Научная статья на тему 'Инновационный реактор образовательных инициатив как новый формат непрерывного образования педагогов'

Инновационный реактор образовательных инициатив как новый формат непрерывного образования педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТАФОРИЧЕСКИЙ МЕТОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПРОЕКТНО-СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОЕКТНО-РЕСУРСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕАКТОР / INNOVATIVE EDUCATION / METAPHORICAL METHOD / EDUCATIONAL INITIATIVE / ADULT EDUCATION / PROJECT-NETWORK ORGANIZATION / PROJECT-RESOURCE MANAGEMENT / REACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Галина Александровна, Тулупова Оксана Владимировна, Матукина Анастасия Николаевна

На основе принципа междисциплинарности осуществляется попытка переноса из высокотехнологической сферы в область опережающего дополнительного профессионального образования понятия «инновационный ректор». В статье обосновано отношение технологии «инновационный реактор образовательных инициатив» к прорывным технологиям; теоретически обоснована возможность ее проектирования на основе механизмов проектно-ресурсного управления и экспериментально доказана эффективность разработанного формата проектно-сетевой организации педагогов в условиях дополнительного профессионального образования. На основе метафорического метода раскрыта сущность инновационного реактора как механизма профессионального развития педагогов. Была подтверждена гипотеза об использовании метафорического метода при введении новой категории «инновационный реактор образовательных инициатив», ведущая функция которого состоит в преобразовании новых видов и способов образовательной деятельности в социально-культурные нормы и образцы профессиональной деятельности педагогов. Практическая ценность работы определяется возможностью реализации технологии «инновационный реактор образовательных инициатив» на разных уровнях системы непрерывного образования взрослых для проектирования образовательных процессов, ориентированных на формирование субъекта инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Галина Александровна, Тулупова Оксана Владимировна, Матукина Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative reactor of educational initiatives as a new format of continuous education of teachers

The attempt to transfer the notion of “innovative rector” from the high-tech sphere to the field of advanced additional professional education is made because of the principle of interdisciplinary. The article substantiates the attitude of the technology “innovative reactor of educational initiatives” to breakthrough technologies; the possibility of its design based on mechanisms of project-resource management is theoretically proved and the effectiveness of the developed format of project-network organization of teachers in terms of additional professional education is experimentally proved. On the basis of metaphorical method the essence of innovative reactor as a mechanism of professional development of teachers is revealed. The hypothesis of using the metaphorical method in the introduction of a new category of “innovative reactor of educational initiatives”, the leading function of which is to transform new types and methods of educational activities in the socio-cultural norms and patterns of professional activity of teachers, was confirmed. The practical value of the work is determined by the possibility of implementing the technology “innovative reactor of educational initiatives” at different levels of the system of continuous adult education for the design of educational processes aimed at the formation of the subject of innovative activity.

Текст научной работы на тему «Инновационный реактор образовательных инициатив как новый формат непрерывного образования педагогов»

УДК 378.091.398

Инновационный реактор образовательных инициатив как новый формат непрерывного образования педагогов

Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова, А. Н. Матукина

Innovative reactor of educational initiatives as a new format of continuous education of teachers

G. A. Ignatieva, O. V. Tulupova, A. N. Matukina

Аннотация. На основе принципа междис-циплинарности осуществляется попытка переноса из высокотехнологической сферы в область опережающего дополнительного профессионального образования понятия «инновационный ректор». В статье обосновано отношение технологии «инновационный реактор образовательных инициатив» к прорывным технологиям; теоретически обоснована возможность ее проектирования на основе механизмов проектно-ресурсного управления и экспериментально доказана эффективность разработанного формата проектно-сетевой организации педагогов в условиях дополнительного профессионального образования.

На основе метафорического метода раскрыта сущность инновационного реактора как механизма профессионального развития педагогов. Была подтверждена гипотеза об использовании метафорического метода при введении новой категории «инновационный реактор образовательных инициатив», ведущая функция которого состоит в преобразовании новых видов и способов образовательной деятельности в социально-культурные нормы и образцы профессиональной деятельности педагогов. Практическая ценность работы определяется возможностью реализации технологии «инновационный реактор образовательных инициатив» на разных уровнях системы непрерывного образования взрослых для проектирования образовательных процессов, ориентированных на формирование субъекта инновационной деятельности.

Abstract. The attempt to transfer the notion of "innovative rector" from the high-tech sphere to the field of advanced additional professional edu-

cation is made because of the principle of interdisciplinary. The article substantiates the attitude of the technology "innovative reactor of educational initiatives " to breakthrough technologies; the possibility of its design based on mechanisms of project-resource management is theoretically proved and the effectiveness of the developed format of project-network organization of teachers in terms of additional professional education is experimentally proved. On the basis of metaphorical method the essence of innovative reactor as a mechanism of professional development of teachers is revealed. The hypothesis of using the metaphorical method in the introduction of a new category of "innovative reactor of educational initiatives", the leading function of which is to transform new types and methods of educational activities in the socio-cultural norms and patterns ofprofessional activity of teachers, was confirmed. The practical value of the work is determined by the possibility of implementing the technology "innovative reactor of educational initiatives " at different levels of the system of continuous adult education for the design of educational processes aimed at the formation of the subject of innovative activity.

Ключевые слова: инновационное образование, метафорический метод, образовательная инициатива, обучение взрослых, проектно-сетевая организация, проектно-ресурсное управление, реактор.

Keywords: innovative education, metaphorical method, educational initiative, adult education, project-network organization, project-resource management, reactor.

Специфика современного этапа инновационного развития образования определяется че-

тырьмя ключевыми принципами национальной повестки развития России: строить государственную политику для развития человека; расширять пространство свободы и ответственности; осуществлять технологический прорыв; обеспечивать готовность отечественной системы образования к интеграции в мировое образовательное пространство.

Данные стратегические ориентиры поставили педагогическую науку в ситуацию ответственного самоопределения, связанную с разработкой прорывных технологий построения практики опережающего дополнительного профессионального образования педагогов и формирования интеллектуально-волевого, нравственно-позиционного ресурса для этой сферы.

Попытка анализа и интерпретации понятия «инновационный реактор» и включение его в число одного из наиболее актуальных направлений современной педагогики связаны с тем, что в системе непрерывного образования взрослых эта тема все чаще вызывает интерес исследователей.

Обсуждение понятийного пространства категории «инновационный реактор образовательных инициатив» осуществляется в следующих топосах:

- инновационный реактор как междисциплинарная категория;

- образовательная инициативность как ключевой диагностируемый параметр;

- проектно-сетевые форматы формирования образовательной инициативности педагогов.

Современная педагогическая наука и образовательная практика испытывают объективную потребность в совершенствовании понятийно-терминологического аппарата и научного языка. В последнее время в адрес педагогического научного языка все чаще высказываются претензии относительно неоднозначного толкования научных терминов и, главное, по поводу многозначности, неадекватности и неоправданного заимствования многих терминов из разных сфер производства и общественной жизни, изобретения новых понятий, не отражающих должным образом действительное положение вещей и закономерности инновационных процессов и явлений [1, с. 16].

Это явление ведет, по мнению В. И. Сло-бодчикова, к своеобразной «понятийной ката-

строфе» [2]. Обнаруживается явное отсутствие в педагогике тех понятий и категорий, которые корректно отображают сущность инновационных явлений, и в достаточной степени адекватно и грамотно описывают инновационные процессы в сфере образования современного общества.

Перечисленные обстоятельства позволили сформулировать проблему представляемого в данной статье исследования: недостаточная проработанность технологии формирования образовательной инициативности педагогов в системе дополнительного профессионального образования на фоне общественной потребности в развитии у выпускников школ способности генерировать инициативы преобразования окружающей действительности.

Кафедра педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования наметила путь решения указанной выше проблемы через создание новых форматов разработки (концептуализации) и воплощения образовательных инициатив субъектов инновационной деятельности в условиях дополнительного профессионального образования. Ключевым условием их построения является создание проектно-сетевой организации педагогов и образовательных организаций. В предыдущих публикациях нами были описаны форматы «образовательный коворкинг» и «научно-проектный консалтинг» [3; 4].

Теоретический анализ научно-образовательного исследования проблем пространственного развития дополнительного профессионального образования педагогов показал, что широкие возможности создания новых форматов непрерывного образования взрослых заложены:

- в учении В. И. Слободчикова о междисци-плинарности как особого подхода, определяющего возможность одновременного исследования социокультурного объекта и в плоскости теоретического конструирования, и в плоскости практического существования этого объекта и перспектив его развития с целью поиска способов проектирование путей и средств его преоб-разования[5, с. 222];

- в теории социального пространства в образовательной организа-ции, в структуру которого входит система социальных позиций детей и взрослых (Пьер Бурдьё) и в положениях собы-

тийного подхода о социальной организованности как высшей ступени развития событийной общности [6];

- в сравнительной теории организации и управления (Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова), рассматривающие принцип синергийной включенности, генетической логики саморазвития и постоянного совершенствования педагогического и управленческого труда в образовательной организации с применением организационно-управленческих форм бенчмаркинга: «консорциум», «круг», «колесо», «звезда» и др. [7];

- в современной идеологии компаративистского и комплементарного подходов образования взрослых, отраженной в моделях самоопределяющегося образования (Стюарт Хассе, Крис Кеньон), ориентированные на самопроектирование траектории собственного профессионального развития педагогов [8].

В современном образовании взрослых можно четко выделить три основных образовательных стратегии, каждая из которых представлена определенными моделями обучения. Поддерживающая образовательная стратегия направлена на закрепление эффективных параметров прежнего опыта обучающихся, одновременно с развитием образовательных потребностей взрослых, предполагает опору на те ситуации в жизни взрослого человека, которые можно рассматривать как мо-тивационный фактор его дальнейшей образовательной и самообразовательной активности. В данном случае вектор развития взрослого обучающегося оформляется в рамках адаптивной андрагогической модели и реализуется через фа-силитирующие действия андрагога на основе актуализации содержания обучения с учетом имеющихся у взрослых знаний и опыта, предпочитаемых учебных стилей и их индивидуальных способностей.

Сопровождающая образовательная стратегия направлена на формирование системы помощи взрослому обучающемуся в выборе образовательных ориентиров в информационно-образовательном пространстве и конструировании способов решения проблем. Данная стратегия реализуется в непрерывном образовании через автономизирующую андрагогическую модель, представленную разными форматами: «смешанное обучение», «обучение действием», «расширяющееся обучение», модель экспериментирующего обучения, в основе которой ле-

жит «экспериментальный» цикл обучения (Дэвид Колб, 1984) и др., объединяет которые наличие сюжетно-игровых, проектных, дискуссионных, событийных контекстов в организации учебного процесса.

И, наконец, преобразующая образовательная стратегия, к которой собственно мы и относим формат «инновационный реактор», и которая способствует формированию способности человека управлять собственным развитием в нестабильном, сложном мире через освоение новой культуры мышления, культуры поведения и культуры чувств. Применительно к образованию взрослых данная образовательная стратегия воплощается в модели самоопределяющегося образования - хьютагогике и в модели преобразующего обучения (transformative learning).

Самоопределяющееся образование - это самообразование взрослого человека, самостоятельно управляющего процессом своего учения. Хютагогическая модель обучения строится как «двойная петля», когда учащиеся рассматривают проблему и полученные результаты в дополнение к размышлению о процессе решения проблем, ставят под сомнение свои прежние действия и испытывают свои личные убеждения, рассматривая это как ведущий фактор самообразования [8]. Преобразующая модель представляет обучение как процесс перспективной трансформации личности с психологической точки зрения - в осознании своего «Я» и оснований своих действий; в аксиологическом аспекте - как пересмотр своей системы ценностей и в поведенческом плане -как преобразование стиля жизни [9]. По сути данная модель основана на процессе саморефлексии: обдумывание, интерпретация, опыт, идеи. Если рассматривать модель преобразующего обучения как некий методологический базис формата непрерывного образования «инновационный реактор», то фаза «интерпретации» будет являться ключевой, поскольку в процессе интерпретации имеющегося опыта обучающиеся изменяют устоявшиеся схемы - значения, конкретные убеждения и эмоциональные реакции, что ведет в свою очередь к преобразованию перспективы, то есть смыслового вектора осознания человеком себя как личности. Образовательным продуктом в этом случае является опредмеченная образовательная инициатива, демонстрирующая преобразованную перспективу.

Рис. 1. Модель «Инновационный реактор образовательных инициатив в системе дополнительного профессионального образования педагогов»

Таким образом, осуществление образовательных инициатив педагогов в рамках инновационного реактора предполагает систему новых форматов непрерывного образования, основанных на комплексе взаимосвязанных международных и отечественных концептуальных подходов: комплементарный, компаративистский, событийный, проектно-преобразующий, антропо-технологический и моделей позиционного обучения взрослых, связанных с ними.

Избрав метафорический метод к решению обозначенной проблемы описания и создания нового понятия, представим основные категории концепта «инновационный реактор образовательных инициатив», как нового формата пространственной соорганизации профессионально-событийной общности педагогов образовательных организаций его назначение, содержание, структуру и сущность, отличающие от его понимания в технологической сфере. Метафорический метод позволяет объекты, предметы, явления, процессы, механизмы из одной области выражать через термины, принадлежащие к другим областям (рис.1) [10].

Метафорический образ реактора в рамках проектно-сетевой организации педагогов и школ - «Проектно-сетевой институт инновационного образования» складывается из следующих параметров:

- во-первых, реактор - устройство для проведения реакции; любая реакция является управляемой, развивающейся на основе принципов синергии и представляет собой непрерывный и в большей степени стабильный процесс (эти же особенности характеризуют, в частности, инновационный процесс в образовательной организации);

- во-вторых, для любой инициативы, и образовательная инициатива не является исключением, характерно внутренняя мотивация субъекта к новым формам деятельности, проявление им активности, которая никем не стимулируется и не зависит от внешних обстоятельств.

Используя предложенную нами метафору, опишем основные элементы классического реактора: продукты реакции, реактивы, участвующие в реакции, реагенты и активная зона - то пространство, в котором происходит реакция.

По аналогии выделим основные элементы инновационного реактора образовательных инициатив:

- реагенты - заказ на инновации, выраженный в образовательных инициативах,

- реакция - инновационный процесс,

- активная зона - институция как нормативно - содержательная основа института или центр «преобразований» действующих субъектов инновационной деятельности,

- продукты реакции - инновационные образовательные продукты.

Ключевыми механизмами управления инновационным процессом в рамках проектно-сетевой организации педагогов являются про-ектно-сетевое управление и проектно-деятельностная кооперация, обеспечивающие согласование программ собственного развития участников инновационного процесса с общей программой развития образовательной организации.

Метафорический метод позволяет использовать термины из одной предметной области для описания объектов, явлений, процессов из других областей [11; 12].

1. Если в технической сфере реактор - это устройство для проведения реакции, то есть взаимодействия определенных веществ (реагентов) с целью получения либо новых веществ с заранее заданными свойствами, обеспечивающими новое качество протекания соответствующего процесса, либо энергии, то применительно к сфере образования данный термин может быть употреблен в метафорическом смысле для обозначения способа, с помощью которого возможно повысить эффективность инновационных процессов, протекающих в образовательной организации. Это происходит как результат нововведений, их институциона-лизации через механизмы проектно-сетевого управления и проектно-деятельностной кооперации. При этом следует подчеркнуть явно прослеживаемые аналогии между реакцией, протекаемой в реакторе (химическом, ядерном), являющейся управляемым, а в случае ядерной - самоподдерживающимся и непрерывным и более-менее стабильным по своим параметрам процессом и инновационным процессом. Инновационный процесс всегда направлен на трансформацию существующих институтов и переход в иное качество, неиз-

бежно сталкивается с риском с неизбежным риском низкой эффективности или нежизнеспособности нового решения, с пересмотром традиционных норм. В подтверждение легитимности использования нами термина «реактор» для обозначения деятельностно-кооперативной технологии образования взрослых приведем два примера.

- Инновационный Реактор - постоянно действующий организационный механизм производства и реализации инновационных бизнес-проектов из существующих инновационных разработок путем воздействия на эти разработки предпринимательской активности, маркетинговых и управленческих инноваций и привлечения для целей развития финансирования от институциональных инвесторов (инвестиционных фондов) (http://prim-venture.ru/kakrabotaetreaktor).

- Проектная группа «Знаниевый реактор», деятельность которой основана на организации научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок. В сфере интересов проектной группы - социальная инженерия, новые типы когнитивных технологий, аналитическое и неаналитическое моделирование (http: //znatech.ru/).

2. Основным элементом реактора как технического устройства является активная зона, в которой собственно и происходит реакция, для чего предполагается наличие определенного механизма, обеспечивающего управление данным процессом (катализатор или, наоборот, ингибитор; температурный режим; давление и т. п.). В случае инновационного реактора образовательных инициатив мы также полагаем некую активную зону, под которой понимаем собственно инновационный процесс, управляемый через особый тип деятельностной кооперации - кооперативная система с управленческой позицией.

Основными формами инновационного процесса являются:

1. Прагматизация образовательных продуктов, перевод их в новые нормы практической деятельности. Новое знание первоначально возникает как непосредственный опыт, полученный в процессе исследования, и впоследствии переводится в новшество в новой системе практической деятельности.

2. Идеализация как процесс рациональной интерпретации новшеств в форматах теоретического знания.

3. Перевод нововведений в систему культурных норм и образцов, транслируемых в новых профессиональных сообществах.

Управленческая позиция в инновационном процессе как кооперативной системе выполняет следующие функции: разработка нормативных правил поведения субъектов, распределение дефицитных ресурсов, контроль и коррекция деятельности исполнителей, при сохранении целеполагания и трансляции ценностей как важнейшей функции.

При прохождении цикла инновационной деятельности управленческая структура на основе спроектированной программы деятельности планирует необходимые задачи и распределяет их по исполнителям, знакомит исполнителей с новыми нормами деятельности, мобилизует необходимые ресурсы и запускает инновационный процесс, постоянно осуществляя функции контроля и коррекции.

4. Взаимодействующими элементами реактора являются реагенты, между которыми осуществляется реакция и получается определенный ожидаемый продукт. В инновационном реакторе как деятельностно-кооперативной технологии образования взрослых взаимодействующими элементами являются с одной стороны, государственно -общественный заказ на инновации в сфере образования, определяющий объективно существующую необходимость осуществления инновационных изменений. С другой стороны, это собственно образовательные инициативы, связанные с наличием у конкретных субъектов инновационной деятельности реальной потребности в как в самих изменениях, так и в собственном участии в них.

Как уже отмечалось, в основе каждой образовательной инициативы лежит представление об инновационном процессе как процессе создания, распространения и использования новшеств. Образовательная инициатива призвана обеспечить обоснование выбора содержания инновационных изменений (концепция новшества) и соответствующих технологий для его реализации (технология нововведения) коллективным субъектом инновационной деятельности, в качестве которого может выступать педагогический коллектив школы.

4. Эффективность работы реактора определяется его потенциальной мощностью, при

этом реализация потенциала реактора в случае осуществления работы ведет к уменьшению его мощности. В случае инновационного реактора образовательных инициатив его мощность определяется сетевым потенциалом.

Понятие потенциал в данном случае выводится на основе нормативной модели деятельности как антропологической категории В. И. Слободчикова как воплощенный принцип соорганизации ресурсов через смысловые образования, ценностные ориентации субъекта деятельности.

Сетевой потенциал соответственно должен пониматься как принцип сетевой соорганиза-ции антропологического ресурса инновационных изменений, на основе которого на практике создаются или преобразуются образовательные системы (см. рис. 2).

В проектно-сетевой организации инновационный реактор выполняет функцию механизма для самообразования и профессионального развития педагогов, в котором содержание построено в виде системы задач различного типа, включая процессы исследования, проектирования и позиционного самоопределения. Проектно-сетевая организация педагогов и школ «Проектно-сетевой институт инновационного образования» может с полным правом считаться социальной инновацией, так как она стала особым социальным явлением в региональной системе образования, которое возникло в ответ на запросы субъектов инновационной деятельности по инициативе самих субъектов инновационной деятельности при поддержке регионального органа управления образованием.

Необходимость преобразования новых ценностей и смыслов дополнительного профессионального образования педагогов, в свою очередь, потребовала организации проектного эксперимента, направленного на определение эффективности нового формата обучения педагогов.

Экспериментальное исследование было связано с определением эффективности применения нового формата обучения взрослых -инновационный реактор образовательных инициатив по дополнительной профессиональной программе «Современные образовательные технологии третьего поколения в условиях ФГОС общего образования», показа-

телем эффективности которого выступила образовательная инициативность, включающая шесть базовых компонентов: внутренне побуждение или мотивационная готовность к новым формам деятельности; социальная активность, связанная с возможностью выдвижение идей и новых способов и форматов деятельности; чувствительность к проблемам; восприимчивость к возможностям развития; внедренческий потенциал; кооперативность и коллегиальность (организационно-психологическая готовность).

Для выявления эффективности нового организационного формата работы в ходе проведения проектного эксперимента в условиях дополнительного профессионального образования педагогов использовалась система диагностики, включающая: методику оценки педагогов к инновационной деятельности (С. Ю. Степанов,

A. В. Растянников, Д. В. Ушаков), методику оценки ценностно - ориентационного единства педагогического коллектива В. С. Ивашкина,

B. В. Онуфриева, методику определения уровня рефлексивности и рефлексивного механизма деятельности А. В. Карпова, метод включенного наблюдения, анкетирование, кейс-метод. [13; 14; 15]. Исследование развития образовательной инициативности педагогов в условиях про-ектно-сетевой организации осуществлялось экспертно. Балльная шкала оценки уровня дан-

ного показателя строилась от максимальной, соответствующей 90-100% к минимальной оценке - 0 баллов (0%) и включала следующие уровни: высокий уровень (90-100%); выше среднего (74-89%); средний уровень (50-73%); ниже среднего (30-49%); низкий уровень (0-29%).

Изменения образовательной инициативности до и после эксперимента представляют следующий набор результирующих показателей: мотивационная готовность к новым формам деятельности и внутреннее побуждение к их исполнению выросла с 28 до 41%; изменение уровня социальной активности показывает рост с 15 до 52%; положительная динамика показателя «чувствительность к проблемам» показывает переход от 12 до 64%, по показателю «восприимчивость к возможностям развития» рост составил с 35 до 74%, внедренческий потенциал вырос с 38 до 68%; коопера-тивность и коллегиальность взаимодействия -с 43 до 72%.

В результате в общем графике развития образовательной инициативности, последняя отраженная сплошной линией, на момент окончания эксперимента приобрела форму, близкую к идеально ровной шестиугольной фигуре, которая до начала эксперимента на диаграмме обозначена пунктирной линией.

Рис. 2. Единые процессы сопровождения инновационной деятельности проектно-сетевой организации педагогов

Рис. 3. Развитие образовательной инициативности до и после проектного эксперимента (лепестковая диаграмма)

Полученные результаты научного исследования свидетельствуют об эффективности разработанного формата проектно-сетевой организации, в полной мере подтверждают гипотезу о возможности использования метафорического метода при введении новой категории «инновационный реактор образовательных инициатив» в теорию и практику дополнительного профессионального образования.

Таким образом, инновационный реактор образовательных инициатив представляет собой образовательную институцию, в число важнейших функций которой входит превращение нововведений как новых видов и способов образовательной деятельности в образцы инновационной деятельности и социально-культурные нормы.

Инновационный реактор образовательных инициатив педагогов является постоянно действующим организационным механизмом гуманитарного «педагогического производства» и реализации инновационных проектов из существующих образовательных продуктов путем воздействия на эти разработки социальной активностью, высоким уровнем мотивационной готовности к новым формам деятельности и внутренним побуждением, повышением качества инновационной деятельности педагогов в целом.

Проектно-сетевые группы «Инновационного реактора образовательных инициатив» специализируются на проведении практико-ориентированных исследований и научно-проектном консалтинге в сфере дополнительного профессионального образования, на создании образовательных антропопрактик, новых форматов и методов работы с педагогическими кадрами.

Библиографический список:

1. Полонский, В. М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования / В. М. Полонский // Мир образования - образование в мире. - 2004. - № 4 (16). - С. 13-24. - Текст : непосредственный.

2. Слободчиков, В. И. Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция / В. И. Слободчиков, Г. А. Игнатьева // Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). - С. 13-20. -Текст : непосредственный.

3. Игнатьева, Г. А. Образовательный коворкинг как новый формат организации образовательного пространства дополнительного профессионального образования / Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова // Образование и наука. - 2016. - № 5 - С. 139-157. -Текст : непосредственный.

4. Игнатьева, Г. А. Научно-проектный консалтинг как инновационный формат постдипломного образования / Г. А. Игнатьева, О. В. Тулупова // Образование и наука. - 2017. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-proektnyy-konsalting-kak-innovatsionnyy-format-postdiplomno go-obrazovaniya (дата обращения: 21.03.2019). -Текст : электронный.

5. Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005. -C. 222-238. - Текст : непосредственный.

6. Бурдье, П. Социология социального пространства / Перевод с французского отв. ред. перевода Н. А. Шматко. - Москва : Институт экспериментальной социологии. - Санкт-Петербург : Але-тейя, 2007. - 288 с. - Текст : непосредственный.

7. Ильясов, Д. Ф. Бенчмаркинговые технологии в непрерывно профессиональном развитии педагогов общеобразовательной школы / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6 (43). - С. 199-202. - Текст : непосредственный.

8. Hase S. and Kenyon Ch. From Andragogy to Heutagogy. - URL: http://www.psy.gla.acuk/~steve/pr/ Heutagogy.html (Accessed 03.08.2019). - Текст : электронный.

9. Mezirov, J. Transformative Dimensions of Adult Learning. CA: JOSSEY BASS, 272 p. - Текст : непосредственный.

10. Липская, Т. А. Возможности метафоры как психологического метода / Т. А. Липская // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. -№ 4-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/vozmozhnosti-metafory-kak-psihologicheskogo-met oda (дата обращения: 21.03.2019). - Текст : электронный.

11. Devon, F. N. Jensen Metaphors as a Bridge to Understanding Educational and Social Contexts / F. N. Devon // International Journal of Qualitative Methods. 5 (1) March, 2006. - URL: https://sites. ualberta.ca/~iiqm/backissues/5_1/PDF/JENSEN.PDF (Accessed 21.03.2019). - Текст : электронный.

12. Mulder, P. Metaphorical Thinking. Retrieved [insert date] from ToolsHero. - URL: https:// www.toolshero.com/creativity/metaphorical-thinking/ (Accessed 21.03.2019). - Текст : электронный.

13. Растянников А. В. Рефлексивное развитие компетентности в современном творчестве / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. - Москва : ПЕР СЭ, 2002. - 320 с.

14. Психологическая теория образовательного процесса и технология гарантированного обучения : учеб. пособие / В. С. Ивашкин, В. В. Онуф-риева. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2013. - 122 с. -Текст : непосредственный.

15. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. -С. 45-57. - Текст : непосредственный.

References:

1. Polonsky V. M. Conceptual and terminological apparatus of pedagogy and education [Po-nyatijno-terminologicheskij apparat pedagogiki i obrazovaniya] World of education - education in the world, 2004, No. 4 (16), pp. 13-24.

2. Slobodchikov V. I., Ignatieva G. A. Postgraduate education of teachers: anthropological projection [Postdiplomnoe obrazovanie peda-gogov: antropologicheskaya proekciya] Man and education, 2014, No. 3 (40), pp. 13-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ignatieva G. A., Tulupova O. V. Educational coworking as a new format of organization of educational space of additional professional education [Obrazovatel'nyj kovorking kak novyj format or-ganizacii obrazovatel'nogo prostranstva dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya] Education and science, 2016, No. 5, pp. 139-157.

4. Ignatieva G. A., Tulupova O. V. Scientific and project consulting as an innovative format of postgraduate education [Nauchno-proektnyj konsalting kak innovacionnyj format postdiplomnogo obra-zovaniya] Education and science, 2017, No. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-proektnyy-konsalting-kak-innovatsionnyy-format-post diplomnogo-obrazovaniya (accessed date: 03/21/2019).

5. Slobodchikov V. I. Essays on the psychology of education [Ocherki psihologii obrazovaniya], Birobidzhan: publishing by Birobidzhan State Pedagogical Institute, 2005, pp. 222-238.

6. Bourdieu P. Sociology of social space [Soci-ologiya social'nogo prostranstva], St. Petersburg Institute of Experimental Sociology.

7. Ilyasov D. F., Ilyasova O. A. Benchmarking technologies in continuous professional development of teacher of secondary school [Benchmark-ingovye tekhnologii v nepreryvno professionalem razvitii pedagogov obshcheobrazovatel'noj shkoly] World of science, culture, education, 2013, No. 6 (43), pp. 199-202.

8. Hase S. and Kenyon Ch. From Andragogy to Heutagogy. Available at: http://www.psy. gla.ac.uk/~steve/pr/Heutagogy .html (accessed date: 03/08/2019).

9. Mezirov J. Transformative Dimensions of Adult Learning. CA: JOSSEY BASS, 272 p.

10. Lipskaya T. A. Possibilities of metaphor as a psychological method [Vozmozhnosti metafory kak psihologicheskogo metoda], News of Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences, 2009, No. 4-3. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-metafory-kak-psihologicheskogo-metoda (accessed date: 03/21/2019).

11. Devon F. N. Jensen Metaphors as a Bridge to Understanding Educational and Social Contexts // International Journal of Qualitative Methods. 5 (1) March. 2006. Available at: https://sites.ualberta.ca/~iiqm/backissues/5_1/PDF/ JENSEN.PDF (accessed date: 03/21/2019).

12. Mulder P. (2017). Metaphorical Thinking. Retrieved [insert date] from ToolsHero. Available at: https://www.toolshero.com/creativity/metapho rical-thinking/ (accessed date: 03/21/2019).

13. Rastiannikov A. V., Stepanov S. Yu., Ush-akov D. V. Reflexive development of competence in contemporary creativity [Refleksivnoe razvitie kompetentnosti v sovremennom tvorchestve], 2002. 320 p.

14. Ivashkin V. S., Onufrieva V. V. Psychological theory of educational process and technology of guaranteed education [Psiholog-icheskaya teoriya obrazovatel'nogo processa i tekhnologiya garantirovannogo obucheniya], 2013. 122 p.

15. Karpov A. V. Reflexivity as a mentalprop-erty and method of its diagnostics [Refleksivnost' kak psihicheskoe svojstvo i metodika ee diagnosti-ki] Psychological journal, 2003, Vol. 24, No. 5, pp.45-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.