Научная статья на тему 'Проектная территория "Энерджиквантум": образовательный модуль развития технического творчества детей'

Проектная территория "Энерджиквантум": образовательный модуль развития технического творчества детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / КОНВЕРГЕНТНЫЙ ПОДХОД / КЕЙС-СТАДИ / SOFT SKILLS / HARD SKILLS / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрейчук А. В.

Перед системой образования стоит задача перехода в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, направленное на формирование людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе. К области расширенных, мета предметных компетенций относятся: владение способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; управление проектами в предметных сферах; культура мышления, сформированная способность к восприятию, анализу и обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения; готовность к работе в команде; стремление к саморазвитию; критическая самооценка; осознание своей значимости в составе проектной команды, в процессе достижения цели проекта, высокая мотивация к выполнению своей работы в составе команды; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применение полученных знаний в области теории и истории изучаемого предмета, основ коммуникации, анализа и интерпретации исходных текстов в собственной научноисследовательской деятельности. Такого рода компетенции формируются за счет системы педагогических условий, форм, способов и методов организации детского технического творчества, формирующих в совокупности образовательно-развивающую среду. Образовательно-развивающая среда, обеспеченная материально-техническими условиями для реализации творческого потенциала учащихся и соответствующими информационными ресурсами соответствует современному пониманию техно сферы. Опыт организации развивающей технические таланты молодежи среды на примере образовательного модуля «Энжерджиквантум» в полной мере соответствует идее конвергентного образования, принципам национальной политики в сфере дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрейчук А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная территория "Энерджиквантум": образовательный модуль развития технического творчества детей»

Проектная территория «Энерджиквантум»: образовательный модуль развития технического творчества детей

Андрейчук Андрей Витальевич,

аспирант, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», [email protected]

Перед системой образования стоит задача перехода в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, направленное на формирование людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе. К области расширенных, мета предметных компетенций относятся: владение способами организации це-леполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; управление проектами в предметных сферах; культура мышления, сформированная способность к восприятию, анализу и обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения; готовность к работе в команде; стремление к саморазвитию; критическая самооценка; осознание своей значимости в составе проектной команды, в процессе достижения цели проекта, высокая мотивация к выполнению своей работы в составе команды; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применение полученных знаний в области теории и истории изучаемого предмета, основ коммуникации, анализа и интерпретации исходных текстов в собственной научно- исследовательской деятельности. Такого рода компетенции формируются за счет системы педагогических условий, форм, способов и методов организации детского технического творчества, формирующих в совокупности образовательно-развивающую среду. Образовательно-развивающая среда, обеспеченная материально-техническими условиями для реализации творческого потенциала учащихся и соответствующими информационными ресурсами соответствует современному пониманию техно сферы. Опыт организации развивающей технические таланты молодежи среды на примере образовательного модуля «Энжер-джиквантум» в полной мере соответствует идее конвергентного образования, принципам национальной политики в сфере дополнительного образования детей.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, техническое творчество, конвергентный подход, кейс-стади, soft skills, hard skills, проектная деятельность

Проектная траектория «Энерджиквантум» одно из приоритетных направлений, реализуемых на базе Детский Технопарк «Кванториум» во «Дворце детского (юношеского) творчества» города Чебоксары. Основная задача Энерджиквантума — развить в обучающихся навыки проектной работы на примере энергетики. На базовом модуле обучающиеся знакомятся с основными источниками энергии и структурой энергосистемы своего региона; на углубленном — выходят на реализацию полноценных проектов.

Проектная территория «Энерджиквантум» это направление Детского Технопарка, которое посещает на постоянной основе более 60 учащихся в возрасте от 10 до 17 лет. Площадь проектной территории 98,2 кв. м. В рамках модуля осуществляется исследование, разработка и испытание устройств и систем резервного или постоянного электропитания, а также создание и коммерческое продвижение инженерного продукта по направлению электротехника. Результат, который получают дети по итогам освоения образовательных программ: овладение навыками работы на электротехническом оборудовании, знаниями по современной энергетике, в том числе с возобновляемыми источниками. Программы проектной территории «Энерджиквантум» (базовые и специализированные) основаны на применении кейс-стади. Это позволяет оптимально спроектировать процесс реализации конструкторской идеи с момента выявления производственного запроса до ее воплощения.

Актуальность новых программ дополнительного образования по развитию технического творчества детей продиктована развитием современной энергетики, необходимостью широкого внедрения экологичных возобновляемых источников энергии, а также широким распространением индивидуального транспорта. Целевая компонента программ заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся, совершенствования знаний по физике, электротехнике, информатике, применение теоретических знаний и умений в повседневной жизни и для решения практических задач. Это достигается в процессе решения задач:

Образовательные задачи, помимо получения дополнительных и углубленных познаний в технической области, направлены на выявление интересов детей, увлечений, конструкторских способ-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

0

сч

м

01 г

ностей, творческого потенциала. В этом аспекте дополнительное образование предоставляет детям несравнимо более широкие возможности для индивидуальной самореализации. Теоретические познания, приобретенные учащимися в рамках школьных программ, уникальным образом преломляются через призму социальной пользы и востребованности, превращаясь в процессе технического творчества детей в востребованный производственной (промышленной) индустрией продукт.

Блок развивающих задач - приоритет дополнительного образования. Советский этап системы дополнительного образования внедрил ценную практику. Дополнительные образовательные программы не могли копировать стандарты основной образовательной системы. В этом контексте стоит и нужно обеспечить преемственность подхода к пониманию дополнительного образования, поскольку это правило отвечает интересам самого ребенка, в стремлении осуществлять собственную траекторию развития и быть субъектом личностного развития. Развивающие задачи направлены на формирование устойчивого интереса к поисковой, творческой деятельности; развитие мыслительных и творческих способностей в технической деятельности; изобретательности и стремлении к конструированию.

Воспитательные задачи направлены на формирование нравственно - этических норм поведения в современном обществе. Они позволяют ребенку освоить элементарные правила культуры труда, норм экологической культуры, сформировать творческое отношение к труду, умение трудиться в коллективе и выбирать социально полезные формы трудового участия в общественной практике.

Таким образом, комплекс задач, определенных в программах дополнительного образования полностью удовлетворяет государственной Стратегии в воспитании детей, обозначенной Правительством на период до 2025 года [1]. Для создания наиболее комфортных условий в образовательном модуле «Энержиквантум» предусмотрены специальные формы организации занятий, которые позволяют обеспечить детям возможность проявить себя в среде сверстников, реализовать свой потенциал и, одновременно, позволяют научиться работать в команде, сочетать индивидуальный и коллективный интересы при достижении результата проектной деятельности. Формы занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая. Наполняемость группы: 12-13 человек. Наполняемость проектных групп: 3-5 человек. Состав группы постоянный, разновозрастный, набор детей свободный. Развивающие занятия осуществляются по модульным блокам, сочетающим различные формы организации дополнительного обучения: беседа, лекция, практическое занятие, самостоятельная работа, проектная работа. Сочетание теории и практики позволяет уже в пределах отдельного блока получить базовый навык применения знаний в практическом их приложении. Важно также отме-

тить обязательные аспекты организации занятий в рамках образовательной программы:

1. Проводится специальная работа по комплектованию группы, включающее собеседование с учащимися и их родителями, организуется родительское собрание, на котором представителям ребенка (родителям, опекунам) предоставляется информация о программе, раскрываются перспективы и задачи обучения. Это позволяет усилить интерес ребенка к предметной сфере, включить родителей в общее предметное поле, что позволяет укрепить семейную атмосферу, заинтересовать родителей в работе технического объединения.

2. Вводное занятие и техника безопасности: формируют основы культуры труда, помогают ребенку осознать ценность технического творчества, заинтересованность государства в развитии профессиональных увлечений детей. Рассказ о технопарке «Кванториум», об Энерджиквантуме раскрывают ребенку особенность этой области знания, показывают ценность масштабного проекта и его возможности, которые открываются для участника в случае его последовательного развития интересов.

3. Педагогическая экспериментальная деятельность - согласованная с федеральным оператором образовательная деятельность, направленная на поиск, апробацию и внедрение новых образовательных направлений и других форм деятельности [2].

4. Работа над проектами технического творчества. Подготовка к конкурсам, выставкам. В теоретической части модуля проводится ознакомление с особенностями проектной деятельности, основными этапами его разработки. Обсуждаются требования по защите проектной работы, происходит ознакомление детей с Положениями предстоящих конкурсов. Это, помимо практической пользы, воспитывает в ребенке ответственность за принимаемое решение, умение ориентироваться на внешние стандарты. Ребенок в процессе не отчуждается от организационных мероприятий, а получает опыт личного там менеджмента и понимание ответственности за результаты его труда.

Завершающее занятие по образовательной программе посвящается анализу результатов работы по программе и обсуждению перспективы на дальнейшее развитие в сфере технического творчества. Этот стандарт стал также нововведением в системе дополнительного образования детей. В традиционных подходах, анализ и прогнозирование были отчуждены в сферу компетенций педагога дополнительного образования. Особенности развивающей среды в модели детского технопарка Кванториум:

1. Образовательные программы проектируются компетентными научными специалистами российских университетов в сотрудничестве с представителями высокотехнологичных предприятий и научными институтами.

2. Развивающая среда основана на кейс-технологиях, с ориентацией прохождения участни-

ками процесса полного жизненного цикла создания инженерного продукта, приобретение сквозных изобретательских компетенций, таких как дата скаутинг и способы изменения объектов и их свойств.

3. В основе развивающего процесса лежит интерактивность, проектный подход и командная работа юных «специалистов» из разных областей инженерных наук.

4. В работе над проектом дети получают не только новые знания профессионально-технической направленности (hard skills) , но также мета-предметные компетенции (soft skills): умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения, что предоставит возможность в будущем стать успешными специалистами в любой области технологических разработок [3].

Образовательный модель «Энерджиквантум» позволяет детям освоить предметный блок (hard skills): производить расчеты простых электрических цепей; снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; выбирать электрические, электронные приборы и электрооборудование.

Освоение программ тождественно профессиональным компетенциям по способам получения, передачи и использования электрической энергии; оценке параметров электрических схем и единиц их измерения; владению методами расчета и измерения основных параметров электрических цепей; знанию законов электротехники, а также классификации электронных приборов, их устройства и области применения.

Перед системой образования стоит задача перехода в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, направленное на формирование людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе. К области расширенных, мета предметных компетенций (soft skills) относятся: владение способами организации целе-полагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; управление проектами в предметных сферах; культура мышления, сформированная способность к восприятию, анализу и обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения; готовность к работе в команде; стремление к саморазвитию; критическая самооценка; осознание своей значимости в составе проектной команды, в процессе достижения цели проекта, высокая мотивация к выполнению своей работы в составе команды; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применение полученных знаний в области теории и истории изучаемого предмета, основ коммуникации, анализа и интерпретации исходных текстов в собственной научно- исследовательской деятельности. Такого рода компетенции формируются за счет системы педагогических условий, форм, способов и методов организации детского технического творчества, формирующих в совокупности образовательно-развивающую среду.

Образовательно-развивающая среда, обеспеченная материально-техническими условиями для реализации творческого потенциала учащихся и соответствующими информационными ресурсами соответствует современному пониманию техно сферы.

Опыт организации развивающей технические таланты молодежи среды на примере образовательного модуля «Энжерджиквантум» в полной мере соответствует идее конвергентного образования, принципам национальной политики в сфере дополнительного образования детей. Проектная территория это миниатюрная модель реального технологического общества, в котором сегодняшние дети будут ощущать себя абсолютно адекватными участниками, поскольку уже сейчас решают реальные кейсы, учатся не только точно определять запросы общества, но и отвечать на них, создавая конкурентный продукт технологичной среды.

Литература

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года/ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва//Российская газета - Федеральный выпуск №6693 (122).

2. Основные принципы создания и функционирования Детских парков Кванториум [Электронный ресурс] - URL: https://www.roskvantorium.ru/fond/official-documents

3. О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности/ Письмо Минобрна-уки России от 18.08.2017 N 09-1672// Официальные документы в образовании, N 26, сентябрь, 2017

4. Kozma R. B., Voogt J. Technology, innovation, and educational change: a global perspective: a report of the Second Information Technology in Education Study, Module 2. - ISTE (Interntl Soc Tech Educ, 2003.

5. Tan J. L. et al. Child-centered interaction in the design of a game for social skills intervention //Computers in Entertainment (CIE). - 2011. - Т. 9. -№. 1. - С. 2.

6. Lee M. K., Erdogan I. The effect of science-technology-society teaching on students' attitudes toward science and certain aspects of creativity //International Journal of Science Education. - 2007. -Т. 29. - №. 11. - С. 1315-1327.

7. Jackson N. et al. (ed.). Developing creativity in higher education: An imaginative curriculum. -Routledge, 2006.

8. McCormick R., Murphy P., Hennessy S. Problem-solving processes in technology education: A pilot study //International Journal of Technology and Design Education. - 1994. - Т. 4. - №. 1. - С. 5-34.

9. Jojoa E. M. J., Bravo E. C., Cortes E. B. B. Tool for experimenting with concepts of mobile robotics as

о о и n m 5 m

О

m э

m

й А

X £ m О

x

0

m О

01

n

А

w

о

n

А

X X m

applied to children's education //IEEE Transactions on Education. - 2010. - T. 53. - №. 1. - C. 88-95.

10. Marasco E., Behjat L. Integrating creativity into elementary electrical engineering education using CDIO and project-based learning //2013 IEEE International Conference on Microelectronic Systems Education (MSE). - IEEE, 2013. - C. 44-47.

11. Ospennikova E., Ershov M., Iljin I. Educational robotics as an inovative educational technology //Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2015. -T. 214. - C. 18-26.

12. Loveless A., Burton J., Turvey K. Developing conceptual frameworks for creativity, ICT and teacher education //Thinking Skills and Creativity. - 2006. - T. 1. - №. 1. - C. 3-13.

Project territory «Energiquantum»: educational module of the

development of technical creativity of children Andreichuk A.V.

Yakovlev Chuvash State Pedagogical University The education system is faced with the task of transition to a new state, ensuring the quality of education, adequate to the needs of a developing personality, aimed at forming people who can positively change the state of affairs in society. The field of extended, meta-subject competences includes: possession of ways to organize goal-setting, planning, analysis, reflection, and self-assessment; project management in the subject areas; culture of thinking, the formed ability to perceive, analyze and summarize information, setting goals and choosing ways to achieve it; willingness to work in a team; the desire for self-development; critical self-esteem; awareness of their importance in the composition of the project team, in the process of achieving the goal of the project, high motivation to perform their work as part of the team; ability to work with information in global computer networks; application of the knowledge gained in the field of the theory and history of the studied subject, the basics of communication, analysis and interpretation of source texts in their own research activities. Such competencies are formed at the expense of the system of pedagogical conditions, forms, methods and methods of organizing children's technical creativity, which together form an educational and developing environment. The educational and developing environment provided with material and technical conditions for the realization of the creative potential of students and the corresponding information resources corresponds to the modern understanding of the technical sphere. The experience of organizing an environment that develops technical talents of youth on the example of the educational module Enzherdzhikvantum fully corresponds to the idea of convergent education, the principles of the national policy in the field of additional education for children. Keywords: additional education of children, technical creativity, convergent approach, case studies, soft skills, hard skills, project activities.

References

1. Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 / Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 N 996-r Moscow // Russian Newspaper - Federal Issue No. 6693 (122).

2. Basic principles of the creation and operation of Kvantorium Children's Parks [Electronic resource] - URL: https://www.roskvantorium.ru/fond/official-documents

3. On the direction of the Methodological recommendations for clarifying the concept and content of extracurricular activities in the framework of the implementation of basic educational programs, including in terms of project activities / Letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated August 18, 2017 N 09-1672 // Official documents in education, N 26, September , 2017

4. Kozma R. B., Voogt J. Technology, innovation, and global development: ISTE (Interntl Soc Tech Educ, 2003.

5. Tan J. L. et al. Child-centered social intervention intervention //

Computers in Entertainment (CIE). - 2011. - V. 9. - №. 1. - p. 2.

6. Lee M.K., Erdogan I. The effect of science - technology - society

teaching on students 'attitudes toward science and certain aspects of creativity // International Journal of Science Education. - 2007. - T. 29. - №. 11. - p. 1315-1327.

7. Jackson N. et al. (ed.) Developing creativity in higher education:

An imaginative curriculum. - Routledge, 2006.

8. McCormick R., Murphy P., Hennessy S. Problem-solving processes in technology education: A pilot study // International Journal of Technology and Design Education. - 1994. - V. 4. -№. 1. - p. 5-34.

9. Jojoa E.M.J., Bravo E.C., Cortes E. B. B. Tool for experimenting

with children // IEEE Transactions on Education. - 2010. - T. 53. - №. 1. - pp. 88-95.

10. Marasco E., Behjat L. Integrating creativity into elementary electrical engineering education using CDIO and project-based learning // 2013 IEEE International Conference on Microelectronic Systems Education (MSE). - IEEE, 2013. - p. 44-47.

11. Ospennikova, E., Ershov, M., Iljin, I. Educational robotics as an inovative educational technology // Procedures-Social and Behavioral Sciences. - 2015. - T. 214. - p. 18-26.

12. Loveless A., Burton J., Turvey K. Developing conceptual frameworks for creativity, ICT and teacher education // Thinking Skills and Creativity. - 2006. - V. 1. - №. 1. - p. 3-13.

o w

CO ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.