Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ)» В УСЛОВИЯХ ИОС'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ)» В УСЛОВИЯХ ИОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
знания / навыки / информация / эксперимент / методы / контроль / professional competence / educational environment / knowledge / skills / information / experiment / methods / control / practice / analysis / specialty.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.К. Курбанов, Э.С. Гасанова

В статье представлен сравнительный анализ результативности двух экспериментов по развитию профессиональных компетенций студентов образовательных организаций СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям). Оба эксперимента подразумевали активное внедрение в образовательный процесс коммуникативных практик, практик контроля полученных знаний и развития самостоятельной познавательной деятельности с последующим закреплением полученных знаний в практической деятельности. Однако в первом случае внедрение обозначенных технологий не подразумевало использования создаваемой в тот момент информационно-образовательной среды (ИОС) учебного заведения. Во втором случае были использованы аналогичные методы развития коммуникативных практик, контроля образовательного процесса и самостоятельной познавательной деятельности, но с использованием возможностей, предоставляемых ИОС. В результате проделанной работы и сопоставления результатов двух исследований мы пришли к выводу о целесообразности использования данных, составляющих формирование профессиональных компетенций в рамках возможностей, предоставляемых ИОС, с целью улучшения процесса подготовки студентов к практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.К. Курбанов, Э.С. Гасанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS MAJORING IN “INFORMATION SYSTEMS (IN DIFFERENT INDUSTRIES)” IN THE CONTEXT OF IEE

The article presents a comparative analysis of the effectiveness of two experiments on the development of professional competencies of students of educational organizations like colleges in the specialty, Code 09.02.04 “Information systems (in different industries)”. Both experiments involved the active introduction of communicative practices into the educational process, the practice of controlling the acquired knowledge and the development of independent cognitive activity, followed by the consolidation of the acquired knowledge in practice. However, in the first case, the implementation of these technologies did not imply the use of the information and educational environment (IEE) of the educational institution created at that time. In the second case, similar methods were used to develop communication practices, control the educational process and independent cognitive activity, but using the opportunities provided by the IEE. As a result of the work and comparing the results of the two studies, the researchers concluded that it is appropriate to use these components of professional competence formation within the scope of the opportunities provided by the IEE.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ)» В УСЛОВИЯХ ИОС»

11. Кудрявцев Н.Г, Сафонова В.Ю., Техтиеков В.И., Долгов Д.П., Барсуков А.А. Исследование опыта создания программных компонент с использованием метода проектных интерфейсов в рамках развития междисциплинарного студенческого измерительного полигона ФМИТИ ГАГУ. Информация и образование: границы коммуникаций INFO'20: сборник научных трудов. Под редакцией А.А. Темербековой, И.В. Соловкиной. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ 2020; № 12 (20): 146 - 149.

12. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений. Соционика: Введение. Составитель Л. Филиппов. Москва: ООО Фирма «Издательство АСТ»; Санкт-Петербург: Terra Fantastica, 1998: 194 - 206.

13. Филатова Е.С. Соционика в портретах и примерах. Москва: Издательство «Чёрная белка», 2005.

14. Крегер О., Тьюсон Д. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. Перевод с английского Ю.Ю. Ступак. Москва: АСТ: Астрель, 2005.

15. Кудрявцев Н.Г, Темербекова А.А., Малова В.Ю. Визуализация проектной деятельности как одна из компонент методики работы с проектной командой. Современные информационные технологии в образовании: Материалы XXXI конференции. Москва - Троицк, 2020: 188 - 190.

References

1. Gansuar K.Dr., Neretina Yu.V., Korokoshko Yu.V. Opyt proektno-orientirovannogo obucheniya i organizacii komandnoj raboty studentov vuza. Integraciya obrazovaniya. 2015; T. 19, № 2: 22 - 30.

2. Edstrom K., Kolmos A. PBL and CDIO: complementary models for engineering education development. European Journal of Engineering Education. 2014; Vol. 39, Issue 5: 539 - 555.

3. Krouli 'E.F., Malmkvist J., Ostlund S., Doris R.Br., 'Edstrem K. Pereosmyslenie inzhenernogo obrazovaniya. Podhod CDIO. Perevod s anglijskogo S. Rybushkinoj. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2016.

4. Chubik P.S., Chuchalin A.I., Solov'ev M.A., Zamyatina O.M. Podgotovka 'elitnyh specialistov v oblasti tehniki i tehnologij. Voprosy obrazovaniya. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=19424091

5. Buharina A.Yu. Upravlenie talantami: chemu uchit' sotrudnikov segodnya, chtoby vyzhit' zavtra. Social'naya psihologiya i obschestvo. 2017; T. 8, № 1: 144 - 162.

6. Zamyatina O.M., Mozgaleva P.I., Solodovnikova O.M., Goncharuk Yu.O. Sovremennye metody pedagogiki dlya vovlecheniya i stimulirovaniya nauchno-tehnicheskogo tvorchestva detej i molodezhi. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal «Koncept». 2015; T. 15: 31 - 35. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26349945

7. Mihel'kevich V.N., Ovchinnikova L.P., Lisovskaya A.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy organizacii proektnoj deyatel'nosti uchaschihsya v uchrezhdeniyah detskogo i yunosheskogo tvorchestva. Samarskijnauchnyj vestnik. 2017; T. 6, № 1 (18): 198 - 202. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28772241

8. Razrabotka iorganizaciya proektnyh i issledovatel'skih laboratorij vregional'nyh inzhenerno-konstrukiorskih shkolah «Lift v Buduschee»: metodicheskoe posobie. Avtor-sostavitel' I. Chausov. Moskva: Reart, 2017.

9. Gromyko Yu.V. Interv'yu dlya programmy «Lift v Buduschee» direktora Instituta Shiffersa ob osnovnyh principah i normah vedeniya proektnoj deyatel'nosti. Available at: https:// shiffersinstitute.com/dlya-programmy-lift-v-budushhee-direktor-instituta-shiffersa-yu-v-gromyko-dal-intervyu-ob-osnovnyx-principax-i-normax-vedeniya-proektnoj-deyatelnosti/

10. Kudryavcev N.G., Temerbekova A.A. Osobennosti metoda proektnyh interfejsov kak mehanizma razvitiya proektnogo podhoda v obrazovatel'nom processe i detskom tehnicheskom tvorchestve. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; T. 8, № 6: 167 - 182.

11. Kudryavcev N.G., Safonova V.Yu., Tehtiekov V.I., Dolgov D.P., Barsukov A.A. Issledovanie opyta sozdaniya programmnyh komponent s ispol'zovaniem metoda proektnyh interfejsov v ramkah razvitiya mezhdisciplinarnogo studencheskogo izmeritel'nogo poligona FMITI GAGU. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij INFO'20: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej A.A. Temerbekovoj, I.V. Solovkinoj. Gorno-Altajsk: BIC GAGU, 2020; № 12 (20): 146 - 149.

12. Augustinavichyute A. Teoriya intertipnyh otnoshenij. Socionika: Vvedenie. Sostavitel' L. Filippov. Moskva: OOO Firma «Izdatel'stvo AST»; Sankt-Peterburg: Terra Fantastica, 1998: 194 - 206.

13. Filatova E.S. Socionika v portretah i primerah. Moskva: Izdatel'stvo «Chernaya belka», 2005.

14. Kreger O., T'yuson D. Tipy lyudej: 16 tipov lichnosti, opredelyayuschih, kak my zhivem, rabotaem i lyubim. Perevod s anglijskogo Yu.Yu. Stupak. Moskva: AST: Astrel', 2005.

15. Kudryavcev N.G., Temerbekova A.A., Malova V.Yu. Vizualizaciya proektnoj deyatel'nosti kak odna iz komponent metodiki raboty s proektnoj komandoj. Sovremennye informacionnye tehnologii v obrazovanii: Materialy XXXI konferencii. Moskva - Troick, 2020: 188 - 190.

Статья поступила в редакцию 20.08.20

УДК 377.6

Kurbanov T.K, postgraduate, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: Tagir1119@mail.ru

Hasanova E.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Dagestan State Agrarian University n.a. M.M. Dzhambulatov

(Makhachkala, Russia), E-mail: izmelikov@yandex.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS MAJORING IN "INFORMATION SYSTEMS (IN DIFFERENT INDUSTRIES)" IN THE CONTEXT OF IEE. The article presents a comparative analysis of the effectiveness of two experiments on the development of professional competencies of students of educational organizations like colleges in the specialty, Code 09.02.04 "Information systems (in different industries)". Both experiments involved the active introduction of communicative practices into the educational process, the practice of controlling the acquired knowledge and the development of independent cognitive activity, followed by the consolidation of the acquired knowledge in practice. However, in the first case, the implementation of these technologies did not imply the use of the information and educational environment (IEE) of the educational institution created at that time. In the second case, similar methods were used to develop communication practices, control the educational process and independent cognitive activity, but using the opportunities provided by the IEE. As a result of the work and comparing the results of the two studies, the researchers concluded that it is appropriate to use these components of professional competence formation within the scope of the opportunities provided by the IEE.

Key words: professional competence, educational environment, knowledge, skills, information, experiment, methods, control, practice, analysis, specialty.

Т.К. Курбанов, аспирант, кафедры информационных и коммуникационных технологий, Дагестанский государственный педагогический

университет, г. Махачкала, E-mail: Tagir1119@mail.ru

Э.С. Гасанова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова, г. Махачкала,

E-mail: izmelikov@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ПО ОТРАСЛЯМ)» В УСЛОВИЯХ ИОС

В статье представлен сравнительный анализ результативности двух экспериментов по развитию профессиональных компетенций студентов образовательных организаций СПО по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям). Оба эксперимента подразумевали активное внедрение в образовательный процесс коммуникативных практик, практик контроля полученных знаний и развития самостоятельной познавательной деятельности с последующим закреплением полученных знаний в практической деятельности. Однако в первом случае внедрение обозначенных технологий не подразумевало использования создаваемой в тот момент информационно-образовательной среды (ИОС) учебного заведения. Во втором случае были использованы аналогичные методы развития коммуникативных практик, контроля образовательного процесса и самостоятельной познавательной деятельности, но с использованием возможностей, предоставляемых ИОС. В результате проделанной работы и сопоставления результатов двух исследований мы пришли к выводу о целесообразности использования данных, составляющих формирование профессиональных компетенций в рамках возможностей, предоставляемых ИОС, с целью улучшения процесса подготовки студентов к практической деятельности.

Ключевые слова: знания, навыки, информация, эксперимент, методы, контроль.

Информатизация производственных процессов в современной российской экономике является наиболее яркой чертой, отражающей тенденцию совмещения реальной и виртуальной жизни современного общества. Все чаще привычные для нас институты становятся элементами так называемой «цифровой экономики». В электронную среду переносятся функции государственных органов. Значительная часть функций коммерческих организаций уже перенесена в электронное пространство. Впереди те структуры, которые быстро и успешно осваивают электронные технологии. Изменяются требования и к работникам. Все чаще от потенциальных работников требуется детальное знание множества специализированных программ, умение использовать сеть Интернет и множество других знаний, умений и навыков, связанных с функционированием информационных систем.

При этом к специалистам, организовывающим работу информационных систем, предъявляются особые требования [1, с. 5]. Выпускники образовательных организаций СПО по специальностям, связанным с информационными технологиями, должны не только уметь обращаться с существующими технологиями, но и представлять перспективы их развития, организовывать работу и адаптировать сложные информационные системы, обеспечивающие работу учреждений в новых условиях в соответствии с задачами организаций.

Целью настоящего исследования было выявление влияния ИОС на процесс и динамику развития профессиональных компетенций.

Задачами данного исследования стали:

- внедрение в образовательный процесс по заявленному профессиональному модулю методов самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) в рамках реализации профессионального модуля ПМ 01 Эксплуатация и модификация информационных систем;

- обеспечение внедрения в образовательную практику по направлению подготовки 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) методов обучения с использованием возможностей, предоставляемых ИОС, созданной в учебном заведении, адаптация ИОС к использованным ранее методам развития профессиональных компетенций путем развития требуемых выпускникам навыков;

- изучение специфики и динамики развития профессиональных компетенций в условиях активного использования различных методов самостоятельной индивидуальной и групповой работы в условиях отсутствия ИОС и наличия в учебном заведении ИОС;

- формулирование значения ИОС в процессе формирования профессиональных компетенций и обучения студентов направления подготовки 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) в рамках реализации профессионального модуля ПМ 01 Эксплуатация и модификация информационных систем.

Используя модель обучения студентов системы среднего профессионального образования по направлению подготовки 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), связанному с обеспечением деятельности информационных систем, мы можем представить то, каким образом формируется профессиональная компетентность студентов. Взяв для примера вторую часть программы профессионального модуля ПМ. 01 Эксплуатация и модификация информационных систем направления подготовки студентов 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), мы провели два эксперимента, нацеленных на выявление специфики формирования профессиональной компетентности в различных условиях образовательного процесса. Первый эксперимент был проведен в 2015 году среди студентов третьего года обучения без использования ИОС. Второй эксперимент был проведен в 2018 году среди студентов третьего года обучения с использованием возможностей ИОС, внедренной в образовательный процесс аграрно-экономического техникума ДГАУ имени М.М. Джамбулатова (г. Махачка-

Представив компетенции в форме навыков, необходимых выпускнику [2, с. 14], мы проводили теоретические и практические занятия в рамках заявленных тем без использования ИОС, а затем - используя ИОС учебного заведения.

В рамках процесса обучения в семестре перед студентами 3-го курса стояла задача освоения 7 тем, связанных с углублением представлений и знаний об особенностях работы с ИОС различных типов. Распределение достаточно неравномерных содержательных блоков по парам осуществлялось таким образом, чтобы на одном занятии было затронуто от 3 до 5 тематических блоков. Всего было выделено 11 программ занятий. Таким образом реализовывалась равномерность распределения нагрузки, а за счет большего внимания к практической составляющей обеспечивалось получение студентами соответствующего опыта.

Для оценки успехов студентов использовалась 10-балльная шкала с возможностью выставления баллов вплоть до 0,1 балла, что было обусловлено необходимостью более тщательного анализа успеваемости студентов в освоении элементов профессиональной компетентности. При этом в ряде вопросов использовалась система, при которой часть итоговой оценки в 10 баллов составляли теоретические и практические элементы (по 5 баллов максимум). А в ряде случаев, обычно связанных с коллективной работой или индивидуальной, с достаточно четким разделением последовательности работы, использовалась 10-балльная шкала без разделения на теоретическую и практическую составляющие.

Достоверность результатов исследования обусловлена тем фактом, что в процессе изучения специфики формирования профессиональных компетенций

были выбраны три группы обучающихся, позволившие нам наблюдать успехи студентов с различными способностями и накопленным багажом знаний. Помимо этого, в рамках двух данных экспериментов были использованы преимущественно одинаковые методы активизации самостоятельной удаленной работы студентов, и методика оценки оставалась единой, независимо от фактора использования ИОС.

В рамках первой темы «Общая характеристика процесса проектирования ИС, методы проектирования ИС» обозначенного модуля студентам давалась возможность самостоятельно изучить вопросы проектирования ИС. Первая тема была разделена на три занятия. Оценка полученных студентами знаний осуществлялась на основе тестирований в случае с теоретическими знаниями и на основе качества выполнения практических работ в случае с формированием практических навыков [3, с. 6]. Первая тема во многом ориентирована на формирование профессиональных компетенций, связанных с развитием специалиста в вопросах анализа данных для планирования, проектирования и обеспечения функционирования информационной системы. Раскрывая таким образом задачи занятий, процесс обучения был разделен на три модели взаимодействия педагога и студента. Первая - безучастная модель. Педагог выдает задания для самостоятельного выполнения студентами, контролируя его выполнение в форме тестирования (теоретические аспекты) и в практической форме (исходя из полученной на практической работе оценки). Вторая модель - модель соучастия с раскрытием теоретических аспектов формирования требуемых знаний. Педагог выдавал рекомендации относительно источников изучения, в рамках первого эксперимента - в форме задания для самостоятельного усвоения, а в рамках второго эксперимента путем размещения рекомендованных источников в ИОС учебного заведения. И третья модель - с развитием соучастия педагога в рамках освоения предложенного материала, причем во втором случае использовалась ИОС учебного заведения, с соответствующей выдачей задания для самостоятельного выполнения и предоставления педагогу через ИОС, с применением практической составляющей на занятиях. В первом же случае совместная работа со студентами заключалась в возможности на практическом занятии обсудить возникшие вопросы, прежде чем студенты переходили к выполнению практических заданий.

В рамках первого занятия по первой теме студентам предлагалось самостоятельно провести работу по закреплению полученных на лекционном занятии знаний. Предоставив студентам возможность самостоятельно определять удаленные методы работы и наполнение информации в источниках, используемых для самоподготовки, мы получили в ходе среза знаний (в форме теста) оценку освоения необходимого минимума знаний. Для самостоятельного изучения в расширенном формате предлагался блок «Принципы и методы проектирования ИС, этапы проектирования ИС, сопутствующие информационные технологии в условиях обеспечения полного жизненного цикла (ПЖЦ)». Результаты контроля практической части были получены в ходе практической работы студентов.

Второе занятие в рамках первой темы было связано уже с более значительным расширением профессиональных навыков практического характера, необходимых для освоения компетенций, требуемых выпускнику. Среди прочего студентам предстояло изучить специфику проектирования ИС различными методами, практическое закрепление которых происходило посредством оперирования к практическим занятиям. Именно поэтому студентам предлагалось освоить часть теоретического материала самостоятельно, в первом случае используя методические рекомендации педагога в виде обзора специализированной литературы, а во втором случае в рамках взаимодействия с педагогом через ИОС учебного заведения.

В рамках третьего занятия студентам предлагалось детально изучить часть методик проектирования ИС, продолжая методику, обозначенную на втором занятии, студентам было предложено самостоятельно изучить часть теоретического материала в рамках взаимодействия педагога и студента с предоставлением возможности взаимодействия в первом случае на самостоятельных работах, а во втором - с использованием ИОС. Соответственно, изучив теоретическую часть материала, студенты должны были использовать полученные знания на практике и в рамках индивидуального практического задания описать решение задачи по проектированию конкретного типа ИС.

Результаты всех трех частей эксперимента представлены в табл. 1. Положительный эффект от использования ИОС в результатах первого занятия, как и в результате остальных двух, стал заметен благодаря тому факту, что ИОС учебного заведения к моменту проведения эксперимента уже включала часть материалов, которые мог порекомендовать педагог. Сопоставляя показатели двух групп студентов, мы выяснили, что средний прирост показателя среди студентов с низкой успеваемостью составил 0,4 балла, прирост показателя среди студентов со средним уровнем успеваемости составил 0,7 балла, прирост в среднем значении в группе студентов с высоким уровнем оценок составил примерно 0,7 балла. Таким образом, мы можем заключить, что активизация работы студентов в случае с использованием ИОС отчетливее всего заметна в показателях двух более успешных групп. В основе данного положения вещей, как мы считаем, лежит уровень дисциплины, проявленный студентами двух данных групп и тот факт, что удобство использования источников информации в рамках работы с ИОС сыграло свою роль. Несмотря на тот факт, что прирост показателей в третьей группе оказался более скромным, положительная динамика указывает на неко-

торыи прогресс в появлении интереса к предмету исследования среди студенто) с низким уровнем успеваемости. Соответственно, освоение профессионалах компетенций, связанных с проектированием ИС, напрямую связано с фактором использованияв педагогической деятельности расширенного количестваикточ-никовиад дпаации дх пв^а завьвноСеазоваделаьнланесцедда,ьтннкезывиет ма очевидно высокий уровень влияния ИОС на формирование профессионализма выпускников [4, с. 9]. Показатели студентов двух лет наборов представленыот дялсрнмо е 1 «Результаты проверки формирования теоретических и практических составляющих компетенции по теме № 1».

Диаграмма 1

Результаты проверки формирования теоретических и практических составляющих компетенции по теме № 1

ггг

1.1 1.2 1.3 1 набор 1.1 1.2 1.3 2 набор

■ Низкая успеваемость 4,9 5,5 5,8 5,3 5,9 6,2

■ Средняя успеваемость б 6 7 6,6 6,1 7,8

■ Высокая успеваемость 8 8 8,5 8,6 8,9 9,1

Сопоставляя результаты, полученные в данной группе студентов и полу-леннывчертздре года (счершпсенипм ИОСьчебнргопаверепсн),мы можвм ьдслвтвзакпючение, сстоактихппсьиь иеBоеыcеpeми ^000^^ студискев в соответствии с их успеваемостью несколько ниже показателей студентов, ис-^(^^ц^деа^1п1^хи0(еи/пнена^(иялраг^^к^ни. ^д^сеьпы cоьчесоевcидимдеьшил Hcгlаьaсыoптлюисксноеeль вниионcьвцдокиннжчс среднемна а ,р. Дпс ьяьдней группы аналогичный показатель ниже на 0,7. Для группы с высокой успеваемостью рналотсны й покапстдыь ЧыилижспнЧ,е. За «^(^^р^^^с^н^, внтдocификaццп 0aMсты сИОС yчоЛпегсзч веделли акиив лзьаоисепpд содо по с ^^т^Р^х

группах. Примечательно, что для средней группы и наиболее активной третьей группы данный показатель существенно выше показателей первой группы (0,7 в двух группах и 0,4 в первой). Таким образом, мы можем заключить, что ИОС студентами рассматривается как источник получения информации.

Переходя ко второй теме - «Анализ и моделирование функциональной области ИС», состоящей из 7 блоков и разделенной на 2 занятия, мы преследовали цель изучить то, как переход от модели самостоятельной работы (без использования ИОС) к модели работы с расширенным функционалом ИОС отразится на успеваемости студентов и их освоении профессиональных компетенций, связанных с разработкой документационной базы и оценки соответствия ИС критериям экономической эффективности.

На пepвечзaнятии cепдeнтсч пседлагслось еамоитаятельне найем ц изд-чить материалы, касающиеся вопросов организации ИС в бизнес-процессах, и пнaчдчиe ршничнвк отоис ИС рля фннчцмoнипчcинип о|ю-дниьаенйи ^рвжяьнокС paзьичныxфосмиoHcтиeннцитиенфнp дняаeчнноcди.B ксеeуылeсеонepки yоеи-няьадготосе нности студентам предлагалось пройти тестирование перед нача-сюм пракнпчьтколт ^¡ясептн. ие1явия тем нсилым дс)яатнн. осео^тнт рд(^релнт^сли)и зпснеЦ,мбlбчч гл пские йди к пцо-аичесоччcзaдaнию, н д осн оилдепииееaдо вкч-торояосырчдэдьлдсн нь^г^ка, с^г^г^ияосыянся снентоми опррд^.плчгнад ясогоныь бндв cоcддндoc. П р^мкис гДЫНЫМ) экнпяыимeнтд-■лыдкчтaaниeдpнизвядидecс путем использования ИОС.

йы^чс—м яcpaдипcчндындeмпpeдллиялocн подошад» в ^лгст сдмостся-дрстноср^мситы наг г^р^п^ечн^ми ятзпялни ИС, пpедлoжcпнclминыeceсдйcолпсл-нительного материала, где достаточно обстоятельно расписывались структура ИС, пяся рaданлиямтяд т^сп^ ^^г^^ьтов ^^к^^ды^д^ы^^си^о нрнро^(^р^етая см стем. В рамках же практической работы студентам предлагалось самостоятель-нoпoлcpдыиcнплии ИС по° з^г^^^нным тpеттмcнтя плдепциального

свкдячсся, уннь мaтеpстоaми лекцион^с^р^ад ычдчтия ясампстоьделснот

работы [5, с. 35]. Показатели результатов представлены на диаграмме 2 «Результаты п^ясдои Ыоылp-)ивликчдмдаeдичыикpcойычlпмФыьк ях cчп■raпляющиx ком-теттн ей и по теме № 2».

ДкигкcлчнH

Результаты пcойeиыифыымиpивония теоретических и практических составляющих компетенции по теме № 2

Квк покхвалитьжуоооатлропрстРБленияжоказржтсвБ дкух в

БНзвБйгруппе тсуБРйток (с ныьмрньнсмй репеюежлосрь^П.прпртитннртБНзмБааи с внедрением ИОС составил 0,5; в средней группе - 0,6, а в группе с наибольшей ИьР2втжрпБЬРЖсБ,4й(Б5. "гаЛн.Р). пакимобхезям, сно^тнь^ожтпкьБ^?! рабоиы с ИС^^пмзвохиоок^БР^^у^с^^оБЗйе нидирабздусдпие нтньк^(пс^с^оенио)плзсЬвзснв-нальных комзооeнций,cвиммзиь 1х стаьу^^м^тксп2ехннь^^лкБЬ^окум^)1тлз^у^^3. Квк ьымБжeмзaклю)ить, вшлзмаонп зaбoаымдплымтяи cжтккминдaеионнoй3тмаK , размещенной в ИОС в качестве примеров разработки документационного сопро-всщен ин, иразпмдие пру кт и-т яна—од е^тзво ме.и гогаистодммьпп правках йОС cемлыммтЯиeрoмноиьи комьеламьаи, с^р^^^ннпЗсвбенпечьаиeмaдкмзй-стративных функций.

ТреДЬЯ темаН [заМНаХ ПБ(УГfЬЖ02Kl ДЯУЦИПЛИHЫИфepмyЛИpOП3MM К2КнСиеЦ-l(lфийaтияфлзкциамтлнныxдpeбoвaнийк НС» п спокань с дазмиыйeммнтфec-сиональных компетенций, ориентированных на создание и настройку ИС в по-cткpтжкнБПlйсРаи о^.^тнь^^^пзвтБ^^ КПММ^ИКа.СоЖНа ЙCeCH■TИMПЮLмHП СДуДвНДЭМ

предва гнзоле cсмоcтм)тклнааclтюпepБмьнРтьаь ^JПБC^f^eдлж^лзи^языг^м о гозаа-екта от 4 - 5 человек соответственно, с разделением на 6 подгрупп. Используя на пе риoмитнпдмни з д встмтдеоиа лы лel-цсынныro фо^ынт^тодун ты ззм)амзльcь пдехредическоо ииc■lмилимщeПэ■lБMйо изпхазвоцияи нса"фоьки ИСВрдяках самостоятельной работы студентам было предложено разделиться на группы и пь^чо^ь. ОДоНИЗьЮН^УМп. свиз^п^ныв к OтГaмазae3аOCaMO(-ДOЯДMЫ3НOПоT2OЯЫ в СйКCИС IM3П■^f^0Йl^И ОПрСИзз^БтИ ГО ДИПЭ ИСЫзвледаЮЩаМ ламятси

студентам предлагалось более тщательно ознакомиться с вопросами по специфика миcлыиЯниИC и oгйeдeльиьдpмЖтманип кипопаиаемпм ьа нпьРаакхнным кхкалaмИС3выCыaдкфмамамИР, прьпотавитьТЗ на проектирование и описать ключевые элементы предполагаемой ИС. Оценки выставлялись по 10-балльной шкале. Результаты оценки работы студентов представлены на диаграмме 3 «Ре-нольтаты проверки формирования теоретических и практических составляющих компетенции по теме № 3».

Диаграмма 3

Результаты проверки формирования теоретических и практических составляющих компетенции по теме № 3

Р,1 я.р 1набор п.) 3.2 2 набор

■ Низкая успеваемость 7,2 7,6 8 8,3

■ Средняя успеваемость 7,6 8 вид пл

■ Высокая успеваемость 8 8,3 Те 8,3

Соответственно, средний показатель прироста для студентов, обучавшихся с использованием ИОС учебного заведения, по группам составил: для первой крмппы - 0,75;длястудентов средней группы - 0,35; для студентовтретьей группы - 0,3. Из чего следует, что активизация работы в коллективе в первую яньредь пошланапольяу стодентнпл оесяоющейееуппр1зесчет сетсвипации взд-вмодесртвияи приыгечепоавни мя50п1с^ь^т^/^^н5ь^кг^[^(^с^^п(аопяае1ьня1 мпробле-мдм. Таким образом, мы можем констатировать, что процесс освоения компе-сенць5, сьезансых с дяопыолеытоднас ^ОС^ебного

иaзeдeнповтoллeкдропей прсзепкн, ьмеетболее упвейоиоз^прх^о^^кнесйпсз счет ееоспч^^^няы^^т(^^оа йоммрнниваии т нрмгйх . С дру-

гой яочроны.относоарй в^он^^^1атоср прирйст ыежед ба^^тис^^^с/^(еплентем, что соиремеяноеи нф(^^э^^aи^l^гинпо^йp(^г^■^fпенор^5 пpядв(еraнтчeдшптекио яойможно-йтд в■понвммн7иеaцнп (пр^жое ^с^^ге peчьидеeoпoрнтлзн ырсетяа), иомево той системы, которая былд внедрена в работу в учебном заведении [6, с. 45].

Cлeояющaятeоa-2.рнMоттдoоогн7мoвониpoяепияпpeдмeтнoй облд-омa»зocдoялa из сете босжав, и р5ссмадцтв5лась нтодномееоредическом занятии. Кдк и в ряде иных случаев, студентам предлагалось самостоятельно ндйти цтппцтительныематеринлр| е ппдготоаитьея к порясь насо.одвен-

ные ковое етн^о^^д^й^^, н еамкаи перкдичеяоойеебоды

^иш^р^влн^^иен оценен пик пе яноpeдичeaтк)мyбл5Пй, доеи иорпдинтйктмо.в совокупности определившие итоговые результаты студентов. Результаты проверки фтpмь5еввния коееетенцни ^грт^на тендcтaок^епк^l^д^^aгеок1ме е д^вз^ьтд-^^с^;пtпрдвpтн^oте^t^(ЭB^г^е^ятео^р^^еноeь^^^x и е»^а ктических составляющих компетенции по теме № 4».

Дидгрдммд 4

Pткyлaaaтыпp7ндpкьфoемирдвaнннрцopeрпчeоняр ипре ктических составляющих компетенции по теме 4

2.1 2.2 2.1 2.2

1 набор 2 набор

■ Низкая успеваемость 5,2 5,8 5,7 6,3

■ Средняя успеваемость 6,8 7 7,2 7,8

■ Высокая успеваемость 8,7 8 9,1 8,5

1 набор 2 набор

■ Низкая успеваемость 7,2 5,8

■ Средняя успеваемость 7,6 7,3

и Высокая успеваемость 8 9

Средние результаты по группам составили следующие показатели - 5,5 для студентов первой группы, 7 для студентов второй группы и 8 для студентов третьей группы. Учитывая, что студенты работали самостоятельно, как и в рамках первой части 1 темы, нами отмечено, что прирост уровня освоения заявленных тем усилился в первой группе на 0,5, во второй группе на 1, и в третьей группе остался неизменным. Следовательно, мы можем говорить о том, что благодаря внесению разнообразия в методический массив преподавания дисциплины и использованию различных методов проверки знаний смогли существенно повысить усидчивость в группах студенты, которым была необходима соответствующая поддержка со стороны педагога [7, с. 21]. С внедрением ИОС средний показатели прироста в группах студентов составил следующие значения: 0,3 для студентов первой группы; 0,3 для студентов второй группы; 1 для студентов третьей группы. Очевиден прирост показателей развития активности студентов в усвоение профессиональных компетенций и значимости удаленных методов работы в педагогической практике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующей темой стала тема № 2.5 «Разработка технического задания на разработку ИС». На занятиях по данной тематике студентам предстояло ознакомиться с наиболее важными аспектами регламентации процесса создания, сопровождения и модификации различных типов информационных систем. В качестве метода проверки теоретического развития знаний по предмету изучения студенты выполняли тестирование по заявленной тематике. Практические навыки при этом отрабатывались в рамках практических занятий по применению технологических стандартов на конкретных ИС (различных по своему типу). Результаты студентов представлены диаграмме 5 «Результаты проверки формирования теоретических и практических составляющих компетенции по теме № 5».

Диаграмма 5

Результаты проверки формирования теоретических ипрактическихсоставляющих компетен циипотеме№ 5

онаб ор 2 набос

■Низкая успеваемость 6 6,3

■ Средняя успеваемость 8 8,к

■ Бысокаяуспеваемостъ б КК

Согласно результатам, полученным в ходе проверки знаний в трех различных гр^пох, покаоаоелт иеетавилн детт1 пфссй т^оеы к- а длн сиорой г°уппы -И, ек1п троекеК фугасы - 9. Книмсчаееовоо, что прееонп показаиелес ттриектто, использовавших ИОС учебного заведения, в среднем выше только на значение в диапапоче ко 0,2 до ОД Таком тралом, мы мхлео котнтатррокатьекл актевизл-нхк испокипнелоио ХОС ечсбпооо кпсйсончя с нилешек стеденпгокпаОстковала раавпсиюпосфессионапьспк l<oмпeтeнтнoтти,cвяосннойcмoкрмeптоциoйкым кекртавговдессем °аботы 1°С студентов яс^ой! фуспы (с гсзким ^соним йкпн-еокмостк),

PсoaЗ.К«Oезпзакaтeст вас нЫфешексстзитфoемоци-

опнoтнзсткмы» позаолилсболен cт-eежaсзеьт oсеиаpытквоороcы, насающо-осг эилхoмийeк:зйx еитеквов с-о^-ти^ н фyакткозрттринкя ИС. Пpзпoдaвлсо-^тм-^ттнаасе стсутттамвoзмлжcocтйчсвзывзтросе сoХcтиеттытиеpaЛoвки относительно создания ИС и предложена модель устройства бизнес-процессов для самостоятельной работы. Студентам предстояло экономически обосновать внедрение определенной модели ИС на производстве, что подразумевало как выполнение работы теоретического характера (соответствующим описанием релевантных для конкретной ИС изменений), так и практического характера, подразумевающего реализацию элементов экономической модели бизнес-процессов на практических занятиях в рамках разработки экономической модели определенной ИС. Результаты представлены диаграмме 6 «Результаты проверки формирования теоретических и практических составляющих компетенции по теме № 6».

Диаграмм а 6

Результаты проверки формирования теоретических ептaктсвсинс- соска вляoщнхl<тмпeтенL)ИPУe те ме N3(3

1 набор 2 набор

■ Низкая успеваемость 6,9 7,5

■ Средняя успеваемость 7.9 8,5

■ Высокая успеваемость 8,7 9,5

Итоги данной работы выглэдеесседующимабразом. Для первой группы показатель освоения компетенции составил 6,9; для студентов второй группы - 7,9; для третьей группы - 8,7. Аналогичные средние показатели для группы, использовавшей возможности ИОС, составили 7,5; 8,5 и 9,5. Соответственно, средний прирест по трем группам составил 0,7 балла. Таким образом, активность освое-

ниядемпетенциисв спольЕованиемИОС резкрылась иврамках индиввдуольнод работ41по о40номи4ьнкома оЬорьованию ОС, бзееедего, прирост ьеказатезе й был обеспечен достаточно активной практической работой обучающихся.

ТемаР.Р «Модднировавие бизизе-процепнод сам-нредстюмздснетапро-должением изучения экономических основ развития ИС, начавшегося на прошлый« нанврез. Однакн в атлздиеозпрошлого заннанн студентам предоагаоось апдобирдбадв кпеи 4|з^окрн^(^1б!а-н^звР робд^1=14 сооеветствующим разделением обязанностей между ее членами. В качестве итогов всем студентам были выставлены единые оценки. Результаты представлены на диаграмме 7 «Ре-здаьраззгпшоверки формирования теоретических и практических составляющих компетенции по теме № 7».

Диаграмма 7

Результаты проверки формирования теоретических и практических составляющих компетенции по теме № 7

1 набор 2 набор

■ Низкая успеваемость 8.9 9,4

■ Средняя успеваемость 9 9,3

■ Высокая успеваемость 9.2 9.7

«аответотикезо, еведииепидазателдсоставили Р,9для иввной гдкрпы,9 для второй группы и 9,2 для третьей группы. Прирост навыков, обозначенных в |эвм кдхдазиргы рылекдаиапия, ведувае втaма,нcаолбзовавших иИОС

таведения, с^ссыизл «попе диво фвеивш 0,0;для <^редне^1Й4,4; илязрое

тьей ОЫ.

Как п<ькв1залк изрезник тесзмтаческих нгайаОот^тксспеь^л^енных

авторои, икфррмaл«аннoЕбДнрадмaтeльнднcpeдa очрбного зав0дeзра,мбcр0«4р-ющия соииЕокеостл далина-ю элыетренти1х ьеп^рои и уча4вых роолбaро«в¡о яи^яетс^т! оажнизЮ! cеeдстсoм организации ьб-нзя^Е^стеаьнезгт трспаессч! е развю-тия итвсДтэиональныи ^т^веаетенаич студентов, т^чаючцьтхт поначьевлению водготовлп ОЭ.^М Ичфеснaциoнб ыа ввай4^ь^1 (по иаинбеяве). Г^обное обсто-отеоьстир зиыв4зо с теяичтоИОС явлрабое,зaчacтyю, ппрвое сиожноорганвдод влкпо. оафэрма^оюней еюсеману скоторой плт^йчо pсбoтюeщитoденькoнкрет-ноготпетиого за еедеепп^.^^^е^с^о му иредстоза в пнафесс ионaльнсXдeоесхсн ости действовать вкупе с аналогичными в своей сущности системами [8, с. 12]. Более тоге,ИОС учебнтго зтндденад йаосхсяен аккчвизирормлочцч1гсвл1^1^оды пе-аакогивеееого содсмoдаоствиа тв^овчиаь тбрьтт в^т^иечвогд ььацeтоо, а также существенно расширить практики самостоятельной работы студентов, что созда-ед ааоп^^yюоcчoвеоаи фopмчиацехсдпpoфуеcииасаозэaДтхyщero работника. Сеадныв оамсдсгyпчтaтoастьлeоаап диух кет наУ орьп представлены на диаграммах 8 и 9 ниже.

Диаграмма 8

Сравнительные результаты проверки формирования теоретических и псодаичecl<иx есктaвеыaе рхиамплтенции 1 группы

1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 4 5 6

^—Низкая успеваемость 4,9 5,5 5,8 5,2 5,8 7,2 7,6 7,2 6 6,9 8,9

-Средняя успеваемость 6 6 7 6,8 7 7,6 8 7,6 8 7,9 9

— Высокая успеваемость 8 8 8,5 87 8 8 8,3 8 9 8,7 9,2

Диаграмма 9

О равнительные результаты проверки формирования теоретических и практических составляющих компетенции 2 группы

1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 4 5 6

-Низкая услеваемость 5,3 | 5,9 6,2 5,7 6,3 8 8,3 5,8 6,3 7,5 9,4

-Средняя успеваемость 6,6 6,7 7,8 7,2 7,8 8,2 8,7 7,3 8,2 8,5 9,3

—= Высокая успеваемость 8,6 8,9 9,1 9,1 8,5 | 7,8 8,7 9 9,3 9,5 9,7

Проведение экспериментов, направленных на изучение специфики влияния ИОС учебного заведения на динамику формирования профессиональных компетенций, позволяет нам сделать несколько выводов:

Во-первых, ИОС, созданная в учебном заведении, позволяет существенно повысить уровень профессионализма и ответственности студентов за работу, выполняемую в рамках обозначенных задач образовательного процесса. Поступательная динамика обеспечивается и благодаря вариативному использованию адаптированных к условиям ИОС методам взаимодействия со студентами, и обязательному процессу закрепления знаний, умений и навыков в рамках практической работы. Значительное влияние ИОС оказала на такие аспекты профессионализма, как способность последовательно выстраивать самостоятельную познавательную деятельность; развитие навыков профессиональной коммуникации; формирование первичного профессионального опыта и творческого подхода к работе; адаптация к различным типам профессиональной деятельности и многие другие.

Во-вторых, как мы видим из результатов освоения профессиональных навыков, связанных с коллективными практиками и различными моделями взаимодействия, активнее всего профессиональная компетентность данного типа реализуется на основе четкого разделения обязанностей в группе. Положительная динамика, ставшая результатом поступательного развития моделей коммуникации, показанная на примере обозначенных групп студентов, при этом позволяет существенно улучшить показатели работы студентов с низким и средним уров-

Библиографический список

нем успеваемости. Формирование профессиональных компетенций, связанных с коммуникацией и администрированием производственных процессов, осуществляется значительно быстрее в случае со студентами с низким и средним уровнем успеваемости. Это позволяет нам сделать вывод о важности ИОС как источника коммуникативных навыков;

В-третьих, расширение теоретической составляющей профессиональных компетенций возможно исключительно в том случае, если перед студентами будут открыты возможности коммуникации с педагогом и с другими участниками образовательного процесса. Именно в вопросах коммуникации ряд студентов смогли раскрыть свой творческий и профессиональный потенциал. Удобство использования ИОС позволило совместить те условия, которые предлагает открытая информационная база (благодаря огромному объему материала, сопровождающему образовательный процесс, и тем возможностям коммуникации, которые заложены создателями ИОС).

В-четвертых, полученный в процессе проведения эксперимента опыт позволяет нам говорить о том, что дальнейшее развитие всех инструментов ИОС учебного заведения должно соответствовать требованию обеспечения ее единства. Более того, мы можем смело утверждать, что интегрирование в ИОС тренажеров и практических заданий по программам, связанным с информационными технологиями, позволит значительным образом изменить процесс формирования профессиональных компетенций студентов направления подготовки 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).

1. Авдосенко Е.В. Десять аргументов за применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении иностранным языкам. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015; № 5 (100): 301 - 305.

2. Авдосенко Е.В., Куйдин А.А. Модель открытого информационно-образовательного пространства образовательной организации. Электронное обучение и дистанционные технологии в образовании: опыт и перспективы развития. Иркутск, 2015; № 1: 22 - 25.

3. Башмаков А.И., Старых В.А. Принципы и технологические основы соЗдания открытых информационно-образовательных сред. Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2010.

4. Иванова С.В. О толковании актуальных понятий «Образовательное пространство» и «образовательная среда». Понятийный аппарат педагогики и образования. 2016; № 3: 65 - 70.

5. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий. Ценности и смыслы. 2015; № 6 (40): 23 - 28.

6. Сурхаев М.А. Использование средств ИКТ для создания единой информационной образовательной среды. Наука и школа. 200; № 2: 47 - 48.

7. Афонин А.Н. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов колледжа IT-специальностей колледжа. Среднее профессиональное образование. 2018; № 7: 21 - 22.

8. Афонин А.Н. Оценка сформированности информационного пространства студентов колледжа и учащихся в компьютерном классе. Информатизация образова-ния-2016: труды Международной научно-практической конференции, 2016: 161 - 168.

References

1. Avdosenko E.V. Desyat' argumentov za primenenie 'elektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij pri obuchenii inostrannym yazykam. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2015; № 5 (100): 301 - 305.

2. Avdosenko E.V., Kujdin A.A. Model' otkrytogo informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva obrazovatel'noj organizacii. 'Elektronnoe obuchenie i distancionnye tehnologii v obrazovanii: opyt iperspektivy razvitiya. Irkutsk, 2015; № 1: 22 - 25.

3. Bashmakov A.I., Staryh V.A. Principy i tehnologicheskie osnovy sozdaniya otkrytyh informacionno-obrazovatel'nyh sred. Moskva: Binom. Laboratoriya znanij, 2010.

4. Ivanova S.V. O tolkovanii aktual'nyh ponyatij «Obrazovatel'noe prostranstvo» i «obrazovatel'naya sreda». Ponyatijnyj apparat pedagogiki i obrazovaniya. 2016; № 3: 65 - 70.

5. Ivanova S.V. Obrazovatel'noe prostranstvo i obrazovatel'naya sreda: v poiskah otlichij. Cennostiismysly. 2015; № 6 (40): 23 - 28.

6. Surhaev M.A. Ispol'zovanie sredstv IKT dlya sozdaniya edinoj informacionnoj obrazovatel'noj sredy. Nauka ishkola. 200; № 2: 47 - 48.

7. Afonin A.N. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj kompetentnosti studentov kolledzha IT-special'nostej kolledzha. Srednee professional'noe obrazovanie. 2018; № 7: 21 - 22.

8. Afonin A.N. Ocenka sformirovannosti informacionnogo prostranstva studentov kolledzha i uchaschihsya v komp'yuternom klasse. Informatizaciya obrazovaniya-2016: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2016: 161 - 168.

Статья поступила в редакцию 02.09.20

УДК 378.37.032

Kustova V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Irkutsk State University of Railway Transport (Irkutsk, Russia), E-mail: kustova_vv@mail.ru

PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS STUDYING IN THE CORRESPONDENCE DEPARTMENT OF A TRANSPORT UNIVERSITY. The

article deals with features of psychological health of correspondence students of engineering specialties of transport university. It is proved that personal deformations (destructions) lead to destruction of psychological health of the person. Theoretical studies of emotional burnout syndrome leading to destruction of psychological health of a personality are analyzed. The results of empirical research reveal hidden problems of psychological health of working students, depending on different specialties and positions. Various mechanisms of revealing of personal deformations (destructions) influencing on psychological health of students in absentia are offered. There is a statistically significant correlation between the benevolence index and the exhaustion index, which testifies to the problems of psychological health of a personality. As a result, there is a need for a spiritual and moral component in both academic and educational work to maintain the psychological health of students at an appropriate level.

Key words: deformation, destruction, extra-introversion, neuroticism, character accentuations, benevolence index, symptoms of emotional burnout, depersonalization, reduction of professional responsibilities.

В.В. Кустоеа, канд. психол. наук, доц., Иркутский государственный университет путей сообщения г. Иркутск, E-mail: kustova_vv@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

В статье рассматриваются особенности психологического здоровья студентов-заочников инженерных специальностей транспортного вуза. Доказывается, что личные деформации (деструкции) ведут к разрушению психологического здоровья личности. Анализируются теоретические исследования синдрома эмоционального выгорания, ведущего к разрушению психологического здоровья личности. Результаты эмпирического исследования выявляют скрытые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.