Научная статья на тему 'СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая компетентность / предметные результаты / метапредметные результаты / методы формирования экономической компетентности / учащиеся общеобразовательной школы / economic competence / subject results / meta-subject results / methods of forming economic competence / students of general education school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Тимофеев

Статья посвящена исследованию проблемы формирования экономической компетентности учащихся общеобразовательной школы на современном этапе развития общества. Основным условием формирования экономической компетентности является учебная и внеучебная деятельность при изучении учебного предмета «Экономика». На основе проведенного анализа научной литературы автором предложена синхронизация предметных и метапредметных результатов освоения части основной образовательной программы с методами формирования экономической компетентности учащихся общеобразовательной школы. Грамотно подобранный арсенал составляющих образовательного процесса в общеобразовательной школе будет направлен на активное развитие экономической компетентности обучающихся, которая необходима во всех сферах жизни: образовательной, личностной, социальной, профессиональной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.А. Тимофеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNCHRONIZATION OF SUBJECT AND META-SUBJECT RESULTS OF MASTERING THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM WITH TEACHING METHODS TO FORM THE ECONOMIC COMPETENCE OF STUDENTS OF A COMPREHENSIVE EDUCATIONAL SCHOOL

The article studies a problem of formation of economic competence of students of a general education school at the present stage of development of society. The main condition for the formation of economic competence is educational and extracurricular activities in the study of the subject “Economics.” Based on the analysis of the scientific literature, the author proposes synchronization of the subject and meta-subject results of mastering a part of the main educational program with the methods of forming the economic competence of students in a general education school. A well-chosen arsenal of components of the educational process in a general education school will be aimed at the active development of the economic competence of students, which is necessary in all spheres of life: educational, personal, social, professional.

Текст научной работы на тему «СИНХРОНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

результатов работы заключается в получении уточненной формально-логической модели проектной команды, концепция которой базируется на юнговской модели психологических типов и структурном соответствии декомпозиционной модели выполняемого учебного проекта. Практическая значимость работы определяется

Библиографический список

сформулированными принципами, положенными в основу набора рекомендаций по формированию команды из участников проектных сессий для эффективного использования метода проектных интерфейсов при реализации проектного подхода в процессе дополнительного образования.

1. Национальная технологическая инициатива. Available at: https://nti2035.ru/nti/

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта: монография. Москва: Луч, 2018.

3. Nikolaenko A.V. Development of project-oriented education in modern conditions. The quality of education. 2016; № 9: 7-11. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27521196

4. Сидоров С.В. Когда появился метод проектов? Сайт педагога-исследователя. Available at: http://si-sv.com/publ/14-1-0-189

5. Weenk W., van der Blij M. PLEE Methodology and Experiences at the University of Twente. Project approaches to learning in engineering education: the practice of teamwork. Springer. 2012.

6. Zamyatina O.M., Mozgaleva P.I., Solodovnikova O.M., Goncharuk Yu.O.Advanced pedagogical methods for stimulating and involving children and young people into scientific and engineering creativity. Scientific and methodical electronic journal Concept. 2015; Vol. 15: 31-35. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26349945

7. Кудрявцев Н.Г, Кудин Д.В., Фролов И.Н., Темербекова А.А. Автоматизация проведения научных измерительных экспериментов в процессе проектной работы студентов и школьников: монография. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ 2021.

8. Кудрявцев Н.Г, Темербекова А.А. Особенности метода проектных интерфейсов как механизма развития проектного подхода в образовательном процессе и детском техническом творчестве. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018; Т. 8, № 6: 167-182.

9. Крегер О., Тьюсон Д. Типы людей: 16 типов личности, определяющих как мы живем, работаем и любим. Перевод с английского Ю.Ю. Ступак. Москва: АСТ: Астрель, 2005.

10. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. Соционика: Введение. Составитель Л. Филиппов. Москва: Издательство АСТ; Санкт-Петербург: Terra Fantastica, 1998: 194-206.

11. Удалова Е.А. Соционика в работе с персоналом, или что показывает MBTI. Москва, 2007

12. Jung C. Psychological types. New York: Harcourt Brace, 1923.

13. Волкова В.Н. Искусство формализации: От математики - к теории систем и от теории систем - к математикеСанкт-Петербург: Издательство СПбГПУ 2004.

14. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2010.

15. Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика — межвозрастной педагогике: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета; Москва: Совершенство, 1997.

16. Чаусов И. Разработка и организация проектных и исследовательских лабораторий в региональных инженерно-конструкторских школах «Лифт в Будущее»: методическое пособие. Москва: Реарт, 2017.

17. Громыко Ю.В. Интервью для программы «Лифт в Будущее» директора Института Шифферса об основных принципах и нормах ведения проектной деятельности. Институт Шифферса. Available at: https://shiffersinstitute.com/dlya-programmy-lift-v-budushhee-direktor-instituta-shiffersa-yu-v-gromyko-dal-intervyu-ob-osnovnyx-principax-i-normax-vedeniya-proektnoj-deyatelnosti/

18. Кудрявцев Н.Г., Темербекова А.А. О методических особенностях проектных сессий, организуемых для внедрения метода проектных интерфейсов в процесс дополнительного образования и детского технического творчества. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 39-42.

References

1. Nacional'naya tehnologicheskaya iniciativa. Available at: https://nti2035.ru/nti/

2. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya: Issledovanie mirovogo opyta: monografiya. Moskva: Luch, 2018.

3. Nikolaenko A.V. Development of project-oriented education in modern conditions. The quality of education. 2016; № 9: 7-11. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27521196

4. Sidorov S.V. Kogda poyavilsya metod proektov? Sajt pedagoga-issledovatelya. Available at: http://si-sv.com/publ/14-1-0-189

5. Weenk W., van der Blij M. PLEE Methodology and Experiences at the University of Twente. Project approaches to learning in engineering education: the practice of teamwork. Springer. 2012.

6. Zamyatina O.M., Mozgaleva P.I., Solodovnikova O.M., Goncharuk Yu.O.Advanced pedagogical methods for stimulating and involving children and young people into scientific and engineering creativity. Scientific and methodical electronic journal Concept. 2015; Vol. 15: 31-35. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26349945

7. Kudryavcev N.G., Kudin D.V., Frolov I.N., Temerbekova A.A. Avtomatizaciya provedeniya nauchnyh izmeritel'nyh 'eksperimentov v processe proekínoj raboty studentov i shkol'nikov: monografiya. Gorno-Altajsk: BIC GAGU, 2021.

8. Kudryavcev N.G., Temerbekova A.A. Osobennosti metoda proektnyh interfejsov kak mehanizma razvitiya proektnogo podhoda v obrazovatel'nom processe i detskom tehnicheskom tvorchestve. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; T. 8, № 6: 167-182.

9. Kreger O., T'yuson D. Tipy lyudej: 16 tipov lichnosti, opredelyayuschih kak my zhivem, rabotaem i lyubim. Perevod s anglijskogo Yu.Yu. Stupak. Moskva: AST: Astrel', 2005.

10. Augustinavichyute A. Teoriya intertipnyh otnoshenij. Socionika: Vvedenie. Sostavitel' L. Filippov. Moskva: Izdatel'stvo AST; Sankt-Peterburg: Terra Fantastica, 1998: 194-206.

11. Udalova E.A. Socionika v rabote s personalom, ili chto pokazyvaet MBTI. Moskva, 2007

12. Jung C. Psychological types. New York: Harcourt Brace, 1923.

13. Volkova V.N. Iskusstvo formalizacii: Otmatematiki- k teoriisistem iot teoriisistem-kmatematikeSankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGPU, 2004.

14. Tarasenko F.P. Prikladnojsistemnyjanaliz: uchebnoe posobie. Moskva: KNORUS, 2010.

15. Gulenko V.V., Tyschenko V.P. Yung v shkole. Socionika - mezhvozrastnoj pedagogike: uchebno-metodicheskoe posobie. Novosibirsk: Izdatel'stvo Novosibirskogo universiteta; Moskva: Sovershenstvo, 1997.

16. Chausov I. Razrabotka i organizaciya proektnyh i issledovatel'skih laboratorij v regional'nyh inzhenerno-konstrukiorskih shkolah «Lift v Buduschee»: metodicheskoe posobie. Moskva: Reart, 2017.

17. Gromyko Yu.V. Interv'yu dlya programmy «Lift v Buduschee» direktora Institute Shiffersa ob osnovnyh principah i normah vedeniya proektnoj deyatel'nosti. Institut Shiffersa. Available at: https://shiffersinstitute.com/dlya-programmy-lift-v-budushhee-direktor-instituta-shiffersa-yu-v-gromyko-dal-intervyu-ob-osnovnyx-principax-i-normax-vedeniya-proektnoj-deyatelnosti/

18. Kudryavcev N.G., Temerbekova A.A. O metodicheskih osobennostyah proektnyh sessij, organizuemyh dlya vnedreniya metoda proektnyh interfejsov v process dopolnitel'nogo obrazovaniya i detskogo tehnicheskogo tvorchestva. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 39-42.

Статья поступила в редакцию 30.09.22

УДК 373

TmofeevM.A., postgraduate, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletov (Vladimir, Russia), E-mail: maks120195@gmail.com

SYNCHRONIZATION OF SUBJECT AND META-SUBJECT RESULTS OF MASTERING THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM WITH TEACHING METHODS TO FORM THE ECONOMIC COMPETENCE OF STUDENTS OF A COMPREHENSIVE EDUCATIONAL SCHOOL. The article studies a problem of formation of economic competence of students of a general education school at the present stage of development of society. The main condition for the formation of economic competence is educational and extracurricular activities in the study of the subject "Economics." Based on the analysis of the scientific literature, the author proposes synchronization of the subject and meta-subject results of mastering a part of the main educational program with the methods of forming the economic competence of students in a general education school. A well-chosen arsenal of components of the educational process in a general education school will be aimed at the active development of the economic competence of students, which is necessary in all spheres of life: educational, personal, social, professional.

Key words: economic competence, subject results, meta-subject results, methods of forming economic competence, students of general education school.

М.А. Тимофеев, аспирант, ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», г. Владимир,

E-mail: maks120195@gmail.com

синхронизация предметных и метапредметных результатов

освоения основной образовательной программы

с методами обучения для формирования экономической компетентности учащихся общеобразовательной школы

Статья посвящена исследованию проблемы формирования экономической компетентности учащихся общеобразовательной школы на современном этапе развития общества. Основным условием формирования экономической компетентности является учебная и внеучебная деятельность при изучении учебного предмета «Экономика». На основе проведенного анализа научной литературы автором предложена синхронизация предметных и метапред-метных результатов освоения части основной образовательной программы с методами формирования экономической компетентности учащихся общеобразовательной школы. Грамотно подобранный арсенал составляющих образовательного процесса в общеобразовательной школе будет направлен на активное развитие экономической компетентности обучающихся, которая необходима во всех сферах жизни: образовательной, личностной, социальной, профессиональной.

Ключевые слова: экономическая компетентность, предметные результаты, метапредметные результаты, методы формирования экономической компетентности, учащиеся общеобразовательной школы.

Актуальность темы исследования обусловлена педагогической проблематикой формирования экономической компетентности учащихся общеобразовательной школы, отражающей осознание экономической культуры как совокупности социальных норм и ценностей в экономических отношениях. Экономическая компетентность как интегративное качество личности учащегося общеобразовательной школы характеризует степень готовности самостоятельно анализировать экономические процессы, происходящие в государстве, оценивать экономическую обстановку, понимать экономические явления, принимать правильные решения и в соответствии с ценностными ориентациями осуществлять выбор. Исходя из темы исследования, определена цель: синхронизировать предметные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы с методами обучения для формирования экономической компетентности учащихся общеобразовательной школы. Для достижения цели необходимо решить задачи: уточнить понятие «экономическая компетентность» учащихся общеобразовательной школы, определить предметные и метапредметные результаты обучения экономике; выявить методы обучения, формирующие экономическую компетентность учащихся.

Теоретической базой исследования проблемы формирования экономической компетентности учащихся общеобразовательной школы стали работы М.А. Чошанова, Д.А. Махотина, Л.П. Урванцева, Н.В. Яковлева, Н.Ф. Талызиной, А.И. Щербакова, В.И. Байденко, Э.Ф.Зеер, И.А. Зимней, В.А. Сластенина, Ю.Г Татур, А.В. Хуторского. Несмотря на многочисленные исследования по данной проблеме, а также имеющийся практический опыт в общеобразовательной школе, все-таки для повышения эффективности формирования экономической компетентности учащихся существует потребность в дальнейшем исследовании данной категории, так как в научной литературе недостаточно налажен процесс формирования экономической компетентности в образовательном пространстве школы.

Научная новизна исследования заключается в обосновании эффективности создания и применения методов обучения, способствующих формированию экономической компетентности.

Представленное исследование имеет практическую значимость, потому что использование продуктивных, оргдеятельностных методов обучения способствует формированию экономической компетентности учащихся общеобразовательной школы.

Исследователи Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин выделяют в определении «экономическая компетентность» интегрированную характеристику качеств личности, которая должна основываться на получении учащимися общеобразовательной школы экономических знаний и умений. Экономическая компетентность, они считают, является ситуативной составляющей личности учащегося, она формируется в процессе образовательной деятельности, когда учитель на уроке применяет проблемные кейсы экономической направленности. Такой метод преподавания экономики позволяет повысить мотивацию и повлиять на формирование личностных качествах учащегося общеобразовательной школы, готового применять экономические знания и умения.

Хочется сказать, что понятие «экономическая компетентность» включает и даже базируется на «знаниях, умениях», которые формируются в результате выполнения регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

В контексте общеобразовательной школы «экономическая компетентность» трактуется В.А. Сластениным как единство знаний и умений к осуществлению учебной деятельности через подбор различных методов экономического воспитания и обучения [1]. Анализируя формирование экономической компетентности учащихся, Н.Ф. Талызина и А.И. Щербаков акцентируют внимание на то, что существует множество отличительных признаков компетентностного подхода, но при этом единым признается идентичность комплекса экономических знаний и умений учащегося.

В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Ю.Г Татур, А.В. Хуторской рассматривают «экономическую компетенцию» и «экономическую

компетентность» в качестве синонимичных понятий. Так, экономическая компетентность учащихся формируется на основе следующих компетенций: определение эффективного способа экономического поведения, умение анализировать экономические и социальные проблемы, происходящие в обществе, прогнозирование собственных действий. Экономическая компетентность является показателем личностного роста учащегося общеобразовательной школы и обеспечивает экономическую активность в общественной жизни. Поэтому можно сказать, что экономическая компетенция - это внутренние сокрытые психологические новообразования, которые проявляются в экономической компетентности учащегося [2].

По словам В.П. Беспалько, Ю.Г Татур, экономическая компетенция заключается в способности учащегося быстро решать экономические задачи, оценивать самостоятельно уровень собственных экономических знаний, осуществлять рефлексию образовательной деятельности, а педагог должен адаптировать экономические задания с учетом изменений в экономике страны. Тогда экономическая компетентность будет являться особой мерой образовательного успеха учащегося общеобразовательной школы и повлечет изменения в личностном плане [3].

Личный вклад Э.Ф. Зеер состоит в определении экономической компетенции как результата приобретенных теоретических знаний и умений, «представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений», обеспечивающих продуктивное выполнение образовательной деятельности учащегося по применению полученных знаний в практической жизни для решения экономических проблем.

И.А. Зимняя, исследуя экономическую компетентность, говорит, что это некие внутренние, потенциальные, невидимые психологические новообразования, которые проявляются в действиях и деятельности учащегося. Так, «экономическая компетентность» - это знания, которые формируют экономическое мышление, личностную зрелость учащегося в рамках реальной жизненной ситуации [4].

Потребность в личностном росте, организованность, ответственность, самоконтроль, самостоятельность - это те личностные качества учащегося, которые важны при формировании экономической компетентности, по мнению В.П. Беспалько, Н.Ю. Ботвинева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.Ф. Игропуло, Ю.Г Татур.

Компетентностный подход позволил переориентировать образовательный процесс в общеобразовательной школе с оценки результата образования на новые понятия - «компетенция» и «компетентность». В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования компетент-ностный подход является основополагающим, поэтому формирование экономической компетентности - интегративной характеристики личности учащегося общеобразовательной школы - основано на знаниях, умениях, способностях к активной деятельности [5].

Образовательный процесс, основанный на применении учителем общеобразовательной школы когнитивных, креативных, оргдеятельностных методов обучения, способствует формированию экономической компетентности. Каждый метод обучения формирует разнообразные способы деятельности учащегося. Обучение с опорой на познание окружающего мира и действительности, изготовление экономического образовательного продукта способствуют взаимосвязи обучения с планированием реальной экономической жизни учащегося. Данный опыт будет полезен учащимся в настоящем и будущем.

Осваивая программу учебного предмета, учащийся общеобразовательной школы ориентируется на критерии освоения компетенции, которые учитель учитывает при формировании экономической компетентности через систему методов обучения в соответствии с содержанием рабочей программы по учебному предмету «Экономика». Для демонстрации взаимосвязи предметных и метапред-метных результатов обучения с методами формирования экономической компетентности учащегося рассмотрим возможность синхронизации данных критериев на уроках по предмету «Экономика» (базовый уровень) в средней общеобразовательной школе.

Таблица 1

Критерии формирования экономической компетентности учащихся общеобразовательной школы

№ п/п Критерии

Предметные результаты [5] Метапредметные результаты [5] Методы формирования экономической компетентности

1. Сформировать систему знаний об экономической сфере в жизни общества; как экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государств Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению методов познания Метод познавательного видения объекта, научный метод, метод учебного познания

2. Понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственной ценности в экономической деятельности отдельных людей и общества; сфор-мированность уважительного отношения к чужой собственности Умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей Метод учебного целеполагания, метод контроля, метод организации собственной экономической траектории, метод конструирования экономического образа

3. Сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях Экономический метод проб, решение экономической задачи, кейс-метод, проектная деятельность, метод эмпатии, интуитивный метод

4. Владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни Умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности Информационный метод, метод оценочных суждений, практический метод, поиск информации в сети Интернет, метод «наведения»

Педагогические исследования авторов показывают целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий на уроках экономики в таких формах, как компьютерные презентации лекционного материала, работа с рекомендованными сайтами сети Интернет, использование цифровых образовательных ресурсов, компьютерное тестирование, проектно-исследовательская деятельность учащихся с использованием интернет-ресурсов и последующим оформлением творческих работ в виде электронных презентаций. Проектная деятельность в экономическом образовании неразрывно связана с применением информационно-коммуникационных технологий: возможность его оперативного обновления, динамические графики. Недостаток исходных данных - одна из про-

Библиографический список

блем, препятствующих полноценному проектированию, в частности разработке бизнес-планов учеников.

Таким образом, практическая значимость обосновывается выбором учителем разнообразных методов обучения, позволяющих учащимся общеобразовательной школы не только обрести экономические знания (экономические компетенции), но и сформировать экономическую компетентность. Этот подход в обучении поможет учащимся общеобразовательной школы самостоятельно анализировать экономические процессы, оценивать экономическую ситуацию, понимать экономические явления, принимать правильные решения и в соответствии с ценностными ориентациями осуществлять жизненный выбор.

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Москва: Школа-Пресс, 2018.

2. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2018.

3. Беспалько В.П., Татур Ю.Г Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Москва: Высшая школа; 2019.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва, 2004.

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413. Available at: http:/base.garant.ru

References

1. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mischenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Shkola-Press, 2018.

2. Hutorskoj A.V. Sovremennaya didaktika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2018.

3. Bespal'ko V.P., Tatur Yu.G. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo processa podgotovki specialistov. Moskva: Vysshaya shkola; 2019.

4. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnostikakrezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Moskva, 2004.

5. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 goda № 413. Available at: http:/base.garant.ru

Статья поступила в редакцию 09.08.22

УДК 378

Trushkova E.L., teacher, Vyatka State University (Kirov, Russia), E-mail: boltachewa33@gmail.com

Trushkov A.S., senior teacher, Kirovsky IPKR of the Federal Penitentiary Service of Russia (Kirov, Russia), E-mail: aleksey.trushkov.85@mail.ru

THE INFLUENCE OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS PARTICIPATING IN PUBLIC ORGANIZATIONS ON THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS.

The article is dedicated to a study of students' participation in social activities, identification of types of public organizations, goals and objectives of these organizations, their influence on the value orientations of the student's personality. Social activity is one of the systemic factors of personality, characterizes personality from the position of its value to society and other people. Students seem to have a huge innovative power. It is also characterized by the transitive nature of the formation of its subjectivity, the partial absence of social status, the inaccuracy of social identifications. This is very noticeable in the context of changing public relations, the development of new priorities of state policy [1]. Social activity shows the life position of a person, the desire for the development of society and the realization of himself in his activities as a person. On this basis, the features of students' social activity, the influence on the moral self-determination of students' personality are determined. Key words: social activity, youth, students, public organizations, volunteering, student trade union organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.