Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ'

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
225
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТРЕСС / БУЛЛИНГ / ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солдатов Дмитрий Вячеславович, Солдатова Светлана Викторовна

Настоящая статья посвящена изучению психических состояний студентов ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет». Актуальность анализа психических состояний в обучении связана с тем, что в современном образовании серьезной реальностью для всех его участников является появление устойчивых негативных психических состояний. Такие состояния обучающих и обучающихся составляют риск не только для качества обучения или возможности его продолжения и завершения, но и являются угрозой даже для физического и психического здоровья. Особенно необходимо уделять внимание психическим состояниям студентов-первокурсников. Именно первокурсники составляют собой наиболее выраженную «группу риска» возникновения разных форм деструктивных психических состояний и форм поведения. В статье приведены результаты эмпирических исследований психических состояний и переживаний студентов, обучающихся на разных факультетах. Обсуждаются также результаты эмпирического исследования распространенности и восприятия студентами ситуации буллинга в образовательной среде. Полученные результаты позволяют полагать, что состояния слабого психического напряжения оказываются недостаточными для обеспечения высокой степени продуктивности учебной деятельности. Психическое напряжение в обучении не только полезно, но и необходимо, и его следует оценивать, как конструктивную способность направлять активность на решение учебных задач. Именно умеренное психическое напряжение следует считать наиболее оптимальным с точки зрения эффективности многих видов выполняемой человеком деятельности, в том числе и учебной. Чрезмерное психическое напряжение, изнуряющее напряжение составляют риски возникновения не только «неоптимальных», но и откровенно «деструктивных» последствий. При этом деструкция касается, как деятельности, когда и процесс, и результат деятельности оказывается неудовлетворительным, так и деятеля, когда человек испытывает настолько сильный дискомфорт, что это нарушает его физическое здоровье. В статье особое внимание уделено вопросам профилактики неконструктивных проявлений излишнего психического напряжения, преодоления деструктивного напряжения у студентов в процессе обучения, и той помощи, которую могут оказать им сотрудники университета. При этом в работе со студентами, особенно с первокурсниками, важны усилия академических организаций в оказании помощи, в поддержке и обучении их конструктивным способам преодоления негативных переживаний в процессе обучения. В основе работы по оптимизации психических состояний должна быть диагностика личностных, индивидуально-психологических особенностей и ресурсов студентов, чтобы работа была максимально направленной на целевую группу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Солдатов Дмитрий Вячеславович, Солдатова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS AND CORRECTION OF MENTAL STATES STUDENTS IN TRAINING

This article is devoted to the study of the mental states of students studying at the State University of Humanities and Technology. The relevance of mental states analysis in education is related to the fact that in modern education, all its participants are experiencing stable negative mental states. Such states of teachers and students pose a risk not only for the quality of education or the possibility of its continuation and completion, but also are a threat even to physical and mental health. Paying attention to the mental states of first-year students is especially necessary. It is the first-year students who constitute the "risk group" for the occurrence of various forms of destructive mental states and behavior. The article presents the results of empirical studies of mental states and experiences of students studying at different faculties. The results of an empirical study of the prevalence and perception of bullying by students in the educational environment are also discussed. The results obtained allow us to believe that the states of weak mental stress are insufficient to ensure a high degree of productivity of educational activities. Mental tension in training is not only useful, but also necessary, and it should be assessed as a constructive ability to direct activity while solving educational tasks. It is a moderate mental tension that should be considered the most optimal in terms of the effectiveness of many species performed by a person's activities, including training. Excessive exhausting mental tension, constitute the risks of the occurrence of not only "non-optimal", but also "destructive" consequences. The destruction concerns the activity, when both the process, and the result of the activity turn out to be unsatisfactory, as well as the doer when the person is experiencing such strong discomfort that it violates the physical health. Special attention is paid to the prevention of non-constructive manifestations of excessive mental stress, overcoming destructive stress in students in the learning process, and the help that the university staff can provide them. At the same time, while working with students, especially with the first-year students, the academic organizations are important in helping, supporting and teaching them constructive ways to overcome negative experiences in the learning process. The work on optimizing mental states should be based on the diagnosis of students’ personal, individual psychological characteristics and resources, so that the work is maximally aimed at the target group.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ»

17. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Р.С. Халиуллин, И.Е. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

18. Бурцев, В.А. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М. Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 11.

19. Бурцев, В.А. Теоретическая модель спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Г.Л. Драндров, С.Г. Боровик // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-17. - С. 3816-3820.

20. Бурцев, В.А. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.

21. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.

22. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

23. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108

24. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.

25. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

26. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.

27. Бурцева, Е.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.

28. Бурцева, Е.В. Аналитическая оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на основном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 1. -С. 91.

29. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.

30. Драндров, Г.Л. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности / Г.Л. Драндров, Е.Н. Авксентьев, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-11. - С. 2550-2555.

31. Драндров, Г.Л. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности: монография / Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева. - Чебоксары, 2014. - 183 с.

32. Драндров, Г.Л. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов / Г.Л. Драндров, Г.В. Хворонова, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839.

33. Зорин, С.Д. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике / С.Д. Зорин, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174.

34. Мартынова, А.С. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / А.С. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Солдатов Дмитрий Вячеславович

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Солдатова Светлана Викторовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению психических состояний студентов ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет». Актуальность анализа психических состояний в обучении связана с тем, что в современном образовании серьезной реальностью для всех его участников является появление устойчивых негативных психических состояний. Такие состояния обучающих и обучающихся составляют риск не только для качества обучения или возможности его продолжения и завершения, но и являются угрозой даже для физического и психического здоровья. Особенно необходимо уделять внимание психическим состояниям студентов-первокурсников. Именно первокурсники составляют собой наиболее выраженную «группу риска» возникновения разных форм деструктивных психических состояний и форм поведения. В статье приведены результаты эмпирических исследований психических состояний и переживаний студентов, обучающихся на разных факультетах. Обсуждаются также результаты эмпирического исследования распространенности и восприятия студентами ситуации буллинга в образовательной среде. Полученные результаты позволяют полагать, что состояния слабого психического напряжения оказываются недостаточными для обеспечения высокой степени продуктивности учебной деятельности. Психическое напряжение в обучении не только полезно, но и необходимо, и его следует оценивать, как конструктивную способность направлять активность на решение учебных задач. Именно умеренное психическое напряжение следует считать наиболее оптимальным с точки зрения

эффективности многих видов выполняемой человеком деятельности, в том числе и учебной. Чрезмерное психическое напряжение, изнуряющее напряжение составляют риски возникновения не только «неоптимальных», но и откровенно «деструктивных» последствий. При этом деструкция касается, как деятельности, когда и процесс, и результат деятельности оказывается неудовлетворительным, так и деятеля, когда человек испытывает настолько сильный дискомфорт, что это нарушает его физическое здоровье. В статье особое внимание уделено вопросам профилактики неконструктивных проявлений излишнего психического напряжения, преодоления деструктивного напряжения у студентов в процессе обучения, и той помощи, которую могут оказать им сотрудники университета. При этом в работе со студентами, особенно с первокурсниками, важны усилия академических организаций в оказании помощи, в поддержке и обучении их конструктивным способам преодоления негативных переживаний в процессе обучения. В основе работы по оптимизации психических состояний должна быть диагностика личностных, индивидуально-психологических особенностей и ресурсов студентов, чтобы работа была максимально направленной на целевую группу.

Ключевые слова: профессиональное обучение, стресс, буллинг, психическое напряжение, деструктивные последствия, профилактика.

Annotation. This article is devoted to the study of the mental states of students studying at the State University of Humanities and Technology. The relevance of mental states analysis in education is related to the fact that in modern education, all its participants are experiencing stable negative mental states. Such states of teachers and students pose a risk not only for the quality of education or the possibility of its continuation and completion, but also are a threat even to physical and mental health. Paying attention to the mental states of first-year students is especially necessary. It is the first-year students who constitute the "risk group" for the occurrence of various forms of destructive mental states and behavior. The article presents the results of empirical studies of mental states and experiences of students studying at different faculties. The results of an empirical study of the prevalence and perception of bullying by students in the educational environment are also discussed. The results obtained allow us to believe that the states of weak mental stress are insufficient to ensure a high degree of productivity of educational activities. Mental tension in training is not only useful, but also necessary, and it should be assessed as a constructive ability to direct activity while solving educational tasks. It is a moderate mental tension that should be considered the most optimal in terms of the effectiveness of many species performed by a person's activities, including training. Excessive exhausting mental tension, constitute the risks of the occurrence of not only "non-optimal", but also "destructive" consequences. The destruction concerns the activity, when both the process, and the result of the activity turn out to be unsatisfactory, as well as the doer when the person is experiencing such strong discomfort that it violates the physical health. Special attention is paid to the prevention of non-constructive manifestations of excessive mental stress, overcoming destructive stress in students in the learning process, and the help that the university staff can provide them. At the same time, while working with students, especially with the first-year students, the academic organizations are important in helping, supporting and teaching them constructive ways to overcome negative experiences in the learning process. The work on optimizing mental states should be based on the diagnosis of students' personal, individual psychological characteristics and resources, so that the work is maximally aimed at the target group.

Key words: professional education, stress, bullying, mental stress, destructive consequences, prevention.

Введение. Актуальность анализа психических состояний в обучении связана с тем, что в современном образовании серьезной реальностью для всех его участников является появление устойчивых негативных психических состояний. Такие состояния обучающих и обучающихся составляют риск не только для качества обучения или возможности его продолжения и завершения, но и являются угрозой даже для физического и психического здоровья. Например, одно из российских исследований устойчивости к стрессам показало, что 93% первокурсников находятся в состоянии стресса, и это, конечно, является не только фактором риска, но и сказывается на процессе их обучения [3].

Данные факты заставляют нас обратить внимание на психические состояния и поведение студентов вообще, и студентов-первокурсников в первую очередь. Именно первокурсники составляют собой наиболее выраженную «группу риска» возникновения разных форм деструктивных психических состояний и форм поведения.

Изложение основного материала статьи. Психическое напряжение явление необходимое для решения многих жизненных задач, и, в целом, скорее положительное, если только не является излишне сильным. Именно через напряжение и животные, и человек часто достигают необходимых результатов в деятельности и развитии. Поэтому напряжение не только полезно, но и необходимо, и его можно воспринимать как конструктивную способность концентрировать активность для решения жизненных задач. Но, как и многое положительное, напряжение обладает и разрушительным потенциалом: чрезмерное, изнуряющее напряжение составляет риски возникновения не только «неоптимальных», но и откровенно «деструктивных» последствий.

Специальные исследования структуры и последствий разных уровней и видов психического напряжения приводят исследователей к определению «операциональной напряженности», как такого психического состояния, которое, как правило, не приводит к деструктивным для здоровья состояниям. Напротив, особое внимание исследователи обращают на так называемую «эмоциональную напряженность», которая отражает эмоциональные переживания человека, обусловленные его включенностью в деятельность, его отношение к деятельности [6]. Именно эти переживания могут иметь, как положительное влияние на деятельность и деятеля, так и отрицательное: эмоции могут дезорганизовать деятельность, нанося психологический или даже физический ущерб человеку [1].

Поэтому, целесообразно разделять возникающие в обучении психические состояния напряжения по степени их «конструктивности». При таком подходе «конструктивные» психические состояния выражаются в положительном влиянии, как на самочувствие, на удовлетворенность процессом обучения, так и на успешность процесса обучения. «Деструктивные» психические состояния находят своё выражение в негативном влиянии на самочувствие в процессе и результаты обучения. Субъективно «конструктивные» и «деструктивные» психические состояния переживаются как психологический комфорт или дискомфорт [10].

Всю совокупность внешних условий, особенностей организации и внутренних психических феноменов следует учитывать при анализе детерминации функциональных психических состояний студентов в процессе профессионального обучения.

Исследователи связывают уровни нервно-психического напряжения с активностью адаптационных процессов студентов [7]. По их мнению, слабые степени нервно-психического напряжения являются указанием на недостаточную психологическую «включенность» студента в учебную деятельность [9]. Различными оказываются и стратегии преодоления (копинг-стратегии) дидактогенного стресса у студентов [11]. И, конечно, важную роль в характере переживаемых студентами психических состояний играют мотивы обучения [5].

Результаты исследований позволяют полагать, что состояния слабого психического напряжения оказываются недостаточными для обеспечения высокой степени продуктивности учебной деятельности. Умеренное психическое напряжение следует считать наиболее способствующим эффективности выполняемой деятельности человека. Именно при

умеренном психическом напряжении в разных видах деятельности достигаются состояния оптимальные для ее продуктивности: улучшается качество, возрастает темп, усиливается мотивация, появляется уверенность.

При более высоком уровне психического напряжения возникает перенапряжение, которое скорее отрицательно отражается на результатах учебной деятельности, на самочувствии и даже может отразиться на здоровье обучающихся [4].

Результаты диагностики психических состояний в обучении студентов ГГТУ.

Диагностические исследования психических состояний студентов Государственного гуманитарно-технологического университета показывают, что подавляющее большинство (около 80%) студентов-первокурсников разных факультетов по «Опроснику нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин) [8] обнаруживают слабое нервно-психическое напряжение, умеренное нервно-психическое напряжение имеет место лишь примерно у 18%, сильное нервно-психическое напряжение не характерно и обнаруживает себя лишь примерно у 3% первокурсников [10]. Таким образом, не представляется возможным сделать вывод о том, что даже у этих студентов сильное нервно-психическое напряжение детерминировано ситуаций обучения в высшем учебном заведении. Очень вероятно, что сильное напряжение связано с какими-то иными жизненными ситуациями некоторых студентов.

Оптимальные показатели нервно-психического напряжения обнаруживают не более 20% студентов-первокурсников, т.е. в процессе обучения эти студенты достаточно напряжены, деятельны, именно в этих условиях можно ожидать, что у них происходят профессионально важное развитие психики - с напряжением работает память, активна мыслительная деятельность, формируются нужные компетенции, происходят трансформации ценностной сферы.

По результатам исследования мотивации учения студентов на психолого-педагогическом факультете (профиль обучения «Психология образования») с помощью методики «Определения мотивации учения» (В.Г. Каташев) низкий уровень мотивации профессионального обучения выявлен примерно у 3% обучающихся. Большинство студентов (около 66%) имеют средний уровень мотивации профессионального обучения. Высокий уровень мотивации профессионального обучения диагностирован примерно у 30% студентов. Понятно, что ожидать сколько-нибудь значительного напряжения и учебной активности в обучении студентов с низкими и даже средними показателями мотивации не приходится.

Средние показатели по шкалам «тревожности», «фрустрированности» также по большей части оказываются невысокими, а в индивидуальных результатах по этим шкалам высокие баллы встречается как единичные случаи, составляющие в общей массе не более 1%. Так, средние значения по шкалам методики «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк) находятся в следующих пределах: по шкале «тревожность»: от 5,5 до 9,6; по шкале «фрустрированность»: от 5,3 до 8,5; по шкале «агрессивность»: от 7,3 до 10,0; по шкале «ригидность»: от 8,2 до 10,5. Несколько выше у студентов средние значения по шкалам «агрессивности» и «ригидности».

Особое место в детерминации негативных психических состояний студентов занимает явление буллинга. Столкновение с буллингом мало кого может оставить равнодушным, но оценка роли буллинга в переживаниях напряжения в обучении пока, похоже, не произведена. С целью изучения проявлений буллинга в Государственном гуманитарно-технологическом университете в общей сложности было произведено 698 диагностических сеанса применения анкеты, рекомендованной Центром практической психологии образования Московской области для анализа явлений буллинга «Оцени себя», в которых приняли участие студенты 2-5 курсов всех факультетов.

Зона свободная от буллинговых проявлений на факультетах неодинакова, варьирует от 44% до 83% общего числа опрошенных студентов. В среднем по университету около 75% от общего числа опрошенных не участвуют и не являются жертвами актов буллинга. Но 25% студентов указывают на присутствие недоброжелательности в межличностном общении в студенческой среде. Степень выраженности буллинга на факультетах также неоднородна: буллинг первого типа (предполагает открытое воздействие, например, резкие высказывания, минимум раз в неделю или чаще, на протяжении более полугода) чаще встречается на филологическом факультете (9%). Тогда как буллинг второго типа (более мягкий вариант, имеющий эпизодический характер, либо продолжающийся долгое время, но с относительно редкими эпизодами) чаще встречается на психолого-педагогическом факультете (51%).

Таким образом, имеют место довольно широкие вариации проявлений буллинга среди студентов разных факультетов даже в рамках одного университета. С сожалением приходится констатировать, что роль буллинга в детерминации деструктивных психических состояний остается малоизученной, бедно представлена в публикациях.

Рекомендации по оптимизации напряженности в обучении студентов.

В работе со студентами, особенно с первокурсниками, важны усилия академических организаций в оказании помощи, в поддержке и обучении их конструктивным способам преодоления негативных переживаний в процессе обучения [12]. При этом в основе работы по оптимизации психических состояний должна быть диагностика личностных, индивидуально-психологических особенностей и ресурсов студентов, чтобы работа была максимально направленной на целевую группу.

Со студентами, особенно нуждающимися в снятии излишнего напряжения, в помощи по преодолению психологических барьеров и формированию оптимистического настроя, можно уже на младших курсах проводить специальные тренинги по обучению регуляции психических состояний. Такие мероприятия будут способствовать формированию оптимальных функциональных психических состояний в учебной деятельности, овладению механизмами и способами саморегуляции. В целом система мероприятий позволит практически решать задачи учебной адаптации и проблемы учебной дезадаптации студентов разных курсов, но прежде всего первокурсников к условиям профессионального обучения.

Считается, что условия гиподинамии негативно влияют на возможность преодолевать учебные, информационные нагрузки. Напротив, достаточный объем двигательной активности студентов может выступать важным фактором поддержания здоровья [2]. Двигательная активность студентов может быть организована, как при изучении спортивно-педагогических дисциплин, так и на многих мероприятиях воспитательной направленности: спортивные игры и состязания, концерты, конкурсы, предметные олимпиады, волонтерские мероприятия, трудовые десанты.

В профилактике и коррекции негативных психических состояний хорошо зарекомендовали себя каждодневные прогулки на свежем воздухе, лучше на природе. Студенту также рекомендуется спать не менее 8 часов в сутки, причем, делать это нужно в ночные часы в проветриваемом помещении. Очень полезно для бодрости тела и поддержания высокой работоспособности рано ложиться и рано вставать. Физиология интенсивно работающего мозга требует качественного отдыха.

Прогрессивная мышечная релаксация, а также диафрагмальное дыхание являются полезными приемами для отдыха, особенно ночью, когда возникают проблемы с засыпанием. Хорошими способами совладания с негативными психическими состояниями является игра на музыкальных инструментах, прослушивание классической музыки, использование медитативных техник.

Полезно студенту вырабатывать навыки самодисциплины. Это хорошее качество для любого взрослого человека и уж тем более для специалиста. Например, студент должен четко понимать, что после занятий в институте, обеда и 30 минутного отдыха пора выполнять самостоятельную работу, а уже потом идти гулять или общаться с друзьями.

При организации учебного процесса особенно важно заботится о формировании у студентов зрелой учебной мотивации, о создании у студентов позитивной установки на учебную деятельность и на создание ситуаций успешности в учебе. Специально для первокурсников может быть разработана система мероприятий, которая поможет разнообразить учебный процесс: предметные конкурсы, соревнования между подгруппами, коллективные мероприятия, экскурсии, встречи с интересными людьми и многое другое может сделать коллектив преподавателей во главе с администрацией университета.

Выводы. Полученные результаты исследования позволяют полагать, что состояния слабого психического напряжения оказываются недостаточными для обеспечения высокой степени продуктивности учебной деятельности. Психическое напряжение в обучении не только полезно, но и необходимо, и его следует оценивать как конструктивную способность направлять активность на решение учебных задач. Именно умеренное психическое напряжение следует считать наиболее оптимальным с точки зрения эффективности многих видов выполняемой человеком деятельности, в том числе и учебной.

Чрезмерное психическое напряжение, изнуряющее напряжение составляют риски возникновения не только «неоптимальных», но и откровенно «деструктивных» последствий. При этом деструкция касается, как деятельности, когда и процесс, и результат деятельности оказывается неудовлетворительным, так и деятеля, когда человек испытывает настолько сильный дискомфорт, что это нарушает его физическое здоровье. Поэтому состояния «неконструктивного» напряжения, наряду с состояниями неадекватной «расслабленности», должны стать предметом своевременного выявления и коррекции.

Литература:

1. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

2. Гареева, Л.Р. Регуляция состояний и поведения методами физической активности / Л.Р. Гареева // Психология психических состояний: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 25-26 февраля 2021 г.) / сост. А.В. Климанова; под общ. ред. Б.С. Алишева, А.О. Прохорова. - Казань: Издательство Казанского университета, 2021. - Вып. 15. -С. 165-171.

3. Захарова, Е.В. Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета / Е.В. Захарова // Молодой ученый. - 2018. - № 46. - С. 251-252. - URL https://moluch.ru/archive/232/53736/ (дата обращения: 21.10.2019).

4. Комолкина, О.И. Психические состояния студентов-первокурсников медицинского колледжа / О.И. Комолкина, Н.И. Чернецкая // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». - 2018. - Т. 23. - С. 59-67.

5. Крушельницкая, О.И. Мотивация к получению высшего образования и ее структура / О.И. Крушельницкая, М.В. Полевая, А.Н. Третьякова // Психолого-педагогические исследования. - 2019. - Том 11. - № 2. - С. 43-57. - URL: https://psyjournals.ru/files/107660/Krushelnitskaya_et_al.pdf (дата обращения: 11.11.2021).

6. Наенко, Н.И. Психическая напряженность / Н.И. Наенко // Психическая напряженность. Фрустрация: Хрестоматия / сост. И.В. Герасимова. - Владивосток: Морской государственный университет, 2001. - 101 с.

7. Натаров, В.И. Индивидуально-психологические особенности у студентов-заочников и успешность их обучения / Натаров В.И., Соловьев А.С. // Вопросы психологии. - 1989. - №5. - С. 52-56.

8. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Л.: ЛГУ, 1983. - 166 с.

9. Прохоров, А.О. Ментальные механизмы саморегуляции психических состояний и развития регуляторных способностей студентов / А.О. Прохоров, А.В. Чернов, М.Г. Юсупов // Психология психических состояний: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 25-26 февраля 2021 г.) / сост. А.В. Климанова; под общ. ред. Б.С. Алишева, А.О. Прохорова. - Казань: Издательство Казанского университета, 2021. - Вып. 15. - С. 446-450.

10. Солдатов, Д.В. Нервно-психическое напряжение студентов-первокурсников / Д.В. Солдатов // Вестник МГОГИ. -Орехово-Зуево: МГОГИ. - 2012. - №2. - С. 107-112.

11. Юсупов, М.Г. Взаимосвязь составляющих системы «Я» и саморегуляции психических состояний в разных ситуациях учебной деятельности / М.Г. Юсупов, Л.М. Сайфуллина // Психология психических состояний: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей вузов (Казань, 25-26 февраля 2021 г.) / сост. А.В. Климанова; под общ. ред. Б.С. Алишева, А.О. Прохорова. - Казань: Издательство Казанского университета. - 2021. - Вып. 15. - С. 595-600.

12. Koebele, J. Stress in School. A Parent, Teacher & Student Guide to Symptoms & Solutions / J. Koebele. - URL: https://www.accreditedschoolsonline.org/resources/student-stress/ (дата обращения: 23.11.2019).

Психология

УДК 159.96

аспирант, преподаватель Тузлукова Алиса Владимировна

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону);

доктор психологических наук,

профессор Джанерьян Светлана Тиграновна

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

ОЦЕНКИ СЕБЯ КАК СУБЪЕКТА КОНКУРЕНЦИИ И ОЖИДАЕМЫЕ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОВ У РАБОТАЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С РАЗНОЙ ПЕРФЕКЦИОНИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного установлению своеобразия оценок себя как субъекта конкуренции и ожидаемых оценок конкурентов у работающих субъектов с различной перфекционистской направленностью. Дано определение перфекционистской направленности личности. Установлена оценка ведущего конкурента при построении стратегии конкуренции, включающая руководителя и коллег, у субъектов с различными видами перфекционистской направленности. Выявлены дифференцированность и согласованность оценок себя этими субъектами и оценок, ожидаемых от конкурентов в свой адрес, характерные для субъектов с различными видами перфекционистской направленности.

Ключевые слова: конкуренция, стратегия конкуренции, компоненты стратегии конкуренции, перфекционизм, перфекционистская направленность, оценки себя, ожидаемые оценки.

Annotation. The article presents the results of a study devoted to establishing the originality of assessments of oneself as a subject of competition and the expected assessments of competitors by working subjects with different perfectionist orientations. The definition of the perfectionist orientation of the personality is given. The assessment of the leading competitor in the construction of a competition strategy, including the leader and colleagues, was established for subjects with various types of perfectionist orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.