Научная статья на тему 'Интегрированный социальный проект как средство формирования культурной компетентности школьников'

Интегрированный социальный проект как средство формирования культурной компетентности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева Анна Викторовна

Одним из способов модернизации образовательной системы в области развития культурной компетентности учащихся мы видим в формировании развивающейся интегрированной полисубъектной и поликультурной образовательной среды. Элементом такой среды может стать взаимодействие общеобразовательной школы с музыкальной школой и школой искусств, в рамках социального партнерства. Эффективным направлением взаимодействия педагогов общего и дополнительного образования по формированию культурной компетентности учащихся общеобразовательной школ мы считаем проектную деятельность. Она способствует формированию метапредметных умений, вызывает искренний интерес и формирует творческое сознание учащихся, их мотивацию. В рамках такого партнерства в 2015-2016 учебном году МНОО «АПР» [14], на базе МАОУ СОШ свх. им. Ленина, Московская область, совместно с МБУДО «ДМШ №1», г. Новомосковск, Тульская область был реализован межрегиональный интегрированный социальный проект «В мире мюзикла и кино».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пантелеева Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированный социальный проект как средство формирования культурной компетентности школьников»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Пантелеева Анна Викторовна, Научный руководитель: Сергеева Т.Ф., ГБОУ ВО МО «АСОУ», «Теория и методика профессионального образования», г. Москва

E-mail: anitafromrussia@yandex.ru

Аннотация. Одним из способов модернизации образовательной системы в области развития культурной компетентности учащихся мы видим в формировании развивающейся интегрированной полисубъектной и поликультурной образовательной среды.

Элементом такой среды может стать взаимодействие общеобразовательной школы с музыкальной школой и школой искусств, в рамках социального партнерства.

Эффективным направлением взаимодействия педагогов общего и дополнительного образования по формированию культурной компетентности учащихся общеобразовательной школ мы считаем проектную деятельность. Она способствует формированию метапредметных умений, вызывает искренний интерес и формирует творческое сознание учащихся, их мотивацию.

В рамках такого партнерства в 2015-2016 учебном году МНОО «АПР» [14], на базе МАОУ СОШ свх. им. Ленина, Московская область, совместно с МБУДО «ДМШ №1», г. Новомосковск, Тульская область был реализован межрегиональный интегрированный социальный проект «В мире мюзикла и кино».

Ключевые слова: проектная деятельность, культурная компетентность, интегрированный социальный проект.

Приоритеты современного школьного образования направлены на развитие личности учащегося посредством вовлечения его в различные виды урочной и внеурочной деятельности. Одним из таких видов деятельности является проект,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

который всегда направлен на создание уникального продукта, описание идеи или оригинального замысла.

Проектные технологии широко проанализированы научной и исследовательской литературой и отражена в трудах Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрика, О.Е. Асимова, Б. Воловича, И.Ф. Гончарова, Г.В. Дорофеева, С.Э. Зуева, Э.А. Орловой. В диссертациях М.П. Сибирской(1998), В.Н. Стернберг (2003), О.Н. Рябовой (2004), А.Л. Блохина (2005), Е.А. Пеньковских (2007), О.Н. Волковой (2008), Г. А. Забелиной (2009), И.С. Исламбекова (2010), Юргина Л.А. (2011), Мальцевой Е.В. (2015).

«...Существуют различные виды проектов: монопредметный проекты (в рамках одной учебной дисциплины), межпредметные проекты (предполагает использование знаний по двум и более предметам), надпредметные проекты -внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования. » [4]

Взаимодействие педагогов общего и дополнительного образования по формированию культурной компетентности учащихся общеобразовательной • школы через проектную деятельность способствует формированию метапредметных умений, вызывает искренний интерес и формирует творческое сознание учащихся [8, 9].

Как форму такой деятельности мы предлагаем интегрированный социальный проект. Данный вид проектной деятельности имеет свои особенности:

- организационные - связаны с недостаточной разработанностью методов взаимодействия систем общего и дополнительного образования, описанных в современной научной литературе [4];

- кадровые - охватывают весь спектр подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, готовых к активному труду и творчеству; [6]

- материально-технические - заключаются в недостаточном материально-техническом оснащении учреждений общего и дополнительного образования;

[3]

- мотивационные - включают в себя комплекс мер по стимулированию мотивации учащихся и педагогов к проведению совместной проектной деятельности [5];

Все особенности и характеристики данного вида проекта мы отразили в приведенной ниже таблице «Особенности интегрированного социального проекта».

175

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Таблица 1

Особенности интегрированного социального проекта

Органа чационные Кадровые Материально-технические Мотивационные

Требования к проекту: Проект проводится на базе СОШ или Учреждения ДО Наличие специалистов различного профиля, готовых к совместной работе. Доступность и быстрота взаимодействия творческих групп. Желание сделать что-то новое и социально значимое

Этапы работы: а) подготовка и планирование Определение темы и цели проекта, аудитории, на которую направлена реализация проекта (школьники, взрослые, пожилые люди, другие категории населения). Подбор рабочей группы с учетом наличия «узких» специалистов (в зависимости от специфики и тематики проекта) Наличие материально- технической базы для сбора и обработки необходимой информации (компьютера, интернета, орг.техники и т.д.) Стимуляция педагогической инициативы через объяснение и демонстрацию объективной полезности данного вида деятельности. Формирование у учащихся предпосылок к началу работы над проектом, используя различные педагогические методы.

Определение формы проекта (концерт, музыкально-литературная композиция, спектакль, серия мастер-классов и т.д.) Составление плана реализации проекта Распределение задач между членами рабочих групп, назначение «ответственных» за определенный этап реализации проекта. Определение источников, способов сбора и анализа информации. Составление списка необходимой материально- технической базы.

б)реализация Поэтапная реализация плана проекта, включая выбор оптимальных вариантов осуществления задач проекта через нахождение компромиссов между целями проекта и особенностями, возникшими в ходе его реализации. В данном случае, реализация проекта совпадает с его представлением («запитой»). Косвенное урегулирование деятельности творческих групп; контроль над реализацией этапов проекта, исходя из сроков в указанном плане. Умение принимать решения в режиме «реального времени». Анализ технической составляющей проекта, подбор альтернатив в виду невозможности реализации определенных составляющих проекта в каждом конкретном случае. Творческий импульс, исходящий из осознания социальной значимости проекта, его положительного результата. Самовыражение и самореализация всех участников проекта, занятых общественно важным делом.

в) выводы Анализ качества выполнения проекта через анализ отзывов зрителей (слушателей), всех категорий лиц, на которых направлен проект, самоанализ участников проекта. Самоанализ деятельности организаторов проекта, выявление «белых пятен» в знаниях и навыках: отсутствие необходимых специалистов, без которых реализация проекта была затруднена и\илн не возможна. анализ «успехов» и «неудач» организационного плана; умение «зафиксировать» обратную связь со зрителем через сеть Интернет (через «онлайн» опросы, анкетирование, видео обращения, благодарности и т.д.) Саморазвитие в рамках реализации проекта, улучшение коммуникативных навыков и умения «быстро реагировать» на изменяющиеся условия в ходе реализации проекта; накопление опыта для реализации последующих социально значимых проектов. Самосовершенствов ание.

176

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Критерии оценивания проекта, разработанные МНОО «АПР» приведены в таблице [16].

В рамках такого партнерства в 2015-2016 учебном году МНОО «АПР», на базе МАОУ СОШ свх. им. Ленина, совместно с МБУДО «ДМШ №1», г. Новомосковск, Тульская область был реализован межрегиональный интегрированный социальный проект «В мире мюзикла и кино» [19].

Он объединил музыкантов и педагогов школы, учащихся общеобразовательных учреждений Тульской области «СОШ №4, СОШ 15 и СОШ 18» города Новомосковска и МБОУ «Гимназия №20» г. Донской, а также представителей МАОУ «СОШ свх. им. Ленина» (Московская область) [15].

На подготовительном этапе среди общеобразовательных школ города Новомосковска и г. Донского были отобраны талантливые учащиеся. С ними в течение трех недель проводились серии мастер - классов педагогами ДМШ №1 и подготовлены вокальные номера из знаменитых мюзиклов и кинофильмов. Ансамбль скрипачей старших классов музыкальной школы №1, под управлением Бойко Е.И., подготовил ряд сольных номеров по выбранной тематике. Так же педагоги школы подготовили несколько сольных номеров. •

Инициативной группой были расклеены афиши в образовательных учреждениях города и даны объявления о предстоящем мероприятии в газеты [11].

На этапе реализации проекта 12.05.2016 в здании МБУДО «ДМШ №1» была проведена презентация межрегионального интегрированного социального проекта под названием «В мире мюзикла и кино», приуроченная к Международному дню детского телефона доверия и проходившая под лозунгом "Мы - за здоровый образ жизни!" [13, 17]

В ходе мероприятия учащимися общеобразовательных школ исполнялись произведения отечественных и зарубежных композиторов под живой аккомпанемент ансамбля скрипачей и педагогов школы. Ведущие давали краткую аннотацию к номерам и представляли исполнителей, для которых данное выступление было дебютом. На экране видеоряд, подготовленный Пантелеевой А.В., синхронно отображал иллюстрации к произведениям.

На концерте присутствовало около 200 человек в возрасте от 10 до 55 лет: учащиеся СОШ, ДМШ №1, педагоги и родители.

На заключительном этапе слушателям было предложено заполнить анкету-опросник [10] к «Международному дню детского телефона доверия». Результаты анкетирования отражены в таблице [18].

Рефлексия. На данном этапе был смонтирован фильм-концерт [12], который разослали всем участникам проекта. На основе данного фильма участники и организаторы проекта смогут провести детальный самоанализ, что

177

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

позволит им самосовершенствоваться.

«.Находясь в свободном доступе в сети Интернет, данный фильм служит хорошим наглядным материалом для внеурочного музыкального занятия или семинара по духовно-нравственному воспитанию школьников. - Отмечает Масленникова Татьяна Вячеславовна, зам. директора по УВР, МБОУ СОШ №15, - То есть социальная значимость и практическое применение проекта, благодаря фильму, не ограничено во времени и доступно максимальному числу заинтересованных лиц.» [1]

«.Организаторами проекта был проведен анализ симпатий публики, что является демонстрацией четко налаженной обратной связи со зрителем. Данное качество делает проект социально гибким, а значит, он всегда будет актуален... -говорит Михеева Елена Юрьевна, зам директора по ВР, МБОУ «СОШ №4». -Многим современным образовательным проектам в процессе реализации не хватает именно этого качества.» [1]

Медведева Светлана Владимировна подчеркивает, что на примере данного межрегионального интегрированного проекта видна тесная связь и плодотворная работа общеобразовательных учреждений, учащихся и родителей; • осуществляется культурная связь поколений, что, в свою очередь, очень важно для сохранения русской национальной культуры.» [1]

Литература:

1. Бойко Е.И., Гаврилина О.С., Масленникова Т.В., Медведева С.В., Михеева Е.Ю., Пантелеева А.В. Музыкальная школа как социокультурный центр // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 5 (11).

2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления \ пер. с англ. Н.М. Никольской, ред. Н.Д. Виноградова. - М: Мир, 1915. - С. 110-115.

3. Зыкова, Г. В. Модель оценки качества подготовки учителя к использованию современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе / Г. В. Зыкова // Гарантии качества профессионального образования: материалы Международной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. - С. 230-235.

4. Карпова Л.В. Организация проектной деятельности в школе \ статья учителя МБОУ Наро-Фоминская СОШ №5. - URL: http://karpovaludmila.jimdo.com/ проектная-и-исследовательская-деятельность-учащихся/организация-проектной-деятельности-в-школе/

5. Мальцева Е.В. Проектная деятельность как один из методов активизации познавательной деятельности у старшеклассников // Научно-практическая конференция «Перспективы развития национального образования». - М.: МИДПО, 2012. - С. 27-34.

178

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

6. Мальцева Е.В. Подготовка специалистов к исполнению авторского проектирования для старщеклассников // Всероссийская конференция «Социальные инновации: новые идеи и подходы». - Т.4. - М.: РАНХиГС: МИДПО, 2013. - С. 65-77

7. Малецева Е.В. Развитие мотивации обучения старшеклассников в процессе проектной деятельности: компетентностный подход / автореферат: дис. к.п.н., Москва, 2015. - С. 3-7.

8. Пантелеева А.В. Формировании развивающейся интегрированной полисубъектной и поликультурной образовательной среды как обязательного условия развития культурной компетентности учащихся // Региональная научно-практическая конференция "ФГОС. Новые технологии в образовательном процессе». Начальная школа (г. Серпухов), 15.09.2015-30.09.2015.

9. Филатова М.Н., Владимиров А.И., Попов В.В., Грачев В.А. Новые цели, задачи и технологии образования XXI века // Международная интернет -конференция «Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы,

т перспективы развития», 15 января - 29 марта 2002 г. - М.: Логос, 2003. •

10. Анкета // Сост. Лучегова А.Ю. - URL: https://yadi.sk/d/oE5P-LbTrwJeU

11. Афиша. - URL: https://yadi.sk/i/CTrrXrvUrwEgh

12. Превью проекта. - URL: https://youtu.be/ttYG_lgc6V4

13. Ролик ЗОЖ. Пантелеева А.В. - URL: https://yadi.sk/i/d066s7strwKjn

14. Сайт МНОО «АПР». - URL: http://renaissance2013.wixsite.com/renaissance

15. Презентация МИСП. - URL: https://yadi.sk/d/U7SOQztIuXmin

16. Критерии оценивания проекта. - URL: https://yadi.sk/i/NuQ_ir6atAgU3

17.МИСП «В мире мюзикла и кино». - URL: http://ндмш.рф/index.php/411-1

18.Результаты анкетирования во время МИСП. - URL: https ://yadi. sk/i/ Mr7GZcqQuXkJS

19. МИСП на сайте «АПР». - URL: http://renaissance2013.wixsite.com/renaissance/ .......2015-2016

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.