Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1465
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА (НТИ) / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАНТОРИУМ / ЦЕНТРЫ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА (ЦМИТ) / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INNOVATIVE EDUCATIONAL PRACTICES / EDUCATIONAL INITIATIVES / NTI / ADDITIONAL EDUCATION / INNOVATION / QUANTORIUM / CMIT / PROJECT LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кларин Михаил Владимирович

Автор анализирует образовательные инициативы в дополнительном образовании детей и молодежи России с целью определить перспективные образовательные практики как «точки роста». Актуальность их исследования детерминирована задачами подготовки учащихся к условиям быстро меняющейся жизни и к освоению компетенций XXI века. Исследованы перспективные практики, в том числе посвященные технологическому образованию детей, а также выделены новые, инициированные государственными организациями, институтами развития, крупнейшими госкорпорациями. Многие из них реализуются в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). Отмечены образовательные проекты-инициативы частных компаний и фондов. Выявлены особенности содержательного наполнения, а также характер и форматы образовательного процесса в инновационных образовательных практиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кларин Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Educational Practices as Initiatives in Additional Education of Children and Youth

The author analyzes new educational practices as initiatives in additional education of children and youth in Russia. The aim is to identify promising educational practices as “growth points”. The relevance of innovative educational practices development is determined by the tasks of preparing students for the conditions of rapidly changing life and mastering the competences of the 21st century, the development of the human capital of Russia. Promising educational practices dedicated to the informal technological education of children have been studied. Many innovative educational practices are included in the field of additional education as implementation of National Technological Initiative (NTI). The study highlights new educational practices initiated by state organizations, development institutes, and major state corporations. Educational initiatives of private foundations and private companies have been also studied. Promising innovative educational practices include solving simulated, inventive and design problems, real life research and projects of various types (without reservation “educational”), formats of competitions, festivals, in combination with research and project work of children, including social project competitions and student initiatives. The study presents analysis of content, format, and process features of innovative educational initiatives.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК: 370; 373; 374; 377 Б01: 10.24411/2071-6435-2019-10121

Инновационные образовательные практики как инициативы в сфере дополнительного образования детей и молодежи

Автор анализирует образовательные инициативы в дополнительном образовании детей и молодежи России с целью определить перспективные образовательные практики как «точки роста». Актуальность их исследования детерминирована задачами подготовки учащихся к условиям быстро меняющейся жизни и к освоению компетенций XXI века. Исследованы перспективные практики, в том числе посвященные технологическому образованию детей, а также выделены новые, инициированные государственными организациями, институтами развития, крупнейшими госкорпорациями. Многие из них реализуются в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ). Отмечены образовательные проекты-инициативы частных компаний и фондов. Выявлены особенности содержательного наполнения, а также характер и форматы образовательного процесса в инновационных образовательных практиках.

Ключевые слова: инновационные образовательные практики, образовательные инициативы, национальная технологическая инициатива (НТИ), дополнительное образование, кванториум, центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), проектное обучение

М.В.Кларин

Введение

Одна из задач данного исследования — определить и охарактеризовать области перспективных образовательных практик как «точки роста» в системе среднего образования в Российской Федерации (на материале дополнительного образования). Кроме того, в статье представлена попытка выявить возможности оперативного мониторинга перспективных инновационных образовательных практик в системе среднего образования в Российской Федерации.

Объект, предмет и методы исследования

Образовательные практики в системе среднего образования в Российской Федерации (на материале дополнительного образования), которые существенно изменяют процесс и/или характер образовательных результатов,

Статья написана в рамках темы государственного задания № 073—00086—19ПР «Мониторинг системы образования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования"»

© М. В. Кларин, 2019

исследовались путем изучения документов, методом моделирования, а также экспертно-аналитическим способом.

Понятие инновационности (как в России, так и за рубежом) одновременно распространено и размыто. Оно нередко обозначает новшество, независимо от его масштаба, употребляется для привлечения внимания и служит своего рода «рекламным маркером».

Мы используем выражение «образовательные практики», поскольку более традиционное выражение «образовательная практика» означает обобщенный опыт образовательной деятельности. В то же время в образовании мы имеем дело с многочисленными конкретными нетрадиционными вариантами образовательной деятельности, которые обладают свойством устойчивости. Мы обозначаем их словосочетанием «образовательные практики», которое, не претендуя на понятийно-терминологическую строгость, позволяет очертить исследуемую область. В рамках данного исследования мы различаем обобщенную образовательную практику как характеристику институциализированной образовательной действительности и становящиеся и развивающиеся образовательные практики, которые «отличны от институциализированных, хотя и не противоречат им» [7]. Значимая черта образования инновационного типа — освоение нового опыта в процессе его создания [10; 12; 22].

Новое поколение учащихся: вызов образовательной практике

В 2017 году проект Worldwide Educating for the Future Index, созданный The Economist Intelligence Unit (EIU) по заказу фонда Yidan, разработал индекс для оценки эффективности образовательных систем в подготовке учеников к быстро меняющимся условиям жизни и требованиям работодателей. Согласно этому рейтингу, российское образование находится на 27-м месте в списке 35-ти участвовавших в исследовании стран [37].

В сферу образования приходят поколения, выросшие в условиях цифровой информационной среды, новой экономики. Исследователи-социологи выделяют «сетевое поколение» учащихся, которым свойственны «склонность к социальным контактам, прагматизм, ожидание найти "подходящий" способ получения учебной информации в соответствии с собственными потребностями, личная значимость получаемых сведений» [2]. Поколение Z обладает стремлением «найти свою игру» и желанием продемонстрировать свою уникальность. По данным исследований, 44% представителей этой генерации проверяют свои аккаунты в социальных сетях ежечасно, а 7% — чаще чем каждые пятнадцать минут, «20% представителей поколения Z обновляет свою ленту в Twitter чаще, чем читает ее» [33], «более 80% спят со своими смартфонами, 32% изучают соцсети, в том числе в туалете» [31].

Современные учащиеся обладают цифровой/компьютерной компетентностью, привыкли воспринимать визуализированную информацию, которая необязательно предъявляется линейным/последовательным способом, предпочитают мультимедийную информационную среду, интерактивный характер обучения. Особенности нового поколения учащихся: обыкновение находиться

в постоянном контакте со своим кругом общения, все время быть «на связи»; непрерывно воспринимать поток сенсорных стимулов, привычка к сенсорному разнообразию, незамедлительной обратной связи, желание быть не слушателями или зрителями, но «пользователями». Таким ожиданиям отвечает интерактивное обучение, прямое взаимодействие-диалог с учебной средой, предполагающее действие с ожиданием немедленного отклика.

Дополнительное образование как фактор технологического развития

Во многих странах популяризация науки и инженерных направленностей (Science, Technology, Engineering, Math — STEM) в сфере подготовки кадров для технологического развития — это одна из приоритетных задач. В каждой стране она реализуется по-своему, но базовым форматом является массовая реклама среди населения в доступном виде научных открытий и инженерно-технических новшеств, также серьезное внимание уделяется профориентационной составляющей. Это подтверждает доклад для Европейской Комиссии о популяризации STEM среди подростков 12—16 лет. В США с 2009 года действует программа Engineering For Kids (EFK). Сегодня она включает в себя 170 центров, которые тиражируются на основе франшиз [36].

С 2014 года в мире развивается сеть ФабЛабов (FabLabs), прототипом которых послужили Media Lab в Массачусетском технологическом институте, Grassroots Invention Group и Center for Bits and Atoms. Это небольшие лаборатории, где каждый человек, обладающий минимальными инженерными навыками, может самостоятельно изготовить любое техническое устройство на современном оборудовании. В 2019 году в программе насчитывалось более 1000 центров по всему миру. Нижняя возрастная граница для участников — 5 лет [35].

Вовлечение детей в научно-техническое творчество, исследования и проектную работу — стержневая линия современного дополнительного образования во всем мире. Еще недавно в России техническое творчество было заметно менее популярно в качестве дополнительного образования среди школьников, чем спорт и искусство. По данным опроса родителей в 2014 году, информатикой и программированием в рамках дополнительного образования «когда-либо занимались дети 9% опрошенных, техникой и моделированием 8%, исследовательской деятельностью в разных направлениях науки 6%» [21].

В международном обзоре-исследовании консалтинговой компании «Делойт» среди основных проблем сферы технического творчества в России, наряду с другими социальными факторами, названа неразвитость системы профориентации молодежи. В данных опроса российского сообщества технических энтузиастов говорится: «Уже сейчас существует дефицит преподавателей инженерных курсов в сфере детского образования. Практикующие преподаватели идентифицируют различные пути решения данной проблемы, например, с помощью внедрения педагогической практики по техническим предметам для студентов технических специальностей. Возможно, решением данной проблемы в сфере детского образования может стать сеть технологической поддержки, на основе профильных про-

изводственных предприятий. Однако предприятия должны быть заинтересованы в сотрудничестве с детьми и преподавателями, школы как правило не располагают финансированием для таких проектов. Имеет смысл приглашение студентов технических вузов для обучения детей. Работа над проектами школьников может позволить студенту перевести свои теоретические знания в прикладную область. Кроме того, обучение кого-то другого будет полезно с точки зрения собственного понимания данного предмета...» [34, с. 58—59].

Вызовы развития сферы дополнительного образования детей и молодежи

Перспективные образовательные практики высвечивают значительный вызов в развитии дополнительного образования детей и молодежи, который связан с рядом ее принципиальных черт: межведомственным характером этой сферы образования, размытостью ее контингента, включая его возрастные границы, изменчивым и часто незапланированным характером видов образовательной деятельности.

В последние годы в России наметился заметный сдвиг в эволюции дополнительного образования в связи с введением федеральных программ развития образования.

Значимая часть перспективных образовательных практик посвящена неформальному технологическому образованию детей. Национальная технологическая инициатива (НТИ), которая с 2014 года является одним из приоритетов государственной политики, стала заметным форматом, вбирающим в себя ряд новых социальных практик [19]. В реализацию НТИ включены многие инновационные образовательные практики в сфере дополнительного образования.

Например, образовательный центр «Сириус» проводит проектные смены НТИ, летние «космические школы», заметная часть образовательных мероприятий направлена на инженерную подготовку и творчество. С 2016 года развернута сеть детских технопарков «Кванториум».

Перспективные образовательные практики как масштабные социально-образовательные инициативы федерального масштаба

Заметным начинанием по развитию детского технического творчества стал Проект по созданию Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ-ов), который был инициирован в 2012 году, одобрен Наблюдательным советом АСИ, поддержан в рамках Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России. Уже к концу 2015 года в рамках ЦМИТов было реализовано 265 технических проектов. ЦМИТы являются российским аналогом ФабЛабов. Особенностью ЦМИТов является их форма государственно-частного партнерства. В деятельности ЦМИТов используются целевые субсидии федерального бюджета, которые направляются на приобретение высокотехнологичного оборудования; получателем субсидии может выступать только коммерческая организация, которая берет на себя десятилетнее обязательство по содержанию таких центров. Их специализация возникает по

мере развития, исходя из запросов социума (родителей, пользователей, клиентов) и наличия компетенций в составе команды ЦМИТа. По итогам 2018 года (на конец марта 2019 года) в России насчитывалось 180 ЦМИТов. Их посещает более 100 тысяч человек в год, однако на постоянной основе — только 0,5% от всей данной аудитории [13].

Одним из самых масштабных, запущенных в регионах с 2016 года по линии Министерства просвещения проектов в сфере дополнительного образования детей и молодежи стал проект детских технопарков «Кванториум» — площадок, «оснащенных высокотехнологичным оборудованием, нацеленных на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей» [4]. Миссией проекта является «внедрение новой эффективной модели дополнительного образования детей доступной для тиражирования во всех регионах страны, обеспечивающей объединение усилий науки, бизнеса и государства на основе принципов государственно-частного партнерства (ГЧП) для формирования системы ускоренного развития технических способностей детей с целью выращивания инженеров и ученых нового типа» [32]. Сегодня в проекте — 89 технопарков в 62 регионах, в их деятельность вовлечены более 80 тысяч детей [1], активно осваиваются новые нестандартные формы обучения.

Значимый вклад в развитие образовательных практик в сфере научно-технического творчества, исследовательской и проектной работы детей вносят программы работы со школьниками организаций высшего образования, например, «Юниор» Научно-исследовательского ядерного университета (НИЯУ) «МИФИ», Московского физико-технического института (национальный исследовательский университет); Всероссийская инженерная Олимпиада НТИ, организованная Московским политехническим университетом, Томским политехническим университетом, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого.

Мероприятия, проводимые общественными профессиональными педагогическими организациями

Перспективными форматами образовательной работы являются мероприятия, инициируемые общественными профессиональными педагогическими организациями. Например, Всероссийский конкурс детских экологических проектов «Человек на Земле» (организатор — некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию»), Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского (общественное движение «Исследователь»), Программа «Юность. Наука. Культура» (организатор — общероссийская общественная организация «Малая академия наук»).

Заметным образовательным начинанием в сфере дополнительного образования является инициатива «Кружкового движения» в рамках проекта «Национальная технологическая инициатива» (НТИ), который «рассчитан на вовлечение школьников и молодежи 12—26 лет» [6]. Задача «Кружкового движения — «создать самоорганизующееся разновозрастное сообщество энтузиастов, принимающих

технологические вызовы новых рынков и успешно справляющихся с ними» [20], стать «кузницей кадров» для новых научно-технических отраслей. Одновременно развивается образовательная практика «мейкерских сообществ» как «объединений детей школьного возраста, вовлеченных в изобретательские и научно-технологические инициативы, и вспомогательной инфраструктуры, включающей как кружки, детские технопарки и конкурсы для школьников, так и тематические онлайн-ресурсы с различной целевой аудиторией» [17].

Образовательные проекты-инициативы госкорпораций

В практиках дополнительного образования заметны проекты-инициативы корпоративных образовательных программ флагманских госкорпораций страны, таких как, например, Сбербанк России, Росатом, РОСНАНО, РусГидро.

Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» в 2018 году был создан региональный проект «Реализация комплексной программы по развитию личностного потенциала», который с 2019 года стал тиражироваться в 12 регионах страны, к 2023 году предусмотрено тиражирование в 30 регионах. «Программа по развитию личностного потенциала направлена на расширение возможностей ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор жизненных целей и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребенком в трех ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи» [25].

Образовательный проект «Школа Росатома» реализуется с 2011 года по инициативе Госкорпорации по атомной энергии «Росатом». Проект направлен на развитие систем образования 21 города-участника — территорий расположения предприятий атомной отрасли. «Проект работает на несколько категорий участников: дети (дошкольники и школьники), педагоги (воспитатели детских садов, педагогические работники школ), руководящие работники образовательных организаций, команды городских управленцев в сфере образования, жители городов-участников проекта. Ежегодно более 3000 школьников участвуют в мероприятиях для талантливых детей, более 500 педагогов принимают участие в конкурсной программе проекта». «В число мероприятий входят: метапредмет-ная олимпиада «Школы Росатома» для учащихся основной школы; профессиональные конкурсы для педагогов и образовательных организаций, выстроенные на актуальной проблематике развития системы образования России и мира; система неформального дополнительного профессионального образования в сети образовательных организаций «Школа Росатома» и у лучших педагогов и управленцев городов-участников проекта в формате стажировок; проектные сессии для талантливых детей в рамках отраслевых смен на базе Всероссийских детских центров» [26]. В рамках проекта все старшеклассники имеют возможность принять участие в дистанционном лектории, проводимом НИЯУ «МИФИ» по математике и физике, что обеспечивает лучшую подготовку к ЕГЭ и предметным олимпиадам, позволяет подготовиться к поступлению в лучшие вузы страны;

более 100 талантливых детей имеют возможность при поддержке проекта поехать в города расположения предприятий атомной отрасли для участия в мероприятиях; не менее 10 000 школьников могут попробовать свои силы в 5 заочных и очных этапах для одаренных детей, отобранных в рамках конкурса; более 150 талантливых школьников, которые ежегодно становятся победителями в конкурсах и олимпиадах проекта «Школа Росатома», получают возможность отправиться на отраслевую смену во всероссийских детских центрах.

Федеральное образовательное сообщество «Школьная лига РОСНАНО» объединяет образовательные институты и бизнес. В 2018 году в него вошли 700 школ-партнеров, 350 школ стали полноценными участницами Программы дополнительного образования Школьной лиги РОСНАНО, которая носит сетевой характер. Корпоративными партнерами создана электронная образовательная платформа для учеников и учителей (портал «Школа на ладони»). «Дистанционный формат проведения конкурсов и курсов повышения квалификации дает участникам возможность осваивать уникальные и качественные материалы в собственном ритме, без отрыва от работы или учебы» [5]. С 2011 года Школьная лига РОСНАНО проводит летнюю школу Наноград. «Это программа дополнительного образования, организованная в формате деловой игры, в которой высокотехнологичные компании "принимают на работу" учащихся в качестве стажеров и дают им задание — кейс, который стажеры под руководством консультантов компаний и педагогов решают за время проведения летней школы. Работа с кейсами позволяет школьникам узнать о современных высоких технологиях, развить креативное мышление, научиться презентовать результаты своей деятельности перед экспертным жюри». Школьная лига РОСНАНО проводит также всероссийскую школьную «Неделю высоких технологий и технопредпринимательства». В ее проведении участвуют Госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос», Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), Сбербанк России. Представители высокотехнологичных секторов рассказывают школьникам о том, какие профессиональные вызовы ждут их в будущем. «В программе Недели: экскурсии на предприятия, научные квесты, встречи с учеными, интеллектуальные игры; школьники и педагоги получают возможность ознакомиться с современными технологическими достижениями, лично общаться с известными учеными, экспертами, специалистами высокотехнологичного сектора экономики» [16].

С 2011 года РусГидро организует в девяти регионах России Энергоклассы, в рамках которых учащиеся 9—11 классов «изучают профильные предметы гидроэнергетической тематики, знакомятся с компанией и проходят углубленную довузовскую подготовку по физике и математике, профильные предметы ведут специалисты компании и преподаватели вузов» [27]. Проводятся факультативные занятия по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), ориентированные на школьников 7—8 классов. Новым направлением стала проектная деятельность: «школьники разрабатывают идеи, направленные на улучшение функционирования энергетической системы. В программу обучения включены экскурсии на гидроэлектростанции, встречи с представителями профессии и интеллектуальные игры

между учащимися Энергоклассов из разных регионов по видеоконференцсвязи. Выпускниками учебной программы стали сотни школьников. Почти половина из них поступила в энергетические вузы, около 40% — на технические направления подготовки. Лучшие учащиеся Энергоклассов имеют возможность принять участие в профильных сменах во всероссийских детских центрах, „Летней энергетической школе"» [16] РусГидро и других профориентационных проектах.

Образовательные инициативы частных фондов

С 2014 года Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» (в партнерстве с WorldSkills Russia при поддержке Агенства стратегических инициатив, Минобрнауки России, Минпромторга России) инициировал программу JuniorSkills как часть движения WorldSkills Russia. С 2015 года Поручением Президента Российской Федерации JuniorSkills была включена в «Новую модель системы дополнительного образования детей». Программа выступает как значимый ресурс модернизации предметной области «Технология» и дополнительного образования детей. Программа включает деятельность профессиональных и мейкерских сообществ в работу по обучению школьников основам профессиональных компетенций. К началу 2019 года в движении участвует более 60 регионов, перечень компетенций национального чемпионата включает в себя более 30 позиций, в работу экспертных сообществ вовлечено более 1500 экспертов.

Соревнования JuniorSkills «проводятся на единой площадке со взрослыми участниками, отдельно по каждой из 8 компетенций „хайтек-кластера": мехатро-ника, робототехника, фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ, прототи-пирование, электроника, инженерная графика CAD» [29]. Соревнования может дополнять проведение школы Junior Soft Skills, в которой участники конкурса создают свой стартап, а затем защищают его. Благодаря участию в соревнованиях по компетенциям, освоению компетенций в ходе подготовки к состязаниям, школьники в большей степени способны сделать осознанный выбор в области профессиональной ориентации.

Заметна деятельность частного «Рыбаков Фонда» (частная филантропическая организация, созданная Екатериной и Игорем Рыбаковыми в 2015 году) с концепцией «Школа — центр социума», которая поможет менять к лучшему социально-образовательную среду в школах. Одна из образовательных практик фонда в сфере дополнительного образования — конкурс школьных проектов, раскрывающих потенциал школы. Проектные команды включают педагогов, родителей, выпускников, администрацию школы. В 2018 году 30 школ из 16 регионов России — победителей конкурса ТОПШкола 2017 — реализовали проекты, благодаря полученным грантам [28, с. 9].

Конкурс инноваций в образовании (КИВО) проводится с 2014 года Институтом образования НИУ ВШЭ и «Рыбаков Фондом» при поддержке Агентства стратегических инициатив. За время его существования на него было подано более 3750 заявок, большинство проектов-участников относятся к сфере дополнительного образования. Конкурс одновременно является акселератором образовательных

проектов. Яркий пример: в 2018 году его победителем стал молекулярный конструктор виртуальной реальности «НаноЛаб» («VR-приложение, в котором ребенок или взрослый, используя основы химии и физики, может из атомов собирать простые нанодетали и наноустройства и посмотреть, как они работают. Целью проекта является развитие технической интуиции у детей и подготовка будущих наноинженеров уже со школьной скамьи»)[23]. Заметное число инновационных проектов направлены на формирование «soft skills» и навыков XXI века.

Образовательные программы частных компаний

Компания «Сименс» (Siemens) в России вовлекает школьников в научную и техническую деятельность с помощью Всероссийского конкурса научно-инновационных проектов для старшеклассников. Темы конкурсных проектов формируются в соответствии с основными направлениями деятельности компании «Сименс» и включают в себя следующие блоки: «энергетика и электрификация; индустрия; промышленная автоматизация и дигитализация; городская инфраструктура; здравоохранение».

Компания МТС активно поддерживает проект «Школа новых технологий», запущенный совместно с Департаментом образования и Департаментом информационных технологий города Москвы, реализуя конкурс «Телеком идея ЮНИОР». В рамках данного конкурса школьники предлагают свои идеи и концепции возможных решений. Победители в дальнейшем имеют возможность реализовать их в рамках программы АФК «Система» «Лифт в будущее».

Перспективные образовательные практики в локальных образовательных

инициативах

Локальные образовательные инициативы, в отличие от масштабных, не всегда предполагают воплощение в размерах страны, и вместе с тем выходят за рамки отдельных образовательных организаций, имеют сетевой формат и могут реализовываться в различных регионах.

Ряд образовательных инициатив выдвигается группами заинтересованных педагогов. Пример такой локальной активности — экспериментальный концептуальный и практический методологический проект «Экстремальное образование». Он охватывает учебную внеурочную работу в режиме дополнительного образования и объединяет работу педагогов, работающих в разных городах страны, ядром проекта является группа педагогов высшей и средней школы из Красноярска, Новосибирска, Томска. Основная черта этой практики — создание образовательных событий, развитие и педагогов, и учащихся в совместном осмыслении задач, которые не только не решены современной наукой, но еще и не сформулированы как таковые. Создатели проекта избегают употреблять слово «учащиеся» — открытие нового опыта относится в равной мере и к «детям», и к педагогам. В качестве ведущих выступают эксперты (сильные педагоги, студенты, преподаватели, ученые, профессионалы соответствующей сферы). По словам инициаторов проекта, «задача событийных практик — оживление

культуры и актуализация ее для современных детей и юношества» [18; 24; 30].

Локальные образовательные инициативы в силу их слабой институциализи-рованности труднее поддаются отслеживанию, вместе с тем они могут содержать в себе перспективные ростки нового. С точки зрения полноты охвата, в дальнейшем в диапазон мониторинга предстоит включить и такие инновационные образовательные практики, которые являются неинституциализированными

Выводы

В инновационных образовательных практиках дети-участники вовлекаются в исследовательскую деятельность, проектную работу в контексте решения новых для себя, а также объективно новых задач. Наряду с нетрадиционными форматами, важная черта инновационных образовательных практик — такая организация образовательного процесса, в которой дети берут на себя решение новых задач, создают новое знание и опыт, фиксируют и рефлексируют его, предъявляют его для обсуждения. В инновационных образовательных практиках дополнительного образования в гибких формах создается основа для такого образовательного процесса, в котором освоение нового (в том числе объективно нового) опыта происходит в процессе его создания [12].

Практическая направленность инновационных практик — ориентация на реальные задачи в реальном контексте. В отличие от более традиционного школьного образования в инновационных образовательных практиках изучаемое содержание сосредоточено вокруг реальных технологических, инженерных задач и/или жизненных ситуаций. Это меняет характер «сборки» знаний и умений, контекстность ценностных отношений, развертывания компетенций, задавая их практичность, привязку к конкретным жизненным задачам, — так, как это происходит у взрослых учащихся. По сути, инновационные образовательные практики способствуют органичному взрослению учащихся.

Особенности содержательного наполнения и направленность инновационных образовательных практик

Заметно возросла фокусировка внимания и усилий, поддерживаемых государством и бизнесом программ дополнительного образования детей и молодежи в области технологического образования. Не меньшее внимание необходимо и в сфере дополнительного образования, связанной с областью целостного развития личности, включения детей и молодежи в социальные проекты, сферу человеческих взаимодействий.

Форматы инновационных образовательных практик

К числу перспективных инновационных образовательных практик в сфере научно-технического творчества с точки зрения их форматов относятся:

• решение игровых изобретательских и конструкторских задач;

• исследования и проекты различных типов (без оговорки «учебные»);

• форматы конкурсов, фестивалей, состязаний в сочетании с исследова-

тельской и проектной работой детей, в том числе конкурсов социальных проектов и инициатив учащихся.

Характер образовательного процесса в инновационных образовательных практиках

По сравнению с традиционным образовательным процессом имеются следующие существенные отличия инновационных образовательных практик в сфере дополнительного образования.

1. Обращение детей и молодежи к реальным задачам переднего края производства, научно-технологического развития.

2. Новые фигуры носителей содержания: инженеры, ученые, взрослые в социальном окружении.

3. Новые (нетрадиционные) педагогические позиции в образовательном процессе: тьюторы, фасилитаторы, консультанты, наставники. В таких нетрадиционных педагогических позициях оказываются и педагоги, вовлекаемые в инновационные образовательные практики.

Инновационные образовательные практики в сфере научно-технического творчества строятся на исследовательской деятельности. Напомним, что исследовательская деятельность в обучении предполагает решение учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением [15, с. 13].

Инновационные практики дополнительного образования во многом опираются на проектное обучение, которое по своему характеру развивается как ответ на реальные потребности и устремления конкретных образовательных организаций. Однако исследования показывают, что в практике основного образования дополнительное нередко вменяется в обязанность и может стать одним из формально обязательных и формально исполняемых «видов образовательной работы» [2; 14]. В контексте дополнительного образования проектное обучение естественно вписывается как уникальный и важнейший инструмент образования и воспитания, творческого поиска и практического включения детей и подростков в реальный жизненный и производственный контекст, расширения и проживания уникального образовательного опыта [9]. Проектное обучение меняет традиционные функции и роль учителя, включает в круг взаимодействия детей другие фигуры взрослых, задает педагогические позиции, в которых педагог выполняет роли помощника и посредника в самостоятельном учебно-исследовательском поиске и практических решениях и действиях учащихся.

Инновационные образовательные практики в дополнительном образовании развиваются как отклик на новые жизненные, образовательные и социальные вызовы. Их развитие воздействует на профессиональное мышление в образовательном сообществе, имеет высокий потенциал влияния на практику как формального, так и неформального образования.

Распространение нетрадиционных педагогических позиций, в которых выступают как взрослые, так и сами участники инновационных образовательных практик, означает, что в перспективе уместна и необходима специальная педагогическая под-

готовка для широкого круга вовлеченных лиц, а также, в ряде случаев, и включение такой специальной подготовки непосредственно в образовательные программы.

Развитие мониторинга инновационных образовательных практик в сфере дополнительного образования детей и молодежи

В целях оперативного отслеживания инновационных образовательных практик, сокращения возможного отставания и от жизни имеет смысл: а) подключать к ходу мониторинга самих носителей инновационных образовательных практик; б) задавать рамочные индикаторы мониторинга, в которых отсутствуют прямые «подсказки», обозначающие конкретные форматы образовательных практик, поскольку уже сложившиеся форматы, скорее всего, не смогут отражать инновационные образовательные практики. Примеры «рамочных индикаторов» мониторинга: «дополнительные /нетиповые форматы участия школьников в исследовательской, проектной деятельности», «дополнительные/новые форматы организации дет-ско-взрослых сообществ». Введение рамочных индикаторов позволит расширить охват мониторинга, включив в него инновационные образовательные практики, стимулирует инициативность руководителей образовательных организаций, их вовлечение в ход мониторинга, с большей степенью корректности и оперативности представления и получения информации.

В условиях динамичной и многообразной образовательной практики потенциально значимым становится функционал источника методологических ориентиров и профессионального психолого-педагогического сопровождения практики дополнительного образования детей и молодежи. Какая структура могла бы взять на себя эту роль — отдельный вопрос. Она могла бы инициативно входить в органы координации/управления федеральных образовательных инициатив в сфере дополнительного образования детей и молодежи, курировать проведение психолого-педагогических разработок, направленных на методологическую поддержку инициатив в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

Литература

1. Агентство стратегических инициатив. Кванториум: новая модель дополнительного образования. URL: https://asi.ru/social/education/ Quantorium.pdf (дата обращения: 15 мая 2019 года).

2. Асадова Н. А. Метод проектов: три матрешки. // Образовательная политика. 2019. № 1-2. С. 50-60.

3. Бенсон Т. Гибкого графика недостаточно // Harvard Business Review Россия. 12 августа 2016 года. URL: https://hbr-russia.ru/management/ upravlenie-personalom/p18064/ (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

4. Детскиетехнопарки«Кванториум».URL:https://asi.ru/social/kvantorium/ (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

5. Дистанционное образование, конференции, повышение квалификации. URL: http://schoolnano.ru/e-learning (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

6. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов и др.; под ред. С. Г. Коса-рецкого, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 277 с.

7. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Дидактические характеристики инновационных образовательных практик. // Антология инновационных образовательных практик: Сборник научных статей / Под ред. И. М. Осмоловской. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2018. С. 4-24.

8. Иванова С. В., Иванов О. Б. Национальные проекты — основной фактор формирования и развития единого образовательного пространства // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019.; № 4. С. 107-121.

9. Кларин М. В. Готова ли школа? // Образовательная политика. 2019. № 1-2. С. 55.

10. Кларин М. В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. М.: Луч, 2018. 640 с.

11. Кларин М. В. Инструмент инновационного образования — трансформирующее обучение // Педагогика. 2017. № 3. С. 19-28.

12. Кларин М. В. Инновационное образование: концептуальные вызовы для дидактики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 54-62.

13. Королев И. Как государство потратит 5,8 млрд. на поддержку технологических кружков // CNews Аналитика. 2019. 29 марта. URL: http://cnews. ru/link/a13631 (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Лазарев В. С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2015. C.25-33.

15. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 12-17.

16. Летняя школа Наноград — главное событие года. 9 лет в 9 разных городах. URL: https://fiop.site/profkadry-obrazovanie/shkolnaya-liga-rosnano/ (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

17. Мейкерские сообщества школьников в России. Инфраструктура и участники, форматы и темы. Edutainme при поддержке РВК, Intel. URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/a64/Edutainme-DIY.pdf. (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

18. Миркес М., Медведчиков С., Ушакова Е. Событийное образование // Вести образования. № 12 (121). URL: http://vogazeta.ru/ivo/info/14634. html (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

19. Национальная технологическая инициатива. Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. URL: https://asi.ru/nti/ (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

20. Начало отбора проектов, направленных на реализацию дорожной карты «Кружковое движение». URL: https://leader-id.ru/specials/progression_ nti/ (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

21. Ожидания и поведение семей в сфере дополнительного образования детей. Информационный бюллетень. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015.

22. Осмоловская И. М., Иванова Е. О., Кларин М. В., Сериков В. В., Алиев Ю. Б. Инновационные образовательные практики: классификация, проектирование, моделирование. В сборнике: Образовательное пространство в информационную эпоху—2019. Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. С. В. Ивановой. 2019. С. 123-137.

23. Победителем Конкурса инноваций в образовании—2018 стал виртуальный молекулярный конструктор «НаноЛаб». URL: https://www.hse.ru/ news/226131115.html (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

24. Практики субъектности в образовании / под ред. М. М. Миркес. М.: Линка-Пресс, 2019. 320 с.

25. Программа по развитию личностного потенциала. URL: https:// vbudushee.ru/education/soderzhanie-obrazovaniya/programma-po-razvitiyu-lichnostnogo-potentsiala (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

26. Проект «Школа Росатома». URL: https://rosatomschool.ru/struktura/ (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

27. РусГидро приглашает школьников в Энергоклассы. URL: http:// www.rushydro.ru/press/news/109294.html (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

28. Рыбаков фонд. Годовой отчет 2018. URL: https://stage.rybakovfoundation. ru/_annual/annual_RF2018_web.pdf (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

29. Соревнования Junior Skills. URL: http://kvantorium51.org/napravleniya-obucheniya/meropriyatiya/sorevnovaniya-junior-skills/ (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

30. Ушакова Е. Сезон инженерных модулей // Вести образования. № 15 (124). URL: http://vogazeta.ru/ivo/info/14676.html (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

31. Чем отличаются поколения Y и Z — и о чем брендам с ними разговаривать. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/insights-trends/ user-insights/z-y/ (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

32. «Кванториум» как форма будущего» // Учительская газета». 2016. № 50.

33. 5 особенностей поколения Z. URL: https://lifehacker.ru/mif-pokolenie-z/ (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

34. Deloitte. Техническое творчество — хобби или индустрия? Исследование сообществ инноваторов и технических энтузиастов. URL: http:// www.rvc.ru/upload/iblock/fed/deloit.pdf (дата обращения: 15 ноября

2019 года).

35. Fablabs.io/about. URL: https://www.fablabs.io/about (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

36. STEM — центры. URL: http://engineeringforkidsfranchise.com/ (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

37. The white paper Worldwide Educating for the Future Index (2017), A benchmark for the skills oftomorrow. URL: https://dkf1ato8y5dsg.cloudfront. net/uploads/5/80/worldwide-educating-for-the-future-index.pdf (дата обращения: 15 ноября 2019 года).

References

1. Agentstvo strategicheskih iniciativ. Kvantorium: novaja model' dopolnitel'nogo obrazovaniya [Agency for strategic initiatives. Quantorium: a new model of additional education]. Available at: https://asi.ru/social/education/ Quantorium.pdf (accessed November 15, 2019) (in Russian).

2. Asadova N. A. Project method: three matryoshkas. Obrazovatel'naja politika [Educational policy], 2019, no. 1-2, pp. 50-60 (in Russian)..

3. Benson T. Flexible schedule is not enough. Harvard Business Review Russia. August 12, 2016. Available at: https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-personalom/p18064/ (accessed November 15, 2019) (in Russian).

4. Detskie tehnoparki «Kvantorium» [Technoparks for kids "Quantorium"]. Available at: https://asi.ru/social/kvantorium/ (accessed November 15, 2019) (in Russian).

5. Distance education, conferences, professional development. Available at: http://schoolnano.ru/e-learning (accessed November 15, 2019) (in Russian).

6. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v Rossii: edinoe i mnogoobraznoe [Additional education ofchildren in Russia], S. G. Kosareckiy, M. E. Goshin, A. A. Belikov i dr.; ed. S. G. Kosareckogo, I. D. Frumina; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», In-t obrazovaniya. M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019, p. 277 (in Russian).

7. Ivanova E. O., Osmolovskaja I. M. Didakticheskie harakteristiki innovacionnyh obrazovatel'nyh praktik [Didactic characteristics of innovative educational practices]. Antologiya innovacionnyh obrazovatel 'nyh praktik: Sbornik nauchnyh statey [Anthology of innovative educational practices: Collection of articles], ed. I. M. Osmolovskoy. M.: Institut strategii razvitija obrazovanija RAO, 2018, pp. 4-24 (in Russian).

8. Ivanova S. V., Ivanov O. B. National projects — the main factor of formation and development of the unified educational space. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 4, pp. 107-121 (in Russian).

9. Klarin M. V. Is the school ready? Obrazovatel'naja politika [Educational policy], 2019, no. 1-2, p. 55 (in Russian).

10. Klarin M. V. Innovacionnye modeli obuchenija: issledovanie mirovogo opyta [Innovative models of teaching: A study of international experience], M.: Luch, 2018, p. 640 (in Russian).

11. Klarin M. V. Transformative education: a tool for innovative education. Pedagogika [Pedagogy], 2017, no. 3, pp.19-28 (in Russian).

12. Klarin M. V. Innovative education: a challenge for didactics. Otechestvennaja izarubezhnajapedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2014, no. 4 (19), pp. 54-62 (in Russian).

13. Korolev I. Kak gosudarstvo potratit 5,8 mlrd na podderzhku tehnologicheskih kruzhkov [How the state will spend 5.8 billion to support technological circles]. CNews Analitika. 2019. 29 March. Available at: http://cnews.ru/link/a13631 (accessed November 15, 2019) (in Russian).

14. Lazarev V. S. Proektnaya dejatel'nost' uchashhihsya kak forma razvivajushhego obucheniya [Project-based activity as a form of developmental education]. Psihologicheskayanauka iobrazovanie [Psychological Science and Education], 2015, pp. 25-33 (in Russian).

15. Leontovich A. V. On major concepts if inquiry and project activity of schoolchildren. Issledovatel'skaja rabota shkol'nikov [Inquiry Work of Schoolchindren], 2003, no. 4, pp.12-17 (in Russian).

16. Nanograd summer school is the main event of the year. 9 years in 9 different cities. Available at: https://fiop-fla... website / profkadry-education/School League-RUSNANO/ (accessed November 15, 2019) (in Russian).

17. Meykerskie soobshhestva shkol'nikov v Rossii. Infrastruktura i uchastniki, formaty i temy. Edutainme pri podderzhke RVK, Intel [Makers' communities of schoolchildren in Russia. Infrastructure and participants, formats, and themes. Edutainme supported by RVK, Intel]. Available at: https://www.rvc. ru/upload/iblock/a64/Edutainme-DIY.pdf (accessed November 15, 2019) (in Russian).

18. Mirkes M., Medvedchikov S., Ushakova E. Event education. Vesti obrazovanija [News of Education], no. 12 (121). Available at: http://vogazeta. ru/ivo/info/14634.html (accessed November 15, 2019) (in Russian).

19. Nacional'naja tehnologicheskaja iniciativa. Programma mer po formirovaniju principial'no novyh rynkov i sozdaniju uslovij dlja global'nogo tehnologicheskogo liderstva Rossii k 2035 godu [National technological initiative. A program of developing fundamentally new markets and providing conditions for global technological leadership of Russia by 2035]. Available at: https://asi.ru/nti/ (accessed November 15, 2019) (in Russian).

20. Nachalo otbora proektov, napravlennyh na realizaciju dorozhnoj karty "Kruzhkovoe dvizhenie" [Start of selection of projects aimed at implementation of the "Circle movement" road map]. Available at: https://leader-id.ru/ specials/progression_nti/ (accessed November 15, 2019) (in Russian).

21. Ozhidaniya i povedenie semej v sfere dopolniteinogo obrazovaniya detey. Informacionnyy bjulleten' [Expectations and behavior of families in the area

of additional education of children], Moscow: Izdatel'skiy dom NIU VShJe [Publishing house of HSE], 2015 (in Russian).

22. Osmolovskaja I. M., Ivanova E. O., Klarin M. V., Serikov V. V., Aliev Ju. B. Innovacionnye obrazovatel'nye praktiki: klassifikacija, proektirovanie, modelirovanie [Innovativa educational practices: classification, design, modeling], v sbornike: Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuju epohu — 2019 [Educational space in information age], sbornik nauchnyh trudov. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Pod red. S. V. Ivanovoy [Collection of proceedings. Materials of scientific and practical International conference. Under the editorship of S. V. Ivanova], 2019, pp. 123—137 (in Russian).

23. Pobeditelem Konkursa innovacijy v obrazovanii — 2018 stal virtual'nyy molekuljarnyj konstruktor «NanoLab» [Virtual molecular constructor «NanoLab» became a prize winner in the competition of innovations in education]. Available at: https://www.hse.ru/news/226131115.html (accessed November 15, 2019) (in Russian).

24. Praktiki sub'ektnosti v obrazovanii [Practices of agency in education], ed. M. M. Mirkes. M.: Linka-Press, 2019, p 320 (in Russian).

25. Programma po razvitiyu lichnostnogo potenciala [A program of supporting personal potential]. Available at: https://vbudushee.ru/education/ soderzhanie-obrazovaniya/programma-po-razvitiyu-lichnostnogo-potentsiala// (accessed November 15, 2019) (in Russian).

26. Proekt «Shkola Rosatoma» [Rosatom school project] Available at: https:// rosatomschool.ru/struktura/ (accessed November 15, 2019) (in Russian).

27. RusGidro priglashaet shkol'nikov v Energoklassy [RusGidro invites schoolchildren to Energy classes]. Available at: http://www.rushydro.ru/ press/news/109294.html (accessed November 15, 2019) (in Russian).

28. Rybakov fond. Godovoy otchyot 2018 [Rybakov foundation. Annual report 2018]. Available at: https://stage.rybakovfoundation.ru/_annual/annual_ RF2018_web.pdf (accessed November 15, 2019) (in Russian).

29. Sorevnovaniya Junior Skills [Junior Skills Competitions]. Available at: http:// kvantorium51.org/napravleniya-obucheniya/meropriyatiya/sorevnovaniya-junior-skills/ (accessed November 15, 2019) (in Russian).

30. Ushakova E. Sezon inzhenernyh moduley [A season of engineering modules]. Vesti obrazovaniya [News of Education], no. 15 (124). Available at: http:// vogazeta.ru/ivo/info/14676.html (accessed November 15, 2019) (in Russian).

31. Chem otlichajutsya pokoleniya Y i Z — i o chem brendam s nimi razgovarivat' [What are the differences of generations Y and Z and what brands may talk about with them]. Available at: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/ insights-trends/user-insights/z-y/ (accessed November 15, 2019) (in Russian).

32. «Quantorium» as a form of the future]. Uchitel'skaja gazeta [Teachers Newspaper], 2016, no. 50 (accessed November 15, 2019) (in Russian).

33. 5osobennosteypokoleniya Z [5 features of generation Z]. Available at: https://

lifehacker.ru/mif-pokolenie-z/ (accessed November 15, 2019) (in Russian).

34. Deloitte. Tehnicheskoe tvorchestvo — hobbi ili industriya? Issledovanie soobshhestv innovatorov i tehnicheskih yentuziastov [Technical creativity—hobby or industry? A study of communities of innovators and technical enthusiasts]. Available at: http://www.rvc.ru/upload/iblock/fed/deloit.pdf (accessed November 15, 2019) (in Russian).

35. Fablabs.io/about. Available at: https://www.fablabs.io/about (accessed November 15, 2019) (in Russian).

36. STEM-centry [STEM -centers]. Available at: http: // engineeringforkidsfranchise. com/ (accessed November 15, 2019) (in Russian).

37. The white paper Worldwide Educating for the Future Index (2017), A benchmark for the skills of tomorrow. Available at: https://dkf1ato8y5dsg. cloudfront.net/uploads/5/80/worldwide-educating-for-the-future-index.pdf (accessed November 15, 2019) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.