Педагогика
УДК 378.17
кандидат психологических наук, доцент Солдатов Дмитрий Вячеславович
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Петрова Елена Александровна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Абсолютно все субъекты современного образовательного процесса испытывают значительные психические нагрузки. Настоящая статья посвящена изучению психических состояний студентов высших учебных заведений в разных странах. При рассмотрении вопросов психического напряжения мы исходим из того, что обучение в высшей школе выступает в качестве стрессогенного фактора, вызывающего неоптимальные функциональные состояния, зависящие от индивидуальных особенностей всех участников образования, организации обучения и характера отношений, в которых они находятся. Довольно большое количество внешних и внутренних факторов выступают детерминантами определенных психических состояний студентов в процессе образования. Особое место среди этих факторов принадлежит мотивации получения образования, ценностным установкам, субъективной самооценке успешности в учебе, и некоторым психодинамическим особенностям личности. Всю совокупность внешних условий, особенностей организации и внутренних психических феноменов следует учитывать при анализе детерминации функциональных психических состояний студентов в процессе профессионального обучения. В исследовании акцент сделан на изучении причин и проявлений психоэмоционального состояния студентов. Это является важным направлением исследований в педагогической психологии и психологии личности. Приведены результаты эмпирических исследований психических состояний и переживаний студентов, обучающихся в разных учебных заведениях. Особое внимание уделено вопросам профилактики неконструктивных проявлений излишнего психического напряжения, способам комфортизации психических состояний, преодоления деструктивного напряжения у студентов в процессе обучения, и той помощи, которую могут оказать им сотрудники высших учебных заведений. Цель исследования: изучить причин и проявлений психоэмоционального состояния студентов в образовательном процессе. Методы исследования: метод теоретического анализа и систематизации научных идей; опросник нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин), методика «Определения мотивации учения» (В.Г. Каташев), методика «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк), опросник «Оцени себя» (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов); количественная и качественная оценка полученных результатов. Результаты исследования: проведенное исследование позволило установить, что в современном образовании серьезной реальностью для всех его участников является появление устойчивых негативных психических состояний. Такие состояния педагогов и студентов составляют риск не только для качества обучения или возможности его продолжения и завершения, но и являются угрозой для физического и психического здоровья. Приведены результаты эмпирических исследований психических состояний и переживаний студентов, обучающихся в разных учебных заведениях. Основные выводы и их значимость: полученные результаты дополняют имеющиеся теоретические положения и концепции по проблеме причин и проявлений психоэмоционального состояния студентов и могут применяться в консультативной и коррекционной работе по вопросам профилактики неконструктивных проявлений излишнего психического напряжения, способам комфортизации психических состояний, преодоления деструктивного напряжения.
Ключевые слова: обучение, студенты, психологические нагрузки, нервно-психическое напряжение, стресс, дезадаптация, профилактика.
Annotation. Absolutely all subjects of the modern educational process experience significant mental stress. This article is devoted to the study of the mental states of students of higher educational institutions in different countries. When considering issues of mental stress, we proceed from the fact that education in higher education acts as a stressful factor that causes suboptimal functional states that depend on the individual characteristics of all participants in education, the organization of education and the nature of the relationship in which they are. Quite a large number of external and internal factors act as determinants of certain mental states of students in the process of education. A special place among these factors belongs to the motivation for obtaining education, value attitudes, subjective self-assessment of academic success, and some psychodynamic personality traits. The whole set of external conditions, organizational features and internal mental phenomena should be taken into account when analyzing the determination of the functional mental states of students in the process of vocational training. The study focuses on the study of the causes and manifestations of the psycho-emotional state of students. This is an important line of research in educational and personality psychology. The results of empirical studies of mental states and experiences of students studying in different educational institutions are presented. Particular attention is paid to the issues of prevention of non-constructive manifestations of excessive mental stress, ways of comforting mental states, overcoming destructive stress among students in the learning process, and the assistance that can be provided to them by employees of higher educational institutions. The purpose of the study: to study the causes and manifestations of the psycho-emotional state of students in the educational process. Research methods: method of theoretical analysis and systematization of scientific ideas; «Questionnaire of neuropsychic stress» (T.A. Nemchin), the method «Determining the motivation of learning» (V.G. Katashev), the method «Self-assessment of mental states» (G. Eysenck), the questionnaire «Assess yourself» (A.A. Bochaver, V.B. Kuznetsova, E.M. Bianchi, P.V. Dmitrievsky, M.A. Zavalishina, N. A. Kaporskaya, K.D. Khlomov); quantitative and qualitative assessment of the results obtained. Results of the study: the study made it possible to establish that in modern education a serious reality for all its participants is the emergence of stable negative mental states. Such conditions of teachers and students pose a risk not only for the quality of education or the possibility of continuing and completing it, but also a threat to physical and mental health. The results of empirical studies of mental states and experiences of students studying in different educational institutions are presented. The main conclusions and their significance: the results obtained complement the existing theoretical positions and concepts on the problem of the causes and manifestations of the psycho-emotional state of students and can be used in advisory and corrective work on the prevention of non-constructive manifestations of excessive mental stress, ways of comforting mental states, overcoming destructive stress.
Key words: training, students, psychological stress, neuropsychic stress, stress, maladaptation, prevention.
Введение. Исследования нервно-психического напряжения обучающихся в разных странах на разных этапах обучения показывает, что большинство студентов характеризуют свое состояние как озабоченное, подавленное и тревожное. Например, одно из российских исследований устойчивости к стрессам показало, что 93% первокурсников находятся в состоянии стресса, и это конечно является не только фактором риска, но и сказывается на процессе их обучения. В одном из американских исследований сообщалось, что 60% сегодняшних студентов колледжа страдают от тревожных и иных психологических расстройств и состояний. Указанные факты заставляют нас обратить внимание на психические состояния и поведение студентов вообще, и студентов-первокурсников в первую очередь. Именно первокурсники составляют собой наиболее выраженную «группу риска» возникновения разных форм деструктивных психических состояний и форм поведения.
В современной психологии понятие психического напряжения относят к группе психических состояний, которые наряду с психическими процессами и психическими свойствами составляют всю совокупность психических явлений. Проблема изучения психического напряжения в образовательном процессе изучается отечественными и зарубежными учеными, а именно: С.М. Афанасьевой, П.С. Алексеевой, Е.В. Камневой, Ю.Е. Шматовой, N. Ballash, O. Leyfer, A.F. Buckley, J. Woodruff-Borden, Y. Cho, S.J. Julier, N. Bianchi-Berthouze, D. Edwards, P. Burnard, M.S. Hardy, L.G. Calhoun, F.D. McMillan, L. Petruzzellis, S. Romanazzi, S.C. Segerstrom, K. Starcke, J.A. Talbott и др.
В целом можно констатировать, что довольно большое количество внешних и внутренних факторов выступают детерминантами определенных психических состояний студентов в процессе образования. Особое место среди этих факторов принадлежит мотивации получения образования, ценностным установкам, субъективной самооценке успешности в учебе, и некоторым психодинамическим особенностям личности. Всю совокупность внешних условий, особенностей организации и внутренних психических феноменов следует учитывать при анализе детерминации функциональных психических состояний студентов в процессе профессионального обучения.
Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа была проведена нами на базе ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» г.о. Орехово-Зуево Московской области. Выборка составила 160 человек в возрасте 17-18 лет из числа студентов первого курса психолого-педагогического факультета, факультета дошкольного образования, факультета начального образования, биолого-химического факультета, факультета иностранных языков, филологического факультета.
Диагностические исследования психических состояний студентов ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» показывают, что подавляющее большинство (76%) студентов-первокурсников шести разных факультетов по «Опроснику нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчин) обнаруживают слабое нервно-психическое напряжение, умеренное нервно-психическое напряжение имеет место лишь примерно у 18%, сильное нервно-психическое напряжение не характерно и обнаруживает себя лишь примерно у 3% первокурсников.
На основании полученных результатов не представляется возможным сделать вывод о том, что даже у этих студентов сильное нервно-психическое напряжение детерминировано ситуаций обучения в высшем учебном заведении. Очень вероятно, что сильное напряжение связано с какими-то иными жизненными ситуациями этих студентов. Следовательно, оптимальные показатели нервно-психическое напряжение обнаруживает всего лишь 18% студентов-первокурсников, т.е. в процессе обучения эти студенты достаточно напряжены, деятельны, именно в этих условиях можно ожидать, что у них происходят профессионально важное развитие психики - с напряжением работает память, активна мыслительная деятельность, формируются нужные компетенции, происходят трансформации ценностной сферы.
С целью определения уровня мотивации учения у студентов мы использовали методику «Определения мотивации учения» (В.Г. Каташев). По результатам исследования низкий уровень мотивации профессионального обучения выявлен примерно у 8% студентов. Большинство студентов (62%) имеют средний уровень мотивации профессионального обучения. Высокий уровень мотивации профессионального обучения диагностирован примерно у 36% обучающихся. Понятно, что ожидать сколько-нибудь значительного напряжения и учебной активности в обучении студентов с низкими и даже средними показателями мотивации не приходится.
В рамках проведенного исследования мы обратили внимание на состояние психического напряжения студентов и использовали методику «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк). Средние показатели по шкалам «тревожности», «фрустрированности» также по большей части оказываются невысокими, а в индивидуальных результатах по этим шкалам высокие баллы встречается как единичные случаи, составляющие в общей массе не более 1%. Так, средние значения по шкалам методики находятся в следующих пределах; по шкале «тревожность»: от 5,5 до 9,6; по шкале «фрустрированность»: от 5,3 до 8,5; по шкале «агрессивность»: от 7,3 до 10,0; по шкале «ригидность»: от 8,2 до 10,5. Несколько выше у студентов средние значения по шкалам «агрессивности» и «ригидности».
Особое место в детерминации негативных психических состояний студентов занимает явление буллинга. Столкновение с буллингом мало кого может оставить равнодушным, но оценка роли буллинга в переживаниях напряжения в обучении пока, похоже, не произведена. С целью изучения проявлений буллинга была использована диагностических сеанса применения анкеты, рекомендованной Центром практической психологии образования Московской области для анализа явлений буллинга «Оцени себя» (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов). Зона свободная от буллинговых проявлений на факультетах неодинакова, варьирует от 44% до 83% общего числа опрошенных студентов. В среднем по университету около 75% от общего числа опрошенных не участвуют и не являются жертвами актов буллинга. Но 25% студентов указывают на присутствие недоброжелательности в обучении. Как видим, имеют место довольно широкие вариации проявлений буллинга среди студентов разных факультетов даже в рамках одного университета. С сожалением приходится констатировать, что роль буллинга в детерминации деструктивных психических состояний остается малоизученной, бедно представлена в публикациях.
Обобщая результаты диагностики психических состояний студентов ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» г.о. Орехово-Зуево Московской области можно сделать вывод, что значительная часть студентов недостаточно психологически (в частности, личностно) «вовлечена» в учебный процесс: не имеет должной мотивации получения качественной профессиональной подготовки, не переживает по поводу выполнения учебных заданий, не готовится к учебным занятиям, неактивно «включается» в обсуждение учебным вопросов, не ведет «внутренних диалогов» по поводу содержания обучения, критически не оценивает слова преподавателя, одногруппников, учебные материалы.
Психическое напряжение в профессиональном обучении имеет свою динамику и сложным образом связано с другими сторонами психики. Изучение нервно-психического напряжения российских студентов показывает, что оно неодинаково выражено и в целом имеет динамику понижения. Так, студенты 1 курса университета характеризуют свое состояние как подавленное и тревожное, их нервно-психическое напряжение приравнивается к умеренно-выраженному. Примерно так же, как и показатели напряжения, изменяются и показатели тревожности студентов: преимущественно незначительно снижаются от младших курсов к старшим, оставаясь, в основном, на среднем уровне.
Важной переменной в детерминации психических состояний является мотивация обучающегося. Содержание мотивации в начале обучения является важным фактором, детерминирующим психические состояния студента-первокурсника. Педагогам и психологам хорошо известно, какую важную роль в формировании отношения к учебной деятельности играют успехи или неудачи. У учеников закономерно возникает негативное отношение к деятельности, в которой они терпят крах, или испытывают значительный дискомфорт, который обусловлен процессами адаптации необходимостью значительно напрягаться. Поэтому закономерно то, что уровень мотивации учебной деятельности у студентов-старшекурсников в целом значимо выше, комплекс доминирующих мотивов гораздо более зрелый, чем у студентов-первокурсников.
Как отдельные личностные характеристики, так и их сочетание рассматривается исследователями в качестве важных детерминант психических состояний. В частности, у студентов имеют место различные по своим характеристикам и эффективности стратегии адаптации в новых учебных условиях. Эти стратегии во многом определяют устойчивость личности к развитию неблагоприятных состояний в образовании и динамику этих состояний, но далеко не у всех студентов эти стратегии могут быть эффективными. При повторяющихся воздействиях стрессогенных факторов, у студентов постепенно в ходе обучения от младших курсов к старшим спонтанно формируются тактики и навыки совладания и саморегуляции, происходит самокоррекция неоптимальных вариантов функциональных психических состояний. Поэтому именно студенты-первокурсники представляют собой специфическую группу, требующую повышенного психолого-педагогического внимания и мероприятий по профилактике деструктивных психических состояний.
Быстрее других адаптируются к условиям обучения в вузе студенты, имеющие, как правило, более стабильную динамику психических состояний, более высокий уровень здоровья, но их успеваемость невысока. И наоборот, достижение определенных положительных результатов ведет к перестройке отношения к будущей профессии, к формированию новых мотивов в профессиональном обучении. Например, успешность в период прохождения практики, переживание в ее ходе положительных психических состояний удовлетворенности, может выступить самостоятельным побуждением к совершенствованию профессиональных навыков. Динамика психических состояний и поведения имеет значительную зависимость от многих факторов, среди которых и такие факторы как объем двигательной активности студентов, ожидания результатов обучения, в частности неоправданно высокие. Таким образом, общей тенденцией динамики функциональных состояний студентов в профессиональном обучении является уменьшение негативных состояний и их проявлений от начала обучения к его окончанию. С этой точки зрения именно первокурсники представляют собой наиболее уязвимую группу.
Выводы. Анализ закономерностей психических состояний предполагает системный подход, поскольку никак иначе невозможно охватить всю совокупность факторов. Психологический анализ оставляет открытым вопрос о истинных причинах, в частности, высоких показателей нервно-психического напряжения у студентов. Внимание психологов пока еще не направлено на изучение всей совокупности условий детерминации психических состояний студентов в обучении. По умолчанию, возникает представление о том, что все диагностированные феномены исчерпывающе обусловлены условиями обучения, учебной адаптации и исследователями проблемы не рассматриваются причины, лежащие за пределами процесса обучения, например, в личных переживаниях, в семейных отношениях, особенностях темперамента испытуемых, своеобразии их личности.
Между тем, какая-то часть выборки неоптимальных психических состояний может быть объяснена факторами, не имеющими каузального отношения к обучению. Еще какая-то часть случаев неоптимальных психических состояний должна быть отнесена к влиянию таких внешних факторов, которые также не могут быть проигнорированы при анализе психических состояний. Важными условиями риска возникновения неоптимальных психических состояний является: курс обучения; вид учебной деятельности; форма обучения; профиль обучения.
Особое внимание в выявлении условий возникновения высоких степеней нервно-психического напряжения у студентов следует уделить роли конфликтов, оппозициональности, негативизму, незрелой мотивации, стилям общения. Однако, и низкие показатели нервно-психического напряжения у студентов в ходе обучения не могут успокаивать заинтересованных лиц.
Диагностика психических состояний позволяет не только очертить круг психологических проблем в обучении студентов, но и обозначить «группы разной степени риска» возникновения учебной дезадаптированности. Приведенные результаты позволяют полагать, что состояния слабого психического напряжения оказываются недостаточными для обеспечения достаточно высокой степени продуктивности учебной деятельности. Психическое напряжение в обучении не только полезно, но и необходимо, и его следует оценивать как конструктивную способность направлять активность на решение учебных задач. Именно умеренное психическое напряжение следует считать наиболее оптимальным с точки зрения эффективности многих видов выполняемой человеком деятельности, в том числе и учебной.
Чрезмерное психическое напряжение, изнуряющее напряжение составляют риски возникновения не только «неоптимальных», но и откровенно «деструктивных» последствий. При этом деструкция касается как деятельности, когда и процесс, и результат деятельности оказывается неудовлетворительным, так и деятеля, когда человек испытывает настолько сильный дискомфорт, что это нарушает его физическое здоровье. Поэтому состояния «неконструктивного» напряжения, наряду с состояниями неадекватной «расслабленности», должны стать предметом своевременного выявления и коррекции.
Литература:
1. Акимова, А.Р. Индивидуально-типологические особенности стрессоустойчивости личности / А.Р. Акимова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2017. Т. 8. - №5. - С. 6-20.
2. Афанасьева, С.М. Психологическая готовность к взаимодействию с образовательной средой ВУЗа у первокурсников и их психическое состояние в период адаптации / С.М. Афанасьева, П.С. Алексеева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - №12. - С. 20-26.
3. Камнева, Е.В. Информационно-психологическое воздействие средств массовой коммуникации на психическое состояние (на примере студенческой выборки) / Е.В. Камнева // Вопросы кибербезопасности. - 2016. - №5 (18). - С. 51-55.
4. Шматова, Ю.Е. Влияние COVID-19 на психическое здоровье населения (как показатель человеческого потенциала): опыт зарубежных исследований / Е.В. Шматова // Проблемы развития территории. - 2020. - №4 (108). -С. 88-108.
5. Cho, Y. Instant Stress: Detection of Perceived Mental Stress Through Smartphone Photoplethysmography and Thermal Imaging / Y. Cho, S.J. Julier, N. Bianchi-Berthouze // JMIR Mental Health. - 2019. - Volume 6. Issue 4. - Р. e10140.
6. Petruzzellis, L. Educational value: how students choose university / L. Petruzzellis, S. Romanazzi // International Journal of Educational Management. - 2010. - Volume 24. Issue 2. - Р. 139-158.