Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА КАК НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА КАК НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМООЦЕНКА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзрахманов Ильнар Илдарович, Шамгуллин Альфред Зирякович, Гудочкин Григорий Анатольевич

В статье рассматривается содержание профессиональной Я-концепции и самооценка личности как необходимых условий самоактуализации. Профессионализм рассматривается с точки зрения проявления профессионального мастерства как личностного свойства, высшего уровеня профессиональных умений, достигнутого за счет опыта и творческого подхода к решению профессиональных вопросов и проблем, связанных с реализацией креативного потенциала. Авторами установлено, что необходимо изучать составляющие самооценки и их соотношение, потому что именно с этим связаны механизмы профессиональной успешности и динамичного профессионального развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файзрахманов Ильнар Илдарович, Шамгуллин Альфред Зирякович, Гудочкин Григорий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-CONCEPT AND SELF-ASSESSMENT AS NECESSARY CONDITIONS FOR SELF-ACTUALIZATION OF A PERSONALITY

The article examines the content of the professional self-concept and self-esteem of the individual as necessary conditions for self-actualization. Professionalism is viewed from the point of view of the manifestation of professional skill as a personal property, the highest level of professional skills achieved through experience and a creative approach to solving professional issues and problems associated with the implementation of creative potential. The authors found that it is necessary to study the components of self-esteem and their relationship, because it is with this that the mechanisms of professional success and dynamic professional development of the individual are connected.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА КАК НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

13. Соболев В.И. Психофизиологическая оценка активности центральной нервной системы студентов в начальный период обучения в ВУЗе / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-1. - С. 222-228.

14. Соболев В.И. Оценка рекреационной эффективности зимних каникул на психофизиологическое состояние студентов-первокурсников / В.И. Соболев, В.В. Труш, Н.Ф. Костин // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-1. - С. 358-364.

15. Соболев В.И. Характеристика простых психомоторных реакций при чередующейся разномодальной сенсорной стимуляции (электромиографическое исследование) / В.И. Соболев // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Биология. Химия. - 2019. - Том 5 (71), № 1. - С. 126-138.

16. Соболев В.И. Феномен независимости времени зрительно-моторной реакции простого выбора (модель «Go/No-Go») от числа и модальности дифференцировочных тормозных стимулов / В.И. Соболев, М.Н. Попов, В.В. Труш // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Биология. Химия. - 2019. - Том 5 (71), № 3. - С. 95-109.

17. Соболев В.И. Независимость простой зрительно-моторной реакции от предсознательной компоненты ощущения при обратной маскировке двухцветными стимулами / В.И. Соболев // Экспериментальная психология. - 2020. - Том 13, № 2. - С. 4-16.

18. Соболев В.И. Характеристика латентных периодов и параметров вариабельности составных элементов простой зрительно-моторной реакции (электромиографическое исследование) / В.И. Соболев // Физиология человека. - 2020. - Т. 46, № 4. - С. 30-43.

19. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.: Педагогика, 1993. - 143 с.

20. Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник ТГУ. - 2013. - Т. 18, Вып. 5. - С. 2831-2840.

21. Gray J.A. Framework for a taxonomy of psychiatric disorder / J.A. Gray // Emotions: essays on emotion theory / By ed. S.H.M. van Goozen, N.E. van de Poll. - Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1994. - P. 29-59.

22. Vernon P.A. Individual differences in multiple dimensions of aggression: A univariate and multivariate genetic analysis / P.A.Vernon et al. // Twin Rec. - 1999. - V. 2, №1. - P.16-21.

23. Woods David L. Factors influencing the latency of simple reaction time / David L. Woods, John M.Wyma, E. William Yund [et al.] // Front. Hum. Neurosci. - 2015. - 26 March. https://doi.org/10.3389/fnhum.2015.00131

Психология

УДК 159.922

кандидат биологических наук, доцент Файзрахманов Ильнар Илдарович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Шамгуллин Альфред Зирякович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); преподаватель Гудочкин Григорий Анатольевич

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА КАК НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ

САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается содержание профессиональной Я-концепции и самооценка личности как необходимых условий самоактуализации. Профессионализм рассматривается с точки зрения проявления профессионального мастерства как личностного свойства, высшего уровеня профессиональных умений, достигнутого за счет опыта и творческого подхода к решению профессиональных вопросов и проблем, связанных с реализацией креативного потенциала. Авторами установлено, что необходимо изучать составляющие самооценки и их соотношение, потому что именно с этим связаны механизмы профессиональной успешности и динамичного профессионального развития личности.

Ключевые слова: Я-концепция, самооценка, профессионализм, факторы профессионализма, самоактуализация. Annotation. The article examines the content of the professional self-concept and self-esteem of the individual as necessary conditions for self-actualization. Professionalism is viewed from the point of view of the manifestation of professional skill as a personal property, the highest level of professional skills achieved through experience and a creative approach to solving professional issues and problems associated with the implementation of creative potential. The authors found that it is necessary to study the components of self-esteem and their relationship, because it is with this that the mechanisms of professional success and dynamic professional development of the individual are connected.

Keywords: Self-concept, self-esteem, professionalism, factors of professionalism, self-actualization.

Введение. В настоящее время сделано уже достаточно опытных наблюдений (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.) о взаимосвязи позитивной мотивации саморазвития с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе к педагогической деятельности, обусловливающей формирование профессиональных компетенций [8, 30, 34].

Изучение профессионализма связано с проблематикой психологии труда, в которой выделилось самостоятельное направление - психология профессионализма, которая раскрывает психологические критерии и уровни профессионализма, этапы развития профессионализма, факторы, влияющие на профессиональную успешность и обеспечивающую эффективность профессиональной деятельности [2, 7, 17, 34].

Рассматривая профессионализм с точки зрения проявления профессионального мастерства как личностного свойства, высшего уровеня профессиональных умений, достигнутого за счет опыта и творческого подхода к решению профессиональных вопросов и проблем, связанных с реализацией креативного потенциала.

Проблема изучения сущности и содержания профессионализма в настоящее время является очень актуальной, потому что до сих пор отсутствуют четкие и однозначные определения профессионализма как явления с позиции гумманистической теории деятельности и профессионально-ориентированного подхода [24, 34, 35].

Изложение основного материала статьи. Профессионально-ориентированная деятельность по определению Н.В. Кузьминой представляет собой качественно-количественную характеристику субъекта профессиональной деятельности, которая выражается в способности владения инновационным содержанием в выборе средств и методов по решению профессиональных задач, обеспечивающих эффективность реализации профессиональных компетенций в различных сферах образовательной деятельности [4, 10, 34].

Продуктивность педагогической деятельности с одной стороны, определяется педагогическим мастерством, выражающися в поиске средств и методов, направленных на подготовку учащихся к жизненной практике, с другой, совершенствованием профессиональной деятельности на основе реализации творческого потенциала в процессе самообразования и саморазвития.

Рассматривая профессионализм в широком смысле, он проявляется не только через призму деятельностного подхода, но и в личностно-ориентированном, что синергетически взаимосвязано с основными методологическими принципами единства сознания, деятельности и личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов) [5, 6, 13, 33].

Профессиональное саморазвитие представляет собой непрерывный процесс становления личности во всех аспектах ее деятельности (личностном, коммуникативном, нравственном, эстетическом), обеспечивающем раскрытие творческого потенциала во всем многообразии его проявления [20].

При этом профессионализм деятельности выступает как качественная характеристика субъекта деятельности, которая отражает высокую профессиональную квалификацию, сформированность профессиональных умений и навыков, владение современными алгоритмами решения профессиональных задач, позволяющее осуществлять трудовую деятельность с выокой степенью ее эффективности.

Профессионализм личности представляет собой качественно-количественную характеристику субъекта профессиональной деятельности, отражающий высокий уровень развития деловых качеств, с другой стороны, личностных качеств, выраженный в мотивационной, когнитивной, конативной, креативной, коммуникативной и аффективной сфере межличностных отношений [11, 19, 26].

При таком подходе необходимо наличие профессионального стандарта, ориентирующего личность на систему нравственных норм, обязательств, влияющих на характер взаимоотношений в профессинальной среде.

Таким образом, профессионал своего дела всегда ограничен рамками высоких личностных и деятельностных стандартов.

Формирование и развитие профессионализма связано с наличием значимых обстоятельств (условий) и основных причин (факторов), которые являются движущими силами в развитии данного явления [15, 27, 34].

Выделенные условия и факторы близки по своему содержанию, но не равны друг другу, так как условия имеют объективный характер по отношению к будущему профессионалу, в то время как факторы наиболее субъективны, что свидетельствует о том, что на различных этапах развития профессионализма значение условий и факторов отличается.

А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина полагают, что в становлении профессионала (предстартовый период развития профессионализма) значимыми являются следующие условия:

- задатки (генетические условия),

- склонности (интерес субъекта деятельности),

- общие и специфические способности,

- условия семейного и школьного воспитания,

- возможность получения качественного образования,

- уровень личностной культуры [9, 22, 23, 34].

Как считает Н.В. Кузьмина, факторы бывают трех видов:

- объективные как внешние причины и условия профессиональной деятельности;

- субъективные, связанные с индивидуальными особенностями личности (мотивационная сфера, эмоциональная сфера, профессиональная грамотность), мера проявления которых обусловливает субъективные причины, содействующие росту профессионализма;

- объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководящих работников, качеством управления [3, 34].

Несмотря на то, что данная типология обладает достаточной степенью общности, но выделенные факторы могут быть обощенными, особенными и единственными.

Наиболее главными обобщенными факторами являются высокая мотивация, потребность в достижениях, самореализации и самоактуализации, а также высокий уровень профессиональной познавательной сферы и престиж профессионального мастерства в обществе [16, 32].

Достижению высокого уровня профессионализма способствуют такие качества личности как стрессоустойчивость, развитые психомоторные способности, психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие), раскрытие творческого потенциала личности, ее личностно-профессиональное развитие [29].

По нашему мнению, наиболее перспективным направлением изучения профессионализма является его рассмотрение в неразрывной связи с личностным развитием субъекта деятельности, и такое направление называется акмеологическим.

В психологической литературе рассматриваются различные формы и составляющие Я-концепции.

А.А. Реан вводит понятие профессиональная Я-концепция личности с выделением реальной и идеальной составляющей этого явления. Профессиональная Я-концепция - это представление личности о себе в контексте профессиональной деятельности.

Представление личности о себе как о профессионале называется реальной профессиональной концепцией, в то время как идеальная Я-концепция соответствует профессиональным желаниям и надеждам на профессиональное развитие.

Как полагает А.А. Реан реальная и идеальная Я-концепции должны отличаться, что будет способствовать профессиональному самосовершенствованию на пути личностного саморазвития [18, 28, 34].

Одним из самых значимых элементов в структуре профессиональной Я-концепции является профессиональная самооценка как личностное образование от которого зависит профессиональная успешность [21].

В профессиональной самооценке выделяется два аспекта: операционно-деятельностный и личностный. Если речь идет об оценке себя как субъекта деятельности, оценке сформированности профессиональных знаний, умений и навыков то это характеризует операционно-деятельностный аспект самооценки.

Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа Я-профессионального.

Рассогласованность самооценки по этим двум аспектам оказывает влияние на профессиональную адаптацию, успешность человека в профессии и саморазвитие личности [31].

В структуре профессиональной самооценки выделяют: самооценку результата и самооценку потенциала, которые позволяют определить масштаб и темпы профессионального саморазвития личности.

Самооценка результата строится на оценке достигнутого и отражает удовлетворенность или неудовлетворенность профессиональными достижениями.

Самооценка потенциала отражает веру в себя и уверенность в своих силах, т.е. профессиональные возможности [12, 14].

Фактором профессионального саморазвития личности очень часто является сочетание низкой самооценки результата и высокой самооценки потенциала.

В исследованиях D. Super приводятся доказательства того, что люди выбирают профессию, отвечающую представлениям о себе, и если выбранная профессия соответствует их Я-концепции, то они добиваются самоактуализации [25].

Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического анализа можно заключить, что в теоретическом и практическом аспектах необходимо изучать составляющие самооценки и их соотношение, потому что именно с этим связаны механизмы профессиональной успешности и динамичного профессионального развития личности. Рассогласованность самооценки по операционно-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию и успешность в выбранной профессии.

Литература:

1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Алексеева Н.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 2-21. - С. 4750-4754.

2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Антонова Т.В. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 5. - С. 11.

3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Педагогические закономерности и дидактические принципы обучения студентов избранному виду спорта в процессе формирования спортивной культуры личности // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 67.

4. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Бобырев Н.Д. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-25. - С. 5655-5659.

5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Дедловская М.В. Экспериментальное исследование уровня развития аксиологического компонента спортивной культуры личности в процессе формирования положительного ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-3. - С. 475-479.

6. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры.

- 2020. - № 12. - С. 21.

7. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.

8. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошина Н.В. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры.

- 2020. - № 8. - С. 76.

9. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Леженина С.В. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 9.

10. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-2. - С. 329-333.

11. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015.- № 2-24. - С. 5493-5497.

12. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Экспериментальное исследование уровня развития операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе обучения избранному виду спорта // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-2. - С. 264-268.

13. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. Экспериментальное исследование уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 5. - С. 253.

14. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Русакова С.С. Экспериментальное исследование уровня развития информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе учебно-познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 186.

15. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. Экспериментальное исследование уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 286.

16. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Фазлеев Н.Ш. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 56.

17. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Халиуллин Р.С., Евграфов И.Е. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования.

- 2017. - № 2. - С. 133.

18. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 11.

19. Бурцев В.А., Драндров Г.Л., Боровик С.Г. Теоретическая модель спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

20. Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Кильнесов В.М., Никоноров В.Т., Халиуллин Р.С., Данилова Г.Р., Невмержицкая Е.В., Евграфов И.Е., Садыкова С.В. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.

21. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

22. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Чапурин М.Н. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108

23. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Игошин В.Ю. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.

24. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

25. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.

26. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Никоноров В.Т. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.

27. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Шамгуллина Г.Р. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 44.

28. Драндров Г.Л., Авксентьев Е.Н., Бурцев В.А. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-11. - С. 2550-2555.

29. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности. - Чебоксары, 2014.

30. Драндров Г.Л., Хворонова Г.В., Бурцев В.А. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. - С. 1836-1839.

31. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании : Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Зорин С.Д., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 6-1. - С. 170-174.

33. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. -С. 100-105.

34. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией А.А. Реана. - Москва: Издательство АСТ, 2015. - 656 с.

35. Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н., Бурцев В.А. Физкультурно-спортивная деятельность студентов вуза как специфический вид активности // Вестник Российского университета кооперации. - 2014. - № 1 (15). - С. 76-80.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Фокина Ирина Владимировна

Вологодский государственный университет (г. Вологда);

кандидат психологических наук, доцент Соколовская Ольга Константиновна

Вологодский государственный университет (г. Вологда)

ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения роли ценностей в формировании компьютерной игровой аддикции у подростков. Изучение ценностных детерминант аддиктивного поведения в подростковом возрасте представляется актуальной задачей в контексте проектирования профилактических мер саморазрушающего поведения, сохранения психологического здоровья подрастающего поколения. Представлены результаты исследования ценностей подростков, склонных к компьютерной аддикции. Отмечено, что подростки, ориентированные на получение наслаждения, чувственного удовольствия, яркие впечатления, демонстрируют большую склонность к зависимости от компьютерных игр.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, ценности, ценностные ориентации, подросток, компьютерная игровая аддикция.

Annоtation. The article is devoted to the problem of studying the role of values in the formation of computer game addiction in adolescents. The study of the value determinants of addictive behavior in adolescence seems to be an urgent task in the context of designing preventive measures for self-destructive behavior, preserving the psychological health of the younger generation. The results of a study of the values of adolescents prone to computer addiction are presented. It is noted that adolescents, focused on getting pleasure and pleasure from life, vivid impressions, demonstrate a greater tendency to addiction to computer games. Keywords: addictive behavior, values, value orientations, teenager, computer game addiction.

Введение. Во все времена проблема зависимого поведения разных категорий населения обозначалась как одна из значимых и социально опасных. Аддиктивное поведение выражается в стремлении человека к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых веществ, либо фиксации внимания на определенных предметах, или видах деятельности. Этот процесс сопровождается развитием сильных эмоций и со временем полностью захватывает сознание человека, волевые усилия ослабевают, вследствие чего теряется способность противостоять зависимости [1, 4].

Подобную стратегию поведения человек выбирает при возникновении трудностей в адаптации к сложным, проблемным жизненным ситуациям. Рассматривая особенности изучаемого нами явления, отметим, что при уходе от реальности путем изменения своего психического состояния человек временно чувствует себя в безопасности, снижается напряжение и дискомфорт, восстанавливается равновесие. Из этого следует, что спровоцировать возникновение аддиктивного поведения может страх перед действительностью. В большей степени этому страху подвержены люди с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.