УДК 379.831
И.В. Шубина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурных технологий Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ГЕНЕРАЦИИ КРЕАТИВНЫХ ИДЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Аннотация
в статье анализируются наиболее эффективные методы и технологии генерации креативных идей в деятельности специалистов социокультурной сферы: «морфологический анализ» («матрица возможностей»), «мозговой штурм», «ловушки для идей», «имидж-стриминг», «4D стимул», синектика, «ментальные карты» («майндмэппинг»), метод «шести шляп», краудсорсинг, бенчмаркинг.
Ключевые слова
креативные идеи, генерация, методы, технологии, социокультурная сфера.
Неотъемлемой чертой деятельности современных организаций является конкуренция. Успешными на рынке социокультурных услуг являются только те организации, которые активно внедряют эффективные новшества и создают устойчивое конкурентное преимущество.
Специалисты социокультурной сферы сталкиваются с необходимостью поиска креативных способов решения возникающих проблем. Уникальность идеи, оригинальность тематики проекта, нестандартный подход к организации тех или иных мероприятий является важной составляющей успеха социокультурной организации и может привлечь большое количество посетителей и заинтересованных лиц.
Разработка креативной идеи подразумевает определение специфических черт будущего проекта и дальнейшее решение актуальных проблем нестандартными способами.
Критериями оценки креативной идеи являются: актуальность и социальная значимость; оригинальность; новизна (новое содержание, сочетание традиционных, инновационных и интерактивных методов, форм, средств социально-культурной деятельности); соответствие достижениям современной науки и техники, успешное применение новейших информационных и мультимедийных технологий; высокая результативность и эффективность; репрезентативность; преемственность (возможность творческого применения другими специалистами в различных социокультурных организациях и учреждениях); перспективность (идея имеет перспективу развития и применения на практике); проработанность и комплексность, выразительность; возможность реализации; экономичность и оптимальность осуществления идеи (оценка идеи с точки зрения соотнесения результатов работы и финансовых, временных, кадровых затрат на эти результаты).
Алекс Осборн выделил следующие этапы генерации креативной идеи: ориентация (выявление проблемы и определение конкретной цели); подготовка (сбор информации, необходимой для решения данной проблемы); анализ (обработка информации и поиск способа решения проблемы); фильтрация (отбор оптимальных идей); инкубация (временная пауза, активизирующая озарение); синтез (объединение «фрагментов мозаики»); оценка (критический анализ разработанных идей) [5, С. 256].
Креативные идеи возникают в результате выявления недостатков и возможностей совершенствования процесса удовлетворения существующих и еще не осознанных потребностей той или иной целевой аудитории. Наиболее важные источники новых нестандартных идей: опыт специалистов социокультурной сферы; отзывы реальных и потенциальных потребителей социокультурных услуг; продукция и услуги конкурентов, в результате анализа которых можно выявить преимущества (для оптимального использования в своей деятельности) и недочеты (подлежащие устранению); статистические данные и специализированная литература, позволяющие оперировать профессиональной информацией.
Помимо анализа вышеперечисленных источников креативных идей, генерацию оригинальных концепций и нахождение новых подходов решения социокультурных проблем и задач возможно осуществить с помощью следующих методов и технологий:
«Морфологический анализ» или «матрица возможностей» Фрица Цвикки, суть которого заключается в построении матрицы (таблицы), в которой наглядно представлен перечень параметров и различные варианты решения конкретной проблемы. Новые решения рождаются из разнообразного сочетания параметров и вариантов их реализации [8].
Метод «мозгового штурма» - оперативный способ решения проблем, разработанный Алексом Осборном и основанный на аккумулировании спонтанных идей участников дискуссии. «Мозговой штурм» опирается на принципы: отсроченной критической оценки и прямой пропорциональности увеличения количества креативных идей их качеству [1, С. 96-97].
Метод включает в себя два основных этапа: процесс генерации идей; анализ и отбор лучших идей.
Правила «мозгового штурма»: запрет любой критики идей, в том числе и самокритики; свободный полет мыслей и поощрение даже тех идей, которые первоначально могут показаться безумными или нелепыми; выдвижение как можно большего количества идей; фиксация всех идей; инкубация идей для их обдумывания; анализ и оценка всех идей [9]. Причем, только непринужденное общение участников группы может породить неожиданные ассоциации и оригинальные идеи.
Брейнрайтинг - это «немой» вариант мозгового штурма. Идеи фиксируются на листе бумаги, который передается от одного участника другому. Каждый участник вносит новые соображения [11].
Метод «ловушки для идей» (метод «записной книжки») предполагает фиксацию всех возникающих идей в блокноте или на диктофон в течение длительного периода времени. Далее все накопившиеся варианты заносятся в общий перечень идей без указания авторства, причем аналогичные варианты отбрасываются. Затем проводится коллективное обсуждение, анализ и отбор оптимальных идей с помощью заблаговременно разработанных и согласованных критериев оценки.
«Имидж-стриминг» Вина Венгера - техника, применимая, как к решению определенных творческих задач социокультурной организации в целом, так и при урегулировании проблем личностного самосовершенствования отдельного специалиста - в частности.
Суть «имидж-стриминга» сводится к словесному описанию спонтанного потока идей и образов, скрытых в подсознании человека.
Алгоритм применения «имидж-стриминга»: определение задачи креативного процесса; осознанная релаксация (рекомендуется принять удобное положение тела, закрыть глаза и попытаться максимально расслабиться); описание приходящих в голову образов (в течение 3-5 минут); переключение внимания на следующий поток образов (описание идей в течение 2-3 минут); обращение к третьей волне мыслей (не более 1 минуты); вычленение схожих элементов из всех трех потоков образов и их соотнесение с искомой задачей; обобщение идей на бумаге или любом другом носителе информации; подведение итогов креативного процесса, отбор наиболее интересных идей.
«4D стимул» - метод, основу которого составляет случайный стимул. «4D стимул» обеспечивает сравнительно быстрое генерирование большого количества идей.
Этапы применения данного метода: четкое формулирование задачи в виде вопроса или ключевых слов; выбор случайного стимула; создание таблицы, состоящей из 3 столбцов («параметры», «выбранный стимул», «задача») и 4 рядов («свойства» стимула, его «функции», «символы» и «процессы», связанные с ним); заполнение граф «свойства», «функции», «символы», «процессы» и поочередное проецирование записанных характеристик на исходную задачу, фиксировать которое следует в последнем столбце таблицы; отбор лучших креативных идей [3].
Метод синектики Уильяма Гордона - это метод коллективной творческой деятельности, который основан на использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. В данном случает генерирование идей осуществляется в последовательном использовании четырех приемов аналогии: прямая аналогия (при решении исследовательской (изобретательской) задачи выделяется ее сходство с известной ситуацией, объектом, его свойством); личная аналогия (идентификация личных
впечатлений, воспоминаний с объектом или процессом); символическая аналогия (использование объективных и безличных образов для описания проблемы); фантастическая (решение задачи с помощью фантастических средств или персонажей из мифов и народных сказок) [12].
Анализ вариантов решения проблемы с помощью прямых, непрямых, личных, символических и фантастических аналогий и позволяет найти оптимальный способ решения конкретной проблемы.
«Ментальные карты» («майндмэппинг») Тони Бьюзена, позволяющие визуализировать процесс генерации креативной идеи.
Ментальная карта представляет собой своеобразную схему наглядных образов и ассоциаций. Ядро карты составляет проблема, требующая креативного решения. От ядра расходятся разноцветные линии, так называемые «ветви», отображающие ключевые аспекты исследуемой проблемы. Каждая ветвь в свою очередь делится на «веточки», то есть ассоциации, вызванные тем или иным аспектом рассматриваемого вопроса. Автор техники, Тони Бьюзен, советует экспериментировать с формой, цветом, символами ментальных карт [2].
В результате получается карта мышления - визуальное отображение собственного представления о предмете или проблеме. На такой ментальной карте хорошо видны все главные аспекты проблемы, пробелы в понимании вопроса, ассоциативные связи. Ментальная карта отображает не результат, а сам процесс мышления и все его стороны [7].
Следует отметить, что процесс создания ментальных карт позволяет выработать индивидуальный стиль мышления и творчества.
Метод «шести шляп» Эдварда де Боно, основанный на идее параллельного мышления. Метод позволяет упорядочить процесс генерации креативной идеи с помощью последовательного надевания одной из шести воображаемых цветных шляп: в белой шляпе необходимо объективно проанализировать имеющуюся информацию, цифры и факты; надев черную шляпу выявить весь негатив; в желтой шляпе -найти позитивные стороны проблемы; надев зеленую шляпу, предложить новые идеи решения проблемы; в красной шляпе позволить себе эмоциональные реакции; в синей - подвести итоги. В конце работы все аспекты можно собрать вместе, и получить полную беспристрастную картину обсуждаемой ситуации [10].
Краудсорсинг (от англ. «crowd» - толпа и «source» - источник) - это технология передачи определенных производственных функций неопределенному кругу лиц, нерегламентированная трудовым или иным договором [6].
Джефф Хауи, автор термина «краудсорсинг», акцентировал внимание на ценности креативного потенциала независимых энтузиастов, привлеченных извне. В то время, как аутсорсинг опирается на компетенцию профессиональных исполнителей, чей труд высоко оплачивается, краудсорсинг строится на заимствовании идей талантливой толпы, в лучшем случае получающей символическое вознаграждение.
Преимущества применения данного метода: быстрый доступ к большому количеству креативных предложений, отбор лучших из них; возможность обращения непосредственно к клиентам, так называемая «инновация с расчетом на пользователя»; демонстрация прозрачности деятельности организации; решение разноплановых задач; сокращение расходов на привлечение профессиональных специалистов [4].
Развитие Интернета и, в частности, социальных сетей значительно упрощает применение краудсорсинга. Механизм использования данного метода сводится к размещению информации о конкретной проблеме или задаче на официальном сайте компании, соответствующем портале или в социальных сетях. В последнее время принято поощрять инициаторов наиболее интересных идей небольшой денежной суммой или подарком. Краудсорсинг позволяет получить креативные идеи и при этом сэкономить как бюджет организации, так и время сотрудников.
Технология бенчмаркинга - это систематический процесс, направленный на поиск, оценку и обучение на лучших примерах тех специалистов и фирм, которые являются признанными лидерами в своих сферах деятельности, независимо от вида деятельности и географического положения, а также размера организации.
Бенчмаркинг - строго структурированный процесс, состоящий из шести основных этапов: анализ показателей работы своей организации и выбор объекта бенчмаркинга; планирование и осуществление
бенчмаркингового исследования; выбор партнёра по бенчмаркингу; сбор и анализ информации о деятельности бенчмаркингового партнёра; внедрение найденных методов; оценка эффективности процесса бенчмаркинга.
Необходимо отметить, что бенчмаркинг в российской социокультурной практике применяется сравнительно недавно. Проблемы при использовании технологии эталонного сопоставления возникают у отечественных организаций в первую очередь, из-за не изжившего пока себя комплекса «засекреченности» и страха ошибиться. Однако, данная технологи имеет высокий потенциал для ее реализации в социокультурной сфере, что продиктовано, прежде всего, спецификой рынка услуг.
Безусловно, использование в практической деятельности вышеперечисленных методов и технологий генерации креативных идей требует от специалистов социокультурной сферы особых профессиональных знаний, умений и навыков. Если методы «мозгового штурма», «ловушки для идей», «шести шляп» относительно просты и могут служить своеобразной «скорой помощью» при решении проблем, требующих экстренного реагирования, то «морфологический анализ», «имидж-стриминг», «4D стимул», метод синектики, «ментальные карты» предполагают понимание специфики, знание этапов организации и проведения, владение навыками реализации этих методов в практической деятельности. В свою очередь, эффективное использование технологий краудсорсинга и бенчмаркинга предусматривает систематическую и целенаправленную деятельность с четким соблюдением особых организационных и технологических условий.
Тем не менее, креативная идея является главным конкурентным преимуществом социокультурной организации, а потому использование вышеперечисленных методов и технологий поможет специалистам эффективно разрабатывать нестандартные концепции в условиях современной рыночной ситуации.
Список использованной литературы:
1. Грин, Э. Креативность в Паблик Рилейшнз [Текст] / Э. Грин; пер. с англ. под ред. А.Н. Андреевой. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. - 224 с.
2. Интеллект-карты [Электронный ресурс] // Тренинги эффективного мышления: [сайт]. [2011]. URL: http://www.mind-map.ru/ (дата обращения: 04.05.2015).
3. Колесник, В. 4D стимул [Электронный ресурс] // Обучающий центр Dexter Training: [сайт]. [2011]. URL: http://dextera.ru/methods/4d-stimulus/ (дата обращения: 14.04.2015).
4. Леонова, А. Миллион идей почти бесплатно [Электронный ресурс] // Журнал «Форбс»: [сайт]. [2011]. URL: http://www.forbes.ru/karera/rynok-truda/58859-million-idei-pochti-besplatno (дата обращения: 15.04.2015).
5. Лэндри, Ч. Креативный город [Текст] / Ч. Лэндри; пер. с англ. под ред. В. Гнедовского, М. Хрусталевой, М. Гнедовского. - М.: Классика-ХХ1, 2006. 400 с.
6. Михайлов, А. Краудсорсинг - недорогой инструмент развития малого бизнеса [Электронный ресурс] // Ресурс о малом и среднем бизнесе: [сайт]. [2011]. URL:http://www.pro-biznes.com/organizaciya-i-upravlenie-biznesom/kraudsorsing-%E2%80%93-nedorogoj-instrument-razvitiya-malogo-biznesa.html (дата обращения: 15.04.2015).
7. Метод активации правого полушария [Электронный ресурс] // Компания решений для брендов [Сайт]. [2003]. URL: http://www.gbs.com.ua/ru/creative/idealogia/tony_buzan/ (дата обращения: 04.05.2015).
8. Морфологический анализ от Фрица Цвикки [Электронный ресурс] // Бизнес-психолог [Сайт]. [2011]. URL: http://brainmod.ru/business/morphological-analysis-of-fritz-zwicky/ (дата обращения: 04.05.2015).
9. Принципы «мозгового штурма» [Электронный ресурс] // Центр креативных технологий: [сайт]. [2011]. URL: http://www.inventech.ru/pdf/methods/methods-05.pdf (дата обращения: 15.04.2015).
10. Эдвард де Боно [Электронный ресурс] // Просветительская корпорация «Галактический колледж» [Сайт]. [2005]. URL: http://www.galactic.org.ua/Prostranstv1/pcix4.htm (дата обращения: 04.05.2015).
11. Эмпирические методы поиска новых идей. Метод мозгового штурма А. Осборна [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга [Сайт]. [1998]. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-comm/advert/idea search.htm (дата обращения: 05.05.2015).
12. Эмпирические методы поиска новых идей. Синектика У. Гордона [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга [Сайт]. [1998]. URL: http : //www .marketing. spb. ru/lib-comm/advert/idea search.htm (дата обращения: 05.05.2015).
© И.В. Шубина, 2015
УДК 378
В.Н. Яковлева
К.п. н., доцент Кафедра иностранных языков Саратовский военный институт внутренних войск МВД России
Г. Саратов, Российская Федерация
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматриваются основные положения компетентностного подхода к построению высшего профессионального образования; анализируются признаки ключевых компетенций, формируемых в процессе обучения иностранному языку в вузе; предлагаются основные направления их развития у будущих специалистов.
Ключевые слова
Компетентностный подход, базовые компетенции специалиста, ключевые коммуникативные компетенции, процесс обучения иностранному языку в вузе
Эффективность профессионального и личностного развития будущего специалиста во многом определяется господствующим подходом к образованию и построенной на его основе моделью подготовки специалиста.
Активно внедряемый в современных условиях компетентностный подход к построению высшего профессионального образования, в том числе и языкового образования в вузе, предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетентностей (комплексом компетенций), которые будут формироваться у обучающихся на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности по овладению таким содержанием. Под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Иными словами, главной целью высшего профессионального образования становится специалист-практик, успешно выполняющий возложенные на него профессиональные обязанности и обладающий необходимыми профессионально-личностными качествами.
Современными исследованиями [1,2,3,4,6] доказывается, что формируемые компетентности обладают рядом характерных признаков:
— они многофункциональны, поскольку могут реализоваться в повседневной жизни обучающегося для решения различных проблем и профессиональных задач, а также для исполнения социальных ролей;
— они интегративны, надпредметны и междисциплинарны, т.е. способствуют формированию у обучающихся системности знаний, раскрытию ими смысла объективных связей, существующих в природе и обществе, развитию самостоятельности в накоплении и осмыслении новых знаний и обеспечивают возможность использования знаний в других учебных и жизненно реальных, в том числе и профессиональных ситуациях;
— они личностно-ориентированы, т.е. обеспечивают дальнейшее интеллектуальное развитие обучающегося, его мышление, самооценку, саморефлексию;