УДК 378.1; 371.3
Н. А.Чурин, студент 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, Российская Федерация
НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ
КАЧЕСТВА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ ПО ФК
Аннотация
В статье определены понятия «педагогические условия», «педагогические условия оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций», представлены и описаны педагогические условия оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций в структуре изучения педагогических дисциплин и прохождения педагогической практики будущими педагогами по ФК.
Ключевые слова
Гуманизм, культура самостоятельной работы, моделирование, нормальное распределение
способностей, педагогическая методология, педагогически условия, предметно-педагогические презентации, научно-практические конференции студентов.
Определение педагогических условий в модели профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов по физической культуре является неотъемлемой частью формирования профессионально-педагогических компетенций студентов-бакалавров, для этого определим работы [1-11] в качестве базы и ресурса построения логики и возможностей определения педагогических условий оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре.
Педагогические условия - это основные положения, выполнение которых предопределяет повышение или сохранение определенно высокого качества педагогической деятельности в определении и исполнении различных направлений профессионально-трудовых функций педагога.
Педагогические условия оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре - это совокупность положений современной теории управления педагогическими системами, обеспечивающих получение оптимально высоких результатов в использовании и моделировании предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре.
Выделим педагогические условия оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по физической культуре (ФК):
1. Сформированность мотивации и целеполагания будущих педагогов по физической культуре в модели оптимизации возможностей развития личности обучающегося средствами физической культуры и спорта, новых информационных технологий и научно-технического прогресса.
Мотивация и целеполагание обеспечивают личности построение матрицы развития личности, в основе которой две составляющие - материальные и духовные ценности способствуют получению тех или иных продуктов ведущей деятельности и хобби.
2. Реализация идей гуманизма и здоровьесбережения в личной практике, в практике организации педагогического взаимодействия с обучающимися и их родителями, где предметно-педагогические презентации играют роль средств фасилитации усвоения доказываемых и пропагандируемых истин гуманно-личностных отношений и пропаганды здорового образа жизни.
Гуманизм как ценность человеколюбия в системе идей и практики здоровьесбережения является страховкой личности и общества в постановке и верификации качества решения мультисредовых противоречий, обеспечивающих целостное, всестороннее развития личности обучающегося и системы социально-образовательных отношений.
3. Своевременная система поощрения и коррекции продуктов педагогического взаимодействия в ресурсах постановки и верификации качества решения задач развития и оздоровления личности обучающегося на занятиях физической культурой и внешкольном воспитании в спортивных секциях и клубах, дворцах спорта детей и юношества и детско-юношеских спортивных школах.
Данное положение определяется нормами культуры и деятельности, в структуре которых каждая работа должна быть отмечена или оценена в системе продуктов и объектов культуры, науки, искусства, спорта и пр.
Для этого существует материальное и морально-нравственное поощрение. К моральному поощрению относятся благодарности. К материальному поощрению относятся премии и гранты. К комбинированному относятся различные конкурсы и смотры, программы и соревнования, в которых за участие определяется и материальное, и моральное стимулирование.
В структуре сформированности внутренних мотивов внешнее поощрение не играет уже сверхсущественной роли, т.к. сам процесс занятия физической культурой и спортом, моделирования и апробации моделей программ, форм, инноваций в структуре любой составной профессионально-педагогической деятельности (в том числе и моделирование предметно-педагогических презентаций) приносит удовольствие от получаемых продуктов развития личности обучающегося, его гармонизации отношений со средой и формами саморазвития и самореализации.
Это положение не отрицает, что за педагогическую деятельность учителя должно быть им получено материальное вознаграждение за заработанный труд. Все системы бесплатного труда в практике соблюдения норм этики и права современных государств не могут быть приняты на всеобщее вооружение, т.к. источник развития личности лежит не только в морально-нравственном становлении, но и в соблюдении общепринятых материальных ресурсов поддержки личности - сон, питание, отдых, различного рода и вида безопасность и пр., на что требуются материальные затраты личности.
4. Соблюдение особенностей нормального распределения способностей обучающихся в контексте их уровня развития и здоровья, предопределяющих возможность включения в систему занятий физической культурой и спорта, где предметно-педагогические презентации играют различные роли, детерминированный в соответствии с возможностями личности обучающегося и требований социально-образовательной среды, стимулирующей качество и возможности получения образования в интересах человека и государства.
Возможности учета нормального распределения способностей в моделировании и апробации предметно-педагогических презентаций уникально, т.к. все интересы, возможности, способности, резервы, достижения и прочие новообразования личности в модели деятельности и общения априори распределены нормально (справедливо распределение Гаусса).
В системе организации педагогического взаимодействия обычно выделяют три группы - 1) обучающиеся с высокими и креативными, личностно и социально востребованными достижениями, 2) обучающиеся с какими-либо достижениями в различных областях деятельности и общения, современной системы общего и профессионального образования, 3) обучающиеся, имеющие проблемы в постановке и решении задач развития личности в модели современного образования и самореализации.
Все три группы и направления организации педагогического взаимодействия (обучения и педагогической поддержки) [11] нуждаются в программно-педагогическом обеспечении учебного процесса. Каждая группа имеет свои потребности и возможности в восприятии тех или иных условий и механизмов целостного воспитательно-образовательного пространства, для каждой группы необходимо разрабатывать специальные задания и иллюстрации, выполненные средствами предметно-педагогических презентаций, фасилитирующих восприятие и решение тех или иных воспитательно-образовательных задач.
5. Сохранение приоритетов и направлений развития личности в модели самореализации и самосовершенствования, обеспечивающих многофункциональное развитие личности и полимерную, полисистемную востребованность в различных направлениях социализации и самореализации, где предметно-педагогические презентации определяют круг и возможности интересов, специфику выявления и визуализации продуктов становления и развития, резервов и ресурсов самоутверждения и самосохранения
личности в модели современного образования и профессиональной деятельности.
6. Своевременное формирование потребности обучающегося в непрерывном профессиональном образовании, где включенность личности в проблему получения качественного образования, пополняемого на протяжении всей жизнедеятельности является уникальным резервом личности в ее полисистемной образовательно-трудовой страховке и досуговом саморазвитии и самосовершенствовании, обеспечивающих оздоровление личности и сохраняющих позитивное развитие в многомерных отношениях и направлениях сотрудничества и сотворчества.
7. Формирование потребности обучающегося и педагога в высоких результатах личного труда и взаимодействия в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях.
Все выделенные педагогические условия являются продуктами мыслетворчества и наблюдения, анкетирования и бесед, эксперимента и анализа его результатов в модели профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре.
Список использованной литературы:
1. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Пед. образование», профиля - «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978-5-85117-743-9.
2. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Пед. образование», профиля - «Физическая культура». Новокузнецк: КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
3. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Пед. образование». М.: МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978-5-7262-2025-3.
4. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики»: учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978-5-7262-2022-2.
5. Козырева О.А. Контрольно-измерительные материалы курса "Теоретическая педагогика. Теория обучения": учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100-Пед. образование».М.:МИФИ,2014.44 с. ISBN 978-5-7262-2023-9.
6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами»: учеб.-метод. пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 - Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978-5-7262-2024-6.
7. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: монография. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с.
8. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Souciai Science Jornal. 2014. № 4-1. С.136-142.
9. Козырева О.А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5-85117-239-8.
10. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
11. Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 - Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-496-4.
© Н. А. Чурин, 2015
УДК 379.831
И.В. Шубина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурных технологий Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ГЕНЕРАЦИИ КРЕАТИВНЫХ ИДЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Аннотация
в статье анализируются наиболее эффективные методы и технологии генерации креативных идей в деятельности специалистов социокультурной сферы: «морфологический анализ» («матрица возможностей»), «мозговой штурм», «ловушки для идей», «имидж-стриминг», «4D стимул», синектика, «ментальные карты» («майндмэппинг»), метод «шести шляп», краудсорсинг, бенчмаркинг.
Ключевые слова
креативные идеи, генерация, методы, технологии, социокультурная сфера.
Неотъемлемой чертой деятельности современных организаций является конкуренция. Успешными на рынке социокультурных услуг являются только те организации, которые активно внедряют эффективные новшества и создают устойчивое конкурентное преимущество.
Специалисты социокультурной сферы сталкиваются с необходимостью поиска креативных способов решения возникающих проблем. Уникальность идеи, оригинальность тематики проекта, нестандартный подход к организации тех или иных мероприятий является важной составляющей успеха социокультурной организации и может привлечь большое количество посетителей и заинтересованных лиц.
Разработка креативной идеи подразумевает определение специфических черт будущего проекта и дальнейшее решение актуальных проблем нестандартными способами.
Критериями оценки креативной идеи являются: актуальность и социальная значимость; оригинальность; новизна (новое содержание, сочетание традиционных, инновационных и интерактивных методов, форм, средств социально-культурной деятельности); соответствие достижениям современной науки и техники, успешное применение новейших информационных и мультимедийных технологий; высокая результативность и эффективность; репрезентативность; преемственность (возможность творческого применения другими специалистами в различных социокультурных организациях и учреждениях); перспективность (идея имеет перспективу развития и применения на практике); проработанность и комплексность, выразительность; возможность реализации; экономичность и оптимальность осуществления идеи (оценка идеи с точки зрения соотнесения результатов работы и финансовых, временных, кадровых затрат на эти результаты).
Алекс Осборн выделил следующие этапы генерации креативной идеи: ориентация (выявление проблемы и определение конкретной цели); подготовка (сбор информации, необходимой для решения данной проблемы); анализ (обработка информации и поиск способа решения проблемы); фильтрация (отбор оптимальных идей); инкубация (временная пауза, активизирующая озарение); синтез (объединение «фрагментов мозаики»); оценка (критический анализ разработанных идей) [5, С. 256].
Креативные идеи возникают в результате выявления недостатков и возможностей совершенствования процесса удовлетворения существующих и еще не осознанных потребностей той или иной целевой аудитории. Наиболее важные источники новых нестандартных идей: опыт специалистов социокультурной сферы; отзывы реальных и потенциальных потребителей социокультурных услуг; продукция и услуги конкурентов, в результате анализа которых можно выявить преимущества (для оптимального использования в своей деятельности) и недочеты (подлежащие устранению); статистические данные и специализированная литература, позволяющие оперировать профессиональной информацией.