(мотивационно-поведенческий компонент) и индивидуально-исполнительского и нормо-ролевого типа самореализации (когнитивный компонент).
Литература:
1. Большунова, Н.Я. Дисциплинированность, её структура и типология у военнослужащих (курсантов) войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс] / Н.Я. Большунова, М.В. Алещенко // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 5. - С. 69-81. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36403773_62479989.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
2. Большунова, Н.Я. Структура психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс] / Н.Я. Большунова,
A.Г. Чапоргин, М.И. Федоришин // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42709652_81674477.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
3. Брыкова, Е.Ю. Психологическая и личностная готовность к овладению воинскими специальностями / Е.Ю. Брыкова: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2015. - 171 с.
4. Глебов, В.А. Сущность профессиональных компетенций курсантов военного вуза [Электронный ресурс] /
B.А. Глебов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10035 (дата обращения: 10.11.2022).
5. Доценко, В.Т. Психологическая готовность военнослужащих: проблемы и пути формирования [Электронный ресурс] / В.Т. Доценко // Военная мысль. - 2019. - № 1. - С. 87-99. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-voennosluzhaschih-problemy-i-puti-formirovaniya (дата обращения: 10.11.2022).
6. Караяни, А.Г. Военная психология / А.Г. Караяни. - М., 2010. - 132 с.
7. Касьянов, О.Н. Конструктивно-креативная подготовка морского специалиста к принятию решений в экстремальных ситуациях / О.Н. Касьянов // Человек и образование. - 2016. - № 4 (49). - С. 107-111
8. Обеспечение безопасности личности, общества и государства в условиях особых правовых режимов / А.Г. Асеев. -Новосибирск, 2016. - 57 с.
9. Терёхин, Р.А. Социально-психологические установки курсантов войск национальной гвардии как фактор их готовности к выполнению служебно-боевых задач / Р.А. Терёхин // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2020. - № 2 (11). - С. 85-88. - URL: http://vestnikspvi.ru/2020/06/018.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
10. Чапоргин, А.Г. Особенности развития психологической готовности военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации к выполнению служебно-боевых задач / А.Г. Чапоргин // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири: научный журнал. - 2019. - №2 (2). - С. 115-119
Психология
УДК 159.922
старший преподаватель Шамгуллин Альфред Зирякович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Рукавишников Денис Анатольевич Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена описанию синергетического подхода к исследованию особенностей психического развития детей младшего школьного возраста. Авторами рассматриваются основные показатели психического развития детей младшего школьного возраста, к которым относятся, развитие когнитивной сферы, включая психические процессы, связанные с восприятием, вниманием, памятью, мышлением, воображением. Данные процессы способствуют развитию интеллектуальных способностей в процессе учебной деятельности. Синергетического подхода раскрывается в цели преобразования своей собственной природы, отражающей психическое развитие человека как «аттрактора цели», отраженной в системе факторов, определяющих целевые детерминанты. С учетом содержания и структуры целеполагания происходит направленный процесс самоструктуризации целостной системы ограничивающих условий и факторов с учетом синергетических связей отдельных структурных компонентов, определяющих их корреляционную взаимосвязь. В концепции ортогенетической закономерности выделяются пять основных механизмов, позволяющих оценить сложный противоречивый характер устойчивого динамического неравновесия как первоначального источника развития системы. К данным механизмам относятся: синкретичность-дискретность, диффузность-расчлененность, неопределенность-определенность, ригидность-подвижность, лабильность-стабильность. Они указывают на внутреннюю устойчивость структурных компонентов системы, обеспечивающих дифференциацию в него элементов. Учебная деятельность младших школьников сопровождается интеграцией эмоциональной сферы общения ребенка со своими сверстниками и взрослыми и учебно-познавательной деятельностью, обусловливающей зону ближайшего развития с учетом развития психических функций и их качественными изменениями на протяжении онтогенеза. Происходит интеграция познавательной деятельности и развития наглядно-действенного мышления по переработке поступающей информации в процессе образовательной деятельности.
Ключевые слова: синергетический подход, психическое развитие, дети младшего школьного возраста, психические функции, ведущая деятельность.
Annotation. The article is devoted to the description of the synergetic approach to the study of the peculiarities of mental development of primary school age children. The authors consider the main indicators of mental development of children of primary school age, which include the development of the cognitive sphere, including mental processes associated with perception, attention, memory, thinking, imagination. These processes contribute to the development of intellectual abilities in the process of learning activities. Synergetic approach is disclosed in the goal of transforming its own nature, reflecting the mental development of the person as a "goal attractor", reflected in the system of factors determining the target determinants. Taking into account the content
and structure of goal setting, a directed process of self-structuring of the integral system of limiting conditions and factors takes place, taking into account synergetic connections of individual structural components that determine their correlational interconnection. The concept of orthogenetic regularity identifies five main mechanisms that allow us to assess the complex contradictory nature of the stable dynamic disequilibrium as the original source of system development. These mechanisms include: syncretism-discreteness, diffusion-dissociation, indeterminacy-determinacy, rigidity-mobility, lability-stability. They indicate the internal stability of structural components of the system, providing differentiation in its elements. The learning activity of younger schoolchildren is accompanied by integration of the emotional sphere of a child's communication with his/her peers and adults and learning and cognitive activity, which determines the zone of the nearest development taking into account the development of mental functions and their qualitative changes throughout ontogenesis. The integration of cognitive activity and development of visual-actual thinking on processing the incoming information in the process of educational activity takes place.
Key words: synergetic approach, mental development, primary school children, mental functions, leading activity.
Введение. В настоящее время в научном сообществе специалистов, изучающих проблемы психического развития детей младшего школьного возраста наблюдается тенденция применения синергетического подхода к исследованию механизмов функционирования психофизиологической сферы развития индивида. Очевидно, при рассмотрении данной проблематики возникает два вопроса «как осуществляется развитие?» и «каковы механизмы его функционирования?» [8].
Вместе с тем, необходимо отметить, что психическое развитие - это определенный, закономерно направленный процесс, определяющий цель как целостное психическое образование детерминирующих функций в контексте развития отдельной личности как субъекта преобразующей деятельности [11, 19].
Таким образом, содержание синергетического подхода раскрывается в цели преобразования своей собственной природы, отражающей психическое развитие человека как «аттрактора цели», отраженной в системе факторов, определяющих целевые детерминанты.
Изложение основного материала статьи. С учетом содержания и структуры целеполагания происходит направленный процесс самоструктуризации целостной системы ограничивающих условий и факторов с учетом синергетических связей отдельных структурных компонентов, определяющих их корреляционную взаимосвязь [4, 9, 20, 25].
Все процессы психического развития разворачиваются одним за другим, когда один процесс развития является фоновой основой для другого (например, память - это фон для развития мышления, невербальный интеллект - фон для развития вербального), что обусловливает скрытость одних процессов развития, в то время, когда другие процессы активны [30].
Таким образом, психическое развитие детей младшего школьного возраста представляет собой относительно сложную, нелинейную самоорганизующую систему взаимодействия составляющих содержание структурных элементов, выступающих как синергетическое взаимодействие факторов и условий, определяющих целостное образование психофизической, психосоматической и когнитивной сфер жизнедеятельности индивида, его биологической зрелости, а также становления личности как субъекта ведущей деятельности.
Данный механизм выражается в особенностях развития психической сферы детей данного возраста в условиях осуществления образовательной деятельности и приобретения начальных знаний об окружающем мире и месте человека в нем [1, 3].
Имеющиеся знания как объективные предпосылки психического развития детей создают необходимые субъективные условия, определяющие, с одной стороны, мотивационную сферу, с другой, способствуют формированию ценностно-смысловой структуры когнитивного развития в направлении поиска наиболее эффективных путей достижения поставленных целей [17, 23, 24, 35].
Именно, потребность в решении стоящих перед личностью школьника насущных проблем заставляет его творчески подходить к созданию конструктивных моделей поведения и взаимодействия в процессе общения со своими сверстниками [2].
Обобщение основных положений и теоретических подходов позволило специалистам определить основные принципы, закономерности и особенности моделирования системы обучения и воспитания детей в процессе образовательной деятельности и взаимодействия субъектов межличностного общения на стадии социализации и индивидуализации субъектов совместной деятельности [18, 22, 33, 34].
Каковы же основные особенности психического развития детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать в построении модели индивидуальной траектории развития в образовательной сфере и определения алгоритма ведущей деятельности в зоне ближайшего развития индивида?
Анализ содержательной сферы психической зоны ближайшего развития субъектов образовательной деятельности позволил специалистам в области детской психологии выявить ключевые особенности индивидуального развития на различных этапах становления психоэмоциональной и социальной области развития ребенка [7, 13, 21].
Как показывает разработанная В. Вернером концепция ортогенетической закономерности, выделяются пять основных механизмов, позволяющих оценить, с одной стороны, сложный противоречивый характер устойчивого динамического неравновесия как первоначального источника развития системы, с другой, тенденции к сохранению изменчивости как условия, оценивающего влияние наследственных факторов, что позволяет дифференцировать основные критерии развития структуры входящих в нее компонентов [6, 31, 32].
В связи с этим выделяется пять основных показателей, определяющих синергетический механизм влияния разноуровневых факторов среди которых выделяются: синкретичность-дискретность, диффузность-расчлененность, неопределенность-определенность, ригидность-подвижность, лабильность-стабильность, указывающих на внутреннюю устойчивость структурных компонентов системы, обеспечивающих дифференциацию в него элементов [6, 10, 29].
Учебная деятельность младших школьников сопровождается интеграцией эмоциональной сферы общения ребенка со своими сверстниками и взрослыми и учебно-познавательной деятельностью, обусловливающей зону ближайшего развития с учетом развития психических функций и их качественными изменениями на протяжении онтогенеза [16, 26].
Данный возраст затрагивает сферу наглядно-действенного мышления по преобразованию окружающего предметного мира, в ходе которого формируются абстрактно-логические образы, которые раскрываются во всей системе жизненных отношений ребенка [5, 12].
Таким образом, происходит интеграция познавательной деятельности и развития наглядно-действенного мышления по переработке поступающей информации в процессе образовательной деятельности.
Выводы. К основным показателям психического развития детей младшего школьного возраста относятся, прежде всего, развитие когнитивной сферы, включая психические процессы, связанные с восприятием, вниманием, памятью, мышлением, воображением, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей в процессе учебной деятельности [14]. Вместе с тем происходит развитие эмоционально-чувственной сферы, способствующей формированию
ценностных ориентаций и установок к эффективному освоению ведущей деятельности, характеризующей создание творческой атмосферы, коллективного взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности [15]. Необходимо учитывать весь спектр проявления образовательных потребностей, влияющих на эффективность формирования креативных способностей к наиболее успешному освоению поступающей информации [27, 28].
Таким образом, обобщая вышеизложенное, следует заключить, что синергетический подход к исследованию особенностей психического развития детей младшего школьного возраста позволяет обеспечить эффективное развитие психических функций ребенка и успешность освоения школьной программы.
Литература
1. Бурцев, В.А. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 5. - С. 11.
2. Бурцев, В.А. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.Д. Бобырев // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
3. Бурцева, Е.В. Аналитическая оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на основном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 1. - С. 91.
4. Бурцев, В.А. Развитие аффективного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 3. - С. 37.
5. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.В. Дедловская // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-3. - С. 475-479
6. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.
7. Бурцев, В.А. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.
8. Бурцев, В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.
9. Бурцев, В.А. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.В. Леженина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 9.
10. Бурцев, В.А. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Л.Т. Миннахметова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333
11. Бурцев, В.А. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Н. Мугаллимова // Фундаментальные исследования. - 2015.- № 2-24. - С. 5493-5497
12. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Н. Мугаллимова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268
13. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, А.П. Норден // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.
14. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.С. Русакова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 186.
15. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.В. Садыкова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.
16. Бурцев, В.А. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 56.
17. Бурцев, В.А. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, И.И. Файзрахманов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-1. - С. 103-107
18. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Р.С. Халиуллин, И.Е. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.
19. Бурцев, В.А. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 11.
20. Бурцев, В.А. Теоретическая модель спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Г.Л. Драндров, С.Г. Боровик // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820
21. Бурцев, В.А. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева, В.М. Кильнесов, В.Т. Никоноров, Р.С. Халиуллин, Г.Р. Данилова, Е.В. Невмержицкая, И.Е. Евграфов, С.В. Садыкова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.
22. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87
23. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.
24. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108.
25. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.
26. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора деятельности / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.
27. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания деятельности / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин, Н.Н. Мугаллимова, Р.С. Халиуллин, А.С. Мартынова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47
28. Бурцева, Е.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.
29. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.
30. Драндров, Г.Л. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности / Г.Л. Драндров, Е.Н. Авксентьев, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-11. - С. 2550-2555
31. Драндров, Г.Л. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности / Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева. - Чебоксары, 2014.
32. Драндров, Г.Л. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов / Г.Л. Драндров, Г.В. Хворонова, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839
33. Захарова, Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании : Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.
34. Зорин, С.Д. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике / С.Д. Зорин, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174
35. Мартынова, А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / А.С. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Шкрябко Ирина Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); магистрант Санина Марина Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Потребности в самоопределении обостряют особенности юношеского возраста. На передний план выходят задачи профессионального самоопределения, в результате ведущим типом деятельности является учебно-профессиональная. Исследование причин проявления страхов у студентов вуза обуславливает изучение индивидуально психологических особенностей личности студентов в юношеском возрасте. Анализ теоретико-эмпирических исследований отечественных и зарубежных учёных показал, что однозначного подхода определения наличия страхов в юношеском возрасте нет. Исследование проводилось в группах первого, третьего и выпускных курсов. Были выделены сквозные и временные страхи. Первые выражены у них на протяжении всего периода обучения, вторые характерны для учащихся определенных курсов. В своём исследовании причин проявления страхов и методов их коррекции у студентов вуза мы рассматривали не все виды страхов, а только те, которые не относятся к фобиям (боязнь высоты, замкнутого пространства и т.п.) и возникают вследствие несчастных случаев. Нас интересовали страхи, которые могли произойти в будущем, тревоги, связанные с событиями в вузе, социальные страхи. В юношеском возрасте происходит развитие психики, и постоянные страхи могут привести к нарушению эмоциональной адаптации, к снижению качества жизни, к социофобии. Во избежание негативных последствий в юношеском возрасте необходимо проводить профилактическую работу по выявлению страхов и коррекции высокой тревожности у студентов.
Ключевые слова: эмоции, юношеский возраст, страхи, тревожность, причины и коррекция.
Annotation. Emotions serve to reflect a person's subjective attitude towards himself and the world around him. The needs for self-determination exacerbate the peculiarities of adolescence. The tasks of professional self-determination come to the fore, as a result, the leading type of activity is educational and professional. The study of the causes of the manifestation of fears among university students determines the study of individual psychological characteristics of the personality of students in adolescence. The analysis of theoretical and empirical studies of domestic and foreign scientists has shown that there is no unambiguous approach to determining the presence of fears in adolescence. The study was conducted in groups of the first, third and final years. Cross-cutting and temporary fears were highlighted. The former are expressed in them throughout the entire period of study, the latter are characteristic of students of certain courses. In our study of the causes of the manifestation of fears and methods of their correction in university students, we did not consider all types of fears, but only those that do not relate to phobias (fear of heights, confined spaces, etc.) and arise as a result of accidents. We were interested in fears that could happen in the future, anxieties related to events