Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
165
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОДРОСТОК / КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ АДДИКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фокина Ирина Владимировна, Соколовская Ольга Константиновна

Статья посвящена проблеме изучения роли ценностей в формировании компьютерной игровой аддикции у подростков. Изучение ценностных детерминант аддиктивного поведения в подростковом возрасте представляется актуальной задачей в контексте проектирования профилактических мер саморазрушающего поведения, сохранения психологического здоровья подрастающего поколения. Представлены результаты исследования ценностей подростков, склонных к компьютерной аддикции. Отмечено, что подростки, ориентированные на получение наслаждения, чувственного удовольствия, яркие впечатления, демонстрируют большую склонность к зависимости от компьютерных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фокина Ирина Владимировна, Соколовская Ольга Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE BASIS OF COMPUTER GAME ADDICTION IN TEENAGERS

The article is devoted to the problem of studying the role of values in the formation of computer game addiction in adolescents. The study of the value determinants of addictive behavior in adolescence seems to be an urgent task in the context of designing preventive measures for self-destructive behavior, preserving the psychological health of the younger generation. The results of a study of the values of adolescents prone to computer addiction are presented. It is noted that adolescents, focused on getting pleasure and pleasure from life, vivid impressions, demonstrate a greater tendency to addiction to computer games.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

21. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

22. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108

23. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.

24. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

25. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.

26. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Никоноров В.Т. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.

27. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шамгуллина Г.Р. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 44.

28. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-11. - С. 2550-2555.

29. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

30. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. - С. 1836-1839.

31. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании : Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.

32. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 6-1. - С. 170-174.

33. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. -С. 100-105.

34. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А.А. Реана. - Москва: Издательство АСТ, 2015. - 656 с.

35. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). - С. 76-80.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Фокина Ирина Владимировна

Вологодский государственный университет (г. Вологда);

кандидат психологических наук, доцент Соколовская Ольга Константиновна

Вологодский государственный университет (г. Вологда)

ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения роли ценностей в формировании компьютерной игровой аддикции у подростков. Изучение ценностных детерминант аддиктивного поведения в подростковом возрасте представляется актуальной задачей в контексте проектирования профилактических мер саморазрушающего поведения, сохранения психологического здоровья подрастающего поколения. Представлены результаты исследования ценностей подростков, склонных к компьютерной аддикции. Отмечено, что подростки, ориентированные на получение наслаждения, чувственного удовольствия, яркие впечатления, демонстрируют большую склонность к зависимости от компьютерных игр.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, ценности, ценностные ориентации, подросток, компьютерная игровая аддикция.

Annоtation. The article is devoted to the problem of studying the role of values in the formation of computer game addiction in adolescents. The study of the value determinants of addictive behavior in adolescence seems to be an urgent task in the context of designing preventive measures for self-destructive behavior, preserving the psychological health of the younger generation. The results of a study of the values of adolescents prone to computer addiction are presented. It is noted that adolescents, focused on getting pleasure and pleasure from life, vivid impressions, demonstrate a greater tendency to addiction to computer games. Keywords: addictive behavior, values, value orientations, teenager, computer game addiction.

Введение. Во все времена проблема зависимого поведения разных категорий населения обозначалась как одна из значимых и социально опасных. Аддиктивное поведение выражается в стремлении человека к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ, либо фиксации внимания на определенных предметах, или видах деятельности. Этот процесс сопровождается развитием сильных эмоций и со временем полностью захватывает сознание человека, волевые усилия ослабевают, вследствие чего теряется способность противостоять зависимости [1, 4].

Подобную стратегию поведения человек выбирает при возникновении трудностей в адаптации к сложным, проблемным жизненным ситуациям. Рассматривая особенности изучаемого нами явления, отметим, что при уходе от реальности путем изменения своего психического состояния человек временно чувствует себя в безопасности, снижается напряжение и дискомфорт, восстанавливается равновесие. Из этого следует, что спровоцировать возникновение аддиктивного поведения может страх перед действительностью. В большей степени этому страху подвержены люди с

низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями. Так как адаптационные возможности аддикта снижены, он ищет свой универсальный способ выживания - уход от проблем, который постепенно закрепляется в поведении и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью.

Подростки, в силу своих возрастных и индивидуальных особенностей, малого социального опыта, в качестве способа восстановления психологического равновесия, получения субъективно приятных эмоций, снижения тревожности, часто выбирают аддикцию [3, 5].

Одним из видов аддикциий, получившим широкое распространение во всем мире в связи с цифровизацией общества, стала компьютерная зависимость. Термин «компьютерная зависимость» определяет паталогическое пристрастие к работе или проведению времени за компьютером.

Проблема компьютерных аддикций активно разрабатыватеся последние десятилетия. Войскунским А.Е. были разработаны собственные критерии данной зависимости. Менделевич В.Д. выделил типы интернет-зависимых личностей. Жичкиной А.Е., Егоровым А.Ю., Кузнецовой Н.А и др. были исследованы особенности личности интернет-зависимых пользователей.

Компьютерные аддикции - явление в детском и подростковом возрасте частое. Одной из основных форм досуга подрастающего поколения являются онлайн-игры,. Цифровые технологии позволяют играть на различных девайсах, начиная от мощных игровых компьютеров до распространенных смартфонов. Современные многопользовательские онлайн игры могут принять десятки тысяч геймеров одновременно в виртуальном мире. По данным исследователей дети в возрасте 10-12 лет уже имеют «игровой опыт» от 4 до 6 лет [3, 7].

Признак аддикции - не только время, проводимое за компьютером, а концентрация всех интересов ребенка вокруг компьютера, снижение включенности в другие виды деятельности, отказ от творческой активности, упрощение форм общения, проявление подавленности, агрессии.

Многие авторы отмечают многофакторность зависимого поведения. В подростковый и юношеский периоды развития происходит интенсивное формирование ценностных ориентаций личности, при этом подростки наиболее восприимчивы к влиянию социального окружения [1, 4, 6].

Ценностные ориентации представляют собой одну из центральных характеристик личности и тем самым оказывают существенное влияние на все стороны ее жизнедеятельности. Принято считать, что ценностные ориентации отражают отношение человека к окружающему миру и выступают в качестве способа дифференциации объектов по степени их субъективной значимости.

Изучение ценностных детерминант компьютерной игровой аддикции в подростковом возрасте представляется актуальной задачей в контексте понимания внутренних механизмов формирования деструктивных стратегий преодоления стрессовых жизненных ситуаций и кризисов развития, создания условий сохранения психологического здоровья подрастающего поколения.

Целью нашего исследования выступает изучение связи изучение связи склонности к зависимости от компьютерных игр с ценностями в подростковом возрасте.

Для диагностики были использованы: 1) методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности [2]; 2) тест-опросник «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич) [4].

Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на базе общеобразовательных школ города Вологда в 2021 году. Выборка составила 103 человека: 48 юношей и 55 девушек.

Первой задачей нашего исследования было изучение склонности к зависимому поведению подростков. Для этого мы использовали тест-опросник «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич).

Методика позволяет исследовать склонность к таким видам зависимости, как наркотическая зависимость, алкогольная зависимость, спортивный и музыкальный фанатизм и зависимость от компьютерных игр. Наиболее распространенным видом среди подростков является склонность к зависимости от компьютерных игр. Подавляющее большинство респондентов (76,79%) демонстрируют повышенную и высокую склонность к развитию зависимости от компьютерных игр. Полученные данные представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень склонности к зависимости от компьютерных игр

Уровень склонности к зависимости от компьютерных игр Количество респондентов (%)

Низкий уровень 0

Признаки тенденции 23,21

Признаки повышенной склонности 62,5

Признаки высокой вероятности 14,29

Более половины испытуемых (62,5%) демонстрируют те качества, которые способствуют развитию игровой компьютерной аддикции. У 15% подростков выявлены черты личности, которые значительно увеличивают риск зависимого поведения.

Условия развития современных детей также создают предпосылки для формирования компьютерных аддикций: онлайн-игры стали одним из доступных видов досуга и общения со сверстниками; дистанционное, онлайн-обучение как альтернатива «живому» контакту с педагогом в рамках дополнительного образования, так и при освоении основной образовательной программы; образцы родительского поведения, демонстрирующие удовлетворение большого числа потребностей посредством интернет-технологий; социальная изоляция в период пандемии и цифровизация общества в целом. Перечисленные условия определяют значимость понимания внутриличностных механизмов формирования компьютерных аддикций у подрастающего поколения.

Второй задачей нашего исследования было изучение ценностей подростков с помощью методики Ш. Шварца. Для каждого из 10 типов типа ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов, в соответствии с теорией Шварца, был посчитан средний балл, и проранжированы данные значения по степени значимости. Результаты представлены ниже в Таблице 2.

Таблица 2

Средние показатели значимости типов ценностей

Типы ценностей Ценностные убеждения Индивидуальные приоритеты

Средние Ранговые Средние Ранговые

значения значения значения значения

(в баллах) (в баллах)

Конформность 4,25 6 1,64 8

Традиции 3,24 9 1,16 10

Доброта 4,57 3 2,18 4

Универсализм 4,19 7 2,16 5

Самостоятельность 5,33 1 2,44 2

Стимуляция 3,54 8 2,25 3

Гедонизм 4,62 2 2,66 1

Достижения 4,50 4 2,06 6

Власть 2,97 10 1,28 9

Безопасность 4,32 5 1,85 7

Как видно из таблицы 2, на уровне нормативных идеалов, то есть на уровне убеждений, для обследованной выборки наиболее значимыми являются ценности «самостоятельность», «гедонизм» и «доброта». Подростки ценят самостоятельность в мыслях и поступках, чувственное удовольствие и наслаждение, а также стремятся к стабильным, благополучным отношениям с окружающими, а не доминированию.

На уровне индивидуальных приоритетов наиболее значимы такие ценности, как «гедонизм», «самостоятельность» и «стимуляция». То есть подростки в реальном поведении также ориентированы на получение ярких впечатлений, удовольствия, возможность проявлять самостоятельность. Таким образом, подрастающее поколение демонстрирует открытость новому опыту и изменениям, что отражает возрастные особенности респондентов.

Для выявления связи склонности к зависимости от компьютерных игр с ценностями в подростковом возрасте был использован непараметрический коэффициент корреляции Спирмена. Полученные результаты представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Показатели связи склонности к зависимости от компьютерных игр с ценностями у подростков

Гедонизм (уровень индивидуальных приоритетов) Стимуляция (уровень индивидуальных приоритетов)

Склонность к зависимости от компьютерных игр 0,383** 0,303**

Было выявлено, что существует связь склонности к компьютерной игровой аддикции с ценностью «стимуляция» (ге = 0,303**) на уровне индивидуальных приоритетов. Следовательно. чем в большей степени подростки стремятся к новизне и глубоким переживаниям, тем более они склонны к компьютерной игровой аддикции. Можем предположить, что доступная виртуальная реальность, многообразие многопользовательских онлайн игр может предоставить легкое удовлетворение потребности в разнообразии, ярких впечатлениях.

Также была выявлена связь склонности к игровой компьютерной аддикции с ценностью «гедонизм» (ге = 0,383**) на уровне индивидуальных приоритетов. Следовательно, чем в большей степени подростки ориентированы на получение удовольствия, чувственного наслаждения, тем более демонстрируют склонность к компьютерной игровой аддикции. Привлекатель- ность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления, способ восстановления психологического комфорта, снижения напряжения. В виртуальной реальности человек получает возможность без волевых усилий, личностного вклада человек испытывать удовольствие. Отметим, что и «гедонизм», и «стимуляция» определяют стремление к позитивному эмоциональному переживанию.

Полученные результаты позволили нам предложить ряд рекомендаций для родителей и педагогов по созданию условий профилактики компьютерной игровой аддикции:

- для родителей:

- создавать условия для реализации потребности в новизне, впечатлениях, чувственном удовольствии в социально полезной деятельности, общении (спортивные игры, танцевально-двигательные практики, единоборства, веревочные парки, встречи с интересными людьми и т.д.);

- демонстрировать в семейном взаимодействии конструктивные способы преодоления сложных жизненных ситуаций;

- проявлять интерес к значимым для подростка делам, нацеливая на желаемый результат; поддерживать подростка в его начинаниях, формируя мнение, что любой результат - это жизненный опыт, новая ступенька на пути к цели;

- для педагогов:

- организовывать для подростков (вместе с подростками) мероприятия, обеспечивающие получение новых впечатлений (походы, экскурсии и т.д.); создавать условия для того, чтобы ребенок мог выбрать какое-либо занятие (кружки, секции, группы по интересам и т.д.), приносящие ему удовольствие и положительные эмоции;

- создавать условия для овладения приемами саморегуляции.

Выводы Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать выводы о том, что у подростков одним из распространенных видов аддикции является склонность к зависимости от компьютерных игр.

Для подросткового возраста характерно стремление получить свободу от контроля старших, установить свои законы и правила (как в поведении, так и в духовных ценностях), открытость новому опыту. Доброта выбирается подростком в качестве основополагающей ценности с принятием ее как руководствующего принципа жизни. Подростку важно сохранение взаимодействия и благополучия с теми людьми, с которыми он находится в личных контактах. Подростки высоко ценят дружбу и такой тип межличностных отношений, как любовь.

Ценностные ориентиры определяют особенности самореализации подрастающего поколения. Подростки, ориентированные на получение чувственного удовольствия, яркие впечатления без волевых усилий, демонстрируют

большую склонность к компьютерной игровой зависимости. Таким образом, ценности «гедонизм» и «стимуляция», отражающие стремление к позитивным эмоциональным переживаниям, при личностной незрелости и недостатке социального опыта подростков могут являться предиспозицией компьютерной аддикции.

Литература:

1. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - Москва: Академия, 2004. - 288 с.

2. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. - Санкт-Петербург: Речь, 2004. - 70 с.

3. Ледовская, Т.В. Личностные особенности подростков с синдромом компьютерной аддикции / Т.В. Ледовская, Н.А. Кирилычева // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского» [5-6 марта 2020 г.]. - Ч. 2. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. - С. 75-83.

4. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. - Москва: Городец, 2016. - 386 с.

5. Соколовская, О.К. Просоциальные ценности как фактор психологической устойчивости подростков к негативному влиянию интернет-технологий // Психология человека в условиях здоровья и болезни / Отв. ред. М.Г. Рябова. - Тамбов: ТРОО «Общество содействия образованию и просвещению «Бизнес-Наука-Общество», 2015. - С. 283-288.

6. Фокина, И.В. Специфика ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением / И.В. Фокина // Вестник института. Научно-практический журнал ВИПЭ ФСИН России: Преступление. Наказание. Исправление. - 2010. - С. 61-63.

7. Ясникова, Е.Е. Необходимость выделения зависимости от компьютерных онлайн игр в отдельный подтип интернет-аддикций (литературный обзор) / Е.Е. Ясникова, А.А. Петрова, И.С. Петрова, Е.А. Грозин // Актуальные вопросы совершенствования методологиисоциальной и профилактической медицины: материалы XV межрегиональной научно-практической конференции. - Иркутск: Иркутский государственный медицинский университет, 2019. - С. 34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.