scientific and technical conference on the inter-sectoral program of cooperation between the Ministry of Education of Russia and the Ministry of Atomic Energy of Russia. Scientific and innovative cooperation. Scientific session MEPhI-2003. Moscow, 2003, pant 2, pp. 129-130. (In Russian).
4. Zhiganov A. M. Kenbel B. M., Medvedev O. P. Sistemnoye pnoyektinovaniye yadenno-tekhnicheskogo obnazovaniya [System design of nuclear technical education]. Engineering education, 2004, no. 2, pp. 104-113. (In Russian).
5. Zhiganov A. M. Kenbel B. M., Tsepaeva I. A., Kanpov S. A. Obnazovatel'nyj klasten konponativnoj sistemy podgotovki vysokokvalificirovannyh kadnov dlya atomnoj otnasli na tennitonii Sibini i Dal'nego Vostoka Rossii [Educational clusten of the conponate system of tnaining highly qualified pensonnel fon the nuclean industny in the tennitony of Sibenia and the Fan East of Russia]. Collection of reports of the V International Scientific and Practical Conference "Actual problems of the uranium industry'. Almaty, 2008, pp. 442-445.
6. Noskov M. D., Andneev V. A. Sostoyanie i penspektivy nauchno-issledovatel'skoj i innovacionnoj deyatel'nosti [State and pnospects of neseanch and innovation activities]. Higher education in Russia, 2009, no. 7, pp. 48-51. (In Russian).
7. Kanpov S. A., Kenbel B. M., Nedospasova O. P. Fund of assessment tools fon final testing: fnom common fonmat justification to pnactical use. Integration of Education, 2015, vol. 19, no. 4, pp. 35-44. DOI: 10.15507/1991-9468.081.019.201504.035
8. Medvedeva M. K. Kompleksnoe pnimenenie elektnonnyh didakticheskih snedstv v estestvennonauchnoj podgotovke bakalavnov dlya atomnoj otnasli [Complex application of electnonic didactic means in natunal-science tnaining of bachelons fon the nuclean industny]. Ph. D. thesis. Tomsk, 2009.
КОМПЛЕКСНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ, ОСНОВАННАЯ НА ЛУЧШИХ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАКТИКАХ
INTEGRATED MODEL OF NETWORK COLLABORATION FOR EDUCATION OF PROSPECTIVE SCHOOL STUDENTS, BASED ON BEST RUSSIAN AND INTERNATIONAL PRACTICES
Введение. Отличительной особенностью развития современной системы образования в мире является ее глобализация, интернационализация и развитие разнообразных механизмов сетевого взаимодействия. В связи с этим для формирования системы работы с одаренными детьми недостаточно накопленного опыта российской системы образования. В целях подготовки высококвалифицированных специалистов-инженеров, востребованных на международном рынке, необходимо внедрение лучших практик международного образования в систему дополнительного образования детей.
Методология. Для разработки новых форматов по работе с одаренными детьми необходима комплексная интегрированная модель сетевого взаимодействия, обеспечивающая расширение доступа обучающихся к знаниям и уникальным практическим навыкам за счет вовлечения ресурсов и организационных механизмов организаций- партнеров.
Такую модель возможно построить с опорой на лучшие международные практики в области STEM-образования (Science — Technology — Engineering — Mathematics: наука — технология — инженерия — математика). Известно, что за рубежом активно развиваются методики, локации и программы по дополнительному образованию в сфере научно-технического творчества (НТТ).
Результаты исследования. В данной статье рассмотрены механизмы работы с одаренными детьми, основанные на лучших российских и международных практиках, реализуемые в режиме сетевого взаимодействия между АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум» и Томским политехническим университетом (ТПУ).
Результаты комплексной интегрированной модели иллюстрируют следующие механизмы по работе с одаренными детьми:
• разработка и реализация совместной образовательной программы «Электронная инженерия. Умный дом» между ТПУ и «Кванториумом»,
УДК/UDC 37.013
Л. Н. Ларина
L. Larina
• развитие партнерства в целях продвижения и совершенствования механизмов реализации олимпиады Научно-технической инициативы (НТИ),
• апробация и внедрение лучших международных практик и проведение мероприятий Quantorium International,
• создание открытого виртуального пространства для идей и результатов проектной деятельности.
Заключение. В России внедрение STEM-технологий в образовании одаренных детей требует комплексного подхода, объединяющего школы, промышленные предприятия, технопарки и научно-технологическую базу вузов и научных центров, для чего необходимы принципиально новые механизмы сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ, проектов и мероприятий.
Introduction. A feature of the development of the modern education system in the world is its globalization, internationalization and the development of various mechanisms of network interaction. In this regard, for the formation of a system of work with prospective school students, the accumulated experience of the Russian education system is not sufficient. In order to train highly qualified specialists-engineers, in demand on the international market, it is necessary to introduce the best practices of international education in the system of extra-curriculum education for children.
Materials and Methods. In order to develop new educational formats for prospective school students it's necessary to build an integrated integrated model of network interaction that ensures the expansion of students' access to knowledge and unique practical skills through the involvement of resources and organizational mechanisms of partner organizations. This model can be built on the basis of the best international practices in the field of STEM education. It is known that methods, locations and programs for additional education in the sphere of scientific and technical creativity are actively developing abroad. This article deals with the mechanisms for working with prospective school students based on the best Russian and international practices implemented in the mode of network interaction between the Technology Park "Quantorium" and Tomsk Polytechnic University (TPU).
Results. The results of the integrated model are illustrated by the following mechanisms for working with prospective school students: development and implementation of a joint educational program between TPU and Quantorium "Electronic Engineering. Smart House", development of partnership in order to promote and improve mechanisms for the implementation of the STI Olympiad, approbation and implementation of the best international practices and the conduct of events by Quantorium International, creation of an open virtual space for ideas and results of project activities.
Conclusion. In Russia, the implementation of STEM technologies in the education for prospective school students requires a comprehensive approach that unites schools, industrial enterprises, technology parks and the scientific and technological base of universities and research centers, which requires fundamentally new mechanisms for networking in the implementation of educational programs, projects and activities.
Ключевые слова: международное образование, одаренные дети, сетевое взаимодействие, совместные программы, Quantorium International.
Keywords: international education, prospective school students, network collaboration, co-joint educational programs, Quantorium International.
Введение
Отличительной особенностью развития современной системы образования в мире является ее глобализация, интернационализация и развитие разнообразных механизмов сетевого взаимодействия. В связи с этим для формирования системы работы с одаренными детьми недостаточно накопленного в российском образовании опыта. Изучение лучших зарубежных практик при разработке современных программ дополнительного образования в сфере научно-технического творчества молодежи (НТТМ) сегодня уже не дань моде, а необходимость.
Этому способствуют и новая приоритетная программа Минобрнауки РФ «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», и активная позиция ряда российских образовательных учреждений, предлагающих свои программы на международном рынке образовательных услуг (МРОУ). Однако следует признать, что продвижением образовательных продуктов
на МРОУ и, соответственно, бенчмаркетинговыми исследованиями преимущественно занимался сектор высшего образования России [1].
Между тем тренды развития образования активно обсуждаются зарубежной общественностью и описываются в разнообразных обзорах, а также размещаются на электронных ресурсах для широкого ознакомления педагогов и методистов. Например, портал Study.com в обзоре Future Technologies in Education [2] выделяет использование цифровых инструментов (дополненная реальность, облачные технологии), современных технологий (30-печать), адаптивных педагогических решений (Adaptive Tracking). The New Media Consortium (NMC) ежегодно публикует обширные доклады по тенденциям развития общего образования [3], выделяя ключевые компетенции, вызовы и современные педагогические технологии.
Детский технопарк «Кванториум» Томской области как некоммерческая структура, разрабатывающая программы дополнительного образования для школьников, является примером международно ориентированной организации как по общей системе менеджмента, так и при разработке образовательных НТТ-программ для школьников. Так, в целях внедрения лучших зарубежных практик в новые модели образовательных программ в технопарке проводятся аналитические исследования зарубежных источников и консультации с зарубежными экспертами, направленные на определение лучшего зарубежного опыта и его адаптацию к российскому рынку образовательных услуг.
Методология
В зарубежной практике научно-техническое творчество детей и молодежи рассматривается в концепции STEM [4]. Учебные программы в русле концепции STEM становятся все более приоритетными в школах по всему миру и рассматриваются как способ повышения инноваций и укрепления национальных экономик. STEM фокусируется на вовлечении обучающихся в много- и междисциплинарный учебный контент, одновременно разрушая барьеры, которые традиционно существовали среди разных предметов.
С каждым годом образовательные STEM-технологии становятся все более популярными, актуальными в образовательном процессе и востребованными в зарубежных образовательных системах. Развитые страны имеют государственные программы поддержки (например, такие программы есть в США [5] и Австралии [6]), а также целевые бюджеты на комплекс мероприятий по развитию инфраструктуры, ресурсов, повышения квалификации преподавателей. Следует отметить разный подход в разных странах к содержанию образовательных программ в зависимости от потребностей национальных экономик и сложившихся национально-педагогических традиций.
В целях соответствия НТТМ-программ для школьников в России лучшим зарубежным аналогам необходимо проведение бенчмаркетинговых исследований организаций дополнительного образования в ведущих странах мира. Так, проведенные аналитические исследования в США, Австралии, Финляндии, Франции, Индии, Малайзии свидетельствуют о широком использовании проектно-ориентированного обучения в русле общемировой концепции STEM и подхода CDIO.
Наиболее распространенной организационной моделью дополнительного образования является сеть центров LEGO (США), предлагающих разноуровневые программы в области робототех-нического конструирования [7].
В европейских странах центры дополнительного образования создаются при поддержке крупных образовательных структур. В Финляндии примером организационной модели дополнительного образования являются ЛУМА-центры (LUMA Cеntres), работающие на базе сети ведущих государственных университетов [8]; аналогичная модель используется во Франции [9]. Недостатком европейской модели является отсутствие комплексного подхода к организации обучения, поскольку используемая модель должна соответствовать целям и задачам конкретного университета и ограничивается возможностями отдельного кампуса.
Более разнообразные формы организации дополнительного образования детей существуют в Индии. Прежде всего следует отметить единую организационную структуру дополнительного образования — некоммерческую индийскую организацию STEM (India Stem Foundation), создающую сеть STEM-центров по всей стране [10]. Достоинством данной модели является универсальный подход к организации обучения. Развитая сеть центров позволяет охватить максимальное число школьников различных возрастов. Система STEM-обучения также подразумевает развитие сети мини-научных центров для детей (Mini Science Centres), в которых индийские школьники знакомятся с интересными научными явлениями [11]. С другой стороны, гибкая модель дополнительного образования
позволяет интегрировать ресурсы для обучения и проведения соревнований от ведущих производителей, таких как LEGO [12] и ATLAB [13], что создает возможности для подготовки обучающихся к будущему участию в таких видах учебно-соревновательной деятельности, как олимпиада по робототехнике (Indian Robot Olympiad) или Первая лига LEGO (First LEGO League India).
Комплексный подход к организации НТТ-деятельности школьников с 13 до 19 лет применяет Penang Science Cluster в г Пенанг, Малайзия [14]. Кроме образовательных кейсов, которые ведут профессионалы с предприятий, Penang Science Cluster проводит международные проектные выставки, на которых обучающиеся 13-18 лет участвуют в соревнованиях по VR, робототехнике, программированию мобильных приложений, проектам в Scratch и созданию компьютерных игр.
Еще более продвинутый подход к организации инженерного образования школьников демонстрирует Австралия, где центры дополнительного образования создаются крупными объединениями (ассоциациями), включающими наукоемкую базу, школы, промышленные предприятия, университеты и технологические площадки, что в целом называется Smart Educational System. Наиболее ярким примером такой организации является Commonwealth Scientific and Industrial Research Organization (CSIRO) [15], которая известна проектно-ориентированными летними сменами для подростков.
Как следует из проведенного анализа, научно-техническое творчество детей и молодежи в зарубежных странах реализуется и развивается на базе так называемых STEM-центров. Стратегии и организационные механизмы создания STEM-центров также могут быть разными в зависимости от страны, а именно:
• центры создаются крупными промышленными корпорациями, активно продвигающими свои платформы и технологии в образовательную сферу. Акцент в обучении делается на развитии передовых технологий (industry-based education). Например, Lego Education Australia, ATLAB в Индии;
• центры создаются ведущими университетами (research-based education). Акцент в обучении делается на использовании наукоемкой базы и научных проектах. Например, Luma Center Finland, работающая на площадках ведущих университетов Финляндии (название инициативы StarT);
• центры создаются крупными объединениями (ассоциациями), включающими наукоемкую базу, школы, промышленные предприятия, университеты и технологические площадки. Например, Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation (CSIRO).
В Томской области ведущим STEM-центром выступает Детский технопарк «Кванториум», который открыт с 2016 г. и позиционируется как новый формат дополнительного инженерно-технического образования детей. Идея проекта по созданию новой модели дополнительного образования детей принадлежала Агентству стратегических инициатив (https://asi.ru/). В рамках реализации инициативы с 2014 г. в стране начали открываться детские технопарки «Кванториум», главная задача которых — обеспечение среды для ускоренного технического развития школьников.
Детский технопарк «Кванториум» в Томской области (http://kvantoriumtomsk.ru/) — это интерактивное пространство научно-технического творчества, опережающие технологии развития, платформа для продуктивной командной работы и ведения проектной деятельности для школьников с 5-го по 11-й класс. Глобальная цель детского технопарка — возрождение престижа инженерных и научных профессий, а также подготовка кадрового резерва будущих лидеров высоких технологий, востребованных экономикой Российской Федерации в целом и Томской области в частности.
Очевидно, что для достижения поставленных задач необходимо построение комплексной интегрированной модели сетевого взаимодействия, обеспечивающей расширение доступа обучающихся к знаниям и практическим навыкам за счет вовлечения ресурсов и организационных механизмов организаций-партнеров.
В данной статье рассмотрены механизмы по работе с одаренными детьми, реализуемые в режиме сетевого взаимодействия между АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум» и Томским политехническим университетом.
Прежде всего следует отметить разработку и реализацию совместной образовательной программы между ТПУ и «Кванториумом» по подготовке к олимпиаде национальной-технологической инициативы (НТИ) «От умного чайника до автоматизированного производства» технической направленности с профилизацией в области «Электронная инженерия: умный дом» объемом 36 часов.
Данная программа реализуется в рамках концепции сетевого взаимодействия «Кванториум — ТПУ» и является первым вводным образовательным модулем в комплексной системе подготовки
талантливой молодежи к участию в олимпиаде НТИ. Программа базируется на выполнении проектных кейсов по тематике профиля «Электронная инженерия: умный дом». Программа является частью непрерывной интегрированной модели непрерывного НТТ-образования по траектории «школьник — студент — инженер» и соответствует второму уровню системы образования в АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум» (образовательные треки по подготовке к соревнованиям). Программа предназначена для обучающихся от 14 до 17 лет, заинтересованных в проектной деятельности в быстроразвивающейся высокотехнологичной сфере IT-технологий — IoT (Internet of Things — интернет вещей) и участии в олимпиаде НТИ.
Проведенный обзор зарубежного опыта в области дополнительного инженерно-технического образования позволил определить комплекс принципов и лучших практик международного образования, которые являются залогом успеха при проектировании и формировании образовательного контента программы:
• междисциплинарный подход к формированию проектов (электронные схемы, облачные сервисы, технологии передачи данных, интерфейсы, средства авторизации, веб-приложения);
• сотрудничество между учащимися (выполнение заданий в подгруппах по 2-4 человека);
• изучение на примерах конкретных явлений (кейсы по IoT — интернет вещей);
• развитие креативного и критического мышления учащихся (поощряется нестандартный подход к решению задач);
• активное освоение современного программного обеспечения и технологий в процессе обучения (HTML, CSS, PHP, JavaScript, Arduino, ESP8266, Raspberry Pi);
• активные методы обучения (игра в проектное бюро, SCRUM & Stakeholder, FullStack-разработчик, мозговой штурм, метод кейсов).
Таким образом, обучение по программе должно привести к развитию определенных особенностей мышления, коммуникации и действиям, необходимым для решения задач НТИ. В соответствии с задачами олимпиады потенциальные участники должны владеть необходимыми знаниями и легко получать новые знания, уметь применять знания в практической работе, быть способными организовывать свою команду и доводить дело до конца, стремиться быть лучшими или учиться у лучших в условиях конкуренции.
Данная совместная образовательная программа является неотъемлемой частью по развитию партнерства детского технопарка и ТПУ с Ассоциацией кружкового движения и другими партнерами по продвижению и совершенствованию механизмов реализации олимпиады НТИ. Модель сетевого взаимодействия партнеров-участников представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Модель сетевого взаимодействия при проведении олимпиады НТИ (данные из сети Интернет: nti-contest.ru)
Внедрение предлагаемой совместной программы в формате образовательного трека обусловлено необходимостью построения комплексной системы качественной подготовки участников олимпиады НТИ, которая начинается с вводного базового модуля, включает систему образовательных мероприятий (хакатонов, краткосрочных онлайн-курсов), серию мастер-классов от специалистов компаний и преподавателей ТПУ, проведение олимпиад (отборочный тур) и заканчивается реализацией проекта, соответствующего профилю олимпиады, «Электронная инженерия: умный дом».
Такая многоступенчатая подготовка имеет сходство с зарубежными аналогами — известными инженерно-техническими соревнованиями для школьников, такими как RoboCup и др.
Комплексная система подготовки к олимпиаде строится с акцентом на следующие стратегические задачи НТИ:
• трансляция современных технологических вызовов школьникам и педагогам, включение детско-взрослых команд в практики будущего: совместную с экспертами из ведущих технологических компаний и лабораторий разработку новых продуктов и новых практик, меняющих мир;
• повышение социального признания такой «взрослой» инженерной деятельности школьников путем повышения статуса олимпиады, ее участников и победителей (100 баллов ЕГЭ);
• развитие поля детского и взрослого инженерного творчества, проектирования и предпринимательства, отработка новых форматов инженерных соревнований.
Актуальность разработки данного вводного модуля в комплексной системе подготовки обусловлена миссией олимпиады НТИ — поддержка школьников в стремлении отвечать на технологические вызовы XXI в. Поэтому ключевым аспектом при разработке программы является ее ориентация на цели НТИ по подготовке школьников, способных впоследствии реализовывать сложные технические проекты в прорывных областях, таких как интернет вещей, успешно участвовать в олимпиаде НТИ по профилю «Электронная инженерия: умный дом» и в итоге стать конкурентоспособными специалистами на российском и международном рынках труда.
Для решения поставленной задачи необходимо формировать международное молодежное сообщество российских и иностранных школьников, а также иностранных студентов г. Томска, вовлеченных в решение реальных задач по проектной деятельности. Такое сообщество строится в целях погружения талантливых школьников в международную среду, их знакомства с международными практиками обучения и проектной работы и представителями иностранной молодежи. Все это должно способствовать дальнейшему успешному участию в международных соревнованиях, активному использованию англоязычных ресурсов из сети Интернет, свободной коммуникации с иностранными экспертами.
Для решения поставленных задач в детском технопарке «Кванториум» развивается новое направление работы — проект развития Quantorium International. В рамках данного проекта следует выделить уже апробированные форматы работы по развитию международной молодежной среды: лекции от иностранных спикеров, проектные предакселераторы и квесты с привлечением талантливых иностранных участников (студентов и школьников), международные конференции, проекты технопарка с привлечением зарубежных компаний и консультантов, а также интеграция англоязычных ресурсов и модулей с образовательными программами детского технопарка.
Направления работы Quantorium International по работе с одаренными детьми и их краткие описания приведены в таблице 1.
Таблица 1
Направления деятельности и краткое описание проекта развития Quantorium International, реализуемые в Томской области
Направление деятельности Quantorium International Краткое описание
Формирование международного молодежного сообщества Проведение научных и образовательных мероприятий, объединяющих иностранных студентов и талантливых школьников (круглые столы, конференции, олимпиады, тематические экскурсии)
Мероприятия в международном пространстве проектов Проведение мероприятий, направленных на формирование и развитие международных команд и развитие навыков проектной деятельности
Окончание таблицы 1
Направление деятельности Quantorium International Краткое описание
Формирование распределенных международных молодежных команд Формирование распределенных международных молодежных команд, выполняющих работы по реальным заказам от российских предприятий
Программа по техническому английскому языку для подготовки к международным соревнованиям Организация занятий для одаренных детей по техническому английскому языку по профилям международных соревнований, основанных на реальных международных кейсах соревнований (RoboCup и др.)
Формирование международного экспертного сообщества (одаренные дети — иностранные профессионалы) Организация open-lectures от иностранных специалистов для одаренных детей по трендовым направлениям современной науки (на английском языке)
Приведенные форматы работы решают следующие задачи:
• интеграция системы дополнительного образования с лучшими международными практиками;
• привлечение талантливых иностранных специалистов для обмена лучшими идеями разработок;
• использование лучших зарубежных практик в проектной деятельности;
• подготовка обучающихся к дальнейшей работе в международных проектных командах и корпорациях, обладающих навыками межкультурной коммуникации, владеющих техническим английским языком, открытых к сотрудничеству с зарубежными специалистами.
Планируемым результатом данной работы является в перспективе развитие проектной деятельности на базе технопарка в формате международных распределенных молодежных команд, состоящих из российских и иностранных обучающихся (школьников и студентов томских вузов) при поддержке зарубежных профильных компаний или иностранных профессионалов-консультантов.
Очевидно, что формирование международных распределенных молодежных команд и открытая продуктивная коммуникация становится доступной только при условии создания открытого виртуального пространства для представления идей и результатов проектной деятельности команд школьников в сотрудничестве со студентами и экспертами. В детском технопарке «Кванториум» в качестве технологического решения данной задачи используется платформа Exterium, разработанная партнером технопарка Открытым молодежным университетом (www.omu.ru).
Среди зарубежных аналогов внедрения такой модели работы следует отметить технологические разработки, основанные на понятии Smart Educational Systems, что объединяет Smart Technologies [16] и Educational Systems.
Наиболее подробно изучением вопроса Smart Educational Systems с 2000 г. занимался Annenberg Institute for School Reform [17]. В качестве основных направлений выделено создание сообщества внутри и вокруг школы и установление межсекторальных партнерских связей в целях расширения ресурсов для обучения. Такие стратегические связи могут быть установлены между образовательными и муниципальными учреждениями, предприятиями, общественными организациями.
Boston University School под руководством Annenberg Institute for School Reform разработал стратегию развития «от умного района до умной образовательной системы» и выделил основные приоритеты организации обучения в формате Smart Educational Systems [18]:
• развитие «профессионального капитала»;
• построение устойчивых профессиональных сетей;
• множественное кросс-секторальное партнерство;
• коллективная ответственность за результаты обучающихся;
• «учить меньше, чтобы обучиться большему»;
• осознанное (рациональное)использование технологий;
• акцент на широком спектре развивающих результатов обучения;
• расширение масштабов привнесения практической деятельности (проектов) в обучение.
В данном ключе портал Exterium является ответом на вышеперечисленные вызовы времени и представляет собой портал-навигатор научно-технического творчества детей и молодежи, построенный в формате продуктивной социальной сети, имеющий встроенную систему расчета приобретаемых личностных и профессиональных компетенций. Портал имеет банк идей и проек-
тов, сервис «Сообщество» позволяет формировать распределенные проектные команды. На портале развивается единая непрерывная система проектного онлайн-окружения олимпиады НТИ «Электронная инженерия. Умный дом» как навигатора талантливой молодежи в интеграции с другими электронными порталами и ресурсами.
Результаты исследований
Проведенный обзор зарубежного опыта в области дополнительного инженерно-технического образования позволил определить комплекс принципов и лучших практик международного образования, которые являются залогом успеха при проектировании НТТМ-программ для школьников с 1-го по 11-й класс:
• междисциплинарный подход (наличие связи между различными областями знаний при выполнении проектов и обучении);
• компетентностный подход (оценка результатов обучения в компетенциях XXI в.);
• STEM (Наука -Технология — Инженерия — Математика);
• CDIO (Задумать — Проектировать — Внедрить — Работать);
• Smart Educational System (система обучения и проектной деятельности в сетевом партнерстве с бизнесом и университетами);
• гибкая образовательная среда и индивидуальный подход (формирование заданий и проектов в соответствии с интересами и компетенциями учащихся, электронное портфолио, система расчета компетенций на проектном портале);
• система международных мероприятий, интегрированных в образовательные программы и проекты.
Проведенные исследования способствуют разработке современной универсальной организационной модели, включающей систему непрерывного дополнительного образования, построенную на комплексных программах детского технопарка «Кванториум», взаимосвязанную с другими организационными структурами: университетами, организациями общего образования, Ассоциациями и другими участниками научно-образовательного комплекса.
Таким образом, представленная комплексная интегрированная модель по работе с одаренными детьми включает следующие механизмы:
• разработка и реализация совместной образовательной программы между ТПУ и «Кванториумом» по подготовке к олимпиаде технической направленности НТИ «Электронная инженерия. Умный дом»;
• развитие партнерства с Ассоциацией кружкового движения, школами Томска и Томской области по продвижению и совершенствованию механизмов реализации олимпиады НТИ: онлайн-курсы, мастер-классы от специалистов компаний и преподавателей ТПУ, олимпиада (отборочный тур), хакатон, очный тур;
• апробация и внедрение лучших международных практик и проведение проектных мероприятий Quantorium International как стартового этапа в целях дальнейшего формирования международных проектных молодежных команд с привлечением иностранных экспертов и студентов из других стран в формате технологического волонтерства;
• создание открытого виртуального пространства для представления идей и результатов проектной деятельности команд школьников в сотрудничестве со студентами и экспертами на базе платформы Externum Открытого молодежного университета.
Заключение
Проведенные исследования показывают, что в целях подготовки высококвалифицированных специалистов-инженеров, востребованных на международном рынке, необходимо внедрение лучших практик международного образования в систему дополнительного образования детей.
В России внедрение STEM-технологий требует комплексного подхода, объединяющего школы, промышленные предприятия, технопарки и научно-технологическую базу вузов и научных центров. Для этого необходимы принципиально новые механизмы сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ, проектов и мероприятий.
На основании проведенных исследований лучших зарубежных практик и имеющегося опыта дополнительного образования создана комплексная интегрированная модель сетевого партнерства между АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум» и Томским политехническим университетом.
Литература
1. Кванториум. Федеральная сеть детских технопарков [Электронный ресурс]. URL: http://m.roskvantorium.ru/ (дата обращения: 22.07.201B).
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Эйдос. 2006. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 22.07.201B).
3. Framework for 21st Century Learning [Electronic resource]. URL: http://www.p21.org/our-work/p21-framework (дата обращения: 22.07.201B).
4. Осипов M. В. Проектирование образовательного процесса в идеологии «обратного дизайна» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=194BB (дата обращения: 22.07.201B).
5. Педагогические модели. Композиция образовательной программы [Электронный ресурс]. URL: http://eduspace.pro/ educational-model (дата обращения: 22.07.201B).
6. Instructional Design Models [Electronic resource]. URL: http://www.instructionaldesign.org/models/ (дата обращения: 22.07.201B)
7. Understanding by Design [Electronic resource]. URL: http://eduspace.pro/model_ubd (дата обращения: 22.07.201B)
B. Grant Wiggins, Jay McTighe. Understanding by Design. Chapter 1. What is Backward Design? [Electronic resource]. URL: https://www.fitnyc.edu/files/pdfs/Backward_design.pdf (дата обращения: 22.07.201B).
9. Педагогические стратегии. Проблемно-ориентированное обучение [Электронный ресурс]. URL: http://eduspace.pro/ problem-based-learning (дата обращения: 22.07.201B).
10. Педагогические стратегии. Проектно-ориентированное обучение [Электронный ресурс]. URL: http://eduspace.pro/ project-based-learning (дата обращения: 22.07.201B).
11. Педагогические стратегии. Обучение через вызов [Электронный ресурс]. URL: http://eduspace.pro/challenge-based-learning (дата обращения: 22.07.201B).
12. Педагогические стратегии. Командное обучение [Электронный ресурс]. URL:http://eduspace.pro/team-based-learning (дата обращения: 22.07.201B).
13. Anderson and Krathwohl - Bloom's Taxonomy Revised [Electronic resource]. URL: http://thesecondprinciple.com/teaching-essentials/beyond-bloom-cognitive-taxonomy-revised/ (дата обращения: 22.07.201B).
14. What is instructional design? [Electronic resource]. URL: https://educationaltechnology.net/definitions-instructional-design/ (дата обращения: 22.07.201B).
15. Geraldine O'Neill. Programme Design. Overview of curriculum models [Electronic resource]. URL: https://www.ucd.ie/ t4cms/UCDTLP00631.pdf (дата обращения: 22.07.201B).
16. Robert Rothman. Smart Educational Systems [Electronic resource] // Educational Week. 2007. 30 July. URL: http://www. edweek.org/ew/articles/2007/0B/01/44rothman.h26.html (дата обращения: 22.07.201B).
References
1. Kvantorium. Fedenal'naya set' detskih tekhnoparkov [Quantorium. The Federal Net of Technology Parks for School Students]. Available at: http://m.roskvantorium.ru/ (accessed 22.07.2018). (In Russian).
2. Zimnyaya I. A. Klyuchevyye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya [Key competencies - a new paradigm of the result of modern education]. Eidos, 2006. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (accessed 22.07.2018). (In Russian).
3. Framework for 21st Century Learning. Available at: http://www.p21.org/our-work/p21-framework (accessed 22.07.2018).
4. Osipov M. V. Proyektirovaniye obrazovatel'nogo protsessa v ideologii "obratnogo dizayna" [Designing the educational process in the ideology of "reverse design"]. Modern problems of science and education, 2015, no. 3. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19488 (accessed 22.07.2018). (In Russian).
5. Pedagogicheskiye modeli. Kompozitsiya obrazovatel'noy programmy [Pedagogical models. The composition of the educational program]. Available at: http://eduspace.pro/educational-model (accessed 22.07.2018). (In Russian).
6. Instructional Design Models. Available at: http://www.instructionaldesign.org/models/ (accessed 22.07.2018)
7. Understanding by Design. Available at: http://eduspace.pro/model_ubd (accessed 22.07.2018)
8. Grant Wiggins, Jay McTighe. Understanding by Design. Chapter 1. What is Backward Design?. Available at: https://www. fitnyc.edu/files/pdfs/Backward_design.pdf (accessed 22.07.2018).
9. Pedagogicheskiye strategii. Problemno-oriyentirovannoye obucheniye [Pedagogical strategies. Problem-oriented learning]. Available at: http://eduspace.pro/problem-based-learning (accessed 22.07.2018). (In Russian).
10. Pedagogicheskiye strategii. Proyektno-oriyentirovannoye obucheniye [Pedagogical strategies. Project-oriented learning]. Available at: http://eduspace.pro/project-based-learning (accessed 22.07.2018). (In Russian).
11. Pedagogicheskiye strategii. Obucheniye cherez vyzov [Pedagogical strategies. Learning through challenge c]. Available at: http://eduspace.pro/challenge-based-learning (accessed 22.07.2018). (In Russian).
12. Pedagogicheskiye strategii. Komandnoye obucheniye [Pedagogical strategies. Team training]. Available at: http://eduspace. pro/team-based-learning (accessed 22.07.2018). (In Russian).
13. Anderson and Krathwohl - Bloom's Taxonomy Revised. Available at: http://thesecondprinciple.com/teaching-essentials/ beyond-bloom-cognitive-taxonomy-revised/ (accessed 22.07.2018).
14. What is instructional design?. Available at: https://educationaltechnology.net/definitions-instructional-design/ (accessed 22.07.2018).
15. Geraldine O'Neill. Programme Design. Overview of curriculum models. Available at: https://www.ucd.ie/t4cms/ UCDTLP00631.pdf (accessed 22.07.2018).
16. Robert Rothman. Smart Educational Systems. Educational Week, 2007, 30 July. Available at: http://www.edweek.org/ew/ articles/2007/08/01/44rothman.h26.html (accessed 22.07.2018).