21. Бурцев, В.А. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.
22. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.
23. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.
24. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108
25. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.
26. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.
27. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.
28. Бурцева, Е.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.
29. Бурцева, Е.В. Аналитическая оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на основном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 1. - С. 91.
30. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.
31. Драндров, Г.Л. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности / Г.Л. Драндров, Е.Н. Авксентьев, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-11. - С. 2550-2555.
32. Драндров, Г.Л. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности: монография / Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева. - Чебоксары, 2014. - 183 с.
33. Драндров, Г.Л. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов / Г.Л. Драндров, Г.В. Хворонова, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.
34. Захарова, Г.П. Инновации в дошкольном образовании : Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. / Г.П. Захарова, Э.А. Баранова, Н.Н. Васильева и [др.]. - Москва, 2014. - 355 с.
35. Зорин, С.Д. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике / С.Д. Зорин, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.
36. Мартынова, А.С. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / А.С. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.
Психология
УДК 159.946
кандидат педагогических наук, доцент Павлова Ольга Станиславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ОТНОШЕНИЯ К ДЕФЕКТУ У ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ
ПАРАЛИЧОМ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности отношения к болезни подростков с детским церебральным параличом в условиях домашнего и школьного обучения. В данной связи проведено исследование типов отношения к болезни подростков. Также представлены результаты диагностики, раскрывающие специфику отношения к своему дефекту в зависимости от условий обучения. Представленные в статье сводные показатели результатов исследования, позволяют наиболее полно увидеть различия отношения к дефекту подростков, обучающихся в школе и на дому. Проведенный анализ литературных источников позволил установить, что каждый из этих видов обучения имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Данный факт подтверждается и полученными результатами исследования. Наряду с этим, раскрыта сущность понятий «отношение к болезни», «внутренняя картина болезни». Дана характеристика типов отношения к болезни. Статья адресована практическим работникам учреждений образования, семьям, в которых воспитываются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Полученные данные исследования, могут существенно дополнить программу коррекции неконструктивного поведения подростков с ДЦП. Понимание личностных особенностей подростков с ДЦП, специфики проявления ими эмоций, может дать возможность осуществления тренинговых программ. В свою очередь, данные программы способны воздействовать на социальный статус личности подростка, его коммуникативные навыки.
Ключевые слова: отношение к болезни, внутренняя картина болезни, детский церебральный паралич, подростковый период, осознание дефекта.
Annotation. The article discusses the peculiarities of the attitude to the disease of adolescents with cerebral palsy in the conditions of home and school education. In this regard, a study of the types of attitudes to the disease of adolescents has been conducted. Diagnostic results are also presented, revealing the specifics of the attitude to one's defect, depending on the learning conditions. The summary indicators of the research results presented in the article allow us to see the differences in the attitude to the defect of adolescents studying at school and at home most fully. The analysis of literary sources allowed us to establish that each of these types of training has both its positive and negative sides. This fact is confirmed by the results of the study. Along with this, the
essence of the concepts "attitude to the disease", "internal picture of the disease" is revealed. The characteristic of the types of attitude to the disease is given. The article is addressed to practitioners of educational institutions, families in which children with disorders of the musculoskeletal system are brought up. The obtained research data can significantly supplement the program of correction of non-constructive behavior of adolescents with cerebral palsy. Understanding the personal characteristics of adolescents with cerebral palsy, the specifics of their expression of emotions, can make it possible to implement training programs. In turn, these programs are able to influence the social status of a teenager's personality, his communication skills.
Key words: attitude to the disease, internal picture of the disease, cerebral palsy, adolescence, awareness of the defect.
Введение. Проблема отношения человека к дефекту существует на протяжении истории развития человечества. Всегда в обществе были люди с особенностями в развитии, и в разные века к ним относились неоднозначно. Только в начале ХХ века немецкий врач А. Гольдшейдер детально описал феномен внутренней картины болезни. Позже, данная проблема была проанализирована русским терапевтом А.Р. Лурия. На современном этапе имеется большое количество терминов, характеризующих внутреннюю картину болезни (Р. Конечный, М. Боухал, Е.А. Шевалев, В.В. Ковалев, Я.П. Фрумкин, И.А. Мизрухин), разработана теория субъективной стороны болезни, нацеленная на характеристику психологии нездорового человека. Разработана классификация типов реагирования на факт болезни и типология отношения к болезни (А.Е. Личко и Н.Я. Иванов) [5].
Ребенку с особенностью в развитии, находящемуся в подростковом возрасте, особенно нелегко переживать возрастные изменения, а когда встает вопрос о физических и умственных недостатках подростка - проблема отношения к себе и своему дефекту становится еще более актуальной.
Детский церебральный паралич является одним из часто встречающихся заболеваний нервной системы у детей. Специфика развития детей и подростков с ДЦП подробно рассмотрена в работах Л.М. Шипицыной и И.И. Мамайчук [6]. Э.С. Калижнюк исследовала период возникновения осознания дефекта ребенком с ДЦП. Среди подростков с нарушениями двигательной сферы были выявлены три основные группы отношения к своему дефекту (Т.В. Есипова). Особенности осознания дефекта подростками с ДЦП и их прогнозов в отношении своего будущего рассмотрены в работах И.Ю. Левченко [4].
Дети подросткового возраста с церебральным параличом, из-за совмещения недоразвития органов движения и интеллектуальной активности, имеют необходимость в создании условий, удовлетворяющих особые образовательные потребности. Процесс образования, реализуемый в учебных заведениях для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, имеет специфику, описанную в исследованиях Н.Н. Талановой и Д.В. Зайцева [10]. Для подростков, которые в связи с проблемами со здоровьем не в состоянии посещать занятия в школе, организовано обучение на дому, которое носит индивидуальный характер (Л.И. Акатова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько) [4].
Несмотря на большое количество вышеперечисленных работ, проблема отношения к дефекту подростка с ДЦП в условиях домашнего и школьного обучения является недостаточно разработанной [7]. Переживание болезни, по мнению Е.А. Шевалева и В.В. Ковалева - общий чувственный и эмоциональный фон, на котором проявляются ощущения, представления, психогенные реакции и другие психические образования, связанные с болезнью [2]. Я.П. Фрумкин, И.А. Мизрухин выделяют термин «позиция к болезни» - реакция личности на возникновение патологических проявлений [2]. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский определяют внутреннюю картину болезни как «возникающий у больного целостный образ своего заболевания» [3]. Внутренняя картина болезни - это вся сумма ощущений, переживаний, представлений, связанных с заболеванием. По сравнению со многими похожими терминами медицинской психологии («переживание болезни», «сознание болезни», «отношение к болезни», «субъективная сторона болезни»), «внутренняя картина болезни» является более обобщенным, интегрированным понятием [9].
Предметом данного исследования является отношение к дефекту подростка с ДЦП в условиях домашнего и школьного обучения.
Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе областного центра детского творчества (ООДТДМ им. В.П. Поляничко), в Детском ордене милосердия с 17.09.2021 по 03.11.2021. Также осуществлялась диагностика на дому подростков с ДЦП, не имеющих физической возможности посещать занятия центра. Выборка включает 12 подростков с ДЦП, 6 из которых обучаются в домашних условиях и 6 в школе (Таблица 1).
Таблица 1
Выборка испытуемых подростков с ДЦП, обучающихся в школе и на дому
Обучение в школе Обучение на дому
№ Инициалы испытуемых Возраст № Инициалы испытуемых Возраст
1. Ю. Т. 14 лет 1. Л. Л. 14 лет
2. И. В. 12 лет 2. Э. А. 12 лет
3. В. К. 12 лет 3. Ал. Б. 14 лет
4. В. О. 14 лет 4. Н. А. 15 лет
5. Ал. К. 13 лет 5. А. К. 12 лет
6. И. К. 13 лет 6. С. К. 14 лет
Обучение подростков с ДЦП на дому обусловлено их физическим дефектом. Большинство из них не способны самостоятельно передвигаться, нуждаются в постоянной помощи близких. Целью диагностической программы было выявление специфики отношения к дефекту подростков с детским церебральным параличом (ДЦП). Реализация данной цели предполагала решение следующих задач:
1. Подбор диагностического инструментария.
2. Проведение психодиагностического обследования: диагностика типа отношения к болезни.
3. Обобщение и интерпретация результатов обследования.
Анализ и разъяснение данных психолого-педагогического обследования сделан на основе принципов отклоняющегося развития, обобщенных И.И. Мамайчук [6].
1. Онтогенетический принцип: детский церебральный паралич рассматривается не обособленно, а во взаимосвязи с подростковым возрастом, с характерной для него организацией психики, свойственной спецификой социальной ситуации развития, новообразованиями данного возрастного периода.
2. Принцип системно-структурного подхода: неконструктивное отношение к дефекту подростков с ДЦП рассматривается как последствие воздействия неблагоприятных условий обучения.
Для исследования была подобрана методика «ТОБОЛ» [1], авторы Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев. Цель данной методики: выявление типа отношения к болезни.
Опросник «ТОБОЛ», направленный на диагностику типа отношения к болезни, основан на информации о том, как человек относится к жизненным проблемам и ситуациям, наиболее для него важных и связанных с заболеванием. Эти отношения рассматривались как 12 подсистем в общей системе отношений личности. Согласно данным подсистемам, содержание опросника структурировано по 12 темам: отношение к болезни, к лечению болезни, отношение к врачам и медперсоналу, родным и близким, окружающим, работе (учебе), одиночеству, будущему, самооценка самочувствия, настроения, сна и аппетита. Полученные результаты диагностики типа отношения к болезни рассмотрены в Таблице 2. Отношение к болезни, согласно классификации Е. Личко, основывается на 12 типах:
1. Гармоничный (Г) (реалистичный, взвешенный).
2. Эргопатический (Р) (стенический).
3. Анозогнозический (З) (эйфорический).
4. Тревожный (Т) (тревожно-депрессивный и обсессивно-фобический).
5. Ипохондрический (И).
6. Неврастенический (Н).
7. Меланхолический (М) (витально-тоскливый).
8. Апатический (А).
9. Сенситивный (С).
10. Эгоцентрический (Э) (истероидный).
11. Дисфорический (Д) (агрессивный).
12. Паранойяльный (П).
Таблица 2
Результаты диагностики типов отношения к болезни
Обучение в школе Обучение на дому
Инициалы испытуемых Тип отношения к болезни Инициалы испытуемых Тип отношения к болезни
Ю. Т. анозогнозический Л. Л. анозогнозический
И. В. эргопатический Э. А. эргопатический
В. К. неврастенически-дисфорический Ал. Б. анозогнозический
В. О. эргопатический Н. А. эргопатический
Ал. К. неврастенически-дисфорический А. К. анозогнозический
И. К. неврастенический С. К. неврастенический
В нашем исследовании подростков с ДЦП было выявлено 3 чистых типа отношения к дефекту - анозогнозический, неврастенический, эргопатический, и один смешанный - неврастенически-дисфорический.
Анозогнозический или эйфорический тип отношения к болезни был выявлен у четырех испытуемых. Трое из них (Л.Л., Ал.Б., А.К.) находятся на домашнем обучении и одна (Ю.Т.) обучается в школе. Для выборки подростков с ДЦП, обучающихся в домашних условиях этот тип является доминирующим. Для данного типа характерно игнорирование мыслей о болезни, легкомысленное отношение к своему дефекту. Испытуемые рассматривают свое состояние как случайное колебание самочувствия, в связи с этим они часто могут пренебрегать лечением, отказываться от обследования.
Эргопатический или стенический тип равномерно распределен в выборке. По два испытуемых в каждой их обследованных групп И.В. и В.О. - из обучающихся в школе, Э.А. и Н.А. - на дому. По-другому этот тип можно охарактеризовать как «Переключение от болезни на работу». Свойственно очень ответственное, иногда с тенденцией к одержимости отношение к работе. Выборочное отношение к обследованию и лечению, вызванное, в первую очередь желанием, несмотря на тяжесть заболевания, продолжать работу. Также был определен неврастенический тип отношения к дефекту. Для испытуемых свойственно поведение, которое можно охарактеризовать как «раздражительная слабость». При этом, проявляются вспышки раздражения, в основном при болях, отталкивающих ощущениях, неуспехах лечения. Раздражение часто проецируется на любого человека и заканчивается раскаянием и чувством вины. Отсутствие умения и желания терпеть болевые ощущения. Невыдержанность в обследовании и лечении, неумение ждать облегчения. Этот тип определен у И. К. (обучается в школе) и С.К. (обучается на дому).
По результатам диагностики, смешанный неврастенически-дисфорический тип отношения к дефекту был выявлен только в группе подростков с ДЦП, проходящих обучение в школе и только в двух случаях из шести (В.К., Ал. К.). Для испытуемых свойственны вспышки раздражения, озлобленности, проецируемые на родных и близких, которых подростки обвиняют в своих недостатках. По окончании гнева иногда наступает раскаяние, и требование максимального внимания к себе от взрослых. Определено подозрительное отношение к лечению.
Выводы. Отношение к дефекту подростка с церебральным параличом зависит от многих факторов: сам дефект, личность подростка, его социальный статус, окружающая социальная среда, качество жизни. Основным фактором является отношение его близкого окружения.
Анализ условий домашнего и школьного обучения подростков с ДЦП, охарактеризованный в литературе, позволил сделать вывод, что каждый из данных видов обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В обыденной, домашней обстановке ребенок испытывает состояние решимости и безопасности. В свою очередь, индивидуальная работа педагога с ребенком способствует возможности уделения ему большего внимания, контроля усвоения материала. Но обучение на дому лишает ребенка важного общения со сверстниками. В данных условиях процесс социализации замедляется, а проблемы во взаимоотношениях с окружающими остаются нерешенными. Это делает обучение в школе более предпочтительным. Но в школе возникает быстрое осознание дефекта и социальная депривация, вследствие переживания по поводу недоброжелательного отношения сверстников. В свою очередь, понятие «социальная депривация» предполагает недостаточность контактов с окружающей средой, или нарушение уже сложившихся механизмов социальной адаптации.
В соответствии со второй задачей исследования было проведено экспериментальное изучение отношения к дефекту подростков с ДЦП, обучающихся в школе и на дому. Сравнительный количественно-качественный анализ полученных данных подтвердил, что особенности отношения к дефекту подростков с ДЦП различны у обучающихся в школе и на дому, так как условия обучения определяют социальную значимость болезни и могут вызывать или усугублять комплекс неполноценности.
В соответствии с третьей задачей исследования, был проведен анализ возможностей коррекции неконструктивного отношения к дефекту подростков с ДЦП. Были выявлены возможные направления: работа над личностным ростом подростков, тренинги позитивного самовоспитания и уверенного поведения, формирование коммуникативных умений, развитие эффективного взаимодействия подростков с родителями.
Цель исследования достигнута. Выявлена специфика отношения к дефекту подростков с детским церебральным параличом: легкомысленное отношение к дефекту подростков, обучающихся на дому, определяет малую социальную значимость болезни, в отличие от школьников с ДЦП, в большинстве случаев относящихся критически к своему дефекту, и считающих, что болезнь затрагивает все основные сферы жизнедеятельности.
Коррекцию неконструктивного поведения подростков с ДЦП возможно осуществлять с помощью тренинговых программ, воздействующих на социальный статус личности подростка, его навыки общения и межличностные отношения [8].
Литература:
1. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика отношения к болезни: учеб. пособие для врачей / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев. - СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2005. - 33 с.
2. Елфимова, Е.В. Личность и болезнь: «внутренняя картина болезни», качество жизни и приверженность лечению / Е.В. Елфимова, М.А. Елфимов // Заместитель главного врача. - 2009. - №11. - С. 18-25.
3. Краткий психологический словарь / Сост. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 431 с.
4. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
5. Личко, А.Е. Методика определения типа отношения к болезни / А.Е. Личко, Н.Я. Иванов // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1980. - № 8. - С. 1527-1530.
6. Мамайчук, И.И. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом / И.И. Мамайчук, Г.В. Пятакова // Дефектология. - 1990. - № 3. - С. 23-28.
7. Павлова, О.С. Изменение самооценки под влиянием инвалидизирующего заболевания [Электронный ресурс] / О.С. Павлова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11. - С. 99-104. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44275121
8. Павлова, О.С. Исследование особенностей психологического благополучия личности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата / О.С. Павлова // Высшее образование сегодня. - 2020. - № 12. - С. 64-67.
9. Павлова, О.С. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / О.С. Павлова. -Оренбург: ГБУ РЦРО, 2012. - 108 с.
10. Таланова, Н.Н. Детский церебральный паралич: возможности социальной адаптации / Н.Н. Таланова // Мама и малыш. - 2005. - №4.
Психология
УДК 159.98
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Позина Марина Борисовна
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Ханова Зоя Гаджиалиевна
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Уварова Наталья Николаевна
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Аннотация. Статья посвящена анализу психологических особенностей людей, склонных к осуществлению успешной предпринимательской деятельности. На основе трёх исследовательских срезов были получены данные о личностных свойствах успешных предпринимателей, об их отличительных особенностях по сравнению с наёмными работниками, о специфике поведения в условиях форс-мажора. Отдельный интерес представляют данные исследования российских школьников, полученных с помощью проективного теста на оценку ситуации. Авторы исходили из тезиса о том, что успешное предпринимательство - это не только определенный образ жизни и свойства характера, но и особый взгляд на мир, на систему ценностей, в которой предприниматели реализуют свой личностный и профессиональный потенциал. Опираясь на концепцию неявных знаний, авторы провели оценку представлений школьников о предпринимательстве как о специфическом виде профессиональной деятельности; изучили их отношение к предпринимательству как к особой профессиональной сфере; сравнили представления школьников о «мире бизнеса» с представлениями, полученными у успешных предпринимателей, функционирующих непосредственно в реальном бизнесе.
Ключевые слова: личностные особенности российского предпринимателя, успешность в предпринимательстве, поведение в условиях экстремальных ситуаций, представления школьников об успешной предпринимательской деятельности, склонность к предпринимательству на основе концепции неявных знаний.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the psychological characteristics of people who are inclined to carry out successful entrepreneurial activities. On the basis of three research sections, data were obtained on the personal properties of successful entrepreneurs, on their distinctive features in comparison with employees, on the specifics of behavior in force majeure conditions. Of particular interest are the data of a study of Russian schoolchildren obtained using a projective test to assess the situation. The authors proceeded from the thesis that successful entrepreneurship is not only a certain way of life and character traits, but also a special view of the world, a system of values in which entrepreneurs realize their personal and professional potential. Based on the concept of tacit knowledge, the authors assessed schoolchildren's ideas about entrepreneurship as a specific type of professional activity; studied their attitude to entrepreneurship as a special professional field; compared schoolchildren's ideas about the "world of business" with the ideas received from successful entrepreneurs operating directly in a real business.
Key words: personal characteristics of a Russian entrepreneur, success in entrepreneurship, behavior in extreme situations, schoolchildren's ideas about successful entrepreneurial activity, propensity to entrepreneurship based on the concept of implicit knowledge
Введение. Психология предпринимательства относится к числу междисциплинарных областей научных исследований, которая с каждым годом вызывает все больший интерес у представителей смежных профессий. Это подтверждают поисковые запросы. Более 16 миллионов откликов дают русскоязычные сайты на запрос о психологии предпринимательства и более 106 миллионов ответов предлагают ресурсы интернета в англоязычных версиях. Среди зарубежных материалов, посвящённых психологии предпринимательства, многочисленные обзоры, в которых представлены метаанализ данных об аспектах личности предпринимателя; мотивационная и потребностная составляющие успешного создания и ведения бизнеса; предпринимательские установки, связанные с ценностными ориентациями успешных бизнесменов; психологические конструкты, обеспечивающие успешное бизнес-планирование и работу на перспективу.
Учёные разных стран продолжают начатые еще в 80-годах XX века исследования психологических и экологических факторов, которые отличают успешного предпринимателя от неудачного [191, анализируют социальное поведение в условиях принятия решений [17], с интересом рассматривают различные идеи и предложения для будущих направлений исследований [15].
Эти и другие работы [10; 12; 21; 22; 23], посвящённые психологической сущности предпринимательства, показывают, что бизнес-деятельность не вполне поддается алгоритмизации и стандартизации, поскольку успешный опыт одного предпринимателя нельзя безусловно экстраполировать на опыт другого предпринимателя, который, казалось бы, в тех же самых условиях может дать диаметрально противоположные результаты.
Это связано с тем, что предпринимательская деятельность - есть деятельность инновационная, в высшей степени творческая, и каждому человеку требуется заново прокладывать свой путь к успеху с учётом собственных субъективных ресурсов на основе анализа объективных социально-экономических условий, в которых он будет осуществлять свою предпринимательскую деятельность.
Отсюда рождаются вопросы, определяющие цель и задачи нашего исследования:
• Кто он - успешный российский предприниматель? Как проявляется его особый вид деловой активности?
• Всякий ли человек, получающий прибыль от своей деловой активности может быть отнесен к категории успешного предпринимателя? Согласно российскому законодательству, а так же большому психологическому словарю [5] предприниматель - «это лицо, которое, используя наемный труд, вкладывает собственный капитал, ресурсы и средства производства в бизнес с целью получения прибыли» [13, С. 144].
• Какова личность успешного предпринимателя, как основного субъекта предпринимательской активности, действующего в жестких, иногда непредсказуемых конкурентных условиях? Предприниматель в процессе своей деятельности должен активно взаимодействовать с взаимодействовать, с одной стороны, с потребителем, а с другой стороны- с государством [2; 3; 16].
• Существуют ли склонности к предпринимательству? Ведь предпринимательство - это не только определенный