Научная статья на тему 'Особенности развития учебного стресса и уровня стрессоустойчивости у студентов гуманитарных и технических специальностей в системе высшего образования'

Особенности развития учебного стресса и уровня стрессоустойчивости у студентов гуманитарных и технических специальностей в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1187
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРЕСС / ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС / УЧЕБНЫЙ СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТРЕССОРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ходак Нина Анатольевна

На основе анализа научной литературы рассматривается сущность понятий «стресс», «стрессоустойчивость», «психическая напряженность». Перечисляются причины учебных стрессов у студентов в условиях образовательной организации. Актуализируется проблема изучения стресса как естественного состояния психической напряженности студентов высшего образования. Описываются результаты проведенного эмпирического исследования особенностей развития учебного стресса и уровня стрессоустойчивости у студентов гуманитарных и технических специальностей в системе высшего образования. На основе анализа результатов проведенного исследования среди обучающихся специальностей «Лингвистика» и «Прикладная информатика» доказываются гипотезы, согласно которым у студентов гуманитарной специальности первых курсов обучения интенсивность учебной нагрузки не приводит к значительному повышению показателя психологического стресса и незначительно возрастает к старшим курсам обучения; значимая учебная нагрузка у студентов гуманитарной специальности старших курсов обучения приводит к повышению учебного стресса; высокие показатели учебного стресса у студентов технической специальности существенно не влияют на их общее психоэмоциональное состояние; у студентов технической специальности уровень стрессоустойчивости значительно выше, чем у обучающихся по гуманитарной специальности; высокие показатели стрессоустойчивости противопоставляются низким значениям психологического стресса у студентов технической специальности. В ходе эмпирического исследования установлены взаимосвязи между учебным стрессом с интегральным показателем психической напряженности и общим уровнем стрессоустойчивости у студентов разных курсов обучения в системе высшего образования. Изучены особенности снятия учебного стресса у студентов разных специальностей. Определена взаимосвязь общего уровня стрессоустойчивости и особенностей психоэмоционального состояния у студентов разных специальностей в условиях учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ходак Нина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF ACADEMIC STRESS AND ABILITY TO COPE WITH STRESS IN STUDENTS OF HUMANITARIAN AND TECHNICAL SPECIALTIES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

According to research the concepts of «stress», «ability to cope with stress», «mental tension” are considered. The causes of stress in students training in the conditions of the educational organization are itemized. The problem of studying stress as a natural state of mental tension of students in higher education is actualized. The results of empirical studies of the development of academic stress and the ability to cope with stress in students of humanitarian and technical specialties in the higher education system are described.Based on the analysis of the results of the study among the students of specialty «Linguistics» and «Applied Computer Science» the hypotheses are proved. According these hypotheses intensity of training load of the students of humanitarian specialties the rst courses does not lead to a signicant increase in the indicator of psychological distress and increased slightly to senior training courses; signicant academic load of the students of humanitarian specialties of senior training courses leads to increased educational stress; high levels of educational stress in students of technical education don’t signicantly affect their psycho-emotional state; stress level in students of technical specialties is much higher than that of students in humanities; high levels of stress are opposed to low values of psychological stress among students of technical specialties.The relationship between training stress with integral indicator of mental tension and the general level of stress in students of various courses in higher education are determined. Features of stress release in students of different specialties are studied. Relationship of stress and characteristics of mental and emotional state of students of different specialties in the conditions of the educational process is determined

Текст научной работы на тему «Особенности развития учебного стресса и уровня стрессоустойчивости у студентов гуманитарных и технических специальностей в системе высшего образования»

УДК 37.04 + 159 ББК 74.480 +88.283

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-1-48-59

го ч

0

X <

1

Н.А. Ходак

(Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Россия)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО СТРЕССА И УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

На основе анализа научной литературы рассматривается сущность понятий «стресс», «стрессоустойчивость», «психическая напряженность». Перечисляются причины учебных стрессов у студентов в условиях образовательной организации. Актуализируется проблема изучения стресса как естественного состояния психической напряженности студентов высшего образования. Описываются результаты проведенного эмпирического исследования особенностей развития учебного стресса и уровня стрессоустойчивости у студентов гуманитарных и технических специальностей в системе высшего образования.

На основе анализа результатов проведенного исследования среди обучающихся специальностей «Лингвистика» и «Прикладная информатика» доказываются гипотезы, согласно которым у студентов гуманитарной специальности первых курсов обучения интенсивность учебной нагрузки не приводит к значительному повышению показателя психологического стресса и незначительно возрастает к старшим курсам обучения; значимая учебная нагрузка у студентов гуманитарной специальности старших курсов обучения приводит к повышению учебного стресса; высокие показатели учебного стресса у студентов технической специальности существенно не влияют на их общее психоэмоциональное состояние; у студентов технической специальности уровень стрессоу-стойчивости значительно выше, чем у обучающихся по гуманитарной специальности; высокие показатели стрессоустойчивости противопоставляются низким значениям психологического стресса у студентов технической специальности.

В ходе эмпирического исследования установлены взаимосвязи между учебным стрессом с интегральным показателем психической напряженности и общим уровнем стрессоустойчивости у студентов разных курсов обучения в системе высшего образования. Изучены особенности снятия учебного стресса у студентов разных специальностей. Определена взаимосвязь общего уровня стрессоустойчивости и особенностей психоэмоционального состояния у студентов разных специальностей в условиях учебного процесса.

Ключевые слова: профессиональное образование, стресс, психическая напряженность, психологический стресс, физиологический стресс, учебный стресс, стрессоустойчивость, стрессоры.

N.A. Hodak

(Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia)

PECULIARITIES OF DEVELOPMENT OF ACADEMIC STRESS AND ABILITY TO COPE WITH STRESS IN STUDENTS OF HUMANITARIAN AND TECHNICAL SPECIALTIES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

According to research the concepts of «stress», «ability to cope with stress», «mental tension" are considered. The causes of stress in students training in the conditions of the educational organization are itemized. The problem of studying stress as a natural state of mental tension of students in higher education is actualized. The results of empirical studies of the development of academic stress and the ability to cope with stress in students of humanitarian and technical specialties in the higher education system are described.

Based on the analysis of the results of the study among the students of specialty «Linguistics» and «Applied Computer Science» the hypotheses are proved. According these hypotheses intensity of training load of the students of humanitarian specialties the first courses does not lead to a significant increase in the indicator of psychological distress and increased slightly to senior training courses; significant academic load of the students of humanitarian specialties of senior training courses leads to increased educational stress; high levels of educational stress in students of technical education don't significantly affect their psycho-emotional state; stress level in students of technical specialties is much higher than that of students in humanities; high levels of stress are opposed to low values of psychological stress among students of technical specialties.

The relationship between training stress with integral indicator of mental tension and the general level of stress in students of various courses in higher education are determined. Features of stress release in students of different specialties are studied. Relationship of stress and characteristics of mental and emotional state of students of different specialties in the conditions of the educational process is determined.

Keywords: professional education, professional development, stress, mental tension, psychological stress, physiological stress, educational stress, stress, stressors.

В современных условиях общество предъявляет более высокие требования к подготовке специалистов высшего профессионального образования, обладающих глубокими устойчивыми профессиональными знаниями.

Для успешного формирования всесторонне развитой личности студента необходимо использование в образовательном процессе комплексного подхода, учитывающего индивидуально-личностные, психологические, физиологические особенности развития и формирования психических состояний, влияющих на

процесс и результат образовательного процесса.

В условиях модернизации и интенсификации профессионального образования затраты внутренних ресурсов организма могут быть слишком высоки, а следовательно, повышают стрессогенное состояние, что отрицательно влияет на психосоматическое и психосоциальное здоровье студентов.

Период обучения студентов в вузе является чрезвычайно напряженным и ответственным этапом в становлении профессионала. Во время обучения студент

го m о

СО

го ü ю о

<u Э о

н 2 G m

<u S <u

° s k ° ^ m

8 £

M

" 5

ï ro

0 J

£ CD

^ 1=

S о

ro X

о S

о <u

0

1

Ю <u

T

X -û I

ro

ïï 1

s §

1 <D

<U CT >

о H

о о

го ч

0

X <

1

сталкивается с информационными, временными и эмоциональными нагрузками [1; 3; 5; 9; 10; 11; 12, 14; 20; 22].

Обучение в вузе для студентов часто может стать причиной возникновения стресса, что может привести к снижению умственной работоспособности и неспособности к самостоятельному управлению собственным поведением [2].

Основоположник учения о стрессе канадский учёный Ганс Селье формулирует следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» [17, с. 124]. Стресс - это универсальная физиологическая реакция на любое сильное воздействие с элементами защиты и повреждения, приводящая к включению защитных способностей организма.

Биологическая функция стресса -адаптация. Стресс предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих физических, психических, эмо-циогенных воздействий. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей.

Такой подход подтверждает существование стресса [17] как наиболее полезного психофизиологического компонента, «тонизирующего» работу всего организма и способствующего мобилизации защитных сил (включая иммунную систему).

Так, по мнению В.В. Суворовой, стресс - это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [16].

Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомео-стаза» [7].

В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или

неприятных факторов в жизненной ситуации» [23, с. 121].

Таким образом, физиологический стресс характеризуется нарушением го-меостаза и вызывается непосредственным воздействием неблагоприятного стимула на организм. Реакции, протекающие при физиологическом стрессе, носят стереотипный характер [23; 24].

Данный медико-биологический подход к изучению стресса долгое время считался традиционным и достаточно распространенным и только в последние годы все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса.

Выяснилось, что чрезвычайно сложная и чувствительная психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье.

Стало очевидным, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека [24; 25].

По-мнению российского психофизиолога Ю. И. Александрова, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья» [16, с. 94].

Так, в работах Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, стресс - «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» [4].

Психическая напряженность - психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий [4; 14].

Психическая напряженность сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом.

Степень психической напряженности определяется многими факторами, важнейшими из которых являются сила мотивации, значимость ситуации, наличие опыта подобных переживаний, ригидность (негибкость) психических функциональных структур, вовлеченных в тот или иной вид деятельности. Среди факторов, порождающих психическую напряженность, наибольшее значение имеют фрустрации и конфликты в сфере значимых отношений личности и ее социального окружения. Когда психическая напряженность не может быть разрешена в реальной деятельности, она активизирует механизмы психологической защиты. В ряде интерпретаций психическая напряженность совпадает с понятием психологического стресса [13; 24].

Степень напряженности деятельности также определяется структурой процесса труда или учения, в частности содержанием учебной нагрузки в образовательном учреждении, ее интенсивностью, насыщенностью деятельности и т.д. [5; 19].

Таким образом, физиологический стресс и психологический стресс (синоним - термин «психическая напряженность) отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. Несмотря на условность, такая дифференциация позволяет учитывать, к каким характеристикам субъекта преимущественно адресуются стимулы -биологическим или психологическим.

Анализ психологического стресса требует учёта таких моментов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности [21].

Эти психологические факторы обусловливают и характер ответных ре-

акций. В отличие от физиологического стресса, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказуемы. Так, например, на угрозу один субъект реагирует гневом, а другой - страхом и т.п.

В научной литературе имеются многочисленные описания порождающих психическую напряжённость воздействий и ситуаций, которые называют стрессорами [12].

Стрессор (от англ. stress - давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение; синонимы: стресс-фактор, стресс-ситуация) - фактор, вызывающий состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, вызывающее стресс.

При характеристике стрессогенных ситуаций указываются такие признаки, как «сложные», «трудные», «особые», «эмоциогенные», «критические», «аварийные», «чрезвычайные», «экстремальные», «сверхэкстремальные», «гиперстрессовые» и т.п. [6; 7].

Проблема изучения стресса как естественного состояния психической напряженности актуализируется в условиях образовательной организации, когда особенно интенсивным становится образовательный процесс, возрастает учебная нагрузка обучающихся. В связи с этим указанные факторы требуют проведения эмпирических исследований особенностей проявления психологического стресса у студентов разных специальностей высшего образования.

В связи с актуальностью указанной проблемы определим цель исследования - изучение особенностей развития учебного стресса и уровня стрессоустой-чивости у студентов гуманитарных и технических специальностей в системе высшего образования.

Задачи исследования: 1. Определить и сравнить интегральный показатель психической напряженности (психологический стресс - PSM) у студентов гуманитарных и технических специальностей.

го ш о со ГО

Ю О

Ф

Э

о

н 2

<u s <u

° g ь °

^ m § £

M

" 3

5 ro

° IT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ CD

^ 1=

s о

ro X

о S

о <u

о

X

Ю <u

T

X _0 X

ГО

Я 1

S §

X ф

<U CT >

о H

о о

го ч

0

X <

1

2. Изучить взаимосвязь учебного процесса с интегральным показателем психической напряженности у студентов гуманитарных и технических специальностей.

3. Определить взаимосвязь показателей учебного стресса и особенностей психоэмоционального состояния у студентов гуманитарных и технических специальностей.

4. Изучить особенности развития и снятия учебного стресса у студентов гуманитарных и технических специальностей.

Предмет исследования: особенности взаимосвязи уровня стрессоустойчиво-сти и учебного стресса у студентов гуманитарных и технических специальностей в системе высшего образования.

В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:

1. У студентов гуманитарной специальности первых курсов обучения интенсивность учебной нагрузки не приводит к значительному повышению показателя психологического стресса и незначительно возрастает к старшим курсам обучения.

2. Значимая учебная нагрузка у студентов гуманитарной специальности старших курсов обучения приводит к повышению учебного стресса.

3. Высокие показатели учебного стресса у студентов технической специальности существенно не влияют на общее психоэмоциональное состояние.

4. У студентов технической специальности уровень стрессоустойчивости значительно выше.

5. Высокие показатели стрессоустойчи-вости противопоставляются низким значениям психологического стресса у студентов технической специальности. В исследовании принимали участие

60 студентов I-IV курсов обучения гуманитарной специальности «Лингвистика» ЧОУВО «Русско-Британский Институт Управления»; 30 студентов I-IV курсов обучения технической специальности «Прикладная информатика». Возраст ис-

пытуемых - 17 до 22 года. 62,5 % испытуемых - лица женского пола, 37,5% - лица мужского пола.

Проведено комплексное изучение особенностей психологического стресса и уровня стрессоустойчивости у студентов технических и гуманитарных специальностей с использованием банка следующих методик:

1. Шкала психологического стресса PSM-25 (шкала Лемура-Тесье-Фил-лиона, адаптирована и апробирована Н.Е. Водопьяновой), предназначенная для измерения стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях.

Согласно данной методике, измерение стрессовых ощущений определяется суммарным интегральным показателем. Если его величина более 155 баллов, то проявляется высокий уровень стресса; если величина показателя находится в интервале 100-154 баллов, то уровень стресса определяется как средний; при величине показателя меньше 100 баллов уровень стресса - низкий. Чем больше интегральный показатель психической напряженности, тем выше уровень психологического стресса [6].

2. Тест на учебный стресс, разработанный Ю. В. Щербатых для определения основных причин и приемов снятия учебного стресса студентами [25]. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

3. Тест «Самооценка стрессоустойчивости личности», разработанный О.Ф. Потемкиной, Е.В. Потемкиной [15]. Согласно данной методике, измерение самооценки стрессоустойчивости определяется интервальным показателем. Если его величина равна 29 баллам, то проявляется высокий уровень стрессо-устойчивости, если величина показателя находится в интервале от 33-30 баллов, то уровень стрессоустойчивости - выше среднего, если в интервале от 41-38 баллов - средний уровень, от 45-42 баллов -

чуть ниже среднего, от 49-46 баллов -ниже среднего, при величине показателя в интервале от 51-54 баллов уровень стрессоустойчивости - низкий. Чем больше интервальный показатель, тем ниже уровень стрессоустойчивости личности.

4. Шкала дифференциальных эмоций К. Изард, адаптированная А. Леоновой. Используется для диагностики доминирующего эмоционального состояния (по шкалам «интерес», «радость», «удивление», «горе», «гнев», «отвращение», «презрение», «страх», «стыд», «вина») и коэффициента самочувствия [8].

5. Математико-статистический анализ полученных результатов. Статистическая обработка результатов исследования проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Excel 2007 и Statistica 7 для расчета коэффициента корреляции (rs) по методу рангов Спирмена. Использование общепринятых методов вариационной статистики при расчете относительных (P) и средних величин (М), ошибки средней арифметической величины позволяет выявить количественные зависимости измеряемых показателей (m) [18].

Одной из задач исследования являлось определение общего уровня психологического стресса (PSM) у студентов гуманитарной и технической специальностей.

У студентов первых курсов обучения специальности «Лингвистика» наблюдалось незначительное увеличение общего уровня психологического стресса с возрастанием данного показателя к более старшим курсам обучения, чему свидетельствовали представленные средне-групповые значения:

1) у студентов I курса - M=2,6; m±1,5;

2) II курса - M=3,5; m±0,4;

3) III курса - M=4,6; m±1,1;

4) IV курса - M= 6,1; m±1,2.

Представленные эмпирические данные подтвердили поставленную в ходе исследования гипотезу о незначительном возрастании данного показателя к III-IV курсам обучения, что могло быть след-

ствием эффективной врабатываемости нервных процессов и адаптивных систем организма студентов к нарастающим учебным нагрузкам на старших курсах обучения.

Полученные данные могли свидетельствовать о нарастающей психической напряженности во многом связанной с постепенной включенностью студентов в сложный образовательный процесс. К старшим курсам обучения у исследуемых отмечалось усиливающееся состояние напряженности и крайней взволнованности (взвинченности) в особенности при подготовке к курсовым и дипломным проектам, что является вполне очевидным и закономерным процессом.

У студентов специальности «Прикладная информатика» независимо от курса обучения среднегрупповые значения общего уровня психологического стресса (PSM) были одинаково значительно ниже:

1) I курс - М=16,0; т±2,5;

2) II курс - М=15,4; т±3,4;

3) III курс - М=12,4; т±2,5;

4) IV курс - М=13,8; т±2,5.

Полученные результаты могли свидетельствовать как о преобладании силы и подвижности нервных процессов, так и о высоких показателях адаптивных систем организма студентов на младших курсах обучения.

В процессе изучения взаимосвязи особенностей учебного процесса с общим уровнем психической напряженности (PSM) были получены следующие значимые корреляционные связи: у студентов I, II курсов обучения специальности «Лингвистика» - ге=+0,65, р > 0,05; студентов II курса специальности «Прикладная информатика» - ге=+0,48, р > 0,1.

Высокие положительные коэффициенты корреляционного анализа подтвердили прямую зависимость между уровнем психической напряженности и особенностями учебного процесса у студентов разных направлений подготовки. Исследуемые группы студентов независимо от специальности одинаково испытывают

го m о

СО

го ü ю о

<u Э о

н 2 G m

<u S <u

° Si k ° ^ m

§ 1 M

ï ro

0 J

£ CD

^ 1=

S о

ro X

о S

о <u

0

1

Ю <u

T

X -û I

ro

ïï 1

s §

1 <D

<U CT >

о H

о о

го ч

0

X <

1

состояние психической напряженности, обусловленной нарастанием учебной нагрузки в процессе обучения в вузе.

У студентов I курса обучения специальности «Лингвистика» были обнаружены высокие значимые отрицательные коэффициенты корреляции показателя учебного стресса «значимая учебная нагрузка» и психоэмоционального состояния (ге=-0,81, р > 0,05), что могло свидетельствовать об обратной связи между показателями, т.е. высокому уровню учебного стресса соответствовали более низкие значения общего психоэмоционального состояния и наоборот. Следовательно, полученные результаты обратной зависимости между данными показателями доказали поставленную гипотезу о взаимосвязи показателей учебного стресса с эмоциональным состоянием студентов в процессе обучения.

У студентов старших курсов обучения специальности «Прикладная информатика» была выявлена высокая положительная взаимосвязь между данными показателями (ге=+0,68), т.е. значимая учебная нагрузка не приводила к существенному изменению их психоэмоционального состояния, что обусловлено более высоким уровнем стрессоустойчивости (М=64,5; т±3,2) в отличие от более низкого значения данного показателя (М=27,5; т±2,2) у студентов специальности «Лингвистика».

Таким образом, у студентов технической специальности типологические особенности нервных процессов эффективно приспосабливают организм к меняющимся условиям жизни, влиянию стрессоров и способны повышать адаптационную и защитную функции организма.

Сила процесса возбуждения проявляется в меньшей утомляемости, большей эмоциональной устойчивости (самообладании) в экстремальных условиях, в большей сопротивляемости тормозящему влиянию посторонних для данной деятельности раздражителей. От силы нервных процессов зависит энергичность, бодрое настроение человека, скорость движений. Сильная нервная система вы-

держивает большие нагрузки, слабая их не выдерживает, что может привести к срыву высшей нервной деятельности -неврозам и стрессам [12; 23].

В то же время у исследуемых студентов специальности «Лингвистика» стрессовые факторы понижают уровень психической активности и общее физиологическое состояние.

При изучении уровня стрессоустой-чивости у студентов гуманитарной специальности данный показатель был незначительно выше (М=31,6; т±1,8), в отличие от значения данного показателя у студентов технической специальности (М=64,7; т±0,9).

Таким образом, полученные результаты могли свидетельствовать о наибольшем соответствии студентов технической специальности выбранному профилю обучения, т.е. высокие показатели стрес-соустойчивости противопоставляются низким значениям психологической напряженности, вызванной интенсивностью учебных нагрузок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К студентам, обучающимся по техническим специальностям (в системе «человек-машина») предъявляются более высокие требования к организации типологических свойств высшей нервной деятельности, а именно силе, подвижности, уравновешенности. Сила нервных процессов обеспечивает высокую скорость сенсомоторных реакций на сильные и сверхсильные раздражители. Подвижность нервных процессов -возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения. Уравновешенность нервных процессов - сбалансированность процессов возбуждения и торможения [16]. Следовательно, низкие показатели психологического стресса всегда противопоставляются более высоким показателям стрессоу-стойчивости.

Генетически заданная система индивидуальных биологических свойств человека с изначальной иерархией потребностей, планом и способом действий, включаясь в самые различные виды

деятельности, постоянно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических, или формально-динамических свойств индивидуального поведения [23]. Стрессоустойчивость проявляется в общей способности функциональных систем организма противостоять актуальным стрессовым факторам.

При изучении особенностей развития учебного стресса у студентов I курса обучения независимо от специальности были выявлены основные показатели, которые были равны таким среднеарифметическим значениям, как:

1) «большая учебная нагрузка» - М=5,3; т±1,1;

2) «строгие преподаватели» - М=2,8; т±0,8;

3) «излишне серьезное отношение к учебе» - М=3,7, т±0,5.

У студентов II курса обучения: «нерегулярное питание» - М=4,8; т±0,6.

У студентов III, IV курсов обучения специальности «Лингвистика»:

1) «значимая учебная нагрузка» - М=7,7; т±0,2;

2) «короткая обеденная перемена» -М=3,7; т±0,4;

3) «нерегулярное питание» М=4,1; т±2,3;

4) «страх перед будущим» М=6,6; т±1,9. Полученные эмпирические данные

подтвердили сформулированную в ходе исследования гипотезу о влиянии на особенности учебного стресса учебной нагрузки, ее интенсивности и нарастании к старшим курсам обучения, усложнения изучения профессиональных дисциплин.

Для полного представления картины развития учебного стресса на основе анализа результатов методики «Тест на учебный стресс» (Ю.В. Щербатых) проведена количественная интерпретация данных в баллах (табл. 1).

Таблица 1. Причины стресса у студентов

го со о со ГО

ю о

Причина стресса Результаты тех. спец. тах=10 б. Результаты гум. спец. тах=10 б.

1. Строгие преподаватели 2,3 4,6

2. Большая учебная нагрузка 3,4 6,3

3. Отсутствие учебников 2,5 1,4

4. Непонятные, скучные учебники 3,7 4,6

5. Жизнь вдали от родителей 2,1 2,4

6. Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами 3,4 5,2

7. Нерегулярное питание 4,3 5,4

8. Неумение правильно организовывать свой режим дня 4,2 5,4

9. Проблемы совместного проживания с другими студентами 2,2 2,4

10. Конфликт в группе 1,6 2,3

ф э

о

н 2

£ ° ^ ш

§ ф ф '

о

0

1 .0

го ^

ф

с

о

го X о ^

о ф

н о

о

0

1

ю ф

т ^

X _0 I

го

й 1

гз §

1 ф

ф ¿1 >

о н

о о

о >

Причина стресса Результаты тех. спец. тах=10 б. Результаты гум. спец. тах=10 б.

11. Излишне серьёзное отношение к учебе 3,6 3,9

12. Нежелание учиться или разочарование в профессии 2,8 4,6

13. Стеснительность, застенчивость 4,2 3,1

14. Страх перед будущим 3,4 2,6

15. Проблемы в личной жизни 3,2 3,1

16. Иное: - -

Кроме того, нами было выявлены приемы снятия стресса студентами (табл. 2). Таблица 2. Приемы снятия стресса студентами

Приемы снятия стресса Выбор студ. тех. спец., в % Выбор студ. гум. спец., в %

1. Физическая активность 34 41

2. Прогулки на свежем воздухе 41 38

3. Алкоголь 3 2

4. Сигареты 4 8

5. Наркотики 0 0

6. Телевизор 12 22

7. Вкусная еда 47 69

8. Перерыв в работе или учёбе 61 64

9. Сон 64 84

10. Общение с друзьями или любимым человеком 72 84

11. Поддержка или совет родителей 47 56

го ч

0

X <

1

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что основными приёмами снятия стресса студентами специальностей «Лингвистика» и «Прикладная информатика» являются сон, общение с друзьями или любимым человеком, вкусная еда и перерыв в работе или учебе. Позитивным является отсутствие показателя употребления наркотиков и низкое значение показателя употребления алкоголя и сигарет в качестве приёмов снятия стресса в условиях интенсификации учебной нагрузки.

В результате анализа и обобщения полученных данных были сделаны следующие выводы. У студентов специальности «Лингвистика» наблюдается выраженный уровень стресса под воздействием значимых учебных нагрузок, влияющих в свою очередь на общее психоэмоциональное состояние обучающихся.

Студенты специальности «Прикладная информатика» более стрессоустойчивы даже при нарастающих учебных нагрузках, менее зависимы от степени сложности изучаемого учебного материала.

Исследуемые группы студентов независимо от специальности равным образом испытывают состояние психической напряженности в процессе обучения в вузе.

Полученные результаты еще раз доказали прямую зависимость эффективности организации образовательного процесса от функционального состояния организма, индивидуально-типологических особенностей нервной системы, психосоциального состояния студентов и умения предотвращать стрессогенные факторы внешней среды.

Учет особенностей интегрального показателя психической напряженности, учебного стресса и уровня стрес-соустойчивости у студентов в системе высшего образования в организации образовательного процесса эффективно обеспечивает реализацию его основных прогностических и конструктивно-технологических функций.

Полученные выводы служат базой для определения пути дальнейшей экспериментальной работы. Результаты, полученные в ходе исследования, не являются достаточными для полного и точного описания специфики возникновения, развития и переживания учебного стресса студентами разных специальностей.

Проведенное исследование может стать основой для работы, направленной на получение более подробной информации о характерных показателях учебного или психологического стресса, о специфике развития и переживания учебного стресса у студентов разных специальностей в течение семестра и в сессионный период.

Библиографический список:

1. Абдурагимова Н.А. Связь прокра-стинации с академической успеваемостью и мотивацией достижения у студентов. Дипломная работа. - М.: МГЛУ, 2011. - 72 с.

2. Агафонова О.А. Особенности развития учебного стресса у студентов разных специальностей. Квалификационная работа. - М.: МГЛУ, 2013. - 61 с.

3. Бодров В.А. Информационный стресс. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 382 с.

4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков,

B.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

5. Величковская С.Б. Оценка проявлений стресса у слушателей второго высшего образования // Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. -М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013.

C. 70-81.

6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. «Синдром выгорания» в системе «человек - человек». Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер-Пресс, 2001. - 448 с.

7. Гомеостаз / под ред. П.Д. Горизонто-ва. - М.: Медицина, 1981. - 576 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Елисеев О.П. Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду): практикум по психологии личности. -СПб.: 2003. С. 226-227.

9. Жучкова Л.Ю. Особенности становления профессиональной идентичности у студентов-психологов разных курсов // Выпускная квалификационная работа. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2012. - 53 с.

10. Игнатьева В.Л. Теоретические основания организации системы психолого-педагогической поддержки студентов в вузе // Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. - М.: ИПК МГЛУ Рема, 2011. С. 121-125.

11. Идобаева О.А., Резницкая Г.И. Самоактуализация личности как условие психологического благополучия современных студентов. - М.: ИПК МГЛУ Рема, 2011. С. 29-42.

12. Ковалёва Л.М. Исследование особенностей проявления стрессовых состояний студентов медицинских колледжей в период их профессиональной подготовки // Вестник СевНТУ. -2010. - № 104. С. 103-106.

го ш о со ГО

ю о

ф э

о

н 2

<u s <u

° g

k °

^ m § £

M " ig

5 ro

° j

£ CD

^ 1=

s о

ro X

о S

о <u

0

1

Ю <u

T

X _0 I

ro

я 1

s §

1 Ol

<U CT >

о I—

о о

о >

13. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний / под ред. А.О. Прохорова. - 2002. -№ 4. С. 326-344.

14. Маленова А.Ю. Особенности и личностные детерминанты копинг-по-ведения в ситуациях оценивания на примере ситуации экзамена: автореф. дис. ... к.п.н. - Омск, 2007. - 22 с.

15. Потемкина О.Ф., Потемкина М.А. Тесты для подростков. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006 - 320 с.

16. Психофизиология: учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.

17. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982. - 123 с.

18. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.

19. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2001. - 304 с.

20. Стародубцева Е.А. Психосберегаю-щие технологии обучения иностранному языку в языковом вузе: на материале преподавания английского языка: автореф. ... дис. канд. пед. наук. - М., 2007. - 21 с.

21. Суслова О.И. Формирование моти-вационного компонента профессионального становления будущих педагогов-психологов: автореф. дис. ... к.п.н. - Саратов, 2007. - 22 с.

22. Федорченко В.В. Исследование информационного стресса у студентов-психологов на различных этапах обучения. Дипломная работа. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2000. - 84 с.

23. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Издательский центр Академия, 2014. - 384 с.

24. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М., 2005. С. 176-273.

25. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. - Воронеж, 2000. С. 119-142.

Поступила 04.03.2017

го ч

0

X <

1

Об авторе:

Ходак Нина Анатольевна, доцент кафедры педагогики и психологии, Русско-Британский Институт Управления (Россия, г. Челябинск, Ворошилова, д. 12), кандидат биологических наук, [email protected]

Для цитирования: Ходак Н.А. Особенности развития учебного стресса и уровня стрес-соустойчивости у студентов гуманитарных и технических специальностей в системе высшего образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. -№ 1. С. 48-59. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-1-48-59

References:

1. Abduragimova N.A. Contact procrastination with academic performance and achievement motivation in students. Graduate work. Moscow, Moscow State Linguistic University, 2011. - 72 p.

2. Agafonov O.A. Features of development of academic stress among students of different specialties. Qualifying work. Moscow, Moscow State Linguistic University, 2013. - 61 p.

3. Bodrov V.A. Information stress. Moscow, PER SE, 2004. - 382 p.

4. A significant psychological dictionary / comp. and Society. Ed. B. Meshcheryakov, V.A. Zinchenko. St. Petersburg, Prime-EVROZNAK, 2003. - 672 p.

5. Velichkovskaya S.B. Evaluation manifestations of stress in the second higher education students // Psychological patterns of formation of cognitive activity. Moscow, VPO Moscow State Linguistic University, 2013. p. 70-81.

6. Vodopiyanova N.E., Starchenkova E.S. «Burnout syndrome» in the system «man - man» // Workshop on the psychology of management and professional / ed. G.S. Nikiforov. St. Petersburg, Peter Press, 2001. - 448 p.

7. Homeostasis / ed. PD Gorizontov. Moscow, Meditsina, 1981. - 576 p.

8. Eliseev O.P. Differential scale of emotions (by K. Izard): Workshop on the psychology of personality. St. Petersburg, 2003. P. 226-227.

9. Zhuchkova LY Features of formation of professional identity of psychology students from different courses // Final qualifying work. Moscow, State. University Press, 2012. - 53 p.

10. Ignatieff V.L. Theoretical elements of organization of the system of psychological and pedagogical support to students in high school // Psikhologicheskiye zakonomernosti formirovaniya poznavatel'noy deyatel'nosti. Moscow, Rema, 2011. P. 121-125.

11. Idobaeva O.A. Reznitskaya G.I. Self-actualization of the person as a condition of psychological well-being of today's students. Moscow, Rema, 2011. P. 29-42.

12. Kovaleva L.M. Investigation of the features of manifestation of stress states students of medical colleges during their training // Vestnik NTU. - 2010. - № 104. p. 103-106.

13. Leonova A.B., Velichkovskaya S.B. Differential diagnosis of the state of reduced performance // Psikhologiya psikhicheskikh sostoyaniy / ed. A.O. Prokhorov. - 2002. - № 4. P. 326-344.

14. Malenova A.Ju. Features and personal determinants of coping behavior in situations of evaluation on the example of the exam situation: dis. ... PhD (ped. sciences). - Omsk, 2007. - 22 p.

15. Potemkina O.F. Tests for teens / O.F. Potemkin, M.A. Potemkina. Moscow, AST-Press Kniga, 2006. - 320 p.

16. Psychophysiology: a textbook for high schools. 4th ed. / Ed. Y.I. Alexandrov. St. Petersburg, Peter, 2014. - 464 p.

17. Selye H. Stress without distress. Moscow: Progress, 1982. - 123 p. |

18. Sidorenko E.V. Methods of mathematical processing in psychology. St. Petersburg, Rech', g 2004. - 350 p. |

19. Smirnov S.D. Pedagogy and psychology of higher education: from activity to personality: a o textbook for students. Moscow: Academy, 2001. - 304 p. §

20. Starodubtseva E.A. Psycho-saving technologies of teaching a foreign language in a language s 1 university: on the material of teaching English: dis. ... PhD (ped. sciences). Moscow, ^ ™ 2007. - 21 p. ¡1

I—

21. Suslova O.I. Formation of the motivational component of the professional development of o | future pedagogues and psychologists: dis. ... PhD (ped. sciences). Saratov, 2007. - 22 p.

22. Fedorchenko V.V. Study of information stress among students-psychologists at various stages of training. Graduate work. Moscow: Moscow State University, 2000. - 84 p.

23. Shulgovsky V.V. Physiology of higher nervous activity: a textbook for students. Institutions. Moscow: Publishing Center Academy, 2014. - 384 p. |

24. Scherbatykh Yu.V. Psychology of stress. Moscow, 2005. P. 176-273. ^ S

25. Scherbatykh Yu.V. Examination stress. Voronezh, 2000. pp. 119-142. §

^ m § f

M " ig

£ ГО m _

zr

го X

About the author:

Hodak Nina Anatolievna, Associate Professor Department of Pedagogy and Psychology, Russian-British Institute of Management (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Sciences (Biology), x [email protected]

ф m fc i 2 Ê о S x ^ ю

^ Ел ü го

For citation: Hodak N.A. Peculiarities of development of academic stress and ability to §|

cope with stress in students of humanitarian and technical specialties in the system of higher s

education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. No. - 1. og

P. 48-59. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-1-48-59 I |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.