Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
373
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СТРАХИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПРИЧИНЫ И КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шкрябко Ирина Павловна, Санина Марина Евгеньевна

Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Потребности в самоопределении обостряют особенности юношеского возраста. На передний план выходят задачи профессионального самоопределения, в результате ведущим типом деятельности является учебно-профессиональная. Исследование причин проявления страхов у студентов вуза обуславливает изучение индивидуально психологических особенностей личности студентов в юношеском возрасте. Анализ теоретико-эмпирических исследований отечественных и зарубежных учёных показал, что однозначного подхода определения наличия страхов в юношеском возрасте нет. Исследование проводилось в группах первого, третьего и выпускных курсов. Были выделены сквозные и временные страхи. Первые выражены у них на протяжении всего периода обучения, вторые характерны для учащихся определенных курсов. В своём исследовании причин проявления страхов и методов их коррекции у студентов вуза мы рассматривали не все виды страхов, а только те, которые не относятся к фобиям (боязнь высоты, замкнутого пространства и т.п.) и возникают вследствие несчастных случаев. Нас интересовали страхи, которые могли произойти в будущем, тревоги, связанные с событиями в вузе, социальные страхи. В юношеском возрасте происходит развитие психики, и постоянные страхи могут привести к нарушению эмоциональной адаптации, к снижению качества жизни, к социофобии. Во избежание негативных последствий в юношеском возрасте необходимо проводить профилактическую работу по выявлению страхов и коррекции высокой тревожности у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шкрябко Ирина Павловна, Санина Марина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE CAUSES OF THE MANIFESTATION OF FEARS AND METHODS OF THEIR CORRECTION IN UNIVERSITY STUDENTS

Emotions serve to reflect a person's subjective attitude towards himself and the world around him. The needs for self-determination exacerbate the peculiarities of adolescence. The tasks of professional self-determination come to the fore, as a result, the leading type of activity is educational and professional. The study of the causes of the manifestation of fears among university students determines the study of individual psychological characteristics of the personality of students in adolescence. The analysis of theoretical and empirical studies of domestic and foreign scientists has shown that there is no unambiguous approach to determining the presence of fears in adolescence. The study was conducted in groups of the first, third and final years. Cross-cutting and temporary fears were highlighted. The former are expressed in them throughout the entire period of study, the latter are characteristic of students of certain courses. In our study of the causes of the manifestation of fears and methods of their correction in university students, we did not consider all types of fears, but only those that do not relate to phobias (fear of heights, confined spaces, etc.) and arise as a result of accidents. We were interested in fears that could happen in the future, anxieties related to events at the university, social fears. In adolescence, the development of the psyche occurs, and constant fears can lead to a violation of emotional adaptation, to a decrease in the quality of life, to social phobia. In order to avoid negative consequences in adolescence, it is necessary to carry out preventive work to identify fears and correct high anxiety in students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

23. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

24. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108.

25. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.

26. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора деятельности / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

27. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания деятельности / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин, Н.Н. Мугаллимова, Р.С. Халиуллин, А.С. Мартынова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47

28. Бурцева, Е.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.

29. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.

30. Драндров, Г.Л. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности / Г.Л. Драндров, Е.Н. Авксентьев, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-11. - С. 2550-2555

31. Драндров, Г.Л. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности / Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева. - Чебоксары, 2014.

32. Драндров, Г.Л. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов / Г.Л. Драндров, Г.В. Хворонова, В.А. Бурцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1836-1839

33. Захарова, Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании : Учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. - Москва, 2014.

34. Зорин, С.Д. Показатели социально-психологического климата в коллективе и критерии привлекательности бригадных форм работы тренеров по легкой атлетике / С.Д. Зорин, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-1. - С. 170-174

35. Мартынова, А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / А.С. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Шкрябко Ирина Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); магистрант Санина Марина Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ И МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Потребности в самоопределении обостряют особенности юношеского возраста. На передний план выходят задачи профессионального самоопределения, в результате ведущим типом деятельности является учебно-профессиональная. Исследование причин проявления страхов у студентов вуза обуславливает изучение индивидуально психологических особенностей личности студентов в юношеском возрасте. Анализ теоретико-эмпирических исследований отечественных и зарубежных учёных показал, что однозначного подхода определения наличия страхов в юношеском возрасте нет. Исследование проводилось в группах первого, третьего и выпускных курсов. Были выделены сквозные и временные страхи. Первые выражены у них на протяжении всего периода обучения, вторые характерны для учащихся определенных курсов. В своём исследовании причин проявления страхов и методов их коррекции у студентов вуза мы рассматривали не все виды страхов, а только те, которые не относятся к фобиям (боязнь высоты, замкнутого пространства и т.п.) и возникают вследствие несчастных случаев. Нас интересовали страхи, которые могли произойти в будущем, тревоги, связанные с событиями в вузе, социальные страхи. В юношеском возрасте происходит развитие психики, и постоянные страхи могут привести к нарушению эмоциональной адаптации, к снижению качества жизни, к социофобии. Во избежание негативных последствий в юношеском возрасте необходимо проводить профилактическую работу по выявлению страхов и коррекции высокой тревожности у студентов.

Ключевые слова: эмоции, юношеский возраст, страхи, тревожность, причины и коррекция.

Annotation. Emotions serve to reflect a person's subjective attitude towards himself and the world around him. The needs for self-determination exacerbate the peculiarities of adolescence. The tasks of professional self-determination come to the fore, as a result, the leading type of activity is educational and professional. The study of the causes of the manifestation of fears among university students determines the study of individual psychological characteristics of the personality of students in adolescence. The analysis of theoretical and empirical studies of domestic and foreign scientists has shown that there is no unambiguous approach to determining the presence of fears in adolescence. The study was conducted in groups of the first, third and final years. Cross-cutting and temporary fears were highlighted. The former are expressed in them throughout the entire period of study, the latter are characteristic of students of certain courses. In our study of the causes of the manifestation of fears and methods of their correction in university students, we did not consider all types of fears, but only those that do not relate to phobias (fear of heights, confined spaces, etc.) and arise as a result of accidents. We were interested in fears that could happen in the future, anxieties related to events

at the university, social fears. In adolescence, the development of the psyche occurs, and constant fears can lead to a violation of emotional adaptation, to a decrease in the quality of life, to social phobia. In order to avoid negative consequences in adolescence, it is necessary to carry out preventive work to identify fears and correct high anxiety in students.

Key words: emotions, adolescence, fears, anxiety, causes and correction.

Введение. Эмоциональная сфера имеет доминирующее значение в становлении и развитии личности в разных возрастных периодах жизни человека, поэтому она определяется в психологии как функции регуляции жизнедеятельности. В психологии «эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и независящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Именно, эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес» [2].

Анализ теоретическо-экспериментального наследия учёных М.Я. Басов, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, И.М. Сеченов и других показал, что «эмоциональное поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества» [5].

Исходя из принятой в психологии классификации эмоций, выделяют две большие группы: положительные и отрицательные эмоции. Несомненно, велико их влияние на развитие личностных качеств человека. Положительные эмоции, такие как радость, восторг, уверенность, гордость, симпатия, доверие, любовь, уважение и др., направлены на развитие творческих способностей личности, уверенности в достижении жизненных перспектив, усиливает волевые качества личности. Отрицательные эмоции; страх, обида, агрессия, злорадство, ревность, уныние, скорбь, отвращение и др. препятствуют осуществлению задуманного, обостряют переживания человека, ведут к слабоволию и бездействию [5].

Изложение основного материала статьи. Исследование причин проявления страхов у студентов вуза обуславливает изучение индивидуально психологических особенностей личности студентов в юношеском возрасте. Хронологические рамки данного возрастного периода 18-23 года. В этом возрасте у студентов происходит интенсивный физический рост, способствующий завершению созревания различных систем организма. Большинство юношей и девушек определяются в потребности продолжать образование, в приобретении профессиональных умений и навыков, актуализируется самооценка и саморефлексия. Потребности в самоопределении обостряют особенности юношеского возраста, проявляющиеся в зависимости от взрослых и, прежде всего, от родителей. На передний план выходят задачи профессионального самоопределения, в результате ведущим типом деятельности является учебно-профессиональная.

Эмоциональная сфера тесно связана с психическим развитием в юношеском возрасте. Внимание, воображение, память, мышление, речь проявляются с новых сторон. В этом возрасте у студентов внимание более устойчиво, отличается от предыдущего состояния тем, что оно становится самостоятельным, юноши могут сами правильно организовать своё внимание. Запоминание более осмысленно. Осмысление происходит за счёт умения выделять существенное в тексте прочитанного, приёмам систематизации, упорядочения знаний и их обобщения. Мышление развивается в процессе анализа понятий и явлений, что способствует выделению существенных признаков, установления причинно-следственных связей между явлениями. Особым действием в развитии мышления приобретает классификация по существенному признаку, выделяя частные, единичные и общие понятия. Существенно меняется речь студентов, становится более грамотной. Студент чётко выражает главную мысль выступления, логично излагает, аргументирует и доказывает свои высказывания. Критическому осмыслению поддаётся воображение юноши, которое отличается от фантазий в более раннем возрасте, более реалистичны представления о будущем [4].

Личностное развитие происходит в тесной связи с накоплением реального жизненного опыта. Вместе с тем определяющим фактором развития является устремлённость в будущее, стремление строить жизненные планы, осмысленное построение жизненной перспективы. Ведущую роль в личностном развитии студента играет общение, которое влияет на реалистичную оценку собственной личности. Характерный признак взросления в этом возрасте проявляется в возрастании независимости от мнения родителей и педагогов. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Меняются мотивы учебной деятельности, ценностные ориентации, складывается мировоззрение, формируется активная жизненная позиция.

В этом возрасте преобладает самоанализ, самооценка, стремление познать себя приводит к саморефлексии [1]. Происходит ценностно смысловая регуляция поведения. Анализу подвергается своя деятельность, свой образ жизни, происходит поиск своего места в жизни. Проявляется скрытность, желание оградить свой внутренний мир от окружающих его людей, как взрослых, в том числе, и родителей, так и сверстников. Стремление к индивидуализации, с одной стороны, потребность к персонализации, с другой стороны обуславливают развитие личности данного возрастного периода. Однако, новые социальные и биологические факторы вызывают сомнения, тревоги, страхи, мешающие его активной деятельности.

Проблема страха является актуальной для обучающихся юношеского возраста, так как в этом возрасте происходит личностное развитие, профессиональный выбор и претворение планов в жизнь. Для студентов вуза, особенно первокурсников, образовательная среда может выступать как психотравмирующим фактором, способствующим возникновению тревожности и страхов. Исследования, проведённые в Армавирском государственном педагогическом университете, подтвердили, что эти эмоции понижают уверенность в себе, и как следствие этого препятствует адекватной самооценке и полноценному общению со сверстниками.

Анализ теоретико-эмпирических исследований отечественных и зарубежных учёных показал, что однозначного подхода определения наличия страхов в юношеском возрасте нет. Изучив диагностирующие методики измерения количества страхов и особенностей их проявления у лиц юношеского возраста, выявили, что при проведении индивидуальной диагностики лучше использовать проективные методы, для групповой диагностики применять опросники и анкеты. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки. Проектный метод (рисунки, незаконченные предложения, цветовой тест и др.) позволяет снизить влияние на результаты субъективного (личности испытуемого) и культурологического (социальных ролей) факторов, но к данным, полученным с помощью проективных методов, нельзя применить статистические методы. При проведении группового исследования чаще всего применяется анкетный метод, но этот метод не учитывает культурологический и гендерный фактор, но данные, полученные с его помощью, удобнее использовать при проведении математической обработки и сравнении результатов.

В нашем исследовании мы использовали многомерно-функциональную диагностику страха (ДС) (совместно с А.Ф. Чернавский), основанный на методе суммарных оценок Лайкерта, число вопросов сократили до 60.

Шкала оценок: 7 баллов - безусловно да, полностью согласен; 6 баллов - да, согласен; 5 баллов - возможно да, согласен частично; 4 балла - нечто среднее; 3 балла - возможно нет, частично не согласен; 2 балла - нет; 1 балл -безусловно нет, полностью не согласен.

В опросник, например, включено утверждение: «Я боюсь публичных выступлений». Результат - для 46% респондентов публичное выступление - стресс [3, 4].

Обработка результатов показала страх ошибки у 20,7% респондентов. Страх ошибки связан с такими чувствами, как внутренняя скованность, сверх осторожность, что мешает студенту развиваться, творчески использовать свои способности.

Исследование проводилось в группах первого, третьего и выпускных курсов. Были выделены сквозные и временные страхи. Первые выражены у них на протяжении всего периода обучения, вторые характерны для учащихся определенных курсов.

Первокурсники переживают страх перед публичными выступлениями, бояться выйти к доске, совершить ошибку, риск быть непонятыми сверстниками, пугают предстоящие зачёты и экзамены, преобладающим страхом у первокурсников был страх отчисления из вуза.

С возрастом и переходом на старшие курсы студенты испытывают страх за профессиональное будущее, страх ошибки, правильно ли был сделан выбор специальности, беспокоят отношения с однокурсниками и не только. Боязнь неудач, переживание за выпускную квалификационную работу и прогнозирование неблагоприятной ситуации с будущей профессиональной деятельностью, боязнь не найти работу и. т.д., приводит к внутренней скованности, повышению уровня тревожности.

Обратим внимание, что чувство страха вызывает дискомфорт, мешает полноценно жить, приводит к различным расстройствам и заболеваниям. Избавиться от него трудно.

В своём исследовании причин проявления страхов и методов их коррекции у студентов вуза мы рассматривали не все виды страхов, а только те, которые не относятся к фобиям (боязнь высоты, замкнутого пространства и т.п.) и возникают вследствие несчастных случаев. Нас интересовали страхи, которые могли произойти в будущем, тревоги, связанные с событиями в вузе, социальные страхи.

Самое главное в этой ситуации не оставаться наедине с собственными страхами. Необходимо разобраться, в чём причина возникновения страха. Важно понимать, что чувства страха и тревожности возникают изнутри, в теле человека. Они могут не покидать мысли и жить долго, но в таком состоянии создаются условия, порождающие травматические симптомы и поражающие нервную систему человека. Необходимо осознать, что эти чувства нельзя долго держать в себе, нужна помощь специалиста или близкого человека, которому можно доверить свои страхи и тревоги, главное, получить поддержку, сострадание и понимание, важно ощутить, что человек не один.

Специалисты пришли к выводу, что «для того, чтобы избавиться от страха, его нужно перепрожить и, проживая его, осознать этот опыт. Тогда страх исчезнет». Самостоятельная работа над страхами, также имеет значение, чтобы избавиться от навязчивого чувства тревожности и не думать о своих страхах.

Как правило, у студентов возникают конкретные страхи, можно им порекомендовать самостоятельно разобраться в своих страхах.

1. Определить чётко, что это за страх.

2. Как проявляется чувство страха, какие внутренние ощущения испытывает человек. Физическое ощущение влияет на снижение уровня тревожности.

3. Осознать свой страх, представить образно, как бы нарисовать его, можно дать ему имя.

4. Усилить те телесные ощущения, которые сопровождают страх.

5. Записать страхи, прочитать их. Записав их на бумаге, провести анализ, отвечая на простые вопросы: какова вероятность, что это может произойти; это мой личный страх или мне кто-то когда-то это говорил; с чего я взял, что это может произойти; и др.

Отметим, что методов работы коррекции страхов разработано достаточно много. Каждый специалист выбирает свою методику, подбирает её по индивидуально - психологическим особенностям человека [5].

Выводы. У студентов вуза причины возникновения страха, как показало исследование, обусловлены ожиданием неудач в социальном взаимодействии. Проявляется это в повышении уровня тревожности, неуверенности в себе, беспомощности. Причины могут объективными и субъективными. К первым относятся причины информационного характера, ощущения бессилия перед внешними факторами. Вторая группа причин связана с личностными психическими особенностями студентов, повышенной требовательностью к себе и страхом перед неопределённостью исхода ситуации.

Определяющим в работе над страхами являются в студенческие годы техники самостоятельной работы со страхами, которые объединяет общая идея - нужно осознать свой страх. Это значит, надо развивать пугающую идею до логического завершения. С одной стороны допустить, что такая пугающая ситуация в принципе возможна. С другой стороны - оценить насколько она возможна.

В юношеском возрасте происходит развитие психики, и постоянные страхи могут привести к нарушению эмоциональной адаптации, к снижению качества жизни, приводят к социофобии. Во избежание негативных последствий в юношеском возрасте необходимо проводить самонаблюдение, самоанализ и профилактическую работу по выявлению страхов и коррекции высокой тревожности у студентов.

Литература:

1. Верисоцкая, Е.А., Маслова Ю.И. Возможности коррекции самооценки в юношеском возрасте / Е.А. Верисоцкая, Ю.И. Маслова // Современные научные исследования и инновации. - 2018. - № 6. - [Электронный ресурс]. -URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86591 (дата обращения: 25.11.2022)

2. Головин, С.Ю. «Словарь психолога-практика» / С.Ю. Головин // Сост. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2003.

3. Моисеева, Т.А. Коррекция тревожности у первокурсников вуза / Т.А. Моисеева, Ю.О. Юратаева, В.С. Санникова. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 19 (205). - С. 377-383. - URL: https://moluch.ru/archive/205/50235/ (дата обращения: 30.11.2022).

4. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб., 2000.

5. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.