12. Ивашко, Н.Н. Особенности воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях / Н.Н. Ивашко // Вестник Кузбасского института. - 2017. - №. 2 (31). - С. 169-174.
Психология
УДК 159.922
кандидат биологических наук, доцент Хурамшин Илнур Гумерович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье представлены основные аспекты психолого-педагогического консультирования с учетом особенностей проявления эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте являются естественным отражением возрастного развития психических процессов, свойств и состояний личности. Психоэмоциональные проблемы в подростковом возрасте под собой имеют разного рода причины, связанные, прежде всего, с условиями социально-культурной среды и детскими психотравмирующими ситуациями. Одним из последствий нарушения психической деятельности подростка является синдром дисморфомании, который проявляется в излишней озабоченности своими особенностями телосложения и внешности. При более выраженном эмоциональном уровне дезорганизации психической сферы подростка психосоматические симптомы охватывают все сферы психической деятельности, начиная от проявления когнитивных расстройств мышления и заканчивая навязчивыми идеями, связанными с суицидальными проявлениями. Стресс как психическое состояние личности имеет положительное и отрицательное содержание, выражающийся в адаптации и дезадаптации психической сферы подростка. Увеличение количества психических расстройств обусловлено неспособностью подростка адекватно реагировать на стрессовые ситуации, из-за неразвитости их самосознания как свойства психики и внутренней рефлексии. Поэтому эмоциональный ответ на стрессовую ситуацию может рассматриваться как форма адаптации к нестандартным ситуациям, возникающих внезапно от ожидания неопределенности в решении сопутствующих проблем. Одним из психологических методов коррекции психоэмоциональных состояний подростков является психолого-педагогическое консультирование. Оно обеспечивает стабилизацию, уравновешенность нервных процессов и когнитивно-смысловых функций подростка в решении имеющихся проблем взаимодействия, как с самим собой, так и с социальным окружением. Психолого-педагогическое консультирование как одна из форм взаимодействия психолога и подростка позволяет значительно снизить уровень психического напряжения и определить условия преодоления стресса.
Ключевые слова: подростковый возраст, эмоции, стресс, психолого-педагогическое консультирование, психическое сфера, социальное окружение, акцентуации характера.
Annotation. The article presents the main aspects of psychological and pedagogical counseling, taking into account the peculiarities of the manifestation of the emotional sphere in adolescence. Emotional disorders in adolescence are a natural reflection of the age-related development of mental processes, properties and states of the individual. Psycho-emotional problems in adolescence have various causes, primarily related to the conditions of the socio-cultural environment and childhood psycho-traumatic situations. One of the consequences of a violation of the mental activity of a teenager is the syndrome of dysmorphomania, which manifests itself in excessive concern for one's own physique and appearance. With a more pronounced emotional level of disorganization of the adolescent's mental sphere, psychosomatic symptoms cover all areas of mental activity, ranging from manifestations of cognitive thinking disorders to obsessive ideas associated with suicidal manifestations. Stress as a mental state of a person has positive and negative content, which is expressed in the adaptation and maladaptation of the mental sphere of a teenager. The increase in the number of mental disorders is due to the inability of a teenager to adequately respond to stressful situations, due to the underdevelopment of their self-consciousness as a property of the psyche and internal reflection. Therefore, an emotional response to a stressful situation can be considered as a form of adaptation to non-standard situations that arise suddenly from the expectation of uncertainty in solving related problems. One of the psychological methods for correcting the psycho-emotional states of adolescents is psychological and pedagogical counseling. It provides stabilization, balance of nervous processes and cognitive-semantic functions of a teenager in solving existing problems of interaction, both with himself and with the social environment. Psychological and pedagogical counseling as one of the forms of interaction between a psychologist and a teenager can significantly reduce the level of mental stress and determine the conditions for overcoming stress.
Key words: adolescence, emotions, stress, psychological and pedagogical counseling, mental sphere, social environment, character accentuations.
Введение. По мнению большинства отечественных психологов эмоциональные нарушения, связанные с расстройством психики у подростков не проходят без последствий для их будущего психического развития, что отражается на психических особенностях акцентуации характера в последующие возрастные периоды жизни [4, 8, 15, 26].
Длительные эмоциональные расстройства нервных состояний, в том числе сказываются и на возникновении соматических заболеваний, поэтому психоэмоциональные нарушения имеют психосоматическую природу. Значение эмоциональной сферы ребенка подросткового возраста невозможно недооценить или переоценить, так как это может привести к проявлениям отклоняющего поведения у обучающихся в социальной сфере его жизнедеятельности [2, 13, 14, 18].
Изложение основного материала статьи. Как полагает Е.И. Личко критическим периодом для возникновения различных психопатий является возраст от 14 до 18 лет, в котором происходит акцентуирование некоторых свойств характера не являющихся патологическими, но, тем не менее, повышающих возможность возникновения психических травм и дивиантного поведения. Таким образом, можно предположить, что существует общая закономерность в филогенезе и онтогенезе, при которой вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается и эмоциональная чувствительность и возможности психологической защиты [1, 12].
Следует сказать, что психоэмоциональные проблемы в подростковом возрасте под собой имеют разного рода причины, связанные, прежде всего, с условиями социально-культурной среды и детскими психотравмирующими ситуациями.
Одним из последствий нарушения психической деятельности подростка является синдром дисморфомании, который проявляется в излишней озабоченности своими особенностями телосложения и внешности. Увеличение количества психических расстройств обусловлено неспособностью подростка адекватно реагировать на стрессовые ситуации, из-за неразвитости их самосознания как свойства психики и внутренней рефлексии [11, 28, 35].
Возникающие панические атаки и болезненные состояния тревоги и неуверенности в себе при низкой самооценке является следствием проявления отсроченного эффекта на более ранних этапах возрастного развития.
Немаловажное значение в возникновении эмоциональных проблем, психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, токсикомании, вандализма, самоубийств имеют социальные стрессы, переходящие в разрушительный, деструктивный дистресс, имеющий необратимые последствия для психического здоровья подростка [1, 7, 16, 29].
В связи с вышеизложенным можно заключить, что эмоциональные реакции на стресс не сводятся только к личностному переживанию или физиологическим реакциям, а проявляются в тех ситуациях, в которых подросток не может адаптироваться к условиям социального окружения, что неминуемо приводит к снижению самооценки от безысходности решения проблемной ситуации и вызывает длительную фрустрацию. Следовательно, можно говорить о том, что возникновение эмоции (гнев, страх, радость, горе и другие) приводит к диссонансу слишком сильной мотивации по сравнению с реальными возможностями личности подростка.
При слабом уровне проявления эмоциональных состояний на стресс, выраженных в вегетативных реакциях, таких как психическое напряжение, чрезмерная возбужденность, избыточное потоотделение, затрудненное дыхание свидетельствует о дезорганизации психологических механизмов защиты, снижение устойчивости которых приводит к нарастанию депрессивных состояний и невозможности справиться с внутренним стрессом [6, 20, 22].
Надо отметить, что при более выраженном эмоциональном уровне дезорганизации психической сферы подростка психосоматические симптомы охватывают все сферы психической деятельности, начиная от проявления когнитивных расстройств мышления и заканчивая навязчивыми идеями, связанными с суицидальными проявлениями [24, 31]. Поэтому эмоциональный ответ на стрессовую ситуацию может рассматриваться как форма адаптации к нестандартным ситуациям, возникающих внезапно от ожидания неопределенности в решении сопутствующих проблем [17].
По мнению большинства ученых, занимающихся исследованием эмоциональных нарушений в подростковом возрасте, стресс является, с одной стороны, стимулом, требующим от индивида повышенных затрат психоэнергетических ресурсов в ответ на действующий раздражитель, с другой, стресс рассматривается как реакция, проявляющаяся в общем адаптационном синдроме [9, 19, 21, 30, 34]. Но, в тоже время, проявление стресса может выразиться как интеракция организма человека и среды его окружения.
Одним из психологических методов коррекции психоэмоциональных состояний подростков является психолого-педагогическое консультирование, обеспечивающее стабилизацию, уравновешенность нервных процессов и когнитивно-смысловых функций в решении имеющихся проблем взаимодействия, как с самим собой, так и с социальным окружением [1, 3, 23, 33].
В данном случае психолого-педагогическое консультирование ставит перед собой следующие задачи: 1. Научить подростка самостоятельно решать свою собственную проблему, путем четкого ее формулирования, предполагающего выбор одного из вариантов ее решения, тем самым дать подростку возможность свободного самостоятельного выбора решения возникшей проблемы. 2. Помочь подростку понять, что если ты не можешь повлиять на ситуацию в решении текущей проблемы, то необходимо изменить свое субъективное отношение путем конструктивного суждения в ответ на негативное эмоциональное состояние как способ воспитания своего сильного характера как сферы формирования защитных психологических механизмов адаптации в социуме. 3. Обучить подростка умению смотреть на стрессовую ситуацию путем приуменьшения ее значимости, а, следовательно, рассмотреть ее через призму юмора, ситуации, не заслуживающей серьезного к ней отношения. 4. Научить подростка в стрессовой ситуации взять тайм-аут для того, чтобы снизить психическое напряжение и восстановить свои психоэмоциональные силы. Данный прием особенно эффективен в том случае, когда нельзя повлиять на решение проблемы. 5. Научить навыкам и приемам психорегуляции и самоконтроля для оценки своего эмоционального состояния [5, 25, 27, 32].
Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования задач психолого-педагогического консультирования с учетом особенностей проявления эмоциональной сферы в подростковом возрасте можно заключить следующее:
1. Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте являются естественным отражением возрастного развития психических процессов, свойств и состояний личности.
2. Стресс как психическое состояние личности имеет положительное и отрицательное содержание, выражающийся в адаптации и дезадаптации психической сферы подростка.
3. Психолого-педагогическое консультирование как одна из форм взаимодействия психолога и подростка позволяет значительно снизить уровень психического напряжения и определить условия преодоления стресса.
Литература:
1. Амбрумова, А.Г. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике / А.Г. Амбрумова, Е.М. Брано // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Кормакова, 1985. - Т.85. - Вып. 10. - С. 1557-1560.
2. Бурцев, В.А. Развитие аффективного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 3. - С. 37.
3. Бурцев, В.А. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 5. - С. 11.
4. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.
5. Бурцев, В.А. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Д. Бобырев // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.
6. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.В. Дедловская // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-3. - С. 475-479.
7. Бурцев, В.А. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.
8. Бурцев, В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.
9. Бурцев, В.А. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.В. Леженина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 9.
10. Бурцев, В.А. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Л.Т. Миннахметова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.
11. Бурцев, В.А. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Н. Мугаллимова // Фундаментальные исследования. - 2015.- № 2-24. - С. 5493-5497.
12. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Н. Мугаллимова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.
13. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, А.П. Норден // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.
14. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.С. Русакова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 186.
15. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.В. Садыкова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 6. - С. 286.
16. Бурцев, В.А. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 56.
17. Бурцев, В.А. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, И.И. Файзрахманов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-1. - С. 103-107.
18. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Р.С. Халиуллин, И.Е. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.
19. Бурцев, В.А. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М. Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 11.
20. Бурцев, В.А. Теоретическая модель спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Г.Л. Драндров, С.Г. Боровик // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.
21. Бурцев, В.А. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.
22. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.
23. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.
24. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108
25. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.
26. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.
27. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.
28. Бурцева, Е.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.
29. Бурцева, Е.В. Аналитическая оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на основном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 1. - С. 91.
30. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.
31. Драндров, Г.Л. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности / Г.Л. Драндров, Е.Н. Авксентьев, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-11. - С. 2550-2555.
32. Драндров, Г.Л. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности: монография / Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева. - Чебоксары, 2014. - 183 с.
33. Драндров, Г.Л. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов / Г.Л. Драндров, Г.В. Хворонова, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.
34. Зорин, С.Д. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике / С.Д. Зорин, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.
35. Мартынова, А.С. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / А.С. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.
Психология
УДК 159.99
магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологи развития и консультирования Артюхова Татьяна Юрьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье авторы предприняли попытку изучить проблему формирования педагогического мышления студентов, получающих профессию учителя в условиях современного вуза. Проанализированы ключевые позиции федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Авторы выделили особенности формирования профессиональных компетенций будущих учителей. Определены проблемы формирования основных профессиональных компетенций у современных студентов. Изучены базовые профессиональные компетенции будущего учителя. Авторов статьи в наибольшей степени интересует та компетенция, которая позволит осуществлять весь спектр функционала профессии педагог. В роли такой специальной компетенции выступает сформированное педагогическое мышление будущего учителя. Произведен теоретический обзор понятия «педагогическое мышление». Представлен обзор подходов к содержанию данной категории. Экспериментально определены компоненты педагогического мышления студентов. Проведено исследование по изучению уровня сформированности компонентов педагогического мышления будущих учителей. Исследование было проведено в условиях естественного эксперимента. В результате авторами определены уровни сформированности педагогического мышления студентов, обучающихся в условиях внедрения ФГОС ВО. Охарактеризованы особенности сформированности педагогического мышления у студентов выпускных курсов. Определены перспективы выявления динамики уровня сформированности педагогического мышления и определения эффективности условий, в которых обучаются студенты.
Ключевые слова: педагогическое мышление, студенческий возраст, бакалавриат, профессиональные компетенции, ценностно-смысловая сфера, способность к саморазвитию.
Annоtation. In the article, the authors made an attempt to study the problem of the formation of pedagogical thinking of students receiving the teaching profession in the conditions of a modern university. The key positions of the federal state educational standard of higher education are analyzed. The authors highlighted the features of the formation of professional competencies of future teachers. The problems of the formation of the basic professional competencies of modern students are identified. The basic professional competencies of the future teacher have been studied. The authors of the article are most interested in the competence that will allow them to carry out the full range of functions of the teacher profession. The role of such a special competence is the formed pedagogical thinking of the future teacher. A theoretical review of the concept of "pedagogical thinking" is made. An overview of approaches to the content of this category is presented. The components of pedagogical thinking of students are experimentally determined. A study was conducted to study the level of formation of the components of pedagogical thinking of future teachers. The study was conducted in a natural experiment. As a result, the authors determined the levels of formation of pedagogical thinking of students studying in the conditions of the introduction of the Federal State Educational Standard of Higher Education. The features of the formation of pedagogical thinking among graduate students are characterized. The prospects of identifying the dynamics of the level of formation of pedagogical thinking and determining the effectiveness of the conditions in which students' study are determined.
Key words: pedagogical thinking, student age, bachelor's degree, professional competencies, value-semantic sphere, ability to self-development.
Введение. В соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), вступившими в силу с февраля 2018 года, помимо универсальных и общепрофессиональных компетенций теперь образовательная организация самостоятельно разрабатывает перечень профессиональных компетенций, ориентируясь на профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников. В связи с данным положением в педагогических ВУЗах наиболее остро возникает вопрос о формировании у студентов практических навыков в их будущей профессии.
Из всех представленных базовых профессиональных компетенций будущего учителя, в наибольшей степени нас интересует та компетенция, которая позволит осуществлять весь спектр функционала профессии педагог. Считаем, что в роли такой специальной компетенции выступает сформированное педагогическое мышление будущего учителя.
Изложение основного материала статьи. Педагогическое мышление, как и профессиональное мышление любого специалиста, это та составляющая, которая отражает специфику конкретной профессии, а также формирует определенные личностные характеристики.
По мнению С.Н. Бегидовой, М.М. Кашапова и др., профессиональное мышление является важнейшим качеством личности специалиста, зрелой формой умственной деятельности [2; 3].
С точки зрения М.М. Кашапова педагогическое мышление существует как процесс решения педагогических задач. Его характеризуют полифункциональность, иерархизированность, эвристичность поисковых структур, многокомпонентность [3].