Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1090
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ / ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ / ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК И САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мисбахов Алмаз Айратович, Шувалова Надежда Вячеславовна, Московский Александр Владимирович

В статье представлены психологические аспекты развития самооценки в подростковом возрасте. В настоящее время в современных психологических исследованиях особое место занимает изучение вопросов кризиса подросткового возраста. Авторами проведен глубокий теоретический анализ исследуемой проблемы идентификации личности подростком. Авторами рассматривается адекватность самооценки подростком. В статье анализируются половые различия в способности адекватного самооценивания. Представлена динамика содержательной стороны самооценки. Особенности восприятия подростком социального окружения обусловлены субъективными факторами. Особое место занимает эмоциональная окраска чувственного отношения к характерным особенностям данного человека. К объективным факторам относятся уровень развития интеллектуальной сферы и проявление когнитивных способностей, выраженных в действиях, поступках, поведении. Отличительной особенностью подросткового периода развития является значительные изменения в сфере его самосознания, определяющие последующее развитие и становление личности подростка. В подростковом возрасте личность начинает осознавать свою собственную природу и уникальность. Она переориентируется с внешних оценок со стороны окружающих людей на внутренние особенности формирования индивидуального характера. Формирование самооценки происходит в процессе индивидуальной и коллективной деятельности между участниками межличностного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности, определяющей характер социальных ролей и социальный статус личности. Анализируя динамику изменения самооценки подростка обращает на себя внимание тот факт, что в пубертатном периоде меняется именно содержательная сторона самооценки. Это обусловлено резким переходом от фрагментарного видения себя к полной картине о себе в виде четкой Я-концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мисбахов Алмаз Айратович, Шувалова Надежда Вячеславовна, Московский Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY CHARACTERISTICS OF THE DEVELOPMENT OF SELF-ESTEEM IN ADOLESCENCE

The article presents the features of personality development in adolescence. Currently, in modern psychological states, a special place is occupied by the study of issues of adolescence. The authors carried out a thorough analysis of identifying the problem of identifying the personality of a teenager. The authors of the adequate adequacy of self-esteem of a teenager. The article analyzes gender differences in the abilities of adequate self-assessment. Presentation of the dynamics of the content side of self-esteem. Peculiarities of teenager's perception of environment connection are caused by sensitive factors. A special place is occupied by the emotional coloring of the sensual attitude to the characteristic features of a given person. Objective manifestations include the level of development of a reasonable degree and the degree of manifestation of cognitive abilities, expressed in actions, deeds, behavior. A distinctive feature of the period of adolescent development is significant changes in the sphere of his self-awareness, manifested by the subsequent development and formation of the personality of a teenager. In adolescence, a person begins to realize his unique nature and uniqueness. It is reoriented with external assessments from the surrounding people to the features of the formation of an individual character. The formation of feelings occurs in the process of individual and collective activity between the manifestations of interpersonal communication in various fields of activity that feels the nature of the social social and social statuses of the individual. An analysis of the dynamics of the dynamics of changes in a teenager's self-esteem draws attention to the fact that in the puberty period it is the content side of self-esteem that changes. This is a sharp, sharp transition from a fragmentary vision of oneself to a complete picture of oneself in the form of a clear self-concept.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

- для студенческого возраста характерно адекватное полу усвоение специфики параметров маскулинности -фемининности; для студентов женского пола характерны фемининные черты, для студентов мужского пола - маскулинные черты;

- репертуар используемых механизмов психологической защиты у юношей и девушек различен, но общим является отрицание; при этом преобладающими механизмами психологической защиты у девушек являются, помимо отрицания, регрессия и реактивное образование, у юношей - интеллектуализация и подавление.

Литература:

1. Александров, И.Ю. Особенности психологических защит и копинг-стратегий в структуре личности студентов факультета физической культуры / И.Ю. Александров, В.В. Маркелов // Вестник ПГГПУ. - 2016. - № 1. - С. 10-16.

2. Белолипецких, Н.В. Формирование гендерной культуры студенческой молодёжи / Н.В. Белолипецких // Учёные записки РГСУ. - 2014. - № 4. - С. 113-118.

3. Беляева, О.А. Формирование гендерной идентичности студентов / О.А. Беляева // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2014. - № 2. - С. 75-78.

4. Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Электронный ресурс] / Ф.Е. Василюк. - URL: https://istina.msu.rU/media/publications/books/ebe/1d6/2109190/Vasilyuk_F.E._Psihologiya_perezhivaniya.pdf (дата обращения: 12.04.22).

5. Морозова, И.С. Взаимосвязь механизмов психологических защит с копинг-стратегиями у студентов-первокурсников / И.С. Морозова, Е.А. Панасенко // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 18. - С. 345-349.

6. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей [Электронный ресурс] / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. -URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2017/02/23/i-m-nikolskaya-r-m-granovskaya-psihologicheskaya-zashchita (дата обращения: 12.04.22).

7. Окулова, Л.П. Изучение представлений о гендерных стереотипах у современной молодёжи / Л.П. Окулова // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 1. - С. 12-19.

8. Посошенко, Л.В. Значимость юношеского возраста для оформления полоролевой идентичности молодого человека / Л.В. Посошенко // Известия ТРТУ. - 2015. - № 3. - С. 142-146.

9. Сараева, Е.В. Взаимосвязь самоотношения и психологических защит у юношей и девушек / Е.В. Сараева, Н.А. Суворова // Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. - Т. 32. - С. 182-190.

10. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы [Электронный ресурс] / А. Фрейд. - URL: https://bookscafe.net/read/freyd_anna-psihologiya_ya_i_zaschitnye_mehanizmy-81957.html#p2 (дата обращения: 12.04.22).

11. Шишкина, О.В. Динамика изменений психологических защитных механизмов у будущих психологов / О.В. Шишкина // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. - 2013. - № 2. - С. 172-175.

12. Шматова, А.А. Взаимосвязь гендерной идентичности и особенностей механизмов психологической защиты в студенческом возрасте / А.А. Шматова // Концепция «Общества знаний» в современной науке: сборник статей Международной научной конференции, 2019. - Уфа. - С. 169-175.

Психология

УДК 159.922

кандидат биологических наук, доцент Мисбахов Алмаз Айратович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); доктор медицинских наук, профессор Московский Александр Владимирович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлены психологические аспекты развития самооценки в подростковом возрасте. В настоящее время в современных психологических исследованиях особое место занимает изучение вопросов кризиса подросткового возраста. Авторами проведен глубокий теоретический анализ исследуемой проблемы идентификации личности подростком. Авторами рассматривается адекватность самооценки подростком. В статье анализируются половые различия в способности адекватного самооценивания. Представлена динамика содержательной стороны самооценки. Особенности восприятия подростком социального окружения обусловлены субъективными факторами. Особое место занимает эмоциональная окраска чувственного отношения к характерным особенностям данного человека. К объективным факторам относятся уровень развития интеллектуальной сферы и проявление когнитивных способностей, выраженных в действиях, поступках, поведении. Отличительной особенностью подросткового периода развития является значительные изменения в сфере его самосознания, определяющие последующее развитие и становление личности подростка. В подростковом возрасте личность начинает осознавать свою собственную природу и уникальность. Она переориентируется с внешних оценок со стороны окружающих людей на внутренние особенности формирования индивидуального характера. Формирование самооценки происходит в процессе индивидуальной и коллективной деятельности между участниками межличностного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности, определяющей характер социальных ролей и социальный статус личности. Анализируя динамику изменения самооценки подростка обращает на себя внимание тот факт, что в пубертатном периоде меняется именно содержательная сторона самооценки. Это обусловлено резким переходом от фрагментарного видения себя к полной картине о себе в виде четкой Я-концепции.

Ключевые слова: самооценка, подростковый возраст, адекватность самооценки, динамика самооценки, физический облик и самооценка.

Annotation. The article presents the features of personality development in adolescence. Currently, in modern psychological states, a special place is occupied by the study of issues of adolescence. The authors carried out a thorough analysis of identifying the problem of identifying the personality of a teenager. The authors of the adequate adequacy of self-esteem of a teenager. The article analyzes gender differences in the abilities of adequate self-assessment. Presentation of the dynamics of the content side of self-esteem. Peculiarities of teenager's perception of environment connection are caused by sensitive factors. A special place is occupied by the emotional coloring of the sensual attitude to the characteristic features of a given person. Objective manifestations include the

level of development of a reasonable degree and the degree of manifestation of cognitive abilities, expressed in actions, deeds, behavior. A distinctive feature of the period of adolescent development is significant changes in the sphere of his self-awareness, manifested by the subsequent development and formation of the personality of a teenager. In adolescence, a person begins to realize his unique nature and uniqueness. It is reoriented with external assessments from the surrounding people to the features of the formation of an individual character. The formation of feelings occurs in the process of individual and collective activity between the manifestations of interpersonal communication in various fields of activity that feels the nature of the social social and social statuses of the individual. An analysis of the dynamics of the dynamics of changes in a teenager's self-esteem draws attention to the fact that in the puberty period it is the content side of self-esteem that changes. This is a sharp, sharp transition from a fragmentary vision of oneself to a complete picture of oneself in the form of a clear self-concept.

Key words: self-esteem, adolescence, adequacy of self-esteem, dynamics of self-esteem, physical appearance and self-esteem.

Введение. Отличительной особенностью подросткового периода развития является значительные изменения в сфере его самосознания, определяющее последующее развитие и становление личности подростка.

По мнению Б.Г. Ананьева развитие сознания происходит через призму объектов отношений в различных сферах жизнедеятельности человека, когда объектом самосознания являются собственные рефлексивные процессы, обеспечивающие целостную структуру психических свойств личности [10, 15, 22].

Особенно актуальным является развитие самосознания в подростковом возрасте, так как вырабатывается система личностных приоритетов и независимых эталонов самооценивания, влияющих на развитие самоотношения к различным сферам собственного восприятия отдельных объектов как внешнего мира, так и своего внутреннего содержания [1, 8].

Изложение основного материала статьи. В подростковом возрасте личность начинает осознавать свою собственную природу и уникальность в переориентации с внешних оценок со стороны окружающих людей на внутренние особенности формирования индивидуального характера. Тем самым у подростка формируется индивидуальная Я-концепция и локус-контроля, которые способствуют развитию как аффективной, так и когнитивной психической сферы отражения окружающей действительности и формирования собственной шкалы самооценок, выраженных в особенностях собственного стиля поведения. Поэтому формирование личностной самооценки в подростковом возрасте является ключевым фактором самосознания, включающей в себя не только знания о самом себе, но и осознание своих отношений, выраженных в своих действиях, поступках, поведении [9, 12, 28].

По мнению большинства ученых, самооценка рассматривается как новообразование в психической структуре формирующейся личности подростка и начало его вступления во взрослую жизнь [23, 31, 33].

Как полагает большинство специалистов самооценка в подростковом возрасте характеризуется психологической неустойчивостью и ситуативностью к воздействиям социальной среды, и в частности, к негативным факторам субъектов межличностного взаимодействия.

Как полагает С.Л. Рубинштейн, развитие самосознания у детей подросткового возраста проходит через несколько ключевых стадий, начиная от наивного восприятия самого себя и заканчивая самокритичным отношением к своим действиям и поступкам. В процессе развития самосознания подростков происходит перенос центра внимания от внешней стороны восприятия себя как личности к внутренней составляющей проявлений акцентуаций своего характера [1, 7, 19. 30].

В результате развития Я-концепции подростка происходит формирование самоотношения и самоопределения личности как по отношению к самому себе, так и по отношению к объектам окружающего мира, тем самым самооценка является центральным образованием личности, влияющей на дальнейшее развитие самосознания подростка. Не смотря на то, что самооценка изначально присуще человеческой природе, она является регулятором поведения и деятельности подростка, определяющей социальную адаптацию личности [6, 18]. Следует заметить, что формирование самооценки происходит в процессе индивидуальной и коллективной деятельности между участниками межличностного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности, определяющей характер социальных ролей и социальный статус личности.

При этом большинство исследователей отмечает постепенное увеличение доли адекватности самооценки человеком личностных качеств, действий, поступков и поведения. Таким образом, адекватная самооценка позволяет личности относиться критически к самому себе, соизмеряя свои способности и потенциальные возможности в реализации поставленных задач и целевых установок [14, 34].

Как отмечает Р. Бернс, одновременно с увеличением адекватности самооценки происходит ее снижение по тем показателям, которые представляются им как наиболее значимые, что указывает на формирование реалистичной оценки своего места в системе межличностных отношений [21].

В. Квади, В.П. Трусов полагают, что адекватную самооценку как правило проявляют те подростки, которые имеют наиболее выраженную ориентацию на будущую профессию как отражение критического отношения к своим ключевым качествам, способных повлиять на их социальный статус. Вместе с тем, следует обратить внимание на следующий парадокс, что демонстрация завышенной самооценки может проявляться у подростка в ответ на низкую оценку его действий, поступков, поведения сверстниками, и наоборот, заниженная самооценка характеризует низкую психологическую устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов социальной среды [3, 16, 32].

Анализируя динамику изменения самооценки подростка обращает на себя внимание тот факт, что в пубертатном периоде меняется именно содержательная сторона самооценки, что обусловлено резким переходом от фрагментарного видения себя к полной картине о себе в виде четкой Я-концепции.

Самооценка старшеклассников становится обобщенной, совершенствуются суждения по отношению к своим достоинствам и недостаткам [20, 25]. Подростки ориентированы на идеальную самооценку через раскрытие успешности или не успешности реализации себя в различных сферах жизни: учеба, хобби, интересы, общение. Несмотря на это, наблюдается довольно высокий уровень самокритичности подростка, позволяющий признавать в себе отрицательные качества и желание избавиться от них.

В исследованиях Е.Т. Соколовой изучены закономерности формирования самооценки подростка в зависимости от оценки его родителями, при которой расхождения в самооценке и оценке родителей приводят к нарушению образа Я, невозможности существования подростка в субъективной картине мира и принятия образа Я «хорошего» и «плохого» [4, 11, 23].

Содержание самооценки в подростковом возрасте отличается у юношей и девушек. Для юношей-старшеклассников наиболее значимыми и осознаваемыми выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, поэтому формирование самооценки, самосознания и самоуважения осуществляется под влиянием тех людей, которые являются обладателями данных качеств на эталонном уровне.

Содержание самооценки девушек в большей степени зависит от оценки их взаимоотношения с другими людьми: родители, друзья, педагоги [2, 27]. Динамика оценочных суждений, составляющих основу самооценки, меняется от подросткового к юношескому возрасту, что проявляется в изменении от значимости оценки со стороны сверстников,

динамично меняющейся в соответствие Я собственным идеалам до синтеза различных видов оценок социума, результатами деятельности и поиск собственной значимости для самого себя и других близких людей [2, 17, 24].

В подростковом возрасте очень важны оценочные суждения внешности. Как отмечает В.Н. Куницына в соответствие с воспринимаемым образом человека ключевыми для подростка являются, прежде всего, особенности его физического телосложения, внешние данные, особенности стиля одежды, модель прически. И главное, насколько личность способна к самовыражения в своем поведении [13, 26, 29].

По мере взросления значимыми для подростка являются расширение содержания категорий и понятий, отражающих гибкость и пластичность индивидуальной оценки воспринимаемых показателей, сопряженных с тенденцией снижения критичности и категоричности в своих суждениях о внешнем облике, отражающих индивидуальное своеобразие личности подростка [35, 36].

Выводы. Таким образом, особенности восприятия подростком социального окружения обусловлены, с одной стороны, субъективными факторами, среди которых особое место занимает эмоциональная окраска чувственного отношения к характерным особенностям данного человека, с другой, объективными факторами, связанными с уровнем развития интеллектуальной сферы и проявлением когнитивных способностей, выраженных в действиях, поступках, поведении, а также индивидуальными особенностями типологических черт подростка с учетом влияния социального окружения и, следовательно, принятых в группе приоритетных ценностей и стереотипов поведения.

Литература:

1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование / Т.П. Авдулова. - Москва: Академия, 2012. - 237 с.

2. Бурцев, В.А. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 5. - С. 11.

3. Бурцев, В.А. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Д. Бобырев // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

4. Бурцев, В.А. Развитие аффективного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 3. - С. 37.

5. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.В. Дедловская // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-3. - С. 475-479.

6. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

7. Бурцев, В.А. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.

8. Бурцев, В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

9. Бурцев, В.А. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.В. Леженина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 9.

10. Бурцев, В.А. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Л.Т. Миннахметова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.

11. Бурцев, В.А. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Н. Мугаллимова // Фундаментальные исследования. - 2015.- № 2-24. - С. 5493-5497.

12. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Н. Мугаллимова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.

13. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, А.П. Норден // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

14. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.С. Русакова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 186.

15. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.В. Садыкова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 6. - С. 286.

16. Бурцев, В.А. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 56.

17. Бурцев, В.А. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, И.И. Файзрахманов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-1. - С. 103-107.

18. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Р.С. Халиуллин, И.Е. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

19. Бурцев, В.А. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М. Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 11.

20. Бурцев, В.А. Теоретическая модель спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Г.Л. Драндров, С.Г. Боровик // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

21. Бурцев, В.А. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.

22. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

23. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

24. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108

25. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.

26. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

27. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.

28. Бурцева, Е.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.

29. Бурцева, Е.В. Аналитическая оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на основном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 1. - С. 91.

30. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.

31. Драндров, Г.Л. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности / Г.Л. Драндров, Е.Н. Авксентьев, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-11. - С. 2550-2555.

32. Драндров, Г.Л. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности: монография / Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева. - Чебоксары, 2014. - 183 с.

33. Драндров, Г.Л. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов / Г.Л. Драндров, Г.В. Хворонова, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.

34. Захарова, Г.П. Инновации в дошкольном образовании : Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. / Г.П. Захарова, Э.А. Баранова, Н.Н. Васильева и [др.]. - Москва, 2014. - 355 с.

35. Зорин, С.Д. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике / С.Д. Зорин, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.

36. Мартынова, А.С. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / А.С. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

Психология

УДК 159.946

кандидат педагогических наук, доцент Павлова Ольга Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ОТНОШЕНИЯ К ДЕФЕКТУ У ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ

ПАРАЛИЧОМ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности отношения к болезни подростков с детским церебральным параличом в условиях домашнего и школьного обучения. В данной связи проведено исследование типов отношения к болезни подростков. Также представлены результаты диагностики, раскрывающие специфику отношения к своему дефекту в зависимости от условий обучения. Представленные в статье сводные показатели результатов исследования, позволяют наиболее полно увидеть различия отношения к дефекту подростков, обучающихся в школе и на дому. Проведенный анализ литературных источников позволил установить, что каждый из этих видов обучения имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Данный факт подтверждается и полученными результатами исследования. Наряду с этим, раскрыта сущность понятий «отношение к болезни», «внутренняя картина болезни». Дана характеристика типов отношения к болезни. Статья адресована практическим работникам учреждений образования, семьям, в которых воспитываются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Полученные данные исследования, могут существенно дополнить программу коррекции неконструктивного поведения подростков с ДЦП. Понимание личностных особенностей подростков с ДЦП, специфики проявления ими эмоций, может дать возможность осуществления тренинговых программ. В свою очередь, данные программы способны воздействовать на социальный статус личности подростка, его коммуникативные навыки.

Ключевые слова: отношение к болезни, внутренняя картина болезни, детский церебральный паралич, подростковый период, осознание дефекта.

Annotation. The article discusses the peculiarities of the attitude to the disease of adolescents with cerebral palsy in the conditions of home and school education. In this regard, a study of the types of attitudes to the disease of adolescents has been conducted. Diagnostic results are also presented, revealing the specifics of the attitude to one's defect, depending on the learning conditions. The summary indicators of the research results presented in the article allow us to see the differences in the attitude to the defect of adolescents studying at school and at home most fully. The analysis of literary sources allowed us to establish that each of these types of training has both its positive and negative sides. This fact is confirmed by the results of the study. Along with this, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.