Научная статья на тему 'Культурная компетентность школьников и её формирование через интегрированный социальный проект'

Культурная компетентность школьников и её формирование через интегрированный социальный проект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CULTURAL COMPETENCE / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / CULTURAL KNOWLEDGE / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / MULTICULTURAL BACKGROUND / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTEGRATED EDUCATION / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева А.В.

Статья раскрывает содержание понятия «культурная компетентность» школьника, ставшее особенно актуальным в свете перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Данное понятие ориентировано как на приобретение классических ценностных ориентиров, так и на удовлетворение современного социального заказа, который отражен в Концепции духовно-нравственного воспитания и задаёт параметры ценностных ориентиров нашего общества. В статье рассматривается целесообразность формирование культурной компетентности в рамках поликультурной образовательной среды через интегрированный социальный проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE CONCEPT OF CULTURAL COMPETENCE AND ITS IMPORTANCE FOR SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF PUPILS

The article reveals a concept of “cultural competence” of a student, which is particularly relevant in light of the transition to Federal state educational standard of the second generation. This concept is focused on the acquisition of classic values, and to the satisfaction of the modern social order, which is reflected in the Conception of spiritually-moral education and sets the parameters of values of our society. The article considers the elements of cultural competence and the correlation between the shift in the concept, in the direction of the communication and information culture. The material studied leads to the conclusion that this modification was the result of changing social and cultural type of our society.

Текст научной работы на тему «Культурная компетентность школьников и её формирование через интегрированный социальный проект»

References

1. Bal'sevich V.K. Fizicheskaya kul'tura dlya vseh i dlya kazhdogo. Moskva: Fizkul'tura i sport, 2003.

2. Baronenko V.P., L.A. Rapoport. Zdorov'e i fizicheskaya kul'tura studenta: uchebnoe posobie dlya studentov uchrezhdenij srednego i professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Al'fa-M, 2003.

3. Zheleznyak Yu.D., Minbulatov V.M. Teoriya i metodika obucheniya predmetu «Fizicheskaya kul'tura»: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.

4. Zaharov P.Ya. Istoriya fizicheskojkul'tury isporta: uchebno-metodicheskij kompleks. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2009.

5. Saraf M.Ya. Sport i ego gumanisticheskaya suschnost'(istoricheskijanaliz): sbornik statej. Cennosti sporta i puti ego gumanizacii. Sost. i red. V.I. Stolyarov. Moskva, 1996.

6. Kun L. Vseobschaya istoriya fizicheskoj kul'tury i sporta. Moskva: Raduga, 1982.

Статья поступила в редакцию 30.11.17

УДК 37.032

Panteleyeva A.V., postgraduate, Academy of Social Administration, MAOU "SOSH n.a. V. Lenin" (Moscow, Russia),

E-mail: anna.panteleeva.violino@mail.ru

THE STRUCTURE OF THE CONCEPT OF CULTURAL COMPETENCE AND ITS IMPORTANCE FOR SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF PUPILS. The article reveals a concept of "cultural competence" of a student, which is particularly relevant in light of the transition to Federal state educational standard of the second generation. This concept is focused on the acquisition of classic values, and to the satisfaction of the modern social order, which is reflected in the Conception of spiritually-moral education and sets the parameters of values of our society. The article considers the elements of cultural competence and the correlation between the shift in the concept, in the direction of the communication and information culture. The material studied leads to the conclusion that this modification was the result of changing social and cultural type of our society.

Key words: cultural competence, cultural knowledge, multicultural background, educational environment, integrated education, value orientations.

А.В. Пантелеева, аспирант ГБО ВО МО «Академия социального управления», МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина»,

г. Москва, E-mail: anna.panteleeva.violino@mail.ru

КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Статья раскрывает содержание понятия «культурная компетентность» школьника, ставшее особенно актуальным в свете перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Данное понятие ориентировано как на приобретение классических ценностных ориентиров, так и на удовлетворение современного социального заказа, который отражен в Концепции духовно-нравственного воспитания и задаёт параметры ценностных ориентиров нашего общества. В статье рассматривается целесообразность формирование культурной компетентности в рамках поликультурной образовательной среды через интегрированный социальный проект.

Ключевые слова: культурная компетентность, культурологическое знание, поликультурная среда, образовательная среда, интегрированное образование, ценностные ориентиры.

Система российского образования постоянно развивается, учитывая условия в которых живет современный школьник и требования, которые предъявляются к выпускнику. Перед школой и педагогическим коллективом постоянно ставятся все более новые и сложные задачи, касающиеся развития компетенций критически мыслящего, социально активного выпускника, умеющего успешно адаптироваться в современном многонациональном и поликультурном обществе.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ФГОС НОО [1] и ФГОС ООО [2] поставил перед современной школой задачу модернизации образовательного процесса путем внедрения новых форм и методик преподавания. Так был завершен процесс формирования новой образовательной реальности, в которой ученик от ЗУН переходит к компетентностному обучению гибкого персонализированного характера, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника.

Проанализировав законодательную базу в сфере образования, мы приходим к выводу, что Стандарты ФГОС НОО [1] и ФГОС ООО [2] ориентированы на становление личностных характеристик, в том числе и культурной компетентности школьников. Рассмотрев портрет выпускника начальной и основной школы мы видим требования к сформированности следующих характеристик «любовь к своему народу, краю, Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; уважать закон и правопорядок, соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать

взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» [1; 2].

Все вышеперечисленные характеристики подтверждают идею А.Я. Флиера о том, что всё содержание общего образования, включающее в себя сочетание многих предметных областей, в конечном итоге является способом воспитания полноценного индивидуума с высокой степенью социализированности: «речь идет о комплексном обучении человека ... - профессии полноценного члена общества. Подобный комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных ориентации может быть назван системой культурной компетентности личности» [3, с. 152]. Логически продолжая утверждение А.Я. Флиера, можно сделать вывод о том, что формирование культурной компетентности - одно из требований современной системы образования. Такое законодательное закрепление свидетельствует о том, что в обществе назрела острая необходимость в успешно социализированнных индивидумах с высоким уровнем самосознания, мотивации и инкультурации. Данное требование связано с характеристиками современной социальной реальности, среди которых: развитие цифровых технологий и систем мгновенной коммуникации, общение в социальных сетях и виртуальных сообществах, переизбыток информационных потоков и др.

Изменение характера общественных отношений из-за процессов глобализации и информатизации привело к снижению показателя культурной компетентности. В. Брайнин в работе «Слушатель серьезной музыки и его воспитание» указывал на снижение культурной компетентности и переход культуры в прикладную отрасль. Одной из причин такого перехода он видит культурную глобализацию и доминанту «культа потребления». «Общая тенденция к культурной глобализации также явилась катализатором данного процесса. Потребитель музыки перестаёт быть свободным человеком, использующим для удовлетворения

своих нужд произведённый духовный продукт, но становится, как иронически определяют это слово сегодня в пособиях по маркетингу, «марионеткой маркетолога» [4, с. 3].

Занимаясь вопросами культурной компетентности, исследователи XXI века М.В. Асанинова, Я.В. Ведомская, Г.Е. Моргунова, Н.В. Хорошилова и др. указывают на смещение акцентов в пользу компонентов коммуникации и социализации. Данное наблюдение подтверждает гибкость понятия культурной компетентности и его взаимосвязь с социальным заказом современного общества, нацеленного на как можно более раннюю инкультуризацию человека.

Дж. Равен в книге «Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация» доказал, что высокий уровень культурной компетентности это залог формирования высоко мотивированной личности с набором адекватных для данного общества убеждений. Также исследователь предложил программу развития культурной компетентности, которую можно схематично разделить на 3 этапа:

на первом этапе происходит выявление сложившихся элементов культурной компетентности с целью их осознания;

на втором этапе происходит решение конфликта ценностей, произошедшего из-за смены социального заказа, и, соответственно, изменения ценностных ориентаций общества;

на третьем этапе осуществляется поиск альтернатив установок или способов восприятия ценностей в изменившихся условиях [5].

В своем исследовании Е.В. Киселева [6] говорит о культурной компетентности, как о «комплексном обучении человека в процессе его становления как полноценного члена общества». В обобщенном виде А.Я. Флиер определяет культурную компетентность личности, как «идеальную форму проявления социальной адекватности личности...» [3, с. 152].

На основе анализа вышеперечисленных работ мы выделим содержание культурной компетентности и представим его в таблице 1.

Несмотря на то, что элементы культурной компетентности на их базовом уровне усваиваются индивидом с детства в рам-

компетенции подрастающего поколения, в связи с чем возникает потребность в организации досуга во взаимодействии с различными ведомственными структурами. На этом фоне особую значимость приобретает деятельность учреждений системы дополнительного образования» [7, с. 4].

Одним из аспектов такой деятельности может стать интегрированный социальный проект, основанный на взаимодействии педагогов общего и дополнительного образования по формированию культурной компетентности школьников в рамках культурно-образовательной среды.

Такой проект имеет ряд особенностей, среди которых:

1. Организационные - связаны с недостаточной разработанностью методов взаимодействия систем общего и дополнительного образования, описанных в современной научной литературе;

2. Кадровые - охватывают весь спектр подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, готовых к активному труду и творчеству в сфере проектных технологий;

3. Материально-технические - заключаются в недостаточном материально-техническом оснащении учреждений общего и дополнительного образования для проведения проектной деятельности данного уровня;

4. Мотивационные - включают в себя комплекс мер по стимулированию мотивации учащихся и педагогов к проведению совместной проектной деятельности;

Определим также критерии оценивания проекта. Каждый из критериев может занимать высокий, средний или низкий уровень.

1. Критерий социальной значимости. Высокий уровень -проект получил отклик среди аудитории, на которую был направлен. Средний уровень - проект получил частичный отклик среди аудитории, на которую был направлен, но не достиг цели своей реализации. Низкий уровень - проект не получил отклик среди аудитории, на которую был направлен. Публика осталась равнодушна к проблематике, заявленной в проекте.

2. Критерий самооценивания. Высокий уровень - проведен всесторонний самоанализ всех участников и организаторов проекта и по уровню проведенного анализа составлена шкала

Таблица 1

«Содержание культурной компетентности»

Культурная компетентность

Мировоззрение (определенная зрелость взглядов, влияющих на картину мира, отношение к собственной жизни и ее значимости) Общая культура (совокупность достижений человеческого общества, связанная с овладением художественно-эстетическим и экологическим опытом) Нравственная культура (осознание, принятие морально-нравственных качеств, норм и традиций общества и следование им) Коммуникативная культура (владение вербальной и невербальной культурой общения в поликультурной среде, умение избегать конфликтов и владеть навыками критического мышления) Информационная культура (умение работать с большими объемами информации)

ках навыков, полученных в семье, и корректируется на протяжении всей жизни, такого уровня не достаточно для успешной социализации индивида. Семья передает человеку ценностные ориентиры предыдущих поколений, создавая основу личности, закладывая базовые понятиях добра и зла, нормы поведения и мышления. Далее, на этапе школьного обучения необходимо продолжить развитие культурной компетентности через различные виды деятельности в рамках интегрированной поликультурной образовательной среды, охватывающей не только учреждения общего, но и дополнительного образования. В такой среде происходит рост информационной культуры за счет обогащения личного и социального опыта школьника, усложнения уровня коммуникации, использованию новых социальных ролей.

В исследованиях З.А. Мавлютова подтверждает данный тезис, подчеркивая, что «школа не способна в одиночку осуществлять целенаправленную работу по формированию культурной

самооценивания. Средний уровень - проведен частичный самоанализ основных участников и организаторов проекта. Низкий уровень - самоанализ не проведен.

3. Критерий интеграции. Высокий уровень - надпредмет-ный. Средний - уровень межпредметный. Низкий уровень - мо-но-предметный.

Ряд таких проектов был проведен на базе МАОУ «СОШ свх. им. Ленина» (Московская область) в 2014 - 2015 г. «Диалог культур» [8] и 2015 - 2016 г. «В мире мюзикла и кино» [9].

Реализация этих социальных проектов доказала свою успешность в вопросе формирования культурной компетентности. Благодаря налаженной работе всех структур: обратной связи со зрителем, сплоченной работе малых творческих групп, в которых учащиеся и педагоги занимались совместным творчеством, оба проекта являются примерами успешного взаимодействия в рамках интегрированной полисубъектной и поликультурной образовательной среды.

Библиографический список

1. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ № 373 от 6.10.2009г. Available at: Ь|йр://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_ HOO.pdf

2. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) Приказ № 1897 от 17.12. 2010 г. Available at: http://nsuoth2.blogspot.rU/p/blog-page_23.html

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2009. Проект «Концепции духовно-нравственного воспитания».

4. Флиер А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики. Общественные науки и современность. 2000; № 2: 151 - 165.

5. Брайнин В.Б. Слушатель серьезной музыки и его воспитание. Доклад на III Международной конференции «Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европы в XXI веке. Состояние и перспективы», Санкт-Петербург, 2007 г.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Перевод с английского. Москва, «Когито-Центр», 2002; глава 6: 150 - 157.

7. Киселева Е.В. Формирование культурной компетентности студентов технического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. МГОПУ им. М.А. Шолохова, Москва, 2007.

8. Мавлютова З.А. Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2010.

9. Пантелеева А.В. Формировании развивающейся интегрированной полисубъектной и поликультурной образовательной среды как обязательного условия развития культурной компетентности учащихся. Региональная научно-практическая конференция «ФГОС. Новые технологии в образовательном процессе Начальная школа». Серпухов, 2015 г.

10. Пантелеева А.В. Межрегиональный интегрированный социальный проект, как форма организации проектной деятельности по развитию культурной компетентности школьников. Мир науки. 2016; № 6 (11): 152 - 157.

References

1. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya (FGOS NOO). Prikaz № 373 ot 6.10.2009g. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/922/fajl/748/FGOS_NOO.pdf

2. Ob utverzhdeniii vvedenii vdejstvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya (FGOS OOO) Prikaz № 1897 ot 17.12. 2010 g. Available at: http://nsuoth2.blogspot.rU/p/blog-page_23.html

3. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Standarty vtorogo pokoleniya. Moskva «Prosveschenie» 2009. Proekt «Koncepcii duhovno-nravstvennogo vospitaniya».

4. Flier A.Ya. Kul'turnaya kompetentnost' lichnosti: mezhdu problemami obrazovaniya i nacional'noj politiki. Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2000; № 2: 151 - 165.

5. Brajnin V. B. Slushatel' ser'eznoj muzyki i ego vospitanie. Doklad na III Mezhdunarodnoj konferencii «Muzykal'noe obrazovanie i vospitanie v Rossii, stranah SNG i Evropy v XXI veke. Sostoyanie i perspektivy», Sankt-Peterburg, 2007 g.

6. Raven Dzh. Kompetentnost' vsovremennom obschestve: vyyavlenie, razvitie i realizaciya. Perevod s anglijskogo. Moskva, «Kogito-Centr», 2002; glava 6: 150 - 157.

7. Kiseleva E.V. Formirovanie kul'turnoj kompetentnosti studentov tehnicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. MGOPU im. M.A. Sholohova, Moskva, 2007.

8. Mavlyutova Z.A. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti podrostkov v usloviyah vzaimodejstviya shkoly i uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2010.

9. Panteleeva A.V. Formirovanii razvivayuschejsya integrirovannoj polisub'ektnoj i polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy kak obyazatel'nogo usloviya razvitiya kul'turnoj kompetentnosti uchaschihsya. Regional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya «FGOS. Novye tehnologii v obrazovatel'nom processe Nachal'naya shkola». Serpuhov, 2015 g.

10. Panteleeva A.V. Mezhregional'nyj integrirovannyj social'nyj proekt, kak forma organizacii proektnoj deyatel'nosti po razvitiyu kul'turnoj kompetentnosti shkol'nikov. Mir nauki. 2016; № 6 (11): 152 - 157.

Статья поступила в редакцию 20.11.17

УДК 37.032

Panteleyeva A.V., postgraduate, Academy of Social Administration, MAOU "SOSH n.a. V. Lenin" (Moscow, Russia),

E-mail: anna.panteleeva.violino@mail.ru

PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS TO LEARN HOW TO DESIGN INTEGRATED CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT TO FORM CULTURAL COMPETENCE IN SCHOOL STUDENTS. The article studies problems of vocational training of teachers of the general and additional education on formation of cultural competence of school students, which is offered to be carried out by means of design of the integrated cultural and educational environment. The integrated cultural and educational environment - the complex, multilevel structure founded on set environmental, polysubject, cultural and personal focused approaches. It is favorable for formation of many personal characteristics of the school student, one of which is the cultural competence.

Key words: professional training, cultural competence, educational environment, integrated education, poly-level of culture, project.

А.В. Пантелеева, аспирант ГБО ВО МО «Академия социального управления», МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина»,

г. Москва, E-mail: anna.panteleeva.violino@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются проблемы профессиональной подготовки педагогов общего и дополнительного образования по формированию культурной компетентности школьников, которую предлагается осуществлять посредством проектирования интегрированной культурно-образовательной среды.

Интегрированная культурно-образовательная среда - сложная, многоуровневая структура, основанная на совокупности средового, полисубъектного, культурологического и личностно-ориентированного подходов.

Такая среда является благоприятной для становления многих личностных характеристик школьника, одной из которых является культурная компетентность.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; культурная компетентность; образовательная среда; интегрированное образование; поликультурность, проетирование.

В настоящее время происходит пересмотр ценностных ори-ентаций в обществе, что обуславливает необходимость формирования культурной компетентности личности на этапе школьного обучения [1]. Одним из важнейших способов формирования культурной компетентности школьников является введение эле-

ментов систематизированного культурологического знания в общеобразовательный процесс общего и дополнительного образования. Кроме того, необходима соответствующая подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на решение соответствующих образовательных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.