Научная статья на тему 'СИНЕКТИКА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

СИНЕКТИКА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1921
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / НЕСТАНДАРТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / АНАЛОГИЯ / ПРОБЛЕМА / РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ / INNOVATIVE METHODS AND TECHNOLOGIES / COMPETENCY-BASED APPROACH / UNCONVENTIONAL THINKING / BRAINSTORMING / ANALOGY / PROBLEM / PROBLEM SOLVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Разорёнов Василий Александрович, Челноков Александр Сергеевич

Основываясь на основных положениях, отражающих идеи компетентностного подхода, авторы приходят к мнению, что важнейшим компонентом личности в соответствии с компетентностным подходом является нестандартность мышления. В статье авторы обращаются к рассмотрению метода синектики как инновационной технологии обучения, основополагающим компонент которой связан с использованием бессознательных связей, проявляющихся в процессе творческой мыслительной активности личности для нахождения решения всевозможных задач. Рассмотрена история появления данного метода, условия применения на практике. Указываются направления организации занятий с использованием метода синектики и определённые требования. Значимость метода синектики для образовательного процесса авторы видят в повышении уровня восприимчивости обучающихся к новым идеям, нестандартным решениям, готовностью и способностью поддержки и реализации инноваций в различных областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Разорёнов Василий Александрович, Челноков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNECTICS AS A METHOD OF ACTIVATION OF STANDARD THINKING OF STUDENTS

Based on the main provisions reflecting the ideas of the competency-based approach, the authors come to the conclusion that the most important component of the personality in accordance with the competency-based approach is non-standard thinking. In the article, the authors turn to the consideration of the method of synectics as an innovative teaching technology, the fundamental component of which is associated with the use of unconscious connections that manifest themselves in the process of creative mental activity of an individual to find solutions to various problems. The history of the appearance of this method, the conditions of application in practice, is considered. The directions of the organization of classes using the method of synectics and certain requirements are indicated. The authors see the significance of the synectic method for the educational process in increasing the students' susceptibility to new ideas, innovative solutions, the willingness and ability to support and implement innovations in various fields of life, including in the professional field.

Текст научной работы на тему «СИНЕКТИКА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

4. Гудков А.Л., Устич В.И. О переходе на уровневую систему и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования // Сайт Калининградского государственного технического университета. URL: www.klgtu.ru/methodicalwork/nms/ urovn/urovn1.doc.

5. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением // Высшее образование в России. 2017. №12. С. 5-10.

6. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов, утвержденные Министром образования Российской Федерации Ливановым Д.В. от 22.01.2015 № ДЛ!02/05вн. URL: http:// fgosvo.ru/support/43/5/8/

7. Прахова М.Ю., Заиченко Н.В., Краснов А.Н. Оценка сформированности профессиональных компетенций // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 21-28.

8. Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 31-36.

9. Тахохов Б.А. Подготовка будущих педагогов к формированию универсальных компетенций учащихся // Вестник СОГУ. 2017. №4. С. 108-113.

10. Тахохов Б.А. Теоретические основы построения модели современного специалиста // Вестник СОГУ. 2012. №1. С. 131-138.

11. Формирование Национальной системы квалификаций: сборник нормативных документов. М.: Перо. 2014. 72 с.

12. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Вознесенская А.О., Бахолдин А.В. Гармонизация квалификаций в системе высшего образования и в сфере труда // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 5-11.

13. The European Qualifications Framework for Lifelong Learning (EQF). Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. 2008. 10 p. ISBN 978-92-79-08474-4.URL: https://ec.europa.eu/ploteus/sites/eaceqf/files/brochexp_en.pdf

14. Сайт Агентства стратегических инициатив. URL: http://asi.ru/upload/iblock/489/ DK_NSKK_22!04!2013_v24.pdf

Педагогика

УДК: 373

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Разорёнов Василий Александрович Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Челноков Александр Сергеевич Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

СИНЕКТИКА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Основываясь на основных положениях, отражающих идеи компетентностного подхода, авторы приходят к мнению, что важнейшим компонентом личности в соответствии с компетентностным подходом является нестандартность мышления. В статье авторы обращаются к рассмотрению метода синектики как инновационной технологии обучения, основополагающим компонент которой связан с использованием бессознательных связей, проявляющихся в процессе творческой мыслительной активности личности для нахождения решения всевозможных задач. Рассмотрена история появления данного метода, условия применения на практике. Указываются направления организации занятий с использованием метода синектики и определённые требования. Значимость метода синектики для образовательного процесса авторы видят в повышении уровня восприимчивости обучающихся к новым идеям, нестандартным решениям, готовностью и способностью поддержки и реализации инноваций в различных областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной сфере.

Ключевые слова: инновационные методы и технологии, компетентностный подход, нестандартность мышления, компетентностный подход, мозговой штурм, аналогия, проблема, решение проблемы.

Annotation. Based on the main provisions reflecting the ideas of the competency-based approach, the authors come to the conclusion that the most important component of the personality in accordance with the competency-based approach is non-standard thinking. In the article, the authors turn to the consideration of the method of synectics as an innovative teaching technology, the fundamental component of which is associated with the use of unconscious connections that manifest themselves in the process of creative mental activity of an individual to find solutions to various problems. The history of the appearance of this method, the conditions of application in practice, is considered. The directions of the organization of classes using the method of synectics and certain requirements are indicated. The authors see the significance of the synectic method for the educational process in increasing the students' susceptibility to new ideas, innovative solutions, the willingness and ability to support and implement innovations in various fields of life, including in the professional field.

Keywords: innovative methods and technologies, competency-based approach, unconventional thinking, competency-based approach, brainstorming, analogy, problem, problem solving.

Введение. Современная образовательная система призвана формировать устойчивый интерес обучающихся к учебному процессу с самого начала обучения. С этой целью инновационные методы и технологии призваны помочь будущему специалисту осознать важность приобретаемых знаний для будущей профессиональной деятельности, создать устойчивый интерес к образовательному процессу. Процессы модернизации российского образования основываются на введении в действие новых ФГОС, которые предполагают логическое воплощение в действие системно-деятельностного подхода, обеспечение

комфортности среды обучения, обеспечение доступности и всестороннего развития и воспитания обучающихся. В соответствии с требованиями ФГОС, у обучающихся необходимо формировать набор общекультурных и профессиональных компетенций, являющихся результатом процесса образования. Как следствие, компетентностный подход выступает реализующим данные требования [1].

Основные положения, отражающие идеи компетентностного подхода, связаны с:

- ориентацией на индивидуализацию образовательного процесса, предполагающую обеспечение ситуации выбора, опору на потребности и интересы обучающихся, активизацию деятельности обучающихся в ходе обучения;

- освоением новых видов и способов деятельности при обучении нахождения решений задач жизненно и социально значимых;

- ориентацией на саморазвитие субъектов процесса образования путём создания условий, при которых проявляется самостоятельность и творческая активность обучающихся; обеспечивающих рефлексию достижений.

Изложение основного материала статьи. Реализация компетентностного подхода диктует требования по поиску инновационных технологий обучения: активных и интерактивных методов. Теоретические исследования в данной области позволяют прийти к выводу: компетентный специалист обладает как умением и готовностью к действиям, так и навыком решения проблем и задач с использованием нестандартных методов в неопределённых ситуациях. Следовательно, важнейшим компонентом личности в соответствии с компетентностным подходом является нестандартность мышления.

Формированию определённых компетенций способствует введение в процесс обучения активных и интерактивных методов, нашедших масштабное использование не только в общем, среднем и высшем образовании, но и дополнительном образовании. Наиболее распространёнными называют кейс-технологии, проблемные лекции, мастер-классы, методы мозгового штурма, ролевых и иммитационных деловых игр и пр. Одним из инновационных методов, способствующих приобретению навыка нестандартного мышления, навыка решения различных задач повседневной жизни и профессиональной деятельности выступает синектика.

Трактуется термин синектика, заимствованный из греческого языка, как соединение различных (иногда даже несовместимых) элементов. Это слово определило метод поиска новых решений и обозначило новый подход к организации творчества. Его авторство принадлежит американскому исследователю У. Гордону середины 50-х гг. ХХ века.

В книге (1961) американского учёного У.Гордона «Синектика: развитие творческого воображения» нашли отражение идеи и требования организации мышления на основе данного метода: отрешенности, вовлеченности, откладывания, размышления, автономии объекта. Это явилось инновацией истории методов поиска новых решений. Первоначально идея создания синектики определялась в качестве методики стимулирования творческой работы в процессе поиска инновационных решений промышленных и управленческих проблем. В дальнейшем, основываясь на промышленном образце, в Америке начали проведение экспериментов по разработке её «учебного» варианта для начальной, средней и высшей школы.

Рассмотрению вопросов синектики посвящены научные труды таких исследователей, как Д. Амен, С. Амонд, У. Гордон, Д. Гэмон, Н. Дойдж, А. Осборн, С.А. Петрова, Ч. Филлипс, А. Хайман, И.А. Ясинская. Синектика, как определяет её С.А.Петрова и И.А.Ясинская, выступает методом стимулирования творческой активности обучающихся, способствующим созданию особых условий, при которых выдвигаются новые неожиданные и нестереотипные аналогии и ассоциации при решении поставленной задачи, развивается нестандартность мышления [4].

Синектика способствует созданию условий для постижения сущности изучаемых понятий посредством сопоставления подчас несопоставимых объектов, явлений, проблем, допуская переход за рамки ординарного восприятия, что является недостижимым при рациональном, логическом, линейном мышлении. Синектика способствует созиданию трудностей, а не их преодолению.

Метод синектики основывается на практических подходах к осознанным решениям и применению бессознательных механизмов, которые проявляются у личности в период творческой активности. Идеи синектики универсальны и обладают возможностью их применения в различных областях знания и сфер деятельности. Они находят широкую область использования в образовательном процессе: это может быть фрагментарное включение как методического приёма и значительное исследовательское заседание.

Метод синектики как усовершенствованная форма мозгового штурма даёт возможность выхода за пределы ординарного мышления и стандартных приёмов при решении задач. Поэтому при подборе группы генераторов идеи предпочтение отдаётся субъектам с одинаковым багажом знаний при значительно различной эмоциональной сфере в противовес активным творцам с различным набором знаний при мозговом штурме.

В синектике, в противовес мозговому штурму, возможно присутствие критики, способствующей развитию и видоизменению высказанных идей. Основывается данный метод на символической аналогии, неожиданной метафоре. Метафора выступает выразительным сравнением, производящим интеллектуальное и эмоциональное влияние. Метафора присутствует повсеместно в нашей обыденной жизни и находит проявление не только в языковом общении, но и в мышлении и действиях. Творчество, опирающееся на образное восприятие действительности, имеет метафористическую природу.

К наиболее известным видам метафор относят аналогию и сравнение. Аналогия оказывает интеллектуальное действие, сравнение - эмоциональное. Область использования аналогии: описания в научных трудах. Сравнение находит более поэтичное применение.

Основополагающий компонент метода синектики связан с использованием бессознательных связей, проявляющихся в процессе творческой мыслительной активности личности для нахождения решения всевозможных задач. Важно: результат приобретает креативное выражение.

Использование метода синектики должно основываться на нескольких основных моментах:

1) Начальное представление проблемы, теоретически подчас сложной.

2) Рассмотрение проблемы и доведение до обучающихся преподавателем либо подготовленным студентом нужной вводной информации. Возможно привлечение различных источников информации, специалистов по определённой области знания. Сбору фактов придаётся важное значение, так как при этом закладывается основа решения проблемы.

3) Поиски способов решения проблемы: рассмотрение предлагаемых обучающимися вариантов, комментарий преподавателя или эксперта с рассмотрением возможности/невозможности применения вариантов решения.

4) Перефразирование проблемы: каждый предлагает собственную формулировку рассматриваемой проблемы (приближение проблемы к обучающемуся).

5) Выбор из предложенных одного варианта перефразированной проблемы.

6) Создание образных аналогий: находятся обучающимися метафорические аналогии для явлений проблемной ситуации: прямые, личностные, символические. По мнению Гордона, при отсутствии данных механизмов по пытки постановки и решения задачи оказываются тщетными. Данные механизмы выступают своеобразными умственными операторами, активизирующими творческие процессы [2]:

- создание личной аналогии: постановка себя на место предмета по проблеме исследования, перенести на себя чувства, настроение, сложности (успешность данного вида деятельности напрямую зависит от эмпатических способностей обучающихся); при личной идентификации с элементами проблемы происходит освобождение обучающегося от механического, извне её анализа; представить себя в качестве какого-либо объекта вовсе не означает назвать себя какой-либо частью определённой системы, важно понимание трудностей и нежелательных эффектов посредством отождествления со своими трудностями. Иными словами, происходит вхождение в образ, что является довольно сложным и длительным процессом, требующим обучения (пример использования личной аналогии: что думает рыбка, живущая в аквариуме, об обитателях квартиры; основная идея системы Станиславского состоит в том, что актёр должен не просто «изображать» своего героя, а как бы стать им -чувствовать и думать не за себя, а за своего персонажа. К.С.Станиславский записал следующую фразу: При своём показе Хлестакова я тоже минутами ощущал себя самого в душе Хлестаковым»);

- создание прямой аналогии: осуществление свободного ассоциативного поиска в окружающем мире, который основывается на родстве производимых в разных областях жизни функций, процессов; данный метод основывается на активизации памяти, привлечения жизненного опыта для создания аналогий с тем, что необходимо создать (в качестве примера: в инженерной практике оказываются эффективными идеи биологии: текстильная застёжка, действующая по принципу репейника (швейцарский инженер Жорж де Местраль, 1941);

- создание символической аналогии: является действенным инструментом для возможности рассмотрения необычности в будничных явлениях, обнаружения парадокса в привычном (создание символической аналогии - неожиданно и ярко описать предмет или явление с оригинальной стороны); описание проблемы происходит с привлечением объективных и неличных образов. В качестве примеров символических аналогий возможно обращение к лингвистике, где указанные сочетания называют «оксюморон». Символические аналогии имеют давнюю историю применения в обучении. Алкуин, английский монах и учёный VШв н.э., при обучении Пипина, сына Карла Великого, обращался к диалогу. На заданные Пипином вопросы Алкуин отвечал, используя символические аналогии, коротко и выразительно:

- Что такое туман?

- Ночь днём.

- Что такое язык?

- Воздушный бич.

- Что такое сон?

- Образ смерти...

- создание фантастичной аналогии: использование сказочных, фантастических средств и аналогий при художественной реализации; использование так называемого в синектике «самообмана» обусловлено идеей, что решающая проблему личность должна быть раскрепощена по отношению к законам природы, находящимся в противоречии с идеальным решением (как пример: решающий проблему воображаемый демон английского физика Дж.Максвела) [7].

7) Проверка соответствия выбранных решений проблемы требованиям, которые заложены в постановке проблемы. При непродуктивности намеченных подходов целесообразно возвращение к первоначальной варианту постановки проблемы, игнорируя перефразированный обучающимся вариант. Это завершающий этап: принимается решение проблемы или же её решение требует нового подхода, а возможно, отсрочки на непродолжительное время [2, 3].

Организация занятий с использованием метода синектики может проходить по двум основным направлениям:

- цель: выработка, создание необычных, новых представлений (от привычного к незнакомому); понять проблему, сведение ситуации к испытанному, известному; попытка объяснения с позиций привычных моделей, придание новизны проблеме, что, в свою очередь, влечёт за собой выработку новых решений;

- цель: овладение новыми представлениями (от незнакомого к привычному); изменение повседневного взгляда на привычные вещи, явления, события; как известно, у каждого субъекта свой взгляд на окружающий мир, который может оказаться неожиданным для другого; основа творчества и состоит в рассмотрении известного как неизвестного [5].

Использование метода синектики на занятиях предъявляет определённые требования к их организации: задания, отобранные для работы, заранее предполагают отказ от стереотипов; при создании символических образов обучающимся предоставляется свобода выбора; преподаватель должен отказаться от оценки точности образов; обеспечение атмосферы сотрудничества и принятия мнения других участников группы; активизация мыслительной деятельности обучающихся посредством различных нетрадиционных средств. Педагог должен быть нацелен на применение различных техник с целью создания спокойной и благожелательной атмосферы, в то же время необходим отказ от стереотипности мышления и восприятия, мотивация к творческому и иннов ационному анализу [8]. Используя метод синектики, преподаватель должен обладать определённым мастерством, умением стимулировать творческое воображение обучающихся, уметь задавать вопросы, уточнять, тактично подавать реплики, способствующие стимуляции внимания, фантазии обучающихся.

При организации занятий с использованием метода синектики педагогу необходимо обратить внимание на определённые трудности:

- требуется тщательный предварительный разбор проблемы; возможна апробация посредством мозгового штурма, на основании результатов которого возможно обращение к методу синектики с опорой на полученные результаты;

- эффективность использования приёмов символических и фантастических аналогий может быть достигнута посредством присутствия в группе обучающихся с творческим и художественным типом мышления, которые легче перевоплощаются в заданные образы с последующим представлением ярких и образных решений. Они способны поддержать соревновательный, состязательный дух, мотивировать конкуренцию, что способствует стимуляции творческого потенциала других участников;

- следует уделить внимание созданию комфортной психологической атмосферы [6].

Выводы. Значимость метода синектики для образовательного процесса обусловлена способностью повышения уровня восприимчивости к новым идеям, нестандартным решениям, готовностью и способностью поддержки и реализации инноваций в различных областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной сфере.

Литература:

1. Кокшарова Н.М. Синектика как инструмент компетентностного подхода. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. №4 (117). С. 50-55

2. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). М.: «Речной транспорт». 1992. С. 59-85

3. М. Кларин. Синектика-метафорическое учебное исследование. Директор школы. №2. 1995.

4. Основы исследовательской деятельности: учебное пособие / С.А. Петрова, И.А. Ясинская. - М.: ФОРУМ, 2010. - 208 с.

5. Синектика как инновационный метод обучения [Электронный ресурс]. URL: https://www.sites.google.com/site/personalnyjsajtnikulinojtg/portfolio-ucitela/naucnaa-rabota/sinektika-kak-innovacionnyj-metod-obucenia (дата обращения: 5.09.2019).

6. Современные педагогические технологии [Электронный ресурс]. URL: https://pedtehno.ru/content/metod-sinektiki (дата обращения: 5.09.2019)

7. Цезарани Д. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности / пер.с англ. В.В.Егорова. М.: ГРАНД: Фаир-Пресс, 2005

8. Челнокова Е.А., Казначеева С.Н., Терехина А.Е. Формирование культуры инновационной деятельности у молодого поколения. Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. С. 287-290

9. Челнокова Е.А., Кузнецова С.Н. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 6

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Шабаева Гузель Фагимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Сыртланова Нэлли Шамильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ФОЛЬКЛОРОМ)

Аннотация. В статье представлен теоретический и практический опыт применения этнокультурного подхода к решению педагогических задач речевого развития детей дошкольного возраста в условиях использования фольклора при ознакомлении с окружающим миром.

Ключевые слова: речевое развитие, речь, фольклор, этнокультурный компонент, этнокультурный подход, дошкольная образовательная организация, дошкольное образование.

Annotation. The article presents the theoretical and practical experience of application of ethno-cultural approach to the solution of pedagogical problems of speech development of preschool children in the conditions of folklore use at acquaintance with the world around.

Keywords: speech development, speech, folklore, ethno-cultural component, ethno-cultural approach, preschool educational organization, preschool education.

Введение. Этнокультуный компонент предполагает образование, связанное, прежде всего, с социально-культурными факторами, которое и должно быть ориентировано на формирование «нормального типа этнической идентичности» (осознание себя и членом этноса, и россиянином, и гражданином). Анализ понятий, связанных с реализацией этнокультурного компонента образования, показал, что одни авторы под этим понимают учет региональных особенностей, направленных на удовлетворение социально-экономических, этногеографических, историко-культурных потребностей данной местности (С.А. Гильманов, В.К. Шаповалов, А.А. Штец и др.). Другие - обращают свои исследования на субъект образования, развивающуюся личность (Л.Е. Курнешова, В.М. Петровичев, А.П. Райцев и др.).

Одним из средств реализации этнокультурного компонента дошкольного образования может выступить детский фольклор.

Загадки как подраздел малых форм фольклорного жанра не только позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях, но и оказывают непосредственное влияние на словесную деятельность ребенка, питают ее своим материалом, дают образы, вооружают способом построения образного повествования. В свое исследование мы ввели ограничение и рассмотрели проблему использования башкирских загадок, как малого фольклорного жанра в обогащении словаря старших дошкольников на материалах фольклора Республики Башкортостан, так как считаем, что данное направление у нас в республике мало представлено в научных, учебно-методических изданиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.