20/у//-
В. В. Ковров
УДК 378.14
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
современной практике подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования проектирование рассматривается как инновационный ресурс в обеспечении качества освоения студентом содержания основной образовательной программы, повышении инициативы и ответственности в процессе обучения, развитии субъектной позиции обучающегося в разработке и принятии осознанной траектории индивидуального образовательного маршрута в логике «цели -средства - результат».
Проектное обучение - проектирование как «новая образовательная парадигма» [5] - сегодня затрагивает не только образовательный процесс со стороны студента, но и работу, выполняемую преподавателем вуза, являющегося уже не столько лектором, но тьютором (наставником). В этом качестве он направляет процесс подготовки будущего специалиста, консультирует, корректирует (в случае необходимости) самостоятельную работу студента по ходу выполнения проекта, создавая «ситуацию успеха», наблюдает динамику успешности (возможной этапной неуспешности) социализации результатов проекта в различных социальных средах.
Проектная деятельность - технология, одним из основных критериев которой является внедрение в социальную действительность конкретных целей и задач проекта, отличающихся своей новизной и практической значимостью. В данном аспекте проектирование -
весьма многоаспектное явление (в объективной и субъективной оценке) и представляет собой «проблемное поле» как для студента, так и для преподавателя. Связано это с тем, что проектирование в равной степени значимо для любой деятельности человека, присутствует во всех сферах его жизнедеятельности и в широком смысле есть деятельность по созданию нового, изменяющего окружающую его действительность (среду) и себя самого в ней, так как создание и реализация проекта (проектирование) - инструмент (средство) обеспечения перехода потребности человека в мотив деятельности [1]. Отсюда следует: значимость проектной деятельности в процессе обучения студента в вузе, его профессионального становления как специалиста в будущем трудно переоценить, поскольку данная технология позволяет актуализировать социальные инициативы личности, направленные на разрешение противоречий и представленные в качестве задачи, требующей решения.
В образовательном процессе в каждой учебной дисциплине основной образовательной программы преподавателем задаются задачи -задания проектного содержания [4]. Для их выполнения требуются организационные, методические, социальные и материальные условия объективного характера. Однако не менее значимыми (зачастую равнозначными) являются и субъективные условия, представленные мотивированной активностью, компетентностью, умениями, способностью студента выполнить проектные задачи (задания), добиться качественного результата проектной деятельности, значимого для него, для референтного окружения, для социальной среды в целом.
В Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте преподаватели кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения придают проектному обучению (проектным технологиям) в преподавании дисциплин особое значение, рассматривая их в качестве альтернативной формы образовательным технологиям традиционного обучения. Проектные технологии опредмечива-
ются в разнообразных волонтерских практиках студентов, а также в рамках деятельности проблемной группы (научного студенческого кружка) «Системный подход в социально-педагогическом проектировании».
Разработка и осуществление социально-педагогических проектов направлена на актуализацию социальной проблематики воспитания и развития взрослеющих детей и подростков, профилактику их возможных девиаций в социальной среде. Содержательная составляющая проектной деятельности направлена на формирование активной деятельностной позиции по отношению к детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, в том числе детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Важно отметить, что социально-педагогическое проектирование есть социально значимая деятельность, в основу которой должны быть положены ценности духовно-нравственного порядка, гуманистически ориентированное отношение к проблеме преобразования социальной действительности. Успешность проекта связана не только с ценностным переосмыслением и переживанием потребностей в преобразовании действительности, но и с системным и комплексным характером организации социально ориентированной деятельности, что невозможно без творческого отношения авторской позиции, компетентности, культуры и ответственности всех участников проекта [2; 3]. Участие в специально организуемом преподавателями образовательном процессе на основе проектного подхода в обучении формирует у студента проектное мышление, необходимое во всем многообразии проявлений, связей и отношении его собственной жизнедеятельности. Развитие критического мышления, уход от «тоннельного» видения проблемного поля и путей решения противоречий позволяет сформировать основы для развития конструктов и соответствующих паттернов проектирования или, иными словами, руководств и методик решения значимых проблем в определенных ситуациях.
Обучение студентов алгоритмам социально-педагогического проектирования позволя-
ет им самим успешно достигать в краткосрочной и среднесрочной перспективе тех целей и задач, которые для них личностно-профессионально важны и имеют ценностное значение и признание в социальной среде. При этом необходимо отметить, что субъектная позиция студента в проектной деятельности позволяет успешно развивать социально и профессионально значимые качества, формировать его как компетентного специалиста-профессионала и творческую личность.
Особое значение в социально-педагогическом проектировании занимают ресурсные компоненты, определяющие успешность этой деятельности. В первую очередь, к ним следует отнести компонент так называемой «прогнозной перспективы», включающий представления участников проектной деятельности о промежуточных и итоговых результатах реализуемого проекта. Важной составляющей данного процесса является критическое оценивание успешности (либо неуспешности) использования собственных авторских (либо адаптированных) технологий проектирования, качественный рефлексивный анализ имеющегося у субъекта опыта, необходимых компетенций проектной деятельности. Успешность проекта также определяется мотивированностью всех участников проектной деятельности на неформальное отношение к выполнению миссии проекта и качественной реализации его целей и задач. Данный ресурсный компонент определяет общественную направленность проекта, его значимость в решении многоаспектных проблем, актуальных для индивидов и групп в различных социальных средах.
Социально-педагогические проекты, разрабатываемые студентами, определяются содержанием и спецификой учебных дисциплин, например, «Практикум по социально-педагогическому проектированию», «Деятельность педагога-психолога по проектированию социально значимых мероприятий», реализуемых в рамках основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по направлениям подготовки (специальностям) 44.05.01 Педагогика и психология девиант-ного поведения (направленность подготовки
20/у//-
Психолого-педагогическая профилактика де-виантного поведения); 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (направленность подготовки Психология и социальная педагогика); 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (направленность подготовки Психология и педагогика инклюзивного образования).
В Гуманитарно-педагогической академии при освоении всех уровней образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) в укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки» в целостном образовательном процессе обучающиеся осваивают универсальные и общепрофессиональные компетенции в ходе реализации:
- проектов, ориентированных на освоение процессных профессиональных функций (профессиональной социально-педагогической деятельности): просвещение, информирование, консультирование, помощь, защиту, сопровождение, профилактику, реабилитацию;
- проектов, ориентированных на личностное развитие самих субъектов проектной деятельности и содержательно связанных с оптимизацией ее организационно-методических аспектов, позволяющих оптимизировать качество подготовки обучающихся в вузе в целом.
Реализация технологии проектной деятельности в процессе освоения содержания учебных дисциплин осуществляется, как правило, в форме «мозговых штурмов», дискуссий и дебатов по теме (актуальной проблеме) дисциплины в соответствии с «Матрицей эвристических вопросов» (Кто? Что? Где? Когда? Как? Чем? Зачем?) и направленных на планирование, координацию, контроль деятельности, обеспечение ресурсами, мотивацию, посредничество.
В ходе реализации социально-педагогических проектов особое значение приобретают практики волонтерства и добровольчества, тьюторства, что оказывает позитивное влияние на развитие у участников организаторских, рефлексивно-аналитических, коммуникативных компетенций и проявляется в раз-
витии социальной инициативности и социальной ответственности, качеств гражданского самосознания, характеристик профессиональной компетентности и др.
Важными социально-педагогическими условиями успешности проектной деятельности в образовательном процессе являются:
- постепенное расширение видов и форм проектов, осуществляемых как в групповом (коллективном), так и в персональном формате, и позволяющих методом социальных проб осуществлять самостоятельный выбор своей роли в проекте (от участника до руководителя), самореализовываться в общественно полезной деятельности через взаимодействие и сотрудничество;
- создание комфортной и психологически безопасной (для всех ее участников) креативной проектной среды, функционирующей на принципах самоуправления и саморегуляции, что позволяет оптимизировать взаимодействия участников при разработке и реализации проектов.
Результативность социально-педагогического проектирования в образовательном процессе обеспечивается квалифицированным педагогическим сопровождением, созданием необходимых и достаточных условий для принятия студентом оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора. Сопровождение проектной деятельности включает:
- осуществление социально-педагогической диагностики (субъектов, объекта и предмета проектной деятельности);
- организацию сессий консультирования, индивидуальной помощи участникам проектной деятельности в течение всего проекта (на подготовительном этапе, в ходе его реализации, на завершающей стадии - этапе оценки и рефлексии проекта);
- разработку информационного сопровождения, включающего методические рекомендации, инструкции, руководства, памятки, инструктажи по организации самостоятельной работы студентов как реальных (и потенциальных) участников проектной деятельности;
- проведение интерактивных тренинго-вых и практических занятий по развитию про-
ектных умений, творческих качеств (умение работать в коллективе, руководство и лидерство и др.).
В заключение отметим: проектная организация учебного процесса обеспечивает ин-тегрирацию инновационных образовательных технологий, позволяет сделать процесс обучения более интерактивным и эффективным, помогает обучающимся самостоятельно определять важную для себя цель, искать и коллективно реализовать пути ее достижения. Учебный процесс для студентов становится личностно значимым, увлекательным, творчески более насыщенным и качественно результативным.
АННОТАЦИЯ
В статье актуализируются вопросы, связанные содержательными и организационно-методическими аспектами использования проектирования и проектных технологий в образовательном процессе вуза, обосновывается их инновационная ресурсность в обеспечении качества обучения студентов в образовательной организации системы высшего профессионального педагогического образования. В статье рассматриваются ресурсные компоненты проектирования, социально-педагогические условия успешности реализации проектных технологий в образовательном процессе, требования к педагогическому сопровождению проектной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: профессиональное образование, качество образования в вузе, инновации в образовании, проектная деятельность, проектные технологии.
SUMMARY
The article actualizes issues related to the content and organizational and methodological aspects of using design and design technologies in the educational process of the university, substantiates their innovative resource in ensuring the quality of student learning in the educational organization of the system of higher professional pedagogical education. The article discusses the resource components of the project, social and pedagogical conditions for the success of the implementation of project technologies in the educational process, the requirements for the pedagogical support of project activities of students.
Key words: vocational education, the quality of education at the university, innovations in education, project activities, design technologies.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер Э. Ф., Лебедева Е. В., Зиннатова М. В. Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании // Образование и наука. - 2016. - № 7 (136). - С. 40-56.
2. Гарашкина Н. В. Социально-педагогический подход к проблеме формирования социальной инициативности молодежи в проектной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2015. - № 9 (149). - С. 80-89.
3. Гребенщикова В. Ю., Историк Л. К. Проектная деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода // Человек и образование. - 2005. - № 3. - С. 64-66.
4. Насырова Э. Ф. Модульно-рейтинговая и проектная технологии обучения студентов с учетом личностно-деятельностного подхода // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 2. -С. 127-134.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2003. -272 с.