Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В АВТОНОМИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В АВТОНОМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТОК / ПСИХИЧЕСКАЯ СФЕРА / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ АВТОНОМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакова Светлана Сергеевна, Кожанов Владимир Виссарионович, Антонова Татьяна Владимировна

В статье представлены особенности формирования чувства личной идентичности подростка как потребности в автономии. Одним из значимых новообразований подростка можно считать формирование чувства личной идентичности на физиологическом (телесном), профессиональном, идеологическом и моральном уровнях. Чувство личностной идентичности основано на восприятии себя как тождественного и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность, - с другой. Насущная потребность подростков в самостоятельности и независимости проявляется в их мотивационных установках, направленных на приобретение автономии в различных сферах жизнедеятельности подростков, что проявляется в желании собственного признания, уважения себя как личности, а также уважения со стороны сверстников. Эмоциональная автономия подразумевает эмансипацию подростка от эмоциональной зависимости от родителей, которая образовалась у него в раннем в раннем детстве. Одним из наиболее значимых условий достижения человеком зрелости и самоактуализации является формирование интеллектуальной независимости, которая предполагает независимость мышления, самостоятельность в принятии решений и осознание ответственности за их последствия. Достижение интеллектуальной автономии возможно через развитие способности выносить свои собственные суждения, способности к свободе и критичности мышления. Поведенческая автономия, выражается в личностной независимости и свободе без вмешательства внешнего управления. Немаловажное значение приобретает пространственная автономия, выраженная в потребности подростков к уменьшению влияния физического контакта с его родителями, обеспечивающую неприкосновенность личностного пространства, которая проявляется в желании подростка иметь свою комнату, где бы он мог уединиться от опеки родителей и быть полновластным хозяином своего пространства. На подростковом этапе возрастного развития человека происходит формирование иерархической структуры потребностей, установок, мотивов, которые обеспечивают развитие ценностно-смысловой сферы личности подростка в условиях становления индивидуальной автономии как условия самоидентификации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русакова Светлана Сергеевна, Кожанов Владимир Виссарионович, Антонова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A TEENAGER'S PERSONAL IDENTITY AS A REFLECTION OF THE NEED FOR AUTONOMY

The article presents the features of the formation of a sense of personal identity of a teenager as a need for autonomy. One of the significant neoplasms of a teenager can be considered the formation of a sense of personal identity at the physiological (bodily), professional, ideological and moral levels. The sense of personal identity is based on the perception of myself as identical and the awareness of the continuity of my existence in time and space, on the one hand, and the perception of the fact that others recognize my identity and continuity, on the other. The urgent need of adolescents for autonomy and independence is manifested in their motivational attitudes aimed at acquiring autonomy in various areas of adolescent life, which is manifested in the desire for self-recognition, respect for oneself as a person, and respect from peers. Emotional autonomy implies the emancipation of a teenager from emotional dependence on parents, which he developed in early childhood. One of the most significant conditions for a person to achieve maturity and self-actualization is the formation of intellectual independence, which implies independence of thinking, independence in decision-making and awareness of responsibility for their consequences. Achieving intellectual autonomy is possible through the development of the ability to make one's own judgments, the ability to freedom and critical thinking. Behavioral autonomy is expressed in personal independence and freedom without the intervention of external control. Of no small importance is spatial autonomy, expressed in the need of adolescents to reduce the influence of physical contact with their parents, ensuring the inviolability of personal space, which is manifested in the desire of a teenager to have his own room, where he could retire from parental custody and be the sovereign master of his space. At the teenage stage of a person's age development, a hierarchical structure of needs, attitudes, and motives is formed, which ensure the development of the value-semantic sphere of a teenager's personality in the conditions of the formation of individual autonomy as a condition for self-identification of a person.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В АВТОНОМИИ»

бы добавить в общую картину успешного предпринимательства.

• в исследовании установок школьников относительно предпринимательской деятельности было обнаружено сформированность ассоциативного поля, которое совпадает с представлениями об успешном бизнесе у реальных предпринимателей.

• Сопоставительный анализ показал, что на современном этапе развития страны своеобразное видение детьми деятельности российских предпринимателей вполне согласуется с психологическими установками реально действующих бизнесменов. При этом только у 4% школьников имеют абсолютное сходство «картины мира» с реально успешными предпринимателями.

Менее чем через десять лет в малом бизнесе, по словам Президента, должно быть около 20% населения.

Это будут заслуживающие уважение люди, желающие честно работать, проявлять себя, служить Отечеству и добиваться успеха. Возможно, что часть из них - школьники, которые в нашем исследовании продемонстрировали конгруэнтную успешным предпринимателям картину мира. Однако, полученные результаты показали, что у современных школьников ещё недостаточно адекватно развиты представления о предпринимателях и предпринимательской деятельности, что позволило нам сделать вывод о том, что требуются усилия психологов, педагогов в данном направлении [10]. Только так можно будет вырастить современное поколение молодёжи, готовой трудиться во благо страны.

Литература:

1. Айзенк, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон / Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2000. - 284 с.

2. Блинов, А.О. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки / А.О. Блинов // Российский экономический журнал. - 1993. - № 7. - С. 55.

3. Блумберг. М. Блумберг о Bloomberg / М. Блумберг. Пер. с англ. - М: Альпина Паблишен, 2010. - 224 с.

4. Волкова, Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов / Е.В. Волкова - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 216 с.

5. Психология: комплексный подход / М. Айзенк, П. Брайан, Х. Куликэн, и др.; под ред. М. Айзенка; Пер. с англ. С.Б. Бенедиктова. - Мн.: Новое знание, 2002. - XVI, 832 с.

6. Позина, М.Б. Метод системной диагностики организационных ценностей // в книге: Прикладная психология: основные проблемы, перспективы и новые направления: Учебное пособие. / М.Б. Позина / Под редакцией О.И. Каяшевой, М.Б. Позиной. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 5-12.

7. Позняков, В.П. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы / В.П. Позняков, Е.Б. Филинкова // Прикладная психология. - 1998. - № 5. - С. 32-43.

8. Позняков, В.П. Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиции концепции психологических отношений / В.П. Позняков // Проблемы педагогики и психологии. - 2014. - №1. - С. 267-273.

9. Позняков, В.П., Социальная психология российского предпринимательства. Разработка информационно-исследовательской базы данных / В.П. Позняков, Н.Н. Познякова, С.В. Тихомирова // Знание. Понимание. Умение. - 2012. -№ 4. - С. 227-233.

10. Ханова, З.Г. Тенденции формирования психологической готовности личности к предпринимательской деятельности / З.Г. Ханова, М.Б. Позина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 3 (32). - С. 406-409.

11. Ханова, З.Г. Стратегии поведения успешных предпринимателей в кризисных ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Ханова Зоя Гаджиалиевна. - Ставрополь, 2005. - 23 с.

12. Щербатых, Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: учебное пособие / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

Психология

УДК 159.922

кандидат биологических наук, доцент Русакова Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Кожанов Владимир Виссарионович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Антонова Татьяна Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКА КАК ОТРАЖЕНИЕ

ПОТРЕБНОСТИ В АВТОНОМИИ

Аннотация. В статье представлены особенности формирования чувства личной идентичности подростка как потребности в автономии. Одним из значимых новообразований подростка можно считать формирование чувства личной идентичности на физиологическом (телесном), профессиональном, идеологическом и моральном уровнях. Чувство личностной идентичности основано на восприятии себя как тождественного и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность, - с другой. Насущная потребность подростков в самостоятельности и независимости проявляется в их мотивационных установках, направленных на приобретение автономии в различных сферах жизнедеятельности подростков, что проявляется в желании собственного признания, уважения себя как личности, а также уважения со стороны сверстников. Эмоциональная автономия подразумевает эмансипацию подростка от эмоциональной зависимости от родителей, которая образовалась у него в раннем в раннем детстве. Одним из наиболее значимых условий достижения человеком зрелости и самоактуализации является формирование интеллектуальной независимости, которая предполагает независимость мышления, самостоятельность в принятии решений и осознание ответственности за их последствия. Достижение интеллектуальной автономии возможно через развитие способности выносить свои собственные суждения, способности к свободе и критичности мышления. Поведенческая автономия, выражается в личностной независимости и свободе без вмешательства внешнего управления. Немаловажное значение приобретает пространственная автономия, выраженная в потребности подростков к уменьшению влияния физического контакта с его родителями, обеспечивающую неприкосновенность личностного пространства, которая проявляется в желании подростка иметь свою комнату, где бы он

мог уединиться от опеки родителей и быть полновластным хозяином своего пространства. На подростковом этапе возрастного развития человека происходит формирование иерархической структуры потребностей, установок, мотивов, которые обеспечивают развитие ценностно-смысловой сферы личности подростка в условиях становления индивидуальной автономии как условия самоидентификации личности.

Ключевые слова: потребность в автономии, подростковый возраст, подросток, психическая сфера, самоидентификация, эмоциональная автономия, интеллектуальная автономия, поведенческая автономия, пространственная автономия.

Annotation. The article presents the features of the formation of a sense of personal identity of a teenager as a need for autonomy. One of the significant neoplasms of a teenager can be considered the formation of a sense of personal identity at the physiological (bodily), professional, ideological and moral levels. The sense of personal identity is based on the perception of myself as identical and the awareness of the continuity of my existence in time and space, on the one hand, and the perception of the fact that others recognize my identity and continuity, on the other. The urgent need of adolescents for autonomy and independence is manifested in their motivational attitudes aimed at acquiring autonomy in various areas of adolescent life, which is manifested in the desire for self-recognition, respect for oneself as a person, and respect from peers. Emotional autonomy implies the emancipation of a teenager from emotional dependence on parents, which he developed in early childhood. One of the most significant conditions for a person to achieve maturity and self-actualization is the formation of intellectual independence, which implies independence of thinking, independence in decision-making and awareness of responsibility for their consequences. Achieving intellectual autonomy is possible through the development of the ability to make one's own judgments, the ability to freedom and critical thinking. Behavioral autonomy is expressed in personal independence and freedom without the intervention of external control. Of no small importance is spatial autonomy, expressed in the need of adolescents to reduce the influence of physical contact with their parents, ensuring the inviolability of personal space, which is manifested in the desire of a teenager to have his own room, where he could retire from parental custody and be the sovereign master of his space. At the teenage stage of a person's age development, a hierarchical structure of needs, attitudes, and motives is formed, which ensure the development of the value-semantic sphere of a teenager's personality in the conditions of the formation of individual autonomy as a condition for self-identification of a person.

Key words: need for autonomy, adolescence, teenager, mental sphere, self-identification, emotional autonomy, intellectual autonomy, behavioral autonomy, spatial autonomy.

Введение. Как отмечают отечественные и зарубежные ученые в подростковом периоде происходят кардинальные изменения в различных сферах психической деятельности подростков, обусловливающие психофизиологические особенности развития функциональных систем организма [12, 15, 24, 33]. Одной из сфер, претерпевающей значительные изменения в психической структуре личности подростка является мотивационная сфера, в которой происходят как количественные, так и качественные преобразования в самосознании, определяющие иерархическую структуру мотивов [7, 18, 22, 26, 31].

Изложение основного материала статьи. В соответствие с механизмом действия одни мотивы становятся приоритетными в формировании структуры поведенческих действий, другие же являются подкрепляющими в достижении поставленных задач, обеспечивающих самоидентификацию личности, что позволяет сознательно управлять потребностями и установками во владении внутренним миром и формировании перспективных жизненных целей [1, 4].

Подростковый возраст отличается направленностью на обретение самостоятельности в социальной среде, а также особенностями в иерархической структуре мотивов и потребностей. Одним из значимых новообразований подростка можно считать формирование чувства личной идентичности на физиологическом (телесном), половом, профессиональном, идеологическом и моральном уровнях [28, 32, 34].

Чувство личностной идентичности основано на восприятии себя как тождественного и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность, — с другой [19].

В поисковой деятельности в обретении своей идентичности подросток стремиться к обретению самостоятельности и независимости в достижении свободы принять на себя все права и обязанности, характерные для взрослого человека, ориентированного на познание своей индивидуальности как проявления собственной автономии. Данное обретение автономии в переходном возрасте предполагает эмоциональную эмансипацию, означающую освобождение от эмоциональных отношений, которые сформировались в раннем детстве под неусыпным контролем и опекой родителей, учителей, сверстников и других людей, которые влияют на аффективную, когнитивную и конативную функции мировоззрения [2, 5, 16, 17].

Вместе с тем, в подростковом возрасте в формирующейся автономии значительное место занимает интеллектуальная независимость, выражающаяся в способности самостоятельно мыслить и критически высказывать суждения, опровергающие общепринятые утверждения авторитетных точек зрения.

В условиях поведенческой автономии большое значение приобретает самовыражение личностной самоидентификации, начиная от выбора индивидуального стиля, и заканчивая, кругом общения и времяпровождения со сверстниками, имеющими общее мировоззрение [8, 10, 11].

Насущная потребность подростков в самостоятельности и независимости проявляется в их мотивационных установках, направленных на приобретение автономии в различных сферах жизнедеятельности подростков, что проявляется в желании собственного признания, уважения себя как личности, а также уважения со стороны сверстников [13].

Однако, признание собственной независимости и самостоятельности не означает полной свободы от социальной среды, в которой формируется самоидентификация личности подростка. Как отмечают психологи, в подростковом возрасте необходимо учитывать влияние родителей на протяжении всего периода взаимодействия в семье, до того момента, когда подросток и родители начинают переформатировать специфику их отношений между собой, когда родители должны научиться рассматривать своего ребенка как самостоятельную личность, имеющую свое собственное мнение и право на личную жизнь [14, 29]. Таким образом, с одной стороны, родители выполняют функцию опеки над подростком, а с другой стороны, помогают ему в обретении индивидуальной автономии, что позволяет подростку в реализации мотивов самоуважения и самоутверждения, способствующих социализации в мире взрослых. При этом родители подростка должны осознать, что обретение автономии в различных сферах жизнедеятельности подростка является необходимым этапом возрастного становления личности и играет ключевую роль в его развитии. По мнению большинства психологов, выделяется эмоциональная, интеллектуальная, поведенческая, пространственная и экономическая автономия подростков, способствующих формированию психической сферы самоидентификации внутреннего Я [9, 20, 23, 21, 30].

Эмоциональная автономия подразумевает эмансипацию подростка от эмоциональной зависимости от родителей, которая образовалась у него в раннем в раннем детстве. В подростковый период увеличивается эмоциональная дистанция между родителями и подростком, что способствует, с одной стороны, развитию самостоятельности и осознанию

идентичности личности, с другой, требует от родителей осознания необходимости сепарации своего ребенка подросткового возраста от родительской опеки [6].

Однако, эмоциональная автономия не означает полного разрушения эмоциональных связей детей и родителей, а лишь предполагает что отношения должны перейти на новый качественный уровень, построенный на взаимопонимании, взаимоуважении и доверии [6].

Следующим, одним из наиболее значимых условий достижения человеком зрелости и самоактуализации является формирование интеллектуальной независимости, которая предполагает независимость мышления, самостоятельность в принятии решений и осознание ответственности за их последствия.

Достижение интеллектуальной автономии возможно через развитие способности выносить свои собственные суждения, способности к свободе и критичности мышления, потому что подросток начинает осознавать себя как индивидуальность именно в процессе самостоятельного принятия решений, при реализации умения распознавать и фильтровать влияние родителей, различных социальны групп и конфессий [3].

Особое значение у подростков приобретает поведенческая автономия, выражающаяся в личностной независимости и свободе без вмешательства внешнего управления. Это позволяет подростку научиться владеть приемами саморегуляции и самоконтроля, которые невозможны без поведенческой автономии, позволяющей осуществить независимое поведение от социальных субъектов межличностного общения [27].

Немаловажное значение приобретает пространственная автономия, выраженная в потребности подростков к уменьшению влияния физического контакта с его родителями, обеспечивающую неприкосновенность личностного пространства, которая проявляется в желании подростка иметь свою комнату, где бы он мог уединиться от опеки родителей и быть полновластным хозяином своего пространства [25].

Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования формирования чувства личной идентичности как проявление потребности в обретении автономии подростком можно заключить, что на подростковом этапе возрастного развития человека происходит формирование иерархической структуры потребностей, установок, мотивов, которые обеспечивают развитие ценностно-смысловой сферы личности подростка в условиях становления индивидуальной автономии как условия самоидентификации личности.

Литература:

1. Бурцев, В.А. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 5. - С. 11.

2. Бурцев, В.А. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Д. Бобырев // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

3. Бурцев, В.А. Развитие аффективного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 3. - С. 37.

4. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.В. Дедловская // Современные наукоемкие технологии. - 2016. -№ 9-3. - С. 475-479.

5. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

6. Бурцев, В.А. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.

7. Бурцев, В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

8. Бурцев, В.А. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.В. Леженина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 9.

9. Бурцев, В.А. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Л.Т. Миннахметова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.

10. Бурцев, В.А. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Н. Мугаллимова // Фундаментальные исследования. - 2015.- № 2-24. - С. 5493-5497.

11. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Н. Мугаллимова // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.

12. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, А.П. Норден // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 253.

13. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.С. Русакова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 186.

14. Бурцев, В.А. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.В. Садыкова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 6. - С. 286.

15. Бурцев, В.А. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 56.

16. Бурцев, В.А. Исследование уровня развития физического компонента спортивной культуры личности в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов на основе циклических видов спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, И.И. Файзрахманов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-1. - С. 103-107.

17. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Р.С. Халиуллин, И.Е. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

18. Бурцев, В.А. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М. Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 11.

19. Бурцев, В.А. Теоретическая модель спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Г.Л. Драндров, С.Г. Боровик // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

20. Бурцев, В.А. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.

21. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

22. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

23. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108

24. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.

25. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

26. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.

27. Бурцева, Е.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.

28. Бурцева, Е.В. Аналитическая оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на основном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 1. -С. 91.

29. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.

30. Драндров, Г.Л. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности / Г.Л. Драндров, Е.Н. Авксентьев, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-11. - С. 2550-2555.

31. Драндров, Г.Л. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности: монография / Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева. - Чебоксары, 2014. - 183 с.

32. Драндров, Г.Л. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов / Г.Л. Драндров, Г.В. Хворонова, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.

33. Зорин, С.Д. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике / С.Д. Зорин, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.

34. Мартынова, А.С. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / А.С. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Солдатов Дмитрий Вячеславович

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Солдатова Светлана Викторовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению психических состояний студентов ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет». Актуальность анализа психических состояний в обучении связана с тем, что в современном образовании серьезной реальностью для всех его участников является появление устойчивых негативных психических состояний. Такие состояния обучающих и обучающихся составляют риск не только для качества обучения или возможности его продолжения и завершения, но и являются угрозой даже для физического и психического здоровья. Особенно необходимо уделять внимание психическим состояниям студентов-первокурсников. Именно первокурсники составляют собой наиболее выраженную «группу риска» возникновения разных форм деструктивных психических состояний и форм поведения. В статье приведены результаты эмпирических исследований психических состояний и переживаний студентов, обучающихся на разных факультетах. Обсуждаются также результаты эмпирического исследования распространенности и восприятия студентами ситуации буллинга в образовательной среде. Полученные результаты позволяют полагать, что состояния слабого психического напряжения оказываются недостаточными для обеспечения высокой степени продуктивности учебной деятельности. Психическое напряжение в обучении не только полезно, но и необходимо, и его следует оценивать, как конструктивную способность направлять активность на решение учебных задач. Именно умеренное психическое напряжение следует считать наиболее оптимальным с точки зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.