Switzerland // International Journal about Parents in Education. - 2011. - Vol. 5, No. 2. - S. 86-97. 17.Weiss H.B., Lopez M.E., Rosenberg H. Beyond random acts: Family, school and community engagement as an integral part of education reform. Paper prepared for the National Policy Forum for Family, School and Community Engagement (2012).
URL: http://www.nyspirc.org/info/wpcontent/ uploads/2010/04/Beyond-Random-Acts-HFRP.pdf. 18.Zoppi I.M. Latino Parental Involvement in Students' School Attendance and Achievement. University of Maryland (2006). - http:// www.education.umd.edu/mimaue/index.html.
PROJECT COMPETENCIES'DEVELOPMENT OF EDUCATORS BY MEANS OF TEAM MANAGEMENT llina Anna Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Head of Educational and Scientific Center Koptelov Alexel Viktorovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Head of Department of Management, Economics and Law
Mashukov Alexander Vasilyevich, Head of Educational and Methodical Center
Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skills of Educators, Chelyabinsk
The effectiveness of the implementation of the project-targeted approach in general education depends on the competent project team. At the same time, as real practical activities show, workers in general education are not sufficiently prepared to solve strategic goals by organizing the activities of these teams. In this regard, the authors of the article substantiate the assertion that the use of team management for the development of project competencies of educators makes it possible to achieve complex team effects. The attention is focused on the fact that the implementation of the ideas of team management in education is associated with the development of project competence among pedagogical workers, which is manifested in the implementation of pedagogical workers' project competencies, the totality of which are reflected in professional standards. The means of the presented ideas implementation is the additional professional development program "Team Management Practice in the Teachers' Professional Development". The article describes the technology of this program 's implementation, presents practical results which have been obtained by students during its development. The considerable attention is paid to the description of the methodological aspects to ensure the achievement of complex team effects.
Keywords: project competencies; project team; team management; additional professional program; general education; management of the teachers' professional development.
РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ КОМАНДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Эффективность реализации проектно-целевого подхода в общем образовании зависит от компетентной проектной команды. В то же время, как показывает реальная практическая деятельность, работники общего образования недостаточно готовы к решению стратегических целей посредством организации деятельности указанных команд. В этой связи авторы статьи обосновывают утверждение о том, что применение командного менеджмента для развития проектных компетенций работников образования позволяет достигать комплексных командных эффектов. Акцентируется внимание на том, что реализация идей командного менеджмента в образовании связана со сформиро-ванностью у педагогических работников проектной компетентности, которая проявляется в реализации педагогическими работниками проектных компетенций, совокупность которых отражена в профессиональных стандартах. Средством реализации представленных идей выступает дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Практика командного менеджмента в профессиональном развитии педагогов". В ста тье описана технология реализации указанной программы, представлены практические результаты, полученные слушателями в ходе ее освоения. Существенное внимание уделено описанию методических аспектов, позволяющих обеспечить достижение комплексных командных эффектов.
Ключевые слова: проектные компетенции; проектная команда; командный менеджмент-дополнительная профессиональная программа; общее образование; управление профессиональным развитием педагогических работников.
Одним из эффективных механизмов стратегического развития страны является проектное управление. В частности, в последнее
УДК 378.091.398 ВАК РФ 13.00.08
©ИльинаA.B., 2019 ©КоптеловА.В., 2019 © Машу ко в А. В., 2019
ИЛЬИНА Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий Учебно-научным центром
КОПТЕПОВ Алексей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Управления, экономики и права
МА ШУКОВ Александр Васильевич, заведующий Учебно-методическим центром
Челябинский институт переподготовки и повышения
квалификации работников образования, Челябинск
> <
ш
а ш т
< а
ш
с
*
28
время в субъектах Российской Федерации активно создаются отраслевые проектные офисы по приоритетным направлениям развития различных сфер экономики [1; 2; 3]. Деятельность структур, занимающихся проектной деятельностью на уровне государства и конкретного субъекта, в частности, Челябинской области, регламентируется соответствующими законодательными актами. Аналогичная деятельность организуется и на уровне органов местного самоуправления. Соответственно, можно говорить о том, что организации проектной деятельности уделяется серьезное внимание на всех уровнях управления, прежде всего, потому что она [проектная деятельность] рассматривается в качестве одного из важнейших механизмов решения стратегических целей в любой отрасли социально-экономического развития. В данной логике разрабатываются приоритетные проекты развития сферы образования, которые определены в таких основополагающих документах, как государственная программа Российской Федерации "Развитие образования на 2018-2025 годы" государственная программа Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области на 2018 - 2025 годы".
Бесспорен тот факт, что эффективность реализации любого проекта, в том числе в системе общего образования, во многом зависит от сформированной профессиональной, компетентной в своей области проектной команды. Грамотное определение состава проектной команды, распределение полномочий, организация ее деятельности обеспечивает успешность реализации проекта. В этой связи особенно актуальным становится применение командного менеджмента как одного из направлений теории и практики управления организацией, позволяющего достигать комплексных командных эффектов [4; 5; б; 7; 8; 9].
В то же время, реальная практика показывает недостаточную готовность работников общего образования к решению стратегических целей посредством организации деятельности проектных команд, или, другими словами, с помощью командного менеджмента. Сфера образования (в большей степени на институциональном уровне) до сих пор недостаточно эффективно использует возможности командного менеджмента для достижения поставленных государством целей достижения современного качества образования [10].
Реализация идей командного менеджмента в образовании связана со сформированно-стью у педагогических работников проектной
компетентности, которая проявляется в их способности и готовности выполнять трудовые функции с опорой на профессиональные знания и с применением адекватных функциональных умений и навыков проектирования педагогической действительности. Иными словами она [проектная компетентность] проявляется в реализации педагогическими работниками трудовых действий, выступающих в роли проектных компетенций, совокупность которых отражена в профессиональных стандартах.
Мы предположили, что более успешно сформировать проектную компетентность у руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, специалистов муниципальных методических служб,руководителей и педагогов образовательных организаций средствами командного менеджмента позволит система дополнительного профессионального образования. Причем это станет возможным, если будет четко определено проблемное поле, проведено операциональное целеполагание, произведен тщательный отбор содержания, форм и методов обучения слушателей.
Для решения выявленной проблемы и подтверждения выше обозначенной гипотезы нами была разработана и реализована в 2018 году дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Практика командного менеджмента в профессиональном развитии педагогов", при реализации которой предполагается создание условий для развития профессиональной компетентности слушателей в области проектной деятельности средствами командного менеджмента.
В соответствии с выявленной проблематикой была определена цель - развитие у слушателей проектных компетенций по управлению профессиональным развитием педагогических работников на муниципальном и институциональном уровнях (на основе командного менеджмента). Отметим, что понятие "проектные компетенции", являясь по сути полиморфным, определяет структуру и содержание проектной компетентности.
Указанная выше цель обусловила выявление комплекса задач, которые решались в рамках реализации дополнительной профессиональной программы и которые включали в себя следующие:
- формирование у слушателей готовности применять технологии командного менеджмента в управлении профессиональным раз-
витием педагогических работников на муниципальном и институциональном уровнях;
- освоение слушателями знаний о технологиях командного менеджмента;
- освоение слушателями технологии работы в проектных командах по разработке методических продуктов, обеспечивающих профессиональное развитие педагогических работников на муниципальном и институциональном уровнях.
Кроме того, понимая то, что неотъемлемым условием проектирования дополнительных профессиональных программ повышения квалификации является четкое фиксирование перечня компетенций слушателей, развитие которых осуществляется в ходе реализации программы [11; 12; 13], нами, на основе требований профессионального стандарта"Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" [14], был определен перечень компетенций, который отражает достижение поставленных в программе цели и задач, ориентированных на управление профессиональным развитием педагогических работников. В частности, были отобраны такие компетенции, как способность разрабатывать (в составе группы разработчиков и (или) под руководством специалиста более высокого уровня квалификации):
- учебно-методические материалы для проведения отдельных видов учебных занятий при реализации дополнительных профессиональных программ, а также при организации работы по развитию профессиональных компетенций у руководящих и педагогических работников на муниципальном и институциональном уровнях;
- учебные пособия, методические и учеб-но-методические материалы, обеспечивающие реализацию дополнительных профессиональных программ.
В качестве планируемых результатов реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации было определено, что по итогам ее освоения слушатели смогут в контексте вышеназванного профессионального стандарта:
- уметь разрабатывать планы семинарских, практических занятий, следуя установленным методологическим и методическим подходам, представлять разработанные материалы и дорабатывать их по результатам обсуждения и экспертизы, проведенной специалистами более высокого уровня квалификации;
- строить профессиональное общение с соблюдением делового этикета;
- оформлять методические и учебно-мето-дические материалы с учетом требований научного и научно-публицистического стиля;
- знать методологические основы современного образования;
- знать требования к учебно-методическо-му обеспечению учебных курсов, дисциплин (модулей) дополнительных профессиональных программ, в том числе требования к учебно-методическому обеспечению организации работы по развитию профессиональных компетенций у руководящих и педагогических работников на муниципальном и институциональном уровнях;
- знать основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки научно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) дополнительных профессиональных программ, в том числе научно-методического обеспечения, используемого при организации работы по развитию профессиональных компетенций у руководящих и педагогических работников на муниципальном и институциональном уровнях;
- знать возрастные особенности обучающихся; стадии профессионального развития; педагогические, психологические и методические основы развития мотивации;
- знать особенности научного и научно-публицистического стиля [14].
Программа ориентирована на обучение муниципальных команд, включающих руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных методических служб, руководителей образовательных организаций, педагогических работников.
Особенности целеполагания (постановки цели и задач, определение перечня формируемых / развиваемых компетенций и планируемых результатов) при проектировании дополнительной профессиональной программы определили отбор содержания, форм, методов и способов обучения слушателей.
В структурном плане дополнительная профессиональная программа включает четыре раздела, отражающих содержательные линии профессионального развития педагогов на основе командного менеджмента:
- современные нормативно-правовые основы обеспечения профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций;
> <
ш
а ш т
< а
ш
с
*
30
- психолого-педагогические основания обеспечения профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций;
- содержательные и процессуальные аспекты обеспечения профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций;
- прикладные аспекты обеспечения профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций.
В первом разделе "Современные норматив-но-правовые основы обеспечения профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций" изучаются особенности образовательной политики в Российской Федерации в части реализации государственных программ "Развитие образования на 2018 -2025 годы" федерального и регионального уровней. Проведение учебного занятия осуществляется в форме интерактивной лекции. В совместной деятельности преподавателя и слушателей анализируются целевые установки, касающиеся развития системы общего образования до 2025 года, а также показатели их достижения по годам. При этом особые акценты делаются на целевых установках, в достижении которых будут принимать непосредственное участие педагогические работники общеобразовательных организаций в рамках своей профессиональной деятельности. На основе выявленных приоритетных целевых установок для системы общего образования на федеральном и региональном уровнях определяется перечень потенциальных проблемных зон, которые могут возникнуть при выполнении выделенных целевых приоритетов на уровне конкретных общеобразовательных организаций и, соответственно, возможных профессиональных дефицитов педагогов, которые могут выявиться при их разрешении. Кроме того, уже в рамках первого занятия организуется работа проектных муниципальных (школьных) команд с муниципальными программами развития.
Работа команд организуется, во-первых, на основе сопоставительного анализа государственных программ федерального и регионального уровней и муниципальной программы развития с целью выявления приоритетов для конкретного муниципалитета в контексте государственной политики в сфере общего образования.
Во-вторых, на основе проведения Б\/\ЮТ-анализа на предмет выявления направлений научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов общеоб-
разовательных организации в контексте приоритетов муниципалитета.
Содержание второго раздела "Психолого-педагогические основания обеспечения профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций" отражает психолого-педагогические аспекты организации работы в команде. Слушатели в деятель-ностной форме осваивают различные принципы формирования команды, распределения ролей в команде, сформированные как отечественными, так и зарубежными исследователями ГГ. Ю. Базаров [15; 16], М. Г. Ярошевский [17], М. В. Ве1Ып [18], С. Магдетоп, Р. МсСапп [19]). Особое внимание уделяется вопросу мо-тивационных аспектов включения педагогических работников в командную работу. Во-пер-вых, на основе самоанализа профессиональной деятельности слушатели определяют мотивы, которые бы способствовали результативной работе команды, членом которой они являются. Во-вторых, слушателям предлагается определить мотивы для потенциальных участников команды по решению проблем профессионального развития педагогов общеобразовательной организации (муниципалитета).
Третий раздел "Содержательные и процессуальные аспекты обеспечения профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций" направлен на изучение особенностей командного менеджмента, а именно рассматриваются понятие "командный менеджмент" как направление теории и практики управления организацией, опирающееся на комплексное и конструктивное использование командных эффектов [4; 5; б], принципы и технологии его применения. Особый акцент делается на эффектах, которые могут возникнуть в процессе и по результатам командной деятельности. При условии, что под командными эффектами понимаются конкурентные преимущества конкретной организации по сравнению с другими аналогичными. При раскрытии вопроса о критериях эффективности применения командного менеджмента обращается внимание слушателей на двух основных: продуктивности работы команды в целом и индивидуальной удовлетворенности членов команды. В обозначенном контексте рассматриваются возможности применения командного менеджмента для профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций. В связи с этим в совместной деятельности со слушателями определяются сущностные характеристики технологий, которые могут применяться при
командном менеджменте, в частности мозговой штурм, кейс-метод, методы Форсайта [20; 21; 22].
Четвертый раздел "Прикладные аспекты обеспечения профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций" полностью ориентирован на освоение технологии командного менеджмента. Теоретические представления и практические способы деятельности, полученные в рамках изучения тем предыдущих разделов, технологично отрабатываются слушателями в практической деятельности на основе командного менеджмента. Практическая деятельность слушателей осуществляется посредством организации работы проектных команд по разработке методических продуктов. Этапность применения командного менеджмента выражается в практических действиях по выявлению профессиональных дефицитов педагогов; принятию решений на основе результатов выявления профессиональных дефицитов; разработке методических продуктов, обеспечивающих профессиональное развитие педагогов общеобразовательных организаций на основе командного менеджмента; публичному представлению методических продуктов, обеспечивающих профессиональное развитие педагогов общеобразовательных организаций; проведению профессионально-общественной экспертизы методических продуктов.
Дополнительная профессиональная программа рассчитана на 24 часа общей трудоемкости, из которых 5 часов отводится на интерактивные лекции, 19 часов - на практические занятия. В соотношении лекционных и практических занятий преобладают вторые (21% против 79%), что обусловлено ориентацией на практическую подготовку слушателей.
Практические учебные занятия проводятся в формате проектных сессий. Проектная сессия рассматривается нами как особый интенсивный тип пролонгированного во времени учебного занятия, который, используя специально отобранные методы работы, в данном случае командного менеджмента, с проектами / инновационными практиками при существенной нагрузке на всех участников команды, позволяет за короткий промежуток времени продвинуть проект вперёд. Целью проектных сессий в рамках реализации дополнительной профессиональной программы является научно-методическое сопровождение муниципальных команд по управлению профессиональным развитием педагогических работников на муниципальном и институци-
ональном уровнях. В ходе проектных сессий осуществляется организация деятельности проектных команд по разработке методических продуктов, обеспечивающих профессиональное развитие педагогов общеобразовательных организаций. Работа ведётся силами самой команды проекта (муниципальной команды) под руководством преподавателей.
Необходимо отметить, что под методическим продуктом, обеспечивающим профессиональное развитие педагогов, понимается систематизированная и обобщенная совокупность теоретических, информационных и /или дидактических материалов, имеющих адресную направленность и технологично отражающих конкретную инновационную практику по развитию профессиональной компетентности работников образования. Методические продукты инновационных практик могут быть представлены в виде:
1) методической разработки содержания фокус-группы для педагогических (руководящих) работников по конкретным направлениям профессионального развития;
2) методической разработки обучающего семинара (проектного семинара, семинар-практикума и т.д.) для педагогических (руководящих) работников по конкретным направлениям профессионального развития;
3) методической разработки вебинара для различных участников образовательных отношений;
4) сценария мастер-класса;
5) образовательного кейса и др.
Итогом работы проектных команд в рамках реализации дополнительной профессиональной программы "Практика командного менеджмента в профессиональном развитии педагогов" стали разработанные методические продукты, направленные на профессиональное развитие педагогов конкретного муниципалитета с учетом их актуальных профессиональных дефицитов. В качестве примера приведем некоторые:
- программа проектных сессий для школьных команд, включающих в себя педагогических, руководящих работников, педагогов сопровождения (педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) образовательных организаций "Педагог в проектной технологии";
- сценарный план единого методического дня "Проектная деятельность как инструмент профессионального развития педагогов" для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций муниципалитета;
05
1-Н
О
со
а. <
о
со
КД" У
31
> <
ш S
О Ш
т
< а.
ш С
•х 32
- программа стажировки для руководящих и педагогических работников муниципалитета общеобразовательных организаций "Совершенствование механизмов деятельности педагога по профилактике девиантного поведения обучающихся";
- технология проведения смотра инновационной деятельности образовательных организаций.
В заключение позволим себе сформулировать краткие выводы по итогам проведенного исследования, направленного на подтверждение гипотезы о более успешном формировании проектных компетенций в области профессионального развития педагогов у руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, специалистов муниципальных методических служб, руководителей и педагогов образовательных организаций средствами командного менеджмента в системе дополнительного профессионального образования.
Во-первых, процесс проектирования и реализации дополнительной профессиональной программы включал выявление четко очерченного проблемного поля с точки зрения профессионального развития работников образования на основе командного менеджмента, проведение операционального целепо-лагания, состоящего из постановки цели и задач, определения перечня формируемых / развиваемых компетенций,тщательный отбор содержания, форм, методов обучения с учетом специфики принципов командного менеджмента.
Во-вторых, по результатам реализации дополнительной профессиональной программы достигнуты результаты в части освоения слушателями технологии командного менеджмента, с одной стороны. С другой - результатом командного обучения стало определение путей решения актуальных проблем (для каждой команды своя) в части профессионального развития педагогов посредством разработки методических продуктов.
Литература:
1. Богданов В.В. Управление проектами. Корпоративная система - шаг за шагом / В.В. Богданов.
- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 248 с.
2. Крель М. Что такое продуктивный проектный офис и как получать от удовольствие от работы в нем?/ К. Крель//Управление проектами,- 2014,-N9 1-2 (29).-С. 20-31.
3. Кузнецов П. А. Проектный офис как ключевое звено управления инновациями в университете / П. А. Кузнецов // Экономическая наука и образование. - 2010. - № 10 (71). - С. 297-299.
4. Байков Е. А., Константинова Д. Г. Применение технологий командного менеджмента в интересах повышения эффективности деятельности предприятий медиаиндустрии / Е.А. Байков, Д.Г. Константинова // Петербургский экономический журнал. - 2014. - № 4. - С. 38-44.
5. Долгов М. и др. Командный менеджмент в России. Методы формирования и развития командных эффектов в организации / М. Долгов, Е. До-ценко, А. Нефедов, С. Зверев // Управление персоналом. - 2005. - № 24. - С. 37-45.
6. Копылова Е. Н. Формирование управленческих команд для реализации государственных региональных программ России: дис.... канд. социолог, наук / Е. Н. Копылова. - Ростов-на-Дону, 2015. -192 с.
7. Ленская И. Ю. Преимущества использования командного менеджмента и особенности применения тимбилдинга в процессе стабилизации персонала современных организаций / И. Ю. Ленская // Науковедение. - 2017. - №1. - Т. 9. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/47EVN 117.pdf (дата обращения: 25.03.2018).
8. Муругова Е. Г. Подготовка управленческих кадров образования в системе повышения квалификации к командному менеджменту : дис.... канд. пед. наук / Е. Г. Муругова. - Томск, 2013 - 188 с.
9. Осетрин К. Е„ Санникова, И. Г. Командный метод управления образовательным учреждением как методологическая база концепции дополнительного профессионального образования учителей малокомплектной школы / К. Е. Осетрин, И. Г. Санникова // ВестникТГПУ. - 2010. - Вып. 11 (101).-С. 13-17.
10. Муругова Е. Г. Командный менеджмент: ролевые позиции в команде / Е. Г. Муругова // Педагогическое образование в России. - 2012. - № б. - С. 41-43.
11. Абрамовских Т. А. Особенности отбора содержания дополнительных профессиональных программ на основе диагностики субъектной позиции слушателей из числа руководителей образовательных организаций / Т. А. Абрамовских // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2017. - № 3 (32). - С. 52-63.
12. Кеспиков В. Н. Инновационные концепты ДПО в условиях реализации профессиональных стандартов педагогических работников / В. Н. Кеспиков // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2016. - Т. 2.- N9 1 (5).-С. 1-11.
13. Яковлева Г. В., Сваталова, Т. А. Формирование содержания образовательных программ ДПО в условиях введения профессионального стандарта / Г. В. Яковлева, Т. А. Сваталова // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. - 2016. - Т. 2. - № 1 (5). - С. 144-150.
14. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" / Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608 н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ь»р:// base.garant.ru/71202838/#1хг25иа12у5и0 (дата обращения: 10.02.2018).
15. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Т. Ю. Базаров. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2015.-320 с.
1 б. Управление персоналом: учебник / Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 560 с.
17. Ярошевский, М. Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива / М.Г. Ярошевский // Вопросы психологии. - 1978. - №3. -С. 40-53.
18. Belbin R. Meredith ManagementTeams. Why They Succeed or Fail.Third Edition. Elsevier. 2010.193 p.
19. Margerison C., McCann D., Davies R. Focus on team appraisal //Team performance management: an international journal. 1995. Vol. 1. N«4. P. 13 - 18.
20. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений : учеб. пособие / А.П. Панфилова. - 3-е изд. - М. : Флинта, 2012 - 320 с.
21. Чуланова О. Л., Мухамедова, M. М. Кейс-метод как эффективный инструмент в системе обучения управленческого персонала организации / О. Л. Чуланова, M. М. Мухамедова // Мир науки. -2015.- №1. Режим доступа: https://mir-nauki.com/ PDF/01 EMN115.pdf (дата обращения: 25.03.2018).
22. Rapid Foresight: Методология. Версия 0.3. Рабочие материалы [Электронный ресурс]. - 2015. -Режим доступа: http://firstgull.ru/congress2/ rapidforesightmetod.pdf (дата обращения: 20.02.2018).
05
»-Н
О
со
а. <
о
со
INTRODUCTION OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOLAGETO SPORTS ACTIVITIES: SOFTWARE AND TECHNOLOGICAL SUPPORT
Is torn in Sergey Olegovich, Deputy Director, Sports school of the Olympic reserve hockey Spartacus, Yekaterinburg
In the context of modern problems of physical education and development of children of preschool age, the-„,.„ problem of introduction to sports activities in the conditions of additional education (sports schools, sports dubs, TTr'-sports complexes, etc.) is actualized, the question of how much demand in the life of sports activities, sports k1m experience, which is acquired by them during preschool childhood. This necessitates the search and scientific justification of pedagogical approaches, pedagogical technologies, forms of enrichment of sports experience of children, disclosure of forms of cooperation of children and teachers-trainers. This is the relevance of solving the problem of scientific and pedagogical support of the process of familiarizing children of preschool age to sports activities in a children's sports complex.
Keywords: senior preschool age to sports activity; technology of introduction of children; children's sports complex; software and technological support.
33
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
В контексте современных задач физического воспитания детей старшего дошкольного возраста актуализируется проблема приобщения к спортивной деятельности в условиях дополнительного образования (спортшколы, спортклубы, спортивные комплексы и др.), остро встает вопрос, насколько востребована в жизнедеятельности спортивная деятельность, спортивный опыт, который приобретается им в период дошкольного детства. Этим обусловливается необходимость поиска и научного обоснования педагогических подходов, педагогических технологий, форм обогащения спортивного опыта детей, раскрытие форм сотрудничества детей и педагогов-тренеров. В этом заложена актуальность решения проблемы научно-педагогического сопровождения процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности в условиях детского спортивного комплекса. Ключевые слова: старший дошкольный возраст; технология приобщения детей к спортивной деятельности; детский спортивный комплекс; программно-технологическое обеспечение.
УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.04
© Истомин С. О., 2019
Включение старших дошкольников в разнообразные спортивные виды деятельности в соответствии с их возрастными особенностями является актуальной задачей. При этом специалистами в области физической культуры и спорта постоянно ведётся поиск эффективных средств для приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности на занятиях в различных спортивных объединениях, при подготовке детей, начиная с юных лет, к большому спорту.
ИСТОМИН Сергей Олегович, заместитель директора, Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею Спартаковец, Екатеринбург