Научная статья на тему 'О МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЕКТНЫХ СЕССИЙ, ОРГАНИЗУЕМЫХ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ В ПРОЦЕСС ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА'

О МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЕКТНЫХ СЕССИЙ, ОРГАНИЗУЕМЫХ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ В ПРОЦЕСС ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектный подход / метод проектных интерфейсов / проектная сессия / детское техническое творчество / project approach / method of project interfaces / project session / children’s technical creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Г. Кудрявцев, А.А. Темербекова

В статье раскрываются методические особенности проектных сессий, организуемых для внедрения метода проектных интерфейсов в процесс дополнительного образования и детского технического творчества. За основу принят проектный подход, который достаточно широко используется не только при изучении инженерных и экономических специальностей в высших учебных заведениях, но применяется и в развитии детского технического творчества. Авторы предлагают классификацию проектных сессий и выделяют в качестве наиболее эффективных, с точки зрения получения знаний и умений, недельные проектные сессии-«погружения», выделяя при этом сессии «полупогружения» как наиболее реальные при массовой подготовке и оптимальные по критерию «цена-качество». Рассматривая методические особенности проектных сессий, организуемых для внедрения метода проектных интерфейсов в процесс дополнительного образования и детского технического творчества, выделяют проектную и командную составляющие. Первая из них базируется на том, что любой сложный проект декомпозируется на независимые проектные модули, способы или протоколы взаимодействия которых при финальной сборке носят название проектных интерфейсов. Командная составляющая выражается в том, что каждый участник проектной команды имеет собственный тип информационного метаболизма личности, определяющий его уникальное место в командной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Г. Кудрявцев, А.А. Темербекова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON METHODOLOGICAL FEATURES OF PROJECT SESSIONS ORGANIZED FOR IMPLEMENTATION OF THE METHOD OF PROJECT INTERFACES IN THE PROCESS OF ADDITIONAL EDUCATION AND CHILDREN’S TECHNICAL CREATIVITY.

The article discloses methodological features of project sessions organized to introduce the method of project interfaces into the process of additional education and children’s technical creativity. The basis is the project approach, which is widely used not only in the university engineering and economic educational processes, but also in the development of children’s technical creativity. The authors propose the classification of project sessions and identify, as the most effective, from the point of view of obtaining knowledge and skills, weekly project sessions – “immersions”, noting the most real in mass preparation and optimal in terms of price-quality criteria, weekly project sessions “semi-loading” or partial “immersions”. Considering the methodological features of the project sessions organized for the introduction of the method of project interfaces into the process of additional education and children’s technical creativity, the project and team components are distinguished. The first is based on the fact that any complex project is decomposed into independent project modules, the methods or protocols of interaction of which are called project interfaces during the final assembly. The team component is expressed in the fact that each member of the project team has its own type of informational metabolism of the personality.

Текст научной работы на тему «О МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЕКТНЫХ СЕССИЙ, ОРГАНИЗУЕМЫХ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ В ПРОЦЕСС ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

УДК 371.398+371.31

Kudryavtsev N.G., Сэгк!. of Sciences (Engineering), senior researcher, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: ngkudr@mail.ru

Temerbekova A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: tealbina@yandex.ru

ON METHODOLOGICAL FEATURES OF PROJECT SESSIONS ORGANIZED FOR IMPLEMENTATION OF THE METHOD OF PROJECT INTERFACES IN THE PROCESS OF ADDITIONAL EDUCATION AND CHILDREN'S TECHNICAL CREATIVITY. The article discloses methodological features of project sessions organized to introduce the method of project interfaces into the process of additional education and children's technical creativity. The basis is the project approach, which is widely used not only in the university engineering and economic educational processes, but also in the development of children's technical creativity. The authors propose the classification of project sessions and identify, as the most effective, from the point of view of obtaining knowledge and skills, weekly project sessions - "immersions", noting the most real in mass preparation and optimal in terms of price-quality criteria, weekly project sessions "semi-loading" or partial "immersions". Considering the methodological features of the project sessions organized for the introduction of the method of project interfaces into the process of additional education and children's technical creativity, the project and team components are distinguished. The first is based on the fact that any complex project is decomposed into independent project modules, the methods or protocols of interaction of which are called project interfaces during the final assembly. The team component is expressed in the fact that each member of the project team has its own type of informational metabolism of the personality.

Key words: project approach, method of project interfaces, project session, children's technical creativity.

Н.Г. Кудрявцев, канд. техн. наук, ст. науч. сотр., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: ngkudr@mail.ru

А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: tealbina@yandex.ru

О МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЕКТНЫХ СЕССИЙ, ОРГАНИЗУЕМЫХ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ В ПРОЦЕСС ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Алтай в рамках научного проекта № 20-413-040003 р_а.

В статье раскрываются методические особенности проектных сессий, организуемых для внедрения метода проектных интерфейсов в процесс дополнительного образования и детского технического творчества. За основу принят проектный подход, который достаточно широко используется не только при изучении инженерных и экономических специальностей в высших учебных заведениях, но применяется и в развитии детского технического творчества. Авторы предлагают классификацию проектных сессий и выделяют в качестве наиболее эффективных, с точки зрения получения знаний и умений, недельные проектные сессии-«погружения», выделяя при этом сессии «полупогружения» как наиболее реальные при массовой подготовке и оптимальные по критерию «цена-качество». Рассматривая методические особенности проектных сессий, организуемых для внедрения метода проектных интерфейсов в процесс дополнительного образования и детского технического творчества, выделяют проектную и командную составляющие. Первая из них базируется на том, что любой сложный проект декомпозируется на независимые проектные модули, способы или протоколы взаимодействия которых при финальной сборке носят название проектных интерфейсов. Командная составляющая выражается в том, что каждый участник проектной команды имеет собственный тип информационного метаболизма личности, определяющий его уникальное место в командной работе.

Ключевые слова: проектный подход, метод проектных интерфейсов, проектная сессия, детское техническое творчество.

Современная система образования сталкивается с вызовами, обусловленными, с одной стороны, острой нехваткой практико-ориентированных инженерных кадров, способных работать на современных производствах, оснащенных сложным оборудованием, а с другой стороны, возрастающими информационными потоками, которые должен «переварить» школьник или студент за годы обучения. Быть лидерами в новом мире инноваций и технологий - вызов именно для молодых, и образование должно максимально помочь ответить на этот вызов.

В такой ситуации без многоуровневой (как минимум, двухуровневой) системы подготовки, включающей дополнительное образование и техническое творчество, сложно добиться прорывных успехов и системе высшего инженерного образования. Речь идет о том, что если абитуриент приходит в вуз для получения инженерной специальности и уже имеет опыт «инженерных» разработок в школьных кружках, кванториумах или в процессе домашнего творчества, то с таким студентом гораздо проще взаимодействовать и строить работу не только в рамках основного учебного процесса, но и в процессе занятий научными исследованиями.

В советские времена техническое образование фактически также можно было назвать многоуровневым. И многочисленные школьные кружки (авиамодельные, авто-мото-, судомодельные, радиотехнические и т.п.) давали вводную часть инженерного образования в плане работы над техническими проектами. В то же время кадры для научных специальностей выковывались в физико-математических школах и при этом проходили достаточно жесткий предварительный отбор в многоуровневой системе предметных олимпиад.

Проектный подход в современной образовательной системе многих стран становится одним из инструментов, позволяющих активировать практическую составляющую учебного процесса. В качестве примера можно привести ряд работ, в которых описываются современные идеи и практические примеры реализаций проектно-ориентированного обучения [1; 2]. Один из идеологов проектного обучения нашего времени Э. Кроули, который несколько лет был руководителем Сколковского института науки и технологий, например, интерпретировал идею продвигаемых им образовательных технологий несколькими словами: «Придумывай - Разрабатывай - Внедряй - Управляй (Conceive - Design -Implement - Operate или CDIO)» [3]. Концепция CDIO нашла отклик в широких кругах профессионального сообщества и стала аббревиатурой целого направления в проектном образовании. Изучая содержание работы [4], можно отметить,

что проектное образование используется не только при подготовке будущих инженеров и экономистов. В работе Бухариной А.Ю. [5], например, описывается, как проектный подход может быть применен в организации труда сотрудников современных IT-предприятий. Замятина О.М., Мозгалева П.И., Солодовни-кова О.М., Гончарук Ю.О. [6] говорят о проведении широкомасштабных мероприятий, организуемых с целью привлечения молодежи к изобретательской деятельности в Томске и Томской области. В Самарском центре детского технического творчества «Радуга успеха» [7] в рамках проектного подхода в практику дополнительного образования были успешно внедрены модельные, конструкторские, мануальные, игровые и экспериментально-исследовательские проектные работы. НП «Лифт в будущее» совместно со своими партнерами, в том числе АНО «Институт опережающих исследований» и Московским политехническим университетом, создает и реализует принципиально новые образовательные технологии и форматы проектной и научной работы со школьниками и студентами, нацеленные на выращивание поколения развития - поколения молодежи, способного быстро и эффективно разрабатывать новые инфраструктурные, отраслевые, инженерно-технические и научно-исследовательские решения [8].

Цель данной работы заключается в исследовании методических особенностей проектных сессий, организуемых для реализации метода проектных интерфейсов, как одной из инструментальных составляющих, позволяющих внедрять проектный подход в процесс дополнительного образования и детского технического творчества.

Результаты. Для начала определимся, что такое учебный проект, каким качествам он должен удовлетворять, чтобы быть использованным в процессе проектного обучения. Современная модель образования приветствует использование различных инновационных технологий, однако многие не задумываются о качественной стороне применяемых ими инноваций. Например, считают, что широко используют проектный подход в своей работе со студентами или школьниками. В ответ на просьбу описать технологию такого проектного обучения и рассказать, сколько времени они затрачивают на реализацию, например, одного учебного проекта, сообщают, что за одну пару (два академических часа по 45 минут) им удается реализовать по пять - шесть «комплексных» проектов. Следующий пример касается проектной работы в школах. В средствах массовой информации нередко можно встретить репортажи о новых способах школьного обучения, в том числе с использованием проектного подхода. В подобных ре-

портажах корреспонденты знакомят зрителей с тем, как на уроках школьники из конструкторов ЛЕГО в течение всего лишь одного урока собирают мобильных роботов, различные механизмы, манипуляторы и т.п. Один урок - и проект готов. Похожих примеров можно найти достаточно много, и цель, с которой мы приводим их, заключается в том, чтобы показать, сколь разнообразными могут быть интерпретации одних и тех же понятий и определений, связанных с одним и тем же явлением. Поэтому для того чтобы иметь одинаковое понимание существа вопроса, связанного с проектным обучением, необходимо дать определение учебного проекта.

Часть из приведенных ниже характеристик и требований, предъявляемых к проектам и проектной работе, будет использована при описании предлагаемых нами технологий проведения проектных сессий. Приведенные ниже определения взяты из интервью Ю.В. Громыко, которое он дал для программы «Лифт в будущее».

«Проект всегда движется от проблемы. Это его принципиальное отличие от других видов деятельности» [9].

«У проекта должен быть конкретный результат - продукт, который кому-то нужен для определенной цели» [9].

«Проект - это командная форма работы. Даже если масштаб решаемой проблемы совсем незначительный, в работе все равно будет участвовать больше одного человека» [9].

«Проект - это организационная структура. Создаваемый продукт должен учитывать набор социальных позиций людей, которые его будут использовать» [9].

«Проект - это форма профориентации. Попробовать разные типы деятельности, примерить разные социальные роли, узнать опытным путем, как устроена та или иная профессиональная отрасль - естественные составляющие работы над любым проектом» [9].

«Проект требует привлечения экспертов. На каждом из этапов реализации проекта необходим квалифицированный, сторонний взгляд на тот или иной контекст, его касающийся» [9].

Даже такой краткий перечень требований, которые могут возникнуть при реализации проектного подхода, показывает необходимость в тщательной проработке и подготовке к занятиям, на которых и происходит работа с «настоящими» проектами, которые часто называют проектными сессиями.

Первое, с чем необходимо определится при подготовке проектных сессий, - это временные рамки работы над проектом или время проведения проектной сессии. В реальной жизни авторам приходилось сталкиваться с несколькими вариантами реализации проектных сессий. Сначала скажем несколько слов о непрерывных проектных сессиях, или так называемых «погружениях» в проблему. На самом деле это самый удачный вариант проектной работы, поскольку «мешающие» и «отвлекающие» факторы в этом случае максимально исключаются. Однако для проведения таких занятий требуется особая подготовка и, самое главное, наличие возможности «выкроить свободное время» как у преподавательского состава, так и у обучающихся.

Следующим по значимости пунктом подготовки является определение с местом базирования. Важно понимать, что при проведении проектных сессий должен быть обеспечен доступ к необходимой информации (работающий Интернет), к оборудованию и комплектующим, которые потребуются при создании прототипов проектных решений, к демонстрационному оборудованию для подготовки и защиты презентаций проектов. Для каждой проектной команды желательно предоставить отдельное помещение. Рекомендуется также иметь одно или несколько общих помещений для межгрупповых собраний и проведения заключительной выставки-защиты. Далее необходимо решить вопрос с питанием и проживанием. При взгляде со стороны проектная сессия бывает похожа на курсы повышения квалификации для учителей и преподавателей или на летний тематический сезон для студентов и школьников в лагере или на базе отдыха.

При обсуждении временных рамок проектных сессий с «погружением» начнем анализировать проблему с «блиц-проектов», которые должны «начаться и закончится» в течение одного или двух дней. Сразу отметим, что в таком режиме ощущается острая нехватка времени, и без значительной предварительной подготовки и использования «домашних заготовок» или конструкторов для про-тотипирования мало что получается на выходе. Далее по возрастанию временного интервала можно назвать недельные или десятидневные проектные школы. В качестве примера можно привести различные версии ШГК («Школа главных конструкторов»), «Лифт в будущее» и другие образовательные мероприятия, проводимые различными организациями в области робототехники или инженерного творчества. Еще более длинными являются проектные сессии, проводимые в лагерях Артек, Орленок или Океан. Ориентировочная протяженность таких проектных сессий от двадцати до сорока дней. Очевидно, что чем продолжительнее мероприятие, тем больше средств и другого вида ресурсов требуется при его подготовке и проведении. Над такими сессиями работают целые команды педагогов, методистов и организаторов. Еще раз напомним и далее не раз будем возвращаться к этому: в конце сессии «погружения» должен быть создан и «защищен» конечный продукт.

Далее по нашей классификации следуют проектные сессии в виде работы с частичным «погружением». К таким проектным сессиям, например, можно отнести работу в течение нескольких часов после основных занятий в школе или

университете и до вечера на протяжении нескольких дней подряд. Такой вариант частичного «погружения» подготовить и провести более реально даже во время учебного года, «без отрыва от производства». В отличие от полных «погружений», которые обычно проводятся на каникулах, такой вид проектных сессий требует как от организаторов, так и от слушателей гораздо меньше как временных, так и финансовых затрат.

Третий вариант в нашей классификации проектных сессий, который даже трудно назвать проектной сессией, похож на обычную кружковую работу, когда для занятий проектом выделяется час - полтора в день несколько раз в неделю. И вся процедура «проектирования» длится от нескольких месяцев до полугода (до очередной отчетной выставки-конференции).

Акцентируем внимание на том, что наиболее эффективны, с точки зрения получения знаний и умений, недельные проектные сессии-«погружения», а наиболее реальны при массовой подготовке и оптимальны по критерию «цена-качество» недельные проектные сессии «полупогружения» или частичные «погружения».

Далее рассмотрим более подробно процесс подготовки к проектной сессии. В первой части приведенных выше определений «настоящего» проекта четко сказано, что проект должен решать какую-то проблему, а результат проектной работы должен быть кому-то нужен. На самом деле подобрать актуальные задачи, которые могли бы быть решены (хоть в какой-то степени) во временных рамках проектной сессии при достаточно невысоком начальном уровне подготовки участников проектных сессий, - это не такая уж простая задача.

Таким образом, в качестве первого этапа проектной сессии, не считая решения проблемы выбора типа проектной сессии и связанных с этим организационных вопросов, должна быть проведена предпроектная подготовка.

Первым шагом предпроектной подготовки должна являться подборка проблемных ситуаций, которые могли бы стать потенциальными прототипами будущих проектов. Отметим, что на первом шаге будущим модераторам проектных команд и модератору проектной сессии необходимо задуматься над тем, чтобы выбранные проекты были по-настоящему многогранны и могли «охватить», заинтересовать как можно большую часть будущей проектной команды. Также проблемы, выбранные для рассмотрения перед проектными командами, должны быть интересны и «полезны» как с точки зрения реализации, так и с точки зрения использования результатов проектирования. Все, что было сказано выше о проектных сессиях, является «классическими» требованиями к предпроектной подготовке. В случае использования метода проектных интерфейсов [10; 11] необходимо обратить особое внимание на необходимость выбора многоплановой и хорошо декомпозируемой проблемной ситуации. При этом следует сначала самим модераторам проработать различные способы декомпозиции и интерфейсного описания проектных модулей, хотя, как показывает опыт, при внесении определенной творческой составляющей любая проблемная ситуация может быть достаточно неплохо декомпозируема.

Рассматривая методические особенности проектных сессий, организуемых для внедрения метода проектных интерфейсов в процесс дополнительного образования и детского технического творчества, будем ориентироваться на метод проектных интерфейсов, который включает две взаимозависимые составляющие: проектная и командная. Рассмотрим далее каждую из них более подробно.

Проектную составляющую метода проектных интерфейсов можно выразить в виде тезиса о том, что любой сложный проект декомпозируется (разбивается) на проектные модули (своеобразные «элементарные» проекты), которые можно разрабатывать и доводить до готовности практически независимо друг от друга, однако заранее договорившись о способах финальной сборки или взаимодействия. Эти способы или протоколы взаимодействия при финальной сборке носят название проектных интерфейсов. Сама возможность продекларированного выше разбиения следует из системных свойств самого декомпозируемого проекта.

Командная составляющая говорит о том, что ни в одной проектной команде нет одинаковых участников. Каждый участник проектной команды имеет свой определенный жизненный опыт, свои предпочтения, умения и навыки, свой тип взаимодействия с окружающим миром или, другими словами, собственный ТИМ (тип информационного метаболизма личности) [12 - 14]. При составлении проектных команд необходимо постараться так подобрать их участников, чтобы они образовывали, с одной стороны, взаимодополняющие микрогруппы (квадры или дуальные, возможно, полудуальные пары). Также необходимо учитывать определенную профессиональную предрасположенность представителей выявленных квадр и использовать их таким образом, чтобы каждая «квадрированная» микрогруппа занималась наиболее соответствующими ее ТИМам проектными модулями. Причем модератору надо постараться сделать это настолько филигранно, чтобы участники проектных команд не заметили никакого нажима или давления. Следует сказать, что данная часть очень важна для правильной реализации метода проектных интерфейсов. Опыт показывает, что зачастую описанные выше требования к формированию проектных команд реализуются естественным образом за счет так называемого синергетического эффекта (т.е. реально наблюдаемого самообразования микрогрупп в соответствии с типами информационного метаболизма личности, благодаря которому в естественных условиях формируются семьи, творческие коллективы и успешные команды), а модератору иногда достаточно только направлять в нужное русло уже начавшиеся процессы взаи-

модействия членов проектных команд, инициируя микрогрупповые обсуждения проблем, усиливая или ослабляя коммуникативные связи и т.п.

Разобравшись с проектной и командной составляющими, модератор должен проработать возможные пути развития выбранных проектов (пути решения поставленной проблемы). Для чего это нужно? Модератор должен заранее подготовиться и договориться с возможными экспертами, которые будут принимать участие в проектной сессии. Нужно будет согласовать их рабочее расписание и технологию взаимодействия с ними.

Также необходимо составить предварительную смету на расходные материалы, которые будут использованы в процессе работы, и комплектующие, необходимые для создания прототипа проектного решения. Проблема в том, что смета должна быть изначально завышена, поскольку должен быть представлен расширенный набор комплектующих для разных сценариев развития событий. Причем необходимо не только получить средства, но и приобрести необходимые расходные материалы, комплектующие и инструменты, определить место их хранения и учета.

Далее необходимо проработать и подготовить «легенды», при помощи которых будут вводиться для обсуждения проблемные ситуации.

В нашем случае для решения «командного вопроса» при использовании метода проектных интерфейсов необходимо провести предварительное тестирование участников проектной сессии еще перед разбиением на проектные команды. Саму процедуру тестирования на ТИМ и обработку результатов данного тестирования необходимо завершить перед проведением записи «по интересам» (в крайнем случае, в процессе самой записи и собеседования). Данный процесс можно организовать при использовании специализированных программных средств. При предварительном разбиении на проектные команды желательно подготовить это с равномерным распределением по командам представителей разных квадр. Идеальный случай для исследования: одна команда - один соци-он (четыре разные квадры), скорее всего, в реальной жизни это будут «квадри-рованные» микрогруппы.

В каждой проектной команде из представителей «гуманитарных» квадр или «квадрированных» микрогрупп желательно, по согласованию с самими участниками, выделить группу видеопротоколирования [15].

Перед началом учебной работы, но уже после разбиения всех слушателей на проектные команды желательно провести установочное тестирование на уровень инженерных знаний (понимание инженерных принципов, базовые понятия физики, математики на качественном уровне), выявление логических композиционных связей и оценку коммуникативной составляющей.

Далее должна начаться проектная работа. В зависимости от количества слушателей проектной сессии (количества проектных команд) производится группировка по интересам. Случай можно считать близким к «идеальному», если по каждому «направлению интересов» будет сформировано 2 - 3 проектные команды. Нормальным считается даже тот случай, если будет выполняться соотношение: одно направление - одна команда. Однако надо обязательно помнить, что при введении легенды в начале командной работы проектной сессии даже для одной команды должно быть озвучено минимум две - три проблемные ситуации.

После того как выбрана проблемная ситуация, модератор должен «незаметно» подвести к необходимости выполнения декомпозиции будущего проекта на «проектные модули». Желательно, чтобы проектные модули были максимально «инкапсулиуемы», т.е. разработка модулей должна быть максимально независима, должны быть заранее оговорены точки сопряжения, которые будут задействованы при прототипировании и финальной сборке проекта.

На начальном этапе должны также быть учтены такие жизненные циклы проекта, как построение модели проекта (проектного модуля), выбор технологии и проработка конструкции проекта (проектного модуля), составление сметы, технологической карты и подбор комплектующих, создание прототипа, отладка

Библиографический список

прототипа, испытание прототипа проектного модуля, доработка недостатков, финальные испытания (проектного модуля), сборка общего проекта из проектных модулей, отладка схемы сопряжения, диагностика, тестирование, финальные испытания изделия, защита проекта.

Необходимо отметить, что в процессе реализации жизненного цикла проекта должны быть проведены несколько собраний главных конструкторов проектных модулей, а также несколько общих собраний проектной команды с обсуждением результатов каждого этапа работ и с заслушиванием предложений по оптимизации. В процессе работы над проектами должны быть обязательно проведены встречи с экспертами и интересантами (лицами, заинтересованными в результатах реализуемого проекта). Заметим, что у протокольно-съемочной группы, можно сказать, будет двойная нагрузка: и ведение протокольной съемки, и участие в работе. Необходимо отметить, что все схемы, материалы, презентации, чертежи, результаты моделирования и визуализации должны сохраняться до конца проектной сессии.

В процессе проектной сессии помимо явно выраженной, описанной выше проектной работы каждый модератор должен в адаптивном режиме анализировать адекватность модели интертипных отношений [12, с. 196 - 204], построенной им по результатам предварительного соционического тестирования. При выявлении значительных расхождений между наблюдаемой реальностью и предположительными интертипными отношениями между участниками проектной команды внутри «квадрированных» проектных микрогрупп модель интер-типных отношений должна обязательно корректироваться путем перемещения участников проектной команды между микрогруппами. При этом необходимо обязательно в виде ежедневного отчета-дневника отмечать все выполняемые изменения с соответствующими комментариями.

Перед защитой общего проекта необходимо провести те же тематические тесты, что и в начале проектной сессии, только в иной вариативной реализации.

Защита своего проекта каждой проектной командой должна состояться в виде общей выставки-презентации проектных команд с приглашенными зрителями, интересантами и экспертами.

Каждый модератор «для внутреннего пользования» должен составить отчет о результатах коллективной сработанности его проектной команды и изменениях количественных показателей тестирования. Также каждый модератор может предложить свои изменения в методике проведения собеседований и тестирования с целью определения ТИМов участников проектных команд и оценки их предварительных и целевых количественных показателей проектной работы.

В результате проведения проектных сессий, организованных с целью реализации метода проектных интерфейсов как одного из инструментов, позволяющих внедрять проектный подход в процесс дополнительного образования и детского технического творчества, участники проектных команд получат возможность усовершенствовать не только свои навыки, знания и умения в профессиональной области, но и научиться командному взаимодействию и оптимальному управлению работой над проектами. Также рассмотренные в данной статье методические аспекты проектных сессий будут, несомненно, полезны и для модераторов проектных команд (учителей и преподавателей) не только в качестве подготовительного материала для следующих проектных сессий, но и в их непосредственной повседневной работе со студентами и школьниками. Методический эффект от проведения каждой проектной сессии по передаче опыта и знаний может быть значительно усилен, если по результатам каждой такой практической сессионной работы будут подготовлены и напечатаны как минимум две публикации как с описаниями пошаговой работы над проектами, так и с реализацией рекомендаций по формированию конкретных проектных команд. Также в конце каждой проектной сессии из материалов «протокольных» групп должен быть смонтирован и озвучен учебно-методический фильм об опыте проектной работы в дополнительном образовании и детском техническом творчестве.

1. Гансуар К.Др., Неретина Ю.В., Корокошко Ю.В. Опыт проектно-ориентированного обучения и организации командной работы студентов вуза. Интеграция образования. 2015; Т. 19, № 2: 22 - 30.

2. Edstrôm K., Kolmos A. PBL and CDIO: complementary models for engineering éducation development. European Journal of Engineering Education. 2014; Vol. 39, Issue 5: 539 - 555.

3. Кроули Э.Ф., Малмквист Й., Остлунд С., Дорис РБр., Эдстрем К. Переосмысление инженерного образования. Подход CDIO. Перевод с английского С. Рыбушкиной. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016.

4. Чубик П.С., Чучалин А.И., Соловьев М.А., Замятина О.М. Подготовка элитных специалистов в области техники и технологий. Вопросы образования. 2013; № 2: 188 - 208. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19424091

5. Бухарина А.Ю. Управление талантами: чему учить сотрудников сегодня, чтобы выжить завтра. Социальная психология и общество. 2017; Т. 8, № 1: 144 - 162.

6. Замятина О.М., Мозгалева П.И., Солодовникова О.М., Гончарук Ю.О. Современные методы педагогики для вовлечения и стимулирования научно-технического творчества детей и молодежи. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; Т. 15: 31 - 35. Аvаilable at: https://elibrary.ru/item. asp?id=26349945

7. Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П., Лисовская А.И. Теоретико-методологические основы организации проектной деятельности учащихся в учреждениях детского и юношеского творчества. Самарский научный вестник. 2017; Т. 6, № 1 (18): 198 - 202. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28772241

8. Разработка и организация проектных и исследовательских лабораторий в региональных инженерно-конструкторских школах «Лифт в Будущее»: методическое пособие. Автор-составитель И. Чаусов. Москва: Реарт, 2017.

9. Громыко Ю.В. Интервью для программы «Лифт в Будущее» директора Института Шифферса об основных принципах и нормах ведения проектной деятельности. Available at: https://shiffersinstitute.com/dlya-programmy-lift-v-budushhee-direktor-instituta-shiffersa-yu-v-gromyko-dal-intervyu-ob-osnovnyx-principax-i-normax-vedeniya-proektnoj-deyatelnosti/

10. Кудрявцев Н.Г, Темербекова А.А. Особенности метода проектных интерфейсов как механизма развития проектного подхода в образовательном процессе и детском техническом творчестве. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018; Т. 8, № 6: 167 - 182.

11. Кудрявцев Н.Г, Сафонова В.Ю., Техтиеков В.И., Долгов Д.П., Барсуков А.А. Исследование опыта создания программных компонент с использованием метода проектных интерфейсов в рамках развития междисциплинарного студенческого измерительного полигона ФМИТИ ГАГУ. Информация и образование: границы коммуникаций INFO'20: сборник научных трудов. Под редакцией А.А. Темербековой, И.В. Соловкиной. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ 2020; № 12 (20): 146 - 149.

12. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. Соционика: Введение. Составитель Л. Филиппов. Москва: ООО Фирма «Издательство АСТ»; Санкт-Петербург: Terra Fantastica, 1998: 194 - 206.

13. Филатова Е.С. Соционика в портретах и примерах. Москва: Издательство «Чёрная белка», 2005.

14. Крегер О., Тьюсон Д. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. Перевод с английского Ю.Ю. Ступак. Москва: АСТ: Астрель, 2005.

15. Кудрявцев Н.Г, Темербекова А.А., Малова В.Ю. Визуализация проектной деятельности как одна из компонент методики работы с проектной командой. Современные информационные технологии в образовании: Материалы XXXI конференции. Москва - Троицк, 2020: 188 - 190.

References

1. Gansuar K.Dr., Neretina Yu.V., Korokoshko Yu.V. Opyt proektno-orientirovannogo obucheniya i organizacii komandnoj raboty studentov vuza. Integraciya obrazovaniya. 2015; T. 19, № 2: 22 - 30.

2. Edstrom K., Kolmos A. PBL and CDIO: complementary models for engineering education development. European Journal of Engineering Education. 2014; Vol. 39, Issue 5: 539 - 555.

3. Krouli 'E.F., Malmkvist J., Ostlund S., Doris R.Br., 'Edstrem K. Pereosmyslenie inzhenernogo obrazovaniya. Podhod CDIO. Perevod s anglijskogo S. Rybushkinoj. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2016.

4. Chubik P.S., Chuchalin A.I., Solov'ev M.A., Zamyatina O.M. Podgotovka 'elitnyh specialistov v oblasti tehniki i tehnologij. Voprosy obrazovaniya. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=19424091

5. Buharina A.Yu. Upravlenie talantami: chemu uchit' sotrudnikov segodnya, chtoby vyzhit' zavtra. Social'naya psihologiya i obschestvo. 2017; T. 8, № 1: 144 - 162.

6. Zamyatina O.M., Mozgaleva P.I., Solodovnikova O.M., Goncharuk Yu.O. Sovremennye metody pedagogiki dlya vovlecheniya i stimulirovaniya nauchno-tehnicheskogo tvorchestva detej i molodezhi. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal «Koncept». 2015; T. 15: 31 - 35. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26349945

7. Mihel'kevich V.N., Ovchinnikova L.P., Lisovskaya A.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy organizacii proektnoj deyatel'nosti uchaschihsya v uchrezhdeniyah detskogo i yunosheskogo tvorchestva. Samarskijnauchnyj vestnik. 2017; T. 6, № 1 (18): 198 - 202. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28772241

8. Razrabotka iorganizaciya proektnyh i issledovatel'skih laboratorij vregional'nyh inzhenerno-konstrukiorskih shkolah «Lift v Buduschee»: metodicheskoe posobie. Avtor-sostavitel' I. Chausov. Moskva: Reart, 2017.

9. Gromyko Yu.V. Interv'yu dlya programmy «Lift v Buduschee» direktora Instituta Shiffersa ob osnovnyh principah i normah vedeniya proektnoj deyatel'nosti. Available at: https:// shiffersinstitute.com/dlya-programmy-lift-v-budushhee-direktor-instituta-shiffersa-yu-v-gromyko-dal-intervyu-ob-osnovnyx-principax-i-normax-vedeniya-proektnoj-deyatelnosti/

10. Kudryavcev N.G., Temerbekova A.A. Osobennosti metoda proektnyh interfejsov kak mehanizma razvitiya proektnogo podhoda v obrazovatel'nom processe i detskom tehnicheskom tvorchestve. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; T. 8, № 6: 167 - 182.

11. Kudryavcev N.G., Safonova V.Yu., Tehtiekov V.I., Dolgov D.P., Barsukov A.A. Issledovanie opyta sozdaniya programmnyh komponent s ispol'zovaniem metoda proektnyh interfejsov v ramkah razvitiya mezhdisciplinarnogo studencheskogo izmeritel'nogo poligona FMITI GAGU. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij INFO'20: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej A.A. Temerbekovoj, I.V. Solovkinoj. Gorno-Altajsk: BIC GAGU, 2020; № 12 (20): 146 - 149.

12. Augustinavichyute A. Teoriya intertipnyh otnoshenij. Socionika: Vvedenie. Sostavitel' L. Filippov. Moskva: OOO Firma «Izdatel'stvo AST»; Sankt-Peterburg: Terra Fantastica, 1998: 194 - 206.

13. Filatova E.S. Socionika v portretah i primerah. Moskva: Izdatel'stvo «Chernaya belka», 2005.

14. Kreger O., T'yuson D. Tipy lyudej: 16 tipov lichnosti, opredelyayuschih, kak my zhivem, rabotaem i lyubim. Perevod s anglijskogo Yu.Yu. Stupak. Moskva: AST: Astrel', 2005.

15. Kudryavcev N.G., Temerbekova A.A., Malova V.Yu. Vizualizaciya proektnoj deyatel'nosti kak odna iz komponent metodiki raboty s proektnoj komandoj. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: Materialy XXXI konferencii. Moskva - Troick, 2020: 188 - 190.

Статья поступила в редакцию 20.08.20

УДК 377.6

Kurbanov T.K, postgraduate, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: Tagir1119@mail.ru

Hasanova E.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Dagestan State Agrarian University n.a. M.M. Dzhambulatov

(Makhachkala, Russia), E-mail: izmelikov@yandex.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS MAJORING IN "INFORMATION SYSTEMS (IN DIFFERENT INDUSTRIES)" IN THE CONTEXT OF IEE. The article presents a comparative analysis of the effectiveness of two experiments on the development of professional competencies of students of educational organizations like colleges in the specialty, Code 09.02.04 "Information systems (in different industries)". Both experiments involved the active introduction of communicative practices into the educational process, the practice of controlling the acquired knowledge and the development of independent cognitive activity, followed by the consolidation of the acquired knowledge in practice. However, in the first case, the implementation of these technologies did not imply the use of the information and educational environment (IEE) of the educational institution created at that time. In the second case, similar methods were used to develop communication practices, control the educational process and independent cognitive activity, but using the opportunities provided by the IEE. As a result of the work and comparing the results of the two studies, the researchers concluded that it is appropriate to use these components of professional competence formation within the scope of the opportunities provided by the IEE.

Key words: professional competence, educational environment, knowledge, skills, information, experiment, methods, control, practice, analysis, specialty.

Т.К. Курбанов, аспирант, кафедры информационных и коммуникационных технологий, Дагестанский государственный педагогический

университет, г. Махачкала, E-mail: Tagir1119@mail.ru

Э.С. Гасанова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова, г. Махачкала,

E-mail: izmelikov@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ)» В УСЛОВИЯХ ИОС

В статье представлен сравнительный анализ результативности двух экспериментов по развитию профессиональных компетенций студентов образовательных организаций СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям). Оба эксперимента подразумевали активное внедрение в образовательный процесс коммуникативных практик, практик контроля полученных знаний и развития самостоятельной познавательной деятельности с последующим закреплением полученных знаний в практической деятельности. Однако в первом случае внедрение обозначенных технологий не подразумевало использования создаваемой в тот момент информационно-образовательной среды (ИОС) учебного заведения. Во втором случае были использованы аналогичные методы развития коммуникативных практик, контроля образовательного процесса и самостоятельной познавательной деятельности, но с использованием возможностей, предоставляемых ИОС. В результате проделанной работы и сопоставления результатов двух исследований мы пришли к выводу о целесообразности использования данных, составляющих формирование профессиональных компетенций в рамках возможностей, предоставляемых ИОС, с целью улучшения процесса подготовки студентов к практической деятельности.

Ключевые слова: знания, навыки, информация, эксперимент, методы, контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.