниваться с насекомыми, а именно: с мотыльками, пчелами или бабочками (жалящий смех; Ни зависть, ни неблагонамеренность не осмелятся уязвить нас своим жалом. (Сал тыков-Щедрин «Помпадуры и помпадурши»). Для этого сравнения и отождествления основанием служат

устойчивые ассоциации, где проявления чувств могут восприниматься как малозаметные (укол/ укус ревности).

Антропоморфные признаки - самые разнообразные (Нет, не дам злодейке-скуке Ретивого сердца! (Мерзляков «Чернобровый, черноглазый...»). Эти признаки можно представить в виде следующих групп: эмоциональные и ментальные признаки, признаки характера, социальные признаки. Последние подразделяются ещё на несколько подгрупп признаков: этических, религиозных, интерперсональных, национальных, признаков занятий. Эмоции, как человек, наделяются характером (неуёмная радость; властная обида; Доколь текут часы златые И не приспели скорби злые, Пей, ешь и веселись, сосед! (Державин «К первому соседу»); Но, досады жестокой пылая в огне, Перчатку в лицо он ей кинул: «Благодарности вашей не надобно мне!» И гордую тотчас покинул. (Лермонтов «Перчатка»); Мысль, что он подавляет свои низменные побуждения ради человека, который даже не стоит этого, наполняла его существо приятной и терпеливой грустью. (Фадеев «Разгром»), чувствами (беспокойная/ восторженная любовь, невесёлое/ унылое счастье; ликующая радость; безотрадная/ злая тоска; Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души. (Есенин «Низкий дом с голубыми ставнями...»), ментальными (радость чужое горе не разумеет) и социальными признаками (свобода любви; богатство/ бедность любви; Но я не хочу вашей мещанской любви... Оставьте меня в покое! (Бунин «Без роду-племени»).

Группа социальных признаков разнообразна. В ней выделяются этические (подобострастная/ порочная любовь), религиозные (любовь к Богу; Где твой смущенный дух найдёт себе покой И позабудет всё, чем он терзался прежде; Где вера не нужна, где места нет надежде, Где царство вечное одной любви святой! (АТургенев «Элегия»); С суеверным ужасом я вглядывался в угасший глаз, приподымая холодное веко. (Булгаков «Полотенце с петухом»); Большой грех-уныние... (Булгаков «Белая гвардия»), интерперсональные (завоевать/ победить любовь; И ты, коль победила страсти, Которы трудно победить... (Державин «На смерть графини Румянцевой»); Любовь, владычица сердец, Как быть, научит

наконец. (Богданович «Песня»; Это сделала наша равнииность, Посоленная белью песка, ¡4 измятая чья-то невинность, И кому-то родная тоска. (Есенин. «В этом мире я только прохожий...»); Иисипин инсипином, а как же все-таки с грыжей будет? - упорно приставал страх в виде голоса. (Булгаков «Полотенце с петухом») и национальные признаки (русская тоска; Я вам прочитаю немного Стихи Про каба11кую Русь... Отделано чётко и строго. По чувству - цыганская грусть. (Есенин «Анна Онегина»), а также признаки занятий (игра страстей; любовные дела; И жил, не признавая власти Судьбы коварной и слепой; Но боже, как играли страсти Его послушною душой! (Пушкин «Цыганы»),

Схема 9

- признаки характера

- эмоциональные признаки

- ментальные признаки

этические

признаки

нацио-

- нальные

признаки

ЖИВОЕ СУЩЕСТВО (человек) социальные - интерпер- сональные признаки

признаки - признаки занятий

религиозные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

признаки

Как видно на схеме 9, антропоморфные признаки являются самыми многочисленными в объективации эмотивных концептов. Это свойственно структурам всех концептов внутреннего мира.

Предметные признаки реализуются посредством нескольких групп, которые формируют признаки артефактов, продуктов, имущества, а также эстетические признаки. В структуры эмотивных концептов включены указанные группы признаков, которые реализуются посредством метафор. Среди них признаки артефактов - нить (намотать свой страх на кулак; связать узами любви), музыкальный инструмент (музыка радости/ счастья/ любви), механизм (механизм счастья;

пружина ненависти), продукт (жаждать счастья; чувством напитать душу), а также признаки имущества (проданный смех; торговать любовью; продать счастье; обладать счастьем; поделиться своей радостью; ср.: Я князь - коль мой сияет дух; Владелец - коль страстьми владею; Болярнн - коль за всех болею, Царю, закону, церкви друг. (Державин «Вельможа»), В авторских текстах встречаются окказиональные (не составляющих типологию признаков и не относящихся к разряду общенациональных) признаки артефактов концептов эмоций: 'игрушка' (В наглых глазах мапенького Шервинского мячиками запрыгала радость при известии об исчезновении Тальберга. (Булгаков «Белая гвардия»), 'гвоздь' {Но Сашка .все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступления, и в разведки - всё это через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить вглубь, на самое донышко души, чтоб не мешали они ему делать то, что положено, что надо. (Кондратьев «Сашка»), 'одежда' {Недолговечный хмель ушёл совсем, и чёрная, громадная печаль одолевала Еленину голову, как капор. (Булгаков «Белая гвардия»), К предметным признакам относится подгруппа эстетических признаков: 'изящество' (изящество чувств), 'красота' (красивые чувства), 'тонкость' (тонкие чувства; «Он, право, мил и верно переводит Всё темное в сердцах на ясный нам язык; Слова для тонких чувств находит!» (Карамзин «Послание к женщинам»).

Схема 10

- артефакт

ПРЕДМЕТ - продукт эстетические

- имущество признаки

Концепт может быть описан посредством двух основополагающих категорий - пространства и времени. Ещё Э. Кассирер говорил о том, что в языке выражены как мифологические, так и логические формы мышления [Cassirer 1923-1929]. Он постулировал целостность человеческого сознания, объединяющего различные виды ментальной деятельности. Как пишет A.B. Кравченко, «пространство как сфера бытия, познаваемого человеком через ощущения, характеризуется трёхмерностью. Трёхмерность пространства как объективное свойство действительности, в свою очередь, есть отражение когнитивных механизмов, лежащих в основе вос-

приятия человеком. В той мере, в какой это касается естественного языка, мир без человека не имеет измерений - точнее, мир существует только в человеческом измерении, ибо точкой отсчета и мерой всего, в конечном итоге, является человек» [Кравченко 2004: 35].

При помощи эмотивных концептов может быть описан внутренний мир человека. Группа признаков, объединённых на основании описания мира, чрезвычайно разнообразна. Во внутреннем мире светит солнце (свет счастья/ радости; озарилось лицо счастьем/ ликованием/ радостью), происходят разные события (радость сменилась грустью), в том числе стихийные бедствия (горе затопило душу; радость нахлынула в душу; ср.: О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. (Есенин «Не жалею, не зову, не плачу...»); Вдруг все переживания последнего месяца хлынули на него разом, - он ещё раз попытался за что-то ухватиться и не смог. (Фадеев «Разгром»); Радость, что он ещё живой, которой он не давал до этого хода, нет, не нахлынула на него, а так, потихоньку начала пробиваться, просачиваться в душу... (Кондратьев «Сашка») и погодные явления (душевные бури/ грозы; ср.: Ты видишь след любви несчастной, Душевной бури след ужасный; Оставь меня... (Пушкин «Кавказский пленник»). У этого мира особый ландшафт: горы (высокие/ возвышенные чувства; Вот тут и была, наверное, вершина его чувств к ней - и жалость, и нежность необыкновенная. (Кондратьев «Сашка»), долы (низменная любовь). В этом мире есть моря, реки и болота (море счастья/ радости; ликование разлилось по лицу; трясина страха; ср.: Так и сидели они, примолкнувшие, отрешённые от всего, связанные негаданно пришедшей любовью, любовью ненадёжной и зыбкой, как ненадёжна и непрочна была их жизнь в эту лихолетнюю весну сорок второго года, весну под Ржевом. (Кондратьев «Сашка»).

Внутренний мир может быть представлен пространственной вертикалью - оппозицией 'верх-низ' (высокая любовь; низменные чувства) - и горизонталью - например, оппозицией 'близко-далеко' (близкое счастье; близится радость) и характеристиками 'внутреннего пространства' (в раздражении/ в тоске/ в тревоге быть; пребывать в унынии).

Схема 11

КОНЦЕПТ - пространство

- время

Концептуальные метафоры, относящиеся к пространственным, чрезвычайно разнообразны. Они позволяют описывать эмоции через признаки вместилища (пребывать в радости), хранилища (хранить в чувствах), тайника (таиться в чувстве), а также через признаки строения (так складывается счастье; строить счастье своими руками).

Признаки строения реализуются через характеристики дома животных, насекомых и птиц, признаками строения (дома жилого, надворных построек и нежилых строений). Эмоции определяются признаками дома (жить в тревоге/ волнении/ тоске/ скуке; ср.: Чувствительней всего трагедия сердцам, И таковым она вручается творцам, Которых может мысль входить в чужие страсти И сердце чувствовать других беды, напасти. (Сумароков «Две эпистолы»); Я хожу в цилиндре не для женщин - В глупой страсти сердце жить не в силе.... (Есенин «Я обманывать себя не стану...»).

Темпоральный код, который используется для описания концептов внутреннего мира, можно объединить в несколько групп. Первую группу формируют признаки времени жизни (вечные страсти/ тревоги; радость жизни), вторую - признаки единиц времени (мгновения радости; минутное счастье; дни/ месяцы/ годы душевных невзгод; ср.: Они платили песнопеньем За пламенный восторга час; И пробужден немым виденьем Был строен их невнятный глас!.. (Лермонтов «Жена Севера»); [Дева:] Я не знала, что такое Счастье юных, нежных дней; Я не знала о покое, О невинности детей. (Лермонтов «Покаяние»); О товарищах весёлых, О полях посеребрённых Загрустила, словно голубь, Радость лет уединённых. (Есенин «О товарищах весёлых...»).

Схема 12

ВРЕМЯ - время жизни

- единицы времени

Указанные в данной статье признаки могут использоваться для описания не только концептов внутреннего мира, но и мира внешнего. Так, человек, тело и различные соматические явления предстают в языке через такие же концептуаль-

ные метафоры (растительный код: плод «ребёнок внутри утробы», стихийный код: не человек, а огонь/ вихрь/ ураган; толпа затопила помещение; зооморфный код: лететь на свидание; супруги «те, кто идёт по дороге жизни в одной упряжке»; крыльями взметнулись руки; крылья носа; предметный код: продать в рабство; манипулировать людьми и т.д.). Как пишет Эрл Маккормак, «путём определённых иерархически организованных операций человеческий разум сопоставляет семантические концепты, в значительной степени несопоставимые, что и является причиной возникновения метафоры. Метафора предполагает определённое сходство между свойствами её семантических референтов, поскольку она должна быть понятна, а с другой стороны, - несходство между ними, поскольку метафора призвана создавать некоторый новый смысл...» [Маккормак 1990: 359]. Концепт - это способный быть означенным в языке образ, представление о мире или его фрагменте. Создание тех или иных представлений имеет свои законы. Как пишет A.A. Потебня, «основные законы образования рядов представлений - это ассоциация и слияние. Ассоциация состоит в том, что разнородные восприятия, данные одновременно, или одно вслед за другим, не уничтожают взаимно своей самостоятельности, подобно двум химически сродным телам, образующим из себя третье, а, оставаясь сами собой, слагаются в одно целое. Два цвета, данные вместе несколько раз, не смешиваясь между собой, могут соединяться так, что мы одного представить себе не можем, не представляя другого. Слияние, как показывает самое слово, происходит тогда, когда два различных представления принимаются сознанием за одно и то же, например, когда нам кажется, что мы видим знакомый уже предмет, между тем, как перед вами уже другой» [Потебня 1993: 91]. Такое соотнесение различных явлений создаёт ассоциативные ряды, которые группируются и конструируют концепт.

Таким образом, концептуальная структура представляет собой развитие человеческого опыта по как минимум двум путям освоения мира: (1) дуальность мышления представлена в виде антиномии «живое - неживое», где к живому в русской языковой картине мира относятся растения, животные, человек, к неживому относятся стихии, вещества, предметы; (2) системное познание мира, где каждый элемент системы обозначает

определённый участок человеческого омыта, осознанный и сохранённый в виде устойчивых компонентов сознания, которые, закрепляясь за соответствующими языковыми знаками, переносят эту часть опыта в другие области познаваемого.

Список литературы

Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. - СПб., 2000.

Кравченко A.B. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации. - Изд. 2-е, испр. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2004.

Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990.

МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры //Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990.

Пименова М.В. Этногерменевтика языко-

вой наивной картины внутреннего мира человека. - Кемерово, Landau: Кузбассвузнздат, Verlag Empirische Pädagogik, 1999. Вып. 5.

Потебня A.A. Мысль и язык. - К.: СИНТО,

1993.

Рахнлина Е.В. Когнитивный анализ предметных имён: семантика и сочетаемость. - М., 2000.

Хроленко А.Т. Свод русского фольклора и орфографии // Русский фольклор XXIII: Сб. науч. трудов. -JL, 1985.

ЧенкнА. Семантика в когнитивной лингвистике И Фундаментальные направления современной американской лингвистики: Сборник обзоров. - М: Изд-во МГУ, 1997.

Чудпнов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). - Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2003. 2-е изд.

Cassirer Е. Die Philosophie der Symbolischen Formen. Bd. 1-3. - Berlin, 1923-1929.

M. V. Pimenova

TYPOLOGY OF STRUCTURAL ELEMENTS OF INNER WORLD CONCEPTS

(emotional concepts)

The article is devoted to the analysis of the emotive concepts. The emotive concepts are included in the sphere of inner world. There are some typological features which characterize all or majority of concepts of inner world. The description of such features is the main goal of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.